ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Нефтяные и газовые месторождения


«Арктик СПГ 2» — освоение месторождений и строительство завода по сжижению газа на Гыданском полуострове

Отдельные элементы проекта сами по себе являются крупными, в том числе терминал «Утренний»
порта Сабетта.


Газовое месторождение «Каменномысское-море»


Третий (после Сахалина-1
и Сахалина-2
) проект на сахалинском шельфе, который в перспективе обещает стать крупнее обоих предыдущих вместе взятых. Представляет фактически несколько нефтегазовых проектов, объединённых тем, что площади под их разработку выделялись государством одновременно в виде нескольких участков, лицензию один из которых — Вениниский блок — в конце концов, получила «Роснефть», а остальные — Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский блоки — достались ОАО «Газпром». В перспективе газ «Сахалина-3» должен стать основной ресурсной базой для газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»
.

Общая стоимость проекта, по-видимому, составит сотни миллиардов рублей.


Южно-Киринское газоконденсатное месторождение


Харасавэйское газовое месторождение

Наука и образование


Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (МБИР)


Лазерная установка УФЛ-2 м в Сарове

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Международный экспериментальный термоядерный реактор (3D-модель реактора в разрезе)


Международный экспериментальный термоядерный реактор




Национальный гелиофизический комплекс Российской академии наук

Общая стоимость строительства составляет около 80 млрд рублей.

Главная задача проекта — комплексное изучение физики Солнца и процессов в ионосфере. Мониторинг космической погоды позволит учёным более полно узнать, как космические лучи воздействует на человека — космонавтов и лётчиков, на аппаратуру космических аппаратов и самолётов, на линии электропередач и связь в высоких широтах и многое другое. С помощью оборудования и приборов учёные проводят радиоастрономические наблюдения и оптические исследования ближнего космоса, мониторинг атмосферных явлений и процессов, происходящих в средней и верхней атмосфере Земли и др.


Реконструкция Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского



Супер чарм-тау фабрика


МГТУ им. Н.Э. Баумана — коренная реконструкция

В столице планируется создать новый научный кампус, интегрированный в городское пространство. Объём нового строительства составит около 169 тыс. м². Проект расширения площадей университета объясняется необходимостью размещения новых исследовательских центров и лабораторий. Планируется создать биомедицинский и инженерный центры, а также центр цифровых технологий, лаборатории авиационных и оборонных направлений, комплексы исследований мягких материй и искусственного интеллекта и другие научные сооружения.


Центр ядерных исследований и технологий, Боливия

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

О подготовке к началу строительства синхротрона «СКИФ»



Российский квантовый компьютер

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития, прежде всего наукоёмких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьёзно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций, как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов. Для определенности здесь предполагается перечислять только те из них, строительство именно инфраструктуры которых является крупным проектом.



Сдвоенный автодорожный тоннель в составе Восточного выезда из Уфы

Добыча негорючих полезных ископаемых


Гремячинское месторождение калийных солей


Подольское медно-цинковое месторождение


Модернизация горно-обогатительного комбината «Апатит»


Удоканский горно-обогатительный комбинат


Освоение месторождений природного урана Хиагдинского рудного поля

Крупный проект Росатома по добыче урана в Баунтовском районе Бурятии, направленный на освоение ресурсов Источного и Вершинного месторождений урана на Хиагдинском рудном поле. Cтроительство объектов основной производственной площадки ОАО «Хиагда» ведется с 2010 года. В 2014 году завершено строительство главного производственного корпуса, энергокомплекса, складов и прочих базовых объектов.


Урановый рудник № 6 Приаргунского производственного горно-химического объединения


Озёрный горно-обогатительный комбинат, Бурятия



Эльгинское угольное месторождение (достройка)


Инаглинский угольный комплекс, Якутия


Техническое перевооружение ОАО «Ургалуголь», Хабаровский край


Строительство угледобывающего комплекса на Межегейском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна, Республика Тыва


Угольный кластер на полуострове Таймыр

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая промышленность

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР


Амурский газоперерабатывающий завод — завершение строительства

Путëм постепенного ввода в строй новых технологических линий завод должен достичь проектной производственной мощности в 2025 году.

Позднее неподалёку от завода началось строительство тоже гигантского Амурского газохимического комплекса
для производства полимеров из полученного на газоперерабатывающем заводе сырья.


Амурский газохимический комплекс


Реконструкция производства Ангарской нефтехимической компании


Комплекс по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в Ленинградской области (Балтийский СПГ)


Будённовский газохимический комплекс


Реконструкция завода «Газпромнефть-Омский НПЗ» — завершение работ

Общий объём инвестиций в модернизацию завода оценивался в 300 млрд до 2020 года.


Иркутский завод полимеров


Новоуренгойский газохимический комплекс


Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», Нижнекамск, республика Татарстан (пусковой комплекс 1б)


Реконструкция Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, Хабаровский край


Реконструкция Московского нефтеперерабатывающего завода

Проекты модернизации МНПЗ в 2011—2015 годах позволили предприятию снизить воздействие на атмосферу на 36 %. Общее воздействие на окружающую среду снижено на 50 %. В рамках второго этапа модернизации в 2016—2020 годах МНПЗ дополнительно на 50 % сократит воздействие на окружающую среду. В том числе на 39 % уменьшится влияние на атмосферу за счет полного вывода из эксплуатации оборудования предыдущего поколения. Построены новые закрытые механические очистные сооружения, старые демонтированы. Это позволило увеличить степень очистки сточных вод до 95 %.

В 2011—2015 годах полностью ликвидированы отходы, накопленные в советский период работы предприятия (до 1991 года). Реконструирована установка производства битума. Малая битумная установка как источник загрязнений атмосферы ликвидирована. Реконструирована установка получения серы.

Еще в 2013 году, на три года раньше нормативных требований, завод полностью перешел на выпуск топлив экологического класса Евро-5.

Осенью 2017 года в эксплуатацию введен ключевой экологический проект предприятия — уникальные биологические очистные сооружения «Биосфера», включенные распоряжением Правительства Российской Федерации в план мероприятий Года экологии в России. Инвестиции «Газпром нефти» в проект превысили 9 млрд рублей. « Биосфера» позволила МНПЗ повысить эффективность очистки сточных вод до 99,9 %. Благодаря чему до 75 % используемой в производстве воды после прохождения через очистную систему возвращается в технологический цикл, потребление речной воды сократилось больше, чем в 2,5 раза, а объем сточных вод уменьшился в 3 раза. После запуска «Биосферы» МНПЗ снизил нагрузку на городские очистные сооружения и дополнительно снизил воздействие предприятия на окружающую среду.

С 2016 года на заводе строится комбинированная установка переработки нефти «Евро+» стоимостью 98 млрд рублей. Установка заменит сразу пять устаревших объектов, при этом объём и глубина переработки нефти, а также выход светлых нефтепродуктов повысятся, а выбросы в окружающую среду — понизятся. Также будет вдвое увеличен срок работы завода между плановыми ремонтами. На середину 2018 года установка активно строится.

Одним из важных результатов программы модернизации МНПЗ стала включенность завода в систему мониторинга города Москвы. На границах санитарно-защитной зоны предприятия размещены автоматизированные пункты контроля загазованности «Мосэкомониторинга». На территории завода и в пределах санитарно-защитной зоны ежедневно отбираются пробы воздуха. Все данные передаются надзорным органам и публикуются в открытом доступе на сайте завода и специальном светодиодном экране — «Экоинформере», установленном на улице Капотня. С 2015 года МНПЗ (первым среди всех нефтеперерабатывающих предприятий России) внедряет автоматизированную систему мониторинга атмосферного воздуха (АСМВ) по рекомендациям государственных регуляторов.


Олефиновый комплекс компании «Нижнекамскнефтехим»


Реконструкция Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода


Реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода (вторая и третья очереди)


Комплекс по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе КС «Портовая»


Запсибнефтехим — комплекс по производству полипропилена ДГП-2



Литейно-механический завод компании «Автотор»

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Судостроительный комплекс «Звезда»


Судостроительный комплекс «Звезда» — вторая очередь


Коломенский завод — техническое перевооружение

Линии метрополитена и другого рельсового городского транспорта

Одна подземная станция метрополитена обходится в среднем примерно в 8,5 млрд рублей в ценах 2012 года, поэтому почти любые проекты расширения метрополитенов, кроме строительства отдельных станций, становятся крупными.


ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Планируемый интерьер станции «Площадь Революции» Челябинского метрополитена


Строится с 1991 года, сначала как метрополитен, с перерывами по сей день (2023 год). Проект в настоящее время находится в стадии активизации работ в связи со скорой достройкой в качестве метротрамвая.


Строительство Казанского метрополитена — вторая линия


Строительство Самарского метрополитена — станция «Театральная»


Строительство Нижегородского метрополитена — продление Автозаводской линии в центр города


Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге
связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее
, так и сейчас. На конец 2019 года строятся следующие крупные объекты Петербургского метрополитена:

  • участок 4-й (Правобережной) линии со станциями «Театральная» и «Горный институт». Ввод в строй планируется в 2024 году, при этом станция «Театральная» будет сдана в конструкциях без выхода на поверхность и открыта для пассажиров только в 2026 году.
  • 6-я (Красносельско-Калининская) линия метрополитена строится с марта 2016 года. Проект первой очереди линии включает две станции: «Юго-Западная» и «Путиловская» с переходом от последней на станцию «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии, также в рамках проекта построят однопутный служебный соединительный тоннель от станции «Путиловская» до станции «Нарвская» длиной 1,88 км, и проезд в будущее депо «Красносельское» длиной 1,75 км. Стоимость проекта первой очереди линии 37 млрд рублей [353]
    . Ввод участка в строй запланирован на 2024 год.


Московские центральные диаметры


Строительство Московского метрополитена

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Карта Московского метро со строящимися и планируемыми ко вводу до 2020 года станциями

Не имеющий серьезных альтернатив метрополитен крупнейшего города Европы активно развивался и ранее
. В настоящее время на нём ведутся работы по следующим крупным проектам:

  • Продление Калининско-Солнцевской линии до аэропорта Внуково с двумя с станциями — Пыхтино и Внуково. Последняя будет выполнена в наземном варианте из-за необходимости интеграции с аэропортом. Хотя основные строительные работы на начало 2018 года ещё не начались, обе станции официально входят в список строящихся [356]
    .
  • Частично входит в описанные выше, но и сам по себе является явно крупным проектом крупнейший в Москве транспортно-пересадочный узел «Рязанская», который строится на пересечении Большого кольца, Кожуховской линии, Московского центрального кольца и Горьковского направления Московской железной дороги (в дальнейшем — одного из московских центральных диаметров), где строятся сразу две станции метрополитена и новая железнодорожная станция, а также предусмотрен задел под строительство ещё одной станции перспективной линии метро на восток столицы.
  • Троицкая (на этапе проектирования — Коммунарская) линия в посёлок Коммунарка (с последующим продлением до Троицка), которая пройдёт от станции «Новаторская» Большой кольцевой линии. Стоимость строительства составит 90 млрд рублей [357]
    . В строительстве будут принимать участие инвестиционные компании из КНР [358]
    . Планируется, что линия будет продлена до города Троицк [359]
    . Строительство началось летом 2019 года [360]
    .
  • Рублёво-Архангельская линия, которая пройдёт от ММДЦ (Москва-Сити) к будущему международному финансовому центру в Рублёво-Архангельском [361]
    . Строится в части, в основном, подготовительных работ с 2020 года [362]
    .


Трамвайная линия «Славянка»

Сельское хозяйство и пищевая промышленность


Производственно-логистический комплекс «КурскАгроТерминал» в Касторенском районе Курской области — вторая очередь


Свинокомплексы «Мерси-Трейд» в Приморском крае


Межрегиональный проект по повторному удвоению производства качественной говядины компании «Мираторг»

Стартовавший в 2015 году межрегиональный проект по развитию производства качественной говядины, аналог которого был реализован ранее
, должен быть полностью завершён к 2023 году. При этом поголовье породы Абердин Ангус должно возрасти вдвое с 500 тыс. голов в 2017 году до 1 млн голов. На 2020 год оно составляло 700 тыс. голов. Стоимость проекта оценивалась в 25 млрд рублей, но из-за переноса сроков, вероятно, потребует дополнительного увеличения затрат.


Свинокомплексы «Тамбовский бекон» в Тамбовской области


Сахарный завод в Целинском районе Ростовской области

С 2020 года ведётся строительство первого сахарного завода в Ростовской области с мощностью переработки 12 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки c перспективjq увеличения мощности до 20 тыс. тонн в сутки. Завод будет производить сахар высокого качества цветностью ICUMSA 18-45, мелассу и гранулированный жом (180, 50 и 50 тыс. тонн в год соответственно).



Атомная станция малой мощности в Усть-Янском районе Якутии


Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 (проект «Прорыв»), г. Северск Томской обл.

Росатом создаёт на Сибирском химическом комбинате (СХК)
в рамках проекта «Прорыв» опытно-демонстрационный энергокомплекс (Северскую АЭС) с принципиально новой реакторной установкой БРЕСТ-300, которая будет работать по в значительной степени замкнутому циклу с регенерацией и производством ядерного топлива в непосредственной близости от него, что должно резко повысить радиационную безопасность и резко уменьшить оборот высокообогащённых делящихся материалов, что критически важно для режима нераспространения ядерного оружия.

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Строительство АЭС Куданкулам, Индия, 2009


3 и 4 энергоблоки АЭС «Куданкулам», Индия

Электростанция продолжала развиваться и позднее
.


5 и 6 энергоблоки АЭС «Куданкулам», Индия


Ленинградская АЭС-2 — 3 и 4 энергоблоки


Белорусская АЭС — второй энергоблок, Беларусь


Вторая очередь АЭС «Моховце», Словакия


Курская АЭС-2, Курская область

Атомная электростанция, возводимая для замены выводимых из эксплуатации энергоблоков Курской АЭС
. Находится на противоположном от существующей станции берегу реки Сейм у посёлка Макаровка Курчатовского района Курской области. Ввод в эксплуатацию первого блока планируется в 2020 году.


АЭС «Аккую», Турция


АЭС «Эль-Дабаа», Египет


АЭС «Руппур», Бангладеш

Первая в Бангладеш
АЭС с двумя реакторами по 1 ГВт, которая строится Россией. Контракт подписан в октябре 2013 года.


3 и 4 энергоблоки АЭС Сюйдапу, КНР


7 и 8 энергоблоки АЭС Тяньвань, КНР


Вторая очередь АЭС «Бушер», Иран


АЭС «Пакш-2», Венгрия



Терминал по перегрузке сжиженного природного газа в бухте Бечевинская, Камчатский край


Зерновой терминал в порту Усть-Луга


Многофункциональный терминальный комплекс Lugaport
в порту Усть-Луга


Угольный терминал «Лавна»


Угольный порт Вера, Приморский край


Морской порт «Суходол», Приморский край


Возводящийся далеко за Полярным Кругом в рамках мегапроекта «Арктик СПГ-2»
терминал «Утренний» является формально участком № 2 морского порта Сабетта, а фактически — отдельным портом на противоположном от Сабетты берегу Обской губы. Несмотря на то, что терминал использует часть готовой инфраструктуры порта «Сабетта», крупность проекта не вызывает сомнений. Терминал предназначен не только для обработки различных грузов проекта «Арктик СПГ-2» и последующей отгрузки получаемого сжиженного природного газа, но и для размещения основного оборудования технологических линий завода по сжижению природного газа, которые для проекта «Арктик СПГ-2» выполняются в виде плавучих модулей.

Завершение строительства запланировано на 2024 год, хотя частичный ввод в строй проекта «Арктик СПГ-2» планируется уже в 2023 году.


Несмотря на сложную ледовую обстановку вследствие выгодного расположения порта, сокращающего пробег грузов по железной дороге между центром страны и побережьем Тихого океана на сотни километров, вероятно дальнейшее быстрое развитие этого порта.

Финансовая сторона проекта

Структура привлеченного МСС финансирования:

  • Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
  • Евразийский банк развития — 10 млрд руб. [29]

    ;
  • ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
  • Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
  • Акционерный капитал МСС — 9 млрд руб. [30]

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность


Пинежский лесопромышленный комплекс

Мощность лесоперерабатывающего комплекса составит 2 млн м³ пиловочника по входу в год. Ежегодно предприятие будет выдавать 1 млн м³ пиломатериалов и 600 тысяч тонн пеллет.

Пинежский лесопромышленный комплекс будет состоять из нескольких технологических участков. Первый из них – участок сортировки и складирования круглых лесоматериалов. Его основой выступают три сортировочных линии компании Nordautomation, две из которых предназначены для сортировки древесины длиной 6 м, и при необходимости могут быть использованы для сортировки древесины длиной 4 м. Третья линия рассчитана только на сортировку древесины длиной 4 м – такое распределение сортировочных линий обусловлено статистикой по лесозаготовке в данном регионе.

Аэропорты и аэродромы


Развитие аэропорта Домодедово (Москва)

  • Реконструкция аэродрома общей стоимостью более 15 млрд рублей, включающая сроительствотно-посадочной полосы взамен ВВП-2, которая будет превращена в магистральную рулёжную дорожку. Проект должен быть завершён в 2024 году [404]
    [405]
    .


Новый аэропорт в Мирном, Якутия

Новый аэропортовый комплекс будет расположен в 3 км к северо-востоку от действующего аэропорта. Предусматривается строительство искусственной ВПП 2860×44 м, оборудованной по требованиям II категории ИКАО, перрона на 18 мест стоянок воздушных судов разных классов, системы рулёжных дорожек, аэровокзального комплекса проходной способностью 300 пассажиров в час, топливо-заправочного комплекса мощностью 1500 тонн хранения авиа ГСМ, грузового терминала, аварийно-спасательной станции и других объектов служебно-технической территории аэропорта.

За счёт средств компании «АЛРОСА», кроме разработки самого проекта, планируется возвести объекты аэропортовой инфраструктуры, инженерные сети и подъездную автодорогу.





По сообщениям открытых источников новый реактивный двигатель разрабатывается с начала 2010-х для истребителя пятого поколения Су-57
. Первый полёт самолёта Су-57 с этим двигателем состоялся 5 декабря 2017 года, однако проект будет завершён, по всей видимости, на несколько лет позднее. Учитывая новую конструкцию и относительно большую тягу, проект, судя по аналогам, точно является крупным.


Энергетические газовые турбины большой мощности ГТЭ-170 и ГТЭ-65

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Замена дорожного знака в Мариуполе, весна 2022


Восстановление инфраструктуры Донбасса — завершение работ

  • Восстановление Мариуполя
    (176 млрд рублей [642]
    ) — значительно продвинулся, окончание в части жилых зданий ожидается в 2024 году.
  • Восстановление Рубежного (17 млрд рублей [643]
    , почти не начат в связи с близостью фронта).
  • Восстановление Северодонецка (29,5 млрд рублей [644]
    , почти не начат в связи с близостью фронта).
  • Водовод Дон – Донбасс
    для водоснабжения Донецкой Народной Республики из реки Дон — построен в 2023 году.
  • Восстановление автомобильных дорог — только в ДНР к декабрю 2022 года было восстановлено 290 км дорог. [645]


Восстановление Мариуполя — завершение работ

Основная статья: Восстановление Мариуполя


Комплексное развитие Мурманского транспортного узла


Празднование 300-летия Екатеринбурга


Празднование 300-летия Перми


Подготовка к Летней Универсиаде 2023 в Екатеринбурге


Компания «Роснефть» совместно с партнёрами ведёт работу по формированию новой нефтегазовой провинции на Таймырском полуострове с большим потенциалом ресурсной базы, которая на начальном этапе составляет порядка 5 млрд тонн нефти. Общий объём инвестиций в этот проект на весь период реализации проекта составит более 10 трлн рублей. Только одна электрификация проекта оценивалась в 300 млрд рублей.

Географическое расположение — от Ванкора 400 км прямо на север. Готовится освоение двух крупных промыслов — Пайяхского и Западно-Иркинского месторождений.

Ресурсы Западно-Иркинского месторождения — более 1 млрд тонн углеводородов, на первом этапе этот актив будет флагманским для «Восток Ойла». Общий ресурсный потенциал «Восток Ойла» составляет 5 млрд тонн легкой малосернистой нефти, превосходящей по своим качествам нефть марки Brent.

В «Восток Ойл», кроме Западно-Иркинского участка, входит Ванкорский кластер «Роснефти» — 15 месторождений, крупнейшие из которых Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское. Планируется, что готовая инфраструктура Ванкора позволит существенно ускорить освоение новой нефтегазовой провинции на Таймыре.

Также «Восток Ойл» включит Пайяхскую группу месторождений «Нефтегазхолдинга», которая в 2019 году дала крупнейший прирост запасов в России — 1,05 млрд тонн по категориям C1+C2.

Потенциал роста добычи «Восток Ойл» составит в 2024 году — 25 млн тонн, в 2027 году — 50 млн тонн, в 2030 году — 115 млн тонн.

Всего в рамках реализации проекта будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, примерно 800 км магистральных труб, порядка 7000 км внутрипромысловых труб, 3500 км электросетевого хозяйства, 2000 МВт электрогенерации, порядка 100 тысяч новых рабочих мест. Предстоит возвести 10 вертодромов и 3 аэродрома, около 50 судов ледового класса будет заказано для организации работы в порту и вывоза сырья по Северному морскому пути. Параллельно с возведением порта будет вестись строительство танкеров, первоначально вывоз нефти по Севморпути будет осуществляться с использованием 10 танкеров дедвейтом 120 тыс. тонн, маршруты транспортировки нефти «Восток Ойла» предполагают вывоз нефти и в Европу, и в Азию.



Биофармацевтический кластер Магнус-Грозный

22 декабря 2015 года в Чечне был дан старт строительству биофармацевтического кластера «Магнус-Грозный» с объёмом производства до 500 млн упаковок препаратов ежегодно. Кластер будет включать в себя фармацевтический завод, логистический комплекс мощностью 3-3,5 тыс. тонн единовременного хранения, научную лабораторию, медицинский центр и центр инжиниринга.

Трубопроводы и хранилища


Сахалин — Хабаровск — Владивосток (вторая очередь)



Багаевский низконапорный гидроузел


  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. В честь героического брига «Меркурий», прославившегося в начале XIX века фантастической победой над сразу двумя несравнимо более сильными противниками.
  3. Здесь имеет место редкий случай, когда оба названия являются в некотором роде официальными. Формально Светлинская ГЭС является филиалом компании Вилюйская ГЭС-3.
  4. Ремонт строительных баз, использовавшихся ранее при строительстве Курской АЭС АЭС-2
    .

  5. Что примерно соответствует по энергии взрыву 76 мм осколочно-фугасного снаряда времён Великой Отечественной войны
  6. Коллайдер — ускоритель элементарных частиц на встречных пучках.
  7. Кубит, сокращение от quantum bit, — простейший элемент квантового компьютера, может находиться в одном из двух состояний, как и обычный бит, а также в так называемой суперпозиции.


ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Танк Т-14 на УГП «Армата»


Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Армата»

Основная статья: Основной боевой танк Т-14

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Танк Т-14 на УГП «Армата», вид сверху

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

БТР Б-10 на платформе «Курганец-25»


Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Курганец-25»


Семейство боевых машин на базе колёсной платформы «Бумеранг»

Траектория прохождения трассы

Автодорога протяжённостью 46,6 км, из которых 55 % составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Ширина — 4-8 полос. Трасса проходит вдоль выходящей на западной части Санкт-Петербурга и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга
и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходами в страны , и регионы . Маршрут магистрали проходит от на севере города до станции Предпортовая на юге, где соединяется с Кольцевой автомобильной дорогой
(КАД). К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра»
 — на (юг) и на (север).

Файл:Western Rapid Diameter. JPG

Строительство ЗСД у платформы (2008 год)

Условно ЗСД делится на три участка — южный, центральный и северный.


Файл:ZSD crossing Stachek Prospekt.jpg

Пересечение ЗСД с проспектом Стачек
, июль 2014


Файл:Russia-Petersburg-zsd-map-2016-aug osm.jpg

Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).

  • Двухъярусный мост через Морской канал
    (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м)

    • Мост вокруг острова Белый (~2 км)
    • Мост подхода (~800 м)
Файл:The bridge of the Western rapid diameter over the mouth of Neva river.jpg

Центральный участок ЗСД, мост над устьем Невы (Корабельным фарватером)

Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе

(длина 622 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 125 м)

Мост подхода (~300 м)

Путепроводы (~1.5 км)


Туннель длиной 400 м проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)

Развязка на пересечении с

Эстакада (~200 м)

Мостовой переход (~2 км)

Вантовый мост через Петровский фарватер

(устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 600 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м)

[6]

Эстакада (~200 м)


Автомагистраль I-й категории протяжённостью 26,4 км от Приморского проспекта до в районе , имеющая три полосы для движения транспорта в каждом направлении (самый удалённый от города последний участок имеет две полосы в каждую сторону). 80% северного участка наземные, а остальные на мостах и путепроводах. В составе магистрали предполагалось сооружение одного тоннеля и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки.

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до , стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Космонавтика и ракетная техника
См. также Российский космос


Ракета космического назначения «Ангара-А5В»


Продолжение космической программы «Луна» (исследование приполярных районов Луны)

Космическая программа «Луна» осуществлялась СССР в 1958—1976 годах.


Ракета-носитель «Союз-5» («Иртыш», «Сункар»)

Предполагается, что ракета первоначально будет запускаться с существующего стартового комплекса ракеты «Зенит» на космодроме Байконур и с существующего же комплекса «Морской старт». В варианте для Байконура она, возможно, будет называться «Сункар».


Пилотируемый космический корабль «Орёл»

Пилотируемый космический корабль нового поколения, значительно превосходящий по размерам «Союз», проектируется с 2009 года и должен начать полёты в начале 2020-х. Корабль, носивший также во время разработки названия ПТК НП (Пилотируемый транспортный корабль нового поколения) и «Федерация», будет отличать возможность использования также в лунных экспедициях для которых он и создается.


Ракета космического назначения «Ангара-А5М»


Космический ракетный комплекс «Амур» — строительство второй очереди космодрома «Восточный»

Всего на космодроме планируется строительство более 400 сооружений, в том числе 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 м, инженерных коммуникаций протяжённостью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяжённостью более 170 км, 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и 42 жилых домов.

Для 12 000 сотрудников космодрома рядом на площади 140 га строится город Циолковский
, который станет первым в России населённым пунктом, названным в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского.

До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой сверхтяжёлой ракеты
, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.


Транспортная космическая система с ядерной силовой установкой


Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат»


Космический телескоп Миллиметрон (Спектр-М)

Космическая обсерватория миллиметрового и инфракрасного диапазонов длин волн с криогенным телескопом диаметром 10 м.

См. раздел « Наука и образование
».


Сейчас в России разрабатывается космический ракетный комплекс с первой возвращаемой ступенью «Амур». Ракета будет запускаться с космодрома Восточный в Амурской области.

«Амур» получит взлетную массу около 360 тонн, ее высота будет достигать 55 м, диаметр составит 4,1 м. Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями.


Спутниковая система «Сфера»



Комплексная модернизация Саратовской ГЭС

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР


Усть-Среднеканская ГЭС имени А. Ф. Дьякова — достройка

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Секция водовода Загорской ГАЭС-2



Светлинская ГЭС (Вилюйская ГЭС-3) — завершение строительства


Комплекс гидроэлектростанций «Тоачи-Пилатон», Эквадор


Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной

селитебной

и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.

Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.

Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.

Генеральное проектирование вёл петербургский институт « Стройпроект
», период работ по проекту: 2004—2016 гг.

Промышленность строительных материалов


Цементный завод «Михайловцемент» — комплексная модернизация, Рязанская обл.

Траектория прохождения трассы

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект
(2008 год)

Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).

Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив
, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга
и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии
, Скандинавии
и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова
на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД
. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра»
— на Гутуевском острове
и на Приморском проспекте
.


ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
Пересечение ЗСД с проспектом Стачек
, июль 2014


ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
  • Двухъярусный мост через Морской канал
    (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролётную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.

    • Мост вокруг острова Белый (~2 км)
    • Мост подхода (~800 м)
ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
  • Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе
    (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.

    • Мост подхода (~300 м)
    • Путепроводы (~1,5 км)
  • Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
    • Развязка на пересечении с набережной Макарова
    • Эстакада (~200 м)
    • Мостовой переход (~2 км)
  • Вантовый мост через Петровский фарватер
    (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 580 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м) [7]

    . Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.

    • Эстакада (~200 м)


  • июнь 2013 год Белоостров

    июнь 2013 год Белоостров

  • ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

  • Движение по ЗСД открыто 2 августа 2013 года[18].

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии
, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Крупнейшие линии электропередачи и подстанции


Вторая цепь «Северного транзита» ВЛ 330 кВ Кольская АЭС — Княжегубская ГЭС — ПС 330/110/35 кВ Лоухи — Путкинская ГЭС — ОРУ 330 кВ Ондской ГЭС

Тарифы на проезд

Файл:Чек платы за проезд на Западном скоростном диаметре.jpg

Чек оплаты за проезд

С 0 часов 00 минут 4 февраля 2017 года начинается взимание платы за проезд по Центральному участку ЗСД, начинают работу барьерные пункты взимания платы на въезде с наб. реки Екатерингофки в сторону Центрального участка и на съезде на наб. реки Екатерингофки, при движении со стороны Центрального участка.

Вводятся следующие тарифные изменения:

При оплате наличными, банковскими картами, БСК:

Для разовых пользователей ЗСД, оплачивающих проезд не транспондерами, вводятся пять тарифных зон и устанавливается Базовый тариф. Стоимость проезда каждой из тарифных зон составляет 60 руб. для транспортного средства 1 класса (полные тарифы и описание тарифных зон см. в приложениях к релизу).

Устанавливаемый тариф действует круглосуточно. Базовый тариф «Ночь» отменяется.

С началом платной эксплуатации Центрального участка оплата проезда транспондером становится еще более выгодной за счет точной тарификации маршрута благодаря системе Flow+.

При оплате проезда транспондером (60% пользователей ЗСД):

Продолжает действовать инновационная система платности Flow+, стоимость поездки пользователя определяется, исходя из маршрута, который он проехал по ЗСД. С началом платной эксплуатации Центрального участка маршруты по нему также будут тарифицироваться.

Изменяется Базовый тариф «Транспондер».

Если маршрут пользователя совпадает с тарифной зоной, то Базовый тариф «Транспондер» на 15% ниже тарифа, применяемого при наличной оплате, если маршрут меньше тарифной зоны, то стоимость меньше не только на 15%, но и пропорционально расстоянию в соответствии с маршрутом. При использовании транспондера с абонентской платой предоставляется дополнительная скидка 10%.

Для пользователей транспондеров устанавливается ночной Базовый тариф «Транспондер», действующий при поездках, совершенных в период с 00:00 до 05:59, стоимость проезда в это время ниже, чем днем на 50%.

Поездки с транспондером являются существенно более выгодными, чем при оплате наличными, банковской картой или БСК.

При оплате наличными поездка от развязки с КАД (Север) до Богатырского пр., Приморского пр. или наб. Макарова стоит одинаково – 120 руб (тарифная зона 3 и тарифная зона 4 – пример приведен для транспортного средства 1 класса). На указанных съездах нет барьерных пунктов оплаты, поэтому определить, где пользователь, оплачивающий наличными, завершит поездку по ЗСД невозможно.

Система Flow+ позволяет точно определить маршрут, соответственно тариф является более справедливым:

КАД (Север) – Богатырский пр. = 53 руб.*

КАД (Север) – Приморский пр. = 65,8 руб.*

КАД (Север) – наб. Макарова = 102 руб.*

* Приведена стоимость поездок для ТС 1 класса при оплате транспондером без абонентской платы. Если абонентская плата есть, то предоставляется дополнительная скидка 10%. Если поездка совершается с 00:00 до 05:59, то стоимость будет еще на 50% ниже.

Ссылка на страницу тарифов на официальном сайте

Приборостроение и электротехническая промышленность


Завод тяговых батарей в Красной Пахре

Завод стоимостью 52 млрд рублей, призванный в очень значительной степени обеспечить отечественный электротранспорт отечественными же тяговыми аккумуляторами строится на территории «новой» Москвы с 2023 года. Ввод предприятия в строй планируется в 2025—2026 годах.

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа


Многофункциональная «Ледовая арена» УГМК в Екатеринбурге


Спортивный комплекс «Олимпийский» в Москве — коренная реконструкция


Хоккейный стадион «СКА Арена», Санкт-Петербург

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы


Московский международный деловой центр «Москва-Сити»

На территории строящегося делового района общая стоимость которого оценивается примерно в 10 млрд долларов возведено большое количество уникальных сооружений, многие из которых можно отнести к крупнейшим российским проектам. Основная часть объектов уже введена в строй
. Среди незавершённых к крупнейшим можно отнести следующие:

  • Комплекс «Центральное ядро» — завершение строительства. Крупнейший комплекс, включающий подземную и надземную части общей площадью 530 тыс. м² [571]
    . В состав комплекса входят три станции метрополитена («Деловой центр» будущих Калининско-Солнцевской линии и третьего пересадочного контура, а также действующая станция «Выставочная»), паркинг, торговый центр, концертный зал, гостиница, городская площадь и т. д. Стоимость надземной части комплекса составляет в ценах 2005 года около 300 млн долларов [572]
    , а подземной — ещё 150 млн долларов в ценах тех лет [573]
    . Основная часть объектов Центрального ядра уже введена в строй (пересадочный узел метрополитена был в основном построены в 2005 году, крупный торгово-развлекательный центр «Афимолл сити» был открыт в 2011 году, а гостиница — в 2013 году), но окончание строительства киноконцертного зала затянулось, в том числе в связи с пандемией Ковид-19. Завершить эту часть комплекса планировалось в конце 2023 года.
  • One Tower
     — высочайшее жилое здание Европы высотой 442,8 м строится с 2019 года и должно быть введено в строй в 2024 году.
  • Moscow Towers
     — небоскрёб с двумя башнями высотой 62 этажа и площадью 400 000 м², который строится с перерывами и изменениями проекта с начала 2000-х годов. Здание, неоднократно менявшее название в период строительства (ранее «Башня Правительства Москвы», « Grand Tower
    »), планируется ввести в строй в 2023 году.



Район «Академический», г. Екатеринбург

  • Площадь участка — 1300 га;
  • население — 325 тыс. человек;
  • жилая площадь — 9 млн м²;
  • автомобильные стоянки — 160 000 машиномест;
  • социально-торговые объекты в зоне пешеходной доступности — 1,8 млн м²;
  • общественные, деловые, спортивные и культурные объекты — 2,4 млн м².

Работы на проекте начались в 2006 году, непосредственно жилье начали строить в 2007 году.
Общий объём инвестиций в проект оценивался в 20 млрд долларов, в том числе первой очереди — 7 млрд долларов.


Жилой район имени Ю. А. Гагарина («Солнечный-2»), г. Саратов


Город Циолковский, Амурская область

Город назван в честь основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского, предложившего и рассчитавшего возможность использования ракет для полётов в космос. Это будет первый населённый пункт в России, названный в честь Циолковского. Название предложил Владимир Путин
во время посещения стройплощадки Космодрома «Восточный» на день Космонавтики 12 апреля 2013 года См. фоторепортаж
.


Национальный космический центр, г. Москва


Жилой комплекс «Sydney City»



Серный проект Горно-металлургической компании «Норильский никель»


Сеть из четырёх мусоросжигательных заводов в Московской области


При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки
, архитектором которого был Бруно Гранхольм
.




Уральский электрохимический комбинат — комплексная модернизация

В Петербурге после реконструкции открылся аэродром в Левашово, но обещание Валентины Матвиенко продолжает работать

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

Аэродром в Левашово торжественно — с хлебом и солью — открылся под Петербургом 27 декабря
. До этого он два года реконструировался в рамках уникального концессионного соглашения, не имеющего аналогов в современной России — партнерами выступили Министерство обороны и ПАО «Газпром». Минобороны предоставляет свой аэродром, а газовый монополист получает возможность для совместного базирования там рядом с военной авиацией гражданских самолетов. Однако их ждать еще очень долго.

Общая стоимость этого проекта, заявленная военным ведомством
, — 10 млрд рублей. Входит ли в эту сумму строительство гражданской части — не уточняется. Ранее СМИ со ссылкой на материалы «Газпрома» называли другую сумму — 41 млрд рублей
, что ставит этот проект в один ряд с самыми крупными инфраструктурными проектами Петербурга. Первоначально планировалось, что в рамках концессии «Газпром» должен был получить от военных 198 га вокруг аэродрома, однако позже корпорация ставила на конкурсе перед геодезистами еще более амбициозную задачу — обосновать переход прав к госмонополии сразу на 466 га. К примеру, победитель «конкурса землемеров» должен был подготовить, согласовать и утвердить проектную документацию по изменению границ Курортного лесопарка. Для сравнения, Пулково сейчас занимает около 1000 га.

При этом в заявляемых планах речь шла о пропускной способности в 250 пассажиров в час, то есть даже при наилучших раскладах — 2,2 млн человек в год. В Пулково речь идет о 20 миллионах человек.

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР













  • Главная интрига возникновения в Петербурге второго аэропорта — в данном 12 лет назад губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко (сейчас — спикер Совета Федерации) обещании. В 2009 году, когда заключалось концессионное соглашение на 1,3 млрд евро на строительство нового терминала в Пулково, городские власти давали гарантию, что не будут развивать новых аэропортов в черте города, и даже взяли такое же обязательство у руководства Ленобласти. В частности, таким образом была поставлена точка в многолетних предсмертных мучениях аэропорта Ржевка (который инвестор и владелец — группа «ПТК» когда-то намеревалась перезапустить как раз к 2009 году).

    Петербургом уже руководят люди, ничего не обещавшие тогда концессионерам. К тому же решение о стройке в Левашово — на Владимире Путине
    , так что вряд ли Смольный можно упрекнуть в нарушении обязательств. Тем не менее самым мистическим образом слово Валентины Матвиенко продолжает работать.

    Несколько лет назад Ленинградская область в одностороннем порядке вышла из соглашения,

    запустив проект реконструкции аэропорта в Сиверской
    стоимостью 6 млрд рублей, «заточенного» на авиакомпании-лоукостеры.
    Благословлял

  • его лично в ту пору министр транспорта Максим Соколов (сейчас — гендиректор «АвтоВАЗа»), после того как военные передали его в муниципальную собственность. Правда, пока принимать регулярные рейсы в Сиверской так и не начали. И уж тем более плачевно окончились планы инвестора по развитию сети региональных аэропортов
    .

  • Точно такой же, как у Левашово, статус аэропорта совместного базирования уже довольно давно получил и военный аэродром в Пушкине. Однако Сергей Дранник, гендиректор ЗАО «Промавиа», работающего на этом аэродроме, рассказывает, что по договоренности с военными пока в Пушкин летают только небольшие самолеты региональной авиации Л-410 (19 кресел). Правда, назвать регулярными такие полеты нельзя даже обладая большим оптимизмом. « Последний самолет в этом году прилетел к нам из Вологодской области, но с началом 2022 года ситуация сильно изменилась, — говорит Сергей Дранник. — Наши планы не очень амбициозные, но мы надеемся, что со следующего года удастся возобновить полеты и потихоньку развивать направления в Псковскую, Вологодскую, Архангельскую область и Карелию». В любом случае, говорить о работе Пушкина как полноценного авиаузла, и тем более конкурента Пулково, не приходится.

    Торжественное открытие ВПП в Левашово 27 декабря приближает падение монополии Пулково лишь отчасти. Да, в планах «Газпрома» — базировать там авиапарк «Газпромавиа» и обслуживать свои корпоративные перевозки. Однако, во-первых, ситуация в стране сейчас меньше всего способствует развитию гражданской инфраструктуры на военных авиаобъектах. Наглядный пример — Пушкин. Кроме того, и Сергей Дранник тоже говорил об этом, рынок, мягко говоря, просел. Для Пулково достаточно, чтобы отчитаться о пусть небольшом, но росте пассажиропотока в этом году
    , однако на конкурентов трафика уже очевидно не хватит.

    Так что размеренная и явно без опережения графика работа по открытию гражданской части Левашово вполне понятна. К слову, масштабные работы там начались еще весной 2020 года
    , спустя год городские власти согласовали концепцию облика аэропорта
    , а в конце этого года на суд публики были представлены детализированные эскизы
    . Теперь ждем как минимум 2024 года, чтобы увидеть воплощение этих идей в бетоне и стекле.

    Согласно графику
    , примерно 6,5 млрд должно было быть освоено в этом году, 25,1 млрд — в 2023-м и 9,2 млрд — в 2024-м. Срок исполнения обязательств — ноябрь 2024 года. Впрочем, ни один из присутствующих на сегодняшней церемонии открытия взлетной полосы так и не смог ответить на вопросы «Фонтанки», когда же в Левашово начнут летать гражданские самолеты и выдерживается ли заданный график.

    ЗАПАДНЫЙ СКОРОСТНОЙ ДИАМЕТР

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *