ВНЕКОНКУРЕНТНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКУПОК

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Конкурентные способы закупки

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупки

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.

Извещение о закупке

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Документация о закупке

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Договор

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) позволяет заказчикам в Положении о закупке определить случаи и порядок проведения неконкурентных закупок.

Основными отличиями неконкурентных закупок от конкурентных являются

Одним из возможных видов неконкурентных закупок является закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В случае обжалования закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) решение административного или судебного органа во многом зависит от предмета неконкурентной закупки, наличия или отсутствия конкурентного рынка в соответствующей сфере.

Например, решением № 223ФЗ-531/22 от 27.12.2022 комиссия ФАС России признала необоснованной жалобу на закупку у единственного поставщика в виде заключения договора на поставку комплекта оборудования для модернизации программно-технического комплекса СВРК-М (ПТК СВРК-М) энергоблоков № 1, 2, 3, 4 Балаковской АЭС (извещение № 32211917960). Заказчик в обоснование выбора неконкурентного способа закупки предоставил доказательства того, что при исполнении договора должны быть использованы объекты интеллектуальной собственности, правообладателем которых является единственный исполнитель, и эти объекты не могут быть переданы третьим лицам.

При наличии конкурентного рынка закупка у единственного поставщика может быть признана нарушением закона № 223-ФЗ и (или) федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — закон № 135-ФЗ), например, закупка автомобиля (см. решения арбитражных судов по делу А36-6218/2021), закупка услуг по организации питания в образовательных учреждениях (см. Определение Верховного Суда № 306-ЭС21-13429 от 16.09.2021по делу № А57-6544/2020), закупка щебня1.

Что касается других видов неконкурентных закупок, в 2022-23 годах антимонопольные органы активно принимали и рассматривали жалобы на действия заказчиков при проведении таких неконкурентных способов закупок, как маркетинговые исследования, запросы цен, запросы оферт, закупки в электронных магазинах, неконкурентные аукционы, состязательный отбор и др. Следует отметить, что часть территориальных органов ФАС России признают право заказчика определить в своем Положении случаи и порядок применения неконкурентных закупок, в связи с чем жалобы на выбор неконкурентного способа, установление специальных требований к предмету закупки, неразмещение информации в ЕИС признаются необоснованными.

Например, Комиссия УФАС по Краснодарскому краю признала необоснованной жалобу на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса оферт в электронной форме на поставку аппаратно-программного комплекса на базе хроматографа «Хроматэк-Кристал 2000» (извещение № 32211597837). Заявитель обжаловал требования к объекту закупки, которым соответствует продукция единственного производителя. Комиссия УФАС установила, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке, в котором предусмотрено проведение неконкурентного запроса оферт, если заказчику необходимо провести закупку товара с указанием товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара. Положение не обжаловано и должно быть применено. Нарушений в действиях заказчика не обнаружено.2

Приморское УФАС признало необоснованной жалобу на выбор неконкурентного запроса цен при осуществлении закупки уличных светильников для нужд МУПВ «ВПЭС» (извещение № 32211449445), участниками которого могли быть только субъекты МСП. « Закон № 223-ФЗ не содержит запрета и не ограничивает Заказчика в праве проводить наряду с конкурентными закупками в электронной форме способами, предусмотренными ч. 2 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, неконкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства способами, предусмотренными положением о закупках», — говорится в решении УФАС. Выбор неконкурентного способа закупки и описание требований к конкретным светильникам, обусловленное необходимостью соблюдения единообразия на объектах городской инфраструктуры, а также целями замены ранее установленных и сломанных вандалами аналогичных светильников, не привели к нарушению норм Закона № 135-ФЗ и Закона о закупках № 223-ФЗ, считает Приморское УФАС.3

Комиссия УФАС по Магаданской области признала необоснованной жалобу на отказ от закупки при проведении состязательного отбора на право заключения договора по лоту «Лампы и световое оборудование для ремонтных работ в зданиях и сооружениях» для нужд филиала «Колымская ГЭС имени Фриштера Ю. И.». В жалобе заявитель указал на неправомерный отказ Заказчика от проведения закупки. Заказчик рассмотрел заявки, объявил переторжку, в которой участники не приняли участия, а потом отказался от проведения закупки. Согласно Положению о закупке Заказчика, состязательный отбор — это неконкурентный способ закупки, и Заказчик в любое время до заключения договора имеет право отказаться от заключения договора по результатам такой закупки. Извещение о закупке в ЕИС не размещено, закупка является неконкурентной, поэтому решение закупочной комиссии Заказчика об отказе от закупки признано УФАС правомерным.4

Комиссия УФАС по Новосибирской области признала необоснованной жалобу на действия заказчика при проведении запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных автозапчастей для автомобилей МАОУ ДО Купинская ДЮСШ (извещение № 5646720, размещенное на сайте market.rts-tender.ru/). Заказчик отклонил предложение с более низкой ценой, которое сделал заявитель, и заключил договор с участником закупки, который предложил более высокую цену, но гарантировал качество и оригинальность запасных частей, т.к. неоднократно ранее заключал с заказчиком договоры на поставку и ремонт. Таким образом, заказчик определил единственного поставщика, руководствуясь собственными предпочтениями. У ФАС пришло к выводу, что закон № 223-ФЗ и Положение о закупке Заказчика не содержат норм относительно заключения договора по итогам неконкурентной закупки с лицом, предложившим наименьшую цену. Закупка по принципу «электронного магазина» является неконкурентной, цена заключенного договора не превышает 100 тыс. рублей. Заказчик действовал согласно Положению о закупке, нарушений УФАС не обнаружило.5

Комиссия Московского УФАС признала необоснованной жалобу на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме № 2738/ОАЭ-ДКСС/22 на право заключения договора поставки экологического и природоохранного оборудования, включая выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (размещена на электронной торговой площадке «РТС-Тендер»). Заявитель в жалобе указал, что неконкурентный аукцион в соответствие с Постановлением № 301 (постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», далее — Постановление № 301) полностью соответствует признакам, определенным частью 3 статьи 3 Закона о закупках об условиях отнесения процедуры к конкурентной. Таким образом, по мнению Заявителя, несмотря на указание в закупочной документации на неконкурентный характер процедуры, фактически закупочная процедура имеет характер конкурентной закупки и должна подчиняться требованиям законодательства о закупках. В частности, требованиям к содержанию документации, протоколов и к обоснованию отклонения заявок на участие в ходе конкурентной процедуры. Заказчик указал, что в отношении него со стороны недружественных государств введены санкции, у Заказчика есть обязанность по неразмещению сведений о закупках (в том числе сведений относительно рассматриваемой закупки) в единой информационной системе в сфере закупок. Комиссия УФАС установила, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, так как оспариваемая процедура не является конкурентной. Таким образом, Комиссия отмечает, что Заказчик при формировании документации действовал в строгом соответствии со своим Положением.6

Вышеперечисленные примеры, когда заказчики проводили в соответствии со своим Положением о закупке неконкурентные процедуры, отличаются отсутствием грубых нарушений принципов закупок по закону № 223-ФЗ и не противоречат сложившейся практике закупок. В случаях, когда заказчик нарушает основополагающие принципы при проведении неконкурентной процедуры, его действия могут быть признаны нарушением не только со стороны антимонопольных органов, но и при обжаловании решений и предписаний УФАС в арбитражных судах.

Один из основополагающих принципов закупок по закону № 223-ФЗ — это принцип информационной открытости. Нарушение этого принципа при проведении неконкурентной закупки на конкурентном рынке может привести к признанию такой процедуры по своей сути конкурентной с соответствующими выводами о нарушении заказчиком требований закона № 223-ФЗ.

Другой важнейший принцип гражданского права, который необходимо соблюдать и при проведении неконкурентных закупок, это принцип равноправия сторон. В частности, этот принцип всегда упоминается, когда обжалуется отказ заказчика от заключения договора по результатам закупки, что приводит обычно к выявлению разных, неравноправных подходов к отказу от договора со стороны заказчика и со стороны победителя (единственного участника) закупки.

В качестве примера приведем случай, когда УФАС по Санкт-Петербургу и Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признали заказчика нарушителем принципов равноправия и справедливости закона № 223-ФЗ в следующей ситуации. Заказчик проводил неконкурентный открытый конкурс среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора поставки запасных частей для ремонта грузовых вагонов. Согласно итоговому протоколу, при проведении процедуры были отклонены все заявки, кроме одной, конкурс признан не состоявшимся, и принято решение, что что договор с единственным допущенным участником по результатам закупки не заключается, что и послужило причиной обращения последнего с жалобой в УФАС. При этом комиссия УФАС отметила, что требования Постановления № 301 по сути затрагивают лишь техническую составляющую проведения закупок в части неразмещения соответствующей информации на указанном ресурсе, при сохранении иных условий проведения закупочных процедур, и не затрагивают цели, условия и иные правила проведения закупок по 223-ФЗ9. Следует напомнить, что с 1 апреля 2023 года обязанность размещать информацию в ЕИС в случае действия в отношении заказчика Постановления № 301 вновь будет действовать, и постановление № 301 формально не сможет служить обоснованием для проведения неконкурентной процедуры.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в который заказчик обратился в целях обжалования решения антимонопольного органа, согласился с решением УФАС и указал, что оценка положений закупочной документации позволяет прийти к выводу, что проведенная Заказчиком процедура удовлетворяет понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений и не позволяет отказаться от заключения договора с победителем (см. решение по делу № А56-76771/2022).

Выводы, которые можно сделать по результатам проведенного анализа, следующие. Неконкурентные закупки по закону № 223-ФЗ допустимы и эффективны при определенных условиях и при наличии соответствующего обоснования, например, в целях выполнения требований о минимальной доле закупок российских товаров. При этом следует учитывать практику своего территориального антимонопольного органа и не переходить «красные линии», совершая при проведении неконкурентных процедур явные и неоднократно подтвержденные судебной практикой нарушения принципов закупок по закону № 223-ФЗ, требований гражданского и антимонопольного законодательства.

1
Решение УФАС по Омской области от 31.08.2022 № 055/01/11-377/2022

2
Решение УФАС по Краснодарскому краю № 023/07/3-3705/2022 от 29 августа 2022г.

3
Решение Приморского УФАС от 5 июля 2022 г. по делу № 025/07/3-502/2022

4
Решение УФАС по Магаданской области от 07.10.2022 г. по делу № 049/07/3-205/2022

5
Решение УФАС по Новосибирской области № 054/01/18.1-236/2023 от 21.02.2023

6
Решение Московского УФАС по делу № 077/07/00-12870/2022 от 30.08.2022

7
Решение Комиссии ФАС России от 30.12.2022 г. № 223ФЗ-541/22

8
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2022 г. по делу № А56-92334/2021

9
Решение УФАС по Санкт-Петербургу от 29.06.2022 г. по жалобе №Т02-336/22

Закупки у единственного поставщика

2.1. Заключается договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

2.2. Заключается договор на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), возмещение расходов по оплате указанных услуг (в том числе, услуг по договору энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии).

2.3. Выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

2.4. Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им организациями (в том числе государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями), соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

2.5. Возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно. Предприятие вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий наступления обстоятельств непреодолимой силы, аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или оказания срочной медицинской помощи.

2.6. Проводится закупка из реестра единственных поставщиков российского вооружения и российской военной техники, ведение которого осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 года N 826.

2.7. В рамках исполнения договора, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, проводится закупка ТРУ у поставщика (исполнителя, подрядчика), включенного в перечень прямых (безальтернативных) поставщиков, либо если в случае необходимости проведения закрытой закупки отсутствуют несколько (два и более) потенциальных поставщиков закупаемой продукции.

2.8. Проводится закупка ТРУ, на которые указом, распоряжением, поручением, указанием, согласием Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определен единственный поставщик (исполнитель, подрядчик).

2.9. Проводится закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы.

2.10. Проводится закупка печатных и (или) электронных изданий определенных авторов, печатных изданий средств массовой информации, услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям у издателей или распространителей таких печатных и (или) электронных изданий в случае, если указанным издателям или распространителям принадлежат исключительные права на использование и (или) распространение таких изданий, а также проводится закупка изданий информационно-аналитических агентств, услуг по предоставлению доступа к таким изданиям.

2.11. Проводится закупка на посещение конференции, форума, обучающего семинара, тренинга, зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного и иного мероприятия, а также закупка права участия в выставках или иных подобных мероприятиях.

2.12. Проводится закупка преподавательских услуг у физических лиц.

2.13. Проводится закупка услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами или иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.14. Проводится закупка на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта или иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.15. Заключается договор на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку, а также с участием в проведении конференций, форумов, обучающего семинара, тренинга, фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей); при этом к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.

2.16. Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов представителей иностранных и международных организаций, парламентских делегаций, правительственных и региональных, муниципальных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования, услуги синхронного перевода, обеспечение питания, аренда нежилых помещений для целей проведения мероприятий, связанных с визитами представителей иностранных и международных организаций, парламентских делегаций, правительственных и региональных, муниципальных делегаций, делегаций иностранных государств).

2.17. Заключается договор по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.

2.18. Заключается договор на оказание услуг по содержанию, обслуживанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Предприятию, услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование Предприятию;

2.19. Предприятие, являющееся исполнителем по государственному или муниципальному контракту либо заключенному договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе исполнения государственного или муниципального контракта либо договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения указанных в таких контракте либо договоре работ исключительно в случае, если срок исполнения такого государственного или муниципального контракта либо договора не позволяет осуществить закупку путем проведения конкурентных процедур.

2.20. Заключается договор аренды нежилых зданий, строений, сооружений, находящихся в частной собственности и используемых Предприятием для размещения обособленных подразделений на основе ранее заключенного договора, договор аренды земельного участка, находящегося в частной собственности и используемого Предприятием на основании ранее заключенного договора, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка), находящегося в частной собственности. В случае, если цена заключаемого договора меньше или превышает цену ранее заключенного договора не более чем на 10% проведение Заказчиком независимой оценки не требуется. Если цена заключаемых договоров превышает цену более чем на 10% ранее заключенного договора, для заключения указанных договоров обязательно проведение Заказчиком независимой оценки.

2.21. Заключается договор на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

2.22. Заключается договор на осуществление авиаперевозок почтовых отправлений регулярными или нерегулярными (чартерными) рейсами. При этом договор на осуществление авиаперевозок нерегулярными (чартерными) рейсами заключается в случаях внепланового превышения лимитов почтовой загрузки и контрольных сроков доставки почтовых отправлений воздушным транспортом при отсутствии у исполнителя перевозок регулярными рейсами (далее в настоящем подпункте — исполнитель) возможности таких авиаперевозок, невозможности исполнителя оказывать услуги в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, невозможности доставки почтовых отправлений в пункт назначения регулярными рейсами, а также в случае прекращения деятельности исполнителя в соответствии с законодательством, если применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно.

2.23. Заключается договор на осуществление перевозки почтовых отправлений и емкостей с почтовыми отправлениями железнодорожным транспортом.

2.24. Заключается договор, предусматривающий переход к Заказчику прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка), находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2.25. Осуществляется приобретение проездных документов в пользу третьих лиц — работников Предприятия.

2.26. Заключается договор на основании решения РО в случае, если применение иных способов закупки, установленных настоящим Положением, нецелесообразно.

2.27. Заключается договор на оказание услуг Центрального Банка Российской Федерации.

2.28. Заключается договор на основании решения генерального директора Предприятия на сумму, не превышающую пять миллионов рублей по одному договору. При этом совокупный объем закупок идентичных ТРУ в соответствии с настоящим пунктом не может превышать 5 (пять) миллионов рублей за квартал.

2.29. Приобретение недвижимости, имущества и имущественных комплексов на конкурентных торгах третьих лиц.

2.30. Заключение договора на создание и использование объекта авторского права, произведения литературы или искусства, за исключением заключения договора на создание, сопровождение, обслуживание, обеспечение функционирования, эксплуатацию программного обеспечения, информационных систем.

2.31. Заключается договор, предметом которого является предоставление или отчуждение Заказчику средств индивидуализации, удостоверенных правоустанавливающим документом.

2.32. Заключается договор на право использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (договор коммерческой концессии).

2.33. Заключается договор в рамках реализации программы стратегического сотрудничества, согласованной с Правительством Российской Федерации, с поставщиком (исполнителем, подрядчиком), указанным в такой программе стратегического сотрудничества.

2.34. Проводится закупка товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 500 (пятьсот) тысяч рублей для нужд АУП и 200 (двести) тысяч рублей для нужд обособленного структурного подразделения, филиала, в том числе филиала, обладающего правами макрорегиона. При этом совокупный объем закупок, который АУП вправе осуществить в течение одного квартала на основании настоящего пункта, должен составлять не более чем 10 (десять) миллионов рублей в квартал. Совокупный объем закупок, который обособленное структурное подразделение, филиал, в том числе филиал, обладающий правами макрорегиона, вправе осуществить в течение одного квартала на основании настоящего пункта, должен составлять не более чем 5 (пять) миллионов рублей в квартал для обособленного структурного подразделения, филиала, в том числе филиала, обладающего правами макрорегиона, соответственно.

2.35. Заключается договор на оказание юридических услуг по представлению интересов Заказчика в органах власти Российской Федерации, в целях обеспечения защиты интересов Предприятия в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств, при условии, что применение иных способов закупки, установленных настоящим Положением, невозможно по причине затрат времени.

2.36. Заключается договор на совершение нотариальных действий лицом, уполномоченным законодательством Российской Федерации на совершение таких действий, и по цене за совершение нотариальных действий в размере государственной пошлины, или нотариального тарифа, установленного законодательством Российской Федерации, а также оказание иных услуг таким лицом при совершении нотариальных действий.

2.37. Заключается договор с физическим лицом на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, в том числе переписи населения.

2.38. Заключается договор об оказании спонсорской помощи.

2.39. Осуществляется заключение Предприятием договора, предметом которого является выдача банковской гарантии (банковских гарантий).

2.40. Заключается договор на оказание услуг связи в отношении телефонных номеров, которые не могут быть переданы по требованию Заказчика иному оператору, которому они не выделены в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением номеров, используемых для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи) на основании ранее заключенного договора.

Неконкурентные способы закупки по Закону N 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений этого Закона.

Определение неконкурентной закупки дается «от противного» — от определения конкурентной закупки, которой признается закупка, условия осуществления которой соответствуют условиям, перечисленным в ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

В свою очередь неконкурентной закупкой признается в силу ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), но и любая закупка, условия которой не соответствуют вышеуказанным требованиям. Более того, из буквального прочтения ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ можно сделать вывод, что неконкурентной закупкой будет признаваться закупка, условия осуществления которой будут почти полностью совпадать с условиями конкурентной закупки, в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из условий, установленных ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного контрагента, устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке.

Относительно условий применения неконкурентных закупок следует учитывать, что никакими неконкурентными способами не может проводиться закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства, а никакими, помимо закупки у единственного контрагента, — закупка включенных в соответствующий перечень товаров, работ, услуг, которая должна осуществляться по умолчанию в электронной форме. Особенности выбора способа закупки в первом и во втором случаях описаны в отдельных материалах.

В письме Минфина России от 09.09.2022 N 24-07-07/87691 отмечается, что заказчик самостоятельно с учетом положений Закона N 223-ФЗ определяет и устанавливает в положении о закупке порядок осуществления неконкурентных закупок, включая виды документов, формируемых при осуществлении таких закупок, а также порядок их размещения, в том числе размещение (не размещение) в единой информационной системе (далее — ЕИС).

При определении способов неконкурентных закупок, помимо закупки у единственного контрагента, среди таких закупок, исходя из вышесказанного, можно выделить категорию тех, которые будут отличаться от конкурентных только одним — двумя признаками. Возможные способы таких неконкурентных («квазиконкурентных») закупок и предполагаемые условия их применения, определенные исходя из признаков конкурентной закупки, рассмотрены в отдельном материале).

Следует учитывать, что из указания ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ можно сделать вывод, что положение о закупке должно четко разграничивать конкурентные и неконкурентные способы закупки. То есть если положение о закупке предусматривает возможность проведения закупки способами, схожими до степени смешения с предусмотренными законом конкурентными, но не соответствующими требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, — они определенно должны быть охарактеризованы как неконкурентные. Для удобства пользования положением о закупке заказчик может охарактеризовать их как «частично конкурентные», «ограниченно конкурентные», «квазиконкурентные», «полуконкурентные» и т. п., но отграничить их от «настоящих конкурентных» необходимо.

При определении прочих, «абсолютно неконкурентных» способов закупки, по нашему мнению, следует учитывать необходимость разграничения закупки у единственного контрагента и иных таких способов закупки. Это имеет значение в связи с приведенными ниже обстоятельствами.

Во-первых, согласно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного контрагента и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Кроме того, в силу той же ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», заказчик вправе осуществлять у единственного контрагента закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пп. 3 — 3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В первом случае закупка у единственного контрагента возможна только в случаях, прямо указанных в положении о закупке, что, на наш взгляд, исключает возможность ее применения по свободному усмотрению заказчика в тех же случаях, что и проведение конкурентных или иных неконкурентных процедур, как это практиковалось ранее (см. также п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), и отдельный материал по данному вопросу). Соответственно, проведение неконкурентной закупки по свободному усмотрению заказчика может быть квалифицировано и как закупка у единственного контрагента в случае, установленном не должным образом.

Во-вторых, из буквального прочтения ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в ЕИС и на официальном сайте ЕИС должны размещаться извещение и документация об (открытой) закупке, однако от обязанности размещения в ЕИС вообще какой бы то ни было информации заказчик освобождается в отношении закупки у единственного контрагента*

. Получается, что при проведении закупки иными неконкурентными способами некая информация об условиях закупки в неопределенном объеме все равно должна размещаться в ЕИС и на официальном сайте ЕИС. Также ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указывает на обязательность размещения в ЕИС протоколов, составленных в ходе закупки, без оговорки «конкурентной закупки». Отсюда можно сделать вывод, что в ходе неконкурентной закупки в таких случаях также должен составляться протокол (протоколы), подлежащий(-ие) размещению в ЕИС и на официальном сайте ЕИС (см. также ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Отсюда можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента и иные неконкурентные способы закупки должны быть определенно разграничены. Причем порядок проведения закупки иными неконкурентными способами, включая «абсолютно неконкурентные», должен включать в себя размещение в ЕИС и на официальном сайте ЕИС оповещения (уведомления) о ее проведении в начале закупки и протокола о ее проведении (об итогах проведения) — по окончании.

Безусловно, в принципе можно представить себе закупку, при проведении которой не предполагается доступного широкому кругу лиц оповещения о самом факте и о сроках ее проведения, не установлены порядок сообщения сведений о потребностях заказчика и условиях (хотя бы примерных) заключаемого по итогам закупки контракта, порядок уведомления участников такой закупки о ее итогах, хотя и включающая некий элемент конкуренции. Таким может быть, в том числе, например, «запрос цен» или «запрос коммерческих предложений», когда у лиц, потенциально способных удовлетворить потребности заказчика, запрашивается соответствующая информация без предоставления вышеперечисленных сведений, и т. п. Однако, с учетом вышеизложенного, по нашему мнению, существует риск, что такая закупка может быть квалифицирована как разновидность закупки у единственного контрагента. А это значит, что должен быть установлен и исчерпывающий перечень оснований ее применения. Вместе с тем, законом какого-либо перечня признаков закупки у единственного контрагента, равно как и признаков закупки иным неконкурентным способом, не установлено. Поэтому возможен и такой подход, при котором приоритет должен быть признан за содержанием положения о закупке. Тогда все неконкурентные способы, не поименованные в положении о закупке «закупкой у единственного контрагента», должны будут рассматриваться отдельно.

Окончательный ответ на этот вопрос может дать только изменение закона или обобщение правоприменительной практики.

Представляется очевидным, что как и конкурентные, неконкурентные способы закупки могут разделяться на несколько видов процедур закупки, различающихся, например, по форме проведения (электронная — не электронная); отсутствию или наличия выделения этапов в процессе проведения (без этапные — двух-, трех- и более -этапные). В последнем случае может возникнуть проблема со смешением с некоторыми видами «сложных» закупок, которая рассмотрена в отдельном материале.

Требований к порядку проведения неконкурентных процедур, помимо вышеупомянутой обязанности размещения в ЕИС и на официальном сайте ЕИС информации о начале закупки и составления протокола по ее итогам, законом не установлены. Данные требования несколько подробнее рассмотрены в отдельном материале. В остальной части порядок проведения неконкурентных процедур устанавливается исключительно положением о закупке.

*

 В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при закупке у единственного контрагента информация о такой закупке, предусмотренная этой нормой, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В письме Минфина России от 23.01.2019 N 24-04-05/3393 разъяснено, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не предусматривает возможности заказчика определять в положении о закупке отдельные виды закупок у единственного контрагента, информация о которых размещается либо не размещается в ЕИС. Заказчик вправе установить только общее требование о размещении информации обо всех таких закупках в ЕИС вне зависимости от их предмета.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Неконкурентные способы закупок – метод определения подрядчика, при котором контракт заключается с конкретным поставщиком без проведения процедуры его выбора. Это позволяет приобрести необходимые товары или услуги в максимально короткие сроки.

Закупка у единственного продавца имеет свои особенности и регулируется действующим законодательством. К примеру, неконкурентные закупки не являются обязанностью заказчика. Но заказчику необходимо будет обосновать, почему он не использовал другие способы проведения закупок. И это не единственный нюанс. Предлагаем подробнее разобраться во всех тонкостях процедуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *