Супермаркеты и торговые центры
На острове мало больших магазинов. Самый близкий ко мне — ТЦ «Шкиперский Молл». Там есть магазины одежды, продуктов и кинотеатр «Синема 5» — один из двух на острове. Иногда я хожу туда на утренние сеансы за 150 Р: так дешевле. Еще на острове есть торговые центры «Платформа» и «МаксиСопот» с разномастным составом арендаторов.
С продуктовыми магазинами проще: есть все, от «Дикси» до «Азбуки вкуса». Я хожу в «Пятерочку», реже — в «Ленту». Мясо покупаю в фермерских магазинах. Иногда у метро «Приморская» проводят ярмарку белорусских продуктов: там тоже бывает что-то интересное. Сезонные фрукты и овощи стараюсь покупать в лавках у метро или на улице. Продукты там дороже, чем в сетях, зато гораздо вкуснее.
Знаковое место острова — Василеостровский рынок, который считается главной гастрономической точкой Петербурга. Рынок открылся в обновленном формате в 2019 году, став похожим на модный Даниловский рынок в Москве. Здесь можно не только купить продукты, но и посидеть в кафе и ресторанах. А зимой — покататься на коньках. Здесь проводят разные культурные мероприятия. Одно из самых известных — Esquire Weekend. Это фестиваль, посвященный музыке, современным героям и трендам.
На рынке представлены кухни разных стран мира: грузинской, вьетнамской, индийской, армянской, японской, мексиканской, итальянской и других. Я не была в этих кафе, но очень хочу туда попасть. Цены такие же, как в обычных кафе. Например, во вьетнамском кафе «Во» традиционный вьетнамский суп фо-бо стоит 450 Р. Точно знаю, что в кондитерских лавках продают вкусную выпечку: я пробовала круассаны.
Василеостровский рынок — это не то место, где закупаются после работы. Сюда приходят за необычными продуктами — креветками, итальянскими твердыми сырами, красивыми сухофруктами и вином для ценителей. Здесь дорого: если в торговой сети килограмм апельсинов стоит 100 Р, тут его продают за 350 Р. Наверное, тут фрукты втрое вкуснее.
Коротко о Василеостровском районе
Я живу на острове 18 лет. Я никогда не снимала здесь жилье: сначала жила в общежитиях университета, а потом переехала в свою квартиру. Мы не раз думали купить жилье побольше в новостройке, но нас останавливали цены. Планировки тоже не впечатляли, а дома, которые мы смотрели, находились слишком далеко от метро.
Я бы очень хотела остаться на Васильевском острове, но вижу, как он меняется, и меня это очень расстраивает. На мой взгляд, остров планомерно уничтожают. Я люблю Ваську по инерции, хотя он постепенно перестает быть местом, комфортным для жизни.
Вот основные плюсы и минусы Васьки:
- На острове можно жить и работать, не уезжая с него. На местных промышленных предприятиях практически всегда есть вакансии для рабочих и инженеров.
- На Ваське есть культурные пространства, где можно приятно провести время. На острове все в порядке с кафе и магазинами.
- На Васильевском своя особенная атмосфера, а еще богатая история, которую ощущаешь каждый день, живя здесь.
- На намыве, который уже называют Новым Васильевским, остро не хватает социальной инфраструктуры и рекреационных зон. Эти вопросы не решают, зато насыпают новые территории и застраивают их. Дефицит социальной инфраструктуры есть и в старой части острова: если у вас дети, надо внимательно изучить, как далеко от квартиры детсад, школа и поликлиника и насколько легко туда попасть.
- На острове мало парков и скверов. Но можно ездить гулять в другие районы, а еще есть альтернатива — прогулка по Смоленскому кладбищу.
- Василеостровский — густонаселенный район, здесь тесно.
Образование
Детские сады. На Васильевском острове 46 детских садов, и это мало. Мой ребенок сменил три сада за последние три года, и ни один садик не находился во дворе моего или хотя бы соседнего дома.
В садик можно записаться через МФЦ или госуслуги, после этого ребенка ставят в общую очередь.
По закону место в детском саду обязаны дать, когда ребенку исполнилось три года. Но в законе не сказано, где именно должен быть садик, поэтому в три года запросто могут предложить сад на другом конце района — формально все по правилам.
Все вопросы с устройством ребенка в садик в Петербурге решают через районный отдел образования, родители его называют по старинке — РОНО. Обращаться к заведующим самих садов бесполезно: они все равно отправят в РОНО. В РОНО есть график, когда можно звонить и спрашивать, как продвигается очередь.
Я звонила в РОНО по поводу своего ребенка несколько месяцев, и мне отвечали одно и то же: мест нет. Тогда я пошла лично. Мне подтвердили, что мест в полноценный сад с 12-часовым пребыванием нет, но предложили два варианта:
- Короткие творческие занятия с детьми. Ребенка нужно было водить раз или два в неделю в центр допобразования, где с ним будут заниматься час. Маме нужно присутствовать.
- Группу кратковременного пребывания, где дети находятся четыре часа: утром или после обеда. Один раз детей кормят.
Я выбрала второй вариант, несмотря на то, что садик находился от нас очень далеко. Несколько месяцев я возила ребенка на коляске в этот сад, дорога занимала 40 минут. Я пыталась воспользоваться автобусом или троллейбусом, но с ними выходило еще дольше. Ребенок часто болел, поэтому в садик мы ходили нерегулярно.
В три года нам предложили садик в 15 минутах ходьбы от дома и с нормальным графиком пребывания. Мы начали туда ходить, но в новом учебном году пришлось перейти в третий сад. Чтобы остаться в предыдущем, требовалось доказать, что ребенок часто болеет. Мой ребенок болел часто, о чем свидетельствовали справки от педиатра, но оказалось, что все же недостаточно часто, чтобы остаться в этом садике. В итоге мы выбрали другой сад — еще ближе к дому. До садика 12 минут пешком.
Плата за сад зависит от посещаемости. Если принести справку от педиатра по болезни, сделают перерасчет. Мой ребенок часто болеет, поэтому сложно сказать, в какую сумму нам обходится сад. Но обычно это около 1000 Р в месяц, не считая сумм, которые собирает родительский комитет на разные нужды.
Нынешний садик нам нравится, там здоровая атмосфера, для детей проводят дополнительные занятия — приглашают маленькие планетарии и театры. Однако уже второй год в нашей группе работает один воспитатель, которому помогает заведующая. Кажется, такая же проблема есть и в других садиках, ведь помощнику воспитателя в садах предлагают зарплату всего 25 000—30 000 Р. Не думаю, что воспитатель получает намного больше. На родительских собраниях мамы возмущаются, что с детьми занимаются недостаточно. А я думаю, что это невозможно, когда просто нет людей.
На острове есть и частные детские сады, в том числе обучающие по системе Монтессори. Платить в таких садиках нужно от 25 000 до 50 000 Р за месяц. В случае болезни деньги за сад не возвращают даже при наличии справки от педиатра, разве что предложат скидку в следующем месяце. В частных садиках с детьми много занимаются, они даже изучают иностранные языки.
Школы. На острове 36 общеобразовательных школ, шесть из них работают по гимназическим программам, 11 — с углубленным изучением отдельных предметов. Также есть академическая гимназия имени Д. Фаддеева, колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, а также медицинский колледж — все это учебно-научные подразделения СПбГУ.
В 2021—2022 учебном году на острове набрали первый в районе кадетский класс пятиклассников. Он открыт в школе № 16.
Есть на острове и коррекционная школа № 4. Здесь учатся ребята с расстройствами интеллекта и различными формами аутизма. В эту школу приезжают из всех районов Петербурга и даже из других регионов России.
Это обычная школа недалеко от метро «Приморская»
Губернаторский физико-математический лицей с углубленным изучением физики, математики и информатики находится напротив метро «Василеостровская». Это одна из лучших школ Петербурга
Дополнительное образование. Однажды я пошла со своим двухлетним ребенком на занятие в Baby Club. Это сеть клубов раннего развития. До этого я как раз прочитала книгу «После трех уже поздно» президента компании «Сони» Масару Ибуки, где он говорил о важности развития детей до трех лет. Собственно, по этой системе и была разработана программа клуба.
В клубе было приятно и уютно, но детям, которые даже не умели говорить, показывали картинку с нарисованной птицей и повторяли, что это клест. Я не поняла, почему птицу просто не назвали птичкой. Занятие стоило 1000 Р и длилось час. Мы сходили один раз и больше не возвращались: слишком дорого, сложно, к тому же ходить было далеко.
Хотя мой ребенок не ходит в кружки, я постоянно изучаю, что предлагают районные дома культуры и творчества. Знаковый культурный объект на острове — ДК имени Кирова, построенный в 1930-х годах. Кружки сейчас работают там по сокращенному графику, так как дворец реконструируют. Внешне и изнутри он выглядит безжизненным: на первом этаже пустуют просторные холлы, на втором — коридоры.
Дворец сдает часть площадей под фестивали и выставки, а по средам вечером здесь бесплатно показывают фильмы. Администрация города хочет сделать в ДК «Центр развития инноваций», где будут коворкинг, бизнес-центр, зона лабораторий, шоурумы.
На острове есть несколько музыкальных школ. В переулке Каховского расположен Институт музыки театра и хореографии РГПУ имени А. Герцена. Когда я прохожу мимо, всегда слышу звуки фортепиано и вижу в окнах, как проходят уроки хореографии.
На проспекте КИМа, в здании бывшего конструкторского бюро НПП «Сигнал», работает творческое пространство — эколофт More place. Здесь есть мастерские, киностудии, образовательные, музыкальные и спортивные секции. Можно научиться лепить глиняные горшки, заплетать африканские косы и делать натуральные свечи.
На первом этаже здания находится Небольшой драматический театр — НДТ. Я иногда хожу сюда, в том числе на детские спектакли. Это камерный театр на 75 мест с уже знакомыми и полюбившимися актерами. Мы были там на спектакле «Волшебник страны Оз» — ребенок остался доволен. Билет стоил 800 Р, причем цена одинаковая для взрослых и детей.
Спорт. У нас неспортивная семья, поэтому о спорте на острове я могу сказать мало. В 2011 году я год ходила в фитнес-центр «Спарта» на балет, но после смены преподавателя оставила занятия. Также я нерегулярно ходила в бассейн на улице Гаванской. Это специальное заведение для детей с поражением опорно-двигательного аппарата, но есть график, когда в бассейн могут ходить все желающие. В бассейне четыре дорожки длиной по 25 метров и глубиной от 1 до 1,4 метра. Разовое посещение стоит 400 Р.
Муж также ходил в бассейн спортивного клуба «ВМФ». Это большой бассейн с восемью дорожками длиной по 50 метров и глубиной от 2 до 6 метров. Не знаю, как там сейчас, но раньше было грязно: муж рассказывал, что все время боялся подхватить в душе грибок. Абонемент в большой бассейн сейчас стоит 3600 Р: это четыре занятия в месяц вместе с тренером.
Для детей на Васильевском есть специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва. Здесь учат баскетболу, волейболу, шахматам, дзюдо. Еще одна спортивная школа — № 2 на Наличной улице. Здесь занимаются легкой атлетикой, футболом, настольным и большим теннисом, бадминтоном и акробатическим рок-н-роллом. А в Центре физической культуры, спорта и здоровья преподают хоккей с шайбой, футбол, фигурное катание, танцевальный спорт, фитнес-аэробику, спортивную аэробику, легкую атлетику, занимаются адаптивной физкультурой, настольным теннисом, полиатлоном.
Студенческая жизнь. На острове много вузов: Санкт-Петербургский государственный университет — СПбГУ, Горный университет, Морская академия имени адмирала Макарова, педагогический университет имени Герцена, Академия художеств, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при президенте РФ. Всего на Ваське более 50 вузов и факультетов. Ежедневно на острове учатся 55 000 студентов.
Из 27 учебно-научных подразделений СПбГУ на острове находятся 17. Также на Васильевском восемь общежитий университета. В двух из них я жила — на улице Кораблестроителей, или «на Кораблях», как говорят студенты, и на улице Шевченко. Я прожила в общежитиях пять лет, сменив за это время четыре комнаты.
Раньше можно было написать заявление на факультет о том, с кем хочешь жить в общежитии. Но на моей памяти эти пожелания никогда не учитывали, селили студентов как придется. Первые годы я, студент-международник, жила в блоке с журналистами, менеджерами и социологами. А ближе к концу обучения — только с журналистами.
«Корабли» — это общежитие блочного типа. Блок — это фактически квартира из двух комнат с общей маленькой кухней, которая совмещена с коридором. В блоке также есть раздельный санузел. На этаже находится несколько блоков, они друг напротив друга вдоль длинного коридора. На первом этаже общежития есть прачечная. На втором — столовая, место для игры в настольный теннис и диван, чтобы просто посидеть. Так все было при мне. Не знаю, так ли там сейчас.
От съезда к съезду
Смольный пытается ускорить строительство новых съездов с Западного скоростного диаметра. По-хорошему их следовало вводить еще несколько лет назад, вместе с магистралью. Ведь из-за отсутствия этих развязок город вынужден переплачивать своему партнеру по эксплуатации магистрали миллиарды рублей, полагают эксперты.
ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ИНТЕРПРЕСС
На ЗСД планируется создать три новые развязки. Две из них расположатся на северном участке. Так, съезд на Шуваловском проспекте разгрузит единственный существующий ныне полноценный съезд (на Богатырском проспекте) среди застройки Приморского района. Улучшится и связь скоростной магистрали с «Лахта-центром», до которого будет пробит Шуваловский. По этой развязке предстоит еще провести публичные слушания. Они запланированы на середину лета. Другая развязка, на Новом шоссе, улучшит связь ЗСД с поселками Песочный, Левашово и Белоостров. По ней не позднее июля нынешнего года планируется оформить разрешение на строительство.
Третью развязку разместят на центральном участке ЗСД — в районе Шкиперского протока. Она позволит отводить транспорт на Большой проспект Васильевского острова, а также на намывные территории. Эта развязка, кроме того, разгрузит уже существующий съезд на Васильевский остров — на Наличную улицу. C развязкой на Шкиперском, правда, возникли сложности: в минувшем году для ее строительства пришлось уточнять состав объекта культурного наследия федерального значения «Галерная гавань гребного порта». Как сообщили в аппарате профильного вице-губернатора, историко-культурная экспертиза по этому проекту уже готова и направлена в комитет по охране памятников. Это согласование вскоре планируется получить, после чего займутся согласованием проекта планировки. Завершить же строительство этого съезда и ввести дорогу в эксплуатацию планируют в декабре 2020 года. Проектированием всех трех развязок занимается институт «Стройпроект», сообщил генеральный директор компании «ЗСД» Константин Попов.
Профессор кафедры транспортных систем Архитектурно-строительного университета Андрей Горев в разговоре с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» высказал мнение, что все упомянутые развязки следовало не откладывать на потом, а построить вместе с самой дорогой. Ведь их необходимость изначально была доказана путем моделирования транспортной ситуации и другими исследованиями.
Попытка Смольного ускорить строительство развязок теперь понятна. Ведь речь идет не только о неудобствах петербуржцев и перегруженности существующих съездов. По словам Горева, город теперь вынужден ежегодно выплачивать акционерам Западного скоростного диаметра около 5 миллиардов рублей недополученной прибыли. Это происходит из-за того, что трафик на ЗСД оказался ниже заявленного в финансовых обязательствах, пояснил эксперт. Многие люди не спешат платить за ЗСД, поскольку не горят желанием стоять в пробках на существующих развязках.
Положение усугубляется низкой дисциплиной водителей: «хвост» на поворот направо зачастую стоит не в один ряд, как положено по правилам, а растягивается чуть ли не на всю ширину дороги. После того как плату за проезд подняли, ситуация несколько изменилась. Но рост тарифа не лучшее решение. Ведь часть водителей просто отпугнули, и, например, на Петроградской стороне вновь усугубились пробки.
И все равно выходит, что город, по сути, спонсирует каждую поездку по ЗСД. Причем эта субсидия примерно в три раза больше, чем на каждую автобусную поездку. И в семь раз больше, чем деньги, выделяемые из бюджета на каждую поездку горожан на метро. «Я специально исследовал этот вопрос, перерыл массу документов и другой информации», — добавил эксперт, назвавший такую ситуацию ненормальной.
Профессор пришел к выводу, что дорога оказалась недостаточно загружена из-за отсутствия на ней части предусмотренных проектом съездов. «Нельзя построить дорогу и не обеспечить к ней подъезды. Зачем тогда она нужна?» — задается вопросом Горев. Были бы развязки — не появились бы огромные выплаты.
Строительством съездов с Западного скоростного диаметра занимается город, поэтому формально с инвесторов здесь спроса нет. Город, увы, неудачно решил сэкономить и теперь переплачивает. «С другой стороны, и концессионер мог бы эти деньги — 5 млрд рублей — направить на организацию съездов. Ведь если бы они были построены, то по дороге поехали бы больше людей и прибыль самого концессионера возросла», — рассуждает Горев.
Автомобильный эксперт Дмитрий Попов согласен с тем, что строительство новых съездов может повысить привлекательность ЗСД (правда, надо считать, на сколько). Он анализировал ситуацию в Василеостровском районе, где сегодня существует только одна развязка с магистралью — на набережной Макарова. «Смысл ЗСД теряется, поскольку мы попадаем в бутылочные горла на Васильевском. Зачем ехать по платной дороге, если все равно приходится потом стоять?» — задается вопросом Попов. Конечно, новые съезды нужно было строить раньше. И чем скорее их введут, тем лучше. «Следует помнить и о том, что транспортная картина Василеостровского района в ближайшее время будет сильно меняться именно в контексте ЗСД — из-за ввода новой части набережной Макарова и моста через остров Серный», — напомнил эксперт. По-видимому, усилится поток транспорта между магистралью и Петроградским районом, что увеличит нагрузку на съезд.
В свою очередь транспортный аналитик Владимир Валдин, который выступает за развитие общественного транспорта, считает нужным ограничиться модернизацией существующей развязки ЗСД с Приморским шоссе. Напомним, съезды там сделаны не во все стороны. Эта развязка не создаст «дополнительного давления на городскую территорию» (то есть не превратит существующие городские улицы в неудобные для пешеходов дороги). «Основные точки формирования потоков ЗСД уже охватывает», — полагает Валдин. При этом эксперт признает, что на существующих съездах образуются пробки. Но они, по его мнению, будут расти везде, где появляется съезд с магистрали в плотную городскую застройку. Поэтому чем меньше таких съездов, тем лучше. «Мне кажется, что эта история с выплатами города в пользу концессионера говорит не о том, что что-то недоделали, а о другом: по большому счету все такого рода крупные транспортные инфраструктурные проекты сами по себе едва ли могут быть прибыльными. Выйти на реальную самоокупаемость без потерь города здесь невозможно, поскольку все это стоит очень дорого», — заключил Валдин.
Промышленные инвесторы Петербурга получат участки земли по льготной цене
Промышленные инвесторы на территории Петербурга смогут получить земельные участки по сниженной цене целевым назначением для строительства производственных объектов. Соответствующее решение было принято в Смольном для стимулирования инвестиций в городе.
ФОТО пресс-службы Смольного
Инвесторам, заинтересованным в реализации масштабных проектов, земельные участки будут предоставляться без торгов по символической цене 1 рубль за квадратный метр в год — на период проектирования и строительства объекта производственного назначения.
— В условиях санкций особенно важно поддержать инвесторов, которые намерены строить новые промышленные объекты. Спрос на землю с их стороны есть. В работе сейчас находится уже порядка десяти инвестиционных проектов в различных отраслях обрабатывающей промышленности. Многие из них направлены на выпуск импортозамещающей продукции, — пояснил губернатор Александр Беглов.
Новая мера поддержки будет доступна для петербургских инвесторов, реализующих на территории города проекты в сфере обрабатывающего производства. Размер вложений должен составлять не менее 350 млн рублей, а срок реализации — не превышать пяти лет. Ожидается, что такие меры поддержки помогут в создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест.
Правительство города также утвердило проекты планировки территории, касающиеся улично-дорожной сети Северной столицы. Так, в Приморском районе проспект Авиаконструкторов продлят на пятьсот метров от Верхне-Каменской улицы до реки Каменки. Будет построена четырехполосная магистральная улица с остановками общественного транспорта, тротуарами и велодорожками. Проектирование предусмотрено в рамках адресной инвестиционной программы Петербурга. Завершить строительство планируется в 2024 году.
А в Красносельском районе улицу Спирина продлят от улицы Освобождения до улиц Голубко и Рябчикова, Братошинскую — от Ивангородского проспекта до Новой улицы. Протяженность нового участка улицы Спирина составит более восьмисот метров, здесь появятся три автобусные остановки и разворотное кольцо. Братошинскую улицу продлят на шестьсот метров и обустроят на ней велодорожку.
Реализация объекта запланирована за счет средств бюджета Петербурга в рамках адресной инвестиционной программы. В настоящее время ведется подготовка проектной документации.
Два пешеходных перехода появятся в Красногвардейском районе в непосредственной близости от крупного транспортно-пересадочного узла — Ладожского вокзала и вестибюля станции метро «Ладожская».
Кроме того, Смольный утвердил комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа в 2022 – 2024 годах негосударственных организаций социальной сферы к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Документ разработан в рамках реализации аналогичного федерального комплексного плана и содержит 27 мероприятий.
По словам губернатора, в Петербурге существует развитая сеть негосударственных организаций, оказывающих услуги гражданам наряду с государственными — в сфере социального обслуживания, образования, культуры. Им предоставляются субсидии и гранты, но нужно обеспечить и равные условия доступа на рынок социальных услуг. Этой цели и послужит комплексный план.
К организациям, которые смогут рассчитывать на государственную поддержку, теперь относятся не только социально ориентированные НКО, но и субъекты малого и среднего предпринимательства, оказывающие услуги в сфере социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также молодежной политики. Утверждение комплексного плана должно повысить качество, доступность и разнообразие социальных услуг, а также эффективность использования бюджетных средств.
Утвержден на заседании городского правительства и проект перспективного транспортного развития муниципального округа Гавань в Василеостровском районе. Проектом планировки территории предусматривается размещение вестибюля станции «Гавань» с наклонным ходом и переходным коридором. Проектируемый вестибюль относится к Лахтинско-Правобережной линии метрополитена. Выполнение проектных работ на этом участке в соответствии с адресной инвестиционной программой предусмотрено на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.
Приняли в Смольном и еще одно решение. К 2026 году ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проведет реконструкцию Центральной станции аэрации со строительством двух дополнительных линий сжигания осадка, а также вспомогательных сооружений: насосной станции технической воды и автоматизированной газовой котельной в Кировском районе по адресу: Белый остров, 1. Это позволит заменить находящиеся в эксплуатации с 1997 года мощности по сжиганию осадка сточных вод.
По словам градоначальника, Центральная станция аэрации — это первый крупный комплекс очистных сооружений Петербурга. Данный проект решил многие экологические проблемы Северной столицы, и его модернизация важна для дальнейшего развития коммунальной инфраструктуры.
Также в 2025 году на улице Калинина в промзоне рядом с ЗСД появятся новая трансформаторная подстанция и здание распределительного пункта ПАО «Россети Ленэнерго». Это обеспечит эффективное энергоснабжение как жилых районов, так и инфраструктурных объектов.
Кроме того, на совещании одобрено строительство крытого спортивного комплекса в Невском районе на Народной улице. Комплекс с футбольным полем и трибунами для зрителей на 550 мест планируют построить к 2025 году. По завершении строительства инвестор передаст городу нежилые помещения площадью не менее 100 кв. метров. Они будут закреплены за Центром физической культуры, спорта и здоровья Невского района.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07. 2022 под заголовком «Земельный стимул для инвесторов».
Как появился Василеостровский район
Васильевский остров — один из самых маленьких по площади районов Петербурга. Он состоит из двух крупных островов — Васильевского и острова Декабристов, который раньше называли Голодай. Острова разделены рекой Смоленкой. Также к району относится небольшой Серный остров, где никто не живет. На Серном острове есть два моста — Серный и мост Бетанкура, которые соединяют Ваську и Петроградский район.
На самом деле Васильевский остров — это не один, а два острова, которые омывают Нева и Финский залив
Застройка острова началась в 1710 году по приказу Петра Первого. Тогда на Ваське построили первое каменное здание во всем Петербурге — Меншиковский дворец.
История острова неразрывно связана с водой. О близости моря говорят даже названия улиц: Гаванская, Мичманская, Весельная, Парусная, Капитанская. Море затапливало Петербург 308 раз, и Васильевскому острову всегда доставалось. Первое наводнение произошло в 1703 году, тогда вода поднялась на два метра выше обычного уровня. А катастрофических наводнений в истории Петербурга было три — в 1777, 1824 и 1924 годах.
Только в 2011 году появилась дамба — через 32 года с начала стройки. Как подсчитали эксперты, за десять лет дамба предотвратила 26 наводнений и сэкономила 123 млрд рублей, полностью себя окупив.
Особенность острова в его геометрии. На Васильевском три проспекта — Большой, Средний и Малый. Они идут параллельно друг другу, и их названия отражают ширину. Перпендикулярно проспектам и параллельно друг другу идут еще 30 улиц, которые называют линиями. Первая линия называется Кадетской, у остальных 29 просто номера. На одной улице находятся сразу две линии. Строго говоря, линия — это не улица, а только ее половина.
На острове пять муниципальных образований. Это муниципальное образование «Гавань», оно находится на первом этаже обычного жилого дома на улице Шевченко
При наводнении 1924 года вода поднималась до уровня белой таблички
Смольный закатывает парк «Заросли» в асфальт. Магистраль победила зелень в сознании чиновников
Несмотря на победу экологической идеи в проекте «Твой бюджет», у связанной с ней концепции парка «Заросли» на Васильевском острове мало шансов. Если чиновники не услышат горожан и проектировщиков.
Авторы концепции парка «Заросли» на Васильевском острове готовят предложения по корректировке проекта Генплана. Если Смольный и Заксобрание проигнорируют это предложение, вместо зеленого пространства на набережной Макарова появится большой мост через Смоленку. Вопреки ожиданиям чиновников, транспортные проблемы он не решит, констатируют эксперты.
В конце декабря власти опубликовали проект нового Генплана Петербурга, который еще только предстоит обсудить с общественностью и утвердить. В нем от старого остается проект моста через реку Смоленку, который соединит разорванную пока набережную Макарова. Сейчас объект в зоне «У» (зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения), а станет зоной ТИ (инженерная и транспортная инфраструктура). Территория захватывает часть зоны, которую горожане присмотрели под размещение парка. И даже успели выбрать ему неофициальное название — «Заросли».
О том, что городские власти двигаются по своему «транспортному» пути и не обращают внимание на пожелание горожан, свидетельствует еще один документ. В конце декабря комитет по градостроительству и архитектуре издал распоряжение о разработке проекта планировки территории (ППТ) для линейного объекта «набережная Макарова от 2-й линии Васильевского острова до моста через остров Серный». ППТ четырехполосной магистрали должен появиться до 20 июня 2023 года.
Между тем эта территория играет противоположную — «зеленую» роль в другом детище Смольного. В 2021 году в рамках проекта комитета финансов «Твой бюджет» о соучастном бюджетировании победило предложение основательницы «Деревьев Петербурга» Марии Тиники — создать базу флоры и фауны берегов Смоленки. Предполагалось, что это — один из этапов для получения статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ). Для этого необходимо описать его ландшафт.
«Я уже несколько раз пыталась вносить эту территорию в ЗНОП (зеленые насаждения общего пользования. — Прим. ред. ) на общественных слушаниях. Также не работает. Вынесли на комиссию, но еще, видимо, не рассмотрели. Моя инициатива начнется в этом году, но это не означает автоматом признание ООПТ. Это для осознания чиновникам, что она в принципе есть в городе. Что берега рек нельзя продолжать бетонировать», — прокомментировала Тиника свой проект.
Идея парка «Заросли» родилась, когда на локацию вдоль набережной Макарова и берегов около истока реки Смоленка обратили внимание разрозненные городские активисты, местные жители, урбанисты и депутаты, вспоминает один из авторов депутат МО «Остров декабристов» и один из соавторов «Зарослей» Леонид Андрухов. «Родилось понимание, что место классное, потенциал огромный, но планируется дорога. И хотелось с этим что-то сделать», — говорит он. Позднее «Городские проекты» в Петербурге, в то время, когда Андрухов руководил региональным отделением, провели конкурс проектов, и эта локация попала в тройку победителей. После этого фонд взял историю в разработку и выделил деньги для подготовки концепции территории как некого общественного пространства.
После ряда встреч с инициативной группой архитектор Ашот Карапетян подготовил концепцию. Название «Заросли» появилось в процессе, как и логотип. В этой локации стали собираться горожане — там проводили различные неформальные мероприятия. В рамках одного из проектов «Росмолодежи» в «Заросли» приезжали студенты-волонтеры — строить скамейки-габионы. «Место живет. Сейчас, зимой, не так сильно, как только потеплеет, жизнь вернется туда и продолжится обустройство горожанами парка, движуха», — надеется народный избранник.
Через платформу «Городских проектов» горожане отправили губернатору Александру Беглову без малого четыре тысячи обращений с просьбой отдать территорию под парк. Вместо градоначальника заявителям отвечал комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который, по словам Андрухова, констатировал, что в этой локации планируется все же развивать транспортную инфраструктуру. Также КРТИ утешил заявителей, что с зеленью на острове якобы все неплохо, норматив соблюдается. «А люди такие: «В смысле? Зеленый район?» Наш единственный парк — это Смоленское кладбище», — комментирует депутат. Однако чиновники похвастались обустройством сквера «Осенний марафон» на улице Кораблестроителей (до него от истока Смоленки пешком около 50 минут) и посоветовали за культурной программой ходить на стрелку танцевать и слушать классическую музыку в Румянцевском саду.
«То, что транспортная нагрузка уменьшится, в ответе подразумевается само собой», — рассказал Андрухов.
Впрочем, Генплан в Петербурге принимается в виде закона. Таким образом, если к нуждам петербуржцев и аргументам экспертов не прислушается Смольный, аналогичный шанс оправдать звание народных избранников есть у депутатов Законодательного собрания.
«Мы еще поборемся за изменение Генплана. К общественному обсуждению мы будем предлагать свою инициативу. Надеемся запустить общественную кампанию», — сообщил депутат.
Группа активистов готовится ответить на письмо КРТИ — потребовать расчеты в обоснование, что автомагистраль в этом месте действительно необходима. К слову, самим сторонникам парка есть на что ссылаться в качестве аргумента в пользу своей позиции. Бюро транспортного планирования OTS Lab провело свое исследование, смоделировало дорожную ситуацию после строительства продолжения набережной и сравнило с нынешней ситуацией. Вывод: время поездок для петербуржцев останется неизменным, а новая дорога подарит горожанам новые заторы и увеличит уже имеющиеся.
«В том виде, в каком транспортный каркас видят власти, этот участок не то чтобы необходим, но является завершающим с точки зрения скоростных обходов Васильевского острова — это прямой выход на стрелку с ЗСД. С другой стороны, у нас почему-то считается, что набережные должны обязательно быть отданы автомобилям, а не людям», — констатирует собеседник.
Эксперт обрисовал существующую картину: набережные всех крупных рукавов Невы (за исключением промзоны участка в районе метро «Елизаровская») — мертвые, неинтересные ни туристам, ни горожанам, и зачастую вообще недоступные локации, которые не являются городской средой.
«Широченные асфальтовые поля, причем сделанные по лекалам скоростных бессветофорных трасс, которым в центре города вообще глобально не место. У нас из городского пространства в историческом центре делают магистрали, которые невозможно пересечь. На мой взгляд, это глубинное непонимание города и потребностей жителей. В этом смысле в текущих реалиях, может, это крайняя и деструктивная позиция, но я категорически против этого объекта. Просто потому, что я знаю, как он будет реализован», — говорит эксперт.
Он напомнил, что проект планировки территории по сути — это обоснование «красных линий», то есть максимальных габаритов объекта во всей перспективе его существования на 20–30–100 лет. Но власти и застройщики идут по пути наименьшего сопротивления и строят по максимуму, который позволяет ППТ, даже если такой потребности реально нет. Ярким примером является Парфеновская улица (в новом жилом квартале рядом с Варшавским вокзалом). Она тупиковая, но имеет по три полосы в каждую сторону. Хотя очевидно, что ее можно было бы сделать уже и навести зеленую красоту на оставшемся пространстве.
«Город, особенно центр, — это набор бутылочных горлышек, поэтому он стоит всегда. Вместо того, чтобы сделать ламинарный поток, который едет по узкой проезжей части со стабильной скоростью, у нас делают самогонный аппарат: широко-узко, широко-узко. Сконденсировали пробку, потом ее выпускаем по капельке», — констатирует эксперт. Пример такого бутылочного горлышка — площадь Восстания: когда широкие магистрали приводят в точку, которая не может их переработать. В принципе, так и на Макарова — мы приводим широченную набережную к Тучкову мосту. Он и так стоит — будет стоять еще лучше.
В самом комитете финансов (а «Твой бюджет» — детище именно этой структуры) прокомментировали, что инициатива Марии Тиники будет рассмотрена по плану, вопрос разработки ППТ набережной Макарова комитет проверяет.
Ирина Корбат, «Фонтанка. ру»
КонструкцияПравить
Вид на мост со стороны Васильевского острова, июль 2018 года
Панорама моста и участка ЗСД
ИсторияПравить
Дорога через Серный остров обретает конкретные очертания. Работу дорожников могут оценить автомобилисты, регулярно проезжающие по Уральской улице. Ещё более впечатляющая картина предстаёт с высоты птичьего полёта, куда поднялся «Водитель Петербурга», чтобы показать своим читателям рождение нового моста. Это один из стратегических объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года, а значит, должен быть построен к лету.
В Петербурге продолжается строительство дороги и моста через остров Серный. Новая переправа – один из стратегических объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года. А значит, должна быть построена к лету.
По наблюдению автомобилистов, регулярно проезжающих по Уральской улице, дорожники серьезно продвинулись в своих трудах. В частности, уже видны очертания новой дороги. В этом убедился корреспондент «Водителя Петербурга».
Напомним, что 11 апреля 2017 года в русловую часть Серного моста был установлен последний блок. Со строительством возник ряд проблем. В частности, проект возведения переправы пришлось снова менять. Изначально он был разработан в 2005–2007 годах, корректировка была сделала в 2013-2014-м. Но новый закон о границах зоны охраны культурных объектов в Петербурге привел к тому, что высоту пилонов пришлось снизить в два раза – до 44 метров.
В рамках строительства переправы был снесен старинный дом на Ремесленной, 3, который, по мнению чиновников, не относился к числу исторических.
Строят мост через остров Серный уже с десяток лет. В 2008 году тендер на постройку стоимостью 10 миллиардов рублей выиграл «Мостоотряд-19». Из-за кризиса проект заморозили и хотели возобновить в 2012 году. Но в городе сменился губернатор: в Смольный пришёл Георгий Полтавченко, и от строительства отказались. Тогда чиновники посчитали, что мост будет неэффективен с транспортной точки зрения.
Впоследствии администрация передумала – мост попал в программу подготовки к мундиалю. Помимо Серного моста, пробивают набережную Макарова на участке от ЗСД до новой переправы.
Согласно проекту, мост через Серный остров выйдет на Петровский остров. Оттуда автомобилисты поедут на Петроградскую сторону. В рамках контракта на сумму чуть меньше 9 миллиардов рублей должна появиться переправа через реку Ждановку.
Длина моста через Малую Неву составит около 1 километра. На новой дороге будет шестиполосное движение, тротуар и велополоса.
Напомним, в связи со строительными работами с 11 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года ограничивается движение транспорта по Уральской улице от Железноводской улицы до набережной реки Смоленки, включая перекрёсток с Железноводской улицей.