вид на стадион из под зсд

Куда пожаловаться, если в районе что-то не так

На портале «Наш Санкт-Петербург» принимают жалобы на ЖКХ, благоустройство, незаконные рекламные конструкции и другое.

На сайте администрации Приморского района можно оставлять жалобы по любым вопросам. Обращение направят нужному адресату и дадут официальный ответ в течение 30 дней.

Медицина

Это еще одна из болевых точек района: администрация признает «недоукомплектованность кадрами медицинских учреждений». На весь район всего по девять взрослых и детских поликлиник. Для сравнения: в Ярославле, который по населению примерно равен Приморскому району, только для взрослых работает 25 поликлиник.

Записаться к педиатру или участковому терапевту можно через интернет: есть талоны на ближайшую неделю. Попасть к дежурному врачу можно и по живой очереди. В нашей детской поликлинике в последние годы стало значительно лучше: даже к узким специалистам вроде гематолога или на исследования вроде УЗИ можно быстро записаться по направлению или через «Горздрав» и через неделю уже попасть.

Со взрослой поликлиникой сложнее. В нашей поликлинике № 121, расположенной по адресу ул. Камышовая, 50, сложно попасть к узким специалистам, а чтобы получить направление на УЗИ, мне пришлось письменно ругаться с заведующей. На сдачу крови всегда очереди.

Для тех, кто готов заплатить, есть платные лабораторные службы: «Хеликс», «Инвитро» — и платные обследования у любых специалистов в частных клиниках. Например, в «Скандинавии», «21 веке», «Абии», «Медицентре». У меня с детьми есть опыт посещения таких клиник. Например, когда дочь сломала руку, мы поехали в платный травматологический пункт, чтобы избежать очереди и наложить хороший моющийся гипс. Пять лет назад это стоило около 7 тысяч рублей.

В Приморском есть новые больницы с современным оборудованием. Например, Национальный медицинский исследовательский центр имени В. Алмазова, центр протонной терапии онкологической клиники МИБС и больница МЧС России. По некоторым медицинским профилям аналогичных больниц в России нет.

Где поесть

В районе есть практически все сетевые кафе и пиццерии: «Макдональдс», КФС, «Токио», «Додо-пицца» и другие. Открыты приятные сетевые рестораны — например, «Бричмула», «Маис» или «Юность Гинзы».

Раньше мы с друзьями отмечали дни рождения в «Бричмуле» у метро «Комендантский проспект». Но потом нашли неплохие места в пешей доступности от дома. Мои дети предпочитают «Макдональдс» и пиццу, а я люблю пивные рестораны с хорошим разливным бельгийским или чешским пивом. Около моего дома их три: ирландский паб Dublin Times, Antwerpen Pub и Beer Hall. В ирландском пабе лучше бронировать стол заранее: там даже по будням очень оживленно.

Фирменных пабов в Приморском не больше, чем в центре города, а уровень цен в них примерно одинаковый. Разливное бельгийское или немецкое пиво стоит от 250 до 350 Р, бутылочное — чуть дороже. Пивные закуски и салаты — от 250 до 500 Р, шаверма или бургеры — от 300 до 500 Р.

Наш средний чек в «Макдональдсе» — около 700 Р. Пиццу мы чаще всего покупаем в пиццерии «Папа Джонс» около дома. Самая простая сырная пицца со скидкой 20% за самовывоз стоит 203 Р. В пивных ресторанах средний чек — 2000—2500 Р.

Еще я жду, когда откроется видовой ресторан в «Лахта-центре», но на официальном сайте сроки пока не объявлены.

Битва при «Олимпийских надеждах». За что жители Приморского района сражаются с «Зенитом»

Уже несколько месяцев жители Приморского района бьются с «Зенитом» за спортивную школу «Олимпийские надежды» в Удельном парке. Разбирался в ситуации отдел спорта «Фонтанки».

Удельный парк — излюбленное место для жителей Приморского района. А еще здесь находится база футбольного клуба «Зенит» с шестью полями. Но современному футбольному клубу этого мало. Кроме того, для тренировок в холодное время необходим крытый манеж. Решить проблему хотят за счет территории соседней спортивной школы.

Буквально через дорогу от базы «Зенита» находится Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Олимпийские надежды». Контраст по сравнению с базой футбольного клуба шокирующий. Разваливающиеся буквально на глазах здания. В нескольких местах выбиты стекла. В кирпичной кладке зияют дыры — через них снуют туда-сюда голуби. Вокруг валяется мусор. Подходы к сооружениям обнесены забором с надписью «Осторожно! Опасная зона». За надписью по стене здания тянется вертикальная трещина метра полтора.

Со спортивными объектами на территории дела обстоят не лучше. Легкоатлетический сектор, который зимой превращается в конькобежный овал, футбольное поле, надувная хоккейная коробка. Все под замком. Хоккейная коробка и вовсе закрыта с прошлого года. Возле легкоатлетического сектора стоят с виду обычные бытовки. При ближайшем рассмотрении они оказались раздевалками футбольной секции. Рядом бросковая зона для хоккеистов с дырявыми воротами и залатанной проволокой сеткой-рабицей на заборе. Кажется, что место давным-давно заброшено. Однако, уверяют местные жители, впечатление это обманчивое.

— Несколько месяцев назад нам стало известно о планах закрыть «Олимпийские надежды» и передачи его для ФК «Зенит», — рассказывает Глеб Кошелев, чей сын занимается в «Олимпийских надеждах» конькобежным спортом. — Только в нашу секцию по конькобежному спорту ходит около сотни детей несколько раз в неделю. Плюс каток открыт по субботам и воскресеньям для массового катания. Ну и вообще, это наш любимый объект: кто-то детей водит, кто-то сам здесь занимается. Официальная позиция властей в том, что на территории есть аварийные здания, ремонту они не подлежат, а бюджета на их восстановление нет, и поэтому надо все закрыть и отдать «Газпрому», у которого деньги есть. Но нам кажется, что сама экспертиза об аварийности довольно сомнительная. Например, они признали крытый хоккейный каток аварийным. Но там еще прошлой весной проходили занятия и, вообще, выглядит он нормально как изнутри, так и снаружи. А по поводу других зданий есть подозрение, что их специально довели до такого состояния.

Общая площадь «Олимпийских надежд» около 42 тысяч кв. метров. По словам Глеба Кошелева, непосредственно сама спортивная инфраструктура там находится в нормальном состоянии. А здания с трещинами — административная часть, которая не используется во время занятий и никак не мешает заниматься.

— Но даже, если они и аварийные, зачем их передавать сторонней организации? — задается вопросом Глеб. — А то получается, у вас дома сломался смеситель, а вам говорят, что из-за этого придется забрать всю квартиру.

Местные жители пишут в различные инстанции, записываются на прием к депутатам. Была встреча с представителями «Газпрома», но горожане восприняли ее итог как «мы были просто посланы».

Как пояснили «Фонтанке» в комитете по спорту, техническое обследование несущих и ограждающих конструкций зданий на Аккуратова, 7а проводилось в 2020–2021 годах.

«В связи с выявленными в ходе технического обследования дефектами (в том числе деформацией фундамента и осадки грунтового основания) строительные конструкции объектов признаны аварийными. В этой связи проведение любых мероприятий, в том числе осуществление тренировочного процесса занимающихся учреждения, на данных объектах небезопасно», — заявили в комитете.

Из-за этого, в частности, был закрыта хоккейная площадка, а часть спортсменов распределена по другим городским объектам спорта.

«При этом открытый стадион, расположенный на Земельном участке, по-прежнему используется учреждением в летний период времени для организации тренировочных занятий по легкой атлетике и футболу, а в зимний период времени — для занятий конькобежным спортом. Официального решения, связанного с передачей Земельного участка третьим лицам правительством Санкт-Петербурга не принималось», — подчеркнули в комитете.

Переговоры между городом и «Зенитом» по поводу «Олимпийских надежд» действительно ведутся. В футбольном клубе считают, что текущей инфраструктуры для дальнейшего развития уже недостаточно. При этом футболисты «Олимпийских надежд» в полном составе занимаются на полях именно зенитовской базы.

Как говорит источник «Фонтанки», город был не против передать территорию на Аккуратова, 7а «Зениту», но с условием, что тот построит новый стадион в Приморском районе. Однако свободной земли для этого было не так уж и много. Сначала сошлись на участке на улице Шаврова. Там должен был появиться современный спортивный комплекс, который бы в полной мере заменил «Олимпийские надежды». Проект нового комплекса презентовали местным жителям. На картинках все выглядело красиво. Проблема только одна — слишком далеко.

Кроме того, выяснилось, что на Шаврова есть некоторые проблемы с юридическим статусом земли, из-за чего строительство могло быть отложено на неопределенный срок.

Тем временем из Смольного поступала противоречивая информация. 7 апреля вице-губернатор Борис Пиотровский писал в своем телеграм-канале, что на месте «Олимпийских надежд» построят новые объекты, которые полностью заменят существующий. В частности, вице-губернатор назвал крытый футбольный манеж, легкоатлетическую дорожку, ледовую дорожку, тренировочный спортзал, тренажерный зал. Также он пообещал, что на территории будет универсальная спортивная площадка, уличные тренажеры, памп-трек и роллердром. Все погруженные в тему немного удивились такому повороту. Никаких ледовых дорожек в проекте «Зенита» не было.

Через несколько дней в эфире телеканала «Санкт-Петербург» глава спорткомитета Антон Шантырь говорил уже немного о другом:

«Зная потребности «Зенита» в футбольном манеже, есть идея на этом стадионе («Олимпийские надежды». — Прим. ред. ) совместно за деньги «Зенита» построить совместную инфраструктуру, в которой можно было бы совместно развиваться. На этом стадионе сейчас прописано четыре вида спорта. Самый большой по количеству детей футбол (400 детей). Сейчас все футбольное отделение «Олимпийских надежд» тренируется на полях «Зенита». Есть лыжные гонки. В той временной инфраструктуре, которая там сейчас есть, лыжники там только переодеваются, а тренируются в Удельном парке. Полноценного легкоатлетического сектора там нет. Поэтому они переезжают на легкоатлетический стадион «Приморец». Конькобежный спорт там появляется на 2,5 месяца, когда мороз. Но конькобежцы у нас уже давно переехали на Демьяна Бедного, где у нас крытый конькобежный стадион. Мы сейчас смотрим близлежащие альтернативные участки, где можем создать инфраструктуру, где жители района могли бы заниматься спортом».

«Фонтанка» обращалась с вопросами и в сам футбольный клуб «Зенита», но получить ответы нам не удалось.

20 мая в комитете по спорту провели совещание с участием уполномоченной по правам ребёнка Анной Митяниной, руководством стадиона, представителями районной администрации и инициативной группы жителей, где все стороны ещё раз обсудили концепцию развития «Олимпийских надежд». Как заявил «Фонтанке» глава спорткомитета Антон Шантырь, ситуация немного изменилась. Кажется, местным жителям кое-что удалось отстоять.

«Сейчас «Зенит» согласился построить, помимо футбольных полей, стадион с беговыми дорожками, со всей необходимой инфраструктурой и административно-бытовым комплексом, где будут раздевалки, санузлы и тому подобное. Мы прописали техническое задание и тренерский совет его принял. У нас появится полноценный кластер прямо в Удельном парке. Я сам понимаю, что нам нужна спортивная инфраструктура именно здесь, а не где-то далеко. Потому что рядом с метро «Пионерская» строится новый большой жилой комплекс. И мы говорим не только про спорт, но и про доступность жителей, которые хотят заниматься физкультурой», — заявил Шантырь.

Местный житель Глеб Кошелев подтвердил, что встреча была и что в проект внесли некоторые изменения. Но победой он это не считает.

«Нам действительно показали новый план. В этом плане есть футбольный манеж на половине территории, но нет полноразмерного катка и хоккейной коробки. Появился маленький легкоатлетический стадиончик с кругом 200 метров, где ни позаниматься, ни соревнования провести. Из-за этого спортивные секции там нормально работать не смогут. Если это считать компромиссом — да. Но это фейковый компромисс. Потому что мы боролись за конькобежный овал и хоккейный каток. А это все, согласно плану развития, по-прежнему должно быть ликвидировано», — заявил Глеб Кошелев.

Артем Кузьмин, «Фонтанка. ру»

Безопасность

В районе действуют шесть отделов полиции. В 2020 году раскрыто 1900 преступлений, совершенных в общественных местах и на улице. Это на 5% больше, чем в 2019 году. Но на 22,2% увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Я сталкивалась с полицией дважды — и оба раза по поводу происшествий в школе. В первый раз у детей из шкафчика пытались украсть вещи, и классный руководитель отказалась помочь детям с поисками. После обращения в полицию вещи быстро нашли. Участковый приходил ко мне домой и брал показания. А завуч и директор вызывали в школу и пытались убедить, что не стоит из-за таких мелочей беспокоить полицию.

Второй раз я вызывала в школу инспектора по делам несовершеннолетних, потому что у нас в классе учился мальчик, который плевал детям в лицо и на одежду. Администрация школы снова пыталась занять нейтральную позицию. Но все жалобы я оформляла письменно, поэтому школе пришлось отвечать официально. Эта история тоже закончилась для нас хорошо: родители мальчика перевели его в другую школу.

В районе работают четыре народные дружины — это добровольные объединения людей, которые помогают полиции поддерживать порядок и могут оказать первую медицинскую помощь. У дружинников должно быть удостоверение и форменная одежда.

В Приморском районе довольно безопасно, но я бы не стала ночью гулять в Юнтоловском парке и на стройках, где работают мигранты.

В районе есть жилье, которое жители арендуют по договорам социального найма. Здесь живут ветераны, многодетные семьи и другие льготные категории. Строительство таких домов оплачивает город. Наиболее свежие такие объекты находятся по адресам: Туристская улица, 11; Мебельная улица, 25.

Около моего дома целый квартал социального жилья. Здесь много пьющих и матерящихся взрослых и подростков. Нам пришлось убрать скамейки у дома, потому что на них постоянно распивали спиртные напитки. Когда я выбирала квартиру, не задумывалась об этом. Сейчас предпочла бы жить подальше от социальных домов.

Сколько преступлений на 10 000 жителей совершают несовершеннолетние в Санкт-Петербурге за 1 квартал

2020 год2021 год

Невский714
Приморский213
Калининский911
Центральный18
Красносельский46
Адмиралтейский145
Колпинский55
Красногвардейский105
Московский65
Фрунзенский75
Выборгский63
Пушкинский53
Петродворцовый32
Курортный11
Василеостровский30
Кировский40
Кронштадтский10
Петроградский10

Экология

По официальным данным, экологическая обстановка в районе благоприятная.

Почти четверть территории Приморского района занимают зеленые зоны: Новоорловский и Юнтоловский заказники, парк 300-летия Санкт-Петербурга и часть Удельного парка.

54 промышленных предприятия района влияют на экологию незначительно. Качество воздуха измеряют на станции по адресу: Новосельковская улица, 23 — здесь находится асфальтобетонный завод. По данным на июль 2021 года, степень загрязнения атмосферы низкая. Но, по статистике spbhomes. ru, еще в 2018 году Приморский район занимал третье место по количеству вредных выбросов от предприятий.

Администрация активно борется с незаконными свалками в Каменке, на Заповедной улице, на пересечении улиц Репищева и Новосельковской. Кроме этого, запахи разносятся с законсервированной свалки «Новоселки», которая находится в Выборгском районе.

Показатели загрязненности почвы в районе самые низкие в городе. Но в некоторых местах почва заражена тяжелыми металлами: в районе метро «Пионерская», на пересечении Мебельной и Планерной улиц, в округе Озеро Долгое.

Супермаркеты и торговые центры

Продукты. С супермаркетами и торговыми центрами в Приморском районе, как и со спортивными сооружениями, полный порядок. Работают 42 крупных торговых и торгово-развлекательных комплекса, три сельскохозяйственных рынка.

Из сетевых продуктовых магазинов есть «Вкусвилл», «Пятерочка», «Лента», «Окей», «Семишагофф», «Дикси» и «Магнит». Еще в районе есть узкоспециализированные фруктовые лавочки, магазины свежей рыбы, белорусских и фермерских продуктов.

Торговые центры. Чтобы купить одежду, выезжать из района тоже не нужно. В Приморском есть «Питерлэнд», «Меркурий», «Атлантик-сити», «Сити-молл», «Атмосфера», «Миллер-центр», «Променад». Как правило, торговые центры находятся недалеко от метро. Чаще всего на первом этаже расположены крупные супермаркеты, магазины одежды, обуви, аксессуаров. На верхних этажах — зона развлечений, фудкорт, кино.

Мои ближайшие крупные торговые центры — «Меркурий» около «Беговой» и «Гулливер» около «Старой Деревни». Здесь есть кино, рестораны и другие развлечения. До «Меркурия» от моего дома — 25 минут пешком. До «Гулливера» чуть дальше, но можно доехать на автобусе за пять минут. «Меркурий» больше, поэтому там интереснее, но и покупателей там больше.

Товары для дома. Если нужно сделать ремонт или обновить что-то в квартире, есть строительные магазины: «Максидом», «Петрович», «Леруа», «Метизы». В «Максидоме» и «Леруа» можно купить практически все для ремонта и строительства, в «Петровиче» больше стройматериалов, в «Метизах» продают счетчики, крепеж, разъемы и другие мелочи. Еще у нас есть «Первая мебельная фабрика» и большие мебельные торговые центры около метро «Старая Деревня» и «Комендантский проспект».

Доставка. Пункты выдачи интернет-заказов находятся практически в каждом доме. В моей доме есть постамат «Яндекса», а в соседнем — пункт выдачи «Озона», DPD, «Боксберри» и других. Напротив — «Ламода» и «Вайлдберриз».

Я редко хожу в продуктовые магазины: предпочитаю доставку продуктов. В большинстве магазинов она бесплатная, если сумма заказа больше 3—4 тысяч рублей. Чаще всего покупаю в «Сбермаркете», они доставляют продукты из «Метро СС», или во «Вкусвилле» — они доставляют за два часа. Еще пробовала доставку из «Перекрестка», «Ленты», «Самоката», «Яндекс-лавки» и «Утконоса».

Транспорт

Основная магистраль района — Приморский проспект. Он переходит в Приморское шоссе, по которому можно попасть в Курортный район. А дальше, по трассе «Скандинавия», — в Финляндию. Если двигаться по Приморскому проспекту в противоположном направлении, можно доехать до Выборгского района. Туда же ведет и Богатырский проспект, плавно перетекающий в проспект Испытателей.

Если двигаться по Коломяжскому проспекту на юг, попадете в Петроградский район. Пешком можно пройти на Петроградку через ЦПКиО — Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова. Он находится на Елагином острове, на ночь закрывается, поэтому этот путь доступен только в часы работы парка.

Через район проходит Западный скоростной диаметр — ЗСД. Это платная трасса, по которой можно быстро попасть в южные районы Санкт-Петербурга и на Васильевский остров. Еще из Приморского можно выехать на КАД — кольцевую автодорогу. По ней вы доберетесь в Кронштадт с одной стороны, и в Парголово и Мурино — с другой. Выезд на КАД находится в конце Комендантского проспекта, недалеко от Юбилейного квартала. Еще одна развязка — на Горской улице в округе Лисий Нос.

Через Приморский район проходит железная дорога. Она связывает Курортный район и Финляндский вокзал в центре Санкт-Петербурга. По этой же дороге ходят скоростные поезда в Финляндию.

Автомобили. Пробки — один из самых больших минусов моего района. Несмотря на наличие КАДа, ЗСД, нескольких виадуков и широких проспектов, утром и вечером автомобилисты стоят в пробках. Администрация официально сообщает, что в районе «недостаточное количество транспортных коммуникаций». В дачный сезон Приморский проспект стоит в пробках в пятницу, выходные и понедельник.

Вообще, пробки в районе были столько, сколько я здесь живу. 20 лет назад выехать в центр можно было только по Коломяжскому проспекту, на котором был железнодорожный переезд. Потом открыли виадук на Планерной и стало легче. Позже достроили и расширили Богатырский проспект и ЗСД. Поэтому сейчас ездить на машине проще.

На Васильевский остров теперь можно попасть меньше чем за 10 минут. Проезд по ЗСД от Богатырского проспекта до набережной Макарова днем стоит 101 Р, если у автомобилиста есть транспондер, и 200 Р — если его нет. Стоимость проезда от Богатырского проспекта до «Скандинавии» днем составит 187 Р с транспондером или 600 Р — без него.

Сейчас в Приморском районе три развязки ЗСД: на Богатырском, Приморском и Шуваловском проспектах. Развязку на Шуваловском проспекте открыли в 2021 году — это разгрузило Богатырский проспект и Планерную улицу.

Летом, в дачный сезон, с пятницы до понедельника в пробке стоит Приморский проспект: по нему петербуржцы едут на залив в Курортный район, в Финляндию и обратно.

Я работаю дома, поэтому по утрам и вечерам редко покидаю район. Но тем, кто ездит на работу на машине, приходится стоять в пробках утром в сторону центра, а вечером — чтобы попасть домой.

Утром в пробках стоит Планерная улица в сторону Приморского проспекта и сам Приморский проспект в сторону Ушаковской набережной. В утренние пробки можно попасть на Коломяжском проспекте в сторону Черной речки и на проспекте Испытателей в сторону центра.

Это небольшая пробка перед поворотом на виадук на Планерной улице в среду в  летом. В более загруженные дни автомобилисты стоят от предыдущего перекрестка

Чтобы заехать на ЗСД с Богатырского проспекта, автомобилистам приходится стоять в очереди. На мой взгляд, здесь очень неудачная развязка: машинам, которые едут со стороны метро «Пионерская», приходится разворачиваться, чтобы попасть на ЗСД.

Вечером пробки образуются на въезде в район, то есть на тех же улицах, но в обратном направлении. В летнее время пробок меньше. Зимой и в дождливую или снежную погоду — больше.

В 2015 году я работала в офисе на Васильевском острове и ездила туда на машине. В семь утра дорога по Приморскому проспекту и Ждановской набережной занимала 25 минут. В 17 часов дорога обратно занимала 45—60 минут.

Метро. В районе пять станций метро: «Пионерская» и «Черная речка» на синей ветке, «Старая Деревня» и «Комендантский проспект» на фиолетовой, «Беговая» на зеленой.

Недалеко станции «Пионерская» я жила раньше. Тогда это была окраина, а сейчас почти центр Приморского района. Это одна из самых загруженных станций района. Периодически здесь ограничивают вход и выход пассажиров — например, во время ремонта эскалаторов. А лет 10—15 назад утром станция работала только на вход, а вечером — только на выход. Тогда это была единственная ветка метро в районе.

«Черная речка» находится недалеко от места дуэли Пушкина в старой части района. Плотность населения здесь ниже: в округе в основном пяти-, трех- и двухэтажные дома. Но в часы пик эта станция тоже бывает загруженной. Это ближайшее к центру города метро — до Петроградки всего пять минут езды.

Станция «Старая Деревня» находится в четырех километрах от моего дома. Если очень хочется, можно пойти пешком, а если не хочется — каждые 5—10 минут ходят автобусы. Это предпоследняя станция фиолетовой ветки, поэтому чаще она относительно свободна. От «Старой Деревни» до Невского проспекта всего четыре станции метро или 15—20 минут. Здесь же расположена железнодорожная платформа и большой транспортный узел: на электричке можно уехать в сторону Сестрорецка или на Финляндский вокзал, а на автобусе — в Кронштадт, Сестрорецк или Зеленогорск.

Станция «Комендантский проспект» находится в центре северо-западной части района. Здесь несколько торговых центров, ночных клубов и много ресторанов, поэтому активность не затихает даже в ночное время. Это конечная станция фиолетовой ветки, поэтому даже в часы пик можно найти в вагоне свободное место. Не выходя на улицы из подземного перехода станции, можно подняться в торговый центр «Атмосфера».

«Беговая» — самая новая и близкая к моему дому станция, до нее примерно 25 минут пешком. Ее открыли перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Находится возле парка 300-летия Санкт-Петербурга и Финского залива. Это конечная станция зеленой ветки, поэтому здесь тоже легко можно попасть в вагон и даже сесть. От «Беговой» можно попасть на Невский проспект за 20—25 минут.

В 2023—2025 годах возле моего дома должны открыть новую станцию метро «Туристская улица». Об этом узнала случайно, когда писала эту статью. Чувства смешанные: с одной стороны, метро около дома — это очень удобно. С другой — увеличивает количество людей и машин, в том числе и ночью.

Еще в 2023—2025 годах планируют открыть станцию «Шуваловский проспект», а после 2030 года — «Конную Лахту», «Юнтолово», «Парашютную», «Каменку» и другие.

Наземный транспорт. Наверное, из наземного транспорта в районе больше всего автобусов. Есть большие автобусы-гармошки, коммерческие пазики и небольшие маршрутки. Они ходят по расписанию, но вечером могут быть плотно забиты.

От станции метро «Старая Деревня» на автобусе № 101 можно уехать в Кронштадт за 55 Р, а на № 216 — в Сестрорецк за 110 Р.

От метро «Черная речка» автобус № 211 едет до Зеленогорска. Билет стоит 165 Р, поездка займет полтора-два часа. Эти автобусы считаются городскими, поэтому условий вроде кондиционера и USB-зарядок в них нет.

В Приморском есть модные бесконтактные троллейбусы, которые могут убрать «рога» и проехать автономно до 150 метров.

Трамваи ходят во всех муниципальных округах, кроме Лисьего Носа и Лахты-Ольгина. Основное преимущество трамваев — в выделенной полосе: можно доехать до места без пробок. Но у нас таких полос немного, поэтому трамваи стоят в общих пробках и не сильно отличаются от автобусов или троллейбусов. Старые модели трамваев сейчас меняют на новые низкопольные, в которые удобно заходить маломобильным людям.

Из интересного: в Санкт-Петербурге у трамваев есть не только номера, но и цветовая индикация маршрута, она расположена сверху — спереди и сзади вагонов. Всего используется пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий и белый. Например, индикация на трамвае № 55 горит красным и синим цветами, поэтому пассажиры издалека понимают, что подходит нужный номер, — даже в сумерках или темноте. Сейчас в Санкт-Петербурге 25 трамвайных маршрутов, поэтому цвета повторяются, но маршруты с одинаковым цветовым кодом проходят в разных районах и не пересекаются.

Аренда велосипедов и самокатов актуальна в теплое время года. Их убирают, когда выпадает снег. В отличие от центра города, у нас широкие тротуары, поэтому кататься можно и без велодорожек, но и их достаточно. В моем районе — на Планерной и на Парашютной улице, возле завода «Ниссан». Дорожка на Парашютной улице — это даже не велодорожка, а полноценный тротуар. Единственное, что может испортить велопрогулку, — соседство с шестиполосным выездом из города.

Арендовать велосипеды можно через «Смартбайк» — их зеленых велосипедов с корзинками спереди в районе больше всего. Минута аренды летом 2021 года стоила 4 Р. Можно было купить сезонный абонемент и кататься по полчаса с перерывом 15 минут. В июле 2021 года такой абонемент стоил 2500 Р в месяц.

Кикшерингом — арендой самокатов — занимается несколько сервисов: например, Whoosh или «Ситимобил». Как правило, надо заплатить 50 Р, чтобы начать пользоваться сервисом, — и далее 5 Р за каждую минуту. Парковки самокатов хаотичные, периодически я встречаю брошенные самокаты в совершенно неподходящих местах: на газоне или грунтовой дорожке парка.

Это аллея Победы на Шуваловском проспекте, она переходит в дорожку на Мебельной улице — можно доехать на велосипеде до метро «Старая Деревня». Не самое шикарное покрытие дорожки, зато всего в километре от моего дома

Припаркованные велосипеды и самокаты стоят на остановках общественного транспорта и на пересечениях крупных улиц. У меня свой велосипед, поэтому прокатом я не пользуюсь

Жилье

Приморский — не самый дорогой район Санкт-Петербурга, и здесь строят много новых домов. По площади застройки район уступает только Московскому. Здесь можно купить недорогую студию, элитный таунхаус и даже частный дом — например, в Ольгине или Лисьем Носу.

Всего в районе 1637 многоквартирных дома. Для сравнения: в Пушкинском районе, втором по размеру в Санкт-Петербурге, 1398 жилых домов. У нас есть старые панельные дома — например, 137-й серии в округах Озеро Долгое и Комендантский аэродром, новые кирпичные и панельные многоэтажки в округах № 65 и Юнтолово, старые хрущевки в округе Ланское и всевозможные варианты домов в Коломягах.

В первом квартале 2021 года введено в эксплуатацию 2980 квартир общей площадью 124 600 м². Это в три с половиной раза больше, чем в первом квартале 2020 года. Если поделить квадратные метры на количество квартир, получится около 42 м² — это большая однушка.

В 2020 году ввели в эксплуатацию 18 537 квартир в 40 домах общей площадью 747 700 м². Это и отдельные дома, и жилые комплексы. Для сравнения: в Пушкинском районе в 2020 году приняли 2811 квартир в 31 многоквартирном доме общей площадью 138 600 м². Средняя площадь квартир в Пушкинском районе больше, чем в Приморском.

В основном массовая застройка в Приморском идет в округах Коломяги и Лахта-Ольгино. А точечная застройка есть везде, где хватает для нее места.

Наиболее востребованные в МФЦ услуги за 2020 год

Государственный кадастровый учет недвижимого и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним19,5%
Выдача ключей простой электронной подписи для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде7,6%
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН5,8%
Государственная услуга по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации4,2%
Выполнение отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты пенсионерам3,8%
Выдача и замена паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации3,7%
Государственная услуга осуществления миграционного учета на территории Российской Федерации3,7%
Компенсация понесенных расходов на самостоятельное приобретение ТСР и ПОИ3,2%
Государственная услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования3,1%
Выполнение отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в форме денежных выплат2,9%

Покупка квартиры на вторичном рынке. По данным piter-realtor. ru, средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке в январе 2022 года — 202 313 Р. Как и везде, квадратные метры в однокомнатных квартирах стоят дороже, чем квадратные метры в двух- или трехкомнатных квартирах.

Средняя цена студии, по данным cian. ru, — 4,5 млн рублей. Разброс цен очень большой: от 2,7 млн до 8,5 млн рублей. Самые дорогие варианты находятся около метро «Пионерская».

Средняя цена однушки на вторичном рынке — 7,7 млн рублей. Здесь разброс цен еще больше: от 3,7 млн до 17 млн. Самые дорогие квартиры — около метро «Беговая». Однушку с евроремонтом недалеко от метро «Пионерская» можно купить за 8—10 млн. «Бабушкину» хрущевку около «Черной речки» — за 6 млн рублей.

В Приморском районе есть как новые дома, так и вот такие панельные многоэтажки с детскими площадками и зелеными дворами

Самые недорогие двушки стоят от 6,3 млн, а самые дорогие — около 40 млн рублей. Дороже всего двушки возле «Беговой» и «Черной речки».

Цена трешек начинается от 7 млн и заканчивается 79 млн рублей. Самые дорогие квартиры снова находятся около метро «Беговая» и «Черная речка».

В Приморском районе средняя по цене недвижимость. Самые дорогие квартиры в Петроградском районе, а самые дешевые — в Колпинском.

Стоимость квартир по районам на февраль 2022 года

Район городаЦена квартирыЦена за 1 м²

Петроградский41 174 825 Р362 656 Р
Центральный29 895 252 Р274 229 Р
Адмиралтейский19 229 027 Р220 885 Р
Василеостровский17 697 326 Р229 058 Р
Курортный16 439 607 Р213 585 Р
Приморский13 913 764 Р218 254 Р
Московский12 923 612 Р220 375 Р
Выборгский11 372 918 Р184 035 Р
Красногвардейский10 578 335 Р190 935 Р
Невский10 321 895 Р189 258 Р
Фрунзенский10 222 574 Р180 914 Р
Кронштадтский9 648 050 Р153 876 Р
Красносельский9 598 833 Р167 811 Р
Кировский9 558 351 Р171 168 Р
Калининский9 428 337 Р182 889 Р
Пушкинский8 918 052 Р154 672 Р
Петродворцовый7 643 363 Р135 029 Р
Колпинский6 380 669 Р124 949 Р

Летом 2021 года в Приморском можно было купить квартиру в небольшом коттедже с отдельным входом — в середине Школьной улицы. Здесь находятся «немецкие» трехэтажные дома. В некоторых из них обычные квартиры — одна-две на этаже. В других есть отдельный вход в квартиры на первом этаже и двухуровневые варианты.

Так выглядят эти дома. Здесь много зелени, уютные дворы и всегда есть место для парковки. Парк и метро, школа и поликлиника — в пешей доступности

Покупка новостройки. В Приморском есть квартиры в панельных и кирпичных домах или модные смарт-квартиры с закрытыми дворами и круглосуточной охраняемой территорией.

Когда я покупала жилье, смарт-квартир в нашем районе не было, иначе я бы выбрала такую: там интересные планировки и современные закрытые дворы. На территории ЖК нет машин — можно заехать только на 15—30 минут для разгрузки.

Пример смарт-планировки: трехкомнатная квартира с двумя спальнями и общей гостиной. В одной из спален есть своя ванная, и в обеих — гардеробные. В угловой кухне — панорамное остекление. Окна выходят на противоположные стороны дома

Долгосрочная аренда. Арендовать однокомнатную квартиру в Приморском районе можно за 18—25 тысяч рублей. Самые недорогие варианты — в округах Юнтолово и Коломяги. Есть дорогие варианты 49 м² за 50 тысяч рублей в ЖК «Лахта-парк».

На аренду двушек большой разброс цен. Есть варианты от 27 тысяч рублей в домах 137-й серии или «кораблях». Там может быть нормальный ремонт, но сами дома старые. Средняя цена аренды двушек — 30—45 тысяч рублей. Можно найти дорогие варианты за 80—100 тысяч рублей, например около метро «Беговая» с видом на «Лахта-центр».

Трехкомнатную недалеко от «Пионерской» можно снять за 50 тысяч рублей. Средние цены — 50—80 тысяч рублей. Самый дорогой вариант за 250 тысяч находится на Дибуновской улице около метро «Старая деревня» и ЦПКиО. Это большая видовая двухуровневая квартира 200 м² с евроремонтом, консьержами и паркингом.

Тучков буян, новый «Петровский» и «запасной» яхт-клуб. Что «Газпром» собрался строить в Петербурге

«Газпром» принес в Смольный шесть новых проектов по строительству в знаковых местах Петербурга. Это, конечно, не небоскребы, но видно их будет издалека.

Совещание под руководством вице-губернатора Николая Линченко, по данным «Фонтанки», прошло еще в конце марта.

На Петроградской стороне

Самое звучное, что обсуждалось, — культурно-досуговый центр «Тучков буян». Вокруг территории с таким названием слишком много всего случилось за последние годы. Однако в данном случае к перипетиям вокруг то ли парка, то ли Судебного квартала (по состоянию на сегодня — и то, и другое) прямого отношения проект не имеет. Речь идет, по данным «Фонтанки», о здании Пеньковых складов сразу у Тучкова моста, которое вместе с землей (2,8 га кадастровой стоимостью 321 млн рублей) в ноябре 2021 года уже передано от федералов городу. Причем 17 марта великолепное старинное четырехэтажное здание 1772 года постройки, судя по выписке из СПАРК, было передано в оперативное управление начальной школе №99 Петроградского района. Что именно там собиралась делать школьная администрация — уже не важно, потому что спустя всего неделю состоялось совещание у Николая Линченко, на котором было принято решение все переиграть, если дойдет до конкретного предложения «Газпрома».

Участники конкурса на концепцию так и не состоявшегося арт-парка факультативно предлагали свое видение и этого комплекса, хотя он находится за пределами участка управделами президента. Во всех вариантах ему отводили досуговую или образовательную функцию. То же самое, судя по всему, уготовил зданию и «Газпром». Деталей в пресс-службе не раскрывают. По информации «Фонтанки», проект собираются презентовать на ПМЭФ, рассматривается вариант концессионного соглашения.

Тут же недалеко находится стадион «Петровский». О том, что для реконструкции территории создана совместная группа с «Газпромом», Смольный сообщил еще в марте. На данный момент арена живет незаметной пост-зенитовской жизнью, но, видимо, этому скоро придет конец. Комитет по инвестициям обещал «реконструкцию старого здания в современный культурно-спортивный комплекс». Подробности неизвестны, но пример СКК и «СКА Арены» показывает, что реконструкция до степени смешения может напоминать полную перестройку.

Вокруг собираются организовать общественное пространство. Однако для всего этого необходимо сделать несколько шагов: внести изменения в генплан; исключить несколько участков из границ единой зоны регулирования застройки (на них разместятся проектные блоки «Газпрома» под названиями «Петровский», «Многофункциональный» и «Гостиничный»). Кроме того, Петровский парк является объектом культурного наследия регионального значения, и КГИОП поручено рассмотреть исключение из его границ части территорий. «Тема есть, идея есть, но проекта никакого еще не имеется, — говорит собеседник в компании. — Так что, даже если увидите какие-то картинки где-то, они мало имеют отношения к действительности. Будет архитектурный конкурс». Судя по тому, что рабочую группу организуют на базе комитета по инвестициям, форма финансирования тоже будет нетривиальной.

Яхт-клуб в Горской

О вероятном перебазировании близкого к «Газпрому» яхт-клуба «Геркулес» по соседству с Лахта Центром речь зашла после появления рендеров второго небоскреба фактически на месте яхт-клуба.

Тогда руководство яхт-клуба не стало комментировать эти слухи. Сейчас же факт наличия таких — уже даже не планов, а намерений — «Фонтанке» подтвердил собеседник в «Газпроме». Однако подчеркнул: переезд будет временным, на время строительства — тут слухи оказались верными — новых небоскребов газового монополиста.

Собственно, о планируемой временной передислокации «Геркулеса» «Фонтанка» уже писала; об этом рассказывал хорошо знакомый с ходом проекта строительства второго небоскреба высотой 703 метра источник. Однако тогда было непонятно, куда именно переедет яхт-клуб. Теперь же все становится на свои места. Причем кажется, что в Горской не будет ничего более вечного, чем временная дислокация «Геркулеса». Оказывается, пока ведется подготовка к строительству второго в мире по высоте небоскреба, спортсмены при поддержке «Газпрома» и в лице СПб РСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербург» должны будут построить так называемый Региональный центр яхтенного туризма в Горской.

В нем планируется размещение «обеспечивающей инфраструктуры», в том числе объекты туристской инфраструктуры, общественные пространства, объекты общественного питания, офисные здания и благоустройство. И даже если (вернее, когда) яхт-клубу можно будет вернуться в Лахту, вряд ли он станет бросать все это хозяйство.

Причем тут есть интрига. Дело в том, что не далее как год назад, на ПМЭФ-2021, городской комитет по инвестициям подписал соглашение о развитии как раз этой самой территории — «бывшей строительной площадки КЗС» — с компанией «Мегалайн». Весь минувший год она искала архитектурное решение для освоения 150 га, на которое обещала потратить 60 млрд рублей. В феврале было объявлено, что состоялся «полуфинал», в который прошли четыре архитектурных бюро. Подвести итоги планируется (хотя, может быть, уже и нет) в июне.

Командор яхт-клуба «Санкт-Петербург» Владимир Любомиров уточняет: пока речь идет о смежной территории, южнее тех 150 га, что пообещали «Мегалайну». Точная площадь передаваемой яхтсменам земли пока не определена — участок еще формируется, но речь на первом этапе идет примерно о 10 га земли.

«Надо понимать, что яхт-клуб в Лахте включает в себя две составляющие. Во-первых, это парусная академия, где занимаются около 500 ребят. «Газпром» поддерживает этот совершенно не коммерческий проект уже 10 лет и продолжит это делать. Вторая часть — проведение морских регат, — говорит Любомиров. — Ежегодно там проходит до 10 разнообразных соревнований всероссийского и международного уровня. Ну и сам яхт-клуб имеет несколько собственных парусников, в том числе реплик старинных парусников, которые также дислоцируются там».

Как такового яхт-клуба, когда ты за деньги арендуешь место на причале и ставишь там свою яхту, в «Геркулесе» уже давно нет.

Для занятий парусной академии и для проведения регат в Лахте построена марина. Правда, пока она не была введена в эксплуатацию. На время строительства второго небоскреба из соображений безопасности было решено ее пока не открывать. И площадка в Горской как раз и будет использоваться для временного размещения нашего яхт-клуба. После того, как в Лахте завершатся строительные работы, марина там будет использоваться по первоначально задуманному назначению.

Владимир Любомиров отметил, что выделяемая городом площадка в Горской исторически использовалась для судоходства. Там уже есть прорытый канал шириной 25 метров, который соединяет залив с очень удобным для тренировок юных спортсменов озером.

По данным «Фонтанки», соглашение с новым девелопером площадки в Горской может быть также подписано уже на ближайшем ПМЭФ. Какова судьба прошлогоднего соглашения, редакции не известно — соглашение было рамочным и, кроме архитектурного конкурса, перессорившего городских зодчих, никаких новостей об этом проекте не было.

Хогвартс в Зеленогорске

Еще один проект — это школа-пансионат на 2 000 учеников в Зеленогорске, которую хотят построить северо-восточнее пересечения улицы Ленина и Зеленогорского шоссе. Территория сейчас представляет собой сплошной лесной массив, сохранением которого озабочены местные жители. Они, кстати, узнали об этом проекте еще в прошлом году, после того, как на территорию заехала техника неизвестного происхождения, а на деревьях появились пометки. С тех пор, рассказали «Фонтанке» активисты, до 1 марта было подано 288 заявлений о включении этой территории в перечень зеленых насаждений (что является защитой от застройки).

Концепцию горожанам, конечно, не представили, но, судя по совещанию у Николая Линченко, она есть, и фонду поддержки социальных инициатив «Газпрома» рекомендовано представить ее в адрес комитета по градостроительству — откорректированную по замечаниям, с сохранением зеленых насаждений. Любопытно, что до 29 апреля «Газпрому» вместе с администрацией Курортного района было рекомендовано также разработать медиаплан по освещению реализации проекта.

В протоколе совещания чиновникам рекомендуется ускориться с рассмотрением проекта планировки, из чего можно сделать предположение, что реализация проекта не заставит себя ждать. Распоряжения о подготовке ППТ линейных объектов (улиц) на этой территории появились уже спустя три дня после совещания.

Еще два социальных объекта с отчетливо птичьими адресами запланированы в окрестностях Лахта Центра и яхт-клуба «Геркулес». Первый — это детский сад на 280 мест на улице Соловьиной. Второй — объект здравоохранения на Журавлиной.

В аппарате вице-губернатора Николая Линченко отказались комментировать обсуждение газпромовских проектов. Аналогичную информационную тактику избрал комитет по инвестициям. Докладчик на совещании со стороны «Газпрома», член правления компании Елена Михайлова, переадресовала все вопросы пресс-службе. Так же поступил глава фонда поддержки социальных инициатив «Газпрома» Владимир Приймак. В пресс-службе подтвердили, что сделали соответствующее предложение городу, однако говорить о деталях сочли преждевременным.

Ирина Корбат, Денис Лебедев, Николай Кудин, «Фонтанка. ру»

О районе

Приморский район образован в 1936 году и раньше носил название Ждановский. На его территории были дачные места и не существующие теперь деревни.

Приморский включает в себя несколько исторических районов: Комендантский аэродром, Коломяги, Старую и Новую Деревню, Лахту, Шувалово, Каменку и другие.

Интересная история у района Комендантский аэродром. Петр I дарил земли на берегу Черной речки комендантам Петропавловской крепости. Так здесь появились комендантские дачи. Позднее здесь построили ипподром, поле которого использовали для демонстрационных полетов.

В 1910 году оборудовали Комендантский аэродром, который в советское время был военным. Полеты прекратили в 1963 году, а в начале 70-х началась массовая жилая застройка района. Об аэродроме больше ничего не напоминает, кроме названий улиц, — многие названы по именам известных людей, связанных с авиацией: улицы Ильюшина, Уточкина, Королева, Гаккелевская, Маршала Новикова, площадь Льва Мациевича.

В Лахте находилась загородная резиденция Петра I, в районах Черной речки, Коломяг и Новой Деревни отдыхали на дачах писатели и поэты: Пушкин, Крылов, Блок, Некрасов и другие. Здесь же, у Черной речки, состоялась и последняя дуэль Пушкина, в результате которой он погиб. В то время это место считалось окраиной Санкт-Петербурга.

Население и состав. Приморский район — самый населенный в Санкт-Петербурге, при этом по площади занимает четвертое место после Пушкинского, Курортного и Выборгского. На 1 января 2021 года здесь живет 580 тысяч человек — это целый Ярославль или два Пскова. По данным администрации района, количество жителей растет в среднем на 10—15 тысяч человек в год.

Приморский район состоит из восьми муниципальных округов. Все они очень разные. Например, в округе Лисий Нос вообще нет метро и частная застройка: он вошел в состав Санкт-Петербурга только в 1980 году, а до этого был пригородом. А в округе Лахта-Ольгино есть и метро, и частная застройка, и многоэтажные дома. Есть даже свое озеро — Лахтинский разлив. И огромный зеленый массив — Юнтоловский заказник. А еще здесь построили «Лахта-центр» — самый высокий небоскреб в России.

Я живу в самом населенном муниципальном округе № 65. Здесь находится парк 300-летия Санкт-Петербурга. Из застройки здесь в основном человейники. Самые новые дома строятся в округе Юнтолово. А самые старые городские микрорайоны в Приморском относятся к округам Ланское и Комендантский аэродром.

А еще в состав Приморского района входит остров Верперлуда — там никто не живет, он заболочен и иногда полностью скрывается под водой. В основном его посещают рыбаки. На острове можно встретить лебедей во время перелетов, а еще есть выходы больших гранитных глыб.

Население Приморского района в 2020 году

ОкругКоличество человек

№ 65150 364
Юнтолово117 031
Озеро Долгое101 874
Комендантский аэродром91 736
Ланское60 510
Коломяги49 105
Лахта-Ольгино4825
Лисий Нос4653

Я живу в округе № 65 на пересечении Богатырского проспекта и Туристской улицы

А это округ Черная речка. Здесь много малоэтажной сталинской застройки и есть двухэтажные коттеджи на восемь квартир. Их называют «немецкими» — считается, что их строили пленные немцы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *