Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 — 65426 от 18. 2016г.
Признаны в РФ иноагентами: ООО «Телеканал Дождь», АНО «Аналитический Центр Юрия Левады», НО «Фонд борьбы с коррупцией» (признана экстремистской организацией, запрещена), НО «Фонд защиты прав граждан» (признана экстремистской организацией, запрещена), ОД «Штабы Навального» (признано экстремистским, запрещено)
Накануне открытия Западного скоростного диаметра «ДП» вспомнил, как трасса строилась, сколько стоила бюджету и инвесторам, когда должна окупиться и на сколько строители обещают сократить автомобилистам время в пути.
Через 2 недели в Петербурге откроется центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД) и трасса заработает в полную силу (не считая того, что плату за проезд по этому участку начнут собирать лишь в следующем году). ЗСД строился с 2005 года. «ДП» вспоминает подробности этой эпохальной петербургской стройки.
По данным ЕГРЮЛ, оператор ЗСД ООО «Магистраль северной столицы» c лета 2011 года принадлежит кипрскому офшору «Исмер лимитед» (Ysmer Limited). При первичной регистрации весной того же года компания принадлежала Александру Романову, исполнительному директору «ВТБ Капитала» и на тот момент гендиректору МСС. Банк — один из членов консорциума инвесторов, в который также входят Газпромбанк, итальянская Astaldi, турецкие Ictas Insaat и Mega Yapi, кипрская GPB.
Затем, в 2012 году, пост гендиректора МСС занял Алексей Бнатов. По образованию он специализировался на вопросах международных отношений, и именно с этой специальностью была связана его карьера изначально. Непосредственно же перед назначением в МСС он работал гендиректором группы компаний «Агро-инвест», управляющей сельхозугодиями и агропредприятиями в Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Калужской и других областях.
Выручка МСС, по данным СПАРК, в 2013 году составила 7,4 млрд рублей, в 2014 году — 33,7 млрд рублей, в 2015 году — 28,9 млрд рублей, а чистая прибыль в те же годы — соответственно минус 65 млн рублей, 320 млн рублей и 446 млн рублей. Активы компании, по ее бухотчетности в СПАРК, по итогам 2015 года составляли 84,3 млрд рублей против 62,4 млрд рублей годом ранее.
Интересы городского правительства в стройке представляет АО «ЗСД», принадлежащее городу через комитет имущественных отношений и выступавшее заказчиком северного и южного участков. Активы компании, по ее отчету за II квартал 206 года, составляют почти 150 млрд рублей. Компанию возглавляет Игорь Лукьянов, на плечи которого вице-губернатор Игорь Албин полгода назад возложил разработку проекта нового государственно-частного партнерства — еще одной платной трассы в створе Фаянсовой и Зольной улиц.
Центральный участок ЗСД — самый дорогостоящий. Его строительство обошлось в 128 млрд рублей, из которых бюджет выделял 51 млрд. Строительство других двух участков велось за бюджетный счет. Работы на северном участке обошлись в 36 млрд рублей, на южном — в 47 млрд.
Концессионное соглашение предполагает, что в течение первых 4 лет работы ЗСД, до 2019 года, Смольный будет компенсировать убытки МСС, если таковые будут. Договор предполагает, что в год трасса будет зарабатывать не менее 9,6 млрд рублей. Разницу между этой суммой и реальной Смольный и должен компенсировать в течение первых 4 лет. В 2016 году в бюджете города на компенсацию заложено 4,1 млрд рублей, в 2017-м — 4,6 млрд рублей. Однако, если недостаток прибыли окажется больше, чем уже заложенные в бюджет суммы, городу тоже придется его выплатить.
В 2020 году ЗСД должен выйти на самоокупаемость. По договору с этого момента концессионер начнет выплачивать в бюджет Петербурга 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей, а себе оставлять, соответственно, 10%. Таким образом МСС будет управлять работой ЗСД до 2042 года. За этот период трасса должна принести в бюджет до 380 млрд рублей, то есть в разы больше, чем в нее вложили.
В этом году депутаты петербургского Законодательного собрания подвергли концессионное соглашение критике. Они указывали на то, что в результате первоначальные вложения бюджетных денег оказались слишком велики, тогда как формат государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает большее финансовое участие инвестора в проекте.
Однако в начале ноября 2016 года губернатор Георгий Полтавченко заявил, что правительство еще раз изучило концессионное соглашение и не нашло в нем признаков незаконного обогащения инвестора. Губернатор также указал на то, что при расторжении соглашения городу пришлось бы вернуть инвесторам около 70 млрд рублей, вложенных ими в стройку.
Проезд по ЗСД, длина которого составляет более 45 км (или около 70 км, если считать и развязки со съездами), займет менее 20 минут от начала до конца. За это время автомобилист пересечет весь город.
Запуск центрального участка запланирован на период с 28 ноября по 4 декабря. Точную дату чиновники и концессионер пока не определили. Участок уже достроен, и на нем ведутся пусконаладочные работы и работы по благоустройству.
Стоимость проезда по центральному участку пока не определена. В первые месяцы он будет бесплатным. Цена согласовывается между Смольным и МСС и должна в итоге устраивать обе стороны. По опыту открытия северного и южного участков можно сказать, что стоимость проезда называют в самые последние дни.
В этом году Смольный установил предельную планку, исходя из которой цена за проезд по всему ЗСД не превысит 600 рублей. Но очевидно, что на практике стоимость и так будет ниже примерно в 2 раза, дабы быть доступной для автомобилистов.
Центральный участок откроется со съездом на набережную Макарова на Васильевском острове. В последующие 5 лет планируется строительство и других съездов: на Шуваловский проспект, Новое шоссе и Шкиперский проток.
Южный и северный участки
Отметим, что сегодня проезд по южной части ЗСД стоит 80 рублей, по северной — 100 рублей. Как ранее отмечали представители МСС, это практически самые низкие расценки, существующие на платных трассах России. Ежедневно на северном и южном участке происходит до 140 тыс. оплат проезда. После ввода центрального участка этот показатель может увеличиться до 300 тыс. транзакций.
Автомобилистов всячески агитируют устанавливать транспондеры. Тогда деньги снимаются автоматически и машине нужно лишь притормозить, пока открывается шлагбаум, а не расплачиваться наличными или карточкой с кассиром. Сейчас МСС ведет переговоры с группой «Автодор», которая управляет платной трассой между Петербургом и Москвой, о том, чтобы на обеих трассах действовал единый транспондер.
Строительство ЗСД дало серьезный толчок развитию транспортной инфраструктуры в Петербурге. Открытие участков трассы привело к появлению десятка проектов строительства и реконструкции дорог, например, продления набережной Макарова и проектирования нового съезда с ЗСД на Васильевский остров, двух новых съездов в Приморском районе. Ремонт первого участка трассы Скандинавия также можно косвенно связать появлением скоростной магистрали, ведь ЗСД соединяется со Скандинавией в районе Белоострова, и нужно было уравнять пропускные мощности двух трасс. Помимо толчка к ремонту и развитию прилегающей к ЗСД улично-дорожной сети, трасса выполнила еще одну важную миссию – изменила отношение автомобилистов к платным дорогам, а инвесторов – к проектам ГЧП в дорожно-транспортной сфере. Во многом благодаря ЗСД сейчас активно обсуждается проект «Восточная хорда», который представляет из себя вторую платную трассу с мостом в створе улиц Фаянсовая и Зольная. Ее задача – разгрузить восточные и южные районы города, превратившись в еще одну вылетную магистраль. Именно такой путь развития дорожной сети сейчас избрали городские власти. Я считаю такой подход разумным. Нужно дать транспорту возможность быстро выехать из города, минуя забитую улично-дорожную сеть центральных районов Петербурга. Проекты платных трасс могут быть востребованы и в новых развивающихся районах, таких как Мурино, Шушары, Кудрово и т. Эти локации испытывают дефицит дорожной инфраструктуры, в связи с чем платные дороги, позволяющие быстро выехать из района, будут пользоваться спросом у населения. Наличие спроса сделает такие проекты привлекательными для инвесторов и позволит им получить требуемую прибыль. Ну и, конечно, строительство дополнительных трасс и путепроводов позволит разгрузить существующую сеть бесплатных дорог, что повысит привлекательность застраиваемых территорий. Я считаю, что такие проекты имеют право на существование, так как развитие городских и муниципальных дорог хронически отстает от темпов развития города и близлежащих районов Ленобласти.
В этом году планируется начать строить крупнейший после Западного скоростного диаметра (ЗСД) дорожный ГЧП–проект — Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный скоростной диаметр). Трасса протяженностью более 27 км пройдет от ЗСД в районе Благодатной улицы до КАД в районе Кудрово и дальше до Мурманского шоссе. По какой схеме бюджет будет его финансировать и кто сможет на этом заработать?
Проект разделен на шесть этапов, четыре из которых будут расположены на территории Петербурга. С первым, от ЗСД до развязки с Витебским проспектом, уже практически все понятно, его даже называют просто Витебской развязкой с ЗСД. И это действительно по сути будет развязка, съезд, только протяженностью 3,5 км.
Реализовывать его планируют в рамках существующего соглашения ГЧП по ЗСД. Участники останутся прежними: «Магистраль Северной столицы» (МСС, оператор ЗСД), одним из акционеров которой является группа ВТБ, Санкт–Петербург и АО «Западный скоростной диаметр» (принадлежит городу, основная обязанность — контролировать МСС).
Проект первого этапа Широтной магистрали скоростного движения был заложен еще в 2012 году в соглашение по ЗСД в составе так называемых «проектировочных решений», как и другие развязки, не все из которых построены к настоящему моменту.
«Развязка до Витебского проспекта будет реализована в рамках развития ЗСД, — пояснили “ДП” в комитете по инвестициям Петербурга. — У нас нет вариантов пойти по–другому. Мы войдем в документарный конфликт между двумя процедурами, если будем проводить отдельный конкурс по первому этапу ШМСД. Это решение заложено в соглашении ГЧП. Это и нецелесообразно, если есть понятный инвестор, который сейчас эксплуатирует ЗСД».
Стоимость Витебской развязки оценивается в 30–35 млрд рублей. Схема финансирования останется такой же, как и при строительстве Центрального участка ЗСД: бюджеты обоих уровней и деньги инвестора.
Две разные схемы
Федералы подтверждают готовность предоставить 10 млрд рублей до 2023 года включительно: 1 млрд рублей в 2020 году, в последующие годы — по 3 млрд рублей. Такую же сумму, по 10 млрд рублей, внесут город и инвестор. Стоимость всей магистрали оценивают примерно в 180 млрд рублей. В 2020 году на первый этап ШМСД Смольный выделит 1 млрд рублей, при этом город ведет расчеты по дополнительной потребности на этот год.
Для строительства основного хода ШМСД (2–4–й этапы) должен проводиться открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. При этом возникает вопрос, по какой схеме бюджет будет вносить свою долю.
В конце ноября 2018 года Смольный задумывался о том, чтобы в новых объектах, реализуемым на условиях ГЧП и концессии, в том числе и ШМСД, отказаться от МГД (минимального гарантированного дохода), заменив его капитальным грантом. При использовании механизма МГД риски недополучения доходов из–за низкого трафика, а также непредвиденных расходов на объекте берет на себя государство. Бывший вице–губернатор Игорь Албин полагал, что можно отказаться от МГД за счет увеличения срока окупаемости проекта для инвестора.
Оба хороши
Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Денис Качкин считает, что возможны оба варианта — МГД и капитальный грант, однако лучше всего использовать комбинированную схему.
«Капитальный грант позволяет уменьшить кредитное плечо, что сократит бюджетную нагрузку на проект в долгосрочной перспективе, но потребует средств в краткосрочной, на этапе строительства. МГД без капгранта — это внушительные выплаты на этапе эксплуатации и довольные банки, поскольку город закрывает риски спроса и трафика. Оптимальной же, на мой взгляд, будет являться комбинированная схема, при которой город выплатит капгрант и обеспечит МГД, но в значительно меньшем размере», — поделился эксперт.
В группе «ВИС» уверены, что реализация такого масштабного проекта, как ШМСД, потребует и капитальных грантов, и МГД. «Это немного разные механизмы, поэтому делать выбор между одним и другим не совсем правильно. Текущая ситуация со снижением деловой активности наглядно показала целесообразность, прозрачность и справедливость механизма МГД. Динамика сбора платы за проезд по всем платным дорогам страны упала более чем в 2 раза в апреле–мае. Выполнение обязательств инвесторов по проектам платных дорог в пользу финансирующих организаций, а также осуществление эксплуатации становится просто невозможным без МГД. На этапе же строительства проектов МГД требуется для привлечения тех самых кредитов, которые традиционно являются одним из источников финансирования ГЧП–проектов», — прокомментировали в группе «ВИС».
Проекты можно финансировать и без использования механизма компенсации затрат. Например, если бы риск трафика был полностью открыт, то ожидания инвесторов и кредиторов по целевой доходности были бы существенно выше, а объем доступного финансирования ниже, говорит первый заместитель главы ВТБ Инфраструктурный Холдинг Андрей Киселев. Однако это могло привести к невозможности привлечь требуемую сумму инвестиций или сделало бы их привлечение в принципе нецелесообразным.
ГГП
«Отказ властей использовать МГД и является одной из основных причин низкого интереса бизнеса к ГЧП–проектам. Из–за этого частный инвестор не сможет привлечь банковское плечо, потому что не закрыт ключевой риск — риск спроса. В связи с этим неудивительно, что в Петербурге проекты реализуются преимущественно в рамках государственно–государственного партнерства (ГГП)», — говорит генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов. ГГП — это реализация проекта в партнерстве с крупной государственной корпорацией или крупным государственным банком, поясняет эксперт, и одним из примеров как раз является ЗСД. «По факту в таких проектах государство договаривается само с собой, нет взаимодействия власти и частного бизнеса. А ведь именно проекты, в которых заинтересован частный капитал, экономически более целесообразны. Но в их реализации Петербург не является лидером, есть регионы, которые в этом плане его обогнали, например Самара», — считает Феликс Блинов.
Частный инвестор более внимательно следит за экономической целесообразностью и реализацией проекта. «Да, частный капитал стоит дороже денег госкорпораций и госбанков, но в итоге услуга для конечных потребителей — жителей — будет дешевле. В ситуации с ГГП строительство проекта выходит дороже, хотя деньги изначально привлекаются дешевые, в результате и стоимость услуги для жителей возрастает. Основываясь на той логике, по которой сегодня власти Петербурга организуют работу с ГЧП–проектами, мы ожидаем, что и Широтная магистраль, скорее всего, также станет проектом государственно–государственного партнерства со всеми вытекающими из этого определения возможными последствиями», — говорит Блинов.
Лучше свои
Ожидается, что в конце лета текущего года завершится экспертиза документации, необходимая для начала строительства первого этапа ШМСД. После этого стороны подпишут необходимые соглашения. Осенью, если все будет хорошо, начнется подготовка к строительству. По данным «ДП», с большой долей вероятности генеральным подрядчиком первого этапа станет иностранная компания, но не «Идж Ичташ Асталди» (ICA Construction), которая была генподрядчиком на Центральном участке ЗСД и 7–8–м этапах скоростной трассы М–11 «Нева». Российские компании на эту роль вряд ли претендуют, говорят люди, близкие к проекту.
«Если это будут турки, то нашим основным подрядчикам не очень интересно с ними работать, хотя некоторые и согласятся, наверное. С турками работать — это проблематичная история. Они лучше возьмут маленькие компании, чем крупные, чтобы легче было потом отбиваться от них и не платить им, как они это любят делать», — поделился с «ДП» представитель компании «ЭкспрессСтрой». Многие подрядчики до сих пор ждут, когда турки с ними расплатятся за работу. Ряд экспертов считает, что ШМСД ни в коем случае нельзя отдавать иностранной компании. Город может справиться и своими силами, как, например, на Северном и Южном участках ЗСД. Лучше даже, говорят участники рынка, по единственному поставщику отдать этот объект российской компании, а не иностранцам, как строительство «Тавриды» в Крыму отдали ВАД. В то же время у турецких компаний действительно накоплен богатый опыт работ на крупных стройках и им проще получить банковские гарантии, нежели нашим подрядчикам.
Группа ВТБ в лице ВТБ Инфраструктурный Холдинг за последние 10 лет привлекла в российскую экономику более $17 млрд прямых инвестиций, из которых около 6,5 млрд — кредиты и собственные средства группы ВТБ. Большинство крупных (более 10 млрд рублей) проектов ГЧП на федеральном уровне реализуются в сфере транспортной, главным образом автодорожной, инфраструктуры. На них приходится более половины всех проектов. На региональном уровне, безусловно, самым крупным является Западный скоростной диаметр (ЗСД). На наш взгляд, выгода использования механизма ГЧП намного шире и заключается не только в замещении бюджетных средств частными, которые привлекаются в значительных объемах и в короткие сроки, но и в перераспределении на частного инвестора значительных рисков, включая ответственность за стоимость и сроки строительства, качество и стоимость эксплуатации. Мы видим широкие перспективы применения механизмов ГЧП и концессии для развития инфраструктуры на региональном уровне. Однако количество подобных проектов в других регионах не так велико. Для развития региональных проектов важно разработать и утвердить на федеральном уровне методические рекомендации по оценке потенциальных ГЧП, подготовке конкурсной документации, проведению переговоров с победителями конкурса и заключению с ними соглашений. Известно, что принятие подобных рекомендаций на государственном уровне в других странах послужило причиной бурного развития ГЧП. По многим региональным проектам одним из вопросов, препятствующих запуску, остается проблема с получением федерального софинансирования. Часто регионы видят риск в подобном финансировании и поэтому не решаются запускать проекты либо сроки строительства уже запущенных проектов затягиваются в ожидании денег из федерального бюджета. В других случаях ключевым вопросом является подготовка концепции проекта. На наш взгляд, эти вопросы можно было бы решить более активной позицией со стороны федеральных органов власти, которые могут помочь региональным властям со структурированием проектов, подготовкой концепций и конкурсной документации, а также выработать долгосрочный план по предоставлению федерального софинансирования строительства инфраструктурных проектов. Со своей стороны мы подчеркиваем готовность к участию в новых проектах, видим в них значительный потенциал для развития экономики страны и рады возможности использовать накопленный нами опыт для создания новых объектов инфраструктуры.
Глава ВТБ Инфраструктурный холдинг
Ключевые этапы реализации проекта
1997 г. 17 ноябряРаспоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р для целей реализации проекта учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
1999 г. 12 ноябряПриказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2000 г. 01 февраляРаспоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2003 г. 27 февраляПолучено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2004 г. 04 ноябряАО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с АО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2005 г. 20 сентябряНачато строительство Южного участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения районов №3 и №4 Морского порта Санкт-Петербург в створе Автомобильной ул. 2006 г. 31 октябряРаспоряжением Правительства Российской Федерации №1494-р принято решение о реализации проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на концессионной основе»
30 ноябряРаспоряжением Правительства РФ №1708-р проект строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» включен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ
2008 г. 30 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. 2009 г. 14 апреляПредседатель Правительства РФ Владимир Путин осмотрел ход строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и одобрил предложение о начале строительства II очереди
2010 г. 19 маяНачато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от транспортной развязки с Приморским пр. до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
14 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул. 2011 г. 07 февраляОбъявлен открытый конкурс на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. 14 маяНа открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
09 августаПод председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были подведены итоги открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Решением конкурсной комиссия партнером признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
23 декабряВ присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2012 г. 10 октябряПри участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
20 декабря Состоялось финансовое закрытие по Соглашению о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2013 г. 01 мартаВ соответствии с условиями Соглашение о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофки до правого берега Большой Невки
02 августаВ присутствии Президента РФ Владимира Путина открыт для движения Северный участок ЗСД
07 октябряНа открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул. до наб. Екатерингофки введен платный проезд
01 декабряВ соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
2014 г. 15 маяСеверный участок ЗСД передан в эксплуатацию Партнеру — ООО «Магистраль северной столицы», введен платный проезд
2016 г. 02 декабряВ присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялось торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД и пуск движения по всей протяженности магистрали
04 февраляНа всей протяженности автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» введен платный проезд
2019 г. 28 январяНачато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с Новым шоссе
03 сентябряНа новой транспортной развязке ЗСД на пересечении с Новым шоссе открыто движение
2021 г. 24 мартаНачато строительство Витебской развязки ЗСД (I этап строительства Широтной магистрали скоростного движения)
сентябрь Начато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с ул. Шкиперский проток
14 сентябряОткрыто рабочее движение по транспортной развязке ЗСД с Шуваловским пр.
Значение и история проекта
Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.
ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.
Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.
Общая протяженность Западного скоростного диаметра по основному ходу составляет 46,6 км, при этом эстакадные участки составляют 52,7% всей протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 41,4%, в выемке — 5,9%. В местах пересечения трассы ЗСД с улично-дорожной сетью города, внегородскими автомобильными дорогами построено девять транспортных развязок и предусмотрено строительство еще четырех в будущем. В составе магистрали ЗСД выделены три участка – Южный, Центральный и Северный.
Проект строительства ЗСД — очень сложный и интересный с технической точки зрения. Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.
Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города. Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.
По автомагистрали осуществляются международные, межрегиональные, городские и пригородные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны, Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга.
Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.
Иностранные инвесторы купили крупную долю в проекте ЗСД
ВТБ продал 24,99% доли в петербургском проекте внутригородской платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», QIA вошла в долю ООО «Холдинг МСС» через дочернюю компанию F4 Holding LLC.
По данным «Спарка», остальные доли в капитале ООО распределены между ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (49%), ООО «Дефенсум-Инвест», принадлежащей ЗПИФ «Велум Капитал» (22,09%) и кипрской компании Blognot Limited (3,92%).
О планах ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» продать QIA 24,99% из пакета ВТБ в капитале «Холдинга МСС» стало известно в начале июня 2021 года. Соответствующий договор купли-продажи был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). «В ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте», — говорили тогда ВТБ. Как позже стало известно, долю в проекте сократила кипрская компания Blognot Limited; до сделки её доля в ООО «Холдинг МСС» составляла 28,91%.
Протяженность ЗСД составляет 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Общий объём инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. , писал РБК. По концессионному соглашению, заключенному в 2012 году, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали длинной 11,7 км, инвестировав 82,86 млрд руб. , и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет. Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор.
По итогам 2021 года, согласно отчетности ООО «Магистраль северной столицы» (концессионер проекта ЗСД, им владеет ООО «Холдинг МСС»), трафик составил 105 млн транзакций. Транспортный поток в 2021 году зафиксирован на 17% выше, чем в 2020 году и почти на 10% выше, чем в «доковидном» 2019 году, уточнили в компании.
Судя по отчётности ООО «Магистраль северной столицы», выручка компании с 2017 года не превышала 9,6 млрд руб. По данным «Спарка», в 2020 году выручка составила 8 млрд руб. , в 2019 году — около 7 млрд. Компания несет убытки: в 2020 году он составил 332,7 млн руб. , в 2019 году — 1,4 млрд руб.
Катар станет соинвестором скоростной трассы в Петербурге
Общий объем инвестиций в строительство дороги составляет 212 млрд руб.
Структура суверенного фонда Катара получит почти 25% в «Западном скоростном диаметре». Пока вся прибыль от проекта уходит на обслуживание кредитов — на получение дополнительных доходов он должен выйти в конце 2022 года
О том, что суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA) договорился о приобретении доли в проекте «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), РБК сообщили участники сделки. Планируется, что сделка (покупателем выступает 100% дочерняя компания QIA — F4 Holding LLC) будет закрыта во втором полугодии 2021-го «после выполнения ряда условий», в том числе получения одобрения Федеральной антимонопольной службой.
ЗСД — внутригородская платная магистраль в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Движение осуществляется по четырем–восьми полосам, максимальная разрешенная скорость движения — 110 км/ч.
Кто сейчас владеет дорогой
ЗСД строится на основе ГЧП с 2011 года: интересы города представляет АО «Западный скоростной диаметр», а частного партнера — ООО «Магистраль Северной столицы». Это ООО учредили ВТБ и Газпромбанк. Они же выступали кредиторами проекта вместе с ВЭБ. РФ, Евразийским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Но часть инвесторов и кредиторов из проекта вышли: официально об этом заявляли ВЭБ. РФ, Газпромбанк и ЕБРР.
Сейчас, по данным СПАРК, 100% ООО «Магистраль Северной столицы» контролируется ООО «Холдинг МСС» — это холдинговая компания проекта ЗСД, в которой получают долю катарские инвесторы. На текущий момент сделка согласована на следующих условиях: структура QIA покупает 24,99% долей в уставном капитале и акционерном кредите ООО. Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.
Текущий состав частных партнеров ЗСД (то есть в «Холдинге МСС») выглядит следующим образом:
- 49% долей — у структуры ВТБ;
- 24,9% ООО «Холдинг МСС» принадлежат зарегистрированной на Кипре компании Blognot Ltd. Ее бенефициар, согласно выписке из реестра, Роис Потамитис, как минимум в 2016 году занимавший пост управляющего директора консалтинговой компании BDO Ltd. Тогда же он сам называл себя «реальным владельцем» российского ООО. РБК направил запрос в консалтинговую компанию, в которой работал Потамитис.
Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.
«Мы приветствуем решение QIA о вхождении в проект и полагаем внимание знакового финансового института признанием качества проделанной работы и свидетельством перспектив развития проекта», — прокомментировал Олег Панкратов, гендиректор «ВТБ Инфраструктурный холдинг».
Какие еще значительные инвестиции есть у Катара в России
QIA является одним из крупнейших акционеров «Роснефти» — через QH Oil Investments ей принадлежит 18,53% (самая крупная доля после «Роснефтегаза» и британской BP). Другая катарская компания — Qatar Airways в марте 2018 года заявила об интересе купить 25% аэропорта Внуково, но эта сделка до сих пор не завершена. QIA также является акционером банка ВТБ (2,35% акций).
Как зарабатывают на дороге
Общий объем инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. Согласно заключенному в 2012 году концессионному соглашению, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали (11,7 км от набережной реки Екатерингофки до правого берега реки Большая Невка), инвестировав 82,86 млрд руб. , и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет.
Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор. По итогам 2020-го, согласно отчетности «Западного скоростного диаметра», трафик составил 90,6 млн транзакций (в 2019-м — 96,6 млн), прогноз на 2021-й — 90–95 млн транзакций: «В соответствии с прогнозом выручки от взимания платы за проезд получение сверхдохода ожидается в четвертом квартале 2022 года. Основными факторами роста являются увеличение существующего трафика, в том числе за счет ввода в эксплуатацию транспортных развязок для подключения к автомагистрали новых городских территорий с высоким транспортным спросом и привлечения дополнительных транспортных потоков на ЗСД».
В Петербурге раскрыли «тайны» ЗСД
В Петербурге опубликовано соглашение о строительстве Западного скоростного диаметра (ЗСД) между городом, АО «ЗСД» и ООО «Магистрали Северной столицы» (отвечает за эксплуатацию трассы). Как сообщает петербургская пресс-служба партии «Справедливая Россия», текст был получен из конфиденциальных источников.
Ранее городские власти отказывались обнародовать условия соглашения, ссылаясь на пункт о неразглашении и коммерческую тайну. В начале ноября 2017 года на очередную просьбу депутатов ознакомиться с соглашением губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что «федеральное законодательство не определяет все соглашения как секретные и имеющие коммерческие тайны, но и не обязывает участников сторон без согласия концессионера предоставлять эту информацию».
Соглашение было заключено между Петербургом, ЗСД и МСС, который получил дорогу в эксплуатацию на 30 лет, в 2012 году. С тех пор петербургские депутаты безуспешно пытались ознакомиться с документом и оспорить его. Основная претензия к соглашению заключалась в выплате из бюджета «недополученной прибыли», в случае, если доход от эксплуатации ЗСД составит менее 9,6 млрд руб. в год. В 2016 году такая выплата составила 4,6 млрд руб. , в 2017 году — 5,2 млрд руб.
По мнению депутата фракции «Справедливая Россия» в городском парламенте Алексея Ковалева, соглашение заключено с нарушением федерального законодательства. «Оно должно быть концессионным, а заключено в форме государственно-частного партнерства, в нарушение постановления правительства России от 2006 года, — отметил он в разговоре с корреспондентом РБК Петербург. — На наш взгляд ГЧП в этом случае неравнозначно концессии. Не только по форме, но и по существу при заключении соглашения отошли от федерального закона о концессии».
Федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в случае изменения законодательства, ухудшающего положение партнера, напомнил Ковалев, а в заключенном соглашении компенсация затрат включает в себя и «недополученную прибыль» от эксплуатации. «Если бы соглашение было концессионным, они не могли бы это написать, но поскольку ГЧП, они действуют по своим правилам. Им не позволено было заключать ГЧП, а значит его можно оспорить», — заключил депутат.
По мнению Ковалева, город мог бы использовать понятие «справедливость сделки», чтобы пересмотреть условия соглашения, например, уменьшить платежи, сделать более справедливой систему оценки рисков и затрат партнеров.
Обращение «справедливороссов» о законности заключенного соглашения рассматривается Генеральной прокуратурой. «Мы направили в Генпрокуратуру обращение, нам пришел ответ, мы его обжаловали, и ждем очередного ответа», — сказал Ковалев.
В пресс-службе комитета по инвестициям на запрос РБК Петербург о возможном ущербе от разглашения условий соглашения сообщили, что распространение сведений, содержащихся в соглашении, недопустимо. «Соглашение о ГЧП содержит сведения, составляющие охраняемую федеральным законом конфиденциальную информацию, в связи с чем разглашение или распространение соответствующей информации без получения согласия сторон недопустимо. По тем же причинам рассматриваемый текст не может оцениваться на предмет подлинности или подложности», — говорится в ответе комитета.
В ООО «МСС» отказались комментировать претензии депутатов, ссылаясь на то, что компании «не известны происхождение и статус представленного текста».
От ЗСД до МСС
ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) создано в 2011 году. Общество представляет консорциум, реализующий соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенное с Санкт-Петербургом и АО «ЗСД». Участниками консорциума являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) — технический консультант подрядчиков.
АО «ЗСД» на 100% принадлежит Петербургу.