ЗАКУПКА ПО ПРЯМОМУ ДОГОВОРУ

Закуп по прямым договорам – неконкурентный вид закупа. По такому договору можно сделать закуп лишь по строгому перечню. Привели несколько примеров, когда можно закупиться по прямому договору и избежать проблем с законом.

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Среди описанных в действующем законодательстве видов организации закупки отдельной строкой идёт прямой договор по 44 ФЗ. Следует тщательно изучить, что это за способ заключения контракта и в чём его особенности.

Прямые закупки по 44-ФЗ заключают с единственным поставщиком, конкурентные процедуры не проводят. На первый взгляд, это наиболее простые формы контрактов. На практике такие соглашения требуют соблюдения закрепленных законом условий, если их не соблюдать — сторон контракта накажут привлечением к административной ответственности.

ЗАКУПКА ПО ПРЯМОМУ ДОГОВОРУ

Прямые закупки по 44-ФЗ заключают с единственным поставщиком, конкурентные процедуры не проводят. На первый взгляд, это наиболее простые формы контрактов. На практике такие соглашения требуют соблюдения закрепленных законом условий, если их не соблюдать — сторон контракта накажут привлечением к административной ответственности.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку
и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое прямой договор по 44-ФЗ
  • Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ
  • Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч
  • Как заключать прямой договора по 44-ФЗ: порядок и нюансы
  • Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

Для участвующих в закупках людей может быть актуален вопрос, что такое прямой договор по 44-ФЗ. Данное соглашение заключается с единственным поставщиком, что позволяет исключить проведение определённых процедур.

Но в каких ситуациях возможно заключение прямого договора, какие нюансы при этом следует обязательно учесть, плюс какие нововведения ожидаются в 2020-м году? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

Обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком: образец отчёта

Согласно ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан определить цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37 — 41, 46 и 49 части 1 цена контракта подлежит обоснованию, которое должно быть включено заказчиком в контракт. Как следует из приведённой нормы, понятия «определение» и «обоснование» не являются тождественными. В связи с чем, для большинства закупок не требуется составление какого-либо отдельного документа, подтверждающего проведения заказчиком мероприятий по определению цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Однако для снижения рисков признания заказчика нарушившим требования действующего законодательства рекомендуется составить отчёт об определении цены контракта.

Отчет составляется и утверждается до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована. Обоснование закупки у ед. поставщика включает следующие пункты: Цель и необходимость закупки товара, работы, услуги. Описание товара, работы, услуги и существенных условий договора.

В случаях, установленных ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ указанная форма отчёта может быть включена в состав контракта.

При наличии нормативных актов, принятых в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, определение цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным таким нормативными актами.

Документы

Что такое прямой контракт

Закон закрепляет, что прямой контракт по 44-ФЗ — это сделка, которую заключают без торгов и аукционов. Его заключают с единственным поставщиком без конкурентных процедур. Это не означает, что сведения о прямой закупке нигде не нужно фиксировать и публиковать. В некоторых случаях прямую сделку проводят через ЭТП.

Доступна покупка небольших объемов напрямую у поставщика или через электронную площадку. Учитывайте годовой лимит: если он превышен, заключить прямой договор нельзя.

Такие прямые контракты в госзакупках регламентирует ст. 93 ФЗ № 44, эта норма обязательна для всех заказчиков.

Статья 93 закрепляет, до какой суммы можно заключать договор без торгов по 44-ФЗ:

Для заказчика заключение контракта по 44-ФЗ не требует доказательств целесообразности выбора другого поставщика, стоимости сделки и иных условий. Данные по сделке не публикуют в ЕИС. Это упрощает процедуру заключения сделки.

Общую сумму договора указывают в плане-графике. Для удобства ведут реестр прямых контрактов, чтобы информация для финансового годового отчета была под рукой.

Существуют заказы малого объема, до 5 млн руб. Их проводят по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44. Закупка требует соблюдения условий:

  • заказ размещают на ЭТП;
  • ограничен годовой объем госзакупок.

Вот до какой суммы прямой договор по 44-ФЗ разрешено заключать:

  • 2 млн руб. или 10% от годовой суммы (не более 50 млн);
  • 50 млн руб. или 50% от годовой суммы (не более 30 млн).
  • 100 млн руб. для госзакупок «с полки» — по ч. 12 ст. 93.

С 01.01.2023 заказчик видит предварительные предложения поставщиков по КТРУ на ЭТП при подготовке извещения. Сделка состоится даже при наличии одной заявки, ранее требовались минимум две.

Что такое прямой контракт

Закон закрепляет, что прямой контракт по 44-ФЗ — это сделка, которую заключают без торгов и аукционов. Его заключают с единственным поставщиком без конкурентных процедур. Это не означает, что сведения о прямой закупке нигде не нужно фиксировать и публиковать. В некоторых случаях прямую сделку проводят через ЭТП.

Доступна покупка небольших объемов напрямую у поставщика или через электронную площадку. Учитывайте годовой лимит: если он превышен, заключить прямой договор нельзя.

Такие прямые контракты в госзакупках регламентирует ст. 93 ФЗ № 44, эта норма обязательна для всех заказчиков.

Статья 93 закрепляет, до какой суммы можно заключать договор без торгов по 44-ФЗ:

Для заказчика заключение контракта по 44-ФЗ не требует доказательств целесообразности выбора другого поставщика, стоимости сделки и иных условий. Данные по сделке не публикуют в ЕИС. Это упрощает процедуру заключения сделки.

Общую сумму договора указывают в плане-графике. Для удобства ведут реестр прямых контрактов, чтобы информация для финансового годового отчета была под рукой.

Существуют заказы малого объема, до 5 млн руб. Их проводят по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44. Закупка требует соблюдения условий:

  • заказ размещают на ЭТП;
  • ограничен годовой объем госзакупок.

Вот до какой суммы прямой договор по 44-ФЗ разрешено заключать:

  • 2 млн руб. или 10% от годовой суммы (не более 50 млн);
  • 50 млн руб. или 50% от годовой суммы (не более 30 млн).
  • 100 млн руб. для госзакупок «с полки» — по ч. 12 ст. 93.

С 01.01.2023 заказчик видит предварительные предложения поставщиков по КТРУ на ЭТП при подготовке извещения. Сделка состоится даже при наличии одной заявки, ранее требовались минимум две.

Что такое прямой договор по 44-ФЗ

Прямой договор по 44-ФЗ

Вначале разберемся с тем, что означает прямой договор по 44-ФЗ и до какой суммы его можно заключать. Этот термин применяется к контракту, который заказчик подписывает с единственным поставщиком при небольших объемах закупки. С 1 июля 2019 года в ст. 93 закона 44-ФЗ были внесены изменения, касающиеся суммы прямого договора (Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Раньше прямой договор можно было заключить на поставку товаров и услуг в пределах 100 тыс. руб., теперь же эта сумма выросла до 300 тыс. руб. Изменения закона не коснулись остальных ограничений, общий объем малых закупок в течение года да по-прежнему должен находиться в пределах 2 млн руб. или не превышать 5 % от совокупного объема и 50 млн руб. Лимиты при этом также не распространяются на закупки, которые идут на нужды администраций населенных пунктов сельского типа.

Одной из сторон экономической деятельности предприятий является ежедневное совершение различных сделок. Часть из них оформляется прямыми договорами между заказчиком и непосредственным исполнителем. Заказчик имеет право заключить прямой договор на монтаж оборудования либо с подрядной организацией, либо с производителем этого оборудования, не подключая к сделке генподрядчика.

Также заказчик может сам определить подрядную организацию и заключить с ней прямой договор на возведение объектов специального назначения или выполнение особых работ. В этом случае потребуется согласовать данную сделку с генподрядчиком. Такие взаимоотношения сторон являются закупкой по прямому договору по 44-ФЗ (ст. 93), то есть сделка совершается с единственным поставщиком, конкурсная процедура выбора подрядчика не проводится.

Что такое закупка без использования электронной системы

Закон Украины «О публичных закупках»
предусматривает возможность производить закупки без использования электронной системы. Такие исключения, как правило, позволяют заключать прямые договоры с избранным заказчиком поставщиком товаров, поставщиком услуг или производителем работ. Эти закупки определяют как закупки без использования электронной системы закупок.

В период действия военного положения упрощенные закупки не применяются, а условий для заключения прямых договоров стало больше. Соответственно и требования к обнародованию информации о таких договорах в форме отчета о заключенном договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ, изменены.

Порядок закупок за публичные средства на период действия военного положения регулируют Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178
(далее – Особенности).

По этому порядку прямые договоры, заключаемые заказчиками, можно разделить на две категории:

  • если стоимость меньше установленных пределов для проведения открытых торгов;
  • если есть отдельные основания, определенные в пункте 13 Особенностей.

Для обеих категорий предусмотрено внесение информации о такой закупке в годовой план и обнародование отчета о договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ.

Для договоров, заключенных на основании пункта 13 Особенностей № 1178, дополнительно установлено требование в случае заключения договора о закупке согласно подпунктам 5-11, 14 этого пункта обнародовать вместе с отчетом договор о закупке и приложения к нему, а также указывать основания для осуществление закупки согласно настоящему пункту.

Кроме того, пункт 11 Особенностей № 1178 устанавливает, что в случае осуществления закупки, стоимость которой меньше 50 тыс. гривен, без использования ЕСЗ, заказчик не обнародует в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования ЕСЗ.

Что такое прямой контракт по 44-фз

Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) регламентировано статьёй 93 44-ФЗ. В отдельных случаях заключение таких контрактов ограничено суммой сделки и допустимым объёмом таких закупок.

Так, в соответствии с п.4 ч.1 статьи 93 заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

При этом годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей. Указанные ограничения годового объёма закупок не применяются только в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Отдельные заказчики могут осуществлять закупки ТРУ по п.5 ч.1 статьи 93 на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. При этом годовой объём таких закупок не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн рублей.

В список таких заказчиков включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причём как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 5 части 1 статьи 93 ФЗ №44 чётко прописано, кто может осуществлять такие закупки.

Если закупка товара по п.4 и 5 ч,1 статьи 93 осуществляется в электронной форме с использованием электронной площадки, то заключить контракт можно на сумму, не превышающую трёх миллионов рублей. При этом годовой объём таких закупок не увеличивается.

Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.

Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:

  • обеспечение возможности работы с уже проверенным поставщиком;
  • максимально простая процедура, которую сложно нарушить;
  • минимальные сроки выполнения закупки;
  • отсутствие необходимости в подготовительных мероприятиях по выбору поставщика, размещению документации в ЕИС.

Полный список оснований для того, чтобы подписать этот контракт, указан в части 1 статьи 93 законодательного акта о госзакупках. Заключение контракта с единственным поставщиком разрешено в любом из указанных в статье 93 случаев, но при наличии соответствующих оснований.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Прямой договор до 300 тыс 44 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Прямой договор до 300 тыс 44 фз
(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ

(Чагин К. Г.)

(«Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях», 2020, N 1)

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке <3> В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50% утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше — 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50% утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе N 44-ФЗ — 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона).

Статья: Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ

(Чагин К.)

(«Прогосзаказ.рф», 2019, N 11)

Например, в г. Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого является обязательным для всех городских муниципальных бюджетных учреждений, всех городских муниципальных автономных учреждений, всех городских муниципальных унитарных предприятий при утверждении ими своих положений о закупке <3>. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в Законе N 44-ФЗ <4>. В частности, любые закупки у единственного поставщика разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и соответствующие годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50% от утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше — 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50% от утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе N 44-ФЗ, — 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно <5>.

Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

Что изменится в 44-ФЗ в 2020 году

1. С января 2020 года вступают в силу изменения в 44-ФЗ. В таблице ниже приводится перечень новых норм с комментариями
.

2. Нововведения в закон о контрактной системе с апреля 2020 г
Федеральный закон

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ с 1 апреля 2020 года вводит в 44-ФЗ новые правила, по которым будет проводиться контроль за процедурами закупок.

  • Функции контроля возлагаются на Единую информационную систему в части правильного использования информационных кодов закупки (ИКЗ). Е ИС также будет контролировать, чтобы сумма обеспечения контрактов не превышала заявленную в документации – планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов.
  • Вся вышеуказанная информация, аккумулированная в ЕИС, будет передаваться на рассмотрение вновь созданному органу контроля, в качестве которого Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти. Предметом контроля будет правильность применения ИКЗ и недопущение превышения сумм финансового обеспечения. То есть объём финансового обеспечения, указанный в извещениях, не должен быть больше того, который отмечен в планах-графиках.

Следующие этапы контроля – отсутствие превышения данных сумм в протоколах по отношению к извещениям, в проектах контрактов по сравнению с условиями протоколов. Порядок контрольных мероприятий также будет устанавливаться Правительством РФ.

3. Нововведения в закон о контрактной системе с июня 2020 года
Нововведения в закон о контрактной системе

Новые положения 44-ФЗ с 01.07.2020 приведены в таблице ниже.

Новости госзакупок от ГК «Ценный Контракт»

Спасибо за подписку на наши новости!

Теперь вы будете первыми узнавать о новостях из мира госзакупок и получать полезные предложения и акции

Как выбрать поставщика для закупки по прямому договору

Порядок выбора поставщика зависит от обстоятельств и причин, из-за которых заказчик заключает прямой договор. К примеру, если нужно сделать закупку у единого поставщика, заказчик выбирает его из специального реестра на СИП.

Как закупаться у единого поставщика

В остальных случаях заказчик самостоятельно выбирает поставщика для закупки по прямому договору.

Чем различаются прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Прямые контракты по ВЭД и 44-ФЗ

Предприятия могут вести свою деятельность не только в пределах России, но и иметь зарубежных партнеров, закупки у которых осуществляются также на конкурсной основе либо по прямым договорам. Контрагенты при этом заключают контракт ВЭД (внешней экономической деятельности). Российская фирма-импортер закупает товар у зарубежного производителя, следовательно, данная сделка подпадает под нормы таможенного законодательства, а не контрактного.

Статья 93 44-ФЗ устанавливает следующие условия для прямых закупок у единственного поставщика:

  • до 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • до 600 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Эти ограничения по лимиту прямых договоров по 44-ФЗ введены с лета 2019 года. По первому пункту до 01.07.2019 было 100 000 руб., а по второму до 31.07.2019 – 400 000 руб.

Если заключается прямой договор с единственным поставщиком, то у заказчика нет необходимости обосновывать целесообразность выбора исполнителя, цены и прочих значимых положений договора. Также нет необходимости размещать сведения о прямых закупках в ЕИС. Необходимо только составлять план график, в который вносится информация по общему объему закупок, дифференцированная по существенным условиям договора, в том числе по прямым поставкам. Для того чтобы удобнее было составлять финансовые отчеты, целесообразно вести отдельный реестр прямых контрактов.

Как заключать прямой договор по 44-ФЗ

Нововведения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года отменили необходимость размещения информации в ЕИС при закупках у единственного поставщика при заключении прямых контрактов. Каких сроков следует придерживаться при подписании такого рода прямых договоров? Закон отводит от 5 до 30 дней на заключение прямого договора по 44-ФЗ. Обоснование этому содержится в положениях 44-ФЗ, где говорится, что прямой контракт не может быть подписан ранее 5 дней, и ст. 528 Гражданского кодекса РФ, устанавливающий тридцатидневный срок для заключения договора.

Заключая прямой договор по 44-ФЗ, следует придерживаться нижеприведенного регламента:

  1. Руководство издает приказ, в котором содержится решение об осуществлении прямой закупки.
  2. Отдел, ответственный за контрактную работу, проводит расчеты по цене, составляет ее обоснование и разрабатывает проект договора.
  3. Предприятие выбирает поставщика, после чего отправляет ему документацию, содержащую условия сделки, и предложение о заключении прямого контракта.
  4. Потенциальному подрядчику (поставщику) направляется проект договора.
  5. Стороны подписывают прямой договор. Если его условиями предусмотрено обеспечение исполнения контракта, исполнитель должен внести необходимую сумму.

Чем отличаются прямые контракты по ВЭД от 44-ФЗ

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предполагает отличия по процедуре закупок. В рамках ВЭД прямая закупка по 44-ФЗ — это сделка, которую заключает отечественный импортер с организацией — изготовителем товара.

В таких отношениях необходимо уделять внимание таможенному оформлению грузов. Для контрактов ВЭД не требуется свидетельство для допуска к подписанию прямого договора для сторон.

Вместо контрактных норм такие договоры регламентируют таможенные.

Ответственность сторон

Если превысить лимит, заказчику назначат штраф по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ

— до 30 000 руб.

Чтобы не получить штраф, фиксируйте суммы закупок по контрактам малого объема.

Письмо Минфина № МШ/83177/22 от 06.09.2022

разъяснило, что закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 подлежат возврату, использование информационных систем — не исключение.

ФАС, по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93, не вправе привлечь заказчика или поставщика к ответственности, поскольку закупки у едпоставщика не входят в компетенцию антимонопольного органа.

Кто может заключать прямой договор по 44-ФЗ до 400 тысяч

В п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ приводится перечень организаций, для которых установлена максимальная сумма прямого договора по 44-ФЗ в 400 тыс. руб.:

  • федеральные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением объектов культурного наследия;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • парки отдыха;
  • цирки;
  • музеи;
  • библиотеки и архивы;
  • научные организации;
  • организации для сирот;
  • физкультурно-спортивные организации и др.

Кроме того, закон вводит дополнительные ограничения на подобные прямые закупки: их общий объем должен быть не более 50 % от годовой суммы закупок или не выше 20 млн руб.

Пример

Например, если закупаем ламинат по прямому контракту, делаем это на «Березке»
.

Прямая закупка по 44-ФЗ

Если заказчик обнаружит предложение с более выгодной ценой, то госконтракт заключают в обычном порядке. Составляют соглашение, в нем указывают объект закупки, стоимость и условия. После подписания внесите данные в реестр на ЕАТ, чтобы контролировать годовой лимит.

Еще по теме:

Отличие прямого контракта ВЭД от прямого договора по 44 ФЗ

Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортёром и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.

Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьёй 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объёма. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены (за исключением отдельных пунктов ч.1 статьи 93), других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объёма закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчётность за финансовый год.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал. Торги
. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Чем отличаются прямые контракты по ВЭД от 44-ФЗ

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предполагает отличия по процедуре закупок. В рамках ВЭД прямая закупка по 44-ФЗ — это сделка, которую заключает отечественный импортер с организацией — изготовителем товара.

В таких отношениях необходимо уделять внимание таможенному оформлению грузов. Для контрактов ВЭД не требуется свидетельство для допуска к подписанию прямого договора для сторон.

Вместо контрактных норм такие договоры регламентируют таможенные.

Как заключить прямой контракт в «Березке»

Заказчики закупают товар у единственного поставщика с помощью площадок:

  • «Березка»;
  • электронные торговые площадки (ЭТП-торговля и пр.);
  • портал поставщиков;
  • региональные электронные магазины.

«Березку» используют для заключения:

Прямые закупки по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44 до 5 млн руб. проводят на электронных площадках, ЕАТ не используют.

Федеральные власти и казенные учреждения, подведомственные организации закупаются на этом ресурсе. Регионы вправе выбрать другой сервис, если нет прямого указания о применении ЕАТ. Силовиков освободили от работы на агрегаторе, они закупаются по прежним правилам.

В каких случаях проводить госзакупки по прямым договорам

Провести госзакупку по прямому договору можно в четырех случаях (статья 71 Закона
):

1. При закупке у единого поставщика следующих товаров и услуг:

  • технически сложных товаров, альтернативы которым нет на рынке;
  • культурных ценностей;
  • на основании актов Президента или Кабмина;
  • товаров субъекта естественной монополии;
  • работ или услуг, выполнить которые могут только госорганы или их подведомственные структуры;
  • товаров по тарифам Кабмина.

Уполномоченный орган госзакупок совместно с Кабмином вправе устанавливать и другие случаи госзакупок по прямым договорам.

2. В электронных магазинах:

  • товаров на сумму, не превышающую 25 000 БРВ по одному договору (для бюджетных заказчиков – 2 500 БРВ);
  • работ, услуг на сумму, не превышающую 100 БРВ по одному договору (для бюджетных заказчиков – до 50 БРВ) ( ст. 49 Закона
    ).

3. При закупке товаров, работ и услуг из Перечня (Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.09.2018 г. № ПП-3953
).

Прямые договоры необходимо разместить в СИП
не позднее трех дней с даты заключения.

4. В случаях, когда госзакупки проводят в соответствии с п. 2
Постановления Президента от 27.09.2018 г. № ПП-3953 для:

  • обеспечения нужд РУз в целях ликвидации ЧС по перечням, утверждаемым МЧС по согласованию с уполномоченным органом в области госзакупок;
  • назначения адвоката (представителя) для участия в судебных разбирательствах;
  • приобретения товаров, работ и услуг, на которые установлены фиксированные цены в соответствии с законодательством.


В отношении некоторых госзаказчиков применяется особый порядок проведения закупок (№ПП-5171 от 02.07.2021 года). Им нельзя осуществлять закупки напрямую без проведения тендерных торгов.

Если закупка по прямому договору разрешена распоряжениями правительства, то договор и допсоглашения к нему подлежат комплексной экспертизе в Центре комплексной экспертизы.

Пример

Например, если закупаем ламинат по прямому контракту, делаем это на «Березке»
.

Если заказчик обнаружит предложение с более выгодной ценой, то госконтракт заключают в обычном порядке. Составляют соглашение, в нем указывают объект закупки, стоимость и условия. После подписания внесите данные в реестр на ЕАТ, чтобы контролировать годовой лимит.

Еще по теме:

Публичные закупки без применения электронной системы

Закупки без применения электронной системы стали основными во время военного положения. Эксперт поможет разобраться, какую информацию при этом обнародовать. А также предоставляем протокол УЛ об осуществлении закупок без использования электронной системы

Schkola1.png

Станьте слухачем Вищої школи Закупівельника

й отримайте доступ до бази оновлених зразків документів — від протоколів УО до додаткових угод

Протокол УЛ об осуществлении закупки без использования ЕСЗ

Свое решение об осуществлении закупки без использования ЕСЗ уполномоченное лицо должно оформить протоколом (ч. 10 ст. 11 Закона № 922). Особых требований к формированию таких протоколов Закон № 922 не устанавливает. Есть только напоминание, что уполномоченный имеет:

  • указать дату принятия решения;
  • подписать такой протокол.

Следовательно, уполномоченное лицо оформляет протоколом все свои решения с указанием даты и перечнем вопросов со ссылками на положения Закона № 922 с учетом особенностей, регулирующих эти вопросы.

Ответственность сторон

Если превысить лимит, заказчику назначат штраф по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ

— до 30 000 руб.

Чтобы не получить штраф, фиксируйте суммы закупок по контрактам малого объема.

Письмо Минфина № МШ/83177/22 от 06.09.2022

разъяснило, что закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 подлежат возврату, использование информационных систем — не исключение.

ФАС, по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93, не вправе привлечь заказчика или поставщика к ответственности, поскольку закупки у едпоставщика не входят в компетенцию антимонопольного органа.

Как заключить прямой контракт в «Березке»

Заказчики закупают товар у единственного поставщика с помощью площадок:

  • «Березка»;
  • электронные торговые площадки (ЭТП-торговля и пр.);
  • портал поставщиков;
  • региональные электронные магазины.

«Березку» используют для заключения:

Прямые закупки по ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44 до 5 млн руб. проводят на электронных площадках, ЕАТ не используют.

Федеральные власти и казенные учреждения, подведомственные организации закупаются на этом ресурсе. Регионы вправе выбрать другой сервис, если нет прямого указания о применении ЕАТ. Силовиков освободили от работы на агрегаторе, они закупаются по прежним правилам.

Протокол закупки без использования электронной системы

Протоколов в работе УО на базе Особенностей в период военного положения вправду много. Протоколы УО, которые обязательно нужно оформлять при закупках без использования ЕСЗ:

● о планировании, проведении закупки товаров/работ/услуг до 50 тыс. гривен;

● о планировании, проведении закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 1,5 млн гривен, и обнародование отчета;

● о планировании, проведении закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых составляет или превышает 1 ,5 млн гривен, и обнародование отчета в случае, если:

1) информация, которая должна быть обнародована в объявлении о проведении открытых торгов и/или в тендерной документации, относится к информации с ограниченным доступом или когда ее разглашение во время действия правового режима военного положения может представлять угрозу национальной безопасности и/или общественной безопасности и порядку , и/или безопасности объектов энергетической или газовой инфраструктуры, и/или объектов электроэнергетики, и/или объектов разработки или добычи углеводородов при наличии соответствующего обоснования;

2) заказчик или его обособленное подразделение, осуществляющее закупку согласно абзацу второму пункта 15 этих особенностей, находится на территории активных боевых действий, которые не были завершены на дату заключения договора о закупке;

3) заказчик не может соблюсти сроки для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, что должно быть документально подтверждено заказчиком, если публичные закупки товаров, работ и услуг осуществляются для:

  • проведение мероприятий по мобилизации и гражданской защите;
  • строительства, обустройства мест обитания внутренне перемещенных и эвакуированных лиц;
  • строительства, текущего ремонта, устройства защитных сооружений гражданской защиты, в том числе сооружений двойного назначения, простейших укрытий;
  • подготовки к проведению отопительного сезона (кроме закупки энергоносителей);

4) существует настоятельная потребность в осуществлении закупки в связи с возникновением объективных обстоятельств, исключающих соблюдение заказчиком сроков для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;

5) работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным предприятием в одном из следующих случаев:

  • предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения;
  • заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
  • отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;
  • необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;
  • заключение договора о закупке с поставщиком «последней надежды» или с поставщиком универсальной услуги по поставкам электрической энергии или природного газа;

6) в случае отмены открытых торгов из-за неподачи ни одного тендерного предложения для участия в открытых торгах в срок, установленный заказчиком согласно этим особенностям, в том числе по лоту. При этом предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, проект договора о закупке, а также требования к субъекту, с которым заключается договор о закупке, не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации (кроме требований, определенных пунктом 47 этих особенностей), и сумма договора о закупке не может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточного количества участников процедуры закупки (участника процедуры закупки), с учетом приемлемого процента превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, если такой приемлемый процент указан в тендерной документации;

⚡ Протоколы УЛ для открытых торгов: выберите свой образец

7) после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара тем же поставщиком, если в случае изменения поставщика заказчик будет вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что приведет к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием, или в случае, когда такая закупка обусловлена изменениями отраслевых стандартов в сфере здравоохранения. Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 процентов цены договора о закупке;

8) у заказчика после заключения договора о закупке возникла необходимость в закупке дополнительных работ или услуг, связанных с предметом закупки основного договора, у того же производителя работ/предоставителя услуг. Возможность и условия выполнения таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения закупки. Закупка дополнительных работ или услуг у того же производителя работ/предоставителя услуг осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 процентов цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения закупки;

9) осуществляется закупка услуг по адвокатской деятельности;

10) осуществляется закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины;

11) осуществляется закупка услуг, необходимых для проведения спортивных мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивной реабилитации, которые включены в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины на соответствующий год;

12) осуществляется закупка товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения функционирования объектов критической инфраструктуры, отнесенных к I или II категории критичности в соответствии с Порядком отнесения объектов к критической инфраструктуре, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 9 октября 2020 г. № 1109, в случае невозможности соблюдения заказчиком сроков на проведение закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;

13) осуществляется закупка товаров, работ и услуг для строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора критической инфраструктуры по основным техническим показателям, согласованным Минэнерго;

14) осуществляется закупка природного газа субъектом хозяйствования, определенным для приобретения природного газа за счет расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Приобретение природного газа для прохождения отопительного сезона 2022-2023 годов» (УПКИК 2401200) в соответствии с частью первой статьи 41 О Государственном бюджете Украины на 2022 год»;

15) осуществляется закупка товаров, работ и услуг для осуществления мер, направленных на обеспечение защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов, а также для восстановления разрушенных или поврежденных в результате вооруженной агрессии российской федерации таких объектов;

16) закупка с применением электронного каталога не состоялась или в электронном каталоге отсутствует необходимый заказчику товар, если такая закупка была произведена в соответствии с пунктом 5 распоряжения КМУ от 25.09.2019 № 846 «Об определении государственного учреждения «Профессиональные закупки» централизованной закупкой.

зміст

Центральна частина статичний блок 2

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через электронный магазин

В соответствии с ч.12 статьи 93, кроме закупок на ЕАТ «Берёзка», заказчики имеют право покупки товаров в случаях, установленных п.4–5.2 ч.1 статьи 93 Закона №44-ФЗ у единственного поставщика с помощью электронных магазинов.

Закупки по ч.12 статьи 93 осуществляются на восьми электронных площадках, включённых в перечень, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р.

Алгоритм реализации закупочной процедуры выглядит следующим образом.

  • Поставщику нужно подготовить предварительное предложение. В тексте следует указать описание товарной позиции с учётом КТРУ, а также минимальное и максимальное количество, цену и прочие важные условия. Это предложение действует на протяжении месяца.
  • В свою очередь, заказчику нужно опубликовать в ЕИС извещение.
  • Далее оператор ЭП берёт на себя отбор нескольких предложений общим числом до 5. На это отводится 1 час. Все отобранные предложения получают порядковые номера и направляются заказчику для дальнейшего рассмотрения. Однако заявок должно быть больше 2.
  • У заказчика есть 1 сутки для изучения присланных заявок. Также ему нужно дать допущенным заявкам порядковые номера и сформировать протокол.
  • Следующий шаг – отправка документа оператору ЭП для размещения на электронной площадке и в ЕИС.

Заключение сделки предполагает наличие ЭЦП для торгов
. Необходимость соблюдения указанного условия прописана в Федеральном законе №44 и других нормативных актах.

  • Заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, в порядке, установленном статьёй 51 Закона №44-ФЗ, но с учётом особенностей, предусмотренных ч.6 статьи 50 данного закона.
  • Заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.
  • Поставщик должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днём, когда заказчик разместил проект.

Следует отметить, что закупать товары через электронный магазин это не обязанность, а право заказчика. Если речь идёт о закупке по п.4 и п.5 ч.1 статьи 93 на сумму до 600 тыс. рублей, то контракт можно заключить как на бумаге, так и в электронной форме. Если нужно купить товар на сумму свыше 600 тыс., но не более 3 млн рублей, то вариант один – через электронный магазин.

В части 12 статьи 93 ФЗ №44 оговорено, что заказчику требуется сформировать проект договора и обоснование.

Важно, что обеим сторонам потребуется обозначать наименования и параметры товарной позиции из каталога ТРУ.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова
?

С 1 января 2022 года закупки товаров у единственного поставщика по ч.12 статьи 93 обжалуются в том же порядке, что и электронные конкурентные процедуры.

Порядок заключения прямого контракта

Заказчики проводят закупки до 600 тысяч по 44-ФЗ в бюджетном учреждении, в иных организациях по ч. 4 п. 1 ст. 93 при годовом объеме закупок 2 млн руб. или 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.

Годовой лимит не применяется к закупкам для обеспечения потребностей сельских поселений.

В преамбулу включают положение о заключении сделки по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с последними изменениями на 2023 год, формулировку определяют стороны.

По пункту 5 ст. 93 договор заключают учреждения культуры:

  • заповедники;
  • музеи;
  • клубы;
  • цирки;
  • парки и пр.

Каждый прямой контракт не превышает 600 000 руб., а годовой лимит — 5 млн руб. или 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.

Сделки по ч. 12 ст. 93 заключают на торговых площадках. Для этого готовят извещение, проект контракта и обоснование цены. Документы направляют оператору ЭТП. Электронные процедуры, которые провели по этому основанию, не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе закупить по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контактной системе.

Порядок заключения прямого контракта

Заказчики проводят закупки до 600 тысяч по 44-ФЗ в бюджетном учреждении, в иных организациях по ч. 4 п. 1 ст. 93 при годовом объеме закупок 2 млн руб. или 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.

Годовой лимит не применяется к закупкам для обеспечения потребностей сельских поселений.

В преамбулу включают положение о заключении сделки по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с последними изменениями на 2023 год, формулировку определяют стороны.

По пункту 5 ст. 93 договор заключают учреждения культуры:

  • заповедники;
  • музеи;
  • клубы;
  • цирки;
  • парки и пр.

Каждый прямой контракт не превышает 600 000 руб., а годовой лимит — 5 млн руб. или 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.

Сделки по ч. 12 ст. 93 заключают на торговых площадках. Для этого готовят извещение, проект контракта и обоснование цены. Документы направляют оператору ЭТП. Электронные процедуры, которые провели по этому основанию, не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе закупить по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контактной системе.

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через ЕАТ

Заключение договора с единственным поставщиком возможно не только на бумаге, но и в электронной форме. Такая возможность предоставляется через единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Берёзка». Алгоритм действий несложный.

  • Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
  • Закупочный отдел берёт на себя задачу предварительного расчёта стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
  • Оператор ЕАТ берёт на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
  • Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
  • При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
  • При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговорённой суммы в установленный срок.

Сроки размещения информации о заключении прямого договора на СИП

В течение 3 рабочих дней с момента заключения прямого договора госзаказчик обязан разместить информацию об этом на СИП. Если информация о договоре не размещена на СИП, то оплата по данному договору не производится.

Показали на скриншотах, как разместить информацию о прямом договоре

Прямой договор считается правомерным, только если заключен с соблюдением условий статьи 71 Закона. Во всех других случаях заказчику нужно применять конкурентные виды закупок.


Статьи по теме



Спасибо, статья быстро помогла разобраться в рабочих вопросах.

Заключение

Сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры проведения закупок заказчик может по своему усмотрению. При этом важно учитывать нормы контрактного законодательства и чётко соблюдать их. В противном случае подписанный контракт будет признан нелегальным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *