С момента запуска Западного скоростного диаметра (ЗСД) — крупной автомагистрали, проходящей через весь Петербург, — жизнь на Канонерском острове изменилась кардинально: из тихого обособленного микрорайона он превратился в одно из самых шумных мест города. Тем не менее жители Канонерки не хотят покидать остров и отстаивают свои права всеми доступными способами. «Такие дела» пообщались с активистами из самого ближайшего к ЗСД дома, которые 24 часа в сутки проводят под гул автострады.
Этот пост адресован в основном пикабушникам Питера, но может пригодится и гостям города, чтоб не влететь в ту же ситуацию что и я. И я не поныть хочу, а как-то поучаствовать в решении проблемы.
Необходимо было проехать по ЗСД от Приморского проспекта на юг до Кировского района, навигатор проложил маршрут, согласно которому нужно заехать на ЗСД, сразу же развернуться и потом уже проехать заветные 15 км.
Только свернув с Приморского проспекта на ЗСД сразу уткнулся в пункт оплаты, других вариантов проезда не было. Пока стоял в очереди думал, ну мало ли, может предоплатная система, и надо заплатить перед поездом. Оказалось нет, просто въезд на платную дорогу организован ДО пункта оплаты, а не после. Тем не менее, за 100-200 м дороги с меня требуют 200 руб. На моё объяснение, что я только въехал и даже ещё не начал пользоваться услугами ЗСД положили болт.
Ну ладно, допустим, заплачу, неприятно, но может и правда сам дурак. Плачу, сразу же разворачиваюсь метров через 30 единственным возможным способом чтобы ехать на юг (не съезжая с ЗСД, разворот сразу за пунктом оплаты). Однако снова утыкаюсь в новый пункт оплаты, и по-другому проехать просто нельзя. Снова просят 200 руб.
Это уже начинает раздражать. Объясняю, что я только что въехал на ЗСД, показываю чек, что я уже один раз оплатил мзду на ровном месте, и было это 1 минуту назад. Что я физически за это время не мог хоть сколько-то проехать по их чудесной платной дороге. Но нет, пропускать бесплатно отказываются, разве что говорят «звоните ИМ и разбирайтесь, нас не волнует, думать надо как маршруты прокладывать, у нас на сайте вся информация по тарифам есть». Из диалога косвенно следует, что проблема регулярная. Плачу ещё 200 рублей.
Потом еду 15 км и плачу уже 200 руб. за реальное использование ЗСД. В результате за въезд на дорогу (примерно 200-300 м пути) пришлось заплатить 400 руб. , и за сам путь (15 км) – 200 руб. И это прям безумие.
Кто постоянно пользуется услугами ЗСД, расскажите, это что вообще было? Это мне не повезло и один участок такой кривой, или вся платка сделана через жопу?
Пока разбирался с ситуацией поглядел как устроена дорога, и даже сейчас есть возможность с помощью лёгких ограждений реализовать справедливую оплату (то есть бесплатный проезд через пункты оплаты для тех кто заезжает с Приморского проспекта), но годами происходит вот так как я описал.
Может проблема уже поднималась, и я просто был не в курсе? Или подскажите в какое спортлото писать, чтобы исправить эту дикость? Ну просто стыдно за такое.
История строительства Центрального участка Западного Скоростного Диаметра — одного из самых сложных проектов, реализованных в Санкт-Петербурге. Новая скоростная автомагистраль проходит буквально по земле, над землей, под землей, над водой и под водой.
Активная работа над реализацией проекта Западного Скоростного Диаметра стартовала еще в середине 90-х годов — а именно в 1996 году началась разработка проекта новой скоростной магистрали. После утверждения проекта и всех необходимых формальностей в 2005 году было начато строительство первой очереди будущего диаметра. Но лишь в 2011 году был объявлен конкурс на строительство центрального участка Западного Скоростной Диаметра — участка о строительстве которого пойдет речь ниже. Сам по себе проект центрального участка являлся одним из самых трудновыполнимых и масштабных в истории Санкт-Петербурга. Трасса проходит буквально на земле, над землей, под землей, над водой и под водой — более 60% дорожного полотна предстояло построить на искусственных сооружениях, включая 3 моста (2 из которых вантовые).
ВСЕГО 10 СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В 4 РАЙОНАХ ГОРОДА,
БОЛЕЕ 5500 ЧЕЛОВЕК ЗАДЕЙСТВОВАНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
БОЛЕЕ 450 СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ,
66 СУБПОДРЯДЧИКОВ (В Т. 7 ЗАРУБЕЖНЫХ).
Двухъярусный мост через Морской канал
Строительство преимущественно состоит из 2-ух этапов. Первый из них — это сооружение временный рабочих платформ или своеобразной эстакады, с помощью которой будут возводиться опоры моста. Когда опоры будут установлены, в ход пойдет второй этап, который именуют «надвижкой» — металлические пролеты собираются в секции и кладутся на специальные перекаточные устройства, а потом с помощью гидравлических домкратов выталкиваются вперед и соединяются со парой опор впереди. Таким образом собирается подходной мост и сама двухъярусная ферма.
Двух-этажная развязка проходит аккуратно над Канонерским островом, над жилыми домами, часть из которых пойдет под расселение.
Вот такой вид с Канонерского острова открывается на магистраль.
Вид из окна пятиэтажки.
Высота фермы 52 метра, а длина центрального пролета над Морским Каналом составляет 168 метров, при общей протяженности на 760 метров.
Мост подхода на закате.
Вантовый мост через Корабельный фарватер.
Общая длина моста — 622 метра, а длина центрального пролета 320 метров. Подмостовой габарит 35 метров.
А высота пилона 125 метров.
Вот такой вид открывается на Васильевский остров с пилона моста. Морской вокзал и створ Большого Проспекта.
В устье реки Смоленки дорога проходит сквозь туннель, который местные жители окрестили, как Новосмоленский. Главная его особенность — наличие не только искусственного, но и естественного освещения, получаемого при помощи множества световых окон. Длина туннеля 400 метров, а глубина залегания 13 метров.
На Васильевском острове близ жилых домов трасса проложена в выемке, тем самым опустившись ниже уровня земли. Через нее перекинуты 2 автомобильный моста и 2 пешеходных, давая свободный доступ к заливу и жилым комплексам на насыпи.
Вантовый мост через Петровский фарватер.
Высота пилона — 125 метров.
А подмостовой габарит 25 метров.
Длина центрального пролета — 240 метров.
Сегодня погуляем по Канонерскому острову, который располагается в западной части Питера.
С этим островом я познакомился осенью 2017-го года, до этого нелегкая меня туда не заносила, хоть и жил я в Питере уже пятый год. Если честно, этот райончик мне понравился своей атмосферой безысходности с примесями Детройтского гетто.
Заброшенные дома не вызывали никаких вопросов из разряда «А почему?», видимо, воспоминания о родном провинциальном городке говорили, что это норма.
Но 90-е и бедность страны тут оказалась ни при чём, а как раз таки развитие инфраструктуры поставило крест на развитии Канонерского острова.
В 2016-м открыли Западный Скоростной Диаметр(ЗСД) и для острова началась новая веха в истории, но в этот раз жизнь островитян лучше не стала, в отличие от 1983-го, когда достроили подземный тоннель и наконец-то соединили Канонерку с остальным Питером. И видимо, в компенсацию за ЗСД в 2017-м провели ремонт тоннеля.
Цены на квартиры полетели вниз из-за постоянного и неслабого шума, который доносился с эстакады, нависающей прямо над головами жителей. Роспотребнадзор замерил уровень шума в жилых районах под ЗСД и выдал неутешительное заключение, как для жителей, так и для застройщика ООО «Магистраль Северной Столицы», по решению суда компания должна была установить дополнительную шумоизоляцию, чего она делать конечно же не стала (типичная Россия).
Собственников жилых помещений, в которых уровень шума выходил за рамки нормы, было решено расселить. Но так вышло, что из некоторых домов выселили не всех жителей, а только пару подъездов, расположенных в «зоне отчуждения» и теперь некоторые дома как деревья, с сухими ветками, которые еще не отвалились.
Освободившиеся квартиры заняли БОМЖи, а остальные упали в цене.
Но детский сад расселить было некуда, поэтому он так и стоит под нависающей шумной железякой.
С одной стороны от садика даже установили ограждения, призванные глушить шум от проезжей части, но только вот есть одно «но», дорога находится сверху! Так что нужно строить не забор, а колпак над всем детским садиком.
Как я уже говорил про БОМЖей, посещая заброшенные дома, появляется ощущение что эти дома не полностью брошены людьми, ну и как минимум, они приходили за металлом, потому что все перила, двери и провода успешно зачищены.
С одной стороны, ЗСД был необходим городу, но на другой чаше весов цена, которую заплатили за реализацию этого проекта. У палки два конца и одним из них она указывает на то самое страшное будущее из Голливудских фильмов, где элита живет в развитом футуристическом мире и периодически отправляет военных зачищать неблагополучные районы, жители которых требуют слишком много прав.
Но не будем зацикливаться на этой проблеме, ибо она уже давно разжевана всеми Питерскими СМИ не только.
Еще чем примечателен Канонерский остров, так это своим торговым портом или по-другому Терминалом Святого Петра. Который круглый год принимает миллионы тонн бананов из Южной Америки и способствует импорту их в большую часть России и Средней Азии. Без пропуска попасть на территорию порта законно никак не получится, как минимум потому что это территория таможенного контроля. Но на кораблики можно посмотреть и не посещая порт.
«Банановоз». Вот так выглядит судно, которое транспортирует бананы.
Некоторым фурам приходится по несколько часов ждать приглашения, чтобы заехать в порт.
В принципе, на острове есть всё необходимое, чтобы жить там и не выбираться в Питер, особенно, если работаешь в порту и серьезно не заболеваешь.
Здесь всего лишь один супермаркет «Народная семья» и никаких Пятёрочек с Магнитами на острове нет, только маленькие магазинчики.
Молодежь здесь встретить очень даже возможно, судя по всему, у администрации были некоторые попытки создать комфортные пространства для детей.
Но дети играют возле теплотрассы.
Открыточный вид Канонерского острова.
Еще одна из проблем Канонерки – это загрязнение почвы тяжелыми металлами.
Забота об окружающей среде.
Вместе с квартирами бросают и машины.
Только у нас немного с окон дует.
Не швартоваться.
Нелегко жить на Канонерке.
Спасибо за внимание!
И если интересно, то на ютюб-канале Инди Лайф будет видеоверсия этого поста.
В Санкт-Петербурге полным ходом идет строительство Западного скоростного диаметра, который в будущем соединит четыре района города с портом и кольцевой дорогой. На Канонерском острове дорогу прокладывают прямо над жилыми домами, часть которых подлежит расселению. Люди здесь вынуждены жить прямо под стройкой, и как они к этому относятся, предлагаем узнать далее.
«С ЗСД идея-то хорошая, благие намерения. Но строят по головам. Вы видели, где садик находится? Мне страшно: а если что-то упадёт? И садика не будет. Мы пошли в садик в сентябре — и, знаете, дети там не гуляют. Их просто не выводят. Говорят, из-за стройки», — говорит молодая мама, гулявшая по улице с ребенком.
А еще местные жители жалуются на большое количество мигрантов.
На вопрос о том, как здесь жилось до стройки, жители квартала отвечают одинаково: «Хорошо». 56-летняя Людмила на Канонерском — всю жизнь. Она живёт в 15-м доме, который как раз попал под расселение: скоро семья уедет в Красносельский район — осталось найти деньги на новую мебель и переезд. «5 тысяч надо заплатить, только чтобы одну часть перевезти. Сначала пообещали спонсировать: оплатить расходы за наём машин. А потом сказали, что денег нет, — рассказывает Людмила. — Конечно, жалко переезжать. Тут было очень хорошо. Город близко, метро — в 15 минутах езды, полчаса — и на Невском. Всё было удобно».
На условиях анонимности своими впечатлениями обо всем происходящем поделилась жительница дома №14, жильцы которого под расселение не попадают. Далее слова этой женщины.
«Я родилась в 1951-м, всю жизнь на Канонерском. В детстве, помню, ещё когда не было навигации, мы переходили по мосткам в порт. Потом появились паромы, буксиры, затем построили тоннель. Было чисто, можно было свободно дышать. А что сейчас будет.
Про расселение нашего дома речь не идёт. Нас поставили перед фактом. От стройки — и шум, и грязища. Раньше ходили по дорожкам, а сейчас — в обход по колено в грязи. А у меня ноги больные — хожу кое-как. Приходится на 15 минут раньше выходить: и хорошо, если по дороге не очень зажимает ногу, а то иду — постою, иду— постою. Идёшь по проходу мимо стройки, что-то брякает по крыше — иногда и думаешь: «А если брякнет такое, что проломит?» Стройка есть стройка. Но что делать, у нас нет надежды.
В прошлом году нам поставили стеклопакеты и по кухне выставили счёт: почему-то считается, что это нежилое помещение. Слава богу, деньги были, я поставила. А у кого не было, на кухне так старые окна и остались. Грязи тут будет — сами понимаете: дорога есть дорога, тут фуры будут ездить, а не легковушки. И, конечно, северная сторона дома. Летом хоть немножко попадало солнышко, а сейчас вообще не будет. Но это же никого не волнует. Подумаешь, и без солнца люди живут — по полгода зима.
Я слышала, была возможность пустить дорогу через порт. Получилось бы ближе к Стрельне — и Путин бы любовался дорогой. Нет, нужно было вот так. В нашей муниципальной газете публиковали эскиз — там такая красивая дорога на столбах. Но разве это она? Убожество городят. Я бы на месте водителей просто побоялась по ней ездить: мало того что на высоте, так ещё и по воде. Когда мы начали ходить собирать подписи против стройки, нам сказали: «Можете не ходить, Путин подписал, ему понравилось — ну а кто же против президента скажет».
Ясли вообще под дорогой стоят. Их огородили — они как в коробке. Для чего — непонятно: грязь и шум идут сверху. Дурдом.
Раньше прекрасный был остров. Залив рядом, все ездили туда отдыхать, на шашлыки — не надо было давиться в электричках за город. Места всем хватало, и купались, и загорали.
Весь остров загадили. Я бы с удовольствием переселилась, но куда? 15-му дому хороший район дали, на юго-западе: проспект Героев, улица Казакова. Моя приятельница туда уехала где-то год назад. Здесь она на велосипеде каталась — а теперь там, в парке, катается: дышится легко.
Но кое-кто остался и в расселённом 15-м — некоторые окна светятся. То ли проблемы с переселением, то ли чёрненькие заняли. Их как-то много попёрло — летом одна иностранная речь была, турецкая или узбекская, я не разбираю. Нас всё меньше, а их всё больше. Дочка мне теперь говорит: «Мама, пойдём со мной в магазин», — темно, одна боится. Мне-то не страшно, я старая. Правда, один раз ко мне прицепился пьяный узбек — не узбек, не наш. Я так удивилась и ещё подумала: «Как ты не боишься, милый? Привяжешься к парню русскому — хлопнут тебя, да и всё»».
В районных администрациях Петербурга прошли слушания по поправкам в генплан, и у горожан есть ещё два дня, чтобы оставить свои замечания к проекту. Опыт показывает: если оставить без внимания «горячие дорожные точки» сейчас — процесс будет необратим. Такие «грабли» в Петербурге уже есть. Канонерский остров: жизнь до и после ЗСД
Название этой точки на карте Петербурга стало нарицательным после того, как автомагистраль здесь проложили буквально «по головам». Теоретически участок Западного скоростного диаметра могли провести в обход острова, но железобетонная конструкция разрезала небо над островом, разделив и жизнь на нём на до и после ЗСД. На слушаниях по участку, которые прошли в 2013 году, чиновники пообещали расселение домов в зоне особого риска и шумовую защиту для прочих. Жители высказывали недовольство условиями, которые им предлагал инвестор: суммы за трёшку едва хватало на однокомнатную квартиру. Письма по этому поводу летели в адрес губернатора. Право на новое жильё получили жители наиболее приближенных к ЗСД домов, но на новые адреса уехали ещё далеко не все. Не избежали парадоксов: в одном из домов под расселение попала только часть квартир. Во время строительства ЗСД Канонерский остров превратился в настоящее поле боя: люди стучали во все инстанции, требуя снизить уровень шума от стройки хотя бы по ночам. Но практически безуспешно. Сейчас в топиках в соцсетях люди то ли в шутку, то ли всерьёз называют свой остров ленинградскими Канарами. В большинстве сообщений сквозит желание уехать отсюда. ЗСД построили, шум от машин, проезжающих по трассе, никуда не делся и не денется. К слову, однокомнатную квартиру под ЗСД в начале года можно было купить «по акции» чуть дороже полутора миллионов рублей — почти даром для жилья с прекрасной транспортной доступностью к центру города. Елагинский, 42: ещё пошумим
Ближе всех к магистралям в Петербурге, наверное, стоит дом № 42 на Елагинском проспекте. Многотысячный поток машин проезжает лишь в сорока трёх метрах от его окон. На публичных слушаниях по проекту трассы жителям обещали совсем другие расстояния: около 70 метров. Это не вписывается ни в какие нормативы для эстакадной трассы, но протесты разбились об обещания сделать защитное остекление квартир, шумозащитные экраны, зоны зелёных насаждений. Экраны и остекление были сделаны, но опоры стоят почему-то всего в 43 метрах от дома. Люди жалуются, что защита от шума обеспечивается лишь при плотно закрытых окнах. У жильцов дома накопилась внушительная переписка и судебная практика. Они требуют если не расселения дома, то хотя бы исправления допущенных ошибок. Сделать это, с их точки зрения, можно, только заключив участок ЗСД в тоннель. Пока борьба не принесла результата, однако люди готовы поделиться наработками с жильцами территорий, которые благодаря новым поправкам в генплан попали в список новых горячих дорожных точек. Призрак трассы М7, «убивающей» Удельный парк
Уже который год подряд над Удельным парком витает угроза строительства вылетной магистрали М7 от Арсенальной набережной, появившейся на свет из генпланов советских времён. Трасса успешно прошла слушания по поправкам в генплан в 2014 году. Тысячи протестных подписей чиновники проигнорировали. В конце прошлого года представители Смольного заявили, что трассу можно построить и в обход парка, а не вырубать зелень. Однако в свежих поправках к генплану М7 появилась на старом месте.
Защитники зелёной зоны, выступавшие на слушаниях, указывают, что трассировка дороги не учитывает наличия ни КАД, ни ЗСД. Но призрак трассы материализуется с завидным постоянством. Восточный скоростной диаметр: шаткое равновесие
Ни старые истории со строительством вблизи домов КАД, ни события новейших времён в связи с постройкой ЗСД не помогли избежать новых дорожно-строительных конфликтов. Очередной проблемой стала перспектива появления Восточного скоростного диаметра под окнами домов сразу на нескольких улицах в Невском и Красногвардейском районах. Люди требуют если не отменить проект, то хотя бы перенести его в нежилые зоны. Протест зреет нешуточный, ведь перед глазами жильцов яркий пример ЗСД.
«Мы просто хотим тишины»
Большинство канонерцев не присоединялись к протестной борьбе до декабря 2016 года — открытия центрального участка ЗСД для транспорта. Тогда терпение закончилось у всех островитян. Дорогу доделывали в спешке — возведение последнего участка заняло всего три года, — и активисты подозревают, что за соблюдением мер санитарной безопасности строители следили в последнюю очередь. Они указывают на то, что дорожное полотно не защитили снизу специальными шумоизоляционными прослойками и положили на центральном участке обычный, а не прорезиненный асфальт, который мог бы погасить часть нагрузки. В итоге к монотонному гулу автострады добавились жесткие удары колес по дорожным стыкам.
«Я помню, как в декабре, два года назад, услышала вдруг появившийся гул за окном, как будто рядом заработал аэропорт, и не поняла, что происходит. А потом оказалось, что это пустили движение и что это теперь всегда так будет», — говорит Цыганкова.
По словам жителей, звуки ЗСД на Канонерском острове иногда достигают такого уровня, что сложно услышать собеседника, стоящего в нескольких метрах, или подъезжающую сзади легковую машину. Активисты отмечают, что уровень шума зависит от времени года и суток: летом тише, зимой и осенью — громче, в том числе и из-за шипованных шин. Сейчас ЗСД — не самая загруженная дорога Петербурга, но постепенно нагрузка увеличивается, говорят канонерцы.
Шум проникает и в дома, несмотря на установленные МСС специальные окна, которые от обычных стеклопакетов отличаются только наличием небольших вентиляционных клапанов. Зимой эти клапаны покрываются наледью, а летом окна все равно приходится открывать, чтобы проветрить квартиры.
Такое положение дел вынудило жителей массово обращаться в надзорные органы: первые жалобы были поданы весной 2017 года. Однако инициированная островитянами проверка, которую сотрудники Роспотребнадзора попытались провести осенью, сорвалась из-за работ на ЗСД: дорожники перекрыли несколько полос движения, а шумовая нагрузка, соответственно, снизилась. Тем не менее в октябре Роспотребнадзор в сопровождении активистов и представителей СМИ все-таки провел полноценную проверку, итоги которой оказались закономерными: ведомство выявило значительные превышения допустимых показателей.
Расселенный дом № 15
Так, шумовая нагрузка во дворе дома № 14 при норме в 60 дБ превысила 70 дБ. Независимые же замеры показывают еще более высокие показатели — до 90 дБ, что действительно сравнимо с шумом, который издает взлетающий авиалайнер.
По итогам проверки Роспотребнадзор подал в суд на «Магистрали северной столицы» с требованием устранить нарушения. В МСС долго отрицали свою вину, но в итоге к марту 2018-го все-таки установили дополнительные защитные экраны на нижнем ярусе ЗСД, которые, впрочем, не оказали существенного влияния на уровень шума.
Замеры активистов показывают, что под трассой стало тише всего на 1-2 дБ. Таким образом, проблема осталась нерешенной, и владелец дороги по-прежнему обязан ее устранить. Правда, в МСС с этим утверждением не согласны: сейчас компания оспаривает в суде предписание Роспотребнадзора и сам факт административного правонарушения. Последнее на данный момент заседание не принесло никаких результатов, а следующие намечены на конец августа и начало сентября, когда с возвращением петербуржцев из отпусков движение по ЗСД станет еще более активным и шумным.
Надпись перед домом на Канонерском острове, сделанная активистами
Месяц назад активисты Канонерского острова, взяв на вооружение опыт коллег с Ремесленной улицы, напомнили о себе надписями на асфальте во дворе самого проблемного дома: «Спасите наши уши!» и «Мы умираем из-за ЗСД», а на конец лета запланировано еще несколько акций. Как именно должно быть реализовано спасение от автодороги, борцы за свои права не знают, ссылаясь на то, что они не инженеры. На вопрос: «Чего вы хотите добиться по итогам борьбы?» — отвечают: «Мы просто хотим тишины».
Спасибо, что дочитали до конца!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что
их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью,
фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов —
и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим
вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она
регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша
возможность планировать работу.
«Вынесли буквально все»
Несмотря на вполне обоснованные сомнения петербуржцев, в 2013 году проект центрального участка ЗСД успешно прошел общественные слушания, а подрядчики приступили к строительству. Работы на Канонерском острове велись круглосуточно и уже тогда не давали спать жителям близлежащих домов. К тому же с высоты 60 метров, где шло строительство, вниз на Канонерку сыпались отходы производства: болты, гайки, израсходованные шлифовальные круги и даже нечистоты, а однажды с дороги сорвался погрузчик с рабочим внутри.
Бомбардировка продолжается и сейчас: Цыганкова периодически собирает под магистралью упавшие предметы (например, гайки, малярная кисть и колпак от автомобильного диска) и планирует подарить свою коллекцию городским чиновникам.
Елена Цыганкова держит в руках коллекцию упавших с ЗСД предметов
Другой бедой для островитян обернулось расселение домов, попавших в санитарную зону ЗСД. Принципы формирования этой зоны не до конца ясны и сейчас. В «Магистралях Северной столицы» (МСС) — компании, управляющей дорогой, активистам объяснили, что еще на этапе проектирования их специалисты провели замеры на подобном объекте и приняли решения расселить ближайшие к дороге дома, № 15 и 17 по Канонерскому острову, а также наполовину расселить два других дома, стоящие перпендикулярно к ЗСД. Таким образом, санитарная зона приобрела форму буквы «П», а дом № 14, жители которого больше всего страдают от шума, в ее границы не попал.
Расселенные дома при этом не собирались сносить, а передали в маневренный фонд Санкт-Петербурга, вынудив прежних жильцов оставить в своих квартирах всю сантехнику, газовые плиты и предметы интерьера. Однако почти сразу все это, по свидетельствам местных жителей, было украдено мародерами: «Я живу на пятом этаже и как-то ночью слышу: “Бабах!” Что такое? Оказывается, выкинули из окна ванну. Тут же стоит грузовичок, быстро все погрузили и уехали. Вынесли, в конце концов, буквально все, даже батареи срезали», — рассказывает Наталья Авдеева, жительница дома № 14.
Сейчас пятнадцатый дом совсем не похож на потенциальное жилье из маневренного фонда. Он стал прибежищем любителей заброшенных зданий и бездомных. Люди разводят в нем костры, приводящие к регулярным пожарам: только в июле этого года дом горел трижды. Местные жители не забираются в расселенный дом, но активисты провели в нем шумовые замеры с помощью специального приложения на смартфоне. Выяснилось, что в этом здании уровень шума оказался на 10 дБ ниже, чем в жилом доме № 14. При этом все окна в расселенных квартирах давно выбиты, а в 14-м стоят стеклопакеты. Таким образом, проектировщики допустили серьезную ошибку при формировании санитарной зоны.
«Жили как на курорте»
Канонерка — это небольшой остров в Кировском районе Петербурга, расположенный между Морским каналом и Невской губой Финского залива. С петровских времен здесь располагались промышленные объекты, а постоянное население появилось только в 60-е годы XX века, когда для работников ближайших предприятий на острове построили типичные пятиэтажки. На тот момент он был отделен от «большой земли», между Морским портом и Канонеркой ходил паром. Подводный тоннель, соединяющий остров с Петербургом, появился только в середине 80-х, а в 90-е, из-за проблем местных предприятий и хлынувших сюда туристов, территория стала постепенно приходить в упадок.
«В детстве мы жили как на курорте, — вспоминают уроженцы острова Елена Цыганкова и Наталья Авдеева. — За последним домом здесь начиналось болото, стояли лодочные сараи, сараи с сеном и кроликами, в конце острова у некоторых были огороды. Мы были оторваны от города, а потом построили тоннель — и всему пришел конец. Постепенно началось летнее паломничество, а ЗСД завершил картину и сделал жизнь тут практически невыносимой».
Дома на Канонерском острове, расположенные рядом с ЗСД
Строить Западный скоростной диаметр — хордовую магистраль, соединяющую северный и южный районы Петербурга, решили еще в начале нулевых. Именно тогда появился проект прокладки центральной части трассы через Канонерский остров. Эта идея сразу вызвала отторжение у местных жителей, которые опасались, что появление у них над головами огромной дороги негативно скажется на качестве жизни. Однако властям удалось убедить 4 тысячи островитян в том, что трасса будет тихой и безопасной.
Цыганкова, которая еще до начала строительства агитировала своих соседей выступить за перенос ЗСД, вспоминает, что тогда перед кабинетом главы Кировского района Сергея Иванова стоял макет будущей магистрали. На нем нижняя часть винчестерного тоннеля, проходящего над Канонеркой, была полностью закрыта звукоизоляционными экранами, а ограждения на верхней части были значительно выше, чем оказались в реальности.