Окружающая среда
(environment) — внешняя среда, в которой
функционирует организация, включая
воздух, воду, землю, природные ресурсы,
флору, фауну, человека и их взаимодействие.
Примечание — В
данном контексте под понятием «внешняя
среда» подразумеваются понятия от
«среда в пределах организации» до
«глобальная система».
Экологическая
политика (environmental policy) — заявление
организации о своих намерениях и
принципах, связанных с ее общей
экологической эффективностью, которое
служит основанием для действия и
установления целевых и плановых
экологических показателей.
Экологическая
эффективность (характеристики
экологичности) (environmental perfonnance) —
измеряемые результаты системы управления
окружающей средой, связанные с
контролированием организацией ее
экологических аспектов, основанных на
ее экологической политике, а также на
целевых и плановых экологических
показателях.
Целевой экологический
показатель (environmental objective)— общий целевой
показатель состояния окружающей среды,
вытекающий из экологической политики,
которого организация стремится достичь
и который выражается количественно,
если это реально.
Плановый экологический
показатель (environmental target) — детализированное
требование в отношении эффективности,
выраженное количественно там, где это
реально, предъявляемое организации или
ее частям, которое вытекает из целевых
экологических показателей и которое
должно быть установлено и выполнено
для того, чтобы достичь целевых
показателей.
Предотвращение
загрязнения (prevention of pollution) — использование
процессов, практических методов,
материалов или продукции, которые
позволяют избегать загрязнения, уменьшать
его или бороться с ним и могут включать
рециклинг, очистку, изменения процесса,
механизмы управления, эффективное
использование ресурсов и замену
материала.
Экологический
менеджмент — это
управление
взаимодействием
общества и природы на основе использования
экономических, административных,
социальных, технологических и
информационных факторов, с целью
достижения качества (состояния) ПС,
обеспечивающего возможность устойчивого
развитие общества и природы.
Уровни и содержание
экологического менеджмента:
Соответственно,
в территориальном отношении обозначