Для такого масштабного строительства нужно минимум 30 миллиардов рублей. Взять эти миллиарды предлагается не из бюджета железных дорог.
«Российские железные дороги» собираются отремонтировать Цимбалинский путепровод и считают нужным построить полтора десятка новых, потратив на это почти 30 миллиардов рублей из федерального бюджета. Исполнять большинство проектов, по данным «Фонтанки», предлагается правительствам Петербурга и Ленобласти. Чиновники регионов относятся этим планам весьма настороженно – они опасаются, что РЖД попытаются решать собственные финансовые вопросы за их счет.
15 путепроводов, не считая Цимбалинского
«Фонтанке» стала известна часть масштабных планов, которая касается строительства на территории Петербурга и Ленинградской области путепроводов в местах, где автомобильные дороги пересекаются с железными. Это довольно внушительный список, состоящий из двух разделов: реконструкция Цимбалинского автодорожного путепровода и строительство 15 путепроводных развязок:
• 14-й километр перегона Шувалово – Парголово (в створе дороги в Каменку);
• 16-й километр перегона Парголово – Левашово (в створе ул. Первого Мая);
• 11-й километр перегона Новая Деревня – Лахта (в створе Торфяной дороги);
• 18-й километр перегона Лахта – Лисий Нос (в створе Коннолахтинского пр.);
• 35-й километр перегона Лисий Нос – Сестрорецк (в створе ул. Воскова);
• 14-й километр линии Санкт-Петербург (Обухово ) – Мурманск (в створе ул. Юннатов);
• 16-й километр линии Санкт-Петербург – Москва (в створе ул. Володарского);
• 24-й километр перегона Царское Село – Павловск (в створе Московского шоссе);
• В створе ул. Коммуны;
• г. Петродворец, у дома № 1, литера А, через Ропшинское шоссе (27-й км участка Лигово-Веймарн, Ораниенбаум (в створе Ропшинского шоссе);
• г. Ломоносов, у дома № 2, литера А, через Морскую ул. (38-й км участка Лигово-Веймарн, Ораниенбаум (в створе Морской ул.);
• 2-й километр участка Нарвская – Автово, «Вологодский» у дома № 42, литера А (в створе Краснопутиловской ул.);
• пос. Усть-Ижора, у дома № 24, литера Б, через ул. Труда (21-й км участка Санкт-Петербург – Обухово – Мурманск (в створе ул. Труда);
• Сестрорецк, в створе Тарховской ул. (31-й км участка Ланская – Белоостров (в створе Тарховской ул.);
• у дома № 7, литера Ж, через Заставскую ул. (6-й км участка Северного полукольца, станция Цветочная (в створе Заставской ул.).
По сведениям «Фонтанки», в РЖД предполагают, что все проекты получат финансирование из федерального бюджета, при этом Цимбалинский путепровод собирается реконструировать сама компания, а строительством полутора десятков остальных в её видении займутся исполнительные органы государственной власти Петербурга и Ленинградской области.
Все проекты могут начать реализовывать в 2019 году, реконструкцию Цимбалинского путепровода предполагается завершить к 2021 году, строительство 15 новых объектов – к 2024-му. На первый проект, по звучащим в ведомствах оценках, нужно 6,3 миллиарда рублей, на все остальные – 20,9 миллиарда.
Цимбалинский путепровод узкий, двухполосный, там всегда пробки. Под путепровдом курсируют «Сапсаны» и пригородные электрички на участке Санкт-Петербург – Тосно. Их должно стать существенно больше, это потребует расширения железнодорожных путей и, как следствие, реконструкции путепровода. Строительство новых путепроводов обосновывается заботой о сокращении ДТП на железнодорожных переездах.
Неожиданно, но вроде бы нужные пассажирам и автомобилистам проекты не вызвали восторга у опрошенных «Фонтанкой» потенциальных их участников и экспертов.
В правительстве Ленинградской области, например, похоже, вообще сомневаются в эффективности сотрудничества с «Российскими железными дорогами» – эти сомнения видны даже в политкорректных официальных комментариях, которые дали нам региональные чиновники. А еще они хотели бы, чтобы железнодорожники учитывали интересы жителей тех местностей, где собираются реализовать свои проекты.
– Реконструкция Цимбалинского моста, безусловно, нужна, так как на главном московском железнодорожном ходу РЖД постепенно увеличивают количество ʺСапсановʺ. Это и логично: компания таким образом получает средства для модернизации подвижного состава. Однако есть трудность в формировании графика движения пригородных пассажирских поездов на этом направлении, надо искать ʺокнаʺ в расписании. Поэтому наше предложение встречное — запустить до Тосно поезда ʺЛасточкиʺ, так как люди будут тратить меньше времени в пути до Санкт-Петербурга, а ʺЛасточкиʺ легче встроить за ʺСапсанамиʺ. При этом поезда должны делать несколько остановок на территории Ленинградской области, чтобы полностью забрать тот пассажиропоток, который есть у пригородных электричек сегодня, — полагает начальник управления по транспорту Ленобласти Павел Постовалов.
По словам Постовалова, строительство новых путепроводов — это всегда плюс в плане развития инфраструктуры. Однако есть принципиальный момент финансирования: как показывает практика, РЖД готовы брать на себя затраты только по выносу собственных сетей, предоставлению «окон» и, частично, проектированию. « Большее софинансирование таких масштабных строек со стороны федеральной компании, скорее всего, станет залогом более быстрого воплощения в жизнь всех назначенных планов», — корректно намекает на сложности во взаимоотношениях с монополистом Павел Постовалов.
Собеседники «Фонтанки» в дорожном комитете Ленинградской области вспоминают уже имеющийся опыт строительства путепроводов на условиях софинасирования с РЖД. В 2014 году было подписано соглашение с Федеральным дорожным агентством, РЖД и правительством региона о строительстве 4 путепроводов, три из которых на линии Выборг — Каменногорск в Выборгском районе и один в Гатчине. Стройка проходила на условиях софинансирования: 20% вкладывали РЖД, а по 40% — федеральный и региональный бюджеты, общая цена составила 3 млрд рублей. В ходе строительства у подрядчиков «Ленавтодора» возникли проблемы: проекты путепроводов, разработанные по заказу РЖД, прошли по частным землям, которые пришлось выкупать, зачастую через суд.
– Этот фактор, конечно, наложил свой отпечаток на скорость возведения виадуков. Поэтому только 2 октября 2018 года было открыто рабочее движение по последнему путепроводу Таммисуо — Гвардейское. До конца года все путепроводы будут введены в эксплуатацию, — рассказал глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.
В пресс-службе петербургского комитета по развитию транспортной инфраструктуры так ответили на запрос «Фонтанки»:
«Работа по вышеперечисленным путепроводам находится на разной степени реализации, их строительство выстраивается в порядке значимости. Часть путепроводов рассматривается как инвестиционные проекты – платные путепроводы. Это путепровод в створе Московского шоссе, Краснопутиловской улицы и улицы Юннатов (речь, видимо, идет о подписанном еще в 2017 году в рамках ПМЭФ соглашении с ООО «Санкт-Петербургская платная дорога»).
Некоторые путепроводы рассматриваются как часть масштабного проекта. Так, путепровод в створе ул. Труда будет реализован в рамках 2-го этапа строительства Южной широтной магистрали. Путепровод в створе Коннолахтинского проспекта запланирован в рамках строительства трассы М-49 (соглашение с Евразийским банком развития).
Строительство путепровода в створе Ропшинского шоссе есть в государственной программе и запланировано после 2022 года. В створе улиц Первого Мая и Воскова путепроводы запланированы после 2025 года.
Отношения городских властей с железнодорожным монополистом сейчас тоже оставляют желать лучшего. В конце сентября в Смольном получили не слишком обрадовавшее чиновников письмо от «Российских железных дорог», поставившее вопрос о начале реализации проекта строительства аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково. Горячие головы даже заговорили о шантаже.
Довольно пессимистично видит идеи железнодорожников и директор «Объединения ДорМост» Кирилл Иванов:
– Это серьезная заявка на урегулирование основных узких мест, где железнодорожная инфраструктура пересекается с транспортной городской инфраструктурой. Объективно у города с РЖД из крупных инфраструктурных проектов пока можно назвать два: путепровод в створе проспекта Александровской Фермы и застройка под жильё бывшего железнодорожного коридора Варшавского вокзала. Оба проекта были очень сложными в плане переговоров и дались весьма непросто. Был озвучен помимо этого целый ряд проектов, которые ввиду отсутствия финансирования превратились в прожекты, а после в идеи. Какова судьба того, что предлагается, покажет время. Если будет политическая воля, все состоится. Если будет пущено на самотёк, то останется только ждать чего-то техногенного, – говорит он.
Лев Годованник, «Фонтанка.ру»
Прокуратура занялась ЧП у Ланской и показывает, как выглядело обрушение
Северо-Западная транспортная прокуратура подключилась к расследованию ЧП на железной дороге между станциями Ланская и Удельная в Петербурге. Утром 26 сентября пресс-служба ведомства сообщила об организации проверки по факту обрушения части ограждения железнодорожного моста, при наличии оснований будут приняты меры реагирования.
«Санкт-Петербургская транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности при эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в связи с происшествием между станциями Ланская и Удельная», — говорится в сообщении.
Конструкции железнодорожного моста частично обрушились на рельсы 25 сентября около 20:40. Никто не пострадал. Оказались повреждены провода контактной сети, из-за чего встали пригородные электрички. К ночи движение восстановили.
Читатель «Фонтанки» рассказал, как заметил на путях упавшие конструкции и вместе с сотрудниками МЧС останавливал приближающуюся электричку. Подробности читайте на «Фонтанке».
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.
Путепровод в створе Ропшинского ш. через ж/д пути Ораниенбаумского направления
Данный проект является важной частью проекта по реконструкции Ропшинского шоссе под 4 полосы движения. (от 27.02.2009)
Не достроили, бросили, спрятались. Многомиллиардный инвестпроект не осилил сдачу Петербургу фонарей
Спустя два года после торжественного открытия путепровода над Белоостровским шоссе местные жители все еще надеются, что им включат освещение.
Инвестиционный проект на 95 миллиардов, который ускорил пассажирские поезда в сторону Выборга и перенаправил товарняки окольными путями в порты на берегу Финского залива, оставил за собой пыль и тьму. Пока жители Западной Лицы надеются, что им наконец включат поставленные на путепроводе фонари, Росжелдор ликвидирует ФГУП, на балансе которого осталась проблемная инфраструктура.
Между железнодорожными станциями Дибуны и Белоостров с 2019 года работают путепровод и развязка Белоостровского шоссе с ЗСД. Дорогу используют жители Западной Лицы, Песочного, Сертолово, Левашово и населенных пунктов поменьше. Как рассказывают местные, в целом трасса обслуживается, но как только въезжаешь на участок над железной дорогой, сезонно попадаешь в зону полной темноты. При этом именно на этом отрезке несколько пешеходных переходов, остановки общественного транспорта, которыми пользуются школьники.
«Очень опасный поворот, зимой вечером видимость нулевая», — рассказывают очевидцы.
Работы в 2018 году заказал Росжелдор, а точнее, ФГУП «Единая группа заказчика», которое подчиняется Минтрансу. Этот путепровод — часть инвестиционного проекта под названием «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская».
Обошлась переправа федеральному бюджету в 84 миллиона рублей, контракт заключили с компанией «Су-308». Требовалось сделать все «под ключ»: путепровод шириной 16 метров и длиной 600 метров, двухполосная дорога (всего — 2,4 км), опоры освещения, ливневки, благоустройство. Контракт считается исполненным с января 2020-го. Несколько месяцев назад путепровод получил официальное название — Дибуновский.
О проблеме «Фонтанка» коротко уже писала в декабре 2020 года — свет, недоумевали местные, отчего-то горит на старой, перекопанной дороге, видимо, для елок и ежиков.
Но свет не единственная проблема — песка и пыли на путепроводе по самые поребрики, ливневки забиты, зимой на дороге неубираемая наледь.
Как и полгода назад, в «Ленсвете» «Фонтанке» сообщили, что оборудование не передано на баланс предприятия. И не только в фонарях дело. Вообще весь путепровод так и остался за ФГУПом, подсказали собеседники издания.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры смогли только отметить, что «развязка представляет собой незавершенный объект строительства», а информация о планах передать ее городу не поступала.
В мае этого года в отношении «Су-308» была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве, гендиректор сменился в марте. Бывший руководитель компании Александр Тимирев, чья подпись стоит под контрактом на строительство путепровода, сообщил «Фонтанке», что о балансовой принадлежности построенной им дороги ничего не знает, и все вопросы переадресовал заказчику. Росжелдор на звонки и письма не ответил.
Это не единственная развязка, которая утонула в так до конца и не реализованном с 2007 года проекте. Как писал 47news, примерно такая же судьба постигла путепроводы в Суходолье и на 78-м километре. « Балансодержатель объектов должен оформить земельные участки, на которых расположены путепроводы, поставить их на кадастровый учет, оформить право собственности для последующей передачи объектов в федеральную собственность», — объясняли минувшим летом в «Упрдор «Северо-Запад». Строило эти две переправы ЗАО «Стройпутьинвест», оно банкротится с февраля.
Путепровод на 66-м километре, судя по продленному до октября этого года разрешению на строительство, за семь лет доделать не смогли. Только спустя полтора года жалоб город как-то смог договориться с Росжелдором и забрать себе подземный переход на Удельной. Его тоже построили как часть инвестпроекта. Пока он был на балансе ФГУПа, за ним никто не следил.
ФГУП арендовало под строительство железной дороги 75 гектаров земли примерно на 15 миллионов рублей, в основном в Выборгском районе Ленобласти. Это только то, что видно через госзакупки. Судя по выпискам из Росреестра, договоры в основном о бессрочном пользовании. Предприятие также заказывало строительство подстанций и инженерных сетей.
Инвестпроект на первых порах оценивался почти в 80 миллиардов рублей, закончить работы планировалось в 2011 году. В отчете Счетной палаты, которая в 2015-м признала очевидное «в сроки не уложились», фигурирует сумма в 95 миллиардов — 29,1 процента от Инвестиционного фонда, остальное от РЖД.
На эти деньги было задумано построить новую железнодорожную линию Петяярви — Каменногорск, а по старым путям разогнать пассажирские поезда до 200 километров в час. « Аллегро» поехал, 62-километровую трассу от Лосево и дальше на север начали эксплуатировать в 2017 году, но достраивают ее до сих пор. Год назад Главгосэкспертиза заново утверждала проектно-сметную документацию, в которой актуализировалось все, начиная с данных по самой полосе, количеству остановок, ремонту автомобильных дорог, заканчивая переустройством высоковольтной линии и установкой шумозащитных экранов.
Судя по картотеке арбитражных дел, «Единая группа заказчика» не платит за аренду некоторых участков под инвестпроект, другие земли так и не были освоены. Местами, следует из удовлетворенных судом претензий Ростехнадзора, объекты не приняты или не доделаны в полном объеме. За тот самый путепровод в Белоострове ФГУП должно было еще в апреле прошлого года заплатить штраф 50 тысяч рублей — соответствие выполненных работ проекту не подтверждено по многим пунктам, нет документа о компенсации ущерба окружающей среде, а под развязкой не оказалось задуманной там ливневки.
Еще в 2015 году Росжелдор признался, что «Единая группа заказчика» задолжала инвесторам 132 миллиарда, и попросил предприятие обанкротить. Была введена процедура наблюдения, но суды трех инстанций не согласились с доводами ФГУПа — в реестр требований кредиторов было включено всего 4,2 миллиарда рублей, а активов у предприятия на 106 миллиардов.
В феврале 2021 года ФГУП заявило о своей ликвидации, процедура не завершена. Как летом комментировали в Росжелдоре, сейчас «перераспределяются полномочия и утрясываются формальности»; кому достанется пыльное и требующее нового ремонта «наследство» ФГУПа — неизвестно.
Надежда Мазакина, «Фонтанка.ру».