Восточный фронт на восток

История Восточного скоростного диаметра (ВСД) началась в мае 2012 года, когда губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко в послании ЗакСу объявил о необходимости строить скоростные магистрали, способные разгрузить центр города.

ЗСД расшифровывается, как – западный скоростной диаметр. Эта уникальная автомагистраль проходит через центр Санкт-Петербурга. Подобное расположения скоростной дороги больше не встречается по всей территории России.

Восточный фронт на восток

  • 1 Что это
  • 2 История возникновения
  • 3 Технические параметры3.1 Протяженность3.2 Развязки3.3 Полосы3.4 Скорость
  • 3.1 Протяженность
  • 3.2 Развязки
  • 3.3 Полосы
  • 3.4 Скорость
  • 4 Экономическое значение
  • 5 Особенности
  • 6 Перспективы
  • 7 Заключение

ВСД — восточный скоростной диаметр — новый план 2019

Восточный фронт на восток

Восточный скоростной диаметр будет начинаться от ЗСД, проходить через Неву по неразводному мосту в Невском районе (соединяются Фаянсовая и Зольная улицы), а в восточной части города доходить до новой развязки с КАД на участке между Кудрово и Заневкой. Предположительная длина ВСД 18. 5 километров.

ВСД — восточный скоростной диаметр

В ноябре правительство Петербурга и группа ВТБ подписали соглашение о строительстве первого этапа платной Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), также известной под названием Восточный скоростной диаметр. В перспективе она протянется от южного участка ЗСД и почти до Всеволожска. Первый участок располагается между ЗСД, Московским и Витебским проспектом. В некоторых документах городских властей ранее упоминались сроки ввода всей магистрали в 2024 году, впрочем, сейчас власти заявляют об открытии движения по ней только к 2030 году.

Это второй опыт строительства автодорожной инфраструктуры в городе по схеме государственно-частного партнерства. Первым был введенный в эксплуатацию в 2016 году Западный скоростной диаметр, которым оперирует ООО «Магистраль Северной столицы» (основной акционер — банк ВТБ). Новая платная трасса в городе будет также построена на средства, частично привлеченные у финансовой организации, взамен ВТБ получил право собирать плату за проезд, а если трафик будет не настолько активным, как предполагалось, правительство города компенсирует недополученный доход. Размеры минимального гарантированного платежа прописываются в соглашении с концессионером, но не раскрываются публично.

Проект Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), также известной под названием Восточный скоростной диаметр,— один из самых крупных анонсированных проектов в Петербурге за последние пять лет. Это второй опыт по реализации подобного ГЧП после Западного скоростного диаметра.

Строительство трассы может быть включено в одну из программ в рамках нацпроектов — комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). Это позволит претендовать на федеральное софинансирование, потребность в котором оценивается в 57 млрд рублей. Осенью 2020 года правительство РФ поручило Минфину совместно с Минтрансом и правительством Петербурга подготовить предложения по выделению средств на создание первого этапа ШМСД из бюджета РФ в 2020–2023 годах. Это участок длиной 3,4 км от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Витебского проспекта, который может появиться к 2024 году. На этом отрезке ШМСД также планируется строительство развязки с Новоизмайловским проспектом. Строительство участка обеспечит связь ЗСД с восточной частью Московского района и Фрунзенским районом, а после завершения строительства ШМСД — свяжет скоростные трассы ЗСД, ШМСД и КАД.

Общий объем инвестиций в первый этап оценивается в 35 млрд рублей, в то время как строительство всей магистрали, согласно последним расчетам Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, составит около 182,8 млрд рублей. Федеральное правительство может выделить 10 млрд рублей на первый участок ШМСД, остальные средства, предположительно, в равных долях вложат Смольный и частный инвестор.

Как стало известно “Ъ”, правительство РФ планирует выделить на первый этап строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), также известной под названием Восточный скоростной диаметр, 10 млрд рублей. Эти средства пойдут на строительство участка длиной 3,4 км от ЗСД до Витебского проспекта, который может появиться к 2024 году. Остальные этапы трассы общей протяженностью 27,4 км и стоимостью 182,8 млрд рублей власти регионов также надеются строить с федеральной поддержкой, потребность в которой оценивается в 57 млрд рублей.

Минфину совместно с Минтрансом и правительством Петербурга поручено подготовить предложения по выделению средств на создание первого этапа ШМСД из бюджета РФ в 2020–2023 годах, следует из протокола заседания координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина (копия имеется в распоряжении “Ъ”). На эти цели в 2020 году предполагается выделить 1 млрд рублей, еще по 3 млрд рублей будут выделяться ежегодно с 2021 по 2023 год, указано в протоколе.

Проектируемая трасса начинается в районе ЗСД на Благодатной улице и проходит внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов, а также на территории Всеволожского района Ленинградской области с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. 14,2 км дороги проходят по территории Петербурга, 13,2 км — по Ленобласти. Предполагается, что движение на магистрали будет шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе.

Что это

Изначально данная автодорога задумывалась как платная, поэтому большинство автовладельцев восприняли эту новость достаточно скептически. После ответа на вопрос: «что из себя представляет ЗСД» водители Санкт-Петербурга поговаривали: «эти негодяи нашли новый способ вытрясти с нас деньги, налогов им уже недостаточно».

Первое время после открытия данной автомобильной дороги автовладельцы не спешили ею пользоваться, поэтому искали объездные маршруты в попытках сэкономить. Владельцы северо-западной магистрали пошли на небольшую хитрость и возможно заплатили деньги сервису Яндекс-карты, так как любой маршрут, даже отдаленный пересекался или проходил недалеко от зоны ЗСД.

Восточный фронт на восток

Яндекс всеми силами пытался завести автомобиль на платную дорогу ЗСД и отчасти это у них получилось. Нередко жители города Санкт-Петербург и его гости попадали в ловушку, когда внезапно оказывались на платном шоссе. В первое время именно такие автомобили составляли большую часть трафика магистрали Северной столицы ЗСД.

Время шло и количество автомобилей в городе значительно увеличилось. Поэтому время, потраченное на дорогу из спальных районов до центра, перевалило за час. А в случае обильных снегопадов, которые часто бывают в северной столице время на дорогу увеличивалось еще больше.

Трафик в городе неустанно возрастал, а количество дорог в Петербурге оставалось прежним. Добираясь до места работы, автомобилисты часто попадали в пробки, что негативно сказывалось на дневном распорядке.

Восточный фронт на восток

Настоящим спасением стал ZSD. Теперь автомобилисты могут минуть огромное количество светофоров и не угодить в пробку. Но автомагистраль Северной столицы имеет и свои недостатки. В основном они касаются выездов и въездов. С центра Санкт-Петербурга можно попасть на западный диаметр только с острова Васильевский, набережной Макарова и Обводного канала.

После того, как был построен мост Бетанкура, жители Петроградского района получили возможность попасть домой по широкой дороге ЗСД.

Схема Западного Скоростного Диаметра со съездамиЗападный Скоростной Диаметр — уникальная внутригородская платная автомагистраль СПБ, которая пользуется популярностью среди водителей благодаря рядом преимуществ:

  • высокое качество дорожного полотна;
  • оптимизированная освещенность;
  • скоростное ограничение до 110 км/час;
  • отсутствие пробок.

Восточный фронт на восток

  • новые съезды и заезды откроют возможности к наибольшей экономии времени, денег и топлива;
  • система «картотека прб 36 зсд» оповестит о происшествиях и загруженности трассы;
  • зсд схема магистрали поможет каждому пользователю разобраться с развязками на юге и севере, включая центральный участок ЗСД.

Общая схема ЗСДПлан автомагистрали включает в себя три основных участка и девять крупных развязок зсд в общем доступе. Северный участокНачало данного участка располагается на пересечении Зеленогорского и Скандинавского шоссе. Заехать на территорию автомагистрали можно через ПВП трассы А-181. Окончание Северной части определяется на перекрестке платной дороги с улицей Савушкина. Северный участок имеет две тарифные зоны.

Восточный фронт на восток

Развязки1) Развязка при пересечении Е-18 трассы «Скандинавия». В соответствии с картой Петербурга, выгодное расположение в начале зсд можно представить в виде пересечения двух крупных шоссе «Скандинавское» и «Зеленогорское». Это позволяет удобно оплачивать проезд, не съезжая с основного пути следования. 2) Развязка при пересечении с КАД. Магистраль ЗСД и КАД неоднократно пересекаются. КАД на территории Санкт — птб является одной из самых популярных автотрасс, а для ее разгрузки можно воспользоваться платной дорогой. 3) Развязка на шоссе Приморском. Она имеет сложное расположение, в которое включается развязка зсд с шуваловским проспектом. Наличие съездов на определенные участки зсд, на Шуваловском пр — те, позволяют экономить время водителя. 4) Развязка на пересечении с проспектом Богатырский. Она находится между улицами Камышовая и Оптиков. Центральный участокДанная часть платной трассы начинается c улицы Савушкина и простирается до набережной реки Екатерингофка, включая наб. Макарова. Она пересекает Васильевский остров и съезд с ЗСД на Шкиперский протокЦентральный отдел находится, по большей части, над водой и имеет две тарифные зоны. РазвязкиНа этой территории находится одна крупная развязка около набережной Макарова, которая включает в себя четыре полосы движения в разных направлениях и пересекает проспект Крузенштерна. Южный участокЮжная часть автомагистрали со съездами начинается от набережной реки Екатеринговка и оканчивается на перекрестке КАД и улицы Предпортовой. Из всех трех участков, южный имеет самое короткое расстояние, поэтому там располагается одна тарифная зона, имеющая съезд с ЗСД на Ленинский пр-т.

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

ЗСД — схема, развязки, съезды

Восточный фронт на восток

Фото одной из развязок

Проезд по ЗСД платный. Стоимость проезда устанавливается от участка,  времени движения, типа транспорта. Водители за транспортные средства категории В и С оплачивают от 10 до 40 рублей, D и E – 30-130. Все деньги, поступившие за проезд направляются на содержание в надлежащем техническом состоянии этой грандиозной магистрали. История созданияВ 1990 году проект по созданию транспортной развязки был поставлен в десятилетний план по реализации, однако, фактически строительство началось лишь в 2005 году. Когда появилась острая необходимость разгрузки транспортного коллапса в Северной столице. Строительство магистрали ведется практически круглосуточно без остановок длительный период. Готовые участи вводятся сразу в эксплуатацию. По факту завершения строительства магистраль соединит в себе Московский и Кировский районы с Васильевским островом. Центральная часть города будет разгружена, также должно будет произойти уменьшение транспортных средств в южной и северных районах города. Особенность строительства ЗСДБольшая часть диаметра это искусственные сооружения, созданные для сохранения целостности архитектуры и ландшафта, по которой он проходит. Для сохранения зеленых зон и объектов архитекторы разработали проект на эстакадах. Подобной протяженности навесных конструкций и технологии строительства в России еще не возводили, поэтому сооружение можно отнести к уникальным. ЗСД станет новой достопримечательностью города, так как уже завоевал популярность у туристов. Например, протяженность центрального пролета вантового моста над Корабельным форматором больше трехсот метров. Сооружение, расположенное над Петровским форматором, состоит из конструкции в 220 метров, а дополнительно проводится монтаж мосла длиной 400 метров из двух ярусов на Морском канале. Согласно генерального плана ЗСД включает 3 участка:

  • Северный;
  • Южный;
  • Центральный.

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Южный участок дороги

На участки предусмотрены 4 развязки:

  • ул. Благодатной;
  • ул. Автомобильной;
  • район КАД;
  • набережная реки.

Восточный фронт на восток

Съезд на ул. Благодатной

Восточный фронт на восток

Участок на ул. Автомобильная

Восточный фронт на восток

Развязка в районе КАД

Восточный фронт на восток

Набережная реки Екатерингофки

Восточный фронт на восток

Карта Северного участка

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Пересечение с Е-18 «Скандинавия»

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Центральный диаметр ЗСД

Восточный фронт на восток

Восточный фронт на восток

Съезды и развязки Центрального участка

Технико-экономическое обоснование строительстваБюджет строительных работ более 210 миллиардов рублей. Денежные средства были привлечены в следующем соотношении:

  • 40% частные инвесторы;
  • 50% государственные;
  • 10% выпуск облигаций.

Восточный фронт на восток

Приложение «ЗСД» на Android

Восточный фронт на восток

Приложение «ЗСД» на iOs

А может, лучше построим метро?

Против строительства трассы высказались жители поселения Кудрово. Согласно действующей на 2018 год версии проекта, она пройдет вплотную к территории сразу нескольких новостроек. Особой пользы от ВСД кудровцы не видят: ближайшие развязки новой трассы будут расположены достаточно далеко от них. Заканчивается трасса неожиданно — в районе Мурманского шоссе, где нет плотной застройки и крупных предприятий. Чтобы сделать трассу более востребованной, некоторые предлагают развернуть ее на север за КАД, дотянув до Янино-1. Там ведется активное жилое строительство, из-за чего транспортная ситуация ухудшается с каждой сданной новостройкой. Кроме того, в районе Янино-2 сформирован крупный промышленный кластер.

Городские форумы полны критики проекта: распространено мнение, что вместо строительства 21-километрового шоссе на 110 млрд рублей можно построить новую станцию метро в Кудрово, Янино или Мурино. Чистовой проект Восточного скоростного диаметра представили общественности в первой половине 2018 года. Ожидается, что строить ВСД начнут в 2019 году, а завершат проект к 2025 году.

Ниже представлены готовые квартиры во Всеволожском районе:

Экономическое значение

ЗСД способствует развитию Санкт-Петербурга, как крупного торгово-транспортного города:

  • Создает удобный проезд к порту, таким образом, увеличивая грузооборот.
  • Обеспечивает выход из портов, железных дорог, автомобильных, воздушных терминалов на дороги федерального значения.
  • Предоставляет Пассажирскому порту удобную транспортную доступность.
  • Развивает транспортную инфраструктуру северо-запада Северной столицы.
  • Пополняет бюджет от эксплуатации.
  • Обеспечивает рабочие места.
  • ЗСД способствует развитию и застройке территорий.

Этапы концессии

Выделяется шесть этапов строительства ШМСД, четыре из которых проходят по территории Петербурга и два — в Ленобласти. Согласно расчетам дирекции, 170,7 млрд рублей — это затраты на реализацию на территории Санкт-Петербурга, 12,1 млрд рублей — на территории Ленинградской области. По сути, это проект агломерации, что позволяет ему претендовать на включение в КПМИ.

Вторым после начального участка до Витебского проспекта станет отрезок с продолжением магистрали до Союзного проспекта длиной 6,8 км, третий — до улицы Коммуны (4 км), четвертый — до КАД (2,5 км), пятый — от Кольцевой до Мурманского шоссе (5,7 км) и отрезок с подключением к Колтушскому шоссе (5 км). Ранее в Смольном заявляли, что полностью проект может быть реализован в 2024 году, но сейчас ввод объекта зависит от объемов финансирования. В комитете по инвестициям Петербурга отметили, что положительное заключение на проектно-сметную документацию на строительство примыкания к Витебскому проспекту уже получено. Следующий шаг — получение разрешения на строительство объекта.

По словам собеседника издания, концессионное соглашение по первому этапу может быть подписано в четвертом квартале 2020 года. «Сейчас готов проект по второму и третьему этапам строительства, речь идет о четвертом. В 2020 году планируется закончить проектирование, а в следующем году — получить заключение экспертизы, тогда будет готово основание для концессии. Параллельно идет проработка вопроса финансирования из бюджета РФ и Петербурга. Концессия, как вариант развития событий на соответствующие остальные участки ШМСД, будет активно обсуждаться уже в следующем году»,— говорит источник издания. Он признает, что экономическая ситуация требует стабилизации, но уверен, что через год положение изменится в лучшую сторону, называя проект «привлекательным» с точки зрения концессии.

В пресс-службе одного из банков, проявлявшего интерес к проекту, отметили, что финансовая организация широко представлена в Петербурге через свои флагманские проекты. В правительстве Петербурга подчеркивают, что благодаря сотрудничеству с банком был также построен новый терминал аэропорта Пулково. «Уверен, большой и успешный опыт сотрудничества поможет нам и дальше вместе реализовывать проекты, которые преображают Санкт-Петербург»,— заявлял в сентябре губернатор города Александр Беглов. «Мы заинтересованы в реализации новых крупных инфраструктурных проектов в регионе, в том числе в сфере транспортной инфраструктуры, однако сейчас преждевременно говорить о параметрах и условиях нашего участия»,— отметили в организации.

Как растет стоимость Восточной скоростного диаметра

Общая стоимость строительства дороги, согласно расчетам, представленным в 2018 году Дирекцией по развитию транспортной системы регионов, составляет 182,8 млрд рублей, из них 170,7 млрд рублей — это затраты на реализацию на территории Санкт-Петербурга, 12,1 млрд рублей — на территории Ленинградской области (см. “Ъ” от 01. 2018). Трассу предполагают построить по схеме государственно-частного партнерства: частный инвестор вложит средства в строительство и эксплуатацию дороги, получит ее в пользование на 30 лет и будет взимать плату за проезд. Федеральное правительство пока предполагает выделить 10 млрд рублей на первый участок этой трассы — от съезда с ЗСД на Благодатную улицу до Витебского проспекта. На этом отрезке ШМСД также планируется строительство развязки с Новоизмайловским проспектом.

Строительство участка обеспечит связь ЗСД с восточной частью Московского района и Фрунзенским районом, а после завершения строительства ШМСД — свяжет скоростные трассы ЗСД, ШМСД и КАД. Стоимость строительства составляет около 35 млрд рублей. Реализацию проекта намерены продолжить ВТБ, «Газпромбанк» и консорциум ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС), который уже эксплуатирует платный ЗСД. Ранее сообщалось, что строительство магистрали займет примерно 41 месяц.

Новая трасса, по заявлениям чиновников, призвана переключить часть трафика с наиболее загруженного юго-восточного участка КАД и федеральной трассы «Кола», обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых жилых кварталов Ленобласти, связать восточную часть Петербурга с центром и опосредованно — через платную трассу ЗСД — с севером города. Таким образом, между правым и левым берегом Невы появится новый круглосуточный мост. Впрочем, некоторые жители Невского района настаивают на строительстве тоннеля, но его обслуживание обойдется дороже. Кроме этого, отмечается в документах, будут созданы условия для редевелопмента «серого промышленного пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га «в непосредственной близости от исторического центра».

С необходимостью строительства магистрали не согласны некоторые эксперты: по их словам, дорога станет генерировать дополнительный трафик в центр города из Всеволожского района. Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин ранее называл ШМСД «инъекцией из машин». Более целесообразным вложением средств он считает легкорельсовый общественный наземный транспорт и скоростные автобусные линии, а также строительство шестой линии метрополитена до Охты. Мосты же необходимы в створе Большого Смоленского проспекта и на месте непостроенного Орловского тоннеля, между центром и Васильевским островом, настаивают специалисты.

Восточный фронт на восток

Однако за прошедшие 5 лет проект так и не был реализован. В нынешнем году проект снова оказался в центре внимания – как специалистов, так и широкой общественности. В апреле 2017 года состоялось заседание общественного совета при Комитете по развитию транспортной инфраструктуры администрации Санкт-Петербурга (КРТИ), на котором большинством голосов был одобрен предложенный вариант трассировки магистрали.

Как отмечает начальник отдела проектирования КРТИ Андрей Шашков, по протяженности улично-дорожной сети Санкт-Петербург не отстает от городов Западной Европы и Северной Америки, схожих по географическому расположению и численности населения. Однако количество километров магистралей со скоростным движением у нас значительно ниже и не соответствует критериям обеспечения возможности комфортного передвижения. Этот факт заставил городские власти задуматься о развитии системы скоростных магистралей.

Перспективы

В скором времени по ЗСД будут запущены автобусные рейсы, которые свяжут аэропорт Пулково и район Приморский. Использоваться будут не отдельные участки, а вся магистраль. Будут установлены удобные автобусные остановки, оборудованные эскалаторами и лифтами.

Особенности

Практически половина магистрали расположена на эстакадах из-за плотности застройки и множеству систем коммуникаций. Благодаря современным технологиям они соединены в единый архитектурный стиль. Перед архитекторами стояла задача создать единый образ, который был бы узнаваем и отличал ЗСД от других объектов. Особый облик должен был прослеживаться по всей протяженности автомагистрали, поэтому её большая часть отлично просматривается из жилых застроек и других городских сооружений.

Восточный фронт на восток

Эстакады имеют специальные шумозащитные щиты, которые вдобавок выполняют и декоративную функцию.

Отличительной чертой являются уникальные конструктивные особенности, технологии производства и монтажа, которые уникальны для России.

Трасса восточного скоростного диаметра

В Санкт-Петербурге 28 марта 2017 года был открыт конкурс на первый этап проектирования (разработку проекта планировки территорий) скоростной широтной магистрали с мостом через Неву в створе улиц Фаянсовая и Зольная. Новая магистраль пройдет от съезда с Западного скоростного диаметра (ЗСД) на Благодатную улицу, пересечет большую часть города в северо-восточном направлении и завершится у кольцевой автомобильной дороги, которая проходит по территории Ленобласти.

«Под основной концепцией новой магистрали мы понимаем, во-первых, объединение самого загруженного транспортом участка КАД от Мурманского до Пулковского шоссе, — комментирует Андрей Шашков, — во-вторых, создание дополнительной связи между скоростными магистралями ЗСД и КАД, в-третьих, максимальную разгрузку существующей улично-дорожной сети от транзитного транспорта».

Восточный фронт на восток

Сроки и этапы

Строительство ШМСД планируется разделить на этапы и начать уже в следующем году. В финансировании первого этапа протяженностью 2,6 км примут участие ВТБ, федеральный и городской бюджет. Последующие этапы также намерены строить по схеме ГЧП. Выделяется шесть участков строительства ШМСД, четыре из которых проходят по территории Петербурга и два — в Ленобласти. Согласно расчетам властей, 170,7 млрд рублей — это затраты на реализацию проекта на территории Санкт-Петербурга, 12,1 млрд рублей — на территории Ленинградской области.

Общая стоимость первого участка составляет около 39 млрд рублей, 10 млрд из которых — вложения инвестора, такая же сумма — средства федерального бюджета, остальная сумма включает в себя расходы регионального бюджета, в том числе на подготовку территории строительства, вынос инженерных сетей, уточнили в комитете по инвестициям.

Первый участок предполагает шесть полос автодороги с расчетной скоростью движения до 110 км/час, его пропускная способность — до 70 тыс. транспортных средств в сутки, уточнили в ВТБ. Предполагаемый срок строительства составит четыре года, таким образом, трасса может быть введена к 2025 году. Оперировать дебютным участком ШМСД, как и ЗСД, будет «Магистраль Северной столицы». Управляющая компания получит это право до 2042 года. На вопрос “Ъ” об участии в последующих этапах строительства ШМСД в пресс-службе ВТБ заявили, что заинтересованы в этом.

Вторым после начального участка до Витебского проспекта станет отрезок с продолжением магистрали до Союзного проспекта длиной 6,8 км, третий — до улицы Коммуны (4 км), четвертый — до КАД (2,5 км), пятый — от Кольцевой до Мурманского шоссе (5,7 км) и отрезок с подключением к Колтушскому шоссе (5 км). В комитете по инвестициям заявили, что готовятся провести конкурсные процедуры на следующие участки в 2021 году. Движение по всей ШМСД может быть запущено к 2030 году, добавили там.

Перспективные километры

Трассу предполагают построить по схеме государственно-частного партнерства (ГЧП): инвестор вложит средства в строительство дороги, получит ее в пользование на 30 лет и будет взимать плату за проезд. Интерес к проекту новой платной дороги в Петербурге проявляли структуры, которые уже инвестировали в ЗСД и управляют им. Соглашения о сотрудничестве с потенциальными инвесторами были подписаны на Петербургском экономическом форуме 2019 года.

Проектируемая трасса общей протяженностью 27,4 км начинается в районе ЗСД на Благодатной улице и проходит внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов, а также на территории Всеволожского района Ленинградской области с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. 14,2 км дороги проходят по территории Петербурга, 13,2 км — по Ленобласти. Предполагается, что движение на магистрали будет шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе. Ранее сообщалось, что строительство магистрали займет примерно 41 месяц.

Новая трасса, по заявлениям чиновников, призвана переключить часть трафика с наиболее загруженного юго-восточного участка КАД и федеральной трассы «Кола», обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых жилых кварталов Ленобласти, связать восточную часть Петербурга с центром и опосредованно — через платную трассу ЗСД — с севером города. Таким образом, между правым и левым берегами Невы появится новый круглосуточный мост. Впрочем, некоторые жители Невского района настаивают на строительстве тоннеля, но его обслуживание обойдется дороже. Кроме этого, отмечается в документах, будут созданы условия для редевелопмента промышленного «серого пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га «в непосредственной близости от исторического центра».

История возникновения

Еще во времена СССР, когда Санкт-Петербург переживал бурное развитие, появились проблемы, касающиеся транспортных развязок.

В плане городского развития города в 1966 г. было предусмотрено строительство большой автомагистрали. Она должна была проходить около Морского порта и связывать районы Северный и Южный.

Восточный фронт на восток

В итоге разработали строительный план, маршрут утвердили в 2000, а само строительство началось через 5 лет и продолжалось 3 года.

  • В 2012 г. открыли проезд на Южном участке от КАДа до Екатерингофки.
  • Северный участок открыли в 2013 году.
  • Центральная часть дороги была построена в 2016 году.

Несмотря на тот факт, что дорога является платной, она особо удобна для передвижения крупного автотранспорта: автобусов и грузовиков. Во время час пика, когда в Питере длинные пробки, ЗСД практически полностью свободное.

Где пройдет ВСД в черте города

Автотрасса начинается в Кировском районе — ответвляется от ЗСД у «Балтийского завода металлоизделий». По словам директора Института «Стройпроект» Алексея Журбина, руководившего проектированием первых двух очередей ВСД, трассу прокладывали так, чтобы большая часть пришлась на промышленные зоны и складские территории, а не на жилые кварталы. От ЗСД трасса поворачивает на восток, пересекает Кубинскую улицу и Московский проспект. Пересечение условное, так как большая часть трассы пройдет по эстакаде. Первый съезд с ВСД запланирован как раз между этими улицами — для его организации построят продолжение Новоизмайловского проспекта.

Две развязки появятся в Московском районе: на пересечении с Витебским проспектом и на примыкании к Софийской улице. Затем трасса резко берет на север, устремляясь к Глухоозерскому шоссе, где будет построен очередной съезд. После этого ВСД вновь поворачивает на восток, к Финляндскому железнодорожному мосту. И тут скрыт главный вопрос проекта: как будет выглядеть переправа через реку? Вариантов несколько: автомобильный мост рядом с железнодорожным, над ним или тоннель под рекой. Против первых двух выступает КГИОП — панорама железнодорожного моста является частью культурного наследия Северной столицы. Тоннель решает проблему с панорамой, но делает проект дороже на 3-4 млрд рублей.

Восточный фронт на восток

Автомобильные корреспонденции

Проектируемая трасса общей протяженностью 27,4 км проходит внутри промышленного пояса по территории Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского районов, а также на территории Всеволожского района Ленинградской области с переправой через Неву около существующего железнодорожного моста в Невском районе. 14,2 км дороги проходят по территории Петербурга, 13,2 км — по Ленобласти. Предполагается, что движение на магистрали будет шестиполосным, с сужением до четырех полос на участке от КАД до Мурманского шоссе и на улице Коммуны до Колтушского шоссе.

Новая трасса, по заявлениям чиновников, призвана переключить часть трафика с наиболее загруженного юго-восточного участка КАД и федеральной трассы «Кола», обеспечить транспортную доступность активно застраиваемых жилых кварталов Ленобласти, связать восточную часть Петербурга с центром и опосредованно — через платную трассу ЗСД — с севером города. Таким образом, между правым и левым берегами Невы появится новый круглосуточный мост. Впрочем, некоторые жители Невского района настаивают на строительстве тоннеля, но его обслуживание обойдется дороже. Кроме этого, отмечается в документах администрации, будут созданы условия для редевелопмента промышленного «серого пояса» Петербурга площадью более 4 тыс. га «в непосредственной близости от исторического центра».

Некоторые эксперты видят в строительстве ШМСД угрозу еще более активной автомобилизации города, что приведет к загруженности дорог, увеличению выхлопных газов. Так, по словам эксперта Ассоциации транспортных инженеров Владимира Валдина, дорога станет генератором дополнительного трафика в центр города из Всеволожского района. Ряд специалистов настаивает, что бюджетные средства можно было бы вложить в другие транспортные проекты — например, частные линии легкорельсового трамвая, строительство метрополитена, модернизацию инфраструктуры в городе, строительство мостов в створе Большого Смоленского проспекта, на месте нереализованного Орловского тоннеля, а также между центром и Васильевским островом.

Технические параметры

Западно-скоростной диаметр представляет собой удобную скоростную дорогу, которая существенно разгрузила центр города и некоторые районы. Её можно назвать отличным примером партнерства предпринимателей и государства в сфере, касающейся дорожно-транспортного строительства.

Состоит автомагистраль из 3 больших зон – Южной, Северной, Центральной. Проезд является платным, но благодаря качественному покрытию и освещению добраться до места назначения стало намного быстрее. ЗСД имеет самое современно дорожное управление движением. По всей протяженности установлены информативные знаки и указатели.

Восточный фронт на восток

Расход топлива сведен к минимуму по сравнению с передвижением в городских условиях:

  • Протяженность ЗСД составляет 46.6 км.
  • Длина проезда в самой высокой точке – 19.3 км, в низкой – 2.7 км.
  • Развязки – 15.
  • Полосы – от 4 до 8.
  • Максимальная скорость передвижения – 110 км/ час.

Протяженность

55% от общей длины является протяженность искусственных сооружений: эстакады, путепроводы, мосты, тоннели. Проходит магистраль вдоль Финского залива до запада города, таким образом связывая Морской порт с другими городами, а также с КАД, предоставляя удобный выход в скандинавские и балтийские страны.

Протяженность Южного участка составляет 8. 5 км. Большая часть проходит вдоль железных дорог. Протяженность северного участка 26. 4 км.

Развязки

На трассе есть следующие виды:

  • Развязка «Скандинавия». Данная развязка находится практически в самом начале магистрали и представляет пересечение дорог – Зеленогорское и Скандинавское шоссе. Автомобилисты могут не съезжая, оплатить проезд.
  • Развязка при пересечении с КАД. Магистраль неоднократно пересекается с КАД, что позволило его существенно разгрузить.
  • Развязка на Приморском. Отличается непростым расположением, но благодаря многочисленным съездам водители могут сэкономить время.
  • Развязка проспект «Богатырский». Расположена между такими улицами, как Оптиков и Камышовая.
  • Развязка наб. Екатерингофка. На этом промежутке находится 4 полосы, 2 из которых являются коммерческими.
  • Развязка ул. Благодатная. На этом участке находятся удобные заезды и съезды с Благодатной улицы.
  • Развязка ул. Автомобильная. Имеет 2 полосы и находится около улицы Краснопутиловской.
  • На пересечении КАД. В разных зонах есть 4 или 2 полосы. Позволяет заехать на магистраль с шоссе – Пулковское.

Восточный фронт на восток

Полосы

Ширина шоссе составляет до 8 полос (22 км – восьмиполосная, 18 км – шестиполосная, 6 км – четырёхполосная). Были запущены специальные полосы для осуществления бесконтактной оплаты. Это позволило существенно сократить время ожидания в пунктах приёма оплаты.

Восточный фронт на восток

Скорость

Скоростной режим на западном скоростном диаметре установлен законодательством и относиться к общим требованиям, касающихся скорости передвижение по автомагистралям РФ.

  • Максимальная скорость автотранспорта, вес которого не превышает 3500 кг составляет – 110 км/час.
  • Маломестные и международные автобусы – 90 км/час.
  • Автотранспорт массой более 3500 кг – 90 км/час.
  • Автобусы, перевозящие детей, а также грузовики, которые в кузове перевозят людей – 60 км/час.

Восточный фронт на восток

Необходимые вопросы

Любые крупные инфраструктурные проекты имеют мультипликативный эффект, в первую очередь это сигнал для мобилизации делового сообщества и инвесторов, считает представитель одного из крупнейших застройщиков города Анжелика Большегородская. Развитие мегаполиса сопряжено с крупными стройками, и Петербург, несмотря на все сложности, связанные с сохранением исторической застройки, не должен становиться исключением, добавляет она. Пример ЗСД показал, что развитие дорожной сети не просто востребовано, а необходимо, подчеркивает госпожа Большегородская. ШМСД сконцентрирован в южной части города, и там трафик уступает по плотности северу, отмечает специалист. По ее мнению, появление новой трассы на юге откроет перспективы к появлению новостроек.

Эксперт транспортного развития территорий Илья Резников считает ШМСД неоднозначным проектом. «С одной стороны, любая подобная магистраль будет для города не лишней. Она сможет выполнять сразу несколько функций: частичный обход центра, вылетную трассу в восточном направлении, дополнительную переправу через Неву. Но нужно ли именно эти задачи решать в первую очередь, причем решать их такими методами и за такую цену?»— задается вопросом эксперт. Провозная способность такой дороги почти на порядок меньше, чем, например, у линии метро, подчеркивает господин Резник, сомневаясь в необходимом трафике и спросе на перспективной платной дороге.

Развязок на ШМСД немного — это чревато пробками у въездов на нее, добавляет он. Кроме того, такая магистраль добавит число желающих приехать в центр Петербурга на машине, а в этом город не заинтересован в принципе, уверен эксперт. Он опасается, что ШМСД может поставить крест на скорой реализации планов строительства обычных межрайонных связей вдоль трассы. В целом, заключает он, это хороший проект, но у города есть множество более важных задач: более мелких, менее звучных, но давно требующих реализации.

С ним не согласен генеральный директор компании, оказывающей услуги в области транспортного планирования, Владимир Швецов. По его мнению, ЗСД оказался очень востребованной дорогой, о чем свидетельствуют регулярные рекорды по количеству пользователей, поэтому запрос на скоростные магистрали в Петербурге есть. «С появлением новой магистрали можно будет говорить о каркасе скоростных дорог — КАД, ЗСД и ШМСД,— обеспечивающем не только транзитное движение, но и доступ к центральным районам. Но у этого есть и негативные последствия»,— продолжает он мысль предыдущего спикера. Строительство скоростной дороги, обеспечивающей прямой доступ от КАД, а в перспективе, возможно, и пригородов, безусловно, послужит стимулом к использованию личного автотранспорта, привлечет новые автомобили на улицы Петербурга, ухудшив и без того непростую дорожную обстановку, настаивает специалист.

По мнению господина Швецова, для города гораздо важнее появление новых улиц и разнообразие маршрутов — в этом случае можно говорить о положительных эффектах для развития территорий и застройки. «Появление крупных скоростных магистралей обычно приводит к ухудшению условий движения на прилегающих улицах, падению цен на недвижимость и низкому спросу на жилье в новостройках, поэтому есть большой риск, что в зоне прохождения ШМСД мы получим аналог Кудрово или Мурино»,— констатирует он. Плотность улично-дорожной сети Петербурга составляет около 3,8 км на квадратный километр, в то время как в Лондоне — 9,3, Нью-Йорке — 12,4, приводит данные эксперт.

Учитывая, что ШМСД — весьма дорогостоящий проект, эффект для города может оказаться ниже, чем если бы эти средства были направлены на строительство мостов, ликвидацию разрывов и увеличение плотности дорожной сети Петербурга за счет регулярных улиц, считает он.

Мимо колонии и вокзала — за КАД

На правом берегу Невы Восточному скоростному диаметру рады не все. Согласно плану, разработанному «Стройпроектом», дорога должна пройти прямо по территории исправительной колонии № 7 на улице Латышских Стрелков — ФСИН выступила против. Еще яростнее сопротивлялись жители комплекса «Ладожский парк», расположенного по соседству: трассу хотели проложить вплотную к их домам. Пока в проекте ВСД передвинули вплотную к Ладожскому вокзалу — неизвестно, как отреагирует на это «РЖД». Остальные развязки:

  • на пересечении с Союзным проспектом (он еще не построен);
  • с улицей Коммуны (для этого ее также планируется продолжить);
  • на пересечении с КАД;
  • у поселка Новосергиевка во Всеволожском районе;
  • завершение — примыкание к Мурманскому шоссе в районе Колтушского сельского поселения.

Этапы строительства ВСД

Проект трассы Восточного скоростного диаметра предполагается реализовать поэтапно с запада на восток.

Первый этап

Охватывает участок от ЗСД до Витебского проспекта. Здесь планируется возвести крупные транспортные развязки на пересечении магистрали с ЗСД, а также с Московским и Витебским проспектами. Этап позволит подключить к Западному скоростном диаметру значительную часть Московского района и существенно перераспределить потоки с этих загруженных проспектов.

Восточный фронт на восток

Второй этап

Включает участок от Витебского до Союзного проспекта, предполагает три крупных развязки на Софийской улице, Глухозерском шоссе и Союзном проспекте, а также мостовой переход через реку Неву. Вопрос о строительстве тоннеля пока не рассматривается.

На заседании Комитета Национального объединения строителей по освоению подземного пространства, прошедшем в Санкт-Петербурге, обсуждалась возможность сооружения тоннельного перехода реки Невы. Председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров предложил представить эскизные проработки тоннельного перехода через Неву для ВСД с привлечением проектировщиков ОАО «Ленметрогипротранс».

Мы взвешивали разные альтернативы перехода главной реки в городе, — отмечает Андрей Шашков. — Но, к сожалению, все варианты, связанные с тоннельной проходкой, дороже в несколько раз с учетом, в том числе, подготовки территорий и сложности устройства развязок на подходах.

Получив пожелания и технические данные от всех заинтересованных сторон, включая Невско-Ладожское бассейновое водное управление и Ленинградскую военно-морскую базу, КРТИ остановился на варианте высоководного разводного моста, что позволит обеспечить круглосуточную, круглогодичную переправу.

По мнению специалистов КРТИ, в юго-восточной части города мало мостовых переходов, расстояние между мостом Александра Невского и Володарским составляет 6,2 км. В условиях крупной городской застройки и развития жилищного строительства по берегам Невы в Невском районе это неприемлемо. Соответственно, рядом с Финляндским железнодорожным мостом должен появиться новый автомобильный.

Восточный фронт на восток

Третий этап

Рядом с Ладожским вокзалом отведено место под будущий транспортно-пересадочный узел, полоса отвода железной дороги, возможно, будет задействована для линии «легкого» метро, вопрос о переносе колонии остается открытым.

Восточный фронт на восток

Как проинформировал Андрей Шашков, на сегодняшний день выбран маршрут в обход Ладожского вокзала, полосы отвода железной дороги и колонии. Магистраль пройдет на расстоянии 150 м, предельном по нормативам, от жилого комплекса «Ладожский парк», что вызывает протесты жителей. Заявления КРТИ об инновационных технологиях, позволяющих существенно снизить шумовую и вибрационную нагрузку на жилые дома вблизи трассы, а также улучшить экологическую обстановку вокруг них, спокойствия протестующим не добавляют.

«Вопрос стоимости всегда был и остается важным, — подчеркивает председатель Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров. — Но нужно думать о людях, для которых в конечном итоге мы создаем и мосты, и тоннели. Кроме того, в последнее время строительство мостов дорожает, а тоннели с развитием технологий подземного строительства, наоборот, дешевеют. К тому же в сравнительных вариантах мостовых и тоннельных переходов не учитывается стоимость земли, которая дорожает с каждым днем. Подземное пространство пока дешево».

Восточный фронт на восток

Автодорожный тоннель

Как отмечают в КРТИ, не стоит относиться к нынешним решениям по трассировке ВСД  как к чему-то окончательному. Учитывая плотность застройки и наличие «проблемных» объектов, не выглядит неосуществимым предложение подземных строителей по сооружению тоннельных переходов под участками плотной городской застройки, в том числе под территорией колонии.

Тем более, что КРТИ уже запросил у УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области технические условия на высотный и подземный переход через территорию данного исправительного учреждения.

Когда откроется восточный скоростной диаметр?

Реализация проекта ВСД намечена на ближайшие 5–7 лет. Планируется, что 2017-2018 годы уйдут на разработку и согласование проекта, строительные работы займут порядка 5 лет. Так что ввод объекта в эксплуатацию следует ожидать в 2023 году.

транспортная инфраструктура, ВСД

Инвестиционно-долговые обязательства

В 2021 году на создание первого участка ШМСД запланировано выделение 3 млрд рублей из федерального бюджета, а также 6,6 млрд из регионального бюджета, отметили в комитете по инвестициям. Создание этого этапа является одним из проектировочных решений ЗСД, подчеркивают в комитете, поэтому условия соглашения о ГЧП повторяют проект концессии: это значит, что финансовая модель позволяет оператору определять размер тарифов на трассе, а механизм компенсации понесенных инвестором затрат и их объем является коммерческой тайной между сторонами.

«Платежный механизм всего проекта ШМСД будет предусматривать компенсацию расходов инвестора исходя из установленного по итогам конкурса критерия минимального гарантированного дохода (МГД) с учетом данных по стоимости объекта»,— добавили в ведомстве.

Так или иначе, вложения инвестора должны окупаться за счет бюджетных средств, доходы которых формируют НДФЛ и налог на прибыль, или прямыми платежами пользователей. В 2020 году «Магистраль Северной столицы» два раза повышала цены на проезд по ЗСД, что связано с прекращением выплат из бюджета Петербурга по МГД. Для автомобилистов с транспондерами в январе цены выросли в среднем на 16%, а с декабря — еще на 10%. При наличной оплате цены взлетели сразу на 50% в начале года, а ближе к концу года — еще на 33%, в итоге составив 200 рублей за один участок ЗСД. Проезд легкового автомобиля с транспондером от южной части КАД до трассы «Скандинавия» обойдется в 279 рублей (до этого стоимость проезда составляла 250 рублей). За поездку с севера до юга КАД придется заплатить 248 рублей (ранее около 223), от Богатырского проспекта до набережной Макарова — 101 рубль (ранее около 99), а от набережной Макарова до КАД —168 рублей (вместо 150).

Вопрос тарифообразования на ЗСД уже привлекал внимание ведомств: летом Федеральная антимонопольная служба объявила, что проверит оператора. Однако уже почти полгода ФАС не может прокомментировать “Ъ”, какое решение в отношении управляющей компании приняла.

Траты администрации Петербурга на ГЧП не раз вызывали вопросы у депутатов Законодательного собрания и общественности. Собеседники “Ъ” в правительстве Петербурга настаивают, что без механизма концессии Смольный не может потянуть строительство масштабных инфраструктурных проектов в адекватные сроки. Однако учитывая снижение доходов бюджета и растущий дефицит на фоне кризиса, государственный долг на покрытие расходов в ближайшие годы будет увеличиваться. Согласно сценарию Fitch Ratings, в пятилетней перспективе ежегодный дефицит бюджета Петербурга будет составлять в среднем около 50 млрд рублей. Его покрывают за счет кредитов и выпусков облигаций. По оценке Fitch, госдолг Петербурга через пять лет составит 260 млрд рублей, это 30% от общих доходов города. В показатель также заложены риски по выплатам в рамках проектов ГЧП. Сейчас в городе, кроме ЗСД, уже есть построенный по такой схеме аэропорт, четверть в котором также принадлежит ВТБ, трамвайная линия «Чижик» и перспективная линия «Славянка», а также планируемая спортивная ледовая арена на месте СКК «Петербургский». По данным агентства, в 2019 году связанные с концессиями расходы приблизились к 58 млрд рублей.

Восточный фронт на восток

Не успели петербуржцы привыкнуть к Западному скоростному диаметру, как уже проектируется новая ультрасовременная трасса, которая пройдет через пять районов города. В народе ее называют Восточным скоростным диаметром, но это неверно: дорога начинается неподалеку от центра города, проходит его насквозь в восточном направлении и заканчивается в Ленобласти, неподалеку от Мурманского шоссе. Для соблюдения фактической точности предлагается назвать дорогу «восточной хордой», «широтной магистралью» или «восточным радиусом».

В 2018 году завершилось проектирование трассы. Пока точно определена лишь часть маршрута, от Западного скоростного диаметра до левого берега Невы. Окончательная стоимость проекта неизвестна, СМИ называют цифры от 110 до 210 млрд рублей. Не опубликован и список инвесторов: предполагается, что 50 % возьмут из федерального и городского бюджетов, а вторую половину планируется выручить путем заключения концессионных договоров с инвесторами. До февраля Смольный ждет предложений от петербуржцев относительно проекта трассы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.