Строительство развязки Западного скоростного диаметра (ЗСД) в районе Шкиперского протока, скорее всего, будет перенесено на 2021–2022 годы, хотя ранее конкурс на этот участок планировали объявить в 2020 году, а потенциальный ввод магистрали мог состояться в 2022 году. Съезд должен обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых намывных территорий Васильевского острова, где к 2023 году будет проживать более 32 тыс. человек, а также повысить трафик платной магистрали. Собеседники “Ъ” опасаются, что откладывающееся строительство грозит создать дефицит транспортной инфраструктуры в районе, в котором метро появится не ранее 2030 года.
В бюджете Петербурга на 2020 год не запланированы средства на новую развязку ЗСД со Шкиперским протоком, сообщили “Ъ” в комитете по инвестициям. Она оценивается в 7 млрд рублей, срок строительства — 2,5 года. В АО «Западный скоростной диаметр» (АО «ЗСД», подконтрольно городу) “Ъ” сообщили, что изменения в статусе реализации проекта могут произойти во втором полугодии 2020 года, отказавшись от дальнейших комментариев.
Проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), также известной под названием Восточный скоростной диаметр,— один из самых крупных анонсированных проектов в Петербурге за последние пять лет. Это второй опыт по реализации подобного ГЧП после Западного скоростного диаметра.
Строительство трассы может быть включено в одну из программ в рамках нацпроектов — комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Это позволит претендовать на федеральное софинансирование, потребность в котором оценивается в 57 млрд рублей. Осенью 2020 года правительство РФ поручило Минфину совместно с Минтрансом и правительством Петербурга подготовить предложения по выделению средств на создание первого этапа ШМСД из бюджета РФ в 2020–2023 годах. Это участок длиной 3,4 км от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Витебского проспекта, который может появиться к 2024 году. На этом отрезке ШМСД также планируется строительство развязки с Новоизмайловским проспектом. Строительство участка обеспечит связь ЗСД с восточной частью Московского района и Фрунзенским районом, а после завершения строительства ШМСД — свяжет скоростные трассы ЗСД, ШМСД и КАД.
Общий объем инвестиций в первый этап оценивается в 35 млрд рублей, в то время как строительство всей магистрали, согласно последним расчетам Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, составит около 182,8 млрд рублей. Федеральное правительство может выделить 10 млрд рублей на первый участок ШМСД, остальные средства, предположительно, в равных долях вложат Смольный и частный инвестор.
Цели и задачи проекта
«Плотность движения в центре города, на всех набережных и на подходах к центральной части Петербурга достигла критического значения», — говорится в проекте Генерального плана Санкт-Петербурга до 2025 года, разработанном в 2005 году! Там же особо отмечается, что высокая плотность движения препятствует развитию Большого морского порта Санкт-Петербурга. То есть изначально основной целью ЗСД было развитие подходов к Большому порту. Кроме того магистраль по замыслу проектировщиков решала проблему обеспечения непрерывной транспортной связи Васильевского острова с остальной частью Санкт-Петербурга. Строительство ЗСД также было призвано обеспечить автотранспортную доступность пассажирского паромного комплекса, строительство которого тогда же начиналось на намывных территориях Васильевского острова. Строительство ЗСД стимулировало целый ряд новых инвестиционных проектов, связанных с освоением не застроенных территорий на северо-западе Санкт-Петербурга. Так, в районе развязки Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра на северо-западе города теперь размещаются сборочные производства японской автомобилестроительной компании Nissan Motor Co Ltd и корейского автопроизводителя Hyundai Motor Company. Параллельно со строительством автомобильных заводов, в зоне тяготения Западного скоростного диаметра, также будут построены три завода по производству автокомплектующих. Именно наличие в перспективе скоростной автодорожной связи с Морским портом Санкт-Петербург и основными федеральными автодорогами, в том числе магистралью Санкт-Петербург – Москва, повлияло на решение крупных автомобилестроительных компаний о размещении своих сборочных производств и заводов по производству автокомплектующих в Санкт-Петербурге, в перспективной транспортно-промышленной зоне на северо-западе города. Таким образом, во-первых, ЗСД, как видим, в полной мере оправдывает свой статус – стратегический инвестиционный проект. Кроме того, ЗСД стал первым проектом в России, реализованным на принципах государственно-частного партнерства. А, во-вторых, ЗСД считается и первой платной внутригородской дорогой в стране.
