Западный скоростной диаметр ушел в тоннель под рекой Смоленкой
Тоннельный участок глубиной 11 метров и длиной 289 метров, представляющий собой рамную железобетонную конструкцию с тремя «стенами в грунте» (две ограждающие и одна средняя, разделяющая полосы движения), будет проходить под искусственным руслом Смоленки. Русло реки пустят по облицованному гранитом железобетонному каналу, расположенному непосредственно на верхней плите перекрытия тоннеля.
Центральный участок ЗСД протяженностью 11,7 км идет от набережной реки Екатерингофки по западной оконечности Васильевского острова до правого берега реки Большая Невка. Он соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами.
Строительство ЗСД началось еще в 2004 году. Скоростная автомагистраль общей протяженностью 46,6 км обеспечит транспортные связи Большого морского порта Петербурга через КАД (кольцевую автодорогу) с выходом на федеральные трассы и страны Скандинавии, а также снизит транспортную нагрузку на исторический центр города.
-
October 25 2019, 15:55
- 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
Западный скоростной диаметр как визуальный объект
Красавцами мостами не устаём любоваться, а тут для разнообразия углублённая часть.У гостиницы Прибалтийская она называется так:
Выемка вдоль Васильевского острова и тоннель под Смоленкой.Проезжая часть расположена на 6 м ниже уровня существующей территории, что обеспечивает значительное снижение звукового и визуального воздействия на жилую застройку.
Подробную информацию можно прочесть на официальном сайте ЗСД Магистраль Северной столицы.Там и ответ на вопрос, который мучил меня полтора года назад — куда машины деваются с ЗСД у Смоленки.
Вид с моста на юг
и на север, выемка чувствуется
Это уже за мостом, ирригационное сооружение)
С другого мостика вид на север
Огни у тоннеля, поди, горят.
Движение по Центральному участку ЗСД планируют запустить в ноябре этого года. В настоящий момент ведется устройство инженерных сетей, бетонирование плиты проезжей части и укладка асфальта, также сообщает пресс-служба.
Видео моё) Съёмка 24.09.2016.
Вантовый мост через Корабельный фарватер соединяет берега дельты Невы и входит в состав Западного Скоростного диаметра, «автомагистрали будущего». Это трёхпролётныйвантовый мост длиной 620 м. Длина пролётов составляет 150, 320 и 150 м. Расстояние между вантами составляет 18 м. Конструкция мостового полотна шириной 39 м, представляет собой комбинированное решение с применением продольных металлических балок высотой 2,5 м и бетонной плиты толщиной 25 см. Два главных пилона возвышаются над уровнем моря на 125 м.
Описание, особенности проектных решений, сложности проекта
Сложность конструкции данного сооружения заключается в значительном уклоне пилонов (12°), ширине мостового полотна (около 40 м., 8 полос движения) и большим шагом вант (18 м).
Данные характеристики требуют особого внимания в части расчётов вантовых конструкций (шаг, регулировка и анкерные крепления вант), в связи с чем потребовался тщательный проверочный расчёт проектных решений со стороны SetecTPI, выступающего в качестве независимого эксперта. В частности, на основе результатов испытаний модели моста в аэродинамической трубе в лаборатории в Нанте были выполнены динамические расчёты в отношении ветровых нагрузок на сооружение.
К сожалению, российские мостовики до такого уровня ещё не доросли, строительство осуществляет ICA (“IC Astaldi Içtaş” – Ай Си Асталди Ичташ) – совместное итало-турецкое предприятие. ICA входит в первую сотню рейтинга «Топ крупнейших мировых подрядчиков» («Engineering News Record»).
На Васильевском сооружают тоннель под Смоленкой для центрального участка ЗСД
Строители приступили к устройству тоннеля под рекой Смоленкой на Васильевском острове в рамках работ по созданию центрального участка ЗСД.
«В настоящее время генеральный подрядчик центрального участка ЗСД завершает устройство песочной насыпи, а в феврале 2014 года строители приступят к установке свай для укрепления грунтов, после чего начнутся работы по сооружению стен тоннеля», — отметили в комитете по инвестициям.
Тоннельный участок глубиной 11 метров от уровня земли и длиной 289 метров, представляющий собой рамную железобетонную конструкцию с тремя «стенами в грунте» (две ограждающие и одна средняя, разделяющая полосы движения), будет проходить под искусственным руслом Смоленки. Русло реки пустят по облицованному гранитом железобетонному каналу, расположенному непосредственно на верхней плите перекрытия тоннеля.
Напомним, что строительство Западного скоростного диаметра началось еще в 2004 году. Целью проекта является создание скоростной автомагистрали общей протяженностью 46,6 километра, которая обеспечит транспортные связи Большого морского порта Петербурга через КАД с выходом на федеральные трассы и страны Скандинавии, а также снизит транспортную нагрузку на исторический центр города. Центральный участок ЗСД протяженностью 11,7 километра (от транспортной развязки на набережной реки Екатерингофки до транспортной развязки с Приморским проспектом) является наиболее сложным в плане технической организации.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
История строительства Центрального участка Западного Скоростного Диаметра — одного из самых сложных проектов, реализованных в Санкт-Петербурге. Новая скоростная автомагистраль проходит буквально по земле, над землей, под землей, над водой и под водой.
Активная работа над реализацией проекта Западного Скоростного Диаметра стартовала еще в середине 90-х годов — а именно в 1996 году началась разработка проекта новой скоростной магистрали. После утверждения проекта и всех необходимых формальностей в 2005 году было начато строительство первой очереди будущего диаметра. Но лишь в 2011 году был объявлен конкурс на строительство центрального участка Западного Скоростной Диаметра — участка о строительстве которого пойдет речь ниже.Сам по себе проект центрального участка являлся одним из самых трудновыполнимых и масштабных в истории Санкт-Петербурга. Трасса проходит буквально на земле, над землей, под землей, над водой и под водой — более 60% дорожного полотна предстояло построить на искусственных сооружениях, включая 3 моста (2 из которых вантовые).
ВСЕГО 10 СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В 4 РАЙОНАХ ГОРОДА,
БОЛЕЕ 5500 ЧЕЛОВЕК ЗАДЕЙСТВОВАНЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ,
БОЛЕЕ 450 СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ,
66 СУБПОДРЯДЧИКОВ (В Т.Ч. 7 ЗАРУБЕЖНЫХ).
Двухъярусный мост через Морской канал
Строительство преимущественно состоит из 2-ух этапов. Первый из них — это сооружение временный рабочих платформ или своеобразной эстакады, с помощью которой будут возводиться опоры моста. Когда опоры будут установлены, в ход пойдет второй этап, который именуют «надвижкой» — металлические пролеты собираются в секции и кладутся на специальные перекаточные устройства, а потом с помощью гидравлических домкратов выталкиваются вперед и соединяются со парой опор впереди. Таким образом собирается подходной мост и сама двухъярусная ферма.
Двух-этажная развязка проходит аккуратно над Канонерским островом, над жилыми домами, часть из которых пойдет под расселение.
Вот такой вид с Канонерского острова открывается на магистраль.
Вид из окна пятиэтажки.
Высота фермы 52 метра, а длина центрального пролета над Морским Каналом составляет 168 метров, при общей протяженности на 760 метров.
Мост подхода на закате.
Вантовый мост через Корабельный фарватер.
Общая длина моста — 622 метра, а длина центрального пролета 320 метров. Подмостовой габарит 35 метров.
А высота пилона 125 метров.
Вот такой вид открывается на Васильевский остров с пилона моста. Морской вокзал и створ Большого Проспекта.
Новосмоленский туннель
В устье реки Смоленки дорога проходит сквозь туннель, который местные жители окрестили, как Новосмоленский. Главная его особенность — наличие не только искусственного, но и естественного освещения, получаемого при помощи множества световых окон. Длина туннеля 400 метров, а глубина залегания 13 метров.
На Васильевском острове близ жилых домов трасса проложена в выемке, тем самым опустившись ниже уровня земли. Через нее перекинуты 2 автомобильный моста и 2 пешеходных, давая свободный доступ к заливу и жилым комплексам на насыпи.
Вантовый мост через Петровский фарватер.
Высота пилона — 125 метров.
А подмостовой габарит 25 метров.
Длина центрального пролета — 240 метров.
Туркам придется нелегко на ЗСД

Поделиться
Центральный участок Западного скоростного диаметра в Петербурге будут строить входящие в консорциум «Магистраль Северной столицы» турецкие и итальянская компании, которые в данный момент работают над возведением нового терминала аэропорта Пулково. Такое решение приняла накануне комиссия Смольного во главе с губернатором Валентиной Матвиенко. В случае успеха, подрядчики смогут вписать в свое резюме опыт по выполнению не имеющего аналогов в мире проекта, состоящего сплошь из эстакад, мостов и тоннелей. Как должен в идеале будет выглядеть ключевой участок ЗСД, выясняла «Фонтанка».

Поделиться
Проект, выполненный по заданию Смольного «Институтом «Стройпроект», предполагает, что центральная часть ЗСД от развязки в районе реки Екатерингофки до набережной Большой Невки пройдет в основном над и под землей. Фактически это комплекс сложных инженерных сооружений протяженностью 14 км.
Только первая небольшая часть центрального участка пройдет по земле (на схеме участки 8 и 2) — от развязки в районе Екатерингофки (туда скоростную магистраль ведет по заказу города «Мостоотряд 19») до эстакады на подходе к первому мосту — переправе через Морской канал. Тут строителей будет ожидать первая техническая проблема.

Поделиться
По условиям, мост через судоходный канал, ведущий к району Морского порта, должен позволять проходить под собой судам высотой до 50 метров. Высота пролета должна составлять 55 метров, а ширина судоходного канала не должна быть меньше 168 метров. Техническое решение, описанное в проекте, предполагает строительство двухуровневого моста с подвижной центральной частью. Эта часть моста должна подниматься на осях для того, чтобы пропускать суда. На время прохода судов, проезд по трассе на этом участке будет, скорее всего, ограничиваться (участок 3 на схеме).
Переправа через Морской канал будет продолжаться длинным мостом в обход острова Белый и тут же переходить в еще одно надземное или, скорее, надводное сооружение — подход к вантовому мосту (участки 4 и 5).
Пункт 6-й на схеме проектировщика — это, собственно, вантовый мост. Некий венец всей конструкции ЗСД. Он будет расположен непосредственно над осью Корабельного фарватера в устье Большой Невы. Как сообщалось раньше, его высота должна составить не менее 35 метров, чтобы пропускать суда в устье Невы.

Поделиться
Проектировщики считают, что для красоты, чтобы вантовый мост напоминал знаменитые разводные переправы Петербурга, пилоны его должны быть наклонены друг к другу. А чтобы, при этом, они выполняли свою несущую функцию — их высота должна составлять 125 метров, а в каждой «ноге» должна быть встроена дополнительная арматура.
Напомним, что «базироваться» пилоны должны не на твердой почве, а на дне Финского залива. И для того, чтобы соорудить их, строителям потребуется укрепить там грунт и намыть так называемые «рабочие островки». Каждый пилон в итоге должен стоять на фундаменте из 60 свай длиной в 30 и шириной в 5 метров. Мостовые конструкции по технологии должны возводиться постепенно — по 6 метров, после каждого технологического уровня должна производиться натяжка арматуры. Строители говорят, что подобного вантового моста в мире еще никто не строил. Его общая длина составит 620 метров.
Эта сложная конструкция дальше переходит в очередной мостовой подход — на этот раз к земле — намывной части Васильевского острова (участок 7). Жители Васьки хорошо знают, что сейчас между намывом, на котором находится новый пассажирский морской порт, и Морской набережной сейчас пролегает канал. Это и есть место для будущей дороги. По условиям проекта, чтобы трасса не мешала жителям, сразу после моста, она в этом канале уйдет в полутоннель, прерываясь на транспортные развязки (9, 10,11). А под Смоленкой дорога нырнет в тоннель протяженностью в 400 метров (участок 12). Это будет не один, а целых два тоннеля — по одному четырехполосному в каждую сторону движения — итого 8 полос, как и вся трасса ЗСД.

Поделиться

Поделиться
На выходе из подземного пространства центральный участок должен будет соединиться развязкой с набережной Макарова (на схеме 16) и вновь уйти вверх — в мосты. Там появится эстакада на подходе к Петровскому каналу (14) и сам мост, который также заслуживает особого разговора.

Поделиться
По планам проектировщика, через Петровский канал нужно перебросить экстрадозный мост (переправа c низкими пилонами) (13). Примеров такому сооружению в таком мостовом городе как Петербург пока нет. Он представляет собой сочетание обычного балочного моста, в котором устойчивость обеспечивают сами балки, и вантового моста, где за жесткость конструкции отвечают ванты. По проекту петербургского «Института Гипростроймост» первая такая переправа была построена в Латвии. Это Южный мост через Даугаву в Риге. Мост был сдан в начале 2011 года.
Продолжением этой конструкции в Петербурге должен стать еще один мостовой переход в устье Средней и Большой Невки, в обход Крестовского острова (15). Центральный участок окончательно соединит левый берег Невы с правым эстакадой к мостовому переходу через Большую Невку (на схеме -17).

Поделиться
Напомним, чтобы выполнить работы по сооружению этих конструкций подрядчик взял три года. Хотя пока в портфолио ни у одного из строителей, входящих в консорциум «Магистраль Северной столицы», нет подобных сооружений. Впрочем, опыт по строительству тоннелей, мостов и даже гидроэлектростанций у них имеется.

Поделиться
Так итальянская компания Astaldi на своем сайте сообщает, что выполняла строительство эстакады Басараб в Бухаресте, которая соединяет две части мегаполиса и может выдержать землетрясение в 7,5 баллов, скоростной магистрали Стамбул — Анкара в Турции, высокоскоростного железнодорожного пути из Рима в Неаполь, строила метро в Риме и разводной мост в Стамбуле к европейской стороне Босфора.
Турецкая компания Ictas Insaat, которая сейчас занимается возведением нового терминала аэропорта «Пулково», у себя на родине возвела несколько ГЭС, пару отелей, административные здания, транспортные развязки и железнодорожный переход из Стамбула в Анкару.
Впрочем, сейчас огромными мостами никого не удивишь. Азиатские и американские строители уже накопили достаточно опыта в строительстве гигантских, поражающих воображение сооружений. К примеру, в июле 2011 года в Китае было открыто движение по 42-километровому мосту. Строители трудились над ним 4 года и затратили на возведение 2,3 млрд долларов. Строение, которое вошло в книгу рекордов Гиннеса, состоит из 5200 опор.
PS: Напомним, победивший в конкурсе консорциум «Магистраль Северной столицы» (МСС) включает «ВТБ капитал», Газпромбанк, итальянскую строительную компанию Astaldi и турецкие Ictas Insaat и Mega Yap.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»
КритикаПравить
При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.
ПримечанияПравить
- Въезд на ЗСД открыт. Дата обращения: 30 октября 2008. Архивировано 29 августа 2017 года.
- ↑ 1 2 3 Движение по Центральному участку ЗСД и по всей протяженности магистрали открыто. Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 6 декабря 2016 года.
- ↑ 1 2 3 Западный скоростной диаметр полностью открылся. Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 30 августа 2017 года.
- Объекты: Западный скоростной диаметр. Дата обращения: 1 ноября 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
- А. Жуков. «Мостоотряд №19» подкапывается к порту // Росбизнесконсалтинг. — 4 мая 2008. Архивировано 17 февраля 2008 года.
- Букин А. Г. Время уникальных решений // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2013. — № 31.
- И. Колюшев. Эффективность вантовых технологи // Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.: ТехИнформ, 2013. — Июль (№ 58). — С. 42—43.
- Николай Асаул о вертодромах, «Моби Дике» и карьерном росте. Дата обращения: 31 марта 2008. Архивировано 29 апреля 2008 года.
- Съезда с ЗСД к стадиону ФК «Зенит» не будет. Дата обращения: 8 октября 2012. Архивировано 19 мая 2012 года.
- Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 августа 2008. Архивировано 13 марта 2014 года.
- Центральный участок западного скоростного диаметра в Петербурге строить будет ООО «Магистраль северной столицы» (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 января 2013. Архивировано 22 февраля 2015 года.
- На Васильевском острове начали строить ЗСД — Новости Санкт-Петербурга — Фонтанка.Ру. Дата обращения: 17 апреля 2013. Архивировано 25 апреля 2013 года.
- Путин открыл ЗСД: Красивый, масштабный, современный проект. Дата обращения: 2 декабря 2016. Архивировано 2 декабря 2016 года.
- Ушаков написал Медведеву об изъянах проекта морского участка ЗСД. Дата обращения: 28 апреля 2017. Архивировано 7 марта 2016 года.
- Посмотрите на «Седова» в последний раз!. Дата обращения: 28 апреля 2017. Архивировано 7 февраля 2017 года.
- Гигантские парусники не смогут заходить в Неву?. Дата обращения: 28 апреля 2017. Архивировано 12 мая 2017 года.
- Большие парусники не смогут заходить в Петербург после постройки ЗСД. Дата обращения: 28 апреля 2017. Архивировано 1 декабря 2020 года.
- Сестрорецкие берега. — 3—16 августа 2013 года. — № 15 (295). — С. 1—2.
- Новый участок открыт. Пока катаемся бесплатно // Петербургский Дневник. № 142(627), 5 августа 2013
- ЗСД: быстро, но пока опасно. Дата обращения: 14 августа 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
- На северном участке ЗСД образовалась 10-километровая пробка. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 26 июня 2014 года.
- ЗСД против пробок. Дата обращения: 19 июня 2014. Архивировано 7 июня 2014 года.
- Проект концессионного соглашения на строительство ЗСД готов // Фонтанка.ру. — 10/06/2008 12:01.
- Проект концессионного соглашения на строительство ЗСД готов // Санкт-Петербург.Ру : :. — 24/07/2009 12:26.
- Заработать на диаметре. Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 13 января 2017 года.
- ↑ 1 2 3 4 В Петербурге достроили центральный участок ЗСД за 128 млрд рублей. Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
- ↑ 1 2 3 Кто владеет ЗСД. Фонтанка.ру (10 мая 2016). Дата обращения: 4 сентября 2017. Архивировано 4 сентября 2017 года.
- Смольный пообещал ЗСД еще денег (20170331T1653+0300Z). Архивировано 26 января 2018 года. Дата обращения 26 января 2018.
- Ведомости. ЕАБР увеличил кредит (29 мая 2012). Архивировано 26 января 2018 года. Дата обращения 26 января 2018.
- Ведомости. Банкиры вышли на дорогу (25 июня 2012). Архивировано 26 января 2018 года. Дата обращения 26 января 2018.
- Костин: Петербург заработает на эксплуатации ЗСД 360 млрд рублей. Дата обращения: 2 декабря 2016. Архивировано 2 декабря 2016 года.
- ЗСД потеряет миллиард на фоне раскрытия «секретного» договора. Дата обращения: 3 августа 2018. Архивировано 4 августа 2018 года.
- Смольный выплатил 5,2 млрд рублей компенсации концессионеру ЗСД за 2017 год. Дата обращения: 3 августа 2018. Архивировано 4 августа 2018 года.
- Ведомости. ВТБ выходит на дорогу (9 августа 2011). Архивировано 26 января 2018 года. Дата обращения 26 января 2018.
- Смольный продолжает скрывать условия инвестсоглашения с ЗСД. Дата обращения: 10 января 2017. Архивировано 10 января 2017 года.
- Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 469-р от 18 июня 1993 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано 4 марта 2016 года.
- Распоряжение мэра № 1136-р от 09.11.1994 года (недоступная ссылка)
- Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.06.95 № 608-р
- Распоряжение мэра от 6 февраля 1996 года № 97-р. Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано 8 ноября 2014 года.
- Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга № 1042-р от 10.10.1997 года. Дата обращения: 27 декабря 2012. Архивировано 22 декабря 2015 года.
- Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 01.02.2000 № 113-р
- Распоряжение правительства Санкт-Петербурга № 70-рп от 12.07.2004
- Распоряжение комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2005 года № 2
- «Концессионерам уточнили сроки» (недоступная ссылка), 14 августа 2007 года
- Росбизнесконсалтинг. Строительство ЗСД в Петербурге откладывается // Росбизнесконсалтинг. — 20 февраля 2008 года. Архивировано 17 апреля 2009 года.
- www.dp.ru. Новый мост через Обводный откроют в начале мая // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online). — 12:14 25 апреля 2008 года. (недоступная ссылка)
- ЗСД стартовал от «Предпортовой-2»
- Сайт Городского заказа правительства Санкт-Петербурга (недоступная ссылка)
- Вести Курортного района. — Сентябрь 2010. — № 17. — С. 1.
- Петербургский дневник. — 20 сентября 2010 года. — № 37 (301). — С. 3.
- Открывается движение по участку 2-й очереди ЗСД от Ленинского проспекта до Благодатной Архивная копия от 17 октября 2010 на Wayback Machine (Дата обращения: 15 октября 2010)
- Начался ввод платного проезда по ЗСД. // spbvoditel.ru. Дата обращения: 29 ноября 2011. Архивировано 3 марта 2011 года.
- Начало строительства Центрального участка ЗСД на территории округа Морской
- Медведев открыл южный участок ЗСД. Дата обращения: 11 октября 2012. Архивировано 12 октября 2012 года.
- Северный участок ЗСД в полдень открыли для автомобилистов. Дата обращения: 4 августа 2013. Архивировано 6 августа 2013 года.
- 04.02.2017 НАЧИНАЕТСЯ ПЛАТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО УЧАСТКА ЗСД, А ТАКЖЕ ВВОДЯТСЯ ТАРИФНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. Дата обращения: 8 мая 2017. Архивировано 9 мая 2017 года.
- Под Белоостровом открылся путепровод над Выборгской железной дорогой. Дата обращения: 3 сентября 2019. Архивировано 3 сентября 2019 года.
- Открывается новая развязка в составе ЗСД — с Шуваловским проспектом. Дата обращения: 7 октября 2021. Архивировано 7 октября 2021 года.
- ЗСД угрожает жителям Канонерки и культурным памятникам Архивная копия от 17 марта 2008 на Wayback Machine / Фонтанка, 2008-01-11
- ЮЛЯ ГАЛКИНА. Накрыло: Как живут люди, у которых над головой возводят дорогу, the-village.ru (4 декабря 2015). Архивировано 3 декабря 2016 года. Дата обращения 4 декабря 2016.
- Вадим Кузьмицкий. Остров под мостом. Эстакада ЗСД прошла над головами жителей Канонерского, spbvedomosti.ru (29 февраля 2016). Архивировано 13 декабря 2016 года. Дата обращения 4 декабря 2016.
- «Новокрестовскую» построят для болельщиков и закроют для них. Дата обращения: 13 марта 2015. Архивировано 15 марта 2015 года.
Перспективы развитияПравить
Архитектура проектаПравить
Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.
Одной из отличительных особенностей Южно-Восточного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.
Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.
Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.
Траектория прохождения трассыПравить
Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).
Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.
Южный участокПравить
Центральный участокПравить
Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).
- Двухъярусный мост через Морской канал (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролетную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.
- Мост вокруг острова Белый (~2 км)
- Мост подхода (~800 м)
Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)
- Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 150+320+150.
- Мост подхода (~300 м)
- Путепроводы (~1,5 км)
- Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
- Развязка на пересечении с набережной Макарова
- Эстакада (~200 м)
- Мостовой переход (~2 км)
- Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 580 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м)[7]. Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.
- Эстакада (~200 м)
Северный участокПравить
Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.
ЗСД Фонтанка Фест под землей и над водой. Рассказываем про особенности трассы

Поделиться
И беговой, и велосипедный маршруты ЗСД Феста проходят по эстакадам и двум вантовым мостам, а часть — в тоннеле центрального участка Западного скоростного диаметра, куда в обычный день просто невозможно попасть без автомобиля. В этом году ЗСД откроет шлагбаумы для самых активных и позитивных в субботу, 21 мая.
Сразу отметим, трасса с характером. Перепады высот на вантовых мостах, а в пиковых точках — это больше 60 метров (!) над уровнем моря, «нырок» в тоннель под Смоленкой на минус 9–11 метров ниже уровня воды подарят атлетам и велосипедистам незабываемые ощущения. Добавим к этому бодрящий бриз, невероятные виды на Финский залив и архитектурные доминанты нового Петербурга: стадион «Зенит Арена» и Лахта Центр. А еще ЗСД Фест — спортивный праздник для семей, друзей и даже целых рабочих коллективов, соревнование, в котором нет проигравших. Зато есть много отличных эмоций, потрясающих кадров и приятных воспоминаний на целый год. Но обо всём по порядку.
- Напомним, что регистрация на ЗСД Фонтанка Фест обязательна. Сделать это можно по ссылке; вся подробная информация — на официальном сайте.
- Из-за ситуации с коронавирусом мы ограничили возраст участников велопарада — от 18 лет и старше.
- Для входа на фестиваль все участники обязаны предъявить действующий QR-код или отрицательный ПЦР-тест (сданный не ранее чем за 3 дня до мероприятия), или иной документ согласно действующим правилам на день проведения мероприятия.
- Бегуны должны будут при получении стартового пакета предъявить также оригинал медицинской справки о возможности участия в массовых забегах.
- Для велосипедистов действует запрет на использование иных механических и электрических средств передвижения, кроме велосипеда.
ЗСД как спортивная трасса: старт/финиш, длина, перепады высот, время прохождения
Пробежать по ЗСД можно будет как дистанцию в 10 километров, так и полумарафон — 21,1. Причем в этом году трасса для полумарафона проложена в один круг, так что участникам предстоит особое испытание — покорить оба вантовых моста ЗСД, включая мост через Корабельный фарватер высотой 46 метров. Таким образом, ЗСД Фонтанка Фест станет самым высотным полумарафоном в Петербурге.

Поделиться
Уже по традиции, бегуны стартуют и финишируют на Богатырском проспекте, 42, из фестивального городка на территории гипермаркета О`КЕЙ.
Старт на обе дистанции будет дан одновременно в 16:30. Дальше от стартовой арки — по эстакаде вверх. Первый серьезный перепад высот ждет на вантовом мосту через Петровский канал — 38 метров. Сразу после — небольшой спуск. Здесь бегунов, выбравших дистанцию в 10 км, ждет разворот на отметке в 5 км (перепад высот в этой точке 24 метра) и возвращение на финиш.

Поделиться
А участникам полумарафона придется столкнуться с новыми вызовами рельефа магистрали. Выходя на Васильевский остров, трасса спускается с высоты мостов и идет ниже уровня залива. Спортсмены «ныряют» в тоннель под искусственным руслом Смоленки глубиной 11 и длиной порядка 300 метров (перепад здесь от 0 до минус 3 метров). Затем трасса потихоньку идет вверх и постепенно набирает высоту на вантовом мосту через Корабельный фарватер, доходя до пиковой точки в 50 метров. К слову, этот уникальный своими наклонными опорами мост — второй по высоте в городе. Сразу после — разворот на отметке в 10 км и возвращение на финиш.

Поделиться
Лимит времени на прохождение забега 10 км — 1ч 30 мин, 21,1 км — 3 ч.
Участников велопарада, старт которого намечен также с Богатырского, 42, в 21:00, ждет линейный 15-километровый маршрут с финишем на набережной Екатерингофки. Максимальный перепад высот на трассе — 64 метра на двухъярусном мосту через Морской канал. Лимит на преодоление всей дистанции велопарада — 2 часа.

Поделиться
Прогуляться на закатном солнце по радуге Западного скоростного диаметра — мечта, которая сбывается лишь раз в году для тех, кто не готов смотреть на мир с привычных ракурсов.
Центральный участок ЗСД протяженностью в 12 км — это уникальный комплекс мостов, эстакад, полутоннеля и тоннеля.
Вантовый мост через Петровский канал входит в состав северной эстакады основного хода ЗСД, соединяя Василеостровский и Приморский районы.

Поделиться
Вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке. Проезжая часть расположена на 6 метров ниже уровня существующей территории. Тоннельный участок ЗСД проходит под искусственным руслом реки Смоленки.

Поделиться
Вантовый мост через Корабельный фарватер входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, обеспечивая связь между Кировским и Василеостровским районами. Это единственный в мире автомобильный вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь под углом 12°. Подобное архитектурное решение напоминает силуэт разведенного моста — одного из главных символов Санкт-Петербурга.

Поделиться
Двухъярусный мост через Морской канал входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, является одним из сложнейших объектов Центрального участка и самым высоким мостом Санкт-Петербурга.

Поделиться
Такого расположения скоростных дорог больше нет нигде в России.
«Самая необычная трасса в этом году будет принимать ЗСД Фонтанка Фест в четвертый раз. 100 % протяженности нашего маршрута — сложные инженерные искусственные постройки, в том числе мостовые сооружения, занимающие второе и третье места в России по протяженности. Южная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры. Больше по протяженности в России только Крымский мост. А мост над Морским каналом, по которому проедут велосипедисты, самый высокий в Петербурге», — рассказали в «Магистрали северной столицы».
Первый фестиваль ЗСД Фонтанка Фест прошел летом 2018 года и с тех пор стал еще одной популярной точкой притяжения туристического Петербурга. Организаторы, городской портал «Фонтанка.ру» и «МСС», пропустили только 2020 год, когда в разгар пандемии в Петербурге действовал тотальный карантин. В первом фестивале приняли участие около 3-х тысяч велосипедистов и 700 бегунов. В 2021 году на велосипедах по трассе проехало более 8 тысяч человек и пробежало 2 500 любителей массовых забегов. География участников фестиваля обширна — более 80 городов от Калининграда до Владивостока. В прошлом году наш фестиваль получил награду Национальной премии событийного туризма Russian Event Awards в разделе «Лучшее спортивное мероприятие».
Финансовая сторона проектаПравить
Структура привлеченного МСС финансирования:
- Внешэкономбанк — 25 млрд руб.;
- Евразийский банк развития — 10 млрд руб[29];
- ВТБ и Газпромбанк — 17 млрд руб.;
- Европейский Банк Реконструкции и Развития — 200 млн евро;
- Акционерный капитал МСС — 9 млрд руб[30].
Хроника реализации проектаПравить
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
- В постановлении Совета министров СССР № 341 от 7 апреля 1990 года, в перечне объектов строительства дорожно-транспортной системы на 1991—2005 годы упоминается о сооружении транспортной связи северо-западной части Ленинграда с центром города.
- В распоряжении мэра Санкт-Петербурга № 469-р от 18 июня 1993 года «О приоритетном развитии инженерно-транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга» 1-я очередь Северо-Западной транспортной связи (от Северо-приморской части до Васильевского острова) включена в план строительства на 1995—2000 годы[36].
- Распоряжение мэра от 09.11.1994 года № 1136-р «О дополнительных мерах по подготовке строительства кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга и транспортного перехода „Север-Юг“ через Финский залив»[37].
- 19 июня 1995 года мэр Санкт-Петербурга подписал распоряжение № 608-р «О проектировании и строительстве участка Северо-западной транспортной связи». Документ предписывал в 1995—1996 годах произвести проектирование участка от Богатырского проспекта до выхода на Васильевский остров[38].
- Распоряжение мэра от 6 февраля 1996 года № 97-р «О создании Западного скоростного диаметра». Магистраль представлялась как первоочередной объект дорожного строительства в связи с предполагавшимися в 2004 году Олимпийскими играми[39].
- Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга № 1042-р от 10 октября 1997 «О строительстве Западного скоростного диаметра». Для строительства объекта предписывалось создание ОАО («Западный скоростной диаметр») с долей Санкт-Петербурга в нём 100 % и внесении в общество первоначального вклада в 100 млн р.[40]
- 22 сентября 1999 года специальной комиссией был утверждён акт выбора трассы ЗСД, подтверждённый губернатором 2 февраля 2000 года[41].
- 12 июля 2004 года. Распоряжение правительства Санкт-Петербурга № 70-рп об организации проектирования и строительства западного скоростного диаметра[42].
- В 2004 году Институт «Стройпроект» приступил к разработке проекта строительства ЗСД.
- Распоряжение комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года № 2 «Об утверждении проекта строительства 1-й очереди южного участка ЗСД». В нём указывались параметры участка: длина — 3,2 км, расчётная скорость — 120 км/ч, по 4 полосы движения в каждом направлении шириной 2×3,75 м + 2×3,5 м, расчётные нагрузки — А-14 и НК-100, расчётная стоимость строительства в ценах на 01.01.2004 — 10,63 млрд р.[43]
- В начале ноября 2006 года стартовал конкурс по выбору инвестора для строительства магистрали. Ожидалось, что конверты с заявками будут вскрыты 15 января 2007 года, а итоги будут подведены к июню 2007 года. В дальнейшем срок подачи заявок был последовательно продлён на 23 ноября 2007 года[44], до 20 февраля 2008 года, до 23 апреля 2008 года[45].
- В середине марта 2007 года было объявлено, что к конкурсу допущены все подавшие заявки участники (их четыре): австрийская MLA Liferachfalt, учреждённая FCC Construction, Alpine и Deutsche Bank; компания «Западный скоростной диаметр — Невский меридиан», созданная французской Bouygues, немецкой Hochtief, петербургским «Мостоотрядом-19» и компанией Egis; консорциум «Санкт-Петербургская скоростная магистраль B.V.», сформированный голландской Bektel, турецкой Enka и южно-африканской Intertol, а также испанская Vencida, принадлежащая OHL Group[45].
- В апреле 2008 года появилась информация о том, что работы по строительству (возможно — часть) проведёт Мостострой №6[46].
- 10 июня 2008 года — принято постановление о заключении концессионного соглашения на строительство ЗСД с ООО «ЗСД „Невский меридиан“»[23].
- 30 октября 2008 года открыт первый участок ЗСД от развязки с КАД в районе нежилой зоны «Предпортовая-2» до транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской улицей, а также участок подключения к третьему и четвёртому районам Большого морского порта Санкт-Петербурга в створе Автомобильной улицы[1]. Протяжённость составила 5,7 км, в том числе 3,2 км основного хода и 2,5 км участка подключения к третьему и четвёртому районам Большого морского порта[47].
- 7 мая 2010 года Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга подвел итоги конкурса на строительство третьей очереди ЗСД — от Богатырского проспекта до Белоострова. При начальной цене в 19,3 млрд р. победителем стало ОАО «Мостоотряд № 19», предложившее построить этот участок за 14,1 млрд р.[48]
- В августе 2010 года появились дорожные знаки об установке терминалов оплаты.
- 15 сентября 2010 года состоялось открытие строительства участка 3-й очереди ЗСД, с обеспечения подключения Кольцевой автодороги к Горскому шоссе для съезда к сестрорецкому автозаводу ООО «Хёндэ мотор Мануфактуринг Рус»[49][50].
- 14 октября 2010 года был открыт трёхкилометровый участок ЗСД между ул. Автомобильной и ул. Благодатной, который, как ожидается, облегчит доступ к морскому порту[51].
- С 15 декабря 2010 года началась эксплуатация в тестовом режиме (без взимания платы) электронной системы взимания платы за проезд, поставщиком которой является французская компания G.E.A.sa («Grenobloise d’Electronique et d’Automatismes»). Проектом ЗСД на его Южном участке от развязки с КАД (в районе нежилой зоны «Предпортовая») до транспортной развязки на Благодатной улице были предусмотрены два пункта взимания платы (ПВП, «плазы»): двухъярусный ПВП на 8 полос на улице Автомобильной и одноярусный на 26 полос на ул. Благодатной[52].
- С 14 мая 2011 года СВП начала работу в «платном режиме». Началось взимание платы за проезд в полном режиме, предусмотренном проектом ЗСД.
- В июле 2012 года началось строительство центрального участка[53].
- 10 октября 2012 года полностью открыт южный участок ЗСД — от транспортной развязки на пересечении КАД в районе станции Предпортовая до транспортной развязки в районе набережной реки Екатерингофки[54].
- 2 августа 2013 года открыто рабочее движение по северному участку ЗСД — от Приморского проспекта до трассы Скандинавия[55].
- С 15 мая 2014 года северный участок ЗСД начал работу в «платном режиме»[21].
- 2 декабря 2016 года состоялось торжественное открытие центрального участка[13].
- 4 декабря 2016 года на центральном участке и на всём ЗСД полностью открыли движение[2][3].
- С 4 февраля 2017 года центральный участок ЗСД начал работу в «платном режиме»[56].
- 3 сентября 2019 года открыта развязка с Новым шоссе[57].
- 14 сентября 2021 года открыта развязка с Шуваловским проспектом[58].
СсылкиПравить
Западный скоростной диаметр
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2022 года; проверки требуют 2 правки.
За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.