Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города
Автомобилисты, пользующиеся Западным скоростным диаметром (ЗСД) Санкт-Петербурга, помните, что с 14 октября 2019 года на этой удобной и комфортной трассе введен автоматический контроль скоростного режима. Поэтому, вдавливая педаль газа в пол и заваливая вправо стрелку спидометра, учитывайте, что это приятное, но достаточно кратковременное ощущение полета, теперь будет заканчиваться получением «письма-счастья» с вполне определенной суммой штрафа.
Значение и история проекта
Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.
ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.
Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.
Общая протяженность Западного скоростного диаметра по основному ходу составляет 46,6 км, при этом эстакадные участки составляют 52,7% всей протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 41,4%, в выемке — 5,9%. В местах пересечения трассы ЗСД с улично-дорожной сетью города, внегородскими автомобильными дорогами построено девять транспортных развязок и предусмотрено строительство еще четырех в будущем. В составе магистрали ЗСД выделены три участка – Южный, Центральный и Северный.
Проект строительства ЗСД — очень сложный и интересный с технической точки зрения. Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.
Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города. Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.
По автомагистрали осуществляются международные, межрегиональные, городские и пригородные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны, Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга.
Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.
СсылкиПравить
Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).
Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.
Южный участокПравить
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
- Двухъярусный мост через Морской канал (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролетную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.
Мост вокруг острова Белый (~2 км)Мост подхода (~800 м) - Мост вокруг острова Белый (~2 км)
- Мост подхода (~800 м)
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
- Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.
Мост подхода (~300 м)Путепроводы (~1,5 км) - Мост подхода (~300 м)
- Путепроводы (~1,5 км)
- Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
Развязка на пересечении с набережной МакароваЭстакада (~200 м)Мостовой переход (~2 км) - Развязка на пересечении с набережной Макарова
- Эстакада (~200 м)
- Мостовой переход (~2 км)
Северный участокПравить
Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.
Перспективы развитияПравить
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.
Западный скоростной диаметр (ЗСД) — это первая в России внутригородская платная магистраль, которая связывает северные и южные районы Санкт-Петербурга в обход исторического центра.
Протяженность ЗСД — 46,6км. В полном объеме скоростная трасса введена в эксплуатацию в 2016 году и включает в себя:
- Северный участок — 26,4км
- Центральный участок — 11,7км
- Южный участок — 8,5км
Оператором ЗСД является ООО «Магистраль Северной столицы» («МСС»), созданное 14 марта 2011 года. ООО «МСС» реализует Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенное с Санкт-Петербургом и АО «ЗСД» с 2012 года на 30 лет.
Скоростной режим на ЗСД
Как мы знаем, скорость движения на ЗСД на различных участках ограничена дорожными знаками 5. 1 «Автомагистраль» (ограничение скоростного режима до 110км/час) и 3. 24 «Ограничение максимальной скорости». Скорость автобусов и грузовых автомобилей с массой более 3,5 тонн на автомагистралях не должна превышать 90км/ч.
Исключение — полностью состоящий из искусственных сооружений Центральный участок ЗСД, на котором максимально разрешенная скорость движения составляет 90 километров в час.
Какие комплексы фиксации скорости на ЗСД
Для контроля соблюдения скоростного режима Западный скоростной диаметр был оборудован комплексами стационарных камер «Кордон-Темп». В настоящее время на ЗСД установлено 12 комплексов видеофиксации скоростного режима, то есть по шесть в каждом направлении.
Комплексы видеофиксаци «Кордон-Темп»
Комплексы «Кордон-Темп» предназначены для автоматической фотофиксации, распознавания государственного регистрационного знака (ГРЗ), определения средней скорости всех транспортных средств (ТС) на участке между двумя фоторадарными блоками (ФБ) и непосредственно в зоне контроля каждого ФБ. Комплекс разработан Санкт-Петербургской компанией «СИМИКОН».
Распознавание ГРЗ и контроль скоростного режима ведется одновременно по четырем полосам движения и может производиться как в одном, так и в двух направлениях движения.
Кого интересует более полная техническая информация, полный перечень функций и особенностей, принципы работы — добро пожаловать на официальный сайт производителя.
«Средняя скорость» движения
Обратите внимание на словосочетание «средняя скорость». Это означает другой, более современный подход к контролю скоростного режима траспортного средства.
То есть, если ранее, увидев знак, предупреждающий, что на данном участке дороги ведется видеонаблюдение и контроль скорости, водитель просто сбрасывал скорость и после рубежа видеоконтроля вновь «втапливал» педаль газа в пол, то при контроле «средней скорости» такой хитрый подход не сработает.
При контроле «средней скорости» движения распознавание государственного регистрационного знака автомобиля (конечно, с его фотофиксаций, фиксацией времени проезда и текущей скорости движения) производится в начале и в конце контролируемого участка. После чего и производится расчет «средней скорости», которая, понятно, не должна превышать значение скоростного режима, указанного на дорожном знаке (5. 1 «Автомагистраль» или 3. 24 «Ограничение максимальной скорости»). Именно поэтому ФБ , каждый из которых оснащен видеокамерой высокого разрешения и радаром нового поколения, ставятся парами.
Но так как штрафы за превышение «средней скорости» вызывают горячие споры и единого мнения о законности таких штрафов еще нет, то нарушение скорости (на момент публикации) фиксируется традиционно, в момент фиксации транспортного средства и его текущей скорости на рубеже контроля.
Необходимо отметить, что, по информации ГИБДД, установленные комплексы фиксации скоростного режима не учитывают ограничения скорости, которые могут вводиться (в зависимости от дорожной обстановки и погодных условий) автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) ЗСД и отображаться на табло и знаках переменной информации.
Комплексы «Кордон-Темп» размещены на П-образных опорах АСУДД.
Информация с камер будет интегрироваться в «Автоматизированную систему фиксации нарушений ПДД». Доход от штрафов будет направляться в бюджет Санкт-Петербурга.
Штрафы за нарушение скоростного режима ЗСД
Штрафы за нарушение скоростного режима, установленного на Западном скоростном диаметре, определены в КоАП РФ, статья 12. 9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости».
Таблица размеров штрафов
КоАП РФ Статья 12. Превышение установленной скорости движенияСумма штрафа
п. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час (в ред. Федерального закона от 24. 2007 N 210-ФЗ)Административный штраф в размере пятисот рублей
п. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час (в ред. Федерального закона от 24. 2007 N 210-ФЗ)Административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей
п. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час (в ред. Федерального закона от 23. 2013 N 196-ФЗ)Административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. (в ред. Федеральных законов от 22. 2007 N 116-ФЗ, от 24. 2007 N 210-ФЗ)
п. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в часАдминистративный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев. (часть 5 введена Федеральным законом от 23. 2013 N 196-ФЗ)
п. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьиАдминистративный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. (часть 6 введена Федеральным законом от 23. 2013 N 196-ФЗ)
п. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьиЛишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. (часть 7 введена Федеральным законом от 23. 2013 N 196-ФЗ)
Где установлены видеокамеры контроля скорости на ЗСД
Места установки видеокомплексов указаны на официальном сайте СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр». Ниже — информация по состоянию на 15 октября 2019г.
- г. СПб, ЗСД 21км 807м, от Приморского пр. к Богатырскому пр. / Координаты: 59.99701,30.23178
- г. СПб, ЗСД 26км 778м, от Богатырского пр. к КАД / Координаты: 60.033660,30.189530
- г. СПб, ЗСД 16км 750м, от КАД к Богатырскому пр. / Координаты: 60.03895,30.16597
- г. СПб, ЗСД 21км 109м, от КАД к Богатырскому пр. / Координаты: 60.015750,30.22617
- г. СПб, ЗСД 8км 088м, от а/д «Скандинавия» к КАД / Координаты: 60.10263,30.08868
- г. СПб, ЗСД 12км 542м, от а/д «Скандинавия» к КАД / Координаты: 60.071475,30.135057
- г. СПб, ЗСД 32км 458м, от КАД к а/д «Скандинавия» / Координаты: 60.07162,30.13537
- г. СПб, ЗСД 36км 912м, от КАД к а/д «Скандинавия» / Координаты: 60.102720,30.089070
- г. СПб, ЗСД 9км 815м, от Благодатной ул. к Приморскому пр. / Координаты: 59.8999,30.22315
- г. СПб, ЗСД 15км 258м, от Благодатной ул. к Приморскому пр. / Координаты: 59.94377,30.20446
- г. СПб, ЗСД 33км 426м, от Приморского пр. к Благодатной ул. / Координаты: 59.91175,30.20762
- г. СПб, ЗСД 35км 792м, от Приморского пр. к Благодатной ул. / Координаты: 59.89678,30.23216
Поделиться с друзьями
1997 г. 17 ноябряРаспоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р для целей реализации проекта учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
1999 г. 12 ноябряПриказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2000 г. 01 февраляРаспоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2003 г. 27 февраляПолучено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2004 г. 04 ноябряАО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с АО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2005 г. 20 сентябряНачато строительство Южного участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения районов №3 и №4 Морского порта Санкт-Петербург в створе Автомобильной ул. 2006 г. 31 октябряРаспоряжением Правительства Российской Федерации №1494-р принято решение о реализации проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на концессионной основе»
30 ноябряРаспоряжением Правительства РФ №1708-р проект строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» включен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ
2008 г. 30 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. 2009 г. 14 апреляПредседатель Правительства РФ Владимир Путин осмотрел ход строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и одобрил предложение о начале строительства II очереди
2010 г. 19 маяНачато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от транспортной развязки с Приморским пр. до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
14 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул. 2011 г. 07 февраляОбъявлен открытый конкурс на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. 14 маяНа открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
09 августаПод председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были подведены итоги открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Решением конкурсной комиссия партнером признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
23 декабряВ присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2012 г. 10 октябряПри участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
20 декабря Состоялось финансовое закрытие по Соглашению о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2013 г. 01 мартаВ соответствии с условиями Соглашение о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофки до правого берега Большой Невки
02 августаВ присутствии Президента РФ Владимира Путина открыт для движения Северный участок ЗСД
07 октябряНа открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул. до наб. Екатерингофки введен платный проезд
01 декабряВ соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
2014 г. 15 маяСеверный участок ЗСД передан в эксплуатацию Партнеру — ООО «Магистраль северной столицы», введен платный проезд
2016 г. 02 декабряВ присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялось торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД и пуск движения по всей протяженности магистрали
04 февраляНа всей протяженности автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» введен платный проезд
2019 г. 28 январяНачато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с Новым шоссе
03 сентябряНа новой транспортной развязке ЗСД на пересечении с Новым шоссе открыто движение
2021 г. 24 мартаНачато строительство Витебской развязки ЗСД (I этап строительства Широтной магистрали скоростного движения)
сентябрь Начато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с ул. Шкиперский проток
14 сентябряОткрыто рабочее движение по транспортной развязке ЗСД с Шуваловским пр.
КритикаПравить
При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.
Хроника реализации проектаПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
- В постановлении Совета министров СССР № 341 от 7 апреля 1990 года, в перечне объектов строительства дорожно-транспортной системы на 1991—2005 годы упоминается о сооружении транспортной связи северо-западной части Ленинграда с центром города.
- В 2004 году Институт «Стройпроект» приступил к разработке проекта строительства ЗСД.
- В августе 2010 года появились дорожные знаки об установке терминалов оплаты.
- С 14 мая 2011 года СВП начала работу в «платном режиме». Началось взимание платы за проезд в полном режиме, предусмотренном проектом ЗСД.
Финансовая сторона проектаПравить
Структура привлеченного МСС финансирования:
- Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
- ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
- Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
Архитектура проектаПравить
Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.
Одной из отличительных особенностей Южно-Восточного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.
Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.
Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.