Подборка наиболее важных документов по запросу Уклонение от заключения контракта по 223 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование(Тихомиров П. А.)(«Российское конкурентное право и экономика», 2020, N 4)Статистика внесения в РНП по доле в общем количестве конкурентных неотмененных закупок по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ за 2018, 2019, 1-е п/г 2020 г. В расчет доли не брались закупки у единственного поставщика и отмененные извещения. Первые — по причине того, что заказчик самостоятельно определял единственного поставщика или поставщик является таковым в силу закона, следовательно, уклонение от заключения контракта невозможно в силу отсутствия инициативной оферты в рамках состязания (конкуренции) на торгах и последующего выбора победителя. Существенное неисполнение и последующее расторжение контрактов с единственным поставщиком тоже маловероятны, но если и случаются, то ответственность за это полностью лежит на заказчике, поскольку это его выбор и он должен был проявить должную осмотрительность при заключении контракта. Вторые — поскольку по их результатам не заключены контракты.
Нормативные акты
Обзор: «Перечень антикризисных мер»(КонсультантПлюс, 2023)Сведения о недобросовестных участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) не включаются в РНП, если уклонение от заключения договора, ненадлежащее исполнение договора вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, в том числе введением политических или экономических санкций и (или) мер ограничительного характера. Однако уклонение участника закупки от заключения контракта, отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнять договор из-за их введения в отношении заказчика не является обстоятельством непреодолимой силы (п. 9.1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211).
С 1 октября 2018 года все конкурентные закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий (далее — МСП) проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных ЭТП госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя.
Почему это важно?
Правительство сделало большой шаг в поддержку МСП. Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ должны проводить конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по установленным в законе правилам (ст. 3.4 223-ФЗ). Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.
Напомним, что именно изменилось:
Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ. При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП. Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).
Найдите закупку мечты — в пару кликов
Сначала разберемся, кто относится к МСП:
Чтобы подтвердить свою принадлежность к МСП, участник должен предоставить выписку из единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В Реестре содержатся сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других гос.источников, которые передали информацию в ФНС. Начиная с 3 августа 2018 года сведения о каждом субъекте должны быть внесены в Реестр МСП (313-ФЗ от 03.08.2018).
Без выписки из Реестра не получится поучаствовать в закупке для МСП.
База обновляется 10 августа каждого года. Чтобы вашу компанию включили в Реестр МСП, сведения в налоговую нужно предоставить не позднее 1 июля текущего года. Если не предоставить сведения, попасть в Реестр в течение года невозможно — придется ждать до следующего августа.
Если вы подали сведения некорректно, или произошла ошибка в системе — вы имеете право подать апелляцию. В случае положительного решения вас включат в Реестр.
Вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ
Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это значит, что вам просто нужно искать закупки и по 223-ФЗ. Если вы пользуетесь поисковыми программами, не забудьте поставить дополнительную галочку в поиске.
Вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ
Тем, кто закупался по 223-ФЗ до реформы, придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
С 1 января 2019 года для доступа на федеральные площадки участники должны пройти регистрацию в ЕИС. Регистрация занимает до 5 рабочих дней, после чего участник попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). На следующий день он будет аккредитован на всех федеральных ЭТП. Получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.
Для закупок по 223-ФЗ у поставщиков из крупного бизнеса спецсчет не требуется. Но для закупок у МСП он нужен.
Спецсчет — это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На нем поставщик держит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать соответствующее количество денег. Использование спецсчетов исключает вероятность нарваться на мошенников, которые притворяются заказчиками по 223-ФЗ. Деньги с них никуда не уходят, а “замораживаются”.
Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/ разблокирование). Выясните заранее условия, чтобы выбрать самые выгодные для себя.
Если закупка по 223-ФЗ меньше 5 млн рублей, то обеспечение заявки не требуется. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.
Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке для МСП с обеспечением заявки он не сможет.
Федеральные площадки берут С МСП 1% от начальной цены (но не больше 2000 руб.). Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659) некоторые площадки все равно добавляют НДС к этой сумме. Важно помнить, что плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора.
Если вы ещё не решались участвовать в госзакупках по 223-ФЗ или обожглись на старых правилах, то сейчас самое время начать.
Прежде чем искать закупки, проверьте:
Приступайте к поиску заказов, если уверены во всех пунктах.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Задать вопрос эксперту
(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ)
1. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
2. Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также — программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.
3. Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.
4. Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
5. Электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.
6. Информация, связанная с осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, подлежит размещению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В течение одного часа с момента размещения такая информация должна быть размещена в единой информационной системе и на электронной площадке. Такая информация должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
7. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от осуществления конкурентной закупки в электронной форме, изменений, внесенных в извещение об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, документацию о такой закупке, разъяснений положений документации о такой закупке, запросов заказчиков о разъяснении положений заявки на участие в конкурентной закупке в электронной форме оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, направляет уведомление об указанных изменениях, разъяснениях всем участникам конкурентной закупки в электронной форме, подавшим заявки на участие в ней, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о конкурентной закупке, уведомление об указанных запросах о разъяснении положений заявки участника такой закупки заказчикам по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.
8. Утратил силу со 2 января 2021 года. — Федеральный закон от 22.12.2020 N 452-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в конкурентной закупке в электронной форме и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
10. Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:
1) о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений;
(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ)
2) об участниках конкурентной закупки в электронной форме, подавших заявки на участие в такой закупке, до предоставления комиссии по осуществлению конкурентных закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и соглашением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, доступа к данным заявкам (ко вторым частям заявок, направляемым заказчику в соответствии с пунктом 3 части 22 статьи 3.4 настоящего Федерального закона, в случае осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 452-ФЗ)
11. Участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
12. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как расторгнуть договор и вернуть средства, оформленные на обучение в кредит( оформленное обществом, где и проводилось обучение) за неоконченное обучение в соответствии с таким договором:
ДОГОВОР
возмездного оказания услуг.№
г. Сургут
«C
2023 г.
Общество с ограниченной ответственностью «ВЕНЕРА», именуемое в дальнейшем «исполнитель», в
лице управляющегою действующего на основании Устава, с одной стороны, и
именуемый
дальнейшем «заказчик», действующий от своего имени и в собственных интересах, с другой стороны,
совместно в дальнейшем именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона», заключили настоящий
Договор возмездного оказания культурно-развлекательных услуг (далее- Договор) о нижеследующем:
1. Предмет Договора
Исполнитель в соответствии с условиями настоящего Договора предоставляет услуги в области
1.1.
ознакомления и взаимодействия с музыкальными инструментами (далее — Услуги). Срок и форма
предоставления Услуг в Приложении № І к настоящему Договору.
1.2. Предоставление услуг по фактическому ознакомлению и взаимодействию с музыкальными
инструментами осуществляется по адресу фактического места нахождения Исполнителя: г. Сургут, ул.
Островского 37/1, корпус 4. Подписывая настоящий Договор, Стороны полностью осознают и принимают
следующие условия оказания Услуг:
1.2.1. Исполнитель не является образовательной организацией, или организацией, осушествляющей обучение
по смыслу п. 18 и 19 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
1.2.2. Исполнитель не нуждается в государственной регламентации образовательной деятельности по ст. 90
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерацию
(лицензирование, государственная аккредитация) и не подлежит ей, т. к. ни один из проектов
предоставляемых им, не входит в утвержденные списки предметов обучения Министерства образования
Российской Федерации;
1.2.3. По окончанию оказания Услуг Заказчику не выдается документ об образовании, либо иные аналогичные
итоговые документы. Любые документы, которые могут быть выданы Заказчику по окончанию оказания
Услуг являются сувенирной продукцией и не имеют юридического значения.
1.3. Заказчик подтверждает свое согласие на обработку Исполнителем его персональных данных, указанных в
настоящем Договоре, т.е. на совершение действий по сбору, систематизации, накоплению, хранению,
уточнению, использованию, уничтожению персональных данных.
2. Обязанности и права Сторон
2.1. Исполнитель обязуется
2.1.1. Оказывать Услуги в порядке и на условиях, установленных настоящим договором.
2.1.2. Обеспечить оказание Заказчику Услуг согласно выбранному Заказчиком тарифу (пакету услуг);
2.1.3. Обеспечить хранение персональных данных Заказчика согласно требованиям законодательства
Российской Федерации.
2.2. Исполнитель имеет право
2.2.1. Самостоятельно и за свой счет привлекать третьих лиц для исполнения обязательств по настоящему
Договору, отвечая за их действия как за свои собственные;
2.2.2. Приостановить оказание Услуг в случае наличия у Заказчика задолженностей по оплате согласно
установленному Приложении N к настоящему Договору.2.2.3. В случае необходимости менять преподавателя, время и дату проведения занятия по предварительному
согласованию в течении всего этапа проекта.
2.2.4. Предоставить бронированне. зала для репетиции не более 2 часов B сутки.
2.3. Заказчик обязуется.
2.3.1. Своевременно доводить до Исполнителя информацию по вопросам, которые могут повлиять на состав и
качество оказываемых Услуг,
2.3.2. Регулярно посещать мероприятия B соответствии выбранным тарифом. B случае пропуска мероприятия
по уважительной причине Заказчик обязуется уведомить об этом Исполнителя не менее, чем за 48 (сорок
восемь) часов до начала мероприятия. Заказчик имеет право компенсации пропущенного мероприятия без
уведомления или с уведомлением Исполнителя менее чем за 48 (сорок восемь) часов не более трёх раз за
один этап проекта.
2.4.
Заказчик имеет право.
2.4.1. Требовать OT Исполнителя предоставления Услуг соответствии с условиями настоящего Договора. Если
Заказчик не предъявил Исполнителю возражений по качеству оказываемых Услуг B течение 5 (Пяти)
календарных дней с момента посещения мероприятия согласно выбранному тарифу, то Услуги по
проведению мероприятия считаются исполненными и принятыми Заказчиком. Факт присутствия клиента
на мероприятии, в случае разногласий, определяется с помощью сведений, полученных от ведущего
проекта, а также с помощью систем видеонаблюдения, телефонии и переписки.
Стоимость Услуг и порядок расчетов
3.1 Стороны определяют размер стоимости Услуг Исполнителя B сумме 165 000
3.2 Оплата услуг Исполнителя осуществляется Заказчиком в момент подписания настоящего Договора, путем
перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя
3.3.
3.4 Заказчик считается исполнившим свое обязательство по оплате Услуг Исполнителя: 165 000
с момента зачисления денежных средств в полном объеме на расчетный счет Исполнителя;
3.4.1
3.4.2 при передаче наличных денежных средств с момента выдачи Исполнителем кассового чека, квитанции
или иного документа, подтверждающего передачу наличных денежных средств Исполнителю за
оказание Услуг.
Ответственность Сторон
4.1. Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим Договором, а в части, не урегулированной
Договором, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
4.2. Заказчик полностью принимает на себя ответственность за состояние своего здоровья и состояние здоровья
его несовершеннолетних детей, посещающих мероприятия вместе с ним или в отсутствие родителей.
4.3. Исполнитель не несет ответственности за утерянные или оставленные Заказчиком без присмотра вещи.
4.4. Заказчик несет материальную ответственность за порчу и/или утерю оборудования и иного имущества
Исполнителя. Заказчик обязуется возместить причиненный ущерб, в течение 3 (Трех) рабочих дней
момента выставления Исполнителем соответствующего счета. Заказчик освобождается от возмещения, если
будет установлено, что порча иили утеря имущества Исполнителя произошла не поего вине
4.5. Заказчик не в праве публиковать отзывы о школе, ее программе обучения, сотрудниках и руководителях с
использованием оскорблений, осуждений, пренебрежения и критики. Все пожелания, предложения и
спорные ситуации в ходе исполнения настоящего договора Заказчик и Исполнитель решают в индивидуально
порядке.
Форс-мажор
5.1. Исполнение обязательств Сторонами (или одной из Сторон) по настоящему Договору может быть полностью
или частично приостановлено из-за действия непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Вдальнейшем Договор продлевается на столько времени, сколько продолжались причины для пролления если
иное не будет установлено дополнительным соглашением Сторон.
5.2. Форс-мажорными обстоятельствами признаются условия, исключающие возможность исполнения
настоящего Договора или его части, возникшие после заключения настоящего Договора в результате
событий чрезвычайного характера, которые Стороны (или одна из Сторон) не могли ни предвидеть, ни
предотвратить разумными мерами, как то. аварии, техногенные катастрофы, несчастные случаи, стихийные
бедствия, социальные потрясения, вмешательство государственных органов и другие аналогичные по
характеру обстоятельства
5.3. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы срок выполнения обязательств по настоящему
Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства. Если срок
действия обстоятельств непреодолимой силы превышает б0 (Шестьдесят) календарных дней, Стороны
проводят переговоры с целью определения дальнейшего порядка исполнения обязательств.
Порядок разрешения споров
Все споры и разногласия, возникающие в процессе исполнения настоящего Договора, разрешаются
6.1. Все споры и рсм порялке. Сторона
сторонами в досудебном порядке. Сторона настоящего Договора, не согласная с действиями другой
Стороны, отправляет другой Стороне предложение о разрешении возникших разногласий. Сторона
получившая такое предложение, должна в течение 10 (Десяти) рабочих дней ответить на него
7.
Срок действия, основания изменения и порядок расторжения Договора
7.1.
Настоящий Договор вступает B силу момента его подписания Сторонами и действует 12 (двенадцать)
месяцев. Стороны определяют продолжительность в Приложении № І к настоящему Договору
7.2. Настоящий договор может быть продлен путем активации Заказчиком права на временное
приостановление действия договора (заморозку), но не более, чем на 30 календарных дней на каждый
модуль проекта. Активация заморозки происходит путем телефонного звонка Исполнителю и отправкой
смс оповещения с указанием даты активации.
7.3. Настоящий Договор может быть расторгнут:
при посещении минимально І (одного) программного занятия за каждые З0 (календарных) дней с
момента подписания договора, за исключением пункта 7.2.;
в случае действия форс-мажорных обстоятельств более б0 (Шестидесяти) календарных дней;
при расторжении договора за фактически оказанные услуги Исполнителем удерживаются следующие
тарифы от стоимости оказания услуг:
после 1 индивидуального программного занятия — удерживается 10% от суммы
соответствующего модуля;
после 3 индивидуального программного занятия — удерживается 30% от суммы
соответствующего модуля;
после 6 индивидуального программного занятия- удерживается 60%от суммы
соответствующего модуля;
после 8 индивидуального программного занятия — удерживается 80% от суммы
соответствующего модуля;
после 10 и последующих индивидуальных программных занятий-удерживается 100% от суммы
соответствующего модуля.
по требованию одной из Сторон и заявлению, направленному не менее, чем за 10 (десять)
календарных дней до занятия. В случае расторжения настоящего Договора по инициативе Заказчика
Исполнитель рассматривает заявление до 10 календарных дней и осуществляет возврат в течение 10
(десяти) календарных дней, после рассмотрения заявления, суммы, оплаченной Заказчиком, за
вычетом стоимости фактически оказанных Исполнителем Услуг и понесенных комиссионных
расходов банка, связанных с оформлением рассрочки;
в одностороннем порядке Исполнителем при нарушении Заказчиком сроков и/или порядка оплаты
Услуг согласно пункту 3.3.
7.4. Изменение условий настоящего Договора допускаются по соглашению Сторон. Предложения о
вносимых изменениях и дополнениях рассматриваются другой Стороной B срок не более 10 (Десяти)
рабочих дней с даты получения соответствующего предложения от Стороны и, при их согласовании
другой Стороной, оформляются дополнительными соглашениями, являющимися неотъемлемой частью
настоящего Договора
7.5. Окончание срока действия настоящего Договора или его досрочное расторжениє не освобождает
Стороны от выполнения своих финансовых обязательств и ответственности за нарушение условий
настоящего Договора.
7.6. При нарушении пункта 4.5. настоящего договора
08 октября, 11:37, вопрос №3873836, Анастасия, г. Братск
мы поговорим о новом порядке осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии сФедеральным от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ).
Новые правила проведения закупок у СМСП
В этот закон были внесены изменения, которые в основном касаются закупок у СМСП. Изменения были внесены Федеральным от 22.12.2020 N 452-ФЗ (далее – Закон N 452-ФЗ). Обратите внимание, что эти изменения требуют от заказчика внесения изменений в положение о закупках. Срок для внесения изменений в положение о закупках – это 90 дней с даты вступления этих изменений (
Нужно сказать, что с учетом нормативных новаций к субъектам малого и среднего предпринимательства для целей закупок по ЗаконуN 223-ФЗ приравнены и самозанятые ( самозанятых лиц ведет ФНС России, так же, как и субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с этим действуют для заказчика определенные правила. Заказчик самостоятельно смотрит наличие сведений о субъекте малого и среднего предпринимательства в этом реестре как участника закупки, или как соисполнителя, или субподрядчика, проверяет наличие в реестре этих лиц, а в отношении самозанятых проверяет наличие сведений о таком самозанятом в реестре, который ведет также ФНС России в реестре о применении налогового режима, который называется налог на профессиональный доход (Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление Правительства РФ N 1352)). Соответственно, если заказчик устанавливает, что в реестре (в том или другом) отсутствуют сведения об участнике закупки или о лице, с которым он уже заключает контракт, то заказчик либо отклоняет заявку, либо отказывается от заключения контракта с таким участником при отсутствии информации.
Сроки для проведения закупок у СМСП остались прежними, и сроки размещения извещений в том числе. Если мы говорим о конкурсе, то извещение о конкурсе заказчик размещает не позднее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная цена договора не превышает 30 миллионов рублей, и 15 дней на подачу заявок, если превышает 30 миллионов рублей (п. 1 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Такие же сроки размещения извещений, подачи заявок для аукциона предусмотрены (п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). В отношении запроса предложений заказчик размещает извещение не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения запроса предложений. При этом начальная цена договора не может превышать по запросу предложений 15 миллионов рублей (п. 3 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). По запросу котировок цена не может превышать 7 миллионов рублей, и на подачу заявок с момента размещения извещения должно быть не менее 4 рабочих дней (п. 4 ч. 3 ст. 3.4
Важнейшим новшеством, которое предусмотрено Законом N 223-ФЗ в закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства теперь является единый состав заявки на участие. Закон N 223-ФЗ предусматривает довольно большой, но теперь одинаковый для всех перечень документов и сведений, которые участник закупки должен в составе заявки заказчику предоставить. Это изменения, которые были внесены в
Сейчас поговорим о Закона N 223-ФЗ, которая устанавливает, что в документации заказчик вправе установить строго определенный перечень документов и сведений в качестве обязанности потенциального поставщика, подрядчика или исполнителя, чтобыпредоставить их заказчику.
Значительный блок сведений, которые указывает участник, предоставляются в форме так называемых деклараций, то есть участник никакими документами эту информацию не подтверждает, а лишь декларирует ее (п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4
Далее в составе заявки участник указывает информацию о своем предложении, то есть о том предмете закупки, который заказчику требуется (п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Предоставляет копии документов, которые подтверждают соответствие товаров, работ или услугтребованиям законодательства Российской Федерации. Не допускается требовать такие документы предоставить в составе заявки, потому что они должны будут быть переданы вместе с поставляемым товаром (п. 11 ч. 19.1 ст. 3.4
Указывается наименование страны происхождения, документ, подтверждающий страну происхождения, с учетом того, что заказчик обеспечивает соблюдение национального режима при проведении закупок, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе обеспечивает соблюдение минимальной доли закупок товаров, работ, услуг, произведенных в Российской Федерации или выполняемых, или оказываемых российскими поставщиками-предпринимателями (п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее указывается предложение о цене договора или единицы товара, за исключением случая, если проводится аукцион (п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Как мы знаем, в аукционе ценовое предложение подается на отдельном этапе.
Если мы с вами обратим внимание на обеспечение участия в закупках для СМСП (я уже упоминала, что это могут быть денежные средства на специальном счете или банковская гарантия), способ – денежные средства или банковская гарантия – выбирает собственно сам поставщик,что предоставить заказчику ( Закона N 223-ФЗ). Размер обеспечения устанавливается в извещении и не может быть более 2% от начальной максимальной цены договора ( Постановления Правительства РФ N 1352). Счет специальный может быть открыт только в банке, который включен в специальный перечень, который определен Правительством ( Закона N 223-ФЗ). И в рамках предоставления обеспечения через вот этот специальный счет, открытый в банке, в течение одного часа после окончания срока после подачи заявок оператор обращается в банк за информацией о наличии на специальном банковском счете такого участника денежных средств, необходимых в объеме, который указан в извещении заказчика. Банк в течение часа такую информацию предоставляет и при наличии средств их блокирует на этом специальном счете, информирует оператора, если средств на счете нет или недостаточно или операции по счету, допустим, приостановлены. И,соответственно, оператор электронной площадки, если банк не может заблокировать необходимое количество средств, возвращает такому участнику заявку (
Итак, состав заявки теперь единый, правила обеспечения действуют для всех участников одинаково. Повторюсь, это банковский счет специальный и наличие средств на этом счете либо гарантия банковская, которую предоставляет участник заказчику.
Какие изменения произошли при проведении конкурса? Изменения произошли самые существенные в этапах конкурса, и чуть позже мы с вами поговорим о протоколе, который еще появился в ходе конкурса.
Итак, какие на сегодняшний день этапы конкурса для СМСП предусмотрены. Это, во-первых, проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки функциональных характеристик или потребительских свойств товаров, качества работ, услуг и иных условий исполнениядоговора для уточнения в извещении и документации и в проекте договора таких характеристик (п. 1 ч. 4 ст. 3.4
Следующий этап – это обсуждение заказчиком предложений о функциональных характеристиках или потребительских свойствах, качестве, услугах и иных условий исполнения договора, тех, которые уже содержатся в заявках, опять же, в целях уточнения информации в извещении и документации, в проекте договора этих характеристик (п. 2 ч. 4 ст. 3.4
Далее рассмотрение и оценка заказчиком поданных заявок на участие в конкурсе (п. 3 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). И последний этап – сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства о снижении цены договора (п. 5 ч. 4 ст. 3.4
Некие правила действуют для применения этапов конкурса. Во-первых, каждый из этих этапов в электронной форме может быть включен в него однократно ( Закона N 223-ФЗ). Обратите внимание, что из состава этапов конкурса исключен квалификационный отбор (п. 4 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Сроки проведения этапов конкурса теперь устанавливаются в документации, а не в извещении, как было раньше (п. 3 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Переторжка проводится только в отношении цены договора, то есть переторжки в отношении характеристик, иных предложений по исполнению договора теперь проведено быть не может (п. 5 ч. 4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Далее особенности. Обсуждение функциональных характеристик, качества работ, услуг и иных условий исполнения договора осуществляется исключительно участниками, подавшими заявку на участие в таком конкурсе. Раньше такое обсуждение было возможно с участниками, которые соответствуют требованиям. И новый срок проведения переторжки – это три часа (пп. «б» п. 10 ч. 5 ст. 3.4
При проведении аукциона или запроса предложений изменения, которые появились, это также исключение квалификационного отбора как этапа аукциона (п. 2 ч. 6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021) или этапа запроса предложения (п. 2 ч. 9 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в ред. до 01.04.2021). Закон теперь говорит, что запрос предложений проводится в электронной форме в порядке, предусмотренном для проведения конкурса с учетом особенностей, которые предусмотрены Закона N 223-ФЗ, и отличие вот собственно конкурса от запроса предложений в том, что в запросе предложений не проводится подача окончательного предложения, то есть нет переторжки (
Закона N 223-ФЗ. Она предусматривает формирование протоколов в аукционе и в конкурсе. В конкурсе по итогам подачи дополнительных предложений о цене, в аукционе – по итогам этапа подачи предложения о цене. Итак, в течение одного часа после окончания срока подачи дополнительных предложений в конкурсе, после переторжки оператор электронной площадки составляет и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол подачи дополнительных ценовых предложений. Протокол содержит дату, время начала и окончания подачи таких дополнительных предложений и собственно сами предложения о цене договора, которые поступили в ходе переторжки. В отношении аукциона также в течение часа по окончании этапа подачи предложений о цене оператор электронной площадки составляет и размещает в единой информационной системе и на площадке протокол подачи предложений о цене договора. Протокол также содержит дату, время начала и окончания подачи предложения о цене договора и поступившие минимальные предложения о цене договора каждого участника аукциона, который соответственно такие предложения делал, и время поступления каждого предложения о цене.
Закона N 223-ФЗ и в части установления критериев оценки, порядка оценки. Это новая ЗаконаN 223-ФЗ, которая говорит, что, если документацией о закупке установлено применение критериев и порядка оценки и сопоставления заявок к участникам конкурентной закупки, к предлагаемым ими товарам, работам или услугам или к условиям исполнения договора, то документация должна содержать указание на информацию и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в целяхосуществления такого вот сопоставления и оценки.
Обратите внимание, и заказчики, и поставщики должны об этом помнить, что при отсутствии таких документов и информации в составе заявки заявка не может быть отклонена, это не является основанием для отклонения заявки. Просто по соответствующему критерию или критериям, по которым не будут предоставлены документы и сведения, заказчик поставит 0 баллов. То есть вот отклонить нельзя, нужно оценить, но при отсутствии сведений в общем-то оценить нечего, поэтому заявка по этому критерию получит 0 баллов. И, естественно, предусматривать подобные критерии оценки можно только в случаях, если проводится конкурс или запрос предложений. При проведении запроса котировок или аукциона у нас никакого сопоставления не происходит, победитель определяется только по цене.
Заявка: условия подачи и рассмотрения
Из чего состоит заявка участника на конкурс и запрос предложений среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Это три части ( Закона N 223-ФЗ). Первая часть содержит информацию в отношении предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг, условий исполнения договора в случае, если в документации установлены критерии оценки. Вторая часть заявки содержит информацию и документы в отношении самого участника закупки, подтверждающая соответствие требованиям самого участника закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть первая часть заявки – что предлагается с документами, вторая часть заявки – кто предлагает, то есть сведения об участнике, которые предусмотрены 12 ч. 19.1 ст. 3.4 (мы уже их назвали), а также Закона N 223-ФЗ. И назовем третий элемент заявки на участие в конкурсе или запросе предложений. Это предложение участника о цене договора или цене единицы товара, работы или услуги.
Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей ( Закона N 223-ФЗ). Первая часть заявки – это также документы и сведения о предложении участника, о товаре, работе или услуге. Вторая часть заявки содержит сведения об участнике, предусмотренные, как я уже упоминала, 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ. Обратите внимание, что эта информация и документы должны содержаться в заявке в случае, если эти требования установлены заказчиком в документации о закупке.
Что касается заявки на участие в запросе котировок, она должна содержать информацию и документы, предусмотренные Закона N 223-ФЗ, если заказчик установил обязанность предоставления этих документов и сведений (
И продолжает действовать довольно строгое правило о нарушении правила содержания заявки, если в первой части заявки на участие в конкурсе, в аукционе или запросе предложений в форме сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений будут сведения о таком участнике, заявка должна подлежать отклонению ( Закона N 223-ФЗ). То есть в информации, которую заказчик получает первой, информации о самом участнике быть не должно. Сначала заказчик оценивает только предлагаемые товары, работы или услуги.
По итогам рассмотрения первых частей заявок заказчик формирует протокол ( Закона N 223-ФЗ). В этом протоколе указываются, естественно, дата, количество заявок, которые были поданы, дата регистрации каждой заявки, результаты рассмотрения заявок на участие (если на соответствующем этапе заказчиком предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения заявок с указанием, в том числе,количества заявок, которые поступили), основания отклонения каждой заявки с указанием того, какие положения заявки не соответствуют каким положениям извещения, документации или законам, соответственно результаты оценки на участие с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок (указываются причины, по которым закупка была признана несостоявшейся, если была признана несостоявшейся) и иные сведения, которые указываются в протоколе в соответствии с положением о закупках конкретного заказчика ( Закона N 223-ФЗ). В течение часа с момента получения такого протокола от заказчика операторы электронной площадки публикуют его в единой информационной системе и на электронной площадке.
Далее в течение одного рабочего дня после направления оператором электронной площадки информации заказчику комиссия по осуществлению закупок заказчика на основании результатов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности тех предложений, которые содержатся в заявках участников. На основании результатов оценки заявок заказчик присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности для заказчика тех предложений, которые содержатся в заявках участников. Соответственно, заявка на участие, в которой содержатся наиболее приемлемые, наиболее интересные для заказчика, другими словами, лучшие предложения, получает наименьший порядковый номер и такой участник будет призван победителем соответствующей закупки. Если одинаковые предложения содержатся в нескольких заявках, то первый номер будет присвоен заявке, которая поступила раньше, чем другие заявки (
И заказчик формирует итоговый протокол, в котором указывает количество поданных заявок, дату и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок или окончательных предложений, если проводился такой этап в ходе, допустим, конкурса ( Закона N 223-ФЗ). Заявке или окончательным предложениям, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер, как я уже говорила, если одинаковые предложения содержатся в заявках, первый номер будет присвоен той, которая поступила раньше. Указываются результаты рассмотрения заявок и окончательных предложений с указанием, в том числе, количества заявок и окончательных предложений, которые отклонены, основания отклонения по каждой заявке, далее указываются результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения по каждой заявке и каждому окончательному предложению с учетом тех критериев оценки, которые были указаны заказчиком в документации. Соответственно, если на таком этапе оценка была предусмотрена.
Если закупка была признана несостоявшейся, указываются причины признания ее таковой и иные сведения указываются в протоколе, если предложение о закупках заказчика предусматривает необходимость указания таких сведений. Далее заказчик итоговый протокол размещает на электронной площадке и в единой информационной системе.
Договор с субъектом малого и среднего предпринимательства по итогам такой закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, подписывается электронной подписью ( Закона N 223-ФЗ). Договор заключается на основании того проекта, или в форме, буква в букву, проекта договора, который был размещен в документации в качестве проекта договора( Закона N 223-ФЗ). И соответственно, если было предусмотрено обеспечение исполнения договора, которое не может превышать 5%начальной максимальной цены договора или лота, то договор заключается по итогам закупки с обязательным предоставлением такого обеспечения.
Отказ победителя от заключения договора
Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ победителя от заключения договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Форма: Уведомление заказчика об отказе победителя закупки (лица, с которым подлежит заключению договор по итогам закупки) от заключения договора(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
Форма: Заявление победителя конкурса об отказе от заключения договора купли-продажи государственного (или муниципального) имущества(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Возврат задатка, внесенного на аукционе(КонсультантПлюс, 2023)Несвоевременное извещение участника, заявке которого присвоен второй номер, об отказе победителя аукциона от заключения договора аренды муниципального имущества само по себе не дает ему права отказаться от заключения договора и требовать возврата задатка, если на дату извещения у участника сохранялась обязанность по заключению договора
Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положенияУказанным Федеральным законом возможности победителя отказаться от заключения договора, направить протокол разногласий к договору не предусмотрены.
Готовое решение: Как заключить договор по результатам закупки по Закону N 223-ФЗ(КонсультантПлюс, 2023)4. Возможен ли отказ победителя конкурентной закупки от заключения договора по Закону N 223-ФЗ
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ(ред. от 04.08.2023)»О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»26. Возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ(ред. от 24.07.2023)»О приватизации государственного и муниципального имущества»11. При уклонении или отказе победителя конкурса от заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества задаток ему не возвращается.