Смольный увеличит уставный капитал подконтрольного городу АО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) на 10,3 млрд рублей путем закрытой подписки в лице комитета имущественных отношений (КИО). По данным «Ъ», выделяемые средства пойдут на реализацию проекта Восточного скоростного диаметра (ВСД), заказчиком которого выступает АО.
Сообщение об увеличении уставного капитала АО «ЗСД» в пользу КИО опубликовано вчера на портале раскрытия корпоративной информации. Смольный готов разместить дополнительно более 1 млн акций номинальной стоимостью 10 тыс. рублей каждая, следует из официальных данных. Таким образом, максимальная сумма докапитализации может составить 10,3 млрд рублей. В КИО на запрос «Ъ» не ответили.
Источник «Ъ» в Смольном утверждает, что предложение об увеличении уставного капитала подготовлено на два года — на 2019 и 2020 годы. Деньги закладывались в бюджет по предложению комитета по инвестициям (КИ) и комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), говорит собеседник «Ъ». В КРТИ и КИ оперативно не смогли прокомментировать информацию.
Источник «Ъ» в транспортной отрасли сообщил, что средства будут направлены на проект ВСД. «Самый быстрый способ начала реализации ВСД — строительство по схеме продолжения ЗСД. В том числе съезды на Шуваловский проспект, Богатырский проспект и к Белоострову. Без проведения конкурсных процедур»,— говорит источник «Ъ». Собеседник «Ъ» в инвестиционном блоке правительства подтвердил, что для оперативного начала строительства ВСД город предлагает оформить дополнительное соглашение к договору на возведение ЗСД, предоставив действующему концессионеру ЗСД ВТБ право возводить три развязки.
Созданием проекта ВСД занимается АО «Институт «Стройпроект»». Заказчиком работ выступает АО «ЗСД» — юридическое лицо Смольного, на балансе которого уже находится Западный скоростной диаметр. Общая протяженность ВСД составит 27,4 км, в том числе 14,2 км — по территории Петербурга и 13,2 км — по территории Ленобласти. Трасса пройдет по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. Среднесуточная прогнозная интенсивность движения, согласно обновленным данным, составит около 50 тыс. автомобилей.
Как сообщалось ранее (см. «Ъ» от 01. 2018), стоимость строительства ВСД за год выросла на 17 млрд рублей, до 182,8 млрд рублей, из них 170,7 млрд — это затраты на реализацию на территории Санкт-Петербурга и 12,1 млрд — на территории Ленинградской области. Проект планировали строить по схеме ГЧП. При этом участие федерального бюджета еще не подтверждено (см. «Ъ» от 11. 2019). В проекте заинтересован ВТБ, банк уже подписал соглашение с администрацией Петербурга о взаимодействии на ПМЭФ. Сдать объект чиновники планируют в 2023 году.
Идею абсолютно бесплатного проезда по ЗСД назвали утопией
Москва впереди планеты всей — скоростную трассу там хотят сделать бесплатной для местных автомобилистов. Петербург, с завистью поглядывая на столицу, уже заявил о необходимости перенять идею москвичей. На сайте change. org уже появилась петиция, в которой жители города на Неве ратуют за безвозмездный проезд по ЗСД. НЕВСКИЕ НОВОСТИ пообщались с экспертами и выяснили, насколько возможна реализация данного предложения. Налоги не исчезнутАвтоэксперт Валерий Солдунов считает, что инициатива имеет под собой почву, поэтому если она будет реализована, то петербуржцы, конечно, останутся очень довольны. Реально ли претворить этот план в жизнь, ответить сложно — финансовые затраты на содержание дороги никуда не денутся. Остается решить, как компенсировать издержки, не собирая дань с горожан.
«Пусть это комментируют профильные наши структуры городские. Может быть, они готовятся воплотить эту идею в действие, а мы зря волнуемся», — предположил он.
Валерий Солдунов в качестве альтернативного варианта содержания ЗСД назвал компенсацию расходов за счет гостей Северной столицы.
«Они же приезжают его смотреть, любоваться им, а город должен развиваться, быть красивым. Думаю, те, кто приезжает сюда, в состоянии заплатить копеечку за комфорт», — считает Солдунов.
Такой туристический сбор одобрил и Станислав Мамулат. По его мнению, разумным было бы обсуждение введения льгот для определенных категорий горожан. Речь идет о петербуржцах, которые живут или работают в том районе, куда путь пролегает через скоростной диаметр.
«А полную или даже повышенную стоимость пусть платят туристы, или те, кто едет транзитом в Европу или из других регионов», — добавил он.
Разумные мерыВзваливать всю ответственность на туристов не придется, если ценник сделать адекватным для жителей. По словам Солдунова, скоростную дорогу сделали платной, чтобы компенсировать затраченные на строительство средства. Необходимость покрывать расходы не является поводом для хаотичного повышения стоимости на проезд.
«Бесплатный ЗСД — довольно утопичная история, так как любая дорога должна обслуживаться. Это стоит денег. Бюджет не осилит такие затраты. А мы же хотим, чтобы дорога была качественной и поддерживалась в хорошем состоянии. Главное, чтобы как хотели цену не поднимали», — заключил автоэксперт.
https://www.youtube.com/embed/0xEwqDoYyJAРанее петербургские активисты выступили за возвращение Финскому заливу так называемого исторического наименования — Котлино озеро. Такую подмену понятий горожане не оценили. Это далеко не первая инициатива, которая вызывает лишь нервный смех у жителей Северной столицы. Подборку нелепых петиций публиковали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Все новости рубрики
Официально датой начала реализации Западного скоростного диаметра считается декабрь 2005 года, но история его появления отсчитывается еще с середины прошлого века. Именно тогда впервые в Генеральном плане Ленинграда было предусмотрено строительство дороги, связывающей северо-западные и центральные районы города. А план проектирования трассы ЗСД был разработан и утвержден Комитетом Санкт-Петербурга по градостроительству и архитектуре в 1996 году. В 2000-м году распоряжением губернатора Санкт-Петербурга № 113-р был утвержден Акт выбора трассы ЗСД и, пожалуй, именно этот год можно считать основополагающим для формирования скоростной магистрали в том виде, в каком мы ее наблюдаем сейчас. К слову сказать, по начальным расчетам реализация проекта должна быть завершена еще в 2011 году. Сейчас официальной датой завершения называется 2016 год.
Необходимые вопросы
Любые крупные инфраструктурные проекты имеют мультипликативный эффект, в первую очередь это сигнал для мобилизации делового сообщества и инвесторов, считает представитель одного из крупнейших застройщиков города Анжелика Большегородская. Развитие мегаполиса сопряжено с крупными стройками, и Петербург, несмотря на все сложности, связанные с сохранением исторической застройки, не должен становиться исключением, добавляет она. Пример ЗСД показал, что развитие дорожной сети не просто востребовано, а необходимо, подчеркивает госпожа Большегородская. ШМСД сконцентрирован в южной части города, и там трафик уступает по плотности северу, отмечает специалист. По ее мнению, появление новой трассы на юге откроет перспективы к появлению новостроек.
Эксперт транспортного развития территорий Илья Резников считает ШМСД неоднозначным проектом. «С одной стороны, любая подобная магистраль будет для города не лишней. Она сможет выполнять сразу несколько функций: частичный обход центра, вылетную трассу в восточном направлении, дополнительную переправу через Неву. Но нужно ли именно эти задачи решать в первую очередь, причем решать их такими методами и за такую цену?»— задается вопросом эксперт. Провозная способность такой дороги почти на порядок меньше, чем, например, у линии метро, подчеркивает господин Резник, сомневаясь в необходимом трафике и спросе на перспективной платной дороге.
Развязок на ШМСД немного — это чревато пробками у въездов на нее, добавляет он. Кроме того, такая магистраль добавит число желающих приехать в центр Петербурга на машине, а в этом город не заинтересован в принципе, уверен эксперт. Он опасается, что ШМСД может поставить крест на скорой реализации планов строительства обычных межрайонных связей вдоль трассы. В целом, заключает он, это хороший проект, но у города есть множество более важных задач: более мелких, менее звучных, но давно требующих реализации.
С ним не согласен генеральный директор компании, оказывающей услуги в области транспортного планирования, Владимир Швецов. По его мнению, ЗСД оказался очень востребованной дорогой, о чем свидетельствуют регулярные рекорды по количеству пользователей, поэтому запрос на скоростные магистрали в Петербурге есть. «С появлением новой магистрали можно будет говорить о каркасе скоростных дорог — КАД, ЗСД и ШМСД,— обеспечивающем не только транзитное движение, но и доступ к центральным районам. Но у этого есть и негативные последствия»,— продолжает он мысль предыдущего спикера. Строительство скоростной дороги, обеспечивающей прямой доступ от КАД, а в перспективе, возможно, и пригородов, безусловно, послужит стимулом к использованию личного автотранспорта, привлечет новые автомобили на улицы Петербурга, ухудшив и без того непростую дорожную обстановку, настаивает специалист.
По мнению господина Швецова, для города гораздо важнее появление новых улиц и разнообразие маршрутов — в этом случае можно говорить о положительных эффектах для развития территорий и застройки. «Появление крупных скоростных магистралей обычно приводит к ухудшению условий движения на прилегающих улицах, падению цен на недвижимость и низкому спросу на жилье в новостройках, поэтому есть большой риск, что в зоне прохождения ШМСД мы получим аналог Кудрово или Мурино»,— констатирует он. Плотность улично-дорожной сети Петербурга составляет около 3,8 км на квадратный километр, в то время как в Лондоне — 9,3, Нью-Йорке — 12,4, приводит данные эксперт.
Учитывая, что ШМСД — весьма дорогостоящий проект, эффект для города может оказаться ниже, чем если бы эти средства были направлены на строительство мостов, ликвидацию разрывов и увеличение плотности дорожной сети Петербурга за счет регулярных улиц, считает он.
Стоимость проекта
Стоимость проекта составляет 212 миллиардов 700 миллионов рублей. Из которых 108 миллиардов — средства инвесторов, 50,7 миллиарда — инвестиционного фонда, 54,1 миллиарда рублей — средства бюджета Санкт-Петербурга. Трасса является платной, и в части строительства и в части эксплуатации и содержания. Сейчас таковым является ООО «Магистраль северной столицы» и сбор средств он ведет в пяти тарифных зонах. Прокатиться по двум готовым участкам 150 рублей. Когда ЗСД будет введен в эксплуатацию полностью, плата за проезд из конца в конец вряд ли составит меньше 200 рублей.
Этапы концессии
Выделяется шесть этапов строительства ШМСД, четыре из которых проходят по территории Петербурга и два — в Ленобласти. Согласно расчетам дирекции, 170,7 млрд рублей — это затраты на реализацию на территории Санкт-Петербурга, 12,1 млрд рублей — на территории Ленинградской области. По сути, это проект агломерации, что позволяет ему претендовать на включение в КПМИ.
Вторым после начального участка до Витебского проспекта станет отрезок с продолжением магистрали до Союзного проспекта длиной 6,8 км, третий — до улицы Коммуны (4 км), четвертый — до КАД (2,5 км), пятый — от Кольцевой до Мурманского шоссе (5,7 км) и отрезок с подключением к Колтушскому шоссе (5 км). Ранее в Смольном заявляли, что полностью проект может быть реализован в 2024 году, но сейчас ввод объекта зависит от объемов финансирования. В комитете по инвестициям Петербурга отметили, что положительное заключение на проектно-сметную документацию на строительство примыкания к Витебскому проспекту уже получено. Следующий шаг — получение разрешения на строительство объекта.
По словам собеседника издания, концессионное соглашение по первому этапу может быть подписано в четвертом квартале 2020 года. «Сейчас готов проект по второму и третьему этапам строительства, речь идет о четвертом. В 2020 году планируется закончить проектирование, а в следующем году — получить заключение экспертизы, тогда будет готово основание для концессии. Параллельно идет проработка вопроса финансирования из бюджета РФ и Петербурга. Концессия, как вариант развития событий на соответствующие остальные участки ШМСД, будет активно обсуждаться уже в следующем году»,— говорит источник издания. Он признает, что экономическая ситуация требует стабилизации, но уверен, что через год положение изменится в лучшую сторону, называя проект «привлекательным» с точки зрения концессии.
В пресс-службе одного из банков, проявлявшего интерес к проекту, отметили, что финансовая организация широко представлена в Петербурге через свои флагманские проекты. В правительстве Петербурга подчеркивают, что благодаря сотрудничеству с банком был также построен новый терминал аэропорта Пулково. «Уверен, большой и успешный опыт сотрудничества поможет нам и дальше вместе реализовывать проекты, которые преображают Санкт-Петербург»,— заявлял в сентябре губернатор города Александр Беглов. «Мы заинтересованы в реализации новых крупных инфраструктурных проектов в регионе, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, однако сейчас преждевременно говорить о параметрах и условиях нашего участия»,— отметили в организации.
Перспективные километры
Трассу предполагают построить по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП): инвестор вложит средства в строительство дороги, получит ее в пользование на 30 лет и будет взимать плату за проезд. Интерес к проекту новой платной дороги в Петербурге проявляли структуры, которые уже инвестировали в ЗСД и управляют им. Соглашения о сотрудничестве с потенциальными инвесторами были подписаны на Петербургском экономическом форуме 2019 года.
Проектируемая трасса общей протяженностью 27,4 км начинается в районе ЗСД на Благодатной улице и проходит внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов, а также на территории Всеволожского района Ленинградской области с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. 14,2 км дороги проходят по территории Петербурга, 13,2 км — по Ленобласти. Предполагается, что движение на магистрали будет шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе. Ранее сообщалось, что строительство магистрали займет примерно 41 месяц.
Новая трасса, по заявлениям чиновников, призвана переключить часть трафика с наиболее загруженного юго-восточного участка КАД и федеральной трассы «Кола», обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых жилых кварталов Ленобласти, связать восточную часть Петербурга с центром и опосредованно — через платную трассу ЗСД — с севером города. Таким образом, между правым и левым берегами Невы появится новый круглосуточный мост. Впрочем, некоторые жители Невского района настаивают на строительстве тоннеля, но его обслуживание обойдется дороже. Кроме этого, отмечается в документах, будут созданы условия для редевелопмента промышленного «серого пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га «в непосредственной близости от исторического центра».
Как правительство Петербурга приступило к кризисному секвестрированию бюджета
Ранее источники “Ъ”, близкие к транспортному блоку правительства Петербурга, не исключали, что получившая положительное заключение госэкспертизы в январе 2020 года проектная документация могла стимулировать объявление конкурса уже весной текущего года. Однако ситуация с пандемией внесла свои коррективы в перераспределение бюджета на приоритетные проекты, утверждает собеседник “Ъ” (см. “Ъ” от 30. 2020).
Ситуация с намывными территориями грозит обернуться транспортным коллапсом, сравнимым с таковым в Кудрово, утверждают собеседники “Ъ”: станции метро «Морской фасад» и «Гавань» появятся не раньше 2030 года, а ввод большинства расположенных на намывных территориях жилых комплексов запланирован к 2025 году. «Своевременное обеспечение транспортной инфраструктурой позволило бы избежать острой ситуации в будущем»,— говорит источник “Ъ”.
На намывных территориях Васильевского острова ведут строительство и реализуют квартиры четыре девелопера: группа ЛСР, «Лидер Групп», Glorax Development и Seven Suns, отмечает руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Светлана Московченко. Объем предложения по всем застройщикам составляет 287 тыс. м жилья. Более 250 тыс. м жилой недвижимости уже построено и сдано в эксплуатацию, а планируется еще 680 тыс. Исходя из среднего состава домохозяйств в Петербурге (2,5 человека), на намывных территориях к 2023 году будет проживать более 32 тыс. человек, а к 2026 году — 68 тыс. человек, что составляет треть всего населения Василеостровского района на текущий момент, указывает эксперт.
Уже сейчас на намыве проживает более 10 тыс. человек, подчеркивает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев. Часть внутриквартальных проездов и участок дороги к Морской набережной были построены девелоперами, напоминает он. Учитывая, что квартал активно застраивается, говорит собеседник “Ъ” в другой девелоперской компании, количество автомобилистов исчисляется тысячами. «Основной приоритет сейчас — развитие уличной дорожной сети, которая свяжет между собой новые кварталы и даст жителям возможность диверсифицировать маршруты при пользовании личным и общественным транспортом»,— отмечает управляющий партнер Glorax Development Дмитрий Коновалов. В ЛСР также подчеркивают необходимость своевременной реализации транспортных проектов в этой части города.
Изначально три дополнительные развязки с ЗСД (съезды на Шуваловский проспект, на Новое шоссе в районе Белоострова и развязка со Шкиперским протоком) должны были появиться в 2018–2019 годах. Развязку ЗСД с Новым шоссе (в зоне тяготения проживает около 71 тыс. человек) открыли в сентябре 2019 года, участок с развязкой на Шуваловский проспект еще строится и должен появиться к декабрю 2021 года. Еще одна развязка ЗСД с Витебским проспектом может появиться к концу 2024 года — фактически она станет первым этапом строительства Широтной магистрали скоростного движения, которая более известна под неофициальным названием Восточный скоростной диаметр. Предварительная стоимость проекта оценивается в 30–35 млрд рублей, финансирование может быть распределено между федеральным и региональным бюджетами, а также ВТБ и консорциумом ООО «Магистраль Северной столицы» (оператор трассы ЗСД).
Параметры ЗСД
Протяженность магистрали 46,6 км – более половины трассы размещается на эстакадах. К слову сказать, эстакадные участки и мосты спроектированы так, чтобы подчеркнуть эстетически привлекательный вид Санкт-Петербурга и избежать расстройства жителей видом измененных территорий. На протяжении трассы располагаются 14 транспортных развязок. Скорость движения составляет 110 кмчас, но она может меняться в зависимости от погодных условий и интенсивности движения. Для организации транспортных потоков скоростная автомагистраль оборудована автоматической системой управления дорожным движением, обеспечивающей определение потенциально опасных участков скоростной автомагистрали за счет оценки интенсивности движения, состояния дорожного покрытия, метеорологических прогнозов и оценки вероятного развития текущей ситуации. Кстати, в целях безопасности на всем протяжении ЗСД не предусмотрены остановки для пассажирского транспорта и какие-то бы ни было пешеходные участки. Условно, ЗСД разделен на три основных участка (но при этом платных тарифных зон – пять). Южный участок, протяженностью 8,7 км. Центральный участок, самый сложный. Его протяженность 11,7 км. Участок соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта. В составе ЗСД на Центральном участке будут сооружены три моста, одна транспортная развязка и один транспортный туннель. Восьмиполосная дорога будет иметь по четыре полосы в каждом направлении движения.
Основные сооружения Центрального участка ЗСД:
- Двухъярусный мост через Морской канал (длина 759 м, центральный пролет 168 м, подмостовой габарит 52 м);
- Вантовый мост через Корабельный фарватер над рекой Большой Невой (длина 622 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилона 125 м);
- Туннель с прокладкой открытым способом под рекой Смоленкой (длина 400 м, нижняя часть находится на глубине 13 м);
- Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малую Неву и Малой Невки) (длина 600 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилона 125 м).
Несмотря на близость проектируемых мостов к Крестовскому острову, строительство съезда с ЗСД к Приморскому парку Победы не планируется, что вызывает недоумение общественности. Как компромисс, возможно, будет сделан съезд на многоярусную парковку, с которой будет пешеходный доступ в парк. Максимальная подмостовая высота планируется в 52 метра. Северный участок — протяженностью 26,4 км от Приморского проспекта до трассы Скандинавия в районе Белоострова. 80 % северного участка наземные, а остальные на мостах и путепроводах. В составе магистрали предполагалось сооружение тоннеля и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки.