зсд второй этап

Проспект соединят с ЗСД. Как идет строительство Витебской развязки

Год назад, весной 2021‑го, был дан старт сооружению Витебской развязки. На строительной площадке вблизи пересечения Благодатной и Кубинской улиц тогда заложили первую сваю. Трасса длиной 2,6 километра соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом. Сегодня работа идет по графику, основной объем приходится на участки, где магистраль примыкает к ЗСД и на соединении ее с Витебским, в мае рабочие также вышли на прямой ход трассы между двумя дорожными узлами. С ходом строительства ознакомились корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

зсд второй этап

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

— Работы ведутся посменно, мониторинг производства строительных операций идет круглосуточно. В соответствии с графиком поступления материалов, в частности бетона, организуются и ночные смены. Сейчас идут работы по установке свай, возведению железобетонных опор, подготовке к монтажу и подъему металлических блоков на опоры будущих пролетных строений, — сообщил главный специалист службы охраны труда Вячеслав Воротников, сопровождавший нас по стройке.

Сегодня на участке, где стартовало строительство, в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц уже обустроено 112 буронабивных свай, возведено 18 опор, еще 16 — в разной степени готовности. Всего на этой площадке будет сооружено 36 опор, а поскольку половина из них установлена, строители уже ведут монтаж металлоконструкций пролетных строений. Перед подъемом на опоры секции укрупняют, металлические полублоки коробчатого типа сваривают.

— Вес поступающих к нам металлоконструкций от 12 до 15 тонн. Их поставляют петербургское предприятие «Ленмонтаж» и уральский завод «Курганстальмост». Перед монтажом производится визуально-измерительный контроль характеристик самих конструкций, а также качества производимых работ. При поступлении проверяются размеры полублоков на соответствие документации, толщина лакокрасочного покрытия. Следующий этап — операционный контроль за соблюдением технологии сварочных работ, а затем качества шва, — пояснила начальник отдела строительного контроля Ольга Низковская.

Укрупненная сборка пролетных строений проводится на земле, затем их поднимают и укладывают на опоры — основные и временные. Более трех четвертей путепровода между ЗСД и Витебским проспектом пройдет по эстакадам. На участок № 1, прилегающий к диаметру, уже поставлено 3300 тонн металлоконструкций. С заводов их транспортируют фурами-длинномерами, для подвозки груза к участкам строительства прокладывают временные дороги, обустраивают разворотные места.

— На стройплощадке у Благодатной улицы будет построено четыре съезда. Чтобы пояснить направления движения, начнем с четвертого из них: по нему автомобили, двигающиеся с севера по Западному скоростному диаметру, по дуге будут выезжать на трассу Витебской развязки в сторону Митрофаньевского шоссе. Третий съезд выведет на развязку машины, едущие с юга по ЗСД. Первый и второй съезды, напротив, отправляют автомобильный поток, двигающийся со стороны Витебского проспекта, на трассу Западного скоростного диаметра: первый съезд — направлением на север по ЗСД, второй — на юг, — показал на схеме проекта пути движения автомобилей в скором будущем главный специалист участка № 1 Антон Корольков.

Этой весной начались также работы с другой стороны развязки — на месте соединения ее с Витебским проспектом. Там ­обустроен строительный участок № 3. Вывод автопотока с чрезвычайно перегруженного Витебского на ЗСД, а впоследствии на трассу широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) кардинальным образом изменит транспортную ситуацию в этой части города.

— К строительству развязки мы приступили в апреле, до этого велись подготовительные работы. Начали сооружение буронабивных свай, 24 из 35 уже готовы. Первая задача — спрямить Витебский проспект в районе Воздухоплавательной улицы посредством строительства Витебского путепровода. Затем будет демонтирован Артиллерийский путепровод, взамен ему построим новый. Также будет реконструирована часть Воздухоплавательной улицы на месте ее соединения с Витебским проспектом, — рассказал начальник участка № 3 Иван Пурдышов.

В мае стартовали работы и на основном ходу трассы — это участок между развязками с ЗСД и Витебским, которому присвоен номер 2. Он начинается от Митрофаньевского шоссе и проходит до Иркутской улицы.

Сейчас здесь ведутся земляные работы и перенос большого числа коммуникаций: теплосетей, линий электропередачи, водоснабжения и канализации. Вскоре строители начнут бурение скважин для устройства свай, каждая уходит на глубину до 40 метров. Всего на основном ходу — на участке № 2 — будет сооружено 48 опор, на которых установят металлоконструкции общим весом около 15 тысяч тонн. Наиболее сложным при прокладке 2‑го участка трассы будет пре­одоление Московского проспекта, над ним построят двухэстакадный путепровод.

Проект строительства Витебской развязки реализуется в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Генеральный подрядчик — компания «ПУСК-ЛИМАК-Север» (согласно сайту kartoteka. ru, зарегистрирована в Петербурге по адресу: пл. Конституции, д. 3, корп. По контракту, срок окончания строительства — конец 2024 года. Проект представляет собой возведение шестиполосной магистрали длиной 2,6 км с допустимой скоростью движения до 110 км/час и пропускной способностью до 70 тысяч автомобилей в сутки.

— Витебская развязка Западного скоростного диаметра — главная инфраструктурная стройка Петербурга на сегодня. Съезд с ЗСД на Благодатную и Кубинскую улицы перегружен, и развязка позволит разгрузить сеть дорог в Московском и Фрунзенском районах, − комментирует Антон Новиков, председатель совета директоров «ПУСК-ЛИМАК-Север».

Но главное — развязка станет стартовым отрезком новой 27‑километровой скоростной магистрали (ШМСД). Проект поддержан президентом страны, как на со­оружение развязки, так и на прокладку ШМСД значительную часть средств выделяет федеральное правительство.

После завершения строительства Витебского путепровода ШМСД будет продвигаться к Неве с мостовым переходом через нее в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее на территорию Ленинградской области. Из 27 километров магистрали почти половина, 13 км, приходится на область. Кроме развязок с Московским и Витебским проспектами трасса ШМСД предусматривает со­оружение еще двух — с Софийской и улицей Седова. После перехода через Неву по ходу магистрали будет построена еще одна крупная развязка — у Ладожского вокзала. К Кольцевой автодороге ШМСД примкнет севернее Кудрова, сооружение выезда из которого на магистраль тоже в проекте. Движение по всей ШМСД планируется запустить в 2030 году.

— Дополнительная широтная автомобильная связь городу необходима. У этого проекта большая пред­ыстория, еще пару десятков лет назад проектировщики предлагали различные варианты его реализации. Вопрос стал еще более актуальным после прокладки Западного скоростного диаметра, уже тогда была предложена концепция Восточного скоростного диаметра с пробивкой Орловского тоннеля под Невой. Сегодня этот проект — с необходимыми корректировками, в частности с мостовым переходом через Неву, — реализуется как ШМСД, и это очень важно как для Петербурга, так и для Ленобласти, — полагает эксперт редакции профессор Виталий Зенцов.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25. 2022 под заголовком «Витебский развяжут».

Перспективные километры

Трассу предполагают построить по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП): инвестор вложит средства в строительство дороги, получит ее в пользование на 30 лет и будет взимать плату за проезд. Интерес к проекту новой платной дороги в Петербурге проявляли структуры, которые уже инвестировали в ЗСД и управляют им. Соглашения о сотрудничестве с потенциальными инвесторами были подписаны на Петербургском экономическом форуме 2019 года.

Проектируемая трасса общей протяженностью 27,4 км начинается в районе ЗСД на Благодатной улице и проходит внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов, а также на территории Всеволожского района Ленинградской области с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. 14,2 км дороги проходят по территории Петербурга, 13,2 км — по Ленобласти. Предполагается, что движение на магистрали будет шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе. Ранее сообщалось, что строительство магистрали займет примерно 41 месяц.

Новая трасса, по заявлениям чиновников, призвана переключить часть трафика с наиболее загруженного юго-восточного участка КАД и федеральной трассы «Кола», обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых жилых кварталов Ленобласти, связать восточную часть Петербурга с центром и опосредованно — через платную трассу ЗСД — с севером города. Таким образом, между правым и левым берегами Невы появится новый круглосуточный мост. Впрочем, некоторые жители Невского района настаивают на строительстве тоннеля, но его обслуживание обойдется дороже. Кроме этого, отмечается в документах, будут созданы условия для редевелопмента промышленного «серого пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га «в непосредственной близости от исторического центра».

ВСД как преимущество

Улучшение транспортной доступности неизменно отразится на стоимости жилья и приведет к ее росту, считает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев. «Говорить о каком-то резком и значительном повышении цен на жилье стоит, я полагаю, уже после 2023 года»,— подтверждает он. Будущая магистраль пройдет в нескольких кварталах от ЖК «Светлый мир «О’Юность»» на Октябрьской набережной, поэтому ожидается увеличение стоимости квартир и рост интереса к нему среди покупателей на вторичном рынке, говорит эксперт.

В основном новостройки Невского района удовлетворяют локальный спрос, поэтому строительство ВСД не окажет существенного влияния на среднюю цену жилья по обоим берегам Невы, считает директор департамента инноваций и развития холдинга AAG Алексей Чижов. Скорее всего, новая транспортная артерия будет восприниматься как дополнительное преимущество при выборе, добавляет он.

Скоростные магистрали — это всегда палка о двух концах, говорит начальник отдела маркетинга ГК «Полис Групп» Ольга Ульянова. Городу нужны новые развязки: Невский район выстраивается в пробку на Октябрьской набережной, Дальневосточном проспекте в часы пик, загружены все мосты, поясняет эксперт. Дома в непосредственной близости от трассы окажутся в зоне риска падения рыночной стоимости, подчеркивает она, однако для проекта ГК «Полис Групп» (строит ЖК «Полис на Неве» на Октябрьской набережной) строительство ВСД — хорошая новость. Трасса проходит далеко от жилого комплекса, при этом заявлено, что она улучшит транспортную ситуацию в Невском районе.

Демография

Население
Год достижения

1’000’000
1889; 1923; 1946

2’000’000
1912; 1930; 1948

3’000’000
1941; 1957

4’000’000
1971

5’000’000
1988; 2013

Под окнами двух улиц

Движение по ВСД планируют сделать шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе. Трасса пройдет по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе (в створе Фаянсовой и Зольной улиц). Среднесуточная прогнозная интенсивность движения, согласно обновленным данным, составит около 50 тыс. автомобилей.

Общая протяженность ВСД составит 27,4 км, в том числе 14,2 км — по территории Петербурга и 13,2 км — по территории Ленобласти. По данным Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области (ДТС), реализовать проект планируется в 2023 году. Начать строительно-монтажные работы по первому этапу планируется в марте 2019 года. Строить магистраль планируют с привлечением частных инвестиций. Ориентировочная стоимость составит 182,8 млрд рублей.

Транспортная развязка, согласно плану проектировки территории (ППТ), появится на пересечении ВСД с проспектом Энергетиков и Союзным проспектом. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры сообщили, что для ВСД предполагается выделить общий коридор прохождения трассы по территории города. Ответ на вопрос, насколько близко трасса пройдет к конкретным объектам — промышленным и жилым,— будет дан в процессе производства проектных работ, добавляют в КРТИ. Согласно картографическим материалам, размещенным в ходе публичных слушаний, магистраль пройдет между Гранитной улицей и Зольной улицей на правом берегу Невского района.

Куда ведет КАД-2

Идея построить вторую кольцевую автодорогу витает в воздухе уже второе десятилетие. Появление первой КАД полностью себя оправдало – бесплатная дорога помогла частично разгрузить улицы Санкт-Петербурга и сократить время в пути тем, кто едет из одного конца города в другой. Однако с каждым годом нагрузка на магистраль растет. Безусловно, еще одна кольцевая дорога городу не помешает, только вот КАД-2 планируют строить на территории Ленинградской области, на расстоянии 25-30 км от Петербурга.

Одним из важных вопросов является местоположение будущей трассы. Основных вариантов два. Первый – пробить совершенно новую дорогу между А-120 и КАД. Основной довод в пользу этого предложения – расстояния. Дело в том, что бетонка находится на приличном удалении от города, что делает ее менее привлекательной и удобной для водителей. Мало кто будет готов делать огромный крюк, чтобы воспользоваться новой трассой.

зсд второй этап

Второй вариант – реконструировать уже существующую дорогу – трассу А-120, которую называют бетонкой. Это дорога была построена в 70-х годах ХХ века и соединяла воинские части, которые и обслуживала. Некоторые участки даже были закрыты для гражданских перевозок.

зсд второй этап

Тем не менее, на сегодняшний момент более жизнеспособным оказался второй вариант. Скорее всего благодаря тому, что в 2018 году трассу А-120 передали в федеральное пользование, а это означает, что можно рассчитывать на финансирование из федерального бюджета.

По проекту КАД-2 представляет собой дугу, которая соединит Кириши и Большую Ижору. Большая ее часть приходится на двухполосную трассу А-120, которую придется расширять и реконструировать. Стоимость проекта оценивается в 260 млрд рублей.

Как правительство Петербурга приступило к кризисному секвестрированию бюджета

Ранее источники “Ъ”, близкие к транспортному блоку правительства Петербурга, не исключали, что получившая положительное заключение госэкспертизы в январе 2020 года проектная документация могла стимулировать объявление конкурса уже весной текущего года. Однако ситуация с пандемией внесла свои коррективы в перераспределение бюджета на приоритетные проекты, утверждает собеседник “Ъ” (см. “Ъ” от 30. 2020).

Ситуация с намывными территориями грозит обернуться транспортным коллапсом, сравнимым с таковым в Кудрово, утверждают собеседники “Ъ”: станции метро «Морской фасад» и «Гавань» появятся не раньше 2030 года, а ввод большинства расположенных на намывных территориях жилых комплексов запланирован к 2025 году. «Своевременное обеспечение транспортной инфраструктурой позволило бы избежать острой ситуации в будущем»,— говорит источник “Ъ”.

На намывных территориях Васильевского острова ведут строительство и реализуют квартиры четыре девелопера: группа ЛСР, «Лидер Групп», Glorax Development и Seven Suns, отмечает руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Светлана Московченко. Объем предложения по всем застройщикам составляет 287 тыс. м жилья. Более 250 тыс. м жилой недвижимости уже построено и сдано в эксплуатацию, а планируется еще 680 тыс. Исходя из среднего состава домохозяйств в Петербурге (2,5 человека), на намывных территориях к 2023 году будет проживать более 32 тыс. человек, а к 2026 году — 68 тыс. человек, что составляет треть всего населения Василеостровского района на текущий момент, указывает эксперт.

Уже сейчас на намыве проживает более 10 тыс. человек, подчеркивает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев. Часть внутриквартальных проездов и участок дороги к Морской набережной были построены девелоперами, напоминает он. Учитывая, что квартал активно застраивается, говорит собеседник “Ъ” в другой девелоперской компании, количество автомобилистов исчисляется тысячами. «Основной приоритет сейчас — развитие уличной дорожной сети, которая свяжет между собой новые кварталы и даст жителям возможность диверсифицировать маршруты при пользовании личным и общественным транспортом»,— отмечает управляющий партнер Glorax Development Дмитрий Коновалов. В ЛСР также подчеркивают необходимость своевременной реализации транспортных проектов в этой части города.

Изначально три дополнительные развязки с ЗСД (съезды на Шуваловский проспект, на Новое шоссе в районе Белоострова и развязка со Шкиперским протоком) должны были появиться в 2018–2019 годах. Развязку ЗСД с Новым шоссе (в зоне тяготения проживает около 71 тыс. человек) открыли в сентябре 2019 года, участок с развязкой на Шуваловский проспект еще строится и должен появиться к декабрю 2021 года. Еще одна развязка ЗСД с Витебским проспектом может появиться к концу 2024 года — фактически она станет первым этапом строительства Широтной магистрали скоростного движения, которая более известна под неофициальным названием Восточный скоростной диаметр. Предварительная стоимость проекта оценивается в 30–35 млрд рублей, финансирование может быть распределено между федеральным и региональным бюджетами, а также ВТБ и консорциумом ООО «Магистраль Северной столицы» (оператор трассы ЗСД).

Цена растет

Все, что находится в непосредственной близости от магистрали,— подешевеет, в то время как остальная недвижимость только прирастет в цене, говорит директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей.

«Конечно, ситуация у тех, у кого магистраль проходит прямо под окнами, может ухудшиться, но это крайне небольшой процент. Такие проекты в первую очередь улучшают потенциал для девелопмента и повышают стоимость земли, которую еще можно застроить, в частности, рядом со съездами. С точки зрения развития деловой инфраструктуры ВСД может повлиять на привлекательность офисного девелопмента, потому что сейчас новых объектов в этом сегменте практически не строят»,— продолжает генеральный директор Knight Frank St. Petersburg Николай Пашков. Транспортная инфраструктура не является значимым драйвером территориального развития, потому что она существенно отстает от жилищной застройки, поясняет он. Инфраструктура строится, когда дома уже проданы и заселены, поэтому на цены уже не влияет, но может отразиться на ликвидности квартир на вторичном рынке, добавляет эксперт.

Строительство ВСД повлияет больше на спрос, чем на ценообразование, говорят в Becar Asset Management. «В перспективе строительство ВСД может повлиять на цену в пределах роста на 5%. Мгновенного и резкого подорожания в Невском районе мы не прогнозируем»,— говорит управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management Катерина Соболева.

Экономика города

Город стабильно занимает 1-2 места в стране по промышленному производству, являясь крупнейшим судостроительным и одним из важнейших научных центров страны.

Крупные проекты

Основная статья: Крупные проекты Санкт-Петербурга (Георгий Полтавченко, 2011-2019)

Основная статья: Крупные проекты Санкт-Петербурга (строящиеся)

  • Подводные лодки проекта 636.1 и 636.3 «Варшавянка»
  • Подводные лодки проекта 677 «Лада»
  • Многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка»
  • Строительство Петербургского метрополитена
  • Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов»
  • Завод «Новартис Нева» в Санкт-Петербурге
  • Петербургские моторы
  • Северо-Западный региональный центр концерна ПВО «Алмаз-Антей», Санкт-Петербург
  • Модернизация «Ижорских заводов»
  • Лахта-центр
  • Конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум», г. Санкт-Петербург
  • Сеть АСЦ Почты России
  • Технопарк «Ингрия»
  • Нейтронный реактор ПИК
  • Кампус Высшей школы менеджмента СПбГУ в усадьбе Михайловка

Новости о развитии региона

зсд второй этап

Лахта Центр достиг финальной высоты

Идеи по развитию региона

  • Знаменитый кронштадтский форт Александр III (Чумной) выглядит весьма страшно и зловеще из-за своей чёрной копоти, хотя может стать действительно одним из символов Кронштадта и Санкт-Петербурга. Что, спрашивается, мешает мэрии Петербурга выделить некоторое количество извёстки и бригаду маляров, чтобы вернуть его в первоначальный белоснежный вид, как это сделано, например, в Севастополе с того же времени фортами?
  • Восстановить с учётом современных требований безопасности рядом с сохранившимся стартовым павильоном вторые в мире после утраченных царскосельских и, вероятно, самые шикарно оформленные за всю историю Человечества «русские горки» в Ораниенбауме, место под трассу которых всё ещё сохраняется в парке. Таким образом город мог бы получить уникальный аттракцион, не только привлекающий молодёжь в дворцово-парковый ансамбль, но и способный в перспективе стать легендарным местом обязательного посещения для любителей этого вида развлечений со всего мира.

Предприятия региона

В городе расположены крупные судостроительные предприятия и научно-производственные организации судостроительной направленности.

В первой половине XIX века очень важным судостроительным предприятием было постепенно потерявшее значение и ныне уже не существующее Охтенское адмиралтейство, также во второй половине XIX — начале XX веков важным судостроительным предприятием был Невский завод, ныне специализирующийся на энергомашиностроении. Развернуть

Предприятия машиностроительной промышленности

В четырех районах Петербурга — Кировском, Московском, Фрунзенском и Невском — состоялись публичные слушания по проекту планировки территории (ППТ) для размещения двух первых участков Восточного скоростного диаметра (ВСД), о котором недавно уже рассказывала наша газета.

зсд второй этап

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Мы выбрали слушания в Московском районе потому, что на предыдущих слушаниях по генеральному плану Петербурга и Правилам землепользования и застройки этот район обычно не упоминался в связи с ВСД. Лидерами критики трассы были участники слушаний в Красногвардейском и Невском районах, по границе которых (то вблизи жилых домов, то со сносом гаражей) должна пройти новая скоростная трасса.

Но это будет третий участок. На нынешних слушаниях обсуждались два первых. № 1 — от ЗСД в районе Благодатной улицы до Витебского проспекта, №2 — от Витебского проспекта до Союзного проспекта.

На слушаниях в Московском районе речь шла о первом отрезке ВСД длиной 3,4 км с тремя развязками — с ЗСД, с будущим продолжением Новоизмайловского проспекта и с Витебским проспектом.

Представители комитета по развитию транспортной инфраструктуры (заказчик ППТ) и института «Стройпроект» (авторы ППТ) не жалели радужных красок. Восточный диаметр станет важной связью между южными и восточными районами Петербурга, разгрузит существующие магистрали, а центр города — от транзитного транспорта. Участок № 1 почти весь будет построен в промзонах на эстакадах.

Впрочем, разработчики ППТ признали, что придется изъять 65 земельных участков для госнужд. Поэтому сейчас, когда проектирование ВСД еще не началось, они готовы выслушать замечания, вести диалог, искать, где это возможно, компромиссные решения.

Разговор начали представители «Электросилы». ВСД должен пройти по территории этого предприятия, точнее, прямо по цеху, где выполняется гособоронзаказ. Разработчики ППТ сообщили, что им известна эта проблема. Они даже продумывали вариант более высокой эстакады, чтобы сохранить цех. Но КГИОП не согласовал эстакаду ВСД выше, чем существующий железнодорожный мост над Московским проспектом. Поэтому надо вместе думать дальше.

На вопрос представителя Росгвардии, которая занимает дом на Варшавской улице, 1, стоящий на будущей трассе ВСД, ответ был простым: «Государство предоставит вам другое здание».

Такого оптимизма не было в ответах на вопросы бизнесменов. На замечание владельца одного автотранспортного предприятия: «Мы теряем четыре здания из семи», реакция разработчиков была схожа с ответом электросиловцам.

Эмоциональными были выступления общественности, защищавшей от ВСД территорию Офицерской воздухоплавательной школы, где рождалась российская авиация. Игорь Токарев, председатель совета Фонда исторической авиации, пояснил, что строительство развязки ВСД с Витебским проспектом потребует сноса нескольких исторических зданий школы на Парковой улице. Это перечеркнет договоренность с Минобороны, достигнутую после нескольких лет бесплодных усилий, о передаче этих зданий для создаваемого музея авиации. Весной 2018 года там показывали первые раритетные самолеты.

По словам разработчиков ППТ, трассу ВСД и данную развязку передвинуть невозможно. На Парковой улице есть кирпичные здания, которые являются объектами культурного наследия. Они будут сохранены.

Вопрос из зала, может ли существовать музей воздухоплавания, прижатый к земле эстакадами развязок, остался без ответа.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6265) от 10. 2018 под заголовком «Скоростные слушания».

Трасса восточного скоростного диаметра

В Санкт-Петербурге 28 марта 2017 года был открыт конкурс на первый этап проектирования (разработку проекта планировки территорий) скоростной широтной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная. Новая магистраль пройдет от съезда с Западного скоростного диаметра (ЗСД) на Благодатную улицу, пересечет большую часть города в северо-восточном направлении и завершится у кольцевой автомобильной дороги, которая проходит по территории Ленобласти.

«Под основной концепцией новой магистрали мы понимаем, во-первых, объединение самого загруженного транспортом участка КАД от Мурманского до Пулковского шоссе, — комментирует Андрей Шашков, — во-вторых, создание дополнительной связи между скоростными магистралями ЗСД и КАД, в-третьих, максимальную разгрузку существующей улично-дорожной сети от транзитного транспорта».

зсд второй этап

Областная дорога в помощь Петербургу

Новая дорога поможет разгрузить выезды из города, приняв часть автомобильного потока на себя. И в первую очередь речь идет о транзитах большегрузного транспорта. С другой стороны, перенаправить поток на расстояние 30 км будет не так-то просто. Для водителей ехать по КАД-2 – наматывать лишние километры. При этом, если водителям удастся избежать пробок, то подобный крюк себя оправдает.

Вторая Кольцевая автодорога поможет улучшить сообщение между Петербургом и Ленобластью, а также между отдельными областными населенными пунктами. Появление магистрали будет способствовать развитию жилищного строительства – девелоперы не упустят возможность осваивать новые территории с хорошим транспортным сообщением и ценой гораздо ниже петербургского рынка. Также КАД-2 подтолкнет развитие сопутствующей дорожной инфраструктуры: автосервисов, заправок, кафе, складских помещений.

зсд второй этап

Начало строительства КАД-2 неоднократно переносили. Если все-таки власти решатся воплощать проект, то его реализация займет не меньше десяти лет. На данный момент перспективы появления второй Кольцевой автодороги еще более призрачные, чем Широтной магистрали скоростного движения. Вопросы упираются в финансирование. И если для строительства платной дороги в черте города найдутся инвесторы, готовые взять на себя значительную часть трат, то КАД-2 финансироваться будет из федерального и регионального бюджетов, что скорее всего приведет к постоянному откладыванию проекта на неопределенное будущее.

Широтную магистраль скоростного движения построят в срок

Один из самых амбициозных проектов города — прокладку широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) — недавняя вынужденная корректировка бюджета города на текущий трехлетний цикл не затронула. Стартовать восточная хорда, так раньше называли этот проект, будет от Западного скоростного диаметра. Первый участок должен связать ЗСД с Витебским проспектом.

зсд второй этап

Этот участок города тоже ждут перемены / Фото Дмитрия Соколова

— Мы смотрим в будущее дальше 2020 года, — сказал вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов, объясняя, почему сокращение финансирования коснулось многих позиций, но только не проекта ШМСД.

Работы по расчистке территории, демонтажу сооружений, попадающих в зону строительства первого участка, уже можно начинать. Вся площадь строительства должна быть обследована на отсутствие взрывоопасных предметов, которые могли остаться со времен войны. Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на подготовительный этап строительства транспортной развязки ЗСД и Витебского проспекта.

— Для начала отмечу, что Западный скоростной диаметр и Витебский проспект не пересекаются, а находятся на довольно-таки приличном расстоянии друг от друга. Таким образом, на первом этапе строительства необходимо будет соорудить две развязки — подключения к ЗСД и съезда на Витебский проспект и соединить их автодорогой. Привязка широтной магистрали к ЗСД хорошо смотрится в схеме транспортной инфраструктуры города. Моделирование показывает, что связка двух скоростных дорог весьма эффективна и решает многие вопросы как улично-дорожной сети этого района города, так и вывода транспорта на восток, — пояснил нашей газете заведующий кафедрой транспортных систем Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета Александр Солодкий.

Трасса широтной магистрали спроектирована так, что выводит транспорт из районов, приближенных к центру города, на правый берег Невы, а далее к Кольцевой дороге и федеральной трассе «Кола». В этом главная идея проекта — создать в Петербурге каркас скоростных магистралей непрерывного движения: ЗСД, ШМСД, КАД, соединенных друг с другом. Кроме того, новая магистраль получила название «широтная» именно потому, что связывает собой лучи радиальных трасс.

— Для Петербурга это фундаментальный стратегический проект развития транспортной инфраструктуры города. После его реализации будет решен целый комплекс проблемных вопросов улично-дорожной сети. Актуальность проекта даже не обсуждается, достаточно взглянуть на карту города и трассу ШМСД. Магистраль пройдет по самым загруженным районам юго-востока мегаполиса, — считает руководитель совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН профессор Олег Белый.

Трасса первых трех этапов ШМСД проходит по территории города, четвертого и пятого — уже по Ленинградской области. И это тоже подчеркивает актуальность проекта: магистраль связывает два региона. Кстати, вблизи трассы располагается новый город-спутник Петербурга — Кудрово, и его дорожная сеть будет привязана к широтной магистрали. Одним из трудо- и финансовоемких этапов станет сооружение нового автомобильного моста через Неву. Он должен быть построен рядом с существующим железнодорожным мостом — в створе Фаянсовой и Зольной улиц.

— Одно из преимуществ проекта в том, что трассировка ШМСД в значительной ее части проложена в зоне отчуждения земель Северного железнодорожного полукольца. Как на левом берегу Невы, так и на правом. Благодаря этому легче решаются вопросы землевладения, сноса зданий и сооружений, которые могут оказаться на пути магистрали. Однако на правом берегу есть участок трассы, на пути которого находятся здание женской тюрьмы и ряд предприятий, как я бы назвал, «рыхлой» промышленной зоны. Лучше бы было их оттуда убрать, как и тюрьму, но проектировщики решили проложить трассу в обход, — рассказал эксперт редакции, советник председателя КГА, главного архитектора города Виталий Зенцов.

Проект широтной магистрали скоростного движения давнишний. Первый вариант трассы прошел госэкспертизу еще в 2003 году, и тогда была признана высокая целесообразность и эффективность ее для транспортной инфраструктуры города. С годами актуальность сооружения трассы только росла. Проект признан приоритетным для города и вошел в список софинансируемых федеральным правительством. Строительство трассы планируется вести на основе концессионного соглашения по схеме государственно-частного партнерства. По предварительным прикидкам, стоимость реализации проекта трех петербургских этапов строительства вместе с мостом через Неву оценивается в 170 миллиардов рублей, участка по Ленинградской области — в 12 миллиардов.

— Цена проекта высока, поэтому строительство магистрали так долго и откладывалось. В генеральный план города, насколько я помню по документам, эта трасса была внесена еще в 1954 году, а затем переходила из одного генплана в другой. Альтернативой ей предлагалась трасса скоростного движения по набережным Обводного канала. Однако с южной стороны к набережным Обводного подходит семь улиц, а с северной — аж 22. Получается, что северная набережная канала обслуживает жилые массивы, а южная — промышленную зону. То есть у них разные функции. И преобразовать набережные в трассу скоростного непрерывного движения очень сложно. Я всегда был сторонником именно широтной магистрали, которая решает больше вопросов в транспортном каркасе города, — напомнил историю проекта Виталий Зенцов.

Строительство широтной магистрали рассчитано на пятилетку — до 2025 года включительно. Как сказано, на первом этапе предстоит проложить отрезок трассы от Западного скоростного диаметра до Витебского проспекта, примыкание к ЗСД — чуть севернее развязки с Благодатной улицей. Положительное заключение Госэкспертизы позволяет уже в этом году приступать к обустройству строительных городков, подготовке площадок складирования материалов, пробивке временных внутриплощадочных проездов, переустройству инженерных коммуникаций. Чтобы в следующем году начать уже непосредственно строительство новой магистрали.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116(6714) от 08. 2020 под заголовком «В полосе отчуждения».

Ссылки

  • Правительственный портал Санкт-Петербурга
  • «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) Санкт-Петербурга»
  • Санкт-Петербург
  • Сделано в Санкт-Петербурге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *