Технические параметры
Западно-скоростной диаметр представляет собой удобную скоростную дорогу, которая существенно разгрузила центр города и некоторые районы. Её можно назвать отличным примером партнерства предпринимателей и государства в сфере, касающейся дорожно-транспортного строительства.
Состоит автомагистраль из 3 больших зон – Южной, Северной, Центральной. Проезд является платным, но благодаря качественному покрытию и освещению добраться до места назначения стало намного быстрее. ЗСД имеет самое современно дорожное управление движением. По всей протяженности установлены информативные знаки и указатели.
Расход топлива сведен к минимуму по сравнению с передвижением в городских условиях:
- Протяженность ЗСД составляет 46.6 км.
- Длина проезда в самой высокой точке – 19.3 км, в низкой – 2.7 км.
- Развязки – 15.
- Полосы – от 4 до 8.
- Максимальная скорость передвижения – 110 км/ час.
Протяженность
55% от общей длины является протяженность искусственных сооружений: эстакады, путепроводы, мосты, тоннели. Проходит магистраль вдоль Финского залива до запада города, таким образом связывая Морской порт с другими городами, а также с КАД, предоставляя удобный выход в скандинавские и балтийские страны.
Протяженность Южного участка составляет 8.5 км. Большая часть проходит вдоль железных дорог. Протяженность северного участка 26.4 км.
Развязки
На трассе есть следующие виды:
- Развязка «Скандинавия». Данная развязка находится практически в самом начале магистрали и представляет пересечение дорог – Зеленогорское и Скандинавское шоссе. Автомобилисты могут не съезжая, оплатить проезд.
- Развязка при пересечении с КАД. Магистраль неоднократно пересекается с КАД, что позволило его существенно разгрузить.
- Развязка на Приморском. Отличается непростым расположением, но благодаря многочисленным съездам водители могут сэкономить время.
- Развязка проспект «Богатырский». Расположена между такими улицами, как Оптиков и Камышовая.
- Развязка наб. Екатерингофка. На этом промежутке находится 4 полосы, 2 из которых являются коммерческими.
- Развязка ул. Благодатная. На этом участке находятся удобные заезды и съезды с Благодатной улицы.
- Развязка ул. Автомобильная. Имеет 2 полосы и находится около улицы Краснопутиловской.
- На пересечении КАД. В разных зонах есть 4 или 2 полосы. Позволяет заехать на магистраль с шоссе – Пулковское.
Полосы
Ширина шоссе составляет до 8 полос (22 км – восьмиполосная, 18 км – шестиполосная, 6 км – четырёхполосная). Были запущены специальные полосы для осуществления бесконтактной оплаты. Это позволило существенно сократить время ожидания в пунктах приёма оплаты.
Скорость
Скоростной режим на западном скоростном диаметре установлен законодательством и относиться к общим требованиям, касающихся скорости передвижение по автомагистралям РФ.
- Максимальная скорость автотранспорта, вес которого не превышает 3500 кг составляет – 110 км/час.
- Маломестные и международные автобусы – 90 км/час.
- Автотранспорт массой более 3500 кг – 90 км/час.
- Автобусы, перевозящие детей, а также грузовики, которые в кузове перевозят людей – 60 км/час.
ИсторияПравить
ЗСД Фонтанка Фест под землей и над водой. Рассказываем про особенности трассы

Поделиться
И беговой, и велосипедный маршруты ЗСД Феста проходят по эстакадам и двум вантовым мостам, а часть — в тоннеле центрального участка Западного скоростного диаметра, куда в обычный день просто невозможно попасть без автомобиля. В этом году ЗСД откроет шлагбаумы для самых активных и позитивных в субботу, 21 мая.
Сразу отметим, трасса с характером. Перепады высот на вантовых мостах, а в пиковых точках — это больше 60 метров (!) над уровнем моря, «нырок» в тоннель под Смоленкой на минус 9–11 метров ниже уровня воды подарят атлетам и велосипедистам незабываемые ощущения. Добавим к этому бодрящий бриз, невероятные виды на Финский залив и архитектурные доминанты нового Петербурга: стадион «Зенит Арена» и Лахта Центр. А еще ЗСД Фест — спортивный праздник для семей, друзей и даже целых рабочих коллективов, соревнование, в котором нет проигравших. Зато есть много отличных эмоций, потрясающих кадров и приятных воспоминаний на целый год. Но обо всём по порядку.
- Напомним, что регистрация на ЗСД Фонтанка Фест обязательна. Сделать это можно по ссылке; вся подробная информация — на официальном сайте.
- Из-за ситуации с коронавирусом мы ограничили возраст участников велопарада — от 18 лет и старше.
- Для входа на фестиваль все участники обязаны предъявить действующий QR-код или отрицательный ПЦР-тест (сданный не ранее чем за 3 дня до мероприятия), или иной документ согласно действующим правилам на день проведения мероприятия.
- Бегуны должны будут при получении стартового пакета предъявить также оригинал медицинской справки о возможности участия в массовых забегах.
- Для велосипедистов действует запрет на использование иных механических и электрических средств передвижения, кроме велосипеда.
ЗСД как спортивная трасса: старт/финиш, длина, перепады высот, время прохождения
Пробежать по ЗСД можно будет как дистанцию в 10 километров, так и полумарафон — 21,1. Причем в этом году трасса для полумарафона проложена в один круг, так что участникам предстоит особое испытание — покорить оба вантовых моста ЗСД, включая мост через Корабельный фарватер высотой 46 метров. Таким образом, ЗСД Фонтанка Фест станет самым высотным полумарафоном в Петербурге.

Поделиться
Уже по традиции, бегуны стартуют и финишируют на Богатырском проспекте, 42, из фестивального городка на территории гипермаркета О`КЕЙ.
Старт на обе дистанции будет дан одновременно в 16:30. Дальше от стартовой арки — по эстакаде вверх. Первый серьезный перепад высот ждет на вантовом мосту через Петровский канал — 38 метров. Сразу после — небольшой спуск. Здесь бегунов, выбравших дистанцию в 10 км, ждет разворот на отметке в 5 км (перепад высот в этой точке 24 метра) и возвращение на финиш.

Поделиться
А участникам полумарафона придется столкнуться с новыми вызовами рельефа магистрали. Выходя на Васильевский остров, трасса спускается с высоты мостов и идет ниже уровня залива. Спортсмены «ныряют» в тоннель под искусственным руслом Смоленки глубиной 11 и длиной порядка 300 метров (перепад здесь от 0 до минус 3 метров). Затем трасса потихоньку идет вверх и постепенно набирает высоту на вантовом мосту через Корабельный фарватер, доходя до пиковой точки в 50 метров. К слову, этот уникальный своими наклонными опорами мост — второй по высоте в городе. Сразу после — разворот на отметке в 10 км и возвращение на финиш.

Поделиться
Лимит времени на прохождение забега 10 км — 1ч 30 мин, 21,1 км — 3 ч.
Участников велопарада, старт которого намечен также с Богатырского, 42, в 21:00, ждет линейный 15-километровый маршрут с финишем на набережной Екатерингофки. Максимальный перепад высот на трассе — 64 метра на двухъярусном мосту через Морской канал. Лимит на преодоление всей дистанции велопарада — 2 часа.

Поделиться
Прогуляться на закатном солнце по радуге Западного скоростного диаметра — мечта, которая сбывается лишь раз в году для тех, кто не готов смотреть на мир с привычных ракурсов.
Центральный участок ЗСД протяженностью в 12 км — это уникальный комплекс мостов, эстакад, полутоннеля и тоннеля.
Вантовый мост через Петровский канал входит в состав северной эстакады основного хода ЗСД, соединяя Василеостровский и Приморский районы.

Поделиться
Вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке. Проезжая часть расположена на 6 метров ниже уровня существующей территории. Тоннельный участок ЗСД проходит под искусственным руслом реки Смоленки.

Поделиться
Вантовый мост через Корабельный фарватер входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, обеспечивая связь между Кировским и Василеостровским районами. Это единственный в мире автомобильный вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь под углом 12°. Подобное архитектурное решение напоминает силуэт разведенного моста — одного из главных символов Санкт-Петербурга.

Поделиться
Двухъярусный мост через Морской канал входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, является одним из сложнейших объектов Центрального участка и самым высоким мостом Санкт-Петербурга.

Поделиться
Такого расположения скоростных дорог больше нет нигде в России.
«Самая необычная трасса в этом году будет принимать ЗСД Фонтанка Фест в четвертый раз. 100 % протяженности нашего маршрута — сложные инженерные искусственные постройки, в том числе мостовые сооружения, занимающие второе и третье места в России по протяженности. Южная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры. Больше по протяженности в России только Крымский мост. А мост над Морским каналом, по которому проедут велосипедисты, самый высокий в Петербурге», — рассказали в «Магистрали северной столицы».
Первый фестиваль ЗСД Фонтанка Фест прошел летом 2018 года и с тех пор стал еще одной популярной точкой притяжения туристического Петербурга. Организаторы, городской портал «Фонтанка.ру» и «МСС», пропустили только 2020 год, когда в разгар пандемии в Петербурге действовал тотальный карантин. В первом фестивале приняли участие около 3-х тысяч велосипедистов и 700 бегунов. В 2021 году на велосипедах по трассе проехало более 8 тысяч человек и пробежало 2 500 любителей массовых забегов. География участников фестиваля обширна — более 80 городов от Калининграда до Владивостока. В прошлом году наш фестиваль получил награду Национальной премии событийного туризма Russian Event Awards в разделе «Лучшее спортивное мероприятие».
СсылкиПравить
Мосты через Бумажный канал
Сутугин мост
Пешеходный Сутугин мост связывает Екатерингофский остров с Перекопской (Сутугиной) улицей недалеко от дачи купца Матвея Сутугина.
Бумажный мост
Лифляндская улица пересекает Бумажный канал по Бумажному мосту недалеко от Бумажной фабрики.
Храмы Петербурга и пригородов
Западный скоростной диаметр
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.
Архитектура проектаПравить
Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.
Одной из отличительных особенностей Южно-Восточного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.
Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.
Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.
Экономическое значение
ЗСД способствует развитию Санкт-Петербурга, как крупного торгово-транспортного города:
- Создает удобный проезд к порту, таким образом, увеличивая грузооборот.
- Обеспечивает выход из портов, железных дорог, автомобильных, воздушных терминалов на дороги федерального значения.
- Предоставляет Пассажирскому порту удобную транспортную доступность.
- Развивает транспортную инфраструктуру северо-запада Северной столицы.
- Пополняет бюджет от эксплуатации.
- Обеспечивает рабочие места.
- ЗСД способствует развитию и застройке территорий.
Перспективы развитияПравить
Мосты через Ждановку
Ждановский мост
Ждановский мост служит для входа на стадион Петровский с Ждановской набережной.
Мост Красного курсанта
Мост Красного курсанта соединяет Петровский остров с Петроградским островом.
4-й Ждановский мост
Пешеходный 4-й Ждановский мост соединяет Петровский парк с Петровским переулком.
Мало-Петровский мост
Мало-Петровский мост вместе с мостом Бетанкура связывают 3 острова: Петроградский, Петровский и Аптекарский.
Мосты через Большую Невку
Сампсониевский мост
Выборгский мост построен в 1806 году, в 1822 году переименован в Сампсониевский мост.
Разводной Сампсониевский мост соединяет Петроградский остров и Выборгскую сторону.
Рядом с Сампсониевским мостом на левом берегу Большой Невки стоит Крейсер «Аврора».
Гренадерский мост
Гренадерский мост построен в 1975 году.
Разводной Гренадерский мост соединяет Петроградскую и Выборгскую сторону.
Рядом с Сампсониевским мостом на левом берегу Большой Невки находится Ботанический сад Петра Великого и казармы Гренадерского полка.
Кантемировский мост
Кантемировский мост соединяет Выборгскую сторону с Аптекарском островом рядом с телебашней.
Ушаковский мост
Мост назван в честь адмирала Фёдора Ушакова. Разводной Ушаковский мост соединяет Каменный остров с Приморским районом.
Рядом с Ушаковским мостом на правом берегу Большой Невки расположена Военно-морская академия имени
адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
3-й Елагин мост
Яхтенный мост построен в 2009 году для входа в ЦПКиО имени Кирова.
Пешеходный мост соединяет Елагин остров с Приморским районом.
Яхтенный мост
Яхтенный мост построен в 2017 году для удобства футбольных болельщиков стадиона «Газпром Арена».
Самый длинный (940 метров) пешеходный мост Петербурга соединяет Крестовский остров с Приморским районом.
Траектория прохождения трассыПравить
Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).
Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.
Южный участокПравить
Центральный участокПравить
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
- Двухъярусный мост через Морской канал (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролетную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.
- Мост вокруг острова Белый (~2 км)
- Мост подхода (~800 м)
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
- Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.
- Мост подхода (~300 м)
- Путепроводы (~1,5 км)
- Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
- Развязка на пересечении с набережной Макарова
- Эстакада (~200 м)
- Мостовой переход (~2 км)
- Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 580 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м)[7]. Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.
- Эстакада (~200 м)
Северный участокПравить
Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.
Хроника реализации проектаПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
- В постановлении Совета министров СССР № 341 от 7 апреля 1990 года, в перечне объектов строительства дорожно-транспортной системы на 1991—2005 годы упоминается о сооружении транспортной связи северо-западной части Ленинграда с центром города.
- В распоряжении мэра Санкт-Петербурга № 469-р от 18 июня 1993 года «О приоритетном развитии инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга» 1-я очередь Северо-Западной транспортной связи (от Северо-приморской части до Васильевского острова) включена в план строительства на 1995—2000 годы[36].
- Распоряжение мэра от 09.11.1994 года № 1136-р «О дополнительных мерах по подготовке строительства кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга и транспортного перехода „Север-Юг“ через Финский залив»[37].
- 19 июня 1995 года мэр Санкт-Петербурга подписал распоряжение № 608-р «О проектировании и строительстве участка Северо-западной транспортной связи». Документ предписывал в 1995—1996 годах произвести проектирование участка от Богатырского проспекта до выхода на Васильевский остров[38].
- Распоряжение мэра от 6 февраля 1996 года № 97-р «О создании Западного скоростного диаметра». Магистраль представлялась как первоочередной объект дорожного строительства в связи с предполагавшимися в 2004 году Олимпийскими играми[39].
- Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга № 1042-р от 10 октября 1997 «О строительстве Западного скоростного диаметра». Для строительства объекта предписывалось создание ОАО («Западный скоростной диаметр») с долей Санкт-Петербурга в нём 100 % и внесении в общество первоначального вклада в 100 млн р.[40]
- 22 сентября 1999 года специальной комиссией был утверждён акт выбора трассы ЗСД, подтверждённый губернатором 2 февраля 2000 года[41].
- 12 июля 2004 года. Распоряжение правительства Санкт-Петербурга № 70-рп об организации проектирования и строительства западного скоростного диаметра[42].
- В 2004 году Институт «Стройпроект» приступил к разработке проекта строительства ЗСД.
- Распоряжение комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года № 2 «Об утверждении проекта строительства 1-й очереди южного участка ЗСД». В нём указывались параметры участка: длина — 3,2 км, расчётная скорость — 120 км/ч, по 4 полосы движения в каждом направлении шириной 2×3,75 м + 2×3,5 м, расчётные нагрузки — А-14 и НК-100, расчётная стоимость строительства в ценах на 01.01.2004 — 10,63 млрд р.[43]
- В начале ноября 2006 года стартовал конкурс по выбору инвестора для строительства магистрали. Ожидалось, что конверты с заявками будут вскрыты 15 января 2007 года, а итоги будут подведены к июню 2007 года. В дальнейшем срок подачи заявок был последовательно продлён на 23 ноября 2007 года[44], до 20 февраля 2008 года, до 23 апреля 2008 года[45].
- В середине марта 2007 года было объявлено, что к конкурсу допущены все подавшие заявки участники (их четыре): австрийская MLA Liferachfalt, учреждённая FCC Construction, Alpine и Deutsche Bank; компания «Западный скоростной диаметр — Невский меридиан», созданная французской Bouygues, немецкой Hochtief, петербургским «Мостоотрядом-19» и компанией Egis; консорциум «Санкт-Петербургская скоростная магистраль B.V.», сформированный голландской Bektel, турецкой Enka и южно-африканской Intertol, а также испанская Vencida, принадлежащая OHL Group[45].
- В апреле 2008 года появилась информация о том, что работы по строительству (возможно — часть) проведёт Мостострой №6[46].
- 10 июня 2008 года — принято постановление о заключении концессионного соглашения на строительство ЗСД с ООО «ЗСД „Невский меридиан“»[23].
- 30 октября 2008 года открыт первый участок ЗСД от развязки с КАД в районе нежилой зоны «Предпортовая-2» до транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской улицей, а также участок подключения к третьему и четвёртому районам Большого морского порта Санкт-Петербурга в створе Автомобильной улицы[1]. Протяжённость составила 5,7 км, в том числе 3,2 км основного хода и 2,5 км участка подключения к третьему и четвёртому районам Большого морского порта[47].
- 7 мая 2010 года Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга подвел итоги конкурса на строительство третьей очереди ЗСД — от Богатырского проспекта до Белоострова. При начальной цене в 19,3 млрд р. победителем стало ОАО «Мостоотряд № 19», предложившее построить этот участок за 14,1 млрд р.[48]
- В августе 2010 года появились дорожные знаки об установке терминалов оплаты.
- 15 сентября 2010 года состоялось открытие строительства участка 3-й очереди ЗСД, с обеспечения подключения Кольцевой автодороги к Горскому шоссе для съезда к сестрорецкому автозаводу ООО «Хёндэ мотор Мануфактуринг Рус»[49][50].
- 14 октября 2010 года был открыт трёхкилометровый участок ЗСД между ул. Автомобильной и ул. Благодатной, который, как ожидается, облегчит доступ к морскому порту[51].
- С 15 декабря 2010 года началась эксплуатация в тестовом режиме (без взимания платы) электронной системы взимания платы за проезд, поставщиком которой является французская компания G.E.A.sa («Grenobloise d’Electronique et d’Automatismes»). Проектом ЗСД на его Южном участке от развязки с КАД (в районе нежилой зоны «Предпортовая») до транспортной развязки на Благодатной улице были предусмотрены два пункта взимания платы (ПВП, «плазы»): двухъярусный ПВП на 8 полос на улице Автомобильной и одноярусный на 26 полос на ул. Благодатной[52].
- С 14 мая 2011 года СВП начала работу в «платном режиме». Началось взимание платы за проезд в полном режиме, предусмотренном проектом ЗСД.
- В июле 2012 года началось строительство центрального участка[53].
- 10 октября 2012 года полностью открыт южный участок ЗСД — от транспортной развязки на пересечении КАД в районе станции Предпортовая до транспортной развязки в районе набережной реки Екатерингофки[54].
- 2 августа 2013 года открыто рабочее движение по северному участку ЗСД — от Приморского проспекта до трассы Скандинавия[55].
- С 15 мая 2014 года северный участок ЗСД начал работу в «платном режиме»[21].
- 2 декабря 2016 года состоялось торжественное открытие центрального участка[13].
- 4 декабря 2016 года на центральном участке и на всём ЗСД полностью открыли движение[2][3].
- С 4 февраля 2017 года центральный участок ЗСД начал работу в «платном режиме»[56].
- 3 сентября 2019 года открыта развязка с Новым шоссе[57].
- 14 сентября 2021 года открыта развязка с Шуваловским проспектом[58].
Финансовая сторона проектаПравить
Структура привлеченного МСС финансирования:
- Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
- Евразийский банк развития — 10 млрд руб[29];
- ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
- Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
- Акционерный капитал МСС — 9 млрд руб[30].
Мосты через Смоленку
Уральский мост
Уральский мост соединяет Уральскую улицу с 8-й и 9-й линиями Васильевского острова.
Смоленский мост
Смоленский мост соединяет остров Декабристов с Васильевским островом.
Наличный мост
Наличная улица пересекает реку Смоленку по Наличному мосту рядом с метро «Приморская».
Четыре Смоленских моста
Мосты через Малую Невку
Каменноостровский мост
Каменноостровский мост построен в 1954 году.
Разводной Каменноостровский мост соединяет Аптекарский остров с Каменным островом.
Большой Крестовский мост
Большой Крестовский мост соединяет Крестовский остров с Петроградским островом.
Лазаревский мост
Лазаревский мост соединяет Крестовский остров с набережной Адмирала Лазарева.
Большой Петровский мост
Большой Петровский мост соединяет Крестовский остров с Петровским островом.
Мосты через Мойку
1-й Инженерный мост
1-й Инженерный мост соединяет остров Летний сад со Спасским островом рядом с Инженерным замком.
1-й Садовый мост
1-й Садовый мост соединяет Садовую улицу с правым берегом реки Мойки.
2-й Садовый мост
2-й Садовый мост соединяет 1-й Адмиралтейский остров со Спасским островом рядом с Марсовым полем и Михайловским садом.
Мало-Конюшенный мост
Пешеходный Мало-Конюшенный мост вместе с Театральным мостом образует Тройной мост, который соединяет сразу три острова:
1-й Адмиралтейский, Казанский и Спасский.
Рядом с Мало-Конюшенным мостом расположены Главные императорские конюшни и собор Спас на Крови.
Большой Конюшенный мост
Большой Конюшенный мост соединяет 1-й Адмиралтейский остров с Казанским островом рядом с Конюшенной площадью.
Певческий мост
Певческий мост соединяет Дворцовую площадь и дворы Капеллы.
Зелёный мост
Невский проспект пересекает реку Мойку по Зелёному мосту рядом со Строгановским дворцом.
Красный мост
Гороховая улица пересекает реку Мойку по Красному мосту рядом с торговым домом «Эсдерс и Схефальс».
У Красного моста
Синий мост
Синий мост — самый широкий мост Петербурга, его ширина = 97,3 метра.
Синий мост соединяет Исаакиевскую площадь с Вознесенским проспектом рядом с Мариинским дворцом.
Фонарный мост
Фонарный мост соединяет Фонарный переулок с Почтамтским переулком рядом с Немецкой кирхой,
которая после революции была перестроена в ДК связи.
Почтамтский мост
Пешеходный висячий Почтамтский мост сокращает путь жителям Казанского острова к Главпочтамту, которых находится неподалёку на
Втором Адмиралтейском острове.
Поцелуев мост
Поцелуев мост связывает Казанский остров со Вторым Адмиралтейским островом.
Мост назван по фамилии хозяина ближайшего питейного заведения «Поцелуй» — купца Поцелуева.
Краснофлотский мост
Пешеходный Краснофлотский мост построен в 40 метрах ниже Поцелуева моста рядом с островом Новая Голландия и
Морскими Крюковскими казармами, в которых сейчас расположился Центральный военно-морской музей.
Храповицкий мост
Храповицкий мост соединяет Коломенский остров со Вторым Адмиралтейским островом рядом с дворцом Бобринских.
Храповицкий мост назван по фамилии Александра Васильевича Храповицкого, сенатора и секретаря Екатерины II.
Мосты Западного скоростного диаметра
Вантовый мост через Петровский фарватер
Вантовый мост через Петровский фарватер соединяет остров Декабристов и Крестовский остров,
высота пилонов моста = 125 метров, подмостовый габарит = 25 метров.
Вантовый мост через Корабельный фарватер
Вантовый мост через Петровский фарватер соединяет Васильевский остров с Канонерским островом,
высота пилонов моста = 125 метров, подмостовый габарит = 35 метров.
Мост через Морской канал
Мост через Морской канал соединяет Канонерский остров с Вольным островом,
подмостовый габарит = 52 метра.
ПримечанияПравить
- Южная эстакада основного хода длиной 9378 м входит в число самых протяженных мостовых сооружений в России.
- О компании. Магистраль северной столицы. Архивировано 15 января 2022 года.
- ↑ 1 2 3 4 Западный скоростной диаметр – первый юбилей // Мостовые сооружения. XXI век. — СПб., 2021. — № 3 (49). — С. 30—35.
- Магистраль северной столицы.
- ЗСД, 2018, с. 92, 277, 322.
- Вантовый мост над Корабельным фарватером в составе ЗСД отмечен Дипломом конкурса «Алюминий в архитектуре 2019». АО «Институт «Стройпроект» (8 апреля 2019). Архивировано 29 ноября 2021 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Дороги. Инновации в строительстве, 2013, с. 52.
- Соглашение о ГЧП. Магистраль северной столицы. Архивировано 12 мая 2022 года.
- ЗСД уже подвинули. Фонтанка.ру (12 мая 2012). Архивировано 25 ноября 2021 года.
- ВТБ наведет мосты на диаметре. Фонтанка.Ру (9 августа 2011). Архивировано 11 августа 2011 года.
- Мост через Корабельный фарватер, Санкт-Петербург. Сетек Инжиниринг. Архивировано 26 июля 2021 года.
- Мосты и тоннели. — М., 2013. — С. 127.
- ↑ 1 2 3 Выгодин, 2007, с. 12.
- ЗСД, 2018, с. 92.
- От Екатерингофки до Большой Невки // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2011. — Декабрь (№ 15). — С. 49.
- Р. Фомина. Татьяна Кузнецова: «Мы — одна команда» // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2013. — Октябрь (№ 31). — С. 47—49.
- ЗСД, 2018, с. 167.
- ↑ 1 2 3 ЗСД, 2018, с. 264.
- ЗСД: из земли, воды и по воздуху // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2014. — Декабрь (№ 42). — С. 56—58.
- Т. Кузнецова. На решающем этапе созидания // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2015. — Ноябрь (№ 49). — С. 56—57.
- ЗСД, 2018, с. 92—93.
- И. Безручко. Надвижка пролётов, первые ванты и стена в грунте // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2015. — Ноябрь (№ 49). — С. 67—69.
- ↑ 1 2 3 Стартовали работы по устройству вантовой системы моста ЗСД через Корабельный фарватер. Магистраль северной столицы (7 октября 2015). Архивировано 2 августа 2021 года.
- ЗСД, 2018, с. 323.
- ↑ 1 2 3 Вантовые конструкции. Soletanche Freyssinet. Архивировано 29 ноября 2021 года.
- Тяжелые башенные краны. Аренда и монтаж. 2021 / Викинг кран технолоджи. — 2021. — С. 28. — 29 с.
- ЗСД, 2018, с. 297.
- ЗСД, 2018, с. 307.
- ЗСД, 2018, с. 311.
- ЗСД, 2018, с. 345.
- ЗСД, 2018, с. 402.
- В Корабельном фарватере подняли последний пролёт ЗСД. Фонтанка.Ру (9 августа 2016). Архивировано 29 ноября 2021 года.
- Эрдоган может посетить смычку моста через Корабельный фарватер. Фонтанка.Ру (8 августа 2016). Архивировано 29 ноября 2021 года.
- ЗСД, 2018, с. 406.
- Путин открыл ЗСД: Красивый, масштабный, современный проект. Фонтанка.Ру (2 декабря 2016). Архивировано 25 ноября 2021 года.
- Движение по центральному участку ЗСД открыто. Фонтанка.Ру (4 декабря 2016). Архивировано 25 ноября 2021 года.
- История реализации. Магистраль северной столицы. Архивировано 25 ноября 2021 года.
- Центральный участок ЗСД открылся для движения. Деловой Петербург (4 декабря 2016). Архивировано 25 ноября 2021 года.
- ЗСД 4—04/05—КЖ05.0 Тело опор IVc-7, IVc-10 // Рабочая документация. Вантовый мост через Корабельный фарватер в устье реки Большая Нева / ГИП Марценкевич. — ЗАО «Институт «Стройпроект», 2013.
- Внутригородская магистраль мирового уровня // Дорожная Держава. — СПб., 2016. — № 70. — С. 43—44.
- ↑ 1 2 3 4 Выгодин, 2007, с. 13.
- Туркам придется нелегко на ЗСД. Фонтанка.Ру (10 августа 2011). Архивировано 25 ноября 2021 года.
- ЗСД 4—04/05—КМ02.0 Основные металлоконструкции // Рабочая документация. Вантовый мост через Корабельный фарватер в устье реки Большая Нева / КГИП Беляев. — ЗАО «Институт «Стройпроект», 2013.
- ЗСД 4—04/05—ЭО02.0 Эксплуатационные обустройства пилонов // Рабочая документация. Вантовый мост через Корабельный фарватер в устье реки Большая Нева. — ЗАО «Институт «Стройпроект», 2013.
- ЗСД, 2018, с. 264, 323.
- ЗСД, 2018, с. 263.
- ЗСД, 2018, с. 324.
- ЗСД, 2018, с. 325.
- Как ЗСД изменил Петербург. The Village (1 ноября 2016). Архивировано 17 января 2022 года.
- Фестиваль ЗСД: Первый массовый велопробег и забег по Западному скоростному диаметру. Магистраль северной столицы (24 мая 2018). Архивировано 15 января 2022 года.
- ЗСД Фонтанка Фест. Архивировано 17 января 2022 года.
Мосты через Кронверкский пролив
Иоанновский мост
Иоанновский мост соединяет Заячий остров с Петроградским островом и служит для
входа в Петропавловскую крепость через Иоанновские ворота.
Кронверкский мост
Кронверкский мост соединяет Заячий остров с Петроградским островом и
обеспечивает вход в Петропавловскую крепость через Васильевские ворота.
Мосты через Монастырку
Мосты через Монастырку соединяют Безымянный остров с Монастырским островом, на котором расположена Александро-Невская лавра.
Монастырский мост
Проспект Обуховской Обороны пересекает реку Монастырку по Монастырскому мосту.
1-й Лаврский мост
Первый Лаврский мост служит входом в Александро-Невскую лавру.
2-й Лаврский мост
По Второму Лаврскому мосту можно пройти в Митрополичий сад.
Пешеходный безымянный мост в створе Атаманской улицы
Казачий мост
Казачий мост соединяет Монастырский остров с Безымянным.
Название мосту дали расположенные неподалёку казармы лейб-гвардии Казачьего полка.
КритикаПравить
При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.
Мосты через Крюков канал
Смежный мост
Смежный мост находится в месте, где Крюков канал вытекает из реки Фонтанки.
Мост называется Смежным, потому что соединяет две части Набережной реки Фонтанки.
Старо-Никольский мост
Садовая улица пересекает Крюков канал по Старо-Никольскому мосту рядом с Никольским Морским собором.
Старо-Никольский мост — один из семи мостов Семимостья.
Кашин мост
Проспект Римского-Корсакова пересекат Крюков канал по Кашину мосту.
Мост назван по фамилии хозяйки ближайшего питейного заведения — Кашиной.
Торговый мост
Улица Союза Печатников пересекает Крюков канал по Торговому мосту рядом с Мариинским театром.
Название мосту дала Торговая улица, которая сейчас называется улицей Союза Печатников.
Мост Декабристов
Улица Декабристов пересекает Крюков канал по мосту Декабристов рядом с Мариинским театром.
До революции улица Офицерская проходила по Офицерскому мосту.
Матвеев мост
Матвеев мост находится в месте слияния Крюкова канала с рекой Мойкой рядом с Новой Голландией.
До революции Матвеев мост имел несколько названий: Конюшенный, Канавский, Канальный, Канавный, Тюремный, Литовский.
Мост назван в честь реаволюционера Матвеева Сергея Матвеевича.
Перспективы
В скором времени по ЗСД будут запущены автобусные рейсы, которые свяжут аэропорт Пулково и район Приморский. Использоваться будут не отдельные участки, а вся магистраль. Будут установлены удобные автобусные остановки, оборудованные эскалаторами и лифтами.