» Значение и история проекта
За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.
Западный скоростной диаметр в г. Санкт-Петербург является скоростной многополосной автомагистралью, протяженностью 46,6 км. Трасса условно разделена на 3 участка: Южный, Центральный и Северный.
АО «Невский Проект» выполнило проектирование объектов: «Производство машин и оборудования» и «Объект Специальной деятельности», расположенные по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Кубинская. Объекты представляют собой единый комплекс обслуживания Южного участка Западного скоростного диаметра.
На территории объектов предусмотрено расположение комплекса зданий, обеспечивающих бесперебойное обслуживание автомагистрали:
АО «Невский Проект» выполнило проектирование «Объекта автомобильного транспорта (база эксплуатации ЗСД, Северный участок)», который представляет собой комплекс обслуживания Северного участка Западного скоростного диаметра. Объект расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, поселок Левашово, Горское шоссе, участок 32 (юго-западнее дома 169, литера А по Горскому шоссе). Площадь участка составляет 4,5949 га.
На территории объекта предусмотрено расположение комплекса зданий, обеспечивающих бесперебойное обслуживание автомагистрали:
Здания преимущественно имеют железобетонные плитные фундаменты, металлический несущий каркас, обшитый панелями типа «Сэндвич». Цветовое решение фасадов зданий выполнено на сочетании контрастных синего и белого цветов. Здание склада на Южном участке и здание корпуса технологического комплекса на Северном участке выполнено с использованием деревянных конструкций — элементов деревянного каркаса типа «LVL».
В рамках проекта был запроектирован полный комплекс сетей инженерно-технического обеспечения:
07 сентября 2018 года прошло торжественное открытие Южной эксплуатационной базы Западного скоростного диаметра.
В торжественной церемонии открытия Южной базы приняли участие Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров, представители Правительства Санкт-Петербурга, руководитель комитета по инвестициям Ирина Анатольевна Бабюк, председатель Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Владимир Викторович Рублевский и другие почетные гости.
Эксплуатационная база ЗСД, находящаяся в непосредственной близости от магистрали, создана для обеспечения эффективного реагирования и качественного обслуживания объекта.
Создание механизированных баз позволяет:
— значительно сократить время реагирования при осуществлении работ по содержанию автомобильной дороги ЗСД в неблагоприятных погодных условиях, а также при выполнении аварийных (ремонтных) и восстановительных работ;
— сократить дополнительные пробеги специализированной уборочной техники по улично-дорожной сети города;
— обеспечить выполнение современных требований к условиям труда водителей специального автотранспорта и работников других специальностей.
Сокращение дополнительного пробега специализированной уборочной техники по улично-дорожной сети города в целях выполнения работ по содержанию автомобильной дороги ЗСД за счет использования механизированных баз составляет порядка 1000 км в сутки в зимний сезон, что позволяет уменьшить количество выбросов выхлопных газов, а также сократить численность дорожно-транспортных происшествий на улично-дорожной сети города в прилегающих к автомобильной дороге ЗСД районах.
В составе объекта – разнообразные сооружения и оборудование:
— административно-бытовой комплекс,
— газовая котельная,
— электрическая подстанция,
— комплекс обслуживания эксплуатационной техники,
— комплекс хранения и приготовления противогололедных материалов,
— покрасочная камера,
— оборудование, обеспечивающее очистку сточных вод,
— пожарные емкости,
И многие другие сооружения.
Во время доклада на открытии эксплуатационной базы генеральный директор МСС Алексей Николаевич Бнатов отметил, что Западный скоростной диаметр обеспечивает до 335 тысяч транзакций в сутки, более 80 млн транзакций было совершено за 2017 год, в 2018 году ожидается увеличение данного показателя до 88 миллионов. Уникальный в практике эксплуатации платных магистралей в России транспортный поток удается корректно обслуживать с помощью широкого распространения электронных средств регистрации проезда – транспондеров. Особая ответственность лежит и на службах, обеспечивающих текущее содержание и ремонт магистрали. Эксплуатационная база будет способствовать повышению эффективности выполнения задач и создаст отличные условия труда для работников эксплуатационных подразделений.
«Эксплуатационная база оснащена по последнему слову техники, что позволяет в любое время года содержать трассу в отличном состоянии, пригодном для скоростного движения», — отметил губернатор Санкт-Петербурга. Он подчеркнул, что трасса ЗСД серьезно разгрузила центр города от транзитного транспорта и стала важной частью улично-дорожной сети.
Траектория прохождения трассы
Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект (2008 год)
Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).
Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.
Пересечение ЗСД с проспектом Стачек, июль 2014
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.
Финансовая сторона проекта
Структура привлеченного МСС финансирования:
При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.
Значение и история проекта
Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.
ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.
Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.
Общая протяженность Западного скоростного диаметра по основному ходу составляет 46,6 км, при этом эстакадные участки составляют 52,7% всей протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 41,4%, в выемке — 5,9%. В местах пересечения трассы ЗСД с улично-дорожной сетью города, внегородскими автомобильными дорогами построено девять транспортных развязок и предусмотрено строительство еще четырех в будущем. В составе магистрали ЗСД выделены три участка – Южный, Центральный и Северный.
Проект строительства ЗСД — очень сложный и интересный с технической точки зрения. Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.
Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города. Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.
По автомагистрали осуществляются международные, межрегиональные, городские и пригородные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны, Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга.
Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.
Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.
Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.
Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.
Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.