в районе Шкиперского протока
На Васильевском острове «АБЗ-Дорстрой» продолжает строительство транспортной развязки Западного скоростного диаметра в районе Шкиперского протока. В настоящий момент выполнено берегоукрепление крупнообломочным каменным материалом (решение, которое применялось на всей территории Южного намыва Васильевского острова), защищены кабели связи воинской части. В высокой степени готовности:
— устройство временных внутриплощадочных дорог и ограждений;
— отсыпка территории до проектных отметок, идёт период консолидации основания;
— переустройство выпуска дренажа. Всего контрактом предусмотрено строительство 15 мостовых опор: свайные поля на 10 из них завершены, закончены работы по сооружению ростверков на трёх опорах. Напомним, в рамках реализации проекта запланировано подключение ЗСД к улично-дорожной сети южной части Васильевского острова путем устройства выезда на ЗСД с намывных территорий на север и юг города и съезда с севера города. Заказчиком выступает АО «Западный скоростной диаметр», все работы планируется закончить до 31 декабря 2022 года. Стоимость составляет 2,35 млрд рублей, включая разработку рабочей документации.
Летом 2021 года прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — первое масштабное деловое мероприятие, проведенное в очном формате после перерыва, вызванного пандемией. Общая сумма соглашений, заключенных на форуме, составила 4,2 трлн рублей, из них более 1 трлн пришлось на Ленобласть и 600 млрд — на Петербург. О самых крупных инвестпроектах обоих регионов, анонсированных на ПМЭФ,— в материале BG.
Общая сумма подписанных Санкт-Петербургом соглашений на ПМЭФ-2021 составила более 600 млрд рублей — втрое больше, чем на прошлом форуме, проходившем в 2019 году. Из них 283 млрд пришлось на контракты с готовыми «дорожными картами», а 320 млрд — соглашения о намерениях по развитию территорий, социальной и транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, привлекут федеральные средства, указал губернатор Петербурга Александр Беглов, комментируя итоги делового мероприятия.
Ленобласть заключила на ПМЭФ соглашения на сумму 1,32 трлн рублей. По словам главы региона Александра Дрозденко, этот показатель является рекордным: на прошлом форуме в 2019 году Ленинградская область заключила соглашения с объемом инвестиций в 1,023 трлн.
В рамках ПМЭФ также были подведены итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, который представило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Петербург ухудшил свои показатели, заняв в нем восьмое место (годом ранее — четвертое место). А Ленинградская область поднялась с 13-го на 10-е место.
Реконструкция Центральной станции аэрации и строительство новой трансформаторной подстанции в Кировском районе были одобрены на рабочем совещании губернатора Александра Беглова с членами городского правительства.
К 2026 году ГУП «Водоканал Санкт‑Петербурга» проведёт реконструкцию Центральной станции аэрации со строительством двух дополнительных линий сжигания осадка, а также вспомогательных сооружений: насосной станции технической воды и автоматизированной газовой котельной в Кировском районе по адресу Белый остров, 1.
Это позволит заменить находящиеся в эксплуатации с 1997 года мощности по сжиганию осадка сточных вод. Реализация проекта предусмотрена государственной программой «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт‑Петербурге».
«Центральная станция аэрации – это первый крупный комплекс очистных сооружений Петербурга. Этот проект решил многие экологические проблемы города. Его модернизация важна для дальнейшего развития коммунальной инфраструктуры», – отметил Александр Беглов.
Также в 2025 году на улице Калинина, в промзоне рядом с ЗСД, появится новая трансформаторная подстанция и здание распределительного пункта ПАО «Россети Ленэнерго». Это обеспечит эффективное энергоснабжение как жилых районов, так и инфраструктурных объектов.
Кроме того, на совещании одобрено строительство крытого спортивного комплекса в Невском районе на Народной улице. Комплекс с футбольным полем и трибунами для зрителей на 550 мест планируют построить к 2025 году. По завершении строительства инвестор передаст городу нежилые помещения площадью не менее 100 кв. метров. Они будут закреплены за Центром физической культуры, спорта и здоровья Невского района для работы по развитию массового спорта.
Иностранные инвесторы купили крупную долю в проекте ЗСД
Читать в полной версии
ВТБ продал 24,99% доли в петербургском проекте внутригородской платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», QIA вошла в долю ООО «Холдинг МСС» через дочернюю компанию F4 Holding LLC.
По данным «Спарка», остальные доли в капитале ООО распределены между ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (49%), ООО «Дефенсум-Инвест», принадлежащей ЗПИФ «Велум Капитал» (22,09%) и кипрской компании Blognot Limited (3,92%).
О планах ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» продать QIA 24,99% из пакета ВТБ в капитале «Холдинга МСС» стало известно в начале июня 2021 года. Соответствующий договор купли-продажи был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «В ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте», — говорили тогда ВТБ. Как позже стало известно, долю в проекте сократила кипрская компания Blognot Limited; до сделки её доля в ООО «Холдинг МСС» составляла 28,91%.
Протяженность ЗСД составляет 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Общий объём инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. , писал РБК. По концессионному соглашению, заключенному в 2012 году, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали длинной 11,7 км, инвестировав 82,86 млрд руб. , и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет. Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор.
По итогам 2021 года, согласно отчетности ООО «Магистраль северной столицы» (концессионер проекта ЗСД, им владеет ООО «Холдинг МСС»), трафик составил 105 млн транзакций. Транспортный поток в 2021 году зафиксирован на 17% выше, чем в 2020 году и почти на 10% выше, чем в «доковидном» 2019 году, уточнили в компании.
Судя по отчётности ООО «Магистраль северной столицы», выручка компании с 2017 года не превышала 9,6 млрд руб. По данным «Спарка», в 2020 году выручка составила 8 млрд руб. , в 2019 году — около 7 млрд. Компания несет убытки: в 2020 году он составил 332,7 млн руб. , в 2019 году — 1,4 млрд руб.
Этот пост адресован в основном пикабушникам Питера, но может пригодится и гостям города, чтоб не влететь в ту же ситуацию что и я. И я не поныть хочу, а как-то поучаствовать в решении проблемы.
Необходимо было проехать по ЗСД от Приморского проспекта на юг до Кировского района, навигатор проложил маршрут, согласно которому нужно заехать на ЗСД, сразу же развернуться и потом уже проехать заветные 15 км.
Только свернув с Приморского проспекта на ЗСД сразу уткнулся в пункт оплаты, других вариантов проезда не было. Пока стоял в очереди думал, ну мало ли, может предоплатная система, и надо заплатить перед поездом. Оказалось нет, просто въезд на платную дорогу организован ДО пункта оплаты, а не после. Тем не менее, за 100-200 м дороги с меня требуют 200 руб. На моё объяснение, что я только въехал и даже ещё не начал пользоваться услугами ЗСД положили болт.
Ну ладно, допустим, заплачу, неприятно, но может и правда сам дурак. Плачу, сразу же разворачиваюсь метров через 30 единственным возможным способом чтобы ехать на юг (не съезжая с ЗСД, разворот сразу за пунктом оплаты). Однако снова утыкаюсь в новый пункт оплаты, и по-другому проехать просто нельзя. Снова просят 200 руб.
Это уже начинает раздражать. Объясняю, что я только что въехал на ЗСД, показываю чек, что я уже один раз оплатил мзду на ровном месте, и было это 1 минуту назад. Что я физически за это время не мог хоть сколько-то проехать по их чудесной платной дороге. Но нет, пропускать бесплатно отказываются, разве что говорят «звоните ИМ и разбирайтесь, нас не волнует, думать надо как маршруты прокладывать, у нас на сайте вся информация по тарифам есть». Из диалога косвенно следует, что проблема регулярная. Плачу ещё 200 рублей.
Потом еду 15 км и плачу уже 200 руб. за реальное использование ЗСД. В результате за въезд на дорогу (примерно 200-300 м пути) пришлось заплатить 400 руб. , и за сам путь (15 км) – 200 руб. И это прям безумие.
Кто постоянно пользуется услугами ЗСД, расскажите, это что вообще было? Это мне не повезло и один участок такой кривой, или вся платка сделана через жопу?
Пока разбирался с ситуацией поглядел как устроена дорога, и даже сейчас есть возможность с помощью лёгких ограждений реализовать справедливую оплату (то есть бесплатный проезд через пункты оплаты для тех кто заезжает с Приморского проспекта), но годами происходит вот так как я описал.
Может проблема уже поднималась, и я просто был не в курсе? Или подскажите в какое спортлото писать, чтобы исправить эту дикость? Ну просто стыдно за такое.
В 2011 году группа ВТБ приступила к реализации уникального проекта по строительству Центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД), платной многополосной скоростной магистрали в Санкт-Петербурге. Трасса, проложенная в условиях плотной городской застройки, обеспечила решение ключевых инфраструктурных задач города и определила развитие Санкт-Петербурга в качестве транспортного узла мирового уровня.
Консорциум «Магистраль северной столицы», изначально сформированный группой ВТБ и Газпромбанком, осуществил финансирование и строительство Центрального участка ЗСД в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Консорциум МСС также реализует эксплуатацию Северного и Южного участков ЗСД. Размер инвестиций в проект составил порядка 4 млрд евро, в то время как общий объем инвестиций в проект превышает 7 млрд долларов США.
В ходе строительства магистрали были созданы уникальные объекты, в том числе одни из самых протяженных мостовых сооружений в России: Южная двухъярусная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры – 9,4 км и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры – 8,8 км. Вантовый мост через Корабельный фарватер уже успел стать новым архитектурным символом Санкт-Петербурга.
После открытия Центрального участка в 2016 году ЗСД связал Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на Юге и Севере города, обеспечил выход на трассу «Скандинавия» и дал уникальную возможность проехать через пятимиллионный мегаполис менее, чем за 20 минут.
Западный скоростной диаметр обеспечивает около 370 тысяч транзакций в сутки, в среднем, 90 млн транзакций в год. В настоящее время в обороте находится более 600 тысяч транспондеров. Данные показатели являются беспрецедентными в практике эксплуатации платных дорог России.
Значение ЗСД не исчерпывается решением транспортных задач Санкт-Петербурга. В федеральном масштабе трасса повышает общефедеральный показатель эффективности системы товародвижения. Западный скоростной диаметр способствует развитию территорий, интенсификации жилого и делового строительства, увеличению ценности коммерческих и жилых помещений и росту их стоимости.
ЗСД создает новые общественные пространства — мосты и эстакады Центрального участка стали современными достопримечательностями Санкт-Петербурга, символом динамичного развития города.
Проект удостоен наград ведущих мировых и российских экономических СМИ: Project Finance International, Project Finance Magazine, World Finance, Infrastructure Investor, «Рынок ценных бумаг», отмечен премией «Формула движения» Министерства Транспорта РФ, «Премией развития», «РОСИНФРА» и другими наградами.
Смольный увеличит уставный капитал подконтрольного городу АО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) на 10,3 млрд рублей путем закрытой подписки в лице комитета имущественных отношений (КИО). По данным «Ъ», выделяемые средства пойдут на реализацию проекта Восточного скоростного диаметра (ВСД), заказчиком которого выступает АО.
Сообщение об увеличении уставного капитала АО «ЗСД» в пользу КИО опубликовано вчера на портале раскрытия корпоративной информации. Смольный готов разместить дополнительно более 1 млн акций номинальной стоимостью 10 тыс. рублей каждая, следует из официальных данных. Таким образом, максимальная сумма докапитализации может составить 10,3 млрд рублей. В КИО на запрос «Ъ» не ответили.
Источник «Ъ» в Смольном утверждает, что предложение об увеличении уставного капитала подготовлено на два года — на 2019 и 2020 годы. Деньги закладывались в бюджет по предложению комитета по инвестициям (КИ) и комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), говорит собеседник «Ъ». В КРТИ и КИ оперативно не смогли прокомментировать информацию.
Источник «Ъ» в транспортной отрасли сообщил, что средства будут направлены на проект ВСД. «Самый быстрый способ начала реализации ВСД — строительство по схеме продолжения ЗСД. В том числе съезды на Шуваловский проспект, Богатырский проспект и к Белоострову. Без проведения конкурсных процедур»,— говорит источник «Ъ». Собеседник «Ъ» в инвестиционном блоке правительства подтвердил, что для оперативного начала строительства ВСД город предлагает оформить дополнительное соглашение к договору на возведение ЗСД, предоставив действующему концессионеру ЗСД ВТБ право возводить три развязки.
Созданием проекта ВСД занимается АО «Институт «Стройпроект»». Заказчиком работ выступает АО «ЗСД» — юридическое лицо Смольного, на балансе которого уже находится Западный скоростной диаметр. Общая протяженность ВСД составит 27,4 км, в том числе 14,2 км — по территории Петербурга и 13,2 км — по территории Ленобласти. Трасса пройдет по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. Среднесуточная прогнозная интенсивность движения, согласно обновленным данным, составит около 50 тыс. автомобилей.
Как сообщалось ранее (см. «Ъ» от 01. 2018), стоимость строительства ВСД за год выросла на 17 млрд рублей, до 182,8 млрд рублей, из них 170,7 млрд — это затраты на реализацию на территории Санкт-Петербурга и 12,1 млрд — на территории Ленинградской области. Проект планировали строить по схеме ГЧП. При этом участие федерального бюджета еще не подтверждено (см. «Ъ» от 11. 2019). В проекте заинтересован ВТБ, банк уже подписал соглашение с администрацией Петербурга о взаимодействии на ПМЭФ. Сдать объект чиновники планируют в 2023 году.
История строительства Центрального участка Западного Скоростного Диаметра — одного из самых сложных проектов, реализованных в Санкт-Петербурге. Новая скоростная автомагистраль проходит буквально по земле, над землей, под землей, над водой и под водой.
Активная работа над реализацией проекта Западного Скоростного Диаметра стартовала еще в середине 90-х годов — а именно в 1996 году началась разработка проекта новой скоростной магистрали. После утверждения проекта и всех необходимых формальностей в 2005 году было начато строительство первой очереди будущего диаметра. Но лишь в 2011 году был объявлен конкурс на строительство центрального участка Западного Скоростной Диаметра — участка о строительстве которого пойдет речь ниже. Сам по себе проект центрального участка являлся одним из самых трудновыполнимых и масштабных в истории Санкт-Петербурга. Трасса проходит буквально на земле, над землей, под землей, над водой и под водой — более 60% дорожного полотна предстояло построить на искусственных сооружениях, включая 3 моста (2 из которых вантовые).
ВСЕГО 10 СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В 4 РАЙОНАХ ГОРОДА,
БОЛЕЕ 5500 ЧЕЛОВЕК ЗАДЕЙСТВОВАНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
БОЛЕЕ 450 СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ,
66 СУБПОДРЯДЧИКОВ (В Т. 7 ЗАРУБЕЖНЫХ).
Двухъярусный мост через Морской канал
Строительство преимущественно состоит из 2-ух этапов. Первый из них — это сооружение временный рабочих платформ или своеобразной эстакады, с помощью которой будут возводиться опоры моста. Когда опоры будут установлены, в ход пойдет второй этап, который именуют «надвижкой» — металлические пролеты собираются в секции и кладутся на специальные перекаточные устройства, а потом с помощью гидравлических домкратов выталкиваются вперед и соединяются со парой опор впереди. Таким образом собирается подходной мост и сама двухъярусная ферма.
Двух-этажная развязка проходит аккуратно над Канонерским островом, над жилыми домами, часть из которых пойдет под расселение.
Вот такой вид с Канонерского острова открывается на магистраль.
Вид из окна пятиэтажки.
Высота фермы 52 метра, а длина центрального пролета над Морским Каналом составляет 168 метров, при общей протяженности на 760 метров.
Мост подхода на закате.
Вантовый мост через Корабельный фарватер.
Общая длина моста — 622 метра, а длина центрального пролета 320 метров. Подмостовой габарит 35 метров.
А высота пилона 125 метров.
Вот такой вид открывается на Васильевский остров с пилона моста. Морской вокзал и створ Большого Проспекта.
В устье реки Смоленки дорога проходит сквозь туннель, который местные жители окрестили, как Новосмоленский. Главная его особенность — наличие не только искусственного, но и естественного освещения, получаемого при помощи множества световых окон. Длина туннеля 400 метров, а глубина залегания 13 метров.
На Васильевском острове близ жилых домов трасса проложена в выемке, тем самым опустившись ниже уровня земли. Через нее перекинуты 2 автомобильный моста и 2 пешеходных, давая свободный доступ к заливу и жилым комплексам на насыпи.
Вантовый мост через Петровский фарватер.
Высота пилона — 125 метров.
А подмостовой габарит 25 метров.
Длина центрального пролета — 240 метров.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» завершило сделку по продаже 24,99% доли в ООО «Холдинг МСС», концессионере Западного скоростного диаметра, суверенному фонду Катара Qatar Investment Authority (QIA). Эксперты по-разному оценивают выгоду вложений для катарского фонда, но сходятся во мнении, что количество представителей инвестора в совете директоров концессионера ЗСД будет таким же, как в концессии аэропорта «Пулково».
Западный скоростной диаметр — внутригородская магистраль в Петербурге протяженностью 46,6 км, построенная и эксплуатируемая в рамках государственно-частного партнерства. Договор купли-продажи 24,99% в капитале ООО «Холдинг МСС», концессионере проекта ЗСД, был подписан ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» и Qatar Investment Authority, действующую через дочернюю компанию F4 Holding LLC, в июне 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда планировалось, что сделка будет закрыта во втором полугодии 2021 года, после получения регуляторных одобрений и удовлетворения иных стандартных для подобной сделки условий.
Сейчас, по сведениям ЕГРЮЛ, остальные доли в капитале ООО «Холдинг МСС» распределены так: 49% принадлежит ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг», 22,09% — ООО «Дефенсум-Инвест» (принадлежит ЗПИФ «Велум Капитал»), 3,92% — кипрской компании Blognot Limited.
Источник «Ъ-СПб» на рынке предполагает: как и в случае с концессионером Пулково, двое представителей Катарского фонда войдут в совет директоров компании и будут участвовать в стратегических решениях по ее управлению. «Катарские инвесторы вошли в проект Западного скоростного диаметра на стадии, когда пройдены все строительные риски и проект стал максимально стабильным для вложений»,— подчеркивает собеседник издания.
Илья Жарский, управляющий партнер экспертной группы Veta, согласен, что по аналогии с проектом аэропорта Пулково можно ожидать вхождения в совет директоров представителей катарского фонда. «Как показывает практика, Катар приходит в подобные крупные инвестиционные проекты всерьез и надолго. Влияние катарского акционера на принятие решений по дальнейшему развитию ЗСД не исключено, но полагаю, что решающее слово будет сохранено за основным акционером, так как речь идет о крупной концессии»,— говорит эксперт.
По мнению господина Жарского, Катар входит в подобные проекты в мире очень точечно, но сотрудничество с Россией носит характер долгосрочной стратегии. «Катар в целом является одним из крупнейших инвесторов в нашу экономику, очевидно, что данная сделка является неотъемлемой частью сотрудничества Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и QIA»,— подчеркивает он.
Однако директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает, что рассматривать покупку доли одного из миноритариев Западного скоростного диаметра фондом Катара как некую эффективную инвестицию не приходится: «Вся прибыль проекта уходит на обслуживание ранее полученных кредитов. Весьма вероятно, что фонд оказывает очередную услугу прогосударственным структурам, за что получит в итоге определенное вознаграждение. Напомню, что в 2017 году фонд также участвовал в покупке 19,5% акций «Роснефти» у «Роснефтегаза» после критики со стороны президента России о необходимости использования в сделке частных денег, а не денег государства».
Землю — рабочим. Смольный отдаст промышленным инвесторам участки без торгов и за бесценок
На новый инструмент поддержки претендуют 10 компаний с инвестициями около 8 млрд рублей. Дело за малым — доделать инфраструктуру промзон, которую начали создавать еще при Валентине Матвиенко.
Правительство Петербурга 5 сентября одобрило новые правила предоставления земли промышленным инвесторам, сообщил вице-губернатор Валерий Москаленко на своей странице «Вконтакте». Речь идет о двух постановлениях, запускающих в Петербурге механизм так называемого «масштабного инвестиционного проекта» (МАИП). Первый устанавливает требования к таким предприятиям, второй разрешает предоставлять им землю по льготной ставке — 1 руб. за 1 кв.
В Смольном уверены, что инструмент будет пользоваться спросом. «В работе сейчас находятся уже порядка 10 инвестиционных проектов в различных отраслях обрабатывающей промышленности. Многие из них направлены на выпуск импортозамещающей продукции», — приводятся в пресс-релизе слова губернатора Александра Беглова.
В комитете по промышленной политике на момент публикации не смогли уточнить, что это за компании. Однако, по данным «Фонтанки», среди них есть, к примеру, производители труб, химии и полиэтилена. Общая сумма заявленных ими инвестиций достигает 8 млрд рублей. Все предприятия уже работают в Северной столице и хотят расширяться.
Вице-губернатор Алексей Корабельников в своем telegram-канале уточнил, что среди отраслей, где ждут конкретных заявок, — металлообработка, производство изделий из металла и из пластмассы, изготовление оборудования, химическая промышленность, производство стройматериалов и другие.
Идею давать промышленникам землю целевкой городские власти озвучили еще весной 2021 года. Необходимые изменения в закон, регулирующий правила предоставления городской недвижимости, были приняты в августе того же года. Но до разработки порядка инвесторы не могли реализовать эту возможность. В то же время власти неоднократно упоминали МАИПы как инструмент антикризисной поддержки в условиях санкций и меру для стимулирования импортозамещения.
До этого претендовать на целевое предоставление земли могли далеко не все промышленники. Для этого нужно было либо стать стратегическим инвестором (для производств планка инвестиций составляет 2 млрд рублей), либо резидентом ОЭЗ (то есть производить что-то инновационное, а не все подряд). Инвестиционные проекты в сфере обрабатывающих производств, вложения которых не дотянули до стратега, а специализация не подошла под критерии ОЭЗ, либо покупали землю у других собственников, либо претендовали на городские участки в рамках конкурсов.
Что предлагает город
Как следует из постановления, власти Петербурга готовы признать масштабными проекты с инвестициями не менее 350 млн рублей в течение пяти лет. Юрлицо инвестора должно относиться к «обрабатывающим производствам», и результатом проекта, соответственно, должен быть выпуск продукции этих производств.
Реализовать его получится только на участках, которые, согласно ПЗЗ, допускают размещение объектов производственного назначения. Не менее 70% площади построенного объекта должно иметь такую же категорию — промышленно-производственное назначение.
После получения заявки от инвестора городские власти рассмотрят его и, в случае положительного решения, подпишут с ним соглашение, позволяющее получить землю целевым способом.
Льготная ставка 1 рубль за 1 метр в год будет действовать на период проектирования и строительства. Если инвестор не уложится в заявленный срок, он заплатит городу за аренду участка рыночную стоимость. Если реальная деятельность компании не будет соответствовать заявленной, либо объем инвестиций окажется меньше заявленного, или же не будут исполнены обязательства по количеству созданных рабочих мест, инвестору придется заплатить городу 5% от заявленного размера инвестиций.
Новая мера поддержки может работать в связке с существующими. Например, инвестор сможет получить заем в Фонде развития промышленности Санкт-Петербурга по льготным ставкам от 1 до 5%, отметил Валерий Москаленко. Вероятно, ее также можно будет сочетать со статусом региональных инвестпроектов (дает право на налоговые льготы) и офсетных (гарантирует инвестору, выигравшему конкурс закупки его продукции городом).
Чего хотят инвесторы
Сам бизнес считает, что предоставление участков на льготных условиях — это полезно, но земля без инфраструктуры не так уж привлекательна. В стоимости завода затраты на землю занимают 3–5%, подключение к электроэнергии, газу, воде и прокладка дорог гораздо дороже, комментировал ранее в СМИ директор Solofarm Олег Жеребцов.
В Петербурге насчитывается 21 промзона и две площадки ОЭЗ площадью более 12 тыс. га, говорится в паспорте промышленных зон, опубликованном на сайте комитета по промышленности.
Концепция промышленной политики Петербурга (утверждена в 2021 году) обещает, что до 2025 года будет завершено проектирование и строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на территории четырех промзон — «Ржевка», «Рыбацкое», «Ижорские заводы» и «Обухово» — общей площадью 2 326,2 га.
Оборудованных индустриальных парков бизнес ждет еще со времен Валентины Матвиенко. К примеру, промзона «Ржевка», начавшая обустраиваться в 2012 году, в этом году отметит 10-летний юбилей в качестве перспективной промышленной площадки. Ее создание уже обошлось бюджету в 1,5 млрд рублей. На 2022–2024 гг. в адресной инвестпрограмме на нее заложено 1,4 млрд рублей. Тем временем бизнес, который уже начал работать на территории промзоны, прокладывает себе сам водопровод и канализацию, строит и содержит дороги. Судя по АИП, часть объектов в других промзонах пока находятся в стадии проектно-изыскательских работ.
Комментируя отставание по срокам, чиновники сетовали на то, что вкладываться в инфраструктуру мешает нерешительность инвесторов, которые не могли четко обещать городским властям, построят ли завод в конкретном месте или нет. Но их неуверенность, в свою очередь, была продиктована перспективами конкурсного отбора. По расчету властей, инструмент МАИП поможет разорвать замкнутый круг: если есть реальные интересанты, то и деньги на инфраструктуру в бюджете найти легче.
По данным «Фонтанки», комитет по промышленной политике сейчас оценивает запас свободной промышленной госземли в 300–350 га. Большая часть подготовленных участков находится в перечисленных четырех промзонах, которые находятся «в высокой степени готовности». Незавершенность — не беда. Пока первые одобренные масштабные инвесторы занимаются проектированием и строительством, городские власти рассчитывают окончить создание дорог и технологическое присоединение.
Одной из следующих перспективных площадок может стать производственная зона «Красносельская». В ходе нулевых чтений комитет по промышленной политике запросил 242 млн рублей на изъятие участков для госнужд для нее. Изначально к территории присматривался хлебный гигант Fazer, что заставило чиновников обозначить это в проектах как «пищевой кластер». Но после того, как финская компания сначала заморозила инвестиции, а потом решила покинуть российский рынок, специализация площадки может быть скорректирована.
Галина Бояркова, «Фонтанка. ру»
Промышленные инвесторы Петербурга получат участки земли по льготной цене
Промышленные инвесторы на территории Петербурга смогут получить земельные участки по сниженной цене целевым назначением для строительства производственных объектов. Соответствующее решение было принято в Смольном для стимулирования инвестиций в городе.
ФОТО пресс-службы Смольного
Инвесторам, заинтересованным в реализации масштабных проектов, земельные участки будут предоставляться без торгов по символической цене 1 рубль за квадратный метр в год — на период проектирования и строительства объекта производственного назначения.
— В условиях санкций особенно важно поддержать инвесторов, которые намерены строить новые промышленные объекты. Спрос на землю с их стороны есть. В работе сейчас находится уже порядка десяти инвестиционных проектов в различных отраслях обрабатывающей промышленности. Многие из них направлены на выпуск импортозамещающей продукции, — пояснил губернатор Александр Беглов.
Новая мера поддержки будет доступна для петербургских инвесторов, реализующих на территории города проекты в сфере обрабатывающего производства. Размер вложений должен составлять не менее 350 млн рублей, а срок реализации — не превышать пяти лет. Ожидается, что такие меры поддержки помогут в создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест.
Правительство города также утвердило проекты планировки территории, касающиеся улично-дорожной сети Северной столицы. Так, в Приморском районе проспект Авиаконструкторов продлят на пятьсот метров от Верхне-Каменской улицы до реки Каменки. Будет построена четырехполосная магистральная улица с остановками общественного транспорта, тротуарами и велодорожками. Проектирование предусмотрено в рамках адресной инвестиционной программы Петербурга. Завершить строительство планируется в 2024 году.
А в Красносельском районе улицу Спирина продлят от улицы Освобождения до улиц Голубко и Рябчикова, Братошинскую — от Ивангородского проспекта до Новой улицы. Протяженность нового участка улицы Спирина составит более восьмисот метров, здесь появятся три автобусные остановки и разворотное кольцо. Братошинскую улицу продлят на шестьсот метров и обустроят на ней велодорожку.
Реализация объекта запланирована за счет средств бюджета Петербурга в рамках адресной инвестиционной программы. В настоящее время ведется подготовка проектной документации.
Два пешеходных перехода появятся в Красногвардейском районе в непосредственной близости от крупного транспортно-пересадочного узла — Ладожского вокзала и вестибюля станции метро «Ладожская».
Кроме того, Смольный утвердил комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа в 2022 – 2024 годах негосударственных организаций социальной сферы к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Документ разработан в рамках реализации аналогичного федерального комплексного плана и содержит 27 мероприятий.
По словам губернатора, в Петербурге существует развитая сеть негосударственных организаций, оказывающих услуги гражданам наряду с государственными — в сфере социального обслуживания, образования, культуры. Им предоставляются субсидии и гранты, но нужно обеспечить и равные условия доступа на рынок социальных услуг. Этой цели и послужит комплексный план.
К организациям, которые смогут рассчитывать на государственную поддержку, теперь относятся не только социально ориентированные НКО, но и субъекты малого и среднего предпринимательства, оказывающие услуги в сфере социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также молодежной политики. Утверждение комплексного плана должно повысить качество, доступность и разнообразие социальных услуг, а также эффективность использования бюджетных средств.
Утвержден на заседании городского правительства и проект перспективного транспортного развития муниципального округа Гавань в Василеостровском районе. Проектом планировки территории предусматривается размещение вестибюля станции «Гавань» с наклонным ходом и переходным коридором. Проектируемый вестибюль относится к Лахтинско-Правобережной линии метрополитена. Выполнение проектных работ на этом участке в соответствии с адресной инвестиционной программой предусмотрено на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.
Приняли в Смольном и еще одно решение. К 2026 году ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проведет реконструкцию Центральной станции аэрации со строительством двух дополнительных линий сжигания осадка, а также вспомогательных сооружений: насосной станции технической воды и автоматизированной газовой котельной в Кировском районе по адресу: Белый остров, 1. Это позволит заменить находящиеся в эксплуатации с 1997 года мощности по сжиганию осадка сточных вод.
По словам градоначальника, Центральная станция аэрации — это первый крупный комплекс очистных сооружений Петербурга. Данный проект решил многие экологические проблемы Северной столицы, и его модернизация важна для дальнейшего развития коммунальной инфраструктуры.
Также в 2025 году на улице Калинина в промзоне рядом с ЗСД появятся новая трансформаторная подстанция и здание распределительного пункта ПАО «Россети Ленэнерго». Это обеспечит эффективное энергоснабжение как жилых районов, так и инфраструктурных объектов.
Кроме того, на совещании одобрено строительство крытого спортивного комплекса в Невском районе на Народной улице. Комплекс с футбольным полем и трибунами для зрителей на 550 мест планируют построить к 2025 году. По завершении строительства инвестор передаст городу нежилые помещения площадью не менее 100 кв. метров. Они будут закреплены за Центром физической культуры, спорта и здоровья Невского района.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7249) от 07. 2022 под заголовком «Земельный стимул для инвесторов».
История реализации
Город Санкт-Петербург в его исторической планировке подковообразно охватывает с севера, востока и юга Невскую губу.
Развитие южных и северных районов города определяло новые задачи для транспортной системы Северной столицы. Уже в 1960-х годах Ленинград испытывал сложности с сообщением между северными и южными районами. Постоянное увеличение грузооборота в Морском порту привело к значительному уровню нагрузки на внутригородские дороги, ориентированные на порт.
В 1966 году в Генеральном плане развития Ленинграда появилась перспективная автомагистраль, соединяющая север и юг города по максимально короткому маршруту, проходя рядом с Морским портом.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по Обоснованию инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
АО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с ЗАО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Начато строительство Южного участка ЗСД от развязки с КАД до развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга в створе Автомобильной ул.
Правительством Санкт-Петербурга был принят Закон № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (ГЧП)».
Открыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. , включая подключение 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга
Начато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от правого берега реки Большая Невка до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
Открыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул.
Создано общество с ограниченной ответственностью «Магистраль северной столицы»
На открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
Под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были представлены результаты рассмотрения конкурсных предложений участников и подведены итоги открытого конкурса. Решением конкурсной комиссии победителем открытого конкурса в отношении ЗСД, Партнером был единогласно признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
При участии Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта РФ Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
Костин, Председатель правления Банка ВТБ, Г. Полтавченко, Губернатор Санкт-Петербурга, Д. Медведев, Премьер-министр РФ, И. Лукьянов, генеральный директор АО «Западный скоростной диаметр», Б. Мурашов, председатель Комитета по развитию транспорта
Обществом подписано Соглашение о ГЧП с Санкт-Петербургом и ОАО «Западный скоростной диаметр» (ОАО «ЗСД») со сроком действия 30 лет
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофка до правого берега р. Большая Невка
В присутствии Президента РФ Владимира Путина был открыт для движения Северный участок ЗСД
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Северный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
На Северном участке ЗСД от транспортной развязки с Приморским проспектом до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия» введен платный проезд
Завершены работы по замыканию контура Западного скоростного диаметра
В присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялась торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД в Санкт-Петербурге и Пуск движения по всей протяженности магистрали
Горьков, председатель Внешэкономбанка, А. Костин, председатель правления Банка ВТБ, В. Путин, Президент РФ, Н. Цуканов, полномочный представитель Президента РФ в СЗФО, Н. Асаул, заместитель министра транспорта РФ, А. Бнатов, генеральный директор
Открыто движение по Центральному участку ЗСД и всей протяженности магистрали.
Финансовые партнеры создания проекта
ВТБ Инфраструктурный Холдинг – лидер на российском рынке инфраструктурных инвестиций.
Реализует масштабные стратегические и коммерчески эффективные проекты на принципах государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также является крупнейшим инвестором в российскую инфраструктуру. Суммарно с 2007 года в инфраструктуру страны Холдинг привлек российских и иностранных инвестиций на сумму более $18 млрд, из них почти $6,5 млрд – кредиты и собственные средства группы ВТБ.
Государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ» действует на основании федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ».
Основная задача ВЭБ. РФ – способствовать долгосрочному экономическому развитию России. В партнёрстве с коммерческими банками ВЭБ. РФ занимается финансированием масштабных проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни людей.
Высшим органом управления ВЭБ. РФ является Наблюдательный совет, который возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации.
Согласно меморандуму о финансовой политике ВЭБ. РФ участвует в реализации национальных проектов, направленных на выполнение майского указа Президента. В числе принципов деятельности – отсутствие конкуренции с коммерческими банками, открытость, безубыточность при финансировании проектов.
На основании решения Правительства Российской Федерации ВЭБ. РФ координирует деятельность институтов развития по вопросам обеспечения долгосрочного социально-экономического развития страны.
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) — один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Банк входит в тройку крупнейших банков России по всем основным показателям и занимает третье место в списке банков Центральной и Восточной Европы по размеру собственного капитала.
Банк обслуживает ключевые отрасли российской экономики — газовую, нефтяную, атомную, химическую и нефтехимическую, черную и цветную металлургию, электроэнергетику, машиностроение и металлообработку, транспорт, строительство, связь, агропромышленный комплекс, торговлю и другие отрасли.
В числе клиентов Газпромбанка — около 3 миллионов физических и порядка 45 тысяч юридических лиц.
В настоящий момент Банк в качестве инвестора активно принимает участие в крупнейших российских инфраструктурных проектах, реализуемых при помощи механизма государственно-частного партнерства.
Евразийский банк развития (ЕАБР) является международной финансовой организацией с уставным капиталом порядка 1,5 миллиардов долларов США. Банк призван содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве. ЕАБР осуществляет финансирование крупных инвестиционных проектов в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, участия в уставном капитале организаций, выпуска гарантий, прямого или косвенного финансирования частных инвестиционных фондов, а также займов коммерческим банкам для последующего кредитования предприятий.
Европейский банк реконструкции и развития является международным финансовым учреждением, которое финансирует проекты в 29 странах от Центральной Европы до Средней Азии. Вкладывая капитал, прежде всего, в частные предприятия, потребности которых не могут быть полностью встречены рынком, Банк помогает развитию предпринимательского сектора и способствует переходу к открытой и демократической рыночной экономике. ЕБРР является крупнейшим инвестором, работающим в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Он ассигновал свыше 20 млрд. евро на более чем 800 крупных проектов. Главными видами прямого финансирования, предоставляемого по линии ЕБРР, являются кредиты, участие в акционерном капитале и гарантии.
Аэропорт, развязки и туризм
В рамках ПМЭФ было подписано соглашение о намерениях между ВТБ и Петербургом по дальнейшему развитию аэропорта Пулково. Проектом предусмотрено расширение пассажирского терминала, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Общий объем инвестиций составит более 40 млрд рублей. Вместе с тем в конце прошлого года глава ВТБ Андрей Костин в кулуарах «Транспортной недели — 2021» сообщил, что инвестиции могут быть пересмотрены в сторону увеличения из-за роста себестоимости строительства.
Кроме того, ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (группа ВТБ) и правительство Петербурга подписали соглашение о создании в Колпино новой инфекционной больницы стоимостью более 30 млрд рублей. Также между городом и ВТБ было подписано соглашение о финансировании строительства развязки Западного скоростного диаметра с Витебским проспектом в размере 10 млрд рублей. Развязка, которая станет первым этапом перспективной Широтной магистрали (ВСД), будет строится на условиях соглашения о ГЧП. Стороны подписали акционерное соглашение, регулирующее совместное управление АО «Метрострой Северной столицы». ВТБ на полях форума также удалось также привлечь пять новых резидентов индустриального парка «Марьино» в Санкт-Петербурге с проектами на 5 млрд рублей.
Одной из крупнейших сделок на ПМЭФ стала покупка катарскими структурами 24,99% петербургского автодорожного проекта «Западный скоростной диаметр»: суверенный фонд Катара Qatar Investment Authority (QIA) приобрел акции ООО «Холдинг МСС», которое контролирует оператора ЗСД ООО «Магистраль Северной столицы».
О комплексном развитии территории в Курортном районе Петербурга на ПМЭФ договорились Смольный и ООО «Мегалайн», которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным. Компания разработала концепцию застройки территории в районе Горской (бывшая стройплощадка Комплекса защитных сооружений), где на площади 150 га будут построены производства, офисы, общественные пространства, соцобъекты, образовательные учреждения. Также «Мегалайн» реализует пилотный проект в районе Старой Деревни. По двум проектам общий объем инвестиций составит 236 млрд рублей.
Были анонсированы дальнейшие планы по развитию территории Кронштадта в рамках проекта туристско-рекреационного кластера «Остров фортов», где намерены построить яхтенный порт, включающий акваторию Каботажной гавани общей площадью 17 га, зону для спуска, ремонта и обслуживания судов, участок морского пункта пропуска через государственную границу РФ Большой порт Санкт-Петербург, а также комплекс апартаментов, включая апарт-отель, объекты торговли и общественного питания. Помимо этого, здесь появятся жилые дома, объекты социальной и транспортной инфраструктуры. Инвестором выступит группа компаний «Алькор», вложения которой превысят 16 млрд рублей. На строительство дорог и развязок в Кронштадте из петербургского и федерального бюджетов будет выделено 8 млрд рублей.
Медицинский институт имени Березина Сергея (МИБС) подписал соглашение с правительством Петербурга о строительстве онкологического центра общей площадью около 28,7 тыс. м и вместимостью 226 коек на Глухарской улице, где компания владеет участком 6,5 га. По расчету инвестора, который реализует проект из собственных средств, объем вложений составит 5,5 млрд рублей.
УК «Севкабель порт» и гостиничная сеть Azimut Hotels объявили о намерении инвестировать 3 млрд рублей в реконструкцию Морского вокзала на площади Морской Славы. В здании откроется четырехзвездочный отель Azimut Hotels на 339 номеров и медиацентр.
«Газпром нефть» объявила о создании на территории особой экономической зоны «Санкт-Петербург» (площадка «Новоорловская») комплекс лабораторий и пилотных установок для испытания новых промышленных технологий. Объем инвестиций до 2023 года составит более 3 млрд рублей. АО «МТС» и администрация Петербурга договорились о стратегическом партнерстве при реализации проектов, направленных на цифровизацию экономики региона: компания инвестирует в развитие цифровой инфраструктуры Петербурга 7 млрд рублей. В рамках ПМЭФ «Биокад» и «Полисан» договорились о совместной разработке и выпуске лекарств. «Биокад» направит на это не менее 4,3 млрд рублей.
Также на ПМЭФ Смольный и корпорация «Технониколь» обсудили создание на территории Колпинского района Петербурга завода по производству минеральной теплоизоляции стоимостью 7 млрд рублей. Кировский завод подписал с правительством города соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта «Модернизация металлургического производства и энергетического комплекса группы компаний «Кировский завод»». По предварительным оценкам, инвестиции за шесть лет составят 22 млрд рублей. На территории Колпинского района Петербурга будет построен завод по производству минеральной теплоизоляции. Реализовать проект планируется к 2023 году. Инвестиции в проект составят около 7 млрд рублей. Компания Procter & Gamble инвестирует 900 млн рублей в модернизацию завода Gillette. Компания JTI (бренды Winston, Camel и др. ) вложит не менее 7 млрд рублей в локализацию производства инновационных продуктов на петербургском заводе «Петро». А «Балтика» планирует инвестировать 100 млн рублей в модернизацию своих производств.
Областные рекорды
Самым крупным из заключенных Ленобластью соглашений стал проект газохимического комплекса компании «Русгаздобыча» в составе комплекса по переработке этансодержащего газа в порту Усть-Луга. По данным пресс-службы правительства региона, объем инвестиций в проект составит 868 млрд рублей, на предприятии будет создано около 2 тыс. рабочих мест.
Кроме того, на ПМЭФ был анонсирован масштабный проект компании «Еврохим» по строительству завода по производству метанола и портового терминала для его отгрузки в Кингисеппе. Объем инвестиций в его реализацию составит 132 млрд рублей.
Также компания «ИнвестБугры» вложит в развитие индустриального парка до 2030 года 10 млрд рублей, а курорт «Охта Парк» сообщил, что построит на своей территории лыжные трассы, стадион, спа-центр и займется развитием жилой и социальной инфраструктуры. Инвестор планирует вложить в это 4,5 млрд рублей.
Компания бизнесмена Петра Селюкова вложит в течение пяти лет более 600 млн рублей в развитие гольф-курорта Gorki Golf & Resort в Ломоносовском районе Ленобласти. На 70 га построят оздоровительный центр, гостиницу, спортивные объекты, таунхаусы, апартаменты и коттеджи. Также ряд инвесторов закрепили соглашениями свои намерения о расширении производств. Среди них — «Молочная культура», «Ориент Продактс», «Смерфит Каппа Рус», «Технопарк Мариенбург», «Черкизово».
Следующий, юбилейный XXV Петербургский международный экономический форум в 2022 году должен пройти с 15 по 18 июня. Комитет по культуре Петербурга уже объявил тендер на проведение губернаторского приема в честь ПМЭФ-2022 за 15 млн рублей.
О проекте
Западный скоростной диаметр – уникальная скоростная внутригородская платная магистраль, созданная в Санкт-Петербурге
ЗСД – это инвестиционный проект международного масштаба. Магистраль стала одним из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере создания платных дорог. Проект строительства и эксплуатации ЗСД отмечен международными и федеральными наградами.
ЗСД позволяет разгрузить центральную часть Санкт-Петербурга, снять транспортную напряженность на Васильевском острове, в северных и южных районах Петербурга.
0
км
0
млрд. руб
Инвестиции в строительство
Действующие и перспективные развязки
0
км
0
млрд. руб
Мосты, эстакады, тоннель становятся новыми достопримечательностями Петербурга, формируют узнаваемый визуальный образ магистрали
Принципиально трасса была намечена еще в 1966 году. Уже тогда были очевидны потребности в решении проблемы вывода потоков грузов из порта, разгрузке улиц города от грузового и транзитного транспорта, обеспечении транспортной связи районов города.
история
перспективы развития