Петербургские власти изымут 17 участков ради строительства Восточного скоростного диаметра (ВСД). Постановление правительства Санкт-Петербурга, которое подписал губернатор , об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для государственных нужд появилось на сайте Смольного. Согласно ему, несколько участков придется изъять по причине отсутствия альтернативных вариантов для строительства участка примыкания ВСД к Западному скоростному диаметру (ЗСД). Его планируют построить вместе с транспортной развязкой на Витебском проспекте. В общей сложности в список участков, подлежащих изъятию, попали 17 объектов. Среди них участки на улице Кондратенко, улице Возрождения (три участка), Заставской улице (три участка), Варшавской улице (два участка), Воздухоплавательной улице (два участка), Цветочной улице, Лиговском проспекте, Парковой улице, Витебском проспекте и Кубинской улице. Одиннадцать участков принадлежат различным юридическим лицам, а шесть находятся в аренде. Среди тех, кто лишится участков: компания «By Авто Рус», ОАО «Фабрика нетканных материалов», ПАО «Техприбор», ООО «Либхерр-Русланд». Контролировать изъятие участков поручили вице-губернатору. Конкурс на разработку проекта, который соединит Восточный скоростной диаметр с Западным на юге города, объявили в феврале 2019 года. По новой дороге можно будет ездить со скоростью 120 километров в час. Благодаря ВСД и ЗСД автомобилисты смогут передвигаться по Санкт-Петербургу в скоростном режиме, не заезжая в центр. В августе 2020 года государственная экспертиза одобрила проект подключения Западного скоростного диаметра к Широтной магистрали скоростного движения (она же ВСД). Магистрали будут «стыковаться» севернее развязки с Благодатной улицей. В проекте запланировали транспортную развязку с Витебским проспектом.
До этого вести о Широтной магистрали в створе Фаянсовой — Зольной улиц, которую также называют Восточным скоростным диаметром (ВСД), приходили только с полей Петербурга, хотя на территории Ленобласти пройдут три этапа (четвертый, пятый, шестой) магистрали. Это шестиполосный участок от улицы Коммуны в Петербурге до КАД протяженностью 1,9 км (четвертый этап), четырехполосный участок 9,9 км от КАД до Мурманского шоссе (пятый этап), а также почти 5–километровый участок шириной в четыре полосы от улицы Коммуны до Колтушского шоссе (шестой этап). Последний потом планируют подключить к новому подъезду ко Всеволожску.
Четвертый этап ВСД пройдет по территории деревни Заневка и городу Кудрово, пятый — по поселку при станции Мяглово и деревни Новосергиевка, шестой — по территории деревни Заневка, городского поселка Янино–1, а также поселка при железнодорожной станции Пятый километр. Для всех трех областных участков скоростной магистрали потребуется изъять более 230 земельных участков. Изъятие земли для строительства четвертого этапа ВСД будет осуществляться за счет бюджета Петербурга, пятого — за деньги областного бюджета. По шестому этапу пока информации нет. Существенная часть областных участков ВСД пройдет по эстакадам, в том числе над КАД и трассой Р–21 «Кола». На пересечении с трассами предусмотрены развязки.
Проекты планировки территории (ППТ) и проекты межевания по четвертому и пятому этапам правительство Ленобласти утвердило в конце декабря 2018 года, документацию по шестому этапу — 5 августа 2019 года. Распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти заниматься подготовкой ППТ было поручено АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти». Как уточнили «ДП» в Дирекции, подрядчиком по разработке всей документации выступал институт «Стройпроект». Он же разрабатывал ППТ по трем участкам ВСД на территории Петербурга.
К разработке инженерного проекта областных участков ВСД не приступали, сообщили «ДП» чиновники, поскольку еще не утвержден ППТ по третьему этапу магистрали — от Союзного проспекта до улицы Коммуны, за который отвечает Петербург. Общественные слушания по данному проекту состоятся после сентябрьских выборов. Ожидается, что инженерным проектом четвертого, пятого и шестого этапов займутся в сентябре–октябре 2019 года.
Напомним, ППТ по первому и второму этапам ВСД, от ЗСД до Витебского проспекта и от Витебского до Союзного проспектов, утверждены. «Стройпроект» за 400 млн рублей разрабатывает инженерный проект первого этапа, проектами по этапам от Витебского проспекта до КАД стоимостью 700 млн рублей занимается АО «Институт Гипростроймост — Санкт–Петербург».
В 2020 году Правительство Санкт-Петербурга планирует начать строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которая в 2024 году вместе с Западным скоростным диметром (ЗСД) и Кольцевой автодорогой (КАД) образует единую систему скоростных магистралей города.
Эксперты уверены, что появление новой трассы сможет заметно улучшить транспортную ситуацию в Северной столице
Этапы большого пути
Строительство новой платной скоростной трассы поделено на шесть этапов, в текущем году планируется приступить к первому – от ЗСД в районе Благодатной улицы до пересечения с Витебским проспектом. Расчетный срок строительства – пять лет.
Продолжение истории после рекламы
Широтная магистраль пройдет по территориям Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского, Кировского районов до примыкания к КАД севернее Кудрово в Ленобласти. Проект включает строительство моста через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц (вдоль Финляндского железнодорожного моста).
Часть пятого и шестой этап проекта будут реализованы на территории Ленобласти (пятый этап – от КАД до примыкания к федеральной трассе М18 «Кола»; шестой – от улицы Коммуны до автомобильной дороги Санкт-Петербург – Колтуши), также предполагается подключение Всеволожска.
АО «Институт «Стройпроект» по заказу Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) разработало проекты планировки и межевания территории первого этапа, губернатор города утвердил этот проект, ФАУ «Главгосэкспертиза России» выдало положительное заключение.
По данным КРТИ, сейчас трассировка магистрали согласована, готовы ППТ не только для первого, но и для второго этапов (от Витебского до Союзного проспекта), идет разработка ППТ для третьего этапа – от Союзного проспекта до границы с Ленобластью. Также по заказу ОАО «ЗСД» идет разработка проектно-сметной документации по всем трем этапам дороги. Выполнено проектирование в части подготовки территории под строительство.
Параллельно КРТИ готовит документацию для решения имущественно-земельных вопросов при реализации проекта. «Подчеркнем, что практически вся трасса ШМСД проходит в полосе отвода существующей железной дороги. По просьбе жителей Невского района автотрасса была максимально приближена к железной дороге», – говорят специалисты КРТИ.
Эксперты в области транспорта и развития территорий позитивно оценивают появление ШМСД. «Магистраль позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в городе. Во-первых, получат развитие транспортные связи практически половины города, разделенного Невой, так как мост будет построен на участке Невы с самым большим разрывом между мостами. Во вторых, ШМСД в связке с ЗСД помогает разгрузить центр города. Значительная часть автомобилей едет через центр города из-за того, что шесть из девяти (включая ЗСД) мостов через Неву находятся в центре, другого пути просто нет. В третьих, немного разгрузится мост через Неву на Кольцевой дороге, так как часть транспорта с запада на восток и обратно поедет по этой магистрали», – отмечает заведующий кафедрой транспортных систем СпбГАСУ.
По его словам, в силу масштабности проект окажет позитивное влияние практически на весь город. «В итоге в городе станет легче дышать в прямом и переносном смысле. Улучшится транспортное обслуживание (сократится время на передвижение, меньше станет заторов) и снизится негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. Влияние проекта на город изучалось неоднократно (при разработке и Генеральной схемы развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, и Генплана, и экономического обоснования необходимости строительства этой магистрали), выполнялось транспортное моделирование, все расчеты показали высокую эффективность строительства», – говорит эксперт.
В целом с ним соглашается эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника» Илья Резников: «Во-первых, это элемент транспортного обхода центра, который должен снижать число транзитных автомобилей в исторических районах. Во-вторых, ШМСД может перераспределять транспортные потоки между радиальными направлениями и улучшать межрайонные связи. В-третьих, это еще один удобный выезд из города в восточном направлении».
В то же время специалист отмечает, что платность магистрали негативно скажется на ее популярности, что прямо противоречит основной цели реализации проекта. Кроме того, ШМСД не формирует кольца или полукольца вокруг центра – это всего лишь один элемент транспортного обхода, и о создании остальных пока речи нет.
По мнению Ильи Резникова, десять заявленных развязок – слишком мало, такое количество не позволит выехать на магистраль с Московского и Индустриального проспектов, Октябрьской набережной. «Понятно, что есть технические и планировочные ограничения, но в результате страдает функция перераспределения потоков между магистралями, не улучшаются связи соседних районов», – добавляет он.
Стоимость проекта несколько раз пересчитывалась; по мнению экспертов, она может составлять порядка 215 млрд рублей.
В строительство ШМСД участвует Группа ВТБ – на Петербургском международном экономическом форуме 2019 года между банком и Правительством Петербурга подписан договор по развитию транспортной инфраструктуры и строительству ШМСД, на сумму более 120 млрд рублей.
Предполагалось, что финансировать первый этап (ориентировочно 35 млрд рублей) будут городской и федеральный бюджеты, а также оператор ЗСД – компания «Магистраль Северной столицы» (один из акционеров которой – ВТБ). Последующие этапы планировалось строить в рамках государственно-частного партнерства.
По информации КРТИ, Правительство Петербурга сейчас озабочено выбором финансово-экономической модели строительства трассы. Объявить конкурс на поиск концессионера планировалось в первом полугодии 2020 года.
Федеральный бюджет согласился выделить средства на строительство ШМСД – в частности, такое обещание получило АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти». В то же время осенью прошлого года появилась информация, что решение о финансировании на федеральном уровне еще не принято.
Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника»:
– По-настоящему полезной эта трасса будет для транспорта, следующего в центр города из пригородов (с Кольцевой, из Всеволожска и т. На это накладывается проблема высокой цены Широтной магистрали. При этом ШМСД не будет полезна для общественного транспорта (который остро нуждается в развитии), не улучшит ситуации в проблемных периферийных районах или в центре города, не решит проблем межрайонной связности.
Александр Солодкий, заведующий кафедрой транспортных систем СПбГАСУ:
– Впервые идея Широтной магистрали с мостом в створе улиц Фаянсовая и Зольная, которую часто некорректно называют Восточным скоростным диаметром, появилась более 50 лет назад в Генплане Петербурга. Предусматривалось создание трех меридиональных магистралей: Западный диаметр, Центральный диаметр, Восточный диаметр и две широтных магистрали. Из концепции развития дорожного хозяйства Петербурга, принятой в 1998 году, исчез Центральный диаметр, превратившись в два радиуса. Через десять лет в Генеральной схеме развития улично-дорожной сети города и в Генеральном плане осталось всего две магистрали – ЗСД и Широтная магистраль. В 2003 году было разработано экономическое обоснование строительства этой магистрали, на которое было получено положительное заключение госэкспертизы.
В этом году планируется начать строить крупнейший после Западного скоростного диаметра (ЗСД) дорожный ГЧП–проект — Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный скоростной диаметр). Трасса протяженностью более 27 км пройдет от ЗСД в районе Благодатной улицы до КАД в районе Кудрово и дальше до Мурманского шоссе. По какой схеме бюджет будет его финансировать и кто сможет на этом заработать?
Проект разделен на шесть этапов, четыре из которых будут расположены на территории Петербурга. С первым, от ЗСД до развязки с Витебским проспектом, уже практически все понятно, его даже называют просто Витебской развязкой с ЗСД. И это действительно по сути будет развязка, съезд, только протяженностью 3,5 км.
Реализовывать его планируют в рамках существующего соглашения ГЧП по ЗСД. Участники останутся прежними: «Магистраль Северной столицы» (МСС, оператор ЗСД), одним из акционеров которой является группа ВТБ, Санкт–Петербург и АО «Западный скоростной диаметр» (принадлежит городу, основная обязанность — контролировать МСС).
Проект первого этапа Широтной магистрали скоростного движения был заложен еще в 2012 году в соглашение по ЗСД в составе так называемых «проектировочных решений», как и другие развязки, не все из которых построены к настоящему моменту.
«Развязка до Витебского проспекта будет реализована в рамках развития ЗСД, — пояснили “ДП” в комитете по инвестициям Петербурга. — У нас нет вариантов пойти по–другому. Мы войдем в документарный конфликт между двумя процедурами, если будем проводить отдельный конкурс по первому этапу ШМСД. Это решение заложено в соглашении ГЧП. Это и нецелесообразно, если есть понятный инвестор, который сейчас эксплуатирует ЗСД».
Стоимость Витебской развязки оценивается в 30–35 млрд рублей. Схема финансирования останется такой же, как и при строительстве Центрального участка ЗСД: бюджеты обоих уровней и деньги инвестора.
Две разные схемы
Федералы подтверждают готовность предоставить 10 млрд рублей до 2023 года включительно: 1 млрд рублей в 2020 году, в последующие годы — по 3 млрд рублей. Такую же сумму, по 10 млрд рублей, внесут город и инвестор. Стоимость всей магистрали оценивают примерно в 180 млрд рублей. В 2020 году на первый этап ШМСД Смольный выделит 1 млрд рублей, при этом город ведет расчеты по дополнительной потребности на этот год.
Для строительства основного хода ШМСД (2–4–й этапы) должен проводиться открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. При этом возникает вопрос, по какой схеме бюджет будет вносить свою долю.
В конце ноября 2018 года Смольный задумывался о том, чтобы в новых объектах, реализуемым на условиях ГЧП и концессии, в том числе и ШМСД, отказаться от МГД (минимального гарантированного дохода), заменив его капитальным грантом. При использовании механизма МГД риски недополучения доходов из–за низкого трафика, а также непредвиденных расходов на объекте берет на себя государство. Бывший вице–губернатор Игорь Албин полагал, что можно отказаться от МГД за счет увеличения срока окупаемости проекта для инвестора.
Оба хороши
Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Денис Качкин считает, что возможны оба варианта — МГД и капитальный грант, однако лучше всего использовать комбинированную схему.
«Капитальный грант позволяет уменьшить кредитное плечо, что сократит бюджетную нагрузку на проект в долгосрочной перспективе, но потребует средств в краткосрочной, на этапе строительства. МГД без капгранта — это внушительные выплаты на этапе эксплуатации и довольные банки, поскольку город закрывает риски спроса и трафика. Оптимальной же, на мой взгляд, будет являться комбинированная схема, при которой город выплатит капгрант и обеспечит МГД, но в значительно меньшем размере», — поделился эксперт.
В группе «ВИС» уверены, что реализация такого масштабного проекта, как ШМСД, потребует и капитальных грантов, и МГД. «Это немного разные механизмы, поэтому делать выбор между одним и другим не совсем правильно. Текущая ситуация со снижением деловой активности наглядно показала целесообразность, прозрачность и справедливость механизма МГД. Динамика сбора платы за проезд по всем платным дорогам страны упала более чем в 2 раза в апреле–мае. Выполнение обязательств инвесторов по проектам платных дорог в пользу финансирующих организаций, а также осуществление эксплуатации становится просто невозможным без МГД. На этапе же строительства проектов МГД требуется для привлечения тех самых кредитов, которые традиционно являются одним из источников финансирования ГЧП–проектов», — прокомментировали в группе «ВИС».
Проекты можно финансировать и без использования механизма компенсации затрат. Например, если бы риск трафика был полностью открыт, то ожидания инвесторов и кредиторов по целевой доходности были бы существенно выше, а объем доступного финансирования ниже, говорит первый заместитель главы ВТБ Инфраструктурный Холдинг Андрей Киселев. Однако это могло привести к невозможности привлечь требуемую сумму инвестиций или сделало бы их привлечение в принципе нецелесообразным.
ГГП
«Отказ властей использовать МГД и является одной из основных причин низкого интереса бизнеса к ГЧП–проектам. Из–за этого частный инвестор не сможет привлечь банковское плечо, потому что не закрыт ключевой риск — риск спроса. В связи с этим неудивительно, что в Петербурге проекты реализуются преимущественно в рамках государственно–государственного партнерства (ГГП)», — говорит генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов. ГГП — это реализация проекта в партнерстве с крупной государственной корпорацией или крупным государственным банком, поясняет эксперт, и одним из примеров как раз является ЗСД. «По факту в таких проектах государство договаривается само с собой, нет взаимодействия власти и частного бизнеса. А ведь именно проекты, в которых заинтересован частный капитал, экономически более целесообразны. Но в их реализации Петербург не является лидером, есть регионы, которые в этом плане его обогнали, например Самара», — считает Феликс Блинов.
Частный инвестор более внимательно следит за экономической целесообразностью и реализацией проекта. «Да, частный капитал стоит дороже денег госкорпораций и госбанков, но в итоге услуга для конечных потребителей — жителей — будет дешевле. В ситуации с ГГП строительство проекта выходит дороже, хотя деньги изначально привлекаются дешевые, в результате и стоимость услуги для жителей возрастает. Основываясь на той логике, по которой сегодня власти Петербурга организуют работу с ГЧП–проектами, мы ожидаем, что и Широтная магистраль, скорее всего, также станет проектом государственно–государственного партнерства со всеми вытекающими из этого определения возможными последствиями», — говорит Блинов.
Лучше свои
Ожидается, что в конце лета текущего года завершится экспертиза документации, необходимая для начала строительства первого этапа ШМСД. После этого стороны подпишут необходимые соглашения. Осенью, если все будет хорошо, начнется подготовка к строительству. По данным «ДП», с большой долей вероятности генеральным подрядчиком первого этапа станет иностранная компания, но не «Идж Ичташ Асталди» (ICA Construction), которая была генподрядчиком на Центральном участке ЗСД и 7–8–м этапах скоростной трассы М–11 «Нева». Российские компании на эту роль вряд ли претендуют, говорят люди, близкие к проекту.
«Если это будут турки, то нашим основным подрядчикам не очень интересно с ними работать, хотя некоторые и согласятся, наверное. С турками работать — это проблематичная история. Они лучше возьмут маленькие компании, чем крупные, чтобы легче было потом отбиваться от них и не платить им, как они это любят делать», — поделился с «ДП» представитель компании «ЭкспрессСтрой». Многие подрядчики до сих пор ждут, когда турки с ними расплатятся за работу. Ряд экспертов считает, что ШМСД ни в коем случае нельзя отдавать иностранной компании. Город может справиться и своими силами, как, например, на Северном и Южном участках ЗСД. Лучше даже, говорят участники рынка, по единственному поставщику отдать этот объект российской компании, а не иностранцам, как строительство «Тавриды» в Крыму отдали ВАД. В то же время у турецких компаний действительно накоплен богатый опыт работ на крупных стройках и им проще получить банковские гарантии, нежели нашим подрядчикам.
Группа ВТБ в лице ВТБ Инфраструктурный Холдинг за последние 10 лет привлекла в российскую экономику более $17 млрд прямых инвестиций, из которых около 6,5 млрд — кредиты и собственные средства группы ВТБ. Большинство крупных (более 10 млрд рублей) проектов ГЧП на федеральном уровне реализуются в сфере транспортной, главным образом автодорожной, инфраструктуры. На них приходится более половины всех проектов. На региональном уровне, безусловно, самым крупным является Западный скоростной диаметр (ЗСД). На наш взгляд, выгода использования механизма ГЧП намного шире и заключается не только в замещении бюджетных средств частными, которые привлекаются в значительных объемах и в короткие сроки, но и в перераспределении на частного инвестора значительных рисков, включая ответственность за стоимость и сроки строительства, качество и стоимость эксплуатации. Мы видим широкие перспективы применения механизмов ГЧП и концессии для развития инфраструктуры на региональном уровне. Однако количество подобных проектов в других регионах не так велико. Для развития региональных проектов важно разработать и утвердить на федеральном уровне методические рекомендации по оценке потенциальных ГЧП, подготовке конкурсной документации, проведению переговоров с победителями конкурса и заключению с ними соглашений. Известно, что принятие подобных рекомендаций на государственном уровне в других странах послужило причиной бурного развития ГЧП. По многим региональным проектам одним из вопросов, препятствующих запуску, остается проблема с получением федерального софинансирования. Часто регионы видят риск в подобном финансировании и поэтому не решаются запускать проекты либо сроки строительства уже запущенных проектов затягиваются в ожидании денег из федерального бюджета. В других случаях ключевым вопросом является подготовка концепции проекта. На наш взгляд, эти вопросы можно было бы решить более активной позицией со стороны федеральных органов власти, которые могут помочь региональным властям со структурированием проектов, подготовкой концепций и конкурсной документации, а также выработать долгосрочный план по предоставлению федерального софинансирования строительства инфраструктурных проектов. Со своей стороны мы подчеркиваем готовность к участию в новых проектах, видим в них значительный потенциал для развития экономики страны и рады возможности использовать накопленный нами опыт для создания новых объектов инфраструктуры.
Глава ВТБ Инфраструктурный холдинг
Схема Восточного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге
Проект Восточного скоростного диаметра новым назвать можно только относительно. Так как о нем было объявлено еще несколько лет назад. Но по экономическим причинам ВСР был отложен.
Основное назначение Восточного скоростного диаметра – обход центральных районов Санкт-Петербурга с выходом на Невский и Красногвардейский районы.
По сообщениям СМИ – будут подготовлены модель совместного сотрудничества государственных структур и частных инвесторов, а также трассировка ВСР. Пока называются основные характеристики будущей скоростной магистрали:
- Соединение ВСР с КАД в районе деревни Кудрово.
- Неразводной мост через Неву в Невском районе (соединяются Фаянсовая и Зольная улицы).
- Предположительная длина 18.5 километров.
- ЗСД (южный сектор) соединится с ВСР в районе станции Броневая.
На всем пути запланировано 9 транспортных развязок, полотно предполагается построить в 6-8 полос для движения. Трасса ВСР пройдет через 5 районов Санкт-Петербурга:
- Кировский.
- Московский.
- Фрунзенский.
- Невский.
- Красногвардейский.
Съезды предполагаются на Московском, Витебском проспектах, проспекте Обуховской обороны и возле Ладожского вокзала.
Предварительно запланированы 3 участка строительства:
- Ладожский вокзал до КАД.
- От Глухоозерского шоссе через до Ладожского вокзала через мост над Невой.
- От ЗСД до Глухоозерского шоссе.
Примечание. Восточный скоростной радиус (ВСР) – это еще одно название новой трассы, которое часто можно было встретить в СМИ при первом запуске восточной «хорды». Сейчас же наиболее употребительным в Интернете стал «Восточный скоростной диаметр».
Москва одобрила строительство новой скоростной трассы в Петербурге
Карта развязок будущего ВСД
Правительство России одобрило проект строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которую в Петербурге называют Восточный скоростной диаметр (ВСД). Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя вице-премьера РФ Максима Акимова, правительственная комиссия по транспорту включила проект в лист ожидания Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года.
Собеседник издания уточнил, что фактически это означает, что проект будет внесен в федеральные программы в случае определения дополнительных источников финансирования, достаточных для его реализации. Отметим, что, согласно последнему представленному расчету, стоимость ШМСД составляет 182,8 млрд руб.
Петербургское правительство ранее запрашивало федеральное финансирование на ШМСД по аналогии с ЗСД. Однако министр транспорта России Евгений Дитрих рекомендовал властям Петербурга начать строить трассу без финансирования из Москвы. «Опасаюсь, что мы будем его (федерального софинансирования — ред. ) ждать по этому поводу достаточно долго», — сказал он.
В Смольном, однако, не теряют надежды получить деньги из Москвы. Источник «Коммерсанта» в Смольном говорит, что город планирует запросить из федерального бюджета 56,9 млрд руб. Остальные деньги поступят из бюджетов Петербурга и Ленобласти, от частных инвесторов и через возмещение НДС (по окончании строительства концессионер сможет предъявить к возмещению НДС, уплаченный на этапе строительства подрядчикам).
«Проект уже находится на такой стадии развития, что останавливать его не имеет никакого смысла», — говорил ранее генеральный директор АО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин. Однако, как показал опрос РБК Петербург, эксперты в сфере транспорта расходятся во мнениях относительного того, нужна ли в принципе городу новая скоростная автомагистраль.
Предварительная трассировка ВСД была разработана еще в 2015 году. Магистраль должна будет пройти в створе Фаянсовой и Зольной улиц предположительно с мостом через Неву и соединить южный участок ЗСД в районе станции Броневая и восточное полукольцо КАД в районе Заневки. Вместе с ЗСД, который связывает северные и южные районы города, новая автомагистраль будет выполнять функции обхода центра Петербурга.
Общая протяженность трассы составит 27,4 км, в том числе:14,2 км — по территории Санкт-Петербурга; 13,2 км — по территории Ленинградской области. Трасса будет шестиполосной (на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе — четырехполосной). Расчетная скорость движения — 120 км/ч. В рамках проекта предусмотрено строительство 10 транспортных развязок. Как ранее писал РБК Петербург, строительство широтной магистрали может начаться в 2020 году.
В Петербурге стартовало строительство новой крупной магистрали
Первую сваю в строительстве развязки, которая соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом, заложили на пересечении Благодатной и Кубинской улиц. Витебский путепровод важен сам по себе, так как разгрузит дорожную сеть всей южной части города. Но главное – эта развязка станет стартовым отрезком новой 27-километровой широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). А потому шахту для сваи бурили с праздничным настроением.
– Мы приступаем к реализации масштабного проекта по строительству широтной магистрали скоростного движения, и я могу назвать этот день историческим для нашего города. Проект поддержал президент России, по его поручению на строительство выделено 10 миллиардов рублей из федерального бюджета. Новая магистраль важна не только для города, но и для всей транспортной агломерации Петербурга и Ленинградской области, – сказал губернатор Северной столицы Александр Беглов.
Соглашение Смольного с группой ВТБ о сооружении Витебской развязки было подписано в ноябре 2020 года в Москве в рамках «Транспортной недели». Строительство будет вестись по уже отработанной модели государственно-частного партнерства. В качестве партнеров выступают администрация Петербурга, ООО «Магистраль Северной столицы», АО «Западный скоростной диаметр». По схожему концессионному соглашению реализовывался проект ЗСД. Теперь город приступает к созданию другой крупной магистрали скоростного движения.
Первый этап строительства ШМСД – Витебская развязка. Она сама по себе станет важной магистралью, соединяющей две крупные городские автотрассы – Западный скоростной диаметр и Витебский проспект. Протяженность путепровода из шести полос составит 2,6 километра, проектная пропускная способность – 70 тысяч автомобилей в сутки. Скорость, как и на ЗСД, до 110 км/час. Сегодня в этом районе действует съезд с ЗСД на Благодатную улицу. Однако он перегружен, и автомобилистам приходится стоять на выезде до 20 минут и более. Будущая развязка кардинально изменит транспортную ситуацию в этой части города.
– Двенадцать лет назад в этом же месте мы запускали строительство Западного скоростного диаметра. Он уже несколько лет как построен. За эти годы Петербург значительно усилился в транспортном обеспечении. И вот стартует новый крупный проект, в реализации которого нет сомнения, – отметил помощник президента России Игорь Левитин.
Как пояснили строители, после установки первой сваи сооружение развязки пойдет быстрыми темпами в соответствии с рабочим графиком. На стартовом участке, в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц, будет установлено 36 опор, основанием для каждой из которых послужат четыре сваи, погруженные на глубину 40 метров. Затем по мере освобождения земельных участков строители будут продвигаться в сторону Витебского проспекта. Одним из самых сложных этапов станет сооружение перехода трассы через Московский проспект.
– Ориентировочно в августе мы получим заключение Главгосэкспертизы на откорректированный проект Витебской развязки. В рамках этого документа будет определено, каким образом трасса пересечет Московский проспект. Есть несколько вариантов, наиболее вероятный – возведение двухъярусного эстакадного перехода, – пояснил Антон Новиков, председатель совета директоров ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», генподрядчика строительства Витебской развязки.
После завершения сооружения путепровода к Витебскому проспекту ШМСД будет продвигаться к Неве с переходом через нее в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее уже на территорию Ленинградской области. Из 27,4 километра магистрали почти половина, 13 километров, пойдет по территории области. Трассировка автодороги проложена по полосе землеотвода Окружной железной дороги. Кроме развязок с Московским и Витебским проспектами предусмотрено сооружение еще двух – с Софийской и улицей Седова. После перехода через Неву магистраль минует еще одну развязку – у Ладожского вокзала. К Кольцевой автодороге ШМСД примкнет севернее Кудрова, выезд из которого на магистраль тоже предусматривается. Таким образом, трасса станет крупной транспортной артерией сразу для нескольких районов города: Московского, Фрунзенского, Красногвардейского и Невского, а также для двух городов Ленобласти – Кудрова и Всеволожска. Движение по всей широтной магистрали планируется запустить в 2030 году.
Сооружение первого участка ШМСД – путепровода от ЗСД до Витебского проспекта, согласно контракту, должно быть завершено к концу 2024-го.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (6890) от 26. 2021 под заголовком «Начали с развязки».
Автодорога сквозь колонию
Бурные протесты жителей ЖК «Ладожский парк» против изменения трассы будущей широтной скоростной магистрали Фаянсовая — Зольная, стали лейтмотивом публичных слушаний по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, которые состоялись во всех городских районах.
ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС
Первый вопрос: зачем вносить изменения в нынешний генплан Петербурга, когда уже готовится новый и он должен вступить в силу в 2019 году? Чиновники объясняют: чтобы ускорить строительство трассы аэроэкспресса. Проще говоря — электрички от Витебского вокзала до аэропорта «Пулково». Она должна пройти от аэропорта на восток и подключиться к существующей ветке.
Заодно комитет по развитию транспортной инфраструктуры приложил еще 13 пунктов — расширение участков для скоростных магистралей, новых городских улиц, развязок и т.
Одним из пунктов стало изменение трассы Фаянсовая — Зольная. Часто ее называют ВСД — восточный скоростной диаметр, который должен начинаться от ЗСД в районе станции Бронка, пройти на восток, пересечь Неву рядом с Финляндским железнодорожным мостом в створе Фаянсовой и Зольной улиц (отсюда первое название трассы) и затем вдоль Хасанской улицы присоединиться к КАД.
В действующей версии генплана на правом берегу Невы ВСД проходит сквозь асфальтобетонный завод «Магистраль» и колонию № 7, где отбывают наказание 1,5 тысячи осужденных.
По источникам, с владельцами завода существует предварительная договоренность о выкупе земли для ВСД. Территория колонии является собственностью Российской Федерации. Как объяснили на слушаниях представители КГА, у родной страны нельзя изъять землю даже для нужной городу трассы. Можно только договариваться о переселении колонии. Но пока не удалось, решили сдвинуть ВСД южнее, приблизив к ЖК «Ладожский парк». Это 15 тысяч жителей, из которых 3,5 тысячи дети.
Ко всем существующим проблемам: нет школы, улица Ворошилова около их домов пока существует только на карте, до станции метро «Ладожская» по прямой 10 минут пешком, но туда не попасть, проще и быстрее ходить на станцию «Проспект Большевиков», неожиданно добавился ВСД, который пройдет в 100 метрах от жилых домов.
По лицам чиновников КГА, которые три с половиной часа выслушивали возмущенные речи граждан на слушаниях в Невском районе, было видно: они не считают предложенное изменение трассы ВСД хорошим решением. И готовы рассмотреть варианты горожан.
Таких инициатив от граждан поступило три. Первая — провести экспертизу существующей экологической обстановки на территориях, примыкающих к будущей трассе ВСД, и оценить потенциальное воздействие потока по ВСД — 60 тысяч машин в сутки. Тогда решать вопрос о его строительстве в новом генплане Петербурга на 2019 — 2043 годы.
Вторая инициатива: ВСД — инвестиционный проект, который будет реализован по аналогии с ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Стоимость строительства ВСД оценивается в 120 млрд рублей. Если у инвестора имеются такие средства (у города их никогда не будет), то он в состоянии договориться о переселении колонии и освобождении соседних промзон. Тем более что коммерческая стоимость 1 гектара земли у метро 200 — 300 млн рублей.
Третье предложение — самое прагматичное и состоит в небольшой корректировке трассы ВСД, которая должна обойти колонию с севера и пересечь железную дорогу сразу за Ладожским вокзалом.
Подводя итоги слушаний для нашей газеты, эксперт ЗакСа Александр Карпов сообщил, что они полезны во всех отношениях. Дело не только в тех изменениях, которые предложены в генплан сейчас. Горожане обратили внимание на то, что кроме функционального зонирования в этом объемном документе существуют перспективная схема улично-дорожной сети, а также дороги, мосты и развязки с указанием примерных сроков их строительства.
В «Приложении 4» скрыто много обещаний и сюрпризов, приятных и не очень. Из приятных — строительство дорог в южной части Петербурга. Из неприятных — тот самый ВСД, который требует сноса небольшого жилого дома на улице Салова. К неприятностям относится пробивка новой улицы по восточной границе парка «Александрино» от проспекта Ветеранов до новой развязки с КАД, многоуровневая развязка на Светлановской площади, где, как известно, проходят трамвайные линии. Или развязка на пересечении Московского проспекта и Благодатной улицы. Можете ее себе представить?.
В ходе слушаний выявились болевые точки — ВСД, квартал в Рыбацком, откуда люди идут пешком до метро 2 километра по проезжей части; транспортно изолированные новые кварталы на западном продолжении пр. Ветеранов. Скандальная магистраль № 7 через Удельный парк не реализуема, потому что сначала должна пройти «сквозь» железную дорогу, расположенную на втором уровне.
Граждане обратили внимание создателей генплана на разные «мелочи». Второй выход на стации метро «Балтийская» проектируется, но не указан в генплане. С «Петроградской» ровным образом наоборот. Аналогичная ситуация с пробивкой от улицы Салова до Большой Смоленской — из Фрунзенского в Невский район. Ее нет в генплане. Строительство обозначенной на схемах трассы через Английский парк запрещено законом — это объект культурного наследия и т. В документе, имеющем статус закона Петербурга, такой «мусор» недопустим.
Не утихли споры о генплане — на подходе публичные слушания по корректировке Правил землепользования и застройки. Туда необходимо внести границы объектов культурного наследия, их объединенных охранных зон и градостроительные регламенты (что можно строить и какой высоты) в этих зонах. Выставки пройдут в районных администрациях с 9 марта по 2 апреля 2017 года, сами публичные слушания — с 3 по 8 апреля. Надо думать, что горожане выскажут все, что они думают про атаки застройщиков на историческую среду Петербурга.
Проспект соединят с ЗСД. Как идет строительство Витебской развязки
Год назад, весной 2021‑го, был дан старт сооружению Витебской развязки. На строительной площадке вблизи пересечения Благодатной и Кубинской улиц тогда заложили первую сваю. Трасса длиной 2,6 километра соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом. Сегодня работа идет по графику, основной объем приходится на участки, где магистраль примыкает к ЗСД и на соединении ее с Витебским, в мае рабочие также вышли на прямой ход трассы между двумя дорожными узлами. С ходом строительства ознакомились корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Работы ведутся посменно, мониторинг производства строительных операций идет круглосуточно. В соответствии с графиком поступления материалов, в частности бетона, организуются и ночные смены. Сейчас идут работы по установке свай, возведению железобетонных опор, подготовке к монтажу и подъему металлических блоков на опоры будущих пролетных строений, — сообщил главный специалист службы охраны труда Вячеслав Воротников, сопровождавший нас по стройке.
Сегодня на участке, где стартовало строительство, в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц уже обустроено 112 буронабивных свай, возведено 18 опор, еще 16 — в разной степени готовности. Всего на этой площадке будет сооружено 36 опор, а поскольку половина из них установлена, строители уже ведут монтаж металлоконструкций пролетных строений. Перед подъемом на опоры секции укрупняют, металлические полублоки коробчатого типа сваривают.
— Вес поступающих к нам металлоконструкций от 12 до 15 тонн. Их поставляют петербургское предприятие «Ленмонтаж» и уральский завод «Курганстальмост». Перед монтажом производится визуально-измерительный контроль характеристик самих конструкций, а также качества производимых работ. При поступлении проверяются размеры полублоков на соответствие документации, толщина лакокрасочного покрытия. Следующий этап — операционный контроль за соблюдением технологии сварочных работ, а затем качества шва, — пояснила начальник отдела строительного контроля Ольга Низковская.
Укрупненная сборка пролетных строений проводится на земле, затем их поднимают и укладывают на опоры — основные и временные. Более трех четвертей путепровода между ЗСД и Витебским проспектом пройдет по эстакадам. На участок № 1, прилегающий к диаметру, уже поставлено 3300 тонн металлоконструкций. С заводов их транспортируют фурами-длинномерами, для подвозки груза к участкам строительства прокладывают временные дороги, обустраивают разворотные места.
— На стройплощадке у Благодатной улицы будет построено четыре съезда. Чтобы пояснить направления движения, начнем с четвертого из них: по нему автомобили, двигающиеся с севера по Западному скоростному диаметру, по дуге будут выезжать на трассу Витебской развязки в сторону Митрофаньевского шоссе. Третий съезд выведет на развязку машины, едущие с юга по ЗСД. Первый и второй съезды, напротив, отправляют автомобильный поток, двигающийся со стороны Витебского проспекта, на трассу Западного скоростного диаметра: первый съезд — направлением на север по ЗСД, второй — на юг, — показал на схеме проекта пути движения автомобилей в скором будущем главный специалист участка № 1 Антон Корольков.
Этой весной начались также работы с другой стороны развязки — на месте соединения ее с Витебским проспектом. Там обустроен строительный участок № 3. Вывод автопотока с чрезвычайно перегруженного Витебского на ЗСД, а впоследствии на трассу широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) кардинальным образом изменит транспортную ситуацию в этой части города.
— К строительству развязки мы приступили в апреле, до этого велись подготовительные работы. Начали сооружение буронабивных свай, 24 из 35 уже готовы. Первая задача — спрямить Витебский проспект в районе Воздухоплавательной улицы посредством строительства Витебского путепровода. Затем будет демонтирован Артиллерийский путепровод, взамен ему построим новый. Также будет реконструирована часть Воздухоплавательной улицы на месте ее соединения с Витебским проспектом, — рассказал начальник участка № 3 Иван Пурдышов.
В мае стартовали работы и на основном ходу трассы — это участок между развязками с ЗСД и Витебским, которому присвоен номер 2. Он начинается от Митрофаньевского шоссе и проходит до Иркутской улицы.
Сейчас здесь ведутся земляные работы и перенос большого числа коммуникаций: теплосетей, линий электропередачи, водоснабжения и канализации. Вскоре строители начнут бурение скважин для устройства свай, каждая уходит на глубину до 40 метров. Всего на основном ходу — на участке № 2 — будет сооружено 48 опор, на которых установят металлоконструкции общим весом около 15 тысяч тонн. Наиболее сложным при прокладке 2‑го участка трассы будет преодоление Московского проспекта, над ним построят двухэстакадный путепровод.
Проект строительства Витебской развязки реализуется в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Генеральный подрядчик — компания «ПУСК-ЛИМАК-Север» (согласно сайту kartoteka. ru, зарегистрирована в Петербурге по адресу: пл. Конституции, д. 3, корп. По контракту, срок окончания строительства — конец 2024 года. Проект представляет собой возведение шестиполосной магистрали длиной 2,6 км с допустимой скоростью движения до 110 км/час и пропускной способностью до 70 тысяч автомобилей в сутки.
— Витебская развязка Западного скоростного диаметра — главная инфраструктурная стройка Петербурга на сегодня. Съезд с ЗСД на Благодатную и Кубинскую улицы перегружен, и развязка позволит разгрузить сеть дорог в Московском и Фрунзенском районах, − комментирует Антон Новиков, председатель совета директоров «ПУСК-ЛИМАК-Север».
Но главное — развязка станет стартовым отрезком новой 27‑километровой скоростной магистрали (ШМСД). Проект поддержан президентом страны, как на сооружение развязки, так и на прокладку ШМСД значительную часть средств выделяет федеральное правительство.
После завершения строительства Витебского путепровода ШМСД будет продвигаться к Неве с мостовым переходом через нее в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее на территорию Ленинградской области. Из 27 километров магистрали почти половина, 13 км, приходится на область. Кроме развязок с Московским и Витебским проспектами трасса ШМСД предусматривает сооружение еще двух — с Софийской и улицей Седова. После перехода через Неву по ходу магистрали будет построена еще одна крупная развязка — у Ладожского вокзала. К Кольцевой автодороге ШМСД примкнет севернее Кудрова, сооружение выезда из которого на магистраль тоже в проекте. Движение по всей ШМСД планируется запустить в 2030 году.
— Дополнительная широтная автомобильная связь городу необходима. У этого проекта большая предыстория, еще пару десятков лет назад проектировщики предлагали различные варианты его реализации. Вопрос стал еще более актуальным после прокладки Западного скоростного диаметра, уже тогда была предложена концепция Восточного скоростного диаметра с пробивкой Орловского тоннеля под Невой. Сегодня этот проект — с необходимыми корректировками, в частности с мостовым переходом через Неву, — реализуется как ШМСД, и это очень важно как для Петербурга, так и для Ленобласти, — полагает эксперт редакции профессор Виталий Зенцов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25. 2022 под заголовком «Витебский развяжут».