ЗСД расшифровывается, как – западный скоростной диаметр. Эта уникальная автомагистраль проходит через центр Санкт-Петербурга. Подобное расположения скоростной дороги больше не встречается по всей территории России.
Содержание
- 1 Что это
- 2 История возникновения
- 3 Технические параметры
- 3.1 Протяженность
- 3.2 Развязки
- 3.3 Полосы
- 3.4 Скорость
- 4 Экономическое значение
- 5 Особенности
- 6 Перспективы
- 7 Заключение
Получайте преимущества, отправляясь в ЗСД (Западный скоростной диаметр) с Moovit
Доехать до ЗСД (Западный скоростной диаметр) проще с приложением!
Платите с Moovit, чтобы получить максимальную выгоду
Реформа «один путь»: используйте Moovit, чтобы получить минимальный тариф
Транспорт онлайн. Расписания, Карты и многое другое
НачалоВаше текущее местоположение
КонецЗСД (Западный скоростной диаметр)
ЗСД (Западный скоростной диаметр)
ЗСД (Западный скоростной диаметр)
ЗСД (Западный скоростной диаметр)
В данном разделе представлена общая схема ЗСД (Западного Скоростного Диаметра)
Развязки, съезды:
— Центральный участок
— Южный участок
— Северный участок
Несмотря на то, что последний этап строительства будет завершен не ранее 2014 года, со схемой трассы можно ознакомиться уже сегодня. На карте ЗСД также представлены развязки и съезды на двух открытых участках дороги. Для просмотра выбранной схемы в увеличенном масштабе — кликните на изображение.
(кликните на схему ЗСД для просмотра в увеличенном масштабе)
Развязки на Центральном участке ЗСД
Центральный участок ЗСД открыт со 2 декабря 2016 года. В первый период работы участка действует один съезд в районе набережной Макарова.
Общая схема
Развязка в районе набережной Макарова
21 июля 2017 изменяется временная схема организации дорожного движения в районе съезда с Центрального участка Западного скоростного диаметра на набережную Макарова. Въезд на ЗСД осуществляется со стороны Наличной улицы по новому участку дороги, построенному в районе д. 43, корп. 1 и д. 45 по Морской набережной. Заезд на ЗСД с Морской набережной в створе Адмиральского проезда закрывается!
Организация съезда с ЗСД остаётся прежней.
Смотреть схему организации движения в районе ЗСД с 21.07.2017
Развязки на Южном участке ЗСД
Общая схема и тарифные зоны
Развязка с ПВП на ул.Благодатной | Развязка с ПВП в районе ул.Автомобильной |
Развязка ЗСД в районе КАД | Развязка ЗСД в районе наб.р. Екатерингофки |
Развязки на Северном участке
(Северный участок ЗСД открыт для движения транспорта с 3 августа 2013 года)
С 14 сентября 2021 года доступна развязка ЗСД с Шуваловскоим проспектом. Открыты:
— заезд с Шуваловского проспекта на ЗСД в сторону КАД (Север),
— заезд с Шуваловского проспекта на ЗСД в сторону Богатырского пр.,
— съезд с ЗСД на Шуваловский пр. при движении с юга.
Общая схема и тарифные зоны
На Приморском шоссе | На пересечении c Богатырским проспектом |
На пересечении c КАД | На пересечении c трассой Е-18 «Скандинавия» |
ЗСД — Новое шоссе | ЗСД — Шуваловский проспект (с 14.09.2021) |
Изображения — официальный сайт ЗСД www.whsd.ru
Что это
Изначально данная автодорога задумывалась как платная, поэтому большинство автовладельцев восприняли эту новость достаточно скептически. После ответа на вопрос: «что из себя представляет ЗСД» водители Санкт-Петербурга поговаривали: «эти негодяи нашли новый способ вытрясти с нас деньги, налогов им уже недостаточно».
Первое время после открытия данной автомобильной дороги автовладельцы не спешили ею пользоваться, поэтому искали объездные маршруты в попытках сэкономить. Владельцы северо-западной магистрали пошли на небольшую хитрость и возможно заплатили деньги сервису Яндекс-карты, так как любой маршрут, даже отдаленный пересекался или проходил недалеко от зоны ЗСД.
Яндекс всеми силами пытался завести автомобиль на платную дорогу ЗСД и отчасти это у них получилось. Нередко жители города Санкт-Петербург и его гости попадали в ловушку, когда внезапно оказывались на платном шоссе. В первое время именно такие автомобили составляли большую часть трафика магистрали Северной столицы ЗСД.
Время шло и количество автомобилей в городе значительно увеличилось. Поэтому время, потраченное на дорогу из спальных районов до центра, перевалило за час. А в случае обильных снегопадов, которые часто бывают в северной столице время на дорогу увеличивалось еще больше.
Трафик в городе неустанно возрастал, а количество дорог в Петербурге оставалось прежним. Добираясь до места работы, автомобилисты часто попадали в пробки, что негативно сказывалось на дневном распорядке.
Настоящим спасением стал ZSD. Теперь автомобилисты могут минуть огромное количество светофоров и не угодить в пробку. Но автомагистраль Северной столицы имеет и свои недостатки. В основном они касаются выездов и въездов. С центра Санкт-Петербурга можно попасть на западный диаметр только с острова Васильевский, набережной Макарова и Обводного канала.
После того, как был построен мост Бетанкура, жители Петроградского района получили возможность попасть домой по широкой дороге ЗСД.
Схема Западного Скоростного Диаметра со съездами
Западный Скоростной Диаметр — уникальная внутригородская платная автомагистраль СПБ, которая пользуется популярностью среди водителей благодаря рядом преимуществ:
- высокое качество дорожного полотна;
- оптимизированная освещенность;
- скоростное ограничение до 110 км/час;
- отсутствие пробок.
- новые съезды и заезды откроют возможности к наибольшей экономии времени, денег и топлива;
- система «картотека прб 36 зсд» оповестит о происшествиях и загруженности трассы;
- зсд схема магистрали поможет каждому пользователю разобраться с развязками на юге и севере, включая центральный участок ЗСД.
Общая схема ЗСД
План автомагистрали включает в себя три основных участка и девять крупных развязок зсд в общем доступе.
Северный участок
Начало данного участка располагается на пересечении Зеленогорского и Скандинавского шоссе. Заехать на территорию автомагистрали можно через ПВП трассы А-181.
Окончание Северной части определяется на перекрестке платной дороги с улицей Савушкина.
Северный участок имеет две тарифные зоны.
Развязки
1) Развязка при пересечении Е-18 трассы «Скандинавия».
В соответствии с картой Петербурга, выгодное расположение в начале зсд можно представить в виде пересечения двух крупных шоссе «Скандинавское» и «Зеленогорское». Это позволяет удобно оплачивать проезд, не съезжая с основного пути следования.
2) Развязка при пересечении с КАД.
Магистраль ЗСД и КАД неоднократно пересекаются. КАД на территории Санкт — птб является одной из самых популярных автотрасс, а для ее разгрузки можно воспользоваться платной дорогой.
3) Развязка на шоссе Приморском.
Она имеет сложное расположение, в которое включается развязка зсд с шуваловским проспектом. Наличие съездов на определенные участки зсд, на Шуваловском пр — те, позволяют экономить время водителя.
4) Развязка на пересечении с проспектом Богатырский.
Она находится между улицами Камышовая и Оптиков.
Центральный участок
Данная часть платной трассы начинается c улицы Савушкина и простирается до набережной реки Екатерингофка, включая наб. Макарова. Она пересекает Васильевский остров и съезд с ЗСД на Шкиперский проток
Центральный отдел находится, по большей части, над водой и имеет две тарифные зоны.
Развязки
На этой территории находится одна крупная развязка около набережной Макарова, которая включает в себя четыре полосы движения в разных направлениях и пересекает проспект Крузенштерна.
Южный участок
Южная часть автомагистрали со съездами начинается от набережной реки Екатеринговка и оканчивается на перекрестке КАД и улицы Предпортовой. Из всех трех участков, южный имеет самое короткое расстояние, поэтому там располагается одна тарифная зона, имеющая съезд с ЗСД на Ленинский пр-т.
Развязки
1) Развязка около наб. реки Екатерингофка.
Данный промежуток имеет четыре полосы движения, при том, что к коммерческой магистрали относятся только две.
2) Развязка с ПВП на улице Благодатная.
Здесь удобно выстроены съезды с ЗСД и заезды на одноименную улицу.
3) Развязка с ПВП возле улицы Автомобильная.
Она пролегает мимо улицы Краснопутиловской и Ленинского проспекта. Имеет две основные полосы.
4) Р- ка на пересечении КАД.
Располагается на съезде с Дачного проспекта в районе пр-та Народного ополчения. Имеет от двух до четырех полос в разных зонах и дает возможность совершить заезд на ЗСД с Пулковского шоссе.
Заключение
Особенности
Практически половина магистрали расположена на эстакадах из-за плотности застройки и множеству систем коммуникаций. Благодаря современным технологиям они соединены в единый архитектурный стиль. Перед архитекторами стояла задача создать единый образ, который был бы узнаваем и отличал ЗСД от других объектов. Особый облик должен был прослеживаться по всей протяженности автомагистрали, поэтому её большая часть отлично просматривается из жилых застроек и других городских сооружений.
Эстакады имеют специальные шумозащитные щиты, которые вдобавок выполняют и декоративную функцию.
Отличительной чертой являются уникальные конструктивные особенности, технологии производства и монтажа, которые уникальны для России.
Полный вперед. Как в петербургский Речной яхт-клуб пришли перемены
Поделиться
Петровская коса — престижное, но недооцененное место на карте города. Значительную часть ее площади, почти 13 га, занимает Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб. Пройти туда можно, но мало кто на это отваживается: а что там, за шлагбаумом? Исключение составляют лишь фанаты яхтинга, но и их число здесь могло быть намного больше. «Фонтанка» попыталась разобраться, изменится ли это место с приходом нового собственника.
История вкратце
У Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба, крупнейшего в европейской части России, — насыщенная и длинная история. Он был основан в 1860-х годах энтузиастами парусного спорта и до революции даже именовался Императорским. Более чем за полтора века существования клуб не раз менялся: стал военизированным после революции, переехал на Петровский остров с Крестовского в 1934-м.
Во время войны многие яхтсмены и буеристы служили в разведке: были проводниками и лоцманами в морских и речных разведывательных операциях. После войны в клубе открылась детская секция, которая работала в том числе с беспризорниками.
До Олимпийских игр 1980 года в Москве яхт-клуб на Петровской косе был основным и самым большим в стране, методическим центром по парусному и буерному спорту, воспитавшим многих чемпионов.
Поделиться
После тяжелых в экономическом плане 90-х и ряда городских и локальных конфликтов на территории клуба в нулевых и десятых годах этого века на Петровский остров снова пришли перемены. Журналист «Фонтанки» побывал там и узнал, как новый собственник планирует сделать из полузапущенной территории практически в самом центре города современный яхтенный порт — морское общественное пространство, в котором сочетаются возможности для туризма, спорта, воспитания и образования.
Чуть больше полугода назад, то есть после закрытия прошлого водного сезона, клуб приобрело ООО «Аврора», которым управляет индивидуальный предприниматель Александр Винник. Ключевым финансовым партнером проекта стал «Совкомбанк». За эти полгода началось формирование команды.
Поделиться
«Новые владельцы начали не с какого-то ультимативного подхода: «Вот мы пришли — и будет так», — отмечает руководитель РОО яхтсменов клуба Никита Бриллиантов. — Они начали с диалога. И позитив в том, что директором клуба стал яхтсмен, — это впервые за 30 последних лет. Собственники приняли очень мудрое решение: нашли управленца с соответственным опытом. Мы Анну с конца 90-х знаем: она в яхтенных кругах достаточно известный человек».
Действительно, новый директор Анна Шумейко была топ-менеджером ведущих компаний в области яхтинга — российских и международных. Она увлекается парусами более четверти века, имеет диплом яхтенного шкипера, а также права на управление моторными и парусными судами от ГИМС МЧС РФ.
Костяк коллектива, который здесь работает многие годы, представители компании «Аврора» постарались оставить: опытные работники знают все нюансы и сложности объекта. Это специалисты, которые связаны с обслуживанием судов и парусной деятельностью. Сейчас в команду набирают менеджеров, которые займутся развитием клуба.
Что уже сделано
У нового собственника и его администрации есть четкий вектор развития исторического места. За первые полгода проведена инвентаризация, намечены самые важные пути развития, вложения в инфраструктуру.
Главный вызов сейчас, как подчеркивает Анна Шумейко, — это наведение порядка на территории, которая чуть ли не с 80-х годов прошлого века не поддерживалась в должном состоянии. А теперь ее предстоит сделать безопасной, удобной для использования, навести красоту, которая позволит привлечь сюда не только профи и любителей ходить под парусами, но и тех, кто хочет полюбоваться на яхты с берега.
Поделиться
«Получены задания от Комитета по градостроительству и архитектуре на благоустройство территории: строительство новой комфортной парковки, благоустройство проездов, прогулочных зон, организацию детских и спортивных площадок. За летний сезон мы планируем провести ремонт и привести в порядок фасады зданий», — говорит директор.
Совместно с соседним жилым комплексом сделана прогулочная набережная от Рабочей гавани по берегу. Это будет территория без машин, пригодная для прогулок с детьми и спокойного отдыха. Она откроется в этом году.
Удалось решить один из трех вопросов по акватории: заключен договор водопользования на Рабочую гавань, где в сжатые — из-за затяжной весны — сроки построена причальная инфраструктура, обновлено швартовное оборудование, организована вахтенная служба. Правда, это самая маленькая акватория, она вмещает всего 50 яхт. С двумя остальными предстоит еще большая работа — как по документам, так и по обустройству.
Поделиться
За это время сумели также сгладить большинство локальных конфликтов. Это сделали самым простым образом: встретились и поговорили, что нужно клубам и общественным организациям, что им мешает, чего им бы хотелось. Сделали выводы, частично удовлетворили требования — и теперь можно спокойно работать.
«Конфликт, который был, на сегодняшний день снят, все спокойно начали заниматься подготовкой лодок к сезону и участию в соревнованиях, а не борьбой и перетягиванием каната», — резюмировала Анна Владимировна.
Итак, какие направления обновленный яхт-клуб выделяет как главные?
Детям
Если кто не знает, то парусный спорт — не только гонки, достижения и физическое развитие. Это уникальный фактор воспитания: яхтинг развивает умение работать в команде, учит дружить, выполнять задания в сложных условиях. Юные капитаны на собственном опыте начинают понимать: нужно не бороться с морем и ветром, а взаимодействовать с ними.
Поделиться
«Однажды к нам на соревнования приехал папа одной девочки, очень обеспеченный человек, — рассказывает руководитель детского парусного центра «Дети ветра» Андрей Норнов. — Он был очень удивлен, потому что в первый раз увидел ребенка таким счастливым. Родитель недоумевал: чего же ей надо? Дочь сидит босая, уставшая, обгорелая, но с таким лицом, какого у нее дома никогда не бывает».
В обновленном яхт-клубе не будут делать ставку на чемпионство и спортивные достижения — этим занимаются многие яхтенные школы по соседству. А вот воспитательная работа станет одним из главных направлений. Горожане могут приводить сюда детей самого раннего возраста: с 4 до 7 лет на территории яхт-клуба малыши знакомятся с основами парусного дела в безопасном бассейне под присмотром опытного тренера. Здесь работают партнеры яхт-клуба. В перспективе рядом с бассейном будет зона отдыха, где гости яхт-клуба смогут оставить детей под присмотром воспитателей. Также планируется организовать летний дневной клуб для подростков с обучением парусному спорту.
Поделиться
Детский центр Речного яхт-клуба «Дети ветра» сейчас насчитывает около 50 постоянных учеников с 7 до 15–16 лет. Каждое занятие они выходят на воду на проверенных временем яхтах классов «Оптимист», «Луч», «Лазер», «Зум» и других. Уже запущена программа покупки плавсредств, происходит привлечение новых тренеров и воспитателей, расширение количества воспитанников. Для тех, кому важны спортивные достижения, будет выделено специальное направление, а остальные будут изучать парусное дело для удовольствия.
«С этого года мы открыли двери для всех желающих детей: теперь у нас яхтинг, доступный для всех. Отбора нет: любой ребенок может прийти попробовать — и, если ему понравится, сможет остаться», — рассказывает Андрей Норнов.
Набор новичков в группы происходит ежемесячно. Ограничений почти нет: разве что будущие яхтсмены должны уметь плавать. Но даже если этот навык отсутствует, его можно будет подтянуть в бассейне. Плата в парусном центре есть, но она небольшая.
И два слова про безопасность. Родители, не бойтесь! Новички тренируются исключительно в реке, в залив выходят только дети с определенным опытом. На всех спортсменов на воде надевают спасжилеты. На занятиях всегда работают два тренера: основной и страхующий.
Студентам
Дети вырастают и становятся студентами, но не перестают любить ветер и воду. Для этой аудитории — крайне благодарной и с точки зрения спорта, и с точки зрения бизнеса — на Петровской косе будет активно работать Межвузовский студенческий яхтенный клуб. В календаре его соревнований на этот год — пять этапов гонок студенческой парусной лиги на приз губернатора Петербурга. Первый уже прошел: в нем приняли участие 29 команд из 17 вузов России.
Для тех, кому интересны суда побольше, открывается секция крейсерского студенческого яхтинга. Крейсерские яхты крупнее, на них требуется более многочисленная команда. При этом капитан и старшие помощники — взрослые.
Поделиться
«Команда должна постоянно омолаживаться, студенты вырастают и становятся капитанами, на смену им приходят новые юные матросы… Так происходит передача морских традиций», — уверена Анна Шумейко.
В перспективе для студентов на Петровской косе появится секция экстремального парусного спорта — для тех, кому хочется еще больше драйва и азарта.
Взрослым
Парусный спорт хорош тем, что заниматься им можно в любом возрасте. До сих пор в Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе, насчитывающем более 2000 резидентов, есть яхтсмены 70+ в отличной физической форме, которые продолжают выходить в море. Новое руководство клуба заверило, что будет поддерживать общественные команды. Так, например, коллективу яхтсменов в безвозмездное пользование на навигационный период передан флот клуба — порядка 60 яхт. Сами спортсмены осуществляют техническое обслуживание, ремонт судов и участвуют в спортивных соревнованиях.
Поделиться
«С новой администрацией мы находимся в конструктивном диалоге, никаких недопониманий у нас нет», — заверяет Никита Бриллиантов.
Общественные команды клуба активно готовятся к соревнованиям и по-прежнему открыты для горожан: присоединиться к экипажам может любой желающий.
«У нас абсолютно открытое сообщество: процентов 80 к нам приходят «с улицы», — рассказывает Никита. — Но желательно, чтобы люди присоединялись либо ранней весной, либо поздней осенью, чтобы они могли руки приложить (помочь в подготовке яхты к сезону — Прим. авт.). Каждого новичка будем приглашать на тренировки по будням. Покажет результат, что чему-то научился, начинает разбираться в яхтинге, — будем брать в гонки».
По словам Никиты, путь от «чайника» до капитана может занять 3–4 года. И, кстати, все возможности открыты не только для мужчин: женщин в общественные команды тоже с удовольствием берут. Между прочим, благодаря яхт-клубу в Петербурге появилась не одна семья!
Поделиться
Для тех, кто хочет получить более серьезное образование, на Петровской косе есть Санкт-Петербургские мореходные классы. Это одно из самых крупных и авторитетных учебных заведений страны в сфере любительского мореплавания. Классы предлагают разнообразные направления: можно выучиться на яхтенного шкипера, капитана моторного судна, повысить квалификацию. Занятия включают в себя как теорию, так и практику. Силами яхтсменов клуба, партнеров, которые работают на территории, — парусного сообщества «Сила ветра», парусного клуба «Зиг Заг», проекта «Штандарт», вейк- и серф-клубов, — в течение сезона на Петровской косе проводятся гонки, дни открытых дверей и открытые уроки для начинающих.
Всем горожанам
Петровская коса — очень перспективная во всех смыслах территория. Она может стать современным центром яхтенного спорта, туризма и образования. Уже сейчас это открытая для горожан территория, находящаяся в процессе трансформации. Процесс не будет мгновенным, но кардинальные перемены за год-два возможны. И все возможности для них есть: компетентная команда, инвестиции и — самое главное — любовь к историческому месту.
Материал подготовлен совместно с Санкт-Петербургским Речным яхт-клубом
Экономическое значение
ЗСД способствует развитию Санкт-Петербурга, как крупного торгово-транспортного города:
- Создает удобный проезд к порту, таким образом, увеличивая грузооборот.
- Обеспечивает выход из портов, железных дорог, автомобильных, воздушных терминалов на дороги федерального значения.
- Предоставляет Пассажирскому порту удобную транспортную доступность.
- Развивает транспортную инфраструктуру северо-запада Северной столицы.
- Пополняет бюджет от эксплуатации.
- Обеспечивает рабочие места.
- ЗСД способствует развитию и застройке территорий.
ЗСД отвечает читателям «Фонтанки».
Часть 3. О тонкостях устройства
Из чего состоит самая красивая магистраль Петербурга помимо «китовых ребер» и пунктов оплаты? МСС рассказывает, как организованы инфраструктура и обслуживание дороги, какой она станет в будущем и чем полезна людям, которые ею не пользуются. А также исправляет заблуждения горожан, обеспокоенных расходованием бюджетных средств.
Напоминаем и спойлерим

Перед вами заключительная часть «триптиха» о ЗСД, который создан из вопросов от читателей «Фонтанки» и ответов пресс-службы ООО «Магистраль Северной столицы» – оператора трассы. Здесь вы узнаете, в частности, куда пропадает снег; почему у ЗСД «такие большие ноги»; что делать, если ваша машина сломалась посреди дороги (самый простой и короткий ответ – позвонить с мобильного телефона на номер 0405); кто богатеет на штрафах за нарушения ПДД на трассе (спойлер – бюджет); как сфотографироваться на ЗСД на фоне залива и где появятся новые съезды.
В первой части трилогии МСС отвечала на вопросы о транспондерах, движении велосипедистов по ЗСД, определении класса транспортных средств на пунктах оплаты, тарификации. В этом выпуске, к слову, тарификация тоже будет упомянута – как инструмент решения проблемы с заторами перед съездом на Богатырский проспект.
Вторая часть посвящена безопасности и соблюдению ПДД. Оператор магистрали подробно объяснил, почему вводится тот или иной скоростной режим и как работают камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Опять же у Богатырского с нарушителей, влезающих к пункту оплаты из левых полос и с резервной полосы, ловят именно камеры.
Вообще, проблемы Приморского района – это отдельная тема, чуть ли не самая частотная из всех тем, затронутых читателями. Кто-то просто возмущался, привычно сливая раздражение в Сеть, кто-то анализировал. «Пользуюсь ЗСД ежедневно, экономит кучу времени, хотя и по бюджету трескает, – пишет Алексей. – Если посмотреть на юг города, то там три съезда: Благодатная, Краснопутиловская, Автомобильная и почти сразу съезд на КАД. А на севере города съезд фактически один – на Богатырский. Из-за этого ЗСД превращается в платную пробку, так как часть трафика использует этот съезд в том числе для разворота с Приморского шоссе». Или вот риторический вопрос читателя Андрея: «ЗСД в целом дорога хорошая и нужная городу. Вопрос всего один: какой «эффективный инженер» проектировал заезд на ЗСД с Богатырского проспект в сторону центра, когда въезжаешь со стороны Светлановской площади?» Ещё несколько писем будут процитированы ниже. Ответ МСС дала один, но обширный. Пока вкратце скажем: надежда на улучшение есть.
Состояние дороги и ремонтные работы
Беспокоит состояние асфальта на центральном участке от Двинской до Васильевского. Когда устранят волны на асфальте?
В летний сезон на ЗСД начнутся работы по восстановлению полотна там, где образовывается колейность. Следите за новостями, обо всех работах мы предупреждаем заранее.
На южном и центральном участках некоторые отрезки сделаны будто из стиральной доски, то есть очень волнистые. Причина в плохом качестве асфальта? Кроме того, железные стыки настолько высоко торчат над асфальтом, что, если проехать по ним на скорости 110 км/ч, можно остаться без колес. Это будет исправляться?
Не менее двух раз в год независимый институт проводит комплексное обследование всех конструкций и элементов ЗСД, в том числе проезжей части. Мы с уверенностью можем сказать, что асфальт и деформационные швы (без которых, увы, мосты и эстакады создавать невозможно) в нормативном состоянии.
После открытия центрального участка ЗСД постоянно производились ремонтные работы с перекрытием полос, возникало впечатление, что дорогу открыли не достроив. Это правда?
Дорогу открыли, достроив и получив все необходимые подтверждающие документы. При этом все участки, включая центральный, требуют постоянного обслуживания, в том числе и связанного с ограничением движения по полосам.
Мы стараемся производить данные работы в часы минимального трафика и делать их качественно и быстро, чтобы исключить или минимизировать неудобства пользователей.
Экология и уборка
Как проходила сангигиенэкспертиза проекта? Раньше на Крестовском был тихий уголок, а теперь гул от летящих по ЗСД машин.
Экспертиза проекта проводилась в соответствии с законодательством. В том числе на этапе утверждения проектных решений документация прошла экологическую экспертизу, в рамках которой рассматривается влияние создаваемого объекта на окружающую среду, застройку, территории, утверждаются разработанные решения в сфере защиты окружающей среды. Были проведены общественные обсуждения проекта во всех районах прохождения трассы. Итогом работы над проектом стало получение положительного заключения Главгосэкспертизы, утвердившего соответствие всех разработанных решений законодательству. ООО «МСС» как сторона соглашения о государственно-частном партнерстве получило готовый проект с пройденными экспертизами и реализовало его в соответствии с документацией.
Отметим, что ЗСД, скорее, делает город тише и экологичнее. Сотни тысяч единиц транспорта ежесуточно выводятся с перегруженных городских улиц, на которых нет и не может быть дополнительной защиты от шума в виде экранов и других сооружений, которые есть на современной магистрали. Следовательно, на сотнях проспектов, улиц, переулков Петербурга становится тише.
Автомобили, которые движутся в оптимальном режиме, а не стоят в пробках, расходуют намного меньше горючего: по подсчетам экспертов, на 100 тысяч литров меньше каждые сутки, тем самым производя значительно меньше выхлопных газов со всеми сопутствующими выбросами.
В конце декабря 2018 года, когда было минус 8 – 10 градусов, на ЗСД была мокрая каша. На ЗСД больше сыплют реагентов, чем на обычные дороги? Есть ли статистика по экологии в районе ЗСД до его постройки и после, а также по изменению экологической обстановки в Приморском районе?
На ЗСД производят эффективную противогололедную обработку. Формирование ледяной корки и даже снежного наката на многополосной скоростной магистрали недопустимо. На сайте МСС есть подробная статья про это и про материалы, которые используются для обработки дороги зимой. Если кратко, все применяемые реагенты сертифицированы, а их количество нормировано. Негативного эффекта от них нет, что подтверждается регулярным мониторингом.
Экологическая же обстановка в целом с вводом ЗСД улучшается в том числе и в Приморском районе. Прежде всего за счет того, что автомобили вместо часового простаивания в пробках проезжают по ЗСД в оптимальном режиме расхода горючего. Снижается количество потребляемого бензина и выбросов в атмосферу. Речь идет о десятках тысяч литров топлива и сотнях тысяч кубометров CO2 в сутки.
Зимой очень грязно, а пленку, которая образуется на стеклах, еще и не сразу отмоешь. Может, мыть ЗСД? Или какие-то другие реагенты использовать?
Мыть дорожное полотно зимой – не лучшее предложение. После противогололедной обработки эксплуатационные службы ЗСД всегда проводят плужно-щеточную очистку дороги. Убирают снежные массы специальными ковшами-плугами и чистят щетками. Потом снег вывозят.
Все используемые реагенты сертифицированы и подобраны в соответствии с требованиями к магистралям, чтобы обеспечить максимально эффективную борьбу со скользкостью.
ЗСД убирают строго по регламенту. Даже в условиях экстремальной с точки зрения количества осадков зимы, такой, как в этом году, собственный парк эксплуатационной техники, насчитывающий более 120 единиц, позволил обеспечить выполнение нормативов по срокам и качеству уборки.
Куда уходят реагенты и грязь с дороги? Как оценивается экологический вред для Финского залива?
Собираемый эксплуатационной техникой снег вместе с остаточными материалами противогололедной обработки в полном объеме вывозится на снегоплавильные станции. На ЗСД возможен только такой способ уборки магистрали. Высыпание снега за пределы дороги не может быть применено ни по нормативам, ни технически.
Частично растаявший снег попадает в водоотводную систему магистрали, по специальным лоткам уходит с помощью насосных станций на локальные очистные сооружения, построенные в рамках проекта, где проходит очистку до полного соответствия нормативным показателям. Таким образом, все процедуры по зимней обработке и отводу воды с дороги соответствуют требованиям законодательства России.
Конструктивные особенности дороги и ее инфраструктура

Почему у ЗСД, особенно в северной части, такие мощные подпорные колонны? За границей они тончайшие и стоят по 30 лет. У нас ГОСТы старые или дороги двойного назначения?
Опоры выполнены по проекту. Специалисты-проектировщики учли все факторы: мощные пролетные конструкции 6 – 8-полосной дороги, характер грунтов под опорами, требуемые нагрузки, которые, естественно, берутся с запасом. Кстати, проектный срок службы ЗСД – не менее 100 лет.
Почему остался только один офис на Планерной? С юга теперь нужно обязательно ехать на север для решения каких-то вопросов?
На Планерной создан центр обслуживания клиентов, его возможности значительно увеличены. По сути, пользователям – физическим лицам в офис необходимо приезжать не чаще чем один раз в пять лет для того, чтобы поменять транспондер. Все остальные задачи, связанные с получением услуг по договору (пополнение счета, контроль поездок и баланса, обратная связь), реализованы с помощью современных технологий и доступны без визита в офис.
Почему в пунктах оплаты нет туалетов?
Пункты взимания платы предназначены для максимально быстрого пропуска транспортного потока, там нет мест для стоянки автомобилей.
Каким образом пожилые люди, утратившие средства связи и оказавшиеся в неподвижном ТС, могут обратиться за помощью и покинуть опасную зону, то есть проезжую часть? Есть ли на дороге хоть один разрыв в ограждении (калитка) для прохода людей, которые не в состоянии преодолевать ограждения методом перелезания? Сколько пунктов связи расположено в технической зоне для вызова помощи и как до них добраться, если передвижение вдоль дороги по техническому коридору в зимнее время – нелегкое дело даже для сильных мужчин?
Барьерное ограждение в соответствии с проектной документацией, нормативами и ГОСТами делается сплошным, не имеющим разрывов. Для экстренной связи с диспетчерской службой ЗСД нужно набрать с мобильного телефона короткий номер 0405. Если нет возможности воспользоваться мобильным телефоном, то можно дойти до ближайшего аппарата экстренной связи.
Кроме того, напоминаем, что практически вся дорога покрыта видеонаблюдением. За ситуацией на магистрали круглосуточно следят диспетчеры автоматизированной системы управления дорожным движением. Увидев остановившееся транспортное средство, они немедленно направят на место дорожного инспектора, который предпримет все необходимые меры для обеспечения безопасности.
Когда дадут названия мостам через Большую и Малую Неву?
Данный вопрос – вне компетенции МСС и определяется городом.
Съезды в Приморском и других районах
Есть ли планы по приведению в порядок транспортного потока на съезде из центра на Богатырский, которые помогут уменьшить затор, образующийся по всей ширине ЗСД в вечерние часы пик?
Планируется ли дополнительный съезд в Приморском районе, одном из крупнейших районов Санкт-Петербурга с населением около полумиллиона человек? Считаю непродуманным съезд на Приморском проспекте, если двигаешься на север.
Когда будет открыт съезд на Шуваловский проспект? Возможно ли расширение съезда на Богатырском проспекте? Планируется ли хотя бы в отдаленном будущем увеличение количества съездов/заездов в районе Приморского шоссе и улицы Савушкина?
Будут ли дополнительные съезды для жителей В. О. и Приморского района открыты в первую очередь или приоритет будет отдан другим?
Развязка с Богатырским проспектом действительно является наиболее востребованной на Западном скоростном диаметре, обеспечивая транспортную связь с магистралью густонаселенного Приморского района. В часы пик нагрузка на съезд и прилегающую улично-дорожную сеть вызывает затруднения движения. При этом констатируем тот факт, что некоторые пользователи стараются перестроиться на съезд из третьей и даже четвертой полосы, фактически создавая помехи транспорту, который движется мимо данной развязки, а часть водителей едет по резервной полосе, создавая дополнительное затруднение движения при перестроении на съезд.
На данном участке был установлен и запущен комплекс фиксации нарушений Правил дорожного движения, определяющий в том числе нарушение рядности и предписаний разметки.
В том числе и для того, чтобы частично переориентировать трафик на развязку с КАД (север), были предприняты стимулирующие тарифные меры. Это дало эффект разгрузки, однако постепенно транспортный поток снова достиг пиковых значений, что определяется тем, что даже с учетом затруднения движения данный маршрут является значительно более быстрым и удобным для въезда в район в сравнении с альтернативными бесплатными, и потенциал прироста трафика здесь явно не полностью исчерпан.
Понимание этой ситуации есть и у нас, и у городской стороны соглашения о ГЧП, именно поэтому в дорожную карту развития проекта включена в том числе перспективная развязка с Шуваловским проспектом, расположенная к северу от Богатырского проспекта. Ее создание станет принципиальным решением, которое позволит обеспечить весь спрос на услуги магистрали, имеющийся в Приморском районе. Называть точные сроки пока преждевременно, однако работы по подготовке к реализации данного проекта ведутся в самом активном режиме.
Возможности расширения съездов на Богатырский проспект или строительства дополнительных съездов на Приморский проспект проектом не предусмотрены. Более того, в первом случае такое расширение не было бы целесообразным, так как фактором, ограничивающим прирост транспортного потока, в данном случае служит возможность улично-дорожной сети к приему такого трафика.


Еще одна перспективная развязка, создание которой предусмотрено дорожной картой, – на Васильевском острове с улицей Шкиперский проток. Ее значение для полноценного транспортного обеспечения Василеостровского района и новых намывных территорий очень важно.
И третья развязка из дорожной карты, строительство которой уже стартовало, располагается на севере в районе Нового шоссе и позволяет обеспечить связь магистрали с восточной частью Курортного района.
Где будет соединение с ВСД?
Развязка ЗСД с Витебским проспектом, которая продолжится Широтной скоростной магистралью, планируется севернее съездов на Благодатную улицу.
Финансовые вопросы
Почему администрация Санкт-Петербурга каждый год выплачивает ООО, владеющему ЗСД и зарегистрированному на Кипре, по 6 миллиардов рублей якобы за недобор прибыли?
Сначала хотелось бы исправить несколько ошибок в вопросе. ЗСД является собственностью Санкт-Петербурга, в том числе центральный участок, построенный МСС. МСС зарегистрировано в Российской Федерации и является российской компанией. Компенсация недополученной прибыли соглашением о государственно-частном партнерстве не предусмотрена.
В соответствии с СГЧП, ООО «МСС» осуществило финансирование и строительство наиболее технически сложного и дорогостоящего центрального участка ЗСД, стоимость которого составляет более 122 млрд руб., а также ведет эксплуатацию магистрали в рамках тридцатилетней концессии.
МСС несет все затраты по обслуживанию и возврату заемных средств, использованных для финансирования строительства, а также расходы, связанные с эксплуатацией дороги, данная финансовая нагрузка снимается с Санкт-Петербурга.
В соответствии с условиями соглашения о ГЧП, Санкт-Петербург принимает на себя обязательства по субсидированию подтвержденных затрат МСС, связанных со строительством и эксплуатацией ЗСД, в рамках установленного уровня максимально компенсируемых затрат (МКЗ). Отметим, данный уровень являлся одним из основных критериев конкурса на право заключения соглашения о ГЧП с Санкт-Петербургом, и предложение МСС оказалось наиболее выгодным для города.
Когда будет обнародовано концессионное соглашение с городом и его условия?
Соглашение о государственно-частном партнерстве является документом, защищенным коммерческой тайной, что является обычной практикой в деловом мире для документов, содержащих коммерческие условия привлечения финансирования и т. д. При этом все основные положения СГЧП неоднократно озвучивались и комментировались. Это касается и механизма выплаты субсидии, гарантированной городом для покрытия максимально определенного уровня затрат концессионера, и объемов привлеченного финансирования, и сроков эксплуатации.
Изменилась ли выручка после введения штрафов за скорость?
Штраф за нарушения ПДД не имеет отношения к выручке МСС. Штрафы поступают в бюджет.
Для чего ЗСД платный? Почему те, кто ездят по ЗСД, платят за это по второму разу, ведь трасса была построена в том числе за бюджетные деньги, то есть за наши налоги?
ЗСД изначально проектировался и создавался в качестве платной скоростной дороги. Справедливости ради, значительная часть инфраструктуры, создаваемой за счет бюджета, является платной для пользователей. А в случае с ЗСД привлекалось и частное финансирование, которое и обеспечило ООО «МСС», получив право эксплуатации магистрали в рамках 30-летней концессии.
Важно, что от функционирования ЗСД выигрывают не только те водители, которые предпочитают платную дорогу и совершают на ней до 335 тысяч транзакций в сутки, но и те, кто продолжает пользоваться альтернативными бесплатными маршрутами, ведь транспортный поток, перетекая на платную магистраль, разгружает их.

Как устроить фотосессию на ЗСД
Можно ли останавливаться на ЗСД, чтобы снять красивый вид? Может быть, бывают экскурсии по ЗСД?
Можно ли снимать под ЗСД? Слышал, что посторонним запрещают находиться под ЗСД.
Остановка на магистрали запрещена Правилами дорожного движения. Это один из самых опасных видов нарушений и для остановившегося, и для окружающих. Лучше сделать фотографии во время пробега в день Фестиваля ЗСД, там специально предусмотрены возможности остановки для селфи.
Экскурсии по ЗСД есть, их разработали и проводят несколько петербургских туристических компаний. Иногда, чтобы не мешать работе диспетчеров, мы приглашаем интересующихся пользователей в центр управления дорожным движением, где рассказываем о современной магистрали. Следите за новостями на сайте.
Объекты ЗСД тщательно охраняются, в том числе и в рамках выполнения задач, определенных законом о транспортной безопасности. Если хотите организовать съемку, просим обратиться в пресс-службу, вам обязательно помогут.

ЗСД Фонтанка Фест под землей и над водой. Рассказываем про особенности трассы

Поделиться
И беговой, и велосипедный маршруты ЗСД Феста проходят по эстакадам и двум вантовым мостам, а часть — в тоннеле центрального участка Западного скоростного диаметра, куда в обычный день просто невозможно попасть без автомобиля. В этом году ЗСД откроет шлагбаумы для самых активных и позитивных в субботу, 21 мая.
Сразу отметим, трасса с характером. Перепады высот на вантовых мостах, а в пиковых точках — это больше 60 метров (!) над уровнем моря, «нырок» в тоннель под Смоленкой на минус 9–11 метров ниже уровня воды подарят атлетам и велосипедистам незабываемые ощущения. Добавим к этому бодрящий бриз, невероятные виды на Финский залив и архитектурные доминанты нового Петербурга: стадион «Зенит Арена» и Лахта Центр. А еще ЗСД Фест — спортивный праздник для семей, друзей и даже целых рабочих коллективов, соревнование, в котором нет проигравших. Зато есть много отличных эмоций, потрясающих кадров и приятных воспоминаний на целый год. Но обо всём по порядку.
- Напомним, что регистрация на ЗСД Фонтанка Фест обязательна. Сделать это можно по ссылке; вся подробная информация — на официальном сайте.
- Из-за ситуации с коронавирусом мы ограничили возраст участников велопарада — от 18 лет и старше.
- Для входа на фестиваль все участники обязаны предъявить действующий QR-код или отрицательный ПЦР-тест (сданный не ранее чем за 3 дня до мероприятия), или иной документ согласно действующим правилам на день проведения мероприятия.
- Бегуны должны будут при получении стартового пакета предъявить также оригинал медицинской справки о возможности участия в массовых забегах.
- Для велосипедистов действует запрет на использование иных механических и электрических средств передвижения, кроме велосипеда.
ЗСД как спортивная трасса: старт/финиш, длина, перепады высот, время прохождения
Пробежать по ЗСД можно будет как дистанцию в 10 километров, так и полумарафон — 21,1. Причем в этом году трасса для полумарафона проложена в один круг, так что участникам предстоит особое испытание — покорить оба вантовых моста ЗСД, включая мост через Корабельный фарватер высотой 46 метров. Таким образом, ЗСД Фонтанка Фест станет самым высотным полумарафоном в Петербурге.

Поделиться
Уже по традиции, бегуны стартуют и финишируют на Богатырском проспекте, 42, из фестивального городка на территории гипермаркета О`КЕЙ.
Старт на обе дистанции будет дан одновременно в 16:30. Дальше от стартовой арки — по эстакаде вверх. Первый серьезный перепад высот ждет на вантовом мосту через Петровский канал — 38 метров. Сразу после — небольшой спуск. Здесь бегунов, выбравших дистанцию в 10 км, ждет разворот на отметке в 5 км (перепад высот в этой точке 24 метра) и возвращение на финиш.

Поделиться
А участникам полумарафона придется столкнуться с новыми вызовами рельефа магистрали. Выходя на Васильевский остров, трасса спускается с высоты мостов и идет ниже уровня залива. Спортсмены «ныряют» в тоннель под искусственным руслом Смоленки глубиной 11 и длиной порядка 300 метров (перепад здесь от 0 до минус 3 метров). Затем трасса потихоньку идет вверх и постепенно набирает высоту на вантовом мосту через Корабельный фарватер, доходя до пиковой точки в 50 метров. К слову, этот уникальный своими наклонными опорами мост — второй по высоте в городе. Сразу после — разворот на отметке в 10 км и возвращение на финиш.

Поделиться
Лимит времени на прохождение забега 10 км — 1ч 30 мин, 21,1 км — 3 ч.
Участников велопарада, старт которого намечен также с Богатырского, 42, в 21:00, ждет линейный 15-километровый маршрут с финишем на набережной Екатерингофки. Максимальный перепад высот на трассе — 64 метра на двухъярусном мосту через Морской канал. Лимит на преодоление всей дистанции велопарада — 2 часа.

Поделиться
Прогуляться на закатном солнце по радуге Западного скоростного диаметра — мечта, которая сбывается лишь раз в году для тех, кто не готов смотреть на мир с привычных ракурсов.
Центральный участок ЗСД протяженностью в 12 км — это уникальный комплекс мостов, эстакад, полутоннеля и тоннеля.
Вантовый мост через Петровский канал входит в состав северной эстакады основного хода ЗСД, соединяя Василеостровский и Приморский районы.

Поделиться
Вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке. Проезжая часть расположена на 6 метров ниже уровня существующей территории. Тоннельный участок ЗСД проходит под искусственным руслом реки Смоленки.

Поделиться
Вантовый мост через Корабельный фарватер входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, обеспечивая связь между Кировским и Василеостровским районами. Это единственный в мире автомобильный вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь под углом 12°. Подобное архитектурное решение напоминает силуэт разведенного моста — одного из главных символов Санкт-Петербурга.

Поделиться
Двухъярусный мост через Морской канал входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, является одним из сложнейших объектов Центрального участка и самым высоким мостом Санкт-Петербурга.

Поделиться
Такого расположения скоростных дорог больше нет нигде в России.
«Самая необычная трасса в этом году будет принимать ЗСД Фонтанка Фест в четвертый раз. 100 % протяженности нашего маршрута — сложные инженерные искусственные постройки, в том числе мостовые сооружения, занимающие второе и третье места в России по протяженности. Южная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры. Больше по протяженности в России только Крымский мост. А мост над Морским каналом, по которому проедут велосипедисты, самый высокий в Петербурге», — рассказали в «Магистрали северной столицы».
Первый фестиваль ЗСД Фонтанка Фест прошел летом 2018 года и с тех пор стал еще одной популярной точкой притяжения туристического Петербурга. Организаторы, городской портал «Фонтанка.ру» и «МСС», пропустили только 2020 год, когда в разгар пандемии в Петербурге действовал тотальный карантин. В первом фестивале приняли участие около 3-х тысяч велосипедистов и 700 бегунов. В 2021 году на велосипедах по трассе проехало более 8 тысяч человек и пробежало 2 500 любителей массовых забегов. География участников фестиваля обширна — более 80 городов от Калининграда до Владивостока. В прошлом году наш фестиваль получил награду Национальной премии событийного туризма Russian Event Awards в разделе «Лучшее спортивное мероприятие».
Технические параметры
Западно-скоростной диаметр представляет собой удобную скоростную дорогу, которая существенно разгрузила центр города и некоторые районы. Её можно назвать отличным примером партнерства предпринимателей и государства в сфере, касающейся дорожно-транспортного строительства.
Состоит автомагистраль из 3 больших зон – Южной, Северной, Центральной. Проезд является платным, но благодаря качественному покрытию и освещению добраться до места назначения стало намного быстрее. ЗСД имеет самое современно дорожное управление движением. По всей протяженности установлены информативные знаки и указатели.
Расход топлива сведен к минимуму по сравнению с передвижением в городских условиях:
- Протяженность ЗСД составляет 46.6 км.
- Длина проезда в самой высокой точке – 19.3 км, в низкой – 2.7 км.
- Развязки – 15.
- Полосы – от 4 до 8.
- Максимальная скорость передвижения – 110 км/ час.
Протяженность
55% от общей длины является протяженность искусственных сооружений: эстакады, путепроводы, мосты, тоннели. Проходит магистраль вдоль Финского залива до запада города, таким образом связывая Морской порт с другими городами, а также с КАД, предоставляя удобный выход в скандинавские и балтийские страны.
Протяженность Южного участка составляет 8.5 км. Большая часть проходит вдоль железных дорог. Протяженность северного участка 26.4 км.
Развязки
На трассе есть следующие виды:
- Развязка «Скандинавия». Данная развязка находится практически в самом начале магистрали и представляет пересечение дорог – Зеленогорское и Скандинавское шоссе. Автомобилисты могут не съезжая, оплатить проезд.
- Развязка при пересечении с КАД. Магистраль неоднократно пересекается с КАД, что позволило его существенно разгрузить.
- Развязка на Приморском. Отличается непростым расположением, но благодаря многочисленным съездам водители могут сэкономить время.
- Развязка проспект «Богатырский». Расположена между такими улицами, как Оптиков и Камышовая.
- Развязка наб. Екатерингофка. На этом промежутке находится 4 полосы, 2 из которых являются коммерческими.
- Развязка ул. Благодатная. На этом участке находятся удобные заезды и съезды с Благодатной улицы.
- Развязка ул. Автомобильная. Имеет 2 полосы и находится около улицы Краснопутиловской.
- На пересечении КАД. В разных зонах есть 4 или 2 полосы. Позволяет заехать на магистраль с шоссе – Пулковское.
Полосы
Ширина шоссе составляет до 8 полос (22 км – восьмиполосная, 18 км – шестиполосная, 6 км – четырёхполосная). Были запущены специальные полосы для осуществления бесконтактной оплаты. Это позволило существенно сократить время ожидания в пунктах приёма оплаты.
Скорость
Скоростной режим на западном скоростном диаметре установлен законодательством и относиться к общим требованиям, касающихся скорости передвижение по автомагистралям РФ.
- Максимальная скорость автотранспорта, вес которого не превышает 3500 кг составляет – 110 км/час.
- Маломестные и международные автобусы – 90 км/час.
- Автотранспорт массой более 3500 кг – 90 км/час.
- Автобусы, перевозящие детей, а также грузовики, которые в кузове перевозят людей – 60 км/час.
История возникновения
Еще во времена СССР, когда Санкт-Петербург переживал бурное развитие, появились проблемы, касающиеся транспортных развязок.
В плане городского развития города в 1966 г. было предусмотрено строительство большой автомагистрали. Она должна была проходить около Морского порта и связывать районы Северный и Южный.
В итоге разработали строительный план, маршрут утвердили в 2000, а само строительство началось через 5 лет и продолжалось 3 года.
- В 2012 г. открыли проезд на Южном участке от КАДа до Екатерингофки.
- Северный участок открыли в 2013 году.
- Центральная часть дороги была построена в 2016 году.
Несмотря на тот факт, что дорога является платной, она особо удобна для передвижения крупного автотранспорта: автобусов и грузовиков. Во время час пика, когда в Питере длинные пробки, ЗСД практически полностью свободное.
Перспективы
В скором времени по ЗСД будут запущены автобусные рейсы, которые свяжут аэропорт Пулково и район Приморский. Использоваться будут не отдельные участки, а вся магистраль. Будут установлены удобные автобусные остановки, оборудованные эскалаторами и лифтами.
Заключение
На официальном ресурсе https://nch-spb есть схема, благодаря которой автовладельцы смогут проще ориентироваться на любых участках автомагистрали. Благодаря многочисленным съездам и выездам на дорогу экономится время и топливо, а удобные развязки позволяют максимально эффективно планировать свои поездки.