На участке Витебской развязки, прилегающем к ЗСД в районе Благодатной улицы, смонтировали около 3500 тонн металлоконструкций. Всего на стройплощадку поставили почти 4000 тонн металла от производителей Петербурга, Белгорода и Кургана.
Как сообщили в пресс-службе Смольного, также с начала строительства специалисты установили 118 буронабивных свай и возвели 36 опор под пролетное строение.
«Строительство Витебской развязки идет активно. Строители понимают, насколько она важна для горожан, и стараются соблюдать запланированные сроки», — отметил губернатор Александр Беглов.
Витебская развязка разделена на три участка. А именно: первый — съезды с ЗСД на пересечении Благодатной и Кубинской улиц, второй — основной ход между двумя развязками: с ЗСД и с Витебским проспектом, третий — соединение с Витебским проспектом, которое включает спрямление этого проспекта в районе Заставской улицы и реконструкцию Артиллерийского путепровода.
Работы ведутся одновременно на всем протяжении трассы. На участке, прилегающем к Витебскому проспекту, завершили сооружение трех опор путепровода и устройство железобетонной плиты проезжей части. На основном ходу дороги сейчас выполняют перенос коммуникаций.
Напомним, Витебская развязка — первый этап будущей Широтной магистрали скоростного движения. Шестиполосная дорога длиной 2,5 км соединит ЗСД с трассами Московского и Фрунзенского районов.
Работы стартовали в начале 2021 года. Рабочее движение по Витебской развязке планируют запустить
в конце 2024 года.
В понедельник, 31 марта 2014 года, на строительные площадки ЗСД на ул. Савушкина и на юге Васильевского острова прибыли первые пролетные металлоконструкции.
Точно в соответствии с контрактными сроками на площадках строительства Центрального участка ЗСД представители генерального подрядчика строительства, итальяно-турецкой компании ICA (Асталди Ичташ), приняли первые пролетные металлоконструкции. Так на площадке, расположенной в районе улицы Савушкина, были выгружены четыре пролетных металлоконструкции весом от 14 до 16,5 тонн и длиной от 12 до 14 метров, шириной 3 метра и высотой 2,2 метра. Данные металлоконструкции предназначены для строительства моста в устье рек Средняя Невка и Большая Невка. Первые поставки также были произведены на площадку на юге Васильевского острова для строительства подходного моста к Корабельному мосту в устье Большой Невы. Металлоконструкции представляют собой цельносварные пролётные строения на опорах (правого и левого направлений), включающие в себя блоки, поперечные и продольные балки, консоли. Площадки для складирования металлоконструкций готовы. В ближайшее время начнётся укрупнительная сборка металлоконструкций. Одновременно начнутся работы по устройству специальных вспомогательных сооружений и устройств для надвижки пролётных строений мостов в устье рек Средняя Невка и Большая Невка.
Поставщиками конструкций для Западного скоростного диаметра выступают крупнейшие российские изготовители, такие как: ЗМК «Ленмонтаж» (Санкт-Петербург), ЗАО «Воронежстальмост» (Воронеж), НПО «Мостовик» (Омск), ЗАО «Курганстальмост» (Курган), ЗАО «Энергомаш» (Белгород) иООО «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола» (Тюмень). Впервые в истории Российской Федерации крупнейшие заводы-изготовители металлоконструкций были объединены посредством передового программного обеспечения на базе ERP, которое гарантирует возможность детально отслеживать и осуществлять контроль работы над металлоконструкциями удаленно, что приобретает особенную актуальность, ввиду расположения заводов на большом расстоянии от Санкт-Петербурга (до 3 200 км).
Доставка металлоконструкций продлится до декабря 2015 года. Общий вес сборных элементов составляет 113 000 тонн.
Санкт-Петербург (новое строительство)
Проект, разработка рабочей документации
Период работ по проекту: 2004 –
2016
Генеральный проектировщик: АО «Институт «Стройпроект»
Заказчик: АО «Западный скоростной диаметр»
Первая в Санкт-Петербурге городская платная скоростная автомагистраль, включающая сложный комплекс искусственных сооружений. ЗСД соединяет юго-западную часть Санкт-Петербурга с Кольцевой автодорогой, Васильевским островом и трассой «Скандинавия». С вводом трассы стали доступнее главные транспортные узлы города — аэропорт Пулково, Морской и Пассажирский порты. После открытия ЗСД время поездок между отдельными районами города сократилось на 50–70%.
Основные характеристики ЗСД
- Длина – 46,6 км
- Протяжённость искусственных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели) – 21 км
- Максимальная интенсивность движения – 140 000 автомобилей в сутки
- Транспортные развязки – 14
- Количество поездок в год> 70 млн
Участок длиной 8,7 км соединяет Кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга с районом Морского порта. 90% трассы идёт по искусственным сооружениям — эстакадам, мостам и путепроводам, поднимаясь в некоторых местах на 25 м над землёй.
Участок трассы между проспектом Стачек и районом Морского порта проложен в узком коридоре между промышленными территориями и в полосе отвода железной дороги. Из-за стеснённых условий трасса запроектирована в два уровня с использованием двухъярусных ферм. Движение на нижнем ярусе идёт в одном направлении, на верхнем — в противоположном. Фермы расположены в плане на кривой переменного радиуса с виражами и переходными участками.
Участок длиной 26,4 км создал дополнительные въезды и выезды из северных районов города и выход к курортной зоне на берегу Финского залива. Ввод участка помог реализовать городскую программу по организации непрерывного движения по набережным Санкт-Петербурга за счёт разгрузки транспортного узла на севере города.
Участок длиной 11,7 км – самая сложная часть ЗСД, где автомагистраль в основном проходит по искусственным сооружениям в акватории Невской губы.
Двухъярусный мост через Морской канал
- Длина – 1020 м
- Длина центрального пролета – 168 м
- Подмостовой габарит по высоте – 52 м
Вантовый мост через Корабельный фарватер
- Длина – 620 м
- Длина центрального пролета – 320 м
- Подмостовой габарит по высоте – 35 м
Вантовый мост через Петровский фарватер
- Длина – 581 м
- Длина центрального пролета – 240 м
- Подмостовой габарит по высоте – 25 м
В
ыемка вдоль Васильевского острова
- Длина – 2977 м
- Глубина – 7 м
- Длина тоннеля на пересечении с рекой Смоленкой – 290 м
В состав ЗСД входят два мостовых сооружения, которые занимают второе и третье место в рейтинге самых длинных мостов России: Южная эстакада основного хода с мостами через Морской канал и Корабельный фарватер длиной 9378 м и Северная эстакада основного хода с мостами через Петровский канал и Елагин фарватер длиной 8794 м.
Архитектурное решение магистрали – функционализм и лаконичность. Мосты, эстакады, развязки и все другие элементы – опоры освещения, шумозащитные экраны, карнизы – органично увязаны в единое целое.
Проект ЗСД неоднократно становился победителем различных отраслевых конкурсов и премий.
Часть 1. Март 2015.
На данный момент основные работы ведутся на Центральном — самом сложном участке. 70% протяженности участка проходит над акваторией, будут возведены 7 мостов (два из которых — вантовые), 3 эстакады и проложен тоннель под рекой Смоленкой. Первая остановка — площадка на улице Савушкина. Мостовой переход, огибающий Крестовский остров, берет своё начало здесь.
Поскольку магистраль проходит большей частью над устьем Средней Невки, классический способ монтажа металлоконструкций (с помощью кранов) потребовал бы отсыпки значительных объёмов грунта для создания временной площадки нужной площади. Для смягчения влияния на экологию был выбран метод надвижки металлоконструкций.
Для строительства опор и последующей надвижки подготавливают небольшие по площади временные технологические площадки (ВТП) вокруг бетонных опор и временную эстакаду для сообщения между ними. В ТП сооружаются при помощи шпунта Арселор — соединяющихся между собой металлических профилей, погружаемых в грунт вибропогружателем. Не пропускающая воду конструкция осушается и засыпается карьерным песком. После завершения строительства все временные сооружения будут демонтированы.
Надвижка — один из этапов конвейерно-тыловой сборки пролётного строения. На «большой земле» на высоте опор сооружен стапель — временная площадка размером 57 на 77 метров. После первого и каждого следующего этапа сборки единый готовый участок пролёта при помощи электролебёдок и роликов надвигается на опоры, находящиеся в акватории. На стапеле освобождается пространство, кран поднимает наверх новые балки и рабочие приступают к монтажу следующего участка пролетного строения. Размер и вес перемещаемой металлоконструкции нарастает, и к финальному этапу будет достигать нескольких тысяч тонн.
Встречный отрезок строят тем же способом, в точке встречи оба пролёта будут соединены. Объединение главных балок выполняется методом электросварки. Поперечные балки крепятся болтовыми соединениями.
Привлекает внимание баркас, стоящий на приколе. Оказывается, с его помощью проводились батиметрические исследования (изучение рельефа дна) и подрядчик не успел перегнать судно на базу до закрытия навигации. Договорились, что зиму оно переждет на суше.
Вторая остановка — площадка «Васильевский остров — Север». Здесь магистраль пересекает Малую Неву по вантовому мосту и уходит в тоннель под рекой Смоленкой.
Поскольку внушительная часть дороги будет проходить ниже уровня Финского залива, с обеих сторон этот отрезок защищает «стена в грунте» — гидроизоляционная бетонная конструкция шириной 0.8м и глубиной 28 метров, упирающаяся в глинистые слои.
Опоры основного хода магистрали — армированные монолитные бетонные сооружения. В основании каждой — до 12 свай, заглубленых до 45 метров.
Балки на склад стройплощадки доставляются автотранспортом. Основной материал для их изготовления — специальная сталь толщиной до 80 миллиметровая. От коррозии конструкции защищены современными лакокрасочными материалами.
География поставщиков металлоконструкций — от западных границ нашей страны до Сибири. Их выбор производился с учетом возможности изготовления необходимого объема продукции наивысшего качества в сжатые сроки.
На Васильевском острове идёт сборка стапеля, опирающегося на временный фундамент. Монтаж пролётов моста также будет производиться методом надвижки.
Подмостовой габарит будущего моста через Петровский фарватер — 25 метров.
Высота каждого из пилонов — 124 метра, диаметр переменный, от 6 метров. Строят их при помощи скользящей опалубки.
Скользящая опалубка — подвижная конструкция, в состав которой входят электрические или гидравлические механизмы, позволяющие ее перемещать на следующую захватку вверх по уже построенному сооружению. Важным достоинством возведения этим методом является значительное повышение темпов строительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.
На опоры строители поднимаются при помощи подъёмника (его направляющая видна справа от крана). Крановщику такие удобства недоступны. Его рабочее место расположено на высоте 135 метров и подняться туда можно лишь по вертикальным лестницам в башне крана.
По утверждению сотрудников, работы на стройплощадках ведутся в соответствии с графиком — а значит в 2016 году Центральный участок будет введён в строй, обрадовав автомобилистов Петербурга.
Часть 2. Август 2015.
Канонерский остров. Здесь магистраль двухъярусной фермой пройдёт над Морским портом и Морским каналом на высоте 53 метров, обогнёт остров Белый и по вантовому мосту пересечёт Корабельный фарватер Большой Невы. Основные работы по возведению опор уже закончены.
Общий вид строительной площадки. Слева — временные бытовые и офисные здания, склад металлоконструкций. Справа — две линии укрупнительной сборки. На первой линии проходит сборка плоских элементов, после этого при помощи козловых кранов сквозь проёмы в раздвигающейся кровле их перемещают в цех, где проводится сборка объёмных блоков пролётного строения.
Готовые блоки на электрических тележках выкатывают к стапелю.
Стапель на Канонерском острове — внушительное временное сооружение размером 30 на 90 метров, возведённое между двумя опорами. Строительство моста через Морской канал и прилегающих к нему участков ведётся методом надвижки. На жёлтых рамах расположены роллеры, по которым перемещают аванбек (вспомогательный элемент 100-метровой длины) и, вслед за ним, пролётное строение.
Роллеры устанавливают на каждой из опор. Снизу к пролёту прикрепляют временные рельсы (накаточные пути) для скольжения по роллерам.
Сложность операции, проходящей на основном стапеле в том, что надвигается массивный двухъярусный пролёт. Расстояние между опорами, в среднем, 150 метров.
Каждый из 24-метровых блоков весит по 450-500 тонн. Их подъём на стапель осуществляется двумя кранами грузоподъёмностью по 750 тонн. Два таких крана могут поднять оба разводных пролёта Дворцового моста, а запаса грузоподъёмности хватит ещё на шесть трамваев.
После завершения надвижки пролёт поднимают домкратами, вынимают роллеры, убирают временные рельсы. После этого конструкцию опускают на опорные части, установленные на подферменные площадки (бетонные тумбочки).
На территории стройплощадки строго следят за охраной труда. Непросто найти человека, не соблюдающего технику безопасности. Даже при работе на двухметровой высоте рабочие используют страховочную систему. Периметры площадок обнесены временным ограждением.
Строит Западный скоростной диаметр холдинг ICA — объединение турецкой и итальянской строительных фирм. Один из их проектов — двухкилометровый мост через Босфорский пролив. В Петербурге они реконструировали аэропорт Пулково.
Этот проект — один из самых широкомасштабных в их практике. На стройплощадках задействованы тысячи рабочих, десятки башенных, сотни автомобильных и гусеничных кранов.
Вернёмся к магистрали. После прохода над Канонерским островом двухъярусная ферма разделится на два параллельных пролёта, разнесённых на разные группы опор.
Устье Невы и Корабельный фарватер автострада пересечёт по вантовому мосту. Пилоны выполнены с наклоном друг к другу и напоминают один из символов Санкт-Петербурга — крылья разведённого моста. Длина центрального пролёта — 320 метров, подмостовой габарит — 35 метров. Проектная высота пилонов — 125 метров, это на два с половиной метра выше ангела, венчающего шпиль Петропавловского собора.
На данный момент завершено возведение бетонных частей пилонов на отметке 90 метров. Выше будут смонтированы металлические части.
Эстакада, предшествующая мосту со стороны острова Белый, интересна внушительными расстояниями между опорами — до 125 метров. Несущие конструкции соответствующей длины поднимают двумя кранами уже знакомого нам типа.
Из-за частых штормовых ветров с Финского залива работы по монтажу пролётных строений могут откладываться на несколько дней, пока не установится относительно спокойная погода.
Тем временем, на строительной площадке «Васильевский остров — Север» идёт подготовка земляного полотна, по которому магистраль из тоннеля выйдет к развязке с набережной Макарова и мосту через Петровский фарватер.
Для ускорения уплотнения проводится проливка и утрамбовывание грунта. В общей сложности здесь будет уложено несколько миллионов кубометров песка.
Большинство пролётных конструкций на этом участке уже смонтированы на опоры.
Автор благодарит благодарит пресс-службу ООО «Магистраль северной столицы» за помощь в подготовке материала.
20 декабря 2012 года в Москве было подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги ЗСД. Сторонами соглашения стали Санкт-Петербург, АО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль северной столицы» (МСС). Вот уже 10 лет МСС осуществляет реализацию Соглашения и строго выполняет все взятые на себя обязательства по созданию и содержанию магистрали. В данном материале мы расскажем о самом Соглашении, о промежуточных итогах работы и перспективах развития проекта.
Что такое СГЧП?
Это взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим, или физическим лицом, или объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов. Узнать подробнее об институте государственно-частного партнёрства можно здесь (ссылка). Г ЧП используется, например, для создания крупных, значимых инфраструктурных проектов, в которых требуется значительное финансирование и привлечение передовой экспертизы, управленческого и организационного опыта.
Что сделала МСС в соответствии с условиями соглашения?
Компания осуществила финансирование и организацию строительства Центрального участка ЗСД, неся все риски на этапе строительства, и приняла в эксплуатацию всю магистраль в рамках 30-летней концессии, неся все эксплуатационные расходы как по обслуживанию, так и по капитальному ремонту магистрали. Стоимость Центрального участка оценивается более чем в 120 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
Предлагаем вспомнить хронологию основных событий развития проекта
В 2013 году началось строительство Центрального участка ЗСД, пролегающего от транспортной развязки с наб. р. Екатерингофки до правого берега Большой Невки.
1 декабря 2013 года МСС в соответствии с Соглашением приняла в эксплуатацию Южный участок магистрали, а в декабре 2014 компании был передан достроенный к этому времени Северный участок дороги.
9 августа 2016 года были завершены работы по замыканию контура Западного скоростного диаметра, а 2 декабря 2016 года в присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина состоялась торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД в Санкт-Петербурге. Этим событием завершилась строительная фаза крупнейшего в мире ГЧП-проекта в сфере создания платных дорог, и по всей протяженности магистрали проехали первые машины.
Строительство Центрального участка ЗСД (2013 – 2016 гг.)
Центральный участок магистрали – это 11,7 км дороги на 100% состоящей из искусственных сооружений, многие из которых уже стали новыми достопримечательностям Санкт–Петербурга. Например, красивые, с запоминающимися силуэтами вантовые мосты через Корабельный и Петровский фарватеры или мост через Морской канал, привлекающий внимание не только как архитектурная доминанта, но еще и как уникальное инженерное сооружение с точки зрения конструкционных особенностей. Примечательно, что два из трех самых протяженных мостовых сооружений России входят в состав петербургской магистрали. Также в составе Центрального участка магистрали два самых высоких моста Петербурга.
Строительство Центрального участка — это более 5,5 тыс. человек, 10 строительных площадок в 4 районах города, свыше 700 тыс. куб. м бетона, а также больше 2 млн. куб. м песка.
Во время строительства Центрального участка ЗСД пришлось решать задачи преодоления водных преград не только над водой, но еще и под водой. Примером этому служит строительство искусственных сооружений на дне реки Смоленки – выемки и полутоннеля на Васильевском острове
За время строительства Центрального участка было:
· заасфальтировано более 1 млн кв. м;
· установлено свыше 200 тыс. т металлоконструкций;
· проложено 62 тыс. м переустроенных инженерных коммуникаций;
· устроено более 9 тыс. свай;
· объем основных пролетных металлоконструкций (продукция шести крупнейших отечественных производителей металла) составляет свыше 164 тыс. т;
· применено более 450 специальных строительных механизмов;
· привлечено более 100 отечественных субподрядчиков и 20 иностранных компаний.
Эксплуатационные базы «Юг» и «Север», построенные МСС в непосредственной близости от магистрали, обеспечивают эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации и качественное обслуживание дороги. Для решения эксплуатационных задач на базах расположен парк многофункциональной уборочной, ремонтной и транспортной техники, насчитывающий более 120 единиц современных машин и механизмов. Большая часть спецтехники комбинированная и может использоваться как зимой, так и летом. В штате оператора работает более 800 человек, которые делают ваши поездки по ЗСД безопаснее и комфортнее.
За время концессии МСС осуществила инвестиции в установку 12 камер фото/видео-фиксации нарушителей, оснастила все транспондерные полосы ЗСД самым современным оборудованием для обеспечения возможности безостановочного проезда через пункты взимания платы. На данный момент более 93% поездок совершаются с помощью электронных средств оплаты проезда (транспондеров). Подобные показатели в России фиксируются только на Западном скоростном диаметре.
ЗСД сегодня – это:
· 18 пунктов взимания платы;
· 249 табло и знаков переменной информации (ТПИ и ЗПИ);
· 2261 типовой дорожный знак и 371 знак индивидуального проектирования (ЗИП);
Знаки морской и речной навигации;
· Аэрозаградительная сигнализация (маяки) на пилонах мостов;
· 818 камер эксплуатационного назначения;
· свыше 8 000 дорожных осветительных установок;
· АСОПО – автоматическая противогололедная система;
Центр управления дорожным движением — средоточие информации со всего ЗСД о данных транспортных потоков, метеоусловиях, проводимых работах, штатных и нештатных ситуациях. Поездки по ЗСД совершаются круглосуточно, поэтому работа по обслуживанию дороги ведется без выходных и праздников, как в дневные, так и в ночные смены. Служба дорожных инспекторов, оснащенная специальными транспортными средствами и необходимым оборудованием, выполняет функции по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Ежедневная круглосуточная работа ведется также и в диспетчерском зале ЦУДД. С помощью автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) сотрудники наблюдают за ситуацией на дороге и принимают решения, обеспечивающие безопасность и комфорт пользователей. А СУДД – это взаимосвязанный комплекс технических, программных и организационных мер, позволяющий производить мониторинг дорожной ситуации и призванный повышать уровень безопасности на ЗСД.
Полмиллиарда автомобилей уже проехало по ЗСД за годы эксплуатации. Преимущества использования магистрали определяет спрос, поэтому проект не перестает развиваться. За прошедшие годы введены в эксплуатацию две новые транспортные развязки, созданные АО «Западный скоростной диаметр»: транспортная развязка ЗСД с Новым шоссе и Шуваловским пр. Последняя способствует перераспределению транспортных потоков на нагруженной улично-дорожной сети Приморского района и обеспечивает доступность жилых массивов Каменки и Юнтолово, а в перспективе она создаст дополнительный выезд с Приморского шоссе.
В фазе активного строительства находятся еще две транспортные развязки ЗСД – Шкиперская развязка и крупнейший городской проект в сфере дорожного строительства в данный момент – Витебская развязка.
Не менее важным аспектом обеспечения безопасности и комфорта для пользователей является ответственная работа по содержанию дороги, а также производству аварийных и плановых ремонтных работ. Приведем несколько показательных цифр. За время эксплуатации магистрали:
— Восстановлено 1,2 млн кв. м. асфальтобетонного покрытия, что аналогично асфальтированию 168 футбольных полей;
— Нанесено более 200 тыс. кв. м. дорожной разметки;
— Заменено более 10 тыс. ламп освещения. Отметим, каждая замена – сложная техническая операция, требующая выставления специальных дорожных средств, огораживающих место работ, наличие автовышки, работы компетентных специалистов;
— Эксплуатационная техника ЗСД проехала 14 млн. км, это как 350 раз обогнуть земной шар;
— С магистрали вывезено 450 тыс. кубометров снега, что потребовало совершить более 25 тысяч рейсов больших четырехосных грузовиков;
— Вывезено более 55 тыс. кубометров смета — песка, пыли и прочих отходов, собранных с проезжей части и других элементов магистрали.
ЗСД – центр притяжения
Западный скоростной диаметр стал не только ключевым элементом транспортной инфраструктуры города, но и новым символом Санкт-Петербурга, привлекающим внимание не только жителей города, но и туристов. По ЗСД организуют автобусные экскурсии, рассказывая о сложности и уникальности проекта. Так же появились новые маршруты морских прогулок в акватории Финского залива. Мостовые сооружения и эстакады стали точкой притяжения для профессиональных фотографов и любителей селфи, что подтверждает количество публикаций в социальных сетях.
В 2022 году в четвертый раз прошел Фестиваль ЗСД – уникальное мероприятие, в рамках которого на скоростной магистрали можно побывать без автомобиля, в беговых кроссовках или на велосипеде. В Фестивале приняло участие более 12 тысяч человек. Проехать и пробежать по ЗСД приехали гости более чем из 90 городов России: Москвы и Калининграда, Казани и Владивостока. А города Северо-Западного федерального округа были представлены в полном составе.
Впереди еще 20 лет эксплуатации уникального сооружения – Западного скоростного диаметра в рамках СГЧП! Благодарим всех пользователей за оказанное доверие и ежедневный выбор ЗСД!