Зсд это частная или государственная

В 2011 году группа ВТБ приступила к реализации уникального проекта по строительству Центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД), платной многополосной скоростной магистрали в Санкт-Петербурге. Трасса, проложенная в условиях плотной городской застройки, обеспечила решение ключевых инфраструктурных задач города и определила развитие Санкт-Петербурга в качестве транспортного узла мирового уровня.

Консорциум «Магистраль северной столицы», изначально сформированный группой ВТБ и Газпромбанком, осуществил финансирование и строительство Центрального участка ЗСД в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Консорциум МСС также реализует эксплуатацию Северного и Южного участков ЗСД. Размер инвестиций в проект составил порядка 4 млрд евро, в то время как общий объем инвестиций в проект превышает 7 млрд долларов США.

В ходе строительства магистрали были созданы уникальные объекты, в том числе одни из самых протяженных мостовых сооружений в России: Южная двухъярусная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры – 9,4 км и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры – 8,8 км. Вантовый мост через Корабельный фарватер уже успел стать новым архитектурным символом Санкт-Петербурга.

После открытия Центрального участка в 2016 году ЗСД связал Кольцевую дорогу Санкт-Петербурга на Юге и Севере города, обеспечил выход на трассу «Скандинавия» и дал уникальную возможность проехать через пятимиллионный мегаполис менее, чем за 20 минут.

Западный скоростной диаметр обеспечивает около 370 тысяч транзакций в сутки, в среднем, 90 млн транзакций в год. В настоящее время в обороте находится более 600 тысяч транспондеров. Данные показатели являются беспрецедентными в практике эксплуатации платных дорог России.

Значение ЗСД не исчерпывается решением транспортных задач Санкт-Петербурга. В федеральном масштабе трасса повышает общефедеральный показатель эффективности системы товародвижения. Западный скоростной диаметр способствует развитию территорий, интенсификации жилого и делового строительства, увеличению ценности коммерческих и жилых помещений и росту их стоимости.

ЗСД создает новые общественные пространства — мосты и эстакады Центрального участка стали современными достопримечательностями Санкт-Петербурга, символом динамичного развития города.

Проект удостоен наград ведущих мировых и российских экономических СМИ: Project Finance International, Project Finance Magazine, World Finance, Infrastructure Investor, «Рынок ценных бумаг», отмечен премией «Формула движения» Министерства Транспорта РФ, «Премией развития», «РОСИНФРА» и другими наградами.

2 июня 2021 года, ООО ВТБ Инфраструктурный Холдинг и Суверенным фондом Катара (Qatar Investment Authority, QIA), действующим через свою стопроцентную дочернюю компанию F4 Holding LLC, совместно с другим акционером был подписан договор купли и продажи в отношении 24,99% в капитале ООО «Холдинг МСС» — холдинговой компании, владеющей концессионером проекта Западный скоростной диаметр (ЗСД).

ЗСД — это внутригородская магистраль протяженностью 46,6 км, построенная и эксплуатируемая на основании Соглашения о государственно-частном партнерстве, подписанном с городом Санкт-Петербургом.

Планируется, что сделка будет закрыта во втором полугодии 2021 года, после получения регуляторных одобрений и удовлетворения иных стандартных для подобной сделки условий.

— Западный скоростной диаметр является ключевым примером эффективного взаимодействия государства и бизнеса в формате ГЧП, позволяющим в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью реализовывать масштабные инфраструктурные объекты, оказывающие немедленное позитивное воздействие на качество жизни сотен тысяч горожан. Мы приветствуем решение QIA о вхождении в проект и полагаем внимание знакового финансового института признанием качества проделанной работы и свидетельством перспектив развития проекта, — прокомментировал подписание Олег Панкратов, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

О Западном скоростном диаметре:

ЗСД — внутригородская платная многополосная скоростная магистраль, проложенная в условиях плотной городской застройки, что делает проект уникальным. Трасса обеспечивает решение ключевых транспортных задач Санкт-Петербурга и определяет развитие города в качестве транспортного узла мирового уровня.

Протяженность основного хода ЗСД — 46,6 км. На ЗСД предусмотрено функционирование 15 транспортных развязок. Движение осуществляется по 4 — 8 полосам.

На ЗСД фиксируется до 390 тысяч транзакций в сутки.

Проект реализуется ООО «Магистраль северной столицы» (МСС), входящим в ВТБ Инфраструктурный Холдинг. Владение МСС обеспечивает ООО «Холдинг МСС». Соглашение государственно-частного партнерства, заключенное МСС в 2012 году с Санкт-Петербургом и АО «Западный скоростной диаметр», предусматривает финансирование и строительство Центрального участка магистрали и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет.

Проект удостоен наград ведущих мировых и российских экономических изданий: Project Finance International, Project Finance Magazine, World Finance, Infrastructure Investor, «Рынок ценных бумаг». ЗСД отмечен в качестве лучшего инфраструктурного проекта премией «Формула движения» Министерства Транспорта РФ, «Премией развития» и др.

О ВТБ Инфраструктурный Холдинг:

ВТБ Инфраструктурный Холдинг — лидер на российском рынке инфраструктурных инвестиций, специализирующийся на стратегических и коммерчески эффективных проектах на принципах государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также являющийся крупнейшим инвестором в российскую инфраструктуру. Суммарно с 2007 года в инфраструктуру страны Холдинг привлек российских и иностранных инвестиций на сумму более $18 млрд, из них почти $6,5 млрд — кредиты и собственные средства группы ВТБ. Для получения дополнительной информации посетите сайт www. vtbinfra. com

О Суверенном фонде Катара:

Qatar Investment Authority («QIA») является суверенным фондом благосостояния государства Катар. QIA основан в 2005 году для инвестирования и управления государственными резервами. QIA является одним из крупнейших и наиболее активных суверенных фондов благосостояния в мире. QIA инвестирует в широкий спектр активов и регионов, а также работает в партнерстве с ведущими институтами по всему миру для создания глобального и диверсифицированного инвестиционного портфеля с долгосрочной перспективой, который может обеспечить устойчивую доходность и способствовать процветанию государства Катар. Для получения дополнительной информации посетите сайт www. qia

Российский опыт ГЧП с участием иностранных партнеров на примере центрального участка Западного Скоростного Диаметра

Чтобы дать рекомендации для российского рынка считаем необходимым рассмотреть кейс о реализации автодорожного ГЧП на российском рынке. Таким примером служит Западный Скоростной диаметр (ЗСД) — скоростная трасса, огибающая Санкт-Петербург по Невской губе. Проект носит статус городского, но имеет федеральное значение, так как призван ускорить сообщение между крупнейшим грузовым портом и внутренними точками России.

ЗСД преследует все основные цели, вкладываемые в понятие социально эффективного объекта инфраструктуры: развитие экономической активности за счет повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, повышение уровня жизни и доступа к социальной инфраструктуре, снижение части экологической нагрузки на город.

Трасса разделена на 3 основных участка, каждый из которых имеет свои очереди строительства и рассматривается как отдельный инвестиционный проект. Центральный участок является наиболее сложным технически. Соглашение по нему было подписано в 2012 году, хотя проектно-конструкторские работы велись и ранее.

80 миллиардов рублей инвестиций на 12,5% обеспечены собственными средствами консорциума «Магистрали Северной Столицы». Кредиторами в проекте выступают Внешэкономбанк, ВТБ-Капитал и Газпромбанк, Евразийский банк развития и ЕБРР. Значимая часть финансирования обеспечена государственными субсидиями.

Зсд это частная или государственная

Диаграмма 5. Схема финансирования ЗСД, млрд. рублей

Подрядчиками выступает консорциум ICA Astaldi-IC Ictas WHSD Insaat Anonim Sirket, в котором участвуют «ИДЖ ИЧТАШ ИНШААТ» и «МЕГА ЯПИ» (Турция) и «Астальди» (Италия).

Зсд это частная или государственная

Рисунок 2. Схема ГЧП по строительству ЗСД

Неоднократно на протяжение всего периода реализации проекта отмечались нормативные несовершенства как фактор, сдерживающий развитие проекта (НПФ «Экспертный институт», 2010), (Воротников, 2012). В частности, специалисты «Эксперного института» НПФ “Экспертный институт”. Барьеры развития механизма ГЧП в России. — М. ; НПФ «Экспертный институт», 2010 — 32 c. обратили внимание на отсутствие федерального законодательства о ГЧП, неисполнение федерального закона «О концессиях» и слабую развитость процессуальной базы, что не позволяет сторонам в полной мере использовать досудебные и судебные процедуры для разрешения споров, а не договариваться с помощью неформальных институтов. Как выразился один из экспертов: «Принятие закона о ГЧП на федеральном уровне может стабилизировать правовой фон, сделать его более прозрачным и придать новый импульс развитию ГЧП. Однако есть риск, что в него включат такие юрисдикции и ограничительные нормы, которые не позволят структурировать нормальные проекты ГЧП, в том числе с международным участием, как показывает случай с концессионным законом» НПФ “Экспертный институт”. Барьеры развития механизма ГЧП в России. — М. ; НПФ «Экспертный институт», 2010 — c.

Обратимся к характеристикам проекта, которые, в соответствии с исследуемой теоретической моделью, определяют его социальную эффективность.

Технологическая гибкость подрядчика достаточна высока, так как участники консорциума имеют широкий международный опыт строительства как автодорожной инфраструктуры, так и портовой, железнодорожной, авиационной инфраструктуры, а также гражданских и промышленных объектов. В то же время потенциальная технологическая гибкость ослабляется технологической сложностью возводимого объекта — предполагается масштабный перенос коммуникаций, возведение большого числа эстакад и мостов и пр.

Что касается рисков спроса, часть из них ложится на подрядчика, так как его выручка зависит от платы пользователей магистрали. При этом если минимальный порог выручки (9,6 миллиардов рублей в год) будет превышен — 90% разницы будет выплачены правительству Санкт-Петербурга, что в теории снижает стимулы к обеспечению высококачественного обслуживания для подрядчика.

Про объем инвестирования и стоимость займа:

Проект предполагает высокий объем инвестирования, однако наличие гарантий крупнейших российских и международных финансовых организаций, обеспечивает низкую стоимость привлечения дополнительных средств (см. Диаграмма 5).

Таким образом, если следовать логике модели, существуют значимые предпосылки для высокой социальной эффективности проекта. Рассмотрим, насколько этот вывод соответствует действительности.

Сложно делать выводы о долгосрочном влиянии объекта на стимулирование экономической активности и повышение уровня жизни. Тем не менее стройка сама по себе создает порядка 3000 рабочих мест.

Уже по текущим открытым полосам расширились коммуникации в городе. Главным образом положительное влияние на скорость сообщения связывается с разгрузкой внутренних дорог города.

В целом можно сделать вывод о повышении безопасности дорожного движения в результате строительства магистрали. Магистраль стали частью федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», как следует из отчетности ГЧП, на дороге действует служба аварийных комиссаров.

Таким образом существуют как положительные, так и отрицательные социальные эффекты от строительства дороги. Уже сейчас можно сказать о том, что стимулирование экономической активности является ключевым положительным эффектом от строительства столь крупного инфраструктурного объекта в России, однако факторы макроэкономического, геополитического и операционного характера еще определят насколько велик будет социальный выигрыш от данного объекта. В то же время уже сейчас очевидно, что проект мог бы принести больший социальный излишек при более высоком уровне развития самого института ГЧП в России и в частности нормативной базы, регулирующей его.

АО «ЗСД»

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР»

27 ноября 1997 года191011, г. Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д. 44Непубличные акционерные общества58 635 110 000 руб. Финансовая отчетность за 2021 годВыручка: выросла до 1 млрд руб. 392%Чистая прибыль: выросла до -3,4 млрд руб. 48%

Зсд это частная или государственная

Оценка надежности

Высокая оценка надежностиПризнаки фирмы-однодневки не обнаружены

  • Долгое время работыКомпания зарегистрирована 25 лет назад, что говорит о стабильной деятельности и поднадзорности государственным органам
  • Большой уставный капиталУставный капитал составляет 58,6 млрд руб., это один из признаков повышенной надежности компании
  • Участник системы госзакупок — поставщикКомпания поставила товаров или оказала услуг на сумму более 301,1 млн руб.
  • Участник системы госзакупок — заказчикКомпания заказала товаров или услуг на сумму более 12,9 млрд руб.
  • Не входит в реестр недобросовестных поставщиковПо данным ФАС, не входит в реестр недобросовестных поставщиков
  • Нет связей с дисквалифицированными лицамиПо данным ФНС, в состав исполнительных органов компании не входят дисквалифицированные лица
  • Нет массовых руководителей и учредителейРуководители и учредители АО «ЗСД» не включены в реестры массовых руководителей и массовых учредителей ФНС
  • Нет сообщений о банкротствеНа Федресурсе не найдено ни одного сообщения о предстоящем банкротстве компании
  • Уплачены налоги за прошлый отчетный периодПо данным ФНС, в прошлом отчетном периоде компанией были уплачены налоги на сумму 85,2 млн руб., задолженностей по пеням и штрафам нет
  • Нет долгов по исполнительным производствамПо данным ФССП, открытые исполнительные производства в отношении компании отсутствуют
  • Высокая среднесписочная численность работниковПо данным ФНС, среднесписочная численность работников: 81 человек, это является признаком широкого масштаба деятельности компании

РеквизитыСведения о регистрацииРегистрация в ФНСРегистрационный номер 1027809178968 от 3 сентября 2002 годаМежрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-ПетербургуРегистрация в ПФРРегистрационный номер 088027040282 от 11 декабря 1997 годаГосударственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Центральному району Санкт-ПетербургаРегистрация в ФССРегистрационный номер 783000415978041 от 3 апреля 2001 годаФилиал №4 Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской ФедерацииКоды статистики

Контакты АО «ЗСД»

Показать на карте

Контакты неверны или неактуальны?

Если вы являетесь владельцем или руководителем АО «ЗСД», вы можете добавить или отредактировать контактную информацию. Также, вы можете подключить сервис «Мой бизнес» для управления этой страницей.

Виды деятельности ОКВЭД-2

Финансовая (бухгалтерская) отчетность АО «ЗСД» согласно данным ФНС и Росстата за 2011–2021 годы

Чистая прибыль?
2015–2021 гг.

Финансовые показатели
2021 г. Финансовые отчеты от ФНС в формате PDFФинансовые коэффициенты согласно результатам 2021 г.

Руководитель

Нет сведений об учредителях компании?

Связи

Не найдено ни одной связи АО «ЗСД» с другими организациямиНе найдено ни одной связи АО «ЗСД» с другими организациямиНе найдено ни одной связи АО «ЗСД» с другими организациямиНе найдено ни одной связи АО «ЗСД» с другими организациями

Сообщения на Федресурсе

Нет сообщений о банкротстве

Компания АО «ЗСД» опубликовала 72 сообщения и является участником 13 сообщений на Федресурсе

Самые популярные типы сообщений

Госзакупки

Согласно данным Федерального казначейства, АО «ЗСД» является участником системы государственных закупок

Проверки

Согласно данным ФГИС «Единый Реестр Проверок» Генеральной Прокуратуры РФ, за период с 2015 года в отношении компании АО «ЗСД» инициировано 9 проверок

Нет сведений о результатах

№ 782101239814 от 18 октября 2021 годаВнеплановая документарная и выездная проверкаОрган контроля (надзора), проводящий проверкуПроверка законченного строительством объекта капитального строительства. Завершение мероприятий по выполнению обязательных требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, экологической безопасностиНарушений не выявленоИнформация о результатах проверкиНет сведений о предстоящих проверках по 248-ФЗ, 294-ФЗ, 184-ФЗ или 131-ФЗ

Арбитражные дела

В арбитражных судах РФ были рассмотрены 27 судебных дел с участием АО «ЗСД»

Третье / иное лицо

№ А56-91232/2022 от 8 сентября 2022 годаЭкономические споры по административным правоотношениям

Исполнительные производства

Нет сведений об открытых в отношении АО «ЗСД» исполнительных производствах

Налоги и сборы

Уплаченные АО «ЗСД», ИНН 7825392577 налоги и сборы за 2020 год?

Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

Сотрудники

Согласно данным ФНС, среднесписочная численность работников за 2021 год составляет 81 человек

Значения рассчитаны автоматически по финансовым показателям оплаты труда — строка 4122 — и среднесписочной численности АО «ЗСД». Полученная информация может отличаться от реальной и позволяет лишь примерно оценить глубину налоговой оптимизации.

История изменений

Согласно данным ЕГРЮЛ, компания АО «ЗСД» — или АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР» — зарегистрирована 27 ноября 1997 года по адресу 191011, г. Санкт-Петербург, пр-кт Невский, д. Налоговый орган — межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу.

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027809178968, ИНН 7825392577, КПП 784101001. Регистрационный номер в ПФР — 088027040282, регистрационный номер в ФСС — 783000415978041. Организационно-правовой формой является «Непубличные акционерные общества», а формой собственности — «Собственность субъектов Российской Федерации». Уставный капитал составляет 58,6 млрд руб.

Основным видом деятельности компании АО «ЗСД» является «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом». Компания также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД как «Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом».

Генеральный директор — Карлик Дмитрий Александрович. Сведения об учредителях отсутствуют.

На 18 сентября 2022 года юридическое лицо является действующим.

КонкурентыСхожие по финансовым показателям компании, занимающиеся тем же бизнесомПрочие фирмы и организации

О компании

Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.

В Петербурге раскрыли «тайны» ЗСД

Зсд это частная или государственная

В Петербурге опубликовано соглашение о строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) между городом, АО «ЗСД» и ООО «Магистрали Северной столицы» (отвечает за эксплуатацию трассы). Как сообщает петербургская пресс-служба партии «Справедливая Россия», текст был получен из конфиденциальных источников.

Ранее городские власти отказывались обнародовать условия соглашения, ссылаясь на пункт о неразглашении и коммерческую тайну. В начале ноября 2017 года на очередную просьбу депутатов ознакомиться с соглашением губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что «федеральное законодательство не определяет все соглашения как секретные и имеющие коммерческие тайны, но и не обязывает участников сторон без согласия концессионера предоставлять эту информацию».

Соглашение было заключено между Петербургом, ЗСД и МСС, который получил дорогу в эксплуатацию на 30 лет, в 2012 году. С тех пор петербургские депутаты безуспешно пытались ознакомиться с документом и оспорить его. Основная претензия к соглашению заключалась в выплате из бюджета «недополученной прибыли», в случае, если доход от эксплуатации ЗСД составит менее 9,6 млрд руб. в год. В 2016 году такая выплата составила 4,6 млрд руб. , в 2017 году — 5,2 млрд руб.

По мнению депутата фракции «Справедливая Россия» в городском парламенте Алексея Ковалева, соглашение заключено с нарушением федерального законодательства. «Оно должно быть концессионным, а заключено в форме государственно-частного партнерства, в нарушение постановления правительства России от 2006 года, — отметил он в разговоре с корреспондентом РБК Петербург. — На наш взгляд ГЧП в этом случае неравнозначно концессии. Не только по форме, но и по существу при заключении соглашения отошли от федерального закона о концессии».

Федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в случае изменения законодательства, ухудшающего положение партнера, напомнил Ковалев, а в заключенном соглашении компенсация затрат включает в себя и «недополученную прибыль» от эксплуатации. «Если бы соглашение было концессионным, они не могли бы это написать, но поскольку ГЧП, они действуют по своим правилам. Им не позволено было заключать ГЧП, а значит его можно оспорить», — заключил депутат.

По мнению Ковалева, город мог бы использовать понятие «справедливость сделки», чтобы пересмотреть условия соглашения, например, уменьшить платежи, сделать более справедливой систему оценки рисков и затрат партнеров.

Обращение «справедливороссов» о законности заключенного соглашения рассматривается Генеральной прокуратурой. «Мы направили в Генпрокуратуру обращение, нам пришел ответ, мы его обжаловали, и ждем очередного ответа», — сказал Ковалев.

В пресс-службе комитета по инвестициям на запрос РБК Петербург о возможном ущербе от разглашения условий соглашения сообщили, что распространение сведений, содержащихся в соглашении, недопустимо. «Соглашение о ГЧП содержит сведения, составляющие охраняемую федеральным законом конфиденциальную информацию, в связи с чем разглашение или распространение соответствующей информации без получения согласия сторон недопустимо. По тем же причинам рассматриваемый текст не может оцениваться на предмет подлинности или подложности», — говорится в ответе комитета.

В ООО «МСС» отказались комментировать претензии депутатов, ссылаясь на то, что компании «не известны происхождение и статус представленного текста».

От ЗСД до МСС

ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) создано в 2011 году. Общество представляет консорциум, реализующий соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенное с Санкт-Петербургом и АО «ЗСД». Участниками консорциума являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) — технический консультант подрядчиков.

АО «ЗСД» на 100% принадлежит Петербургу.

Генпрокуратура занялась «Западным скоростным диаметром»

Зсд это частная или государственная

Генпрокуратура проверит законность заключения Санкт-Петербургом соглашения о ЗСД. Ранее с соответствующей просьбой в надзорное ведомство обратились члены партии «Справедливая Россия».

«Заведомо невыгодная» трасса

Главная претензия «справедливороссов» состоит в том, что по закону договор должен был быть оформлен как концессионное соглашение, а не в виде соглашения о государственно-частном партнерстве, так как в первом случае сделка регулируется федеральным законодательством, а во втором — может быть оформлена по правилам, установленным регионом. Распоряжением правительства РФ от 31 октября 2006 года было предусмотрено проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях». Однако вместо этого правительством Санкт-Петербурга было заключено соглашение о ГЧП.

Кроме того, депутатов смутила «компенсация недополученной прибыли» оператору ЗСД. В документе имеется пункт, согласно которому город обязан выплатить из бюджета компенсацию концессионеру, если его годовой доход составит меньше указанного в договоре. Условия, заложенные в этом пункте, «справедливороссы» называют «заведомо невыгодными для города».

Депутаты Законодательного собрания Петербурга неоднократно запрашивали копию соглашения по ЗСД, однако городское правительство каждый раз отказывало в предоставлении документа. Петербургских депутатов поддержало руководство партии «Справедливая Россия», которое направило обращение в Генпрокуратуру.

«Ваше обращение относительно законности заключения между Санкт-Петербургом, ОАО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль Северной столицы» соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» от 20. 2015 принято к производству. По данному обращению организована проверка», — говорится в письме лидеру партии Сергею Миронову за подписью начальника Управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Генеральной прокуратуры РФ Ольги Шамшиной.

Как ранее писал РБК Петербург, соглашение между Петербургом, АО «ЗСД» и ООО «Магистраль Северной столицы» (отвечает за эксплуатацию трассы) предполагает выплату недополученной прибыли («максимально компенсированные затраты») в случае, если доход от эксплуатации ЗСД составит менее 9,6 млрд руб. в год. В 2016 году такая выплата составила 4,6 млрд руб. , в 2017 году — 5,2 млрд руб. Осенью прошлого года стало известно, что правительство города планирует сократить компенсацию концессионеру.

В ООО «Магистраль Северной столицы» многократно заявляли, что в ходе реализации соглашения стороны выполняют взятые на себя обязательства в полном объеме. «МСС осуществило финансирование и строительство Центрального участка ЗСД, осуществляет эксплуатацию магистрали, несет все эксплуатационные расходы и риски. У МСС отсутствуют сомнения в выполнении обязательств сторон по соглашению о ГЧП», — говорили в компании. Процесс бюджетного планирования Петербурга находится вне компетенции МСС, добавил представитель ООО.

ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) создано в 2011 году. Общество представляет консорциум, реализующий соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенное с Санкт-Петербургом и АО «ЗСД». Участниками консорциума являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) — технический консультант подрядчиков. АО «ЗСД» на 100% принадлежит Петербургу.

Катар станет соинвестором скоростной трассы в Петербурге

Общий объем инвестиций в строительство дороги составляет 212 млрд руб.

Структура суверенного фонда Катара получит почти 25% в «Западном скоростном диаметре». Пока вся прибыль от проекта уходит на обслуживание кредитов — на получение дополнительных доходов он должен выйти в конце 2022 года

Зсд это частная или государственная

О том, что суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA) договорился о приобретении доли в проекте «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), РБК сообщили участники сделки. Планируется, что сделка (покупателем выступает 100% дочерняя компания QIA — F4 Holding LLC) будет закрыта во втором полугодии 2021-го «после выполнения ряда условий», в том числе получения одобрения Федеральной антимонопольной службой.

ЗСД — внутригородская платная магистраль в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Движение осуществляется по четырем–восьми полосам, максимальная разрешенная скорость движения — 110 км/ч.

Зсд это частная или государственная

Кто сейчас владеет дорогой

ЗСД строится на основе ГЧП с 2011 года: интересы города представляет АО «Западный скоростной диаметр», а частного партнера — ООО «Магистраль Северной столицы». Это ООО учредили ВТБ и Газпромбанк. Они же выступали кредиторами проекта вместе с ВЭБ. РФ, Евразийским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Но часть инвесторов и кредиторов из проекта вышли: официально об этом заявляли ВЭБ. РФ, Газпромбанк и ЕБРР.

Сейчас, по данным СПАРК, 100% ООО «Магистраль Северной столицы» контролируется ООО «Холдинг МСС» — это холдинговая компания проекта ЗСД, в которой получают долю катарские инвесторы. На текущий момент сделка согласована на следующих условиях: структура QIA покупает 24,99% долей в уставном капитале и акционерном кредите ООО. Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

Текущий состав частных партнеров ЗСД (то есть в «Холдинге МСС») выглядит следующим образом:

  • 49% долей — у структуры ВТБ;
  • 24,9% ООО «Холдинг МСС» принадлежат зарегистрированной на Кипре компании Blognot Ltd. Ее бенефициар, согласно выписке из реестра, Роис Потамитис, как минимум в 2016 году занимавший пост управляющего директора консалтинговой компании BDO Ltd. Тогда же он сам называл себя «реальным владельцем» российского ООО. РБК направил запрос в консалтинговую компанию, в которой работал Потамитис.

Зсд это частная или государственная

Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

«Мы приветствуем решение QIA о вхождении в проект и полагаем внимание знакового финансового института признанием качества проделанной работы и свидетельством перспектив развития проекта», — прокомментировал Олег Панкратов, гендиректор «ВТБ Инфраструктурный холдинг».

Какие еще значительные инвестиции есть у Катара в России

QIA является одним из крупнейших акционеров «Роснефти» — через QH Oil Investments ей принадлежит 18,53% (самая крупная доля после «Роснефтегаза» и британской BP). Другая катарская компания — Qatar Airways в марте 2018 года заявила об интересе купить 25% аэропорта Внуково, но эта сделка до сих пор не завершена. QIA также является акционером банка ВТБ (2,35% акций).

Как зарабатывают на дороге

Общий объем инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. Согласно заключенному в 2012 году концессионному соглашению, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали (11,7 км от набережной реки Екатерингофки до правого берега реки Большая Невка), инвестировав 82,86 млрд руб. , и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет.

Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор. По итогам 2020-го, согласно отчетности «Западного скоростного диаметра», трафик составил 90,6 млн транзакций (в 2019-м — 96,6 млн), прогноз на 2021-й — 90–95 млн транзакций: «В соответствии с прогнозом выручки от взимания платы за проезд получение сверхдохода ожидается в четвертом квартале 2022 года. Основными факторами роста являются увеличение существующего трафика, в том числе за счет ввода в эксплуатацию транспортных развязок для подключения к автомагистрали новых городских территорий с высоким транспортным спросом и привлечения дополнительных транспортных потоков на ЗСД».

ЗСД потеряет миллиард на фоне раскрытия «секретного» договора

Зсд это частная или государственная

Губернатор Георгий Полтавченко и его заместитель Игорь Албин

Правительство города планирует сократить компенсацию концессионеру Западного скоростного диаметра (ЗСД). Изначально власти планировали выплатить инвестору 4,1 млрд руб. «недополученной прибыли» в 2018 году. Однако глава Петербурга Георгий Полтавченко предложил сократить субсидии на миллиард, следует из губернаторских поправок к проекту городского бюджета на 2018 год.

В ООО «Магистраль Северной столицы» сообщили РБК Петербург, что в ходе реализации соглашения стороны выполняют взятые на себя обязательства в полном объеме. «МСС осуществило финансирование и строительство Центрального участка ЗСД, осуществляет эксплуатацию магистрали, несет все эксплуатационные расходы и риски. У МСС отсутствуют сомнения в выполнении обязательств сторон по соглашению о ГЧП», — отметили в компании. Процесс бюджетного планирования Петербурга находится вне компетенции МСС, добавил представитель ООО.

Пункт соглашения о выплате «недополученной прибыли» неоднократно вызывал критику со стороны городских депутатов. Власти при этом отказывались обнародовать условия соглашения, ссылаясь на пункт о неразглашении и коммерческую тайну. Но на прошлой неделе петербургские депутаты из «Справедливой России» опубликовали текст соглашения, полученный из конфиденциальных источников.

Хотя Смольный не подтвердил подлинность документа, фракция «эсеров» направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность договора. По мнению депутата Алексея Ковалева, соглашение было заключено с нарушением федерального законодательства. В частности, вместо концессии для договора была выбрана форма государственно-частного партнерства. Федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в случае изменения законодательства, ухудшающего положение партнера, напомнил Ковалев, а в заключенном соглашении компенсация затрат включает в себя и «недополученную прибыль» от эксплуатации.

«Если бы соглашение было концессионным, они не могли бы это написать, но поскольку ГЧП, они действуют по своим правилам. Им не позволено было заключать ГЧП, а значит его можно оспорить», — заключил депутат. По мнению Ковалева, город мог бы использовать понятие «справедливость сделки», чтобы пересмотреть условия соглашения, например, уменьшить платежи, сделать более справедливой систему оценки рисков и затрат партнеров.

Иностранные инвесторы купили крупную долю в проекте ЗСД

Зсд это частная или государственная

ВТБ продал 24,99% доли в петербургском проекте внутригородской платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», QIA вошла в долю ООО «Холдинг МСС» через дочернюю компанию F4 Holding LLC.

По данным «Спарка», остальные доли в капитале ООО распределены между ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (49%), ООО «Дефенсум-Инвест», принадлежащей ЗПИФ «Велум Капитал» (22,09%) и кипрской компании Blognot Limited (3,92%).

О планах ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» продать QIA 24,99% из пакета ВТБ в капитале «Холдинга МСС» стало известно в начале июня 2021 года. Соответствующий договор купли-продажи был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «В ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте», — говорили тогда ВТБ. Как позже стало известно, долю в проекте сократила кипрская компания Blognot Limited; до сделки её доля в ООО «Холдинг МСС» составляла 28,91%.

Протяженность ЗСД составляет 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Общий объём инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. , писал РБК. По концессионному соглашению, заключенному в 2012 году, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали длинной 11,7 км, инвестировав 82,86 млрд руб. , и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет. Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор.

По итогам 2021 года, согласно отчетности ООО «Магистраль северной столицы» (концессионер проекта ЗСД, им владеет ООО «Холдинг МСС»), трафик составил 105 млн транзакций. Транспортный поток в 2021 году зафиксирован на 17% выше, чем в 2020 году и почти на 10% выше, чем в «доковидном» 2019 году, уточнили в компании.

Судя по отчётности ООО «Магистраль северной столицы», выручка компании с 2017 года не превышала 9,6 млрд руб. По данным «Спарка», в 2020 году выручка составила 8 млрд руб. , в 2019 году — около 7 млрд. Компания несет убытки: в 2020 году он составил 332,7 млн руб. , в 2019 году — 1,4 млрд руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *