История строительства Центрального участка Западного Скоростного Диаметра — одного из самых сложных проектов, реализованных в Санкт-Петербурге. Новая скоростная автомагистраль проходит буквально по земле, над землей, под землей, над водой и под водой.
Активная работа над реализацией проекта Западного Скоростного Диаметра стартовала еще в середине 90-х годов — а именно в 1996 году началась разработка проекта новой скоростной магистрали. После утверждения проекта и всех необходимых формальностей в 2005 году было начато строительство первой очереди будущего диаметра. Но лишь в 2011 году был объявлен конкурс на строительство центрального участка Западного Скоростной Диаметра — участка о строительстве которого пойдет речь ниже. Сам по себе проект центрального участка являлся одним из самых трудновыполнимых и масштабных в истории Санкт-Петербурга. Трасса проходит буквально на земле, над землей, под землей, над водой и под водой — более 60% дорожного полотна предстояло построить на искусственных сооружениях, включая 3 моста (2 из которых вантовые).
ВСЕГО 10 СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В 4 РАЙОНАХ ГОРОДА,
БОЛЕЕ 5500 ЧЕЛОВЕК ЗАДЕЙСТВОВАНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
БОЛЕЕ 450 СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ,
66 СУБПОДРЯДЧИКОВ (В Т. 7 ЗАРУБЕЖНЫХ).
Двухъярусный мост через Морской канал
Строительство преимущественно состоит из 2-ух этапов. Первый из них — это сооружение временный рабочих платформ или своеобразной эстакады, с помощью которой будут возводиться опоры моста. Когда опоры будут установлены, в ход пойдет второй этап, который именуют «надвижкой» — металлические пролеты собираются в секции и кладутся на специальные перекаточные устройства, а потом с помощью гидравлических домкратов выталкиваются вперед и соединяются со парой опор впереди. Таким образом собирается подходной мост и сама двухъярусная ферма.
Двух-этажная развязка проходит аккуратно над Канонерским островом, над жилыми домами, часть из которых пойдет под расселение.
Вот такой вид с Канонерского острова открывается на магистраль.
Вид из окна пятиэтажки.
Высота фермы 52 метра, а длина центрального пролета над Морским Каналом составляет 168 метров, при общей протяженности на 760 метров.
Мост подхода на закате.
Вантовый мост через Корабельный фарватер.
Общая длина моста — 622 метра, а длина центрального пролета 320 метров. Подмостовой габарит 35 метров.
А высота пилона 125 метров.
Вот такой вид открывается на Васильевский остров с пилона моста. Морской вокзал и створ Большого Проспекта.
В устье реки Смоленки дорога проходит сквозь туннель, который местные жители окрестили, как Новосмоленский. Главная его особенность — наличие не только искусственного, но и естественного освещения, получаемого при помощи множества световых окон. Длина туннеля 400 метров, а глубина залегания 13 метров.
На Васильевском острове близ жилых домов трасса проложена в выемке, тем самым опустившись ниже уровня земли. Через нее перекинуты 2 автомобильный моста и 2 пешеходных, давая свободный доступ к заливу и жилым комплексам на насыпи.
Вантовый мост через Петровский фарватер.
Высота пилона — 125 метров.
А подмостовой габарит 25 метров.
Длина центрального пролета — 240 метров.
Сегодня погуляем по Канонерскому острову, который располагается в западной части Питера.
С этим островом я познакомился осенью 2017-го года, до этого нелегкая меня туда не заносила, хоть и жил я в Питере уже пятый год. Если честно, этот райончик мне понравился своей атмосферой безысходности с примесями Детройтского гетто.
Заброшенные дома не вызывали никаких вопросов из разряда «А почему?», видимо, воспоминания о родном провинциальном городке говорили, что это норма.
Но 90-е и бедность страны тут оказалась ни при чём, а как раз таки развитие инфраструктуры поставило крест на развитии Канонерского острова.
В 2016-м открыли Западный Скоростной Диаметр(ЗСД) и для острова началась новая веха в истории, но в этот раз жизнь островитян лучше не стала, в отличие от 1983-го, когда достроили подземный тоннель и наконец-то соединили Канонерку с остальным Питером. И видимо, в компенсацию за ЗСД в 2017-м провели ремонт тоннеля.
Цены на квартиры полетели вниз из-за постоянного и неслабого шума, который доносился с эстакады, нависающей прямо над головами жителей. Роспотребнадзор замерил уровень шума в жилых районах под ЗСД и выдал неутешительное заключение, как для жителей, так и для застройщика ООО «Магистраль Северной Столицы», по решению суда компания должна была установить дополнительную шумоизоляцию, чего она делать конечно же не стала (типичная Россия).
Собственников жилых помещений, в которых уровень шума выходил за рамки нормы, было решено расселить. Но так вышло, что из некоторых домов выселили не всех жителей, а только пару подъездов, расположенных в «зоне отчуждения» и теперь некоторые дома как деревья, с сухими ветками, которые еще не отвалились.
Освободившиеся квартиры заняли БОМЖи, а остальные упали в цене.
Но детский сад расселить было некуда, поэтому он так и стоит под нависающей шумной железякой.
С одной стороны от садика даже установили ограждения, призванные глушить шум от проезжей части, но только вот есть одно «но», дорога находится сверху! Так что нужно строить не забор, а колпак над всем детским садиком.
Как я уже говорил про БОМЖей, посещая заброшенные дома, появляется ощущение что эти дома не полностью брошены людьми, ну и как минимум, они приходили за металлом, потому что все перила, двери и провода успешно зачищены.
С одной стороны, ЗСД был необходим городу, но на другой чаше весов цена, которую заплатили за реализацию этого проекта. У палки два конца и одним из них она указывает на то самое страшное будущее из Голливудских фильмов, где элита живет в развитом футуристическом мире и периодически отправляет военных зачищать неблагополучные районы, жители которых требуют слишком много прав.
Но не будем зацикливаться на этой проблеме, ибо она уже давно разжевана всеми Питерскими СМИ не только.
Еще чем примечателен Канонерский остров, так это своим торговым портом или по-другому Терминалом Святого Петра. Который круглый год принимает миллионы тонн бананов из Южной Америки и способствует импорту их в большую часть России и Средней Азии. Без пропуска попасть на территорию порта законно никак не получится, как минимум потому что это территория таможенного контроля. Но на кораблики можно посмотреть и не посещая порт.
«Банановоз». Вот так выглядит судно, которое транспортирует бананы.
Некоторым фурам приходится по несколько часов ждать приглашения, чтобы заехать в порт.
В принципе, на острове есть всё необходимое, чтобы жить там и не выбираться в Питер, особенно, если работаешь в порту и серьезно не заболеваешь.
Здесь всего лишь один супермаркет «Народная семья» и никаких Пятёрочек с Магнитами на острове нет, только маленькие магазинчики.
Молодежь здесь встретить очень даже возможно, судя по всему, у администрации были некоторые попытки создать комфортные пространства для детей.
Но дети играют возле теплотрассы.
Открыточный вид Канонерского острова.
Еще одна из проблем Канонерки – это загрязнение почвы тяжелыми металлами.
Забота об окружающей среде.
Вместе с квартирами бросают и машины.
Только у нас немного с окон дует.
Не швартоваться.
Нелегко жить на Канонерке.
Спасибо за внимание!
И если интересно, то на ютюб-канале Инди Лайф будет видеоверсия этого поста.
В районных администрациях Петербурга прошли слушания по поправкам в генплан, и у горожан есть ещё два дня, чтобы оставить свои замечания к проекту. Опыт показывает: если оставить без внимания «горячие дорожные точки» сейчас — процесс будет необратим. Такие «грабли» в Петербурге уже есть. Канонерский остров: жизнь до и после ЗСД
Название этой точки на карте Петербурга стало нарицательным после того, как автомагистраль здесь проложили буквально «по головам». Теоретически участок Западного скоростного диаметра могли провести в обход острова, но железобетонная конструкция разрезала небо над островом, разделив и жизнь на нём на до и после ЗСД. На слушаниях по участку, которые прошли в 2013 году, чиновники пообещали расселение домов в зоне особого риска и шумовую защиту для прочих. Жители высказывали недовольство условиями, которые им предлагал инвестор: суммы за трёшку едва хватало на однокомнатную квартиру. Письма по этому поводу летели в адрес губернатора. Право на новое жильё получили жители наиболее приближенных к ЗСД домов, но на новые адреса уехали ещё далеко не все. Не избежали парадоксов: в одном из домов под расселение попала только часть квартир. Во время строительства ЗСД Канонерский остров превратился в настоящее поле боя: люди стучали во все инстанции, требуя снизить уровень шума от стройки хотя бы по ночам. Но практически безуспешно. Сейчас в топиках в соцсетях люди то ли в шутку, то ли всерьёз называют свой остров ленинградскими Канарами. В большинстве сообщений сквозит желание уехать отсюда. ЗСД построили, шум от машин, проезжающих по трассе, никуда не делся и не денется. К слову, однокомнатную квартиру под ЗСД в начале года можно было купить «по акции» чуть дороже полутора миллионов рублей — почти даром для жилья с прекрасной транспортной доступностью к центру города. Елагинский, 42: ещё пошумим
Ближе всех к магистралям в Петербурге, наверное, стоит дом № 42 на Елагинском проспекте. Многотысячный поток машин проезжает лишь в сорока трёх метрах от его окон. На публичных слушаниях по проекту трассы жителям обещали совсем другие расстояния: около 70 метров. Это не вписывается ни в какие нормативы для эстакадной трассы, но протесты разбились об обещания сделать защитное остекление квартир, шумозащитные экраны, зоны зелёных насаждений. Экраны и остекление были сделаны, но опоры стоят почему-то всего в 43 метрах от дома. Люди жалуются, что защита от шума обеспечивается лишь при плотно закрытых окнах. У жильцов дома накопилась внушительная переписка и судебная практика. Они требуют если не расселения дома, то хотя бы исправления допущенных ошибок. Сделать это, с их точки зрения, можно, только заключив участок ЗСД в тоннель. Пока борьба не принесла результата, однако люди готовы поделиться наработками с жильцами территорий, которые благодаря новым поправкам в генплан попали в список новых горячих дорожных точек. Призрак трассы М7, «убивающей» Удельный парк
Уже который год подряд над Удельным парком витает угроза строительства вылетной магистрали М7 от Арсенальной набережной, появившейся на свет из генпланов советских времён. Трасса успешно прошла слушания по поправкам в генплан в 2014 году. Тысячи протестных подписей чиновники проигнорировали. В конце прошлого года представители Смольного заявили, что трассу можно построить и в обход парка, а не вырубать зелень. Однако в свежих поправках к генплану М7 появилась на старом месте.
Защитники зелёной зоны, выступавшие на слушаниях, указывают, что трассировка дороги не учитывает наличия ни КАД, ни ЗСД. Но призрак трассы материализуется с завидным постоянством. Восточный скоростной диаметр: шаткое равновесие
Ни старые истории со строительством вблизи домов КАД, ни события новейших времён в связи с постройкой ЗСД не помогли избежать новых дорожно-строительных конфликтов. Очередной проблемой стала перспектива появления Восточного скоростного диаметра под окнами домов сразу на нескольких улицах в Невском и Красногвардейском районах. Люди требуют если не отменить проект, то хотя бы перенести его в нежилые зоны. Протест зреет нешуточный, ведь перед глазами жильцов яркий пример ЗСД.
«Росбалт» посмотрел, как живет Канонерский остров Петербурга после ввода в эксплуатацию центрального участка Западного скоростного диаметра.
Центральный участок ЗСД был открыт для движения 4 декабря 2016 года. В торжественной церемонии двумя днями раньше принял участие президент РФ Владимир Путин. «Красивый, масштабный, современный проект», — оценил глава государства новый объект. Несколькими сотнями метров ниже на «красивый проект» взирали жители Канонерского острова — скоростная трасса прошла прямо над их головами.
Попасть на Канонерку сегодня можно только через километровый тоннель, который проходит под Морским каналом. Больше 30 лет назад и его здесь не было — остров был фактически отрезан от Ленинграда, и добирались туда на катере или пароме. Сейчас с транспортной доступностью немного проще. До Канонерского острова курсируют три маршрутки и один автобус — от местной остановки они отъезжают каждые 15 минут. А то и чаще.
В выходной в тоннеле практически нет машин. Оранжевая пустошь сменяется ярким солнечным днем. И первое, что видишь, когда выезжаешь из тоннеля, — это ЗСД. Величественная трасса возвышается над островом словно Эйфелева башня над Парижем. Только шума от нее в десятки раз больше.
Гул и грохот эхом разносятся над островом, отражаясь от многоэтажек и лавируя между небольшими хрущевками. Мимо здания, где находится бассейн, на остановку идет пожилая пара.
— Не страшно жить здесь?
— Мы далеко от этой трассы, но у ее основания много людей живет. И школа, и детский сад — новый недавно построили, такое красивое здание. И вот он прямо под ней находится, — качает головой мужчина.
— А шум-то какой! Это они ее только открыли, а летом будет еще хуже. Говорят, что это только цветочки, — вторит ему женщина.
Но шум на Канонерке не только от ЗСД. Прямо на острове находится морской порт, где жизнь не прекращается ни на минуту. Вот и сейчас, несмотря на то, что вода скована льдом, порт работает. Туда-сюда шныряет небольшой буксир «Петергоф». А рядом — многотонное судно Pitztal. Как рассказали местные жители, на остров часто приезжают любители наблюдать за большими кораблями. Пик их активности приходится на лето.
Теперь же Канонерка может стать местом для экскурсий благодаря своему гигантскому соседу.
Опоры Западного скоростного диаметра огорожены забором. На нем закреплены угрожающие таблички: «Осторожно! Падающие предметы!» и «Внимание! Никакого огня на участке!»
В некоторых местах забор поврежден настолько, что не составляет никакого труда пробраться внутрь. А там — следы былой активности. Валяются каски, гвозди, гайки, металлические штыри. Прямо над головой возвышается ЗСД. Здесь шум от трассы слышен особенно сильно. В воздухе ощутима пыль.
Рядом — дом № 15 по Канонерскому острову (здесь все улицы носят такое название). Власти расселили здание около года назад. У входа в подъезд валяется мусор: осколки от бутылок, шприцы, окурки. Внутри — зеленые стены с облупившейся краской. Что удивительно, почтовые ящики забиты свежей печатной продукцией, особенно — рекламной.
Две квартиры на последнем этаже опечатаны. «Комната принадлежит АО „Западный скоростной диаметр“. Не вскрывать! Не входить!» — угрожающе написано на листке бумаги.
Остальные же открыты нараспашку. Заметно, что некоторые из квартир облюбовали бомжи. На полу стоит распитая бутылка водки, рядом валяется старый матрас. Все батареи срезаны. В доме холодно, так что ночевать здесь зимой вряд ли удастся.
Следующий дом, стоящий перпендикулярно к ЗСД, являет собой странное зрелище. Часть подъездов там расселена, а в остальных по-прежнему живут люди. Переход из одной реальности в другую виден с улицы — окна расселенных подъездов пусты и безжизненны. Парой метров левее — стеклопакет, за которым стоит цветок и висят шторы. У входа в один из расселенных подъездов молодая пара складывает коробки в машину.
— Мы тут сейчас живем, пока ремонт в нашей новой квартире делается. В остальных подъездах люди живут, — объясняет девушка.
Из-за близости к ЗСД местные жители активно распродают и сдают жилье. Цены ниже, чем в среднем по Петербургу.
Снять «двушку» можно за 20 тыс. рублей, однокомнатную — за 15.
— Пыльно здесь, от этой трассы грязь всякая идет. И шумно, — бросает проходящий мимо мужчина.
Жители Канонерки ранее пытались собрать подписи под петицией с требованием установки шумозащитных экранов. Жаловались на несанкционированную свалку. Проводили митинги.
Чиновники их так и не услышали. Теперь в группе в соцсети «ВКонтакте» люди все чаще вспоминают былые времена: «Да, Канонерка уже не та. И это очень грустно. Дружнее раньше жили».
О незавидной участи жителей острова вспоминают и в Невском районе Петербурга, где может появиться брат ЗСД — «Восточный скоростной диаметр (радиус)».
Как сообщал «Росбалт», высокоскоростная трасса может пройти параллельно улице Ворошилова, где располагается жилкомплекс «Ладожский парк». По словам местных жителей, ВСД будет находиться в нескольких десятках метров от жилых домов. В этой истории пока ставить точку рано.
Заголовок отсылает мысль к советскому мультику:
В котором главным рефреном звучит фраза: «Крылья. Ноги. Хвост»
Ссылку на мультик привожу. Рекомендую посмотреть, для поднятия настроения:) Всё-таки сегодня воскресенье.
Теперь по делу. Саммит ШОС разорвал в клочья (с) миф об изоляции России.
В саммите приняли участие лидеры 14 стран и главы 10 международных организаций. Четыре страны входят в «ядерный клуб». centralasia. media/news:1804710?f=cp
ШОС изначально создавалась с целью защиты границ стран-членов и борьбы с терроризмом, но сейчас все больше внимания уделяет экономическим вопросам. ШОС стала расширять сферы взаимодействия, которые охватывают не только вопросы безопасности и противостояния терроризму, как в начале. Теперь они включают экономическую, транспортную, энергетическую, финансово-банковскую сферы.
Саммит Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде стал приговором однополярному миру. Контуры новой организации держав, которые стремятся к сотрудничеству без Запада, продемонстрировали состав, статус и число участников саммита. К ШОС готовы примкнуть ещё пять: Египет, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн и Мальдивские острова, а Иран подписал меморандум о вступлении. Идут разговоры о вступлении в ШОС Белоруссии.
Бомба саммита №1:
Эрдоган назвал целью Турции стать членом Шанхайской организации сотрудничества. // Турция — мост между Западом и Востоком. Вступление Турции в ШОС (если оно произойдёт), подчеркнёт глобальный характер организации.
Бомба саммита №2:
Цитата: «Следует подумать о создании при ШОС ассоциации спортивных организаций»// Совершенно правильное предложение. Полностью дискредитированное ВАДА и МОК олимпийское должно получить альтернативу.
Бомба саммита №3:
Слова Си Цзиньпина. Цитата: «Перед лицом перемен в мире, нашем времени и истории Китай, как крупная держава, готов сотрудничать с Россией, сыграть ведущую роль на мировой арене и привнести стабильность в неспокойный мир». // Дракон не бросает слов на ветер. Более того, заявления китайской стороны я в своих обзорах привожу как новости. Ибо «Китай сказал — Китай сделал». Фактически, данное заявление развеивает надежды наших бывших партнёров на Западе на изоляцию России и на прекращение сотрудничества Китая с Россией.
Бомба саммита №4:
Страны договорились о постепенном увеличении доли национальных валют во взаимных расчетах. // Помните вот это:
О валютных свопах и новой мировой финансовой системе. Для внимательного чтения
И вот это:
Решение саммита однозначно указывает на то, что началось.
Бомба саммита №5:
Иран подписал меморандум о вступлении в ШОС. // Запад может сколько угодно заявлять, что Иран является страной — изгоем. Всё. Запад утратил монополию на определение хороших или плохих стран. Не принимает Запад — добро пожаловать в ШОС. Меморандум фактически констатирует восстановление двуполярного мира.
Бомба саммита №6:
Главное: Принята Самаркандская декларация.
Лидеры стран ШОС заявили о недопустимости вмешательства в дела государств под предлогом противодействия терроризму;
Страны организации будут вырабатывать общие подходы к формированию перечня террористических организаций, запрещенных на их территориях;
Всем странам — участницам иранской ядерной сделки следует неукоснительно соблюдать свои обязательства для всестороннего ее выполнения;
Лидеры стран ШОС констатировали «опасную деградацию положения дел в мире»;
Страны ШОС придерживаются близких оценок в отношении текущей международной повестки дня, выступают за более справедливый миропорядок и формирование общего видения единой судьбы человечества;
Одностороннее применение экономических санкций, кроме принятых СБ ООН, несовместимо с принципами международного права;
Лидеры организации выступают против протекционистских действий и торговых ограничений, которые угрожают мировой экономике;
Страны ШОС высказались за расширение практики постепенного увеличения доли национальных валют во взаимных расчетах;
Страны организации продолжат консультации по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития ШОС;
Страны ШОС убеждены в недопустимости использования климатической повестки для введения мер, ограничивающих торговое сотрудничество.
Резюме: Прошедший саммит стран ШОС стал официальным подтверждением факта прекращения существования однополярного мира.
Мир снова становится двуполярным, и это естественное состояние для существования любой устойчивой системы.
Универсальный закон Единства и борьбы противоположностей — в действии.
Это не значит, что «Америке кирдык» и/или «ЕС развалится» и т. штампы, которые почему-то всегда пытаются приписать мне. Никогда такого не писал, и не планирую.
Америке не «кирдык». Просто часть стран (примерно половина нашего мира) уходит из под её влияния. Соответственно, уменьшится роль доллара в международных расчётах. Не более того. У США всё будет хорошо. Будучи страной прагматичной, а также уверившись в силе ШОС, США будет совершенно спокойно со странам ШОС торговать.
С ЕС всё несколько сложнее. Будучи несамостоятельной организацией, ЕС не сможет принять своевременные решения, и соответственно, пострадает от усиления ШОС значительно сильнее.
И ещё раз подчёркиваю: саммит ШОС — это не про «сделать Западу плохо». Это про «сделать странам ШОС и сочувствующим хорошо».
Жители дома №42 по Елагинскому проспекту, расположенного в 43 метрах от Западного скоростного диаметра, не смогли доказать в райсуде свое право на расселение. Но активисты намерены дойти и до Страсбурга.
Жители дома №42 по Елагинскому проспекту, который расположен в 43 метрах от Западного скоростного диаметра, не смогли доказать в Приморском районном суде свое право на расселение. Активисты намерены оспорить это решение в городском суде. В случае неудачи готовы дойти и до Страсбурга.
Северный участок Западного скоростного диаметра от трассы «Скандинавия» до Приморского проспекта протяженностью 26,4 км был открыт в начале августа. Владимир Путин за рулем Mercedes лично протестировал дорогу. Сроки ввода отрезка неоднократно переносились. Изначально его планировали открыть для движения автотранспорта в конце 2012 года. На следующий день, после того как президент прокатился по северному участку, дорогу начали использовать и обычные автомобилисты, территорию же трассы продолжили благоустраивать подрядчики.
А вот жители дома №42 по Елагинскому проспекту начали практиковаться в счете. Их жилище ближе всех к ЗСД. Вооружившись рулеткой и своими ногами, они неоднократно прошли маршрут от дома до дороги. Итог — 43 метра.
С 3 августа, по трассе стали ездить машины. Жители самостоятельно подсчитали интенсивность движения по северному участку ЗСД. Так, в августе она составила 17 тыс. 200 автомобилей в сутки, в сентябре-ноябре — 21 тыс. 500, в ноябре чуть поменьше — 20 тыс. 560. Но при этом стоит учитывать, что участок, который проходит под окнами дома на Елагинском, – это лишь 1/7 высокоскоростной трассы. Следовательно, в перспективе здесь будет проезжать в семь раз больше легковых автомобилей и грузовиков.
Активитсы отмечают, что трасса должна быть передана эксплуатирующей организации ООО «Магистраль северной столицы», которая в свою очередь назначит оператора дороги — компанию «Север». При этом ранее компания заявляла, что если интенсивность движения по ЗСД не будет составлять 200 тыс. автомобилей в сутки, то городу придется доплачивать разницу, поскольку оператору грозят убытки.
Интересно, что на общественных слушаниях 2006 года жителям дома №42 обещали расстояние до строящейся дороги в 69,7 метра. При этом из документации Роспотребнадзора, выданной в 2011 году, дом №42 и вовсе исчез. Например, в документах имеется привязка к дому №28/1 по Камышовой улице, который расположен в 55 метрах от трассы, а также к домам по Планерной улице — они находятся в 100-150 метрах от дороги (от ЗСД их разделяют две лесополосы и речка Глухарка). Про несчастный дом №42 словно забыли.
Интересные вещи откопали активисты и в бумаге под названием «Проект планировки и проект межевания территории квартала 51 СПЧ, ограниченной Яхтенной улицей, Камышовой улицей, Елагинским проспектом и Богатырским проспектом». В документе указывается, что эвакуация людей с территории, а также передвижение сил и средств ликвидации ЧС предусматривается по внутриквартальной улично-дорожной сети в том числе и на Елагинский проспект. Однако, по сути, исчез и сам проспект. Он зарегистрирован как дорога и адрес, а в наличии его нет, поскольку то, что когда-то было Елагинским проспектом, стало высокоскоростной платной магистралью. Построена она не на земляном полотне, а на пилонах. Рядом с эстакадой — зеленый газон. В случае чрезвычайной ситуации доступ техники спасателей в квартал будет невозможен.
Основное, чего хотят, но и так и не могут добиться «елагинцы» от чиновников и проектировщиков, это ответ на вопрос: к какому классу и категории относится ЗСД, и зарегистрирована ли вообще трасса в едином реестре дорог. Так, например, согласно 257-му ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на дороги федерального значения, регионального и межмуниципального значения, а также значения местного. Кроме того, в зависимости от интенсивности движения, все дороги делятся на пять категорий. ЗСД исключением быть не может, однако существуют как минимум четыре официальных названия трассы, которые к этим классификациям не привязаны: магистральная дорога скоростного движения, городская магистраль скоростного движения, автодорога и автомагистраль. Получить информацию о том, как и на основании каких документов строится дорога, «елагинцы» от проектировщиков не могут. Все ответы можно считать простым «отфутболиванием».
Идеальным выходом из положения жильцы считают расселение, то есть выкуп их квартир городом с последующим созданием на месте дома, скажем, общежития, то есть места временного обитания. При этом, по словам граждан, им пытаются «вдолбить», что они находятся в куда более лучших условиях, чем другие дома вдоль ЗСД. Однако, например, администрация Кировского района вопреки всем написанным разрешительным документам встала на защиту своих граждан, поэтому на Канонерском острове расселяют четыре дома.
Как и обещали активисты, они дошли до суда. Пока, правда, до районного, Приморского. Они попытались доказать, что построенная трасса не соответствует проекту, по которому было получено сводное заключение Главгосэкспертизы. Также защитники жалуются на бездействие районной администрации, которая всячески уклоняется от ответов на прямо поставленные вопросы.
Дело рассматривалось в течение трех месяцев. В итоге районный суд отказал в удовлетворении коллективного иска жильцов дома №42 по Елагинскому проспекту к администрации района по всем пунктам.
Отметим, что обстановка в зале, где проходило четвертое по счету судебное заседание, была накалена до предела. Заявители находились во «взвинченном состоянии». Как признались жители самого ближнего к ЗСД дома, до «точки кипения» их довело именно бездействие районной администрации. В зале суда были реплики с места и недовольные замечания. Была предпринята попытка показать судье Дмитрию Лозовскому видеозапись, на которой зафиксирован автотрафик, ежедневно проходящий под окнами злополучного дома. Судья потребовал запись выключить.
При этом большинство ходатайств об истребовании документов из различных инстанций суд отклонил. Например, ОАО «ЗСД» отказалось предоставлять документы, сославшись на то, что компания не имеет отношения к обсуждаемым в суде вопросам и проблематике.
После вынесенного решения адвокат Андрей Макаркин, представляющий в суде сторону «елагинцев», рассказал корреспонденту «Росбалта», что на решение Приморского райсуда будет подана апелляция в Санкт-Петербургский городской суд. «Оценивать шансы на успех не считаем возможным. Самое главное, мы верим в свою правоту и знаем, что другого пути у нас нет», — подчеркнул он.
Отметим, что сами «елагинцы», готовы дойти не только до горсуда, но и до Страсбурга. Они объясняют, что другого выхода им не оставили. Бросать начатую борьбу они не намерены, считая, что правда целиком и полностью находится на их стороне. «Елагенцы» подчеркивают, что будут действовать исключительно в рамках правового поля. Устраивать акции прямого действия и перекрывать ЗСД они не намерены.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Как живут на Канонерском острове после открытия ЗСД
Центральный участок Западного скоростного диаметра открылся в Петербурге пару дней назад. Пока одни радуются тому, что дорога на работу сократилась вдвое, другие — жители Канонерского острова, где ЗСД построен буквально над жилыми домами — вмиг оказались оглушены потоком проезжающих автомобилей. Наш спецкор Камилла Джа поехала на остров, чтобы оценить ситуацию и поговорить с местными.
─ Граждане-товарищи, передаем за проезд, — кричит водитель маршрутки № 66 и звонко ссыпает мелочь в ловко приспособленные емкости от «Пискаревской» сметаны. ─ Проходим, можно ехать стоя. Да, до Канонерского острова идет. 40 рублей. Отправляемся: закрываю двери!Водитель нашей маршрутки выкрикивает фразы, заглушая шансон своего радиоприемника, и с каждой секундой все происходящее начинает походить на середину прошлого века. Кировский завод, прямоугольное здание метрополитена с рядом массивных колонн, «граждане» и «товарищи». Многие в маршрутке действительно едут стоя — иначе на Канонерский остров добраться затруднительно. Если у вас нет личного автомобиля, то приходится сперва доехать на метро — до станции Нарвская — затем потратить минут 10-15 (если без пробок) до пункта назначения. «А если она рухнет?»─ Канонерский остров – конечная, ─ недовольно бурчит водитель маршрутки. Он ждет, когда пассажиры покинут салон и круто разворачивается на месте своей кольцевой в обратную сторону. Первое, чем встречает местность — где-то глубоко в небе шумно грохочет новая дорога. У гастронома напротив остановки стоит небольшой грузовик с рекламой молочных продуктов, с которой улыбается счастливая семья. Рядом одетые в синюю рабочую форму водитель и грузчик курят, прислонившись спинами к кузову, и смотрят вверх:─ Вообще она устрашающе выглядит! – обращается к товарищу тот, что помоложе. ─ Так я по ней уже ехал. И реально жутко все выглядит сверху, прям как в триллере. ─ Я вот думаю, а если она рухнет? ─ не унимается молодой. ─ Типун тебе! Поехали, давай.
Через два часа, проведенных на Канонерском, перестаешь обращать внимание на шум ЗСД. На улицах острова совсем пусто: редкие прохожие ─ молодые родители с детьми или пенсионеры ─ стараются как можно быстрее преодолеть путь до дома или ближайшего продуктового. Оно понятно: выходить на улицу хочется едва ли. Разговаривать с журналистами соглашаются единицы. Да и те настоятельно просят не называть в тексте своего настоящего имени. А предложение сделать фотографию отвергают без раздумий: «Мало ли что, зачем рисковать». ─ Нет, Паша, мы не пойдем на площадку. ─ совсем рядом молодая девушка тянет карапуза в сторону дороги. Розовощекий мальчишка вырывает кулачок из маминой руки и, спотыкаясь и скользя на неустойчивой земле, бежит к качелям. ─ Ну что ты с ним будешь делать, ─ качает головой девушка и обращается ко мне, ─ Ладно, пусть немного поиграет, правда? Ее зовут Ольга, они с Пашей живут в относительно новом доме Канонерского, а за пределы острова не выезжают уже больше 2-х лет. «В городе плохо себя чувствую», ─ смущенно объясняет Оля, ─ «А тут раздолье для ребенка: чистый воздух, песочный пляж летом». Оля увлеченно рассказывает, как им с Пашей здесь хорошо, а потом вдруг как бы вспоминает: «Но мне теперь неспокойно из-за трассы этой висячей. Сначала ее строили — боялась, не дай бог, что-то упадет нам на голову. Сейчас переживаю, что она вовсе отвалится. Не нравится мне эта дорога, хоть она и нужна городу. Волнуюсь за сына, а гарантий никто не дает».
«Натурально, вставная челюсть!»Дорожки близ Финского залива дворники вроде бы и убирают, но легче идти все равно не становится. Вдоль узких тропинок, попеременно перешагивая снежные массивы и поскальзываясь на обледенелой земле, собачники выгуливают своих питомцев. ─ Джекки, где «мама»? Неси «маме» скорее! – высокая женщина в дутом пуховике и шапке с помпоном похлопывает себя по коленям. ─ Джекки, иди к «маме»! Где «мама»?Тот, кого зовут Джекки, вытягивается на всех своих четырех лапах, держа в пасти палку и наклонив голову набок. ─ Вот глупый пес, «иди к маме»! Чего стоишь?Когда мы наконец выбираемся из сугроба, перед глазами поперек неба снова нависает ЗСД. ─ Да вообще хорошее, конечно, дело сделали, ─ произносит, отряхиваясь от снега, названная мама Джекки Ирина. У нее низкий грудной голос и она относится к женщинам без возраста. – Только вот сделали они это дело фигово. В городе как только какой-то элемент архитектуры выпадает из общей картины – все, пиши-пропало. А это что? Натурально, вставная челюсть! Нет, я что, не права?Ирина широко жестикулирует и много говорит. Попутно отнимает у Джекки деревяшку и бросает ее снова по обе стороны от дороги. На прощание протягивает мне руку и вздыхает:─ А вообще, поправить уже ничего нельзя: все построили, движение запустили. Пусть только заглушки от шума хоть какие-нибудь придумают. Все лучше, чем вот так.
«Небо одно на всех»─ На самом деле, все неплохо, ─ уверяет продавщица в соседнем магазине, ─ По-настоящему шумно было, пока строили. А сейчас уже ничего, полегче. Или мы просто обвыкли. Самые плохонькие дома – 15-й, 16-й, 17-й. И еще 12-й, правда, только один корпус. Они прямо под магистралью находятся. Но все обещают полностью расселить к 2020-му году. ─ Обещают к двадцатому, а расселят к тридцатому, ─ подключается к разговору пожилая дама. Видимо, ей хочется поддержать беседу или же это просто способ оттянуть момент, когда придется выйти из теплого магазина на шумную улицу. В любом случае, она становится рядом, облокачивается на свою палочку и улыбается:─ Еще неизвестно, застанем мы с вами это или нет. ─ Расселят, я верю, обещали же, ─ мягко, но уверенно возражает продавщица. Ее жизненный оптимизм вдохновляет, хотя, возможно, она просто по-настоящему умеет верить. ─ Говорили, мол, если жилье не приватизировано, то дадут квартиру в новостройке. А если приватизировано, то будут оценивать и уже по факту расселять. У меня вот квартира не приватизирована, но я живу далеко от ЗСД, под расселение не попадаю. Да у меня и не слышно шума, если честно. ─ А у меня слышно, ─ отзывается пожилая дама, удобнее устраиваясь в проходе, ─ Когда окно открываю, все в квартире гудит. ─ Серьезно? Вы же в седьмом доме живете, это далеко, ─ недоумевает продавщица. ─ Да какая разница, в седьмом или в восьмом. Небо — оно одно на всех.
«К этом рано или поздно привыкнут»─ Дочка, почему без шапки? ─ кричит дедушка в ушанке и с длинной белой бородой. ─ Не замерзла?Бородач представляется Евгением Леонидовичем, журит за отсутствие перчаток и, указав на фотоаппарат, интересуется, чем я занимаюсь. ─ Я тебе сейчас расскажу, ─ кивает он. Мне 75 лет и почти полвека я живу в этом доме, ─ Евгений Леонидович машет рукой в сторону желтой сталинки, ─ Я и моя супруга работали здесь, на судоремонтном заводе, и нам тут нравится. Сейчас уже мы смирились, вернее, пришлось смириться. Потому что сопротивляйся – не сопротивляйся, а ничего не изменится. Когда строили эту дорогу и круглые сутки громыхали на всю округу – вот тогда, наверное, еще был смысл бороться. Да мы и боролись: писали во все инстанции, просили не шуметь. А толку? Мы письмо отправляем в администрацию, например. Одну ночь будет тихо, мы поспим спокойно. А на следующую все по новой. Евгений Леонидович улыбается холодному солнцу и жмурится, вокруг его глаз начинают играть лучики-морщинки. Он переводит взгляд на подвешенную в воздухе автомагистраль и гладит бороду. — Хочешь узнать, как нам живется с этой новой трассой вместо неба? Это для вас она новая: открыли магистраль, СМИ сразу вспомнили. А для нас она старая — мы там уже несколько лет живем. Зачем вы, журналисты, сейчас интересуетесь? Дорогу уже построили, нашего мнения никто не спрашивал. Ничего не изменится. Через несколько лет, наверное, правда, расселят все дома, не попавшие под санитарные нормы или придумают что-то еще, другой выход. Но с этого момента все будет так. И к этому ЗСД рано или поздно, но привыкнут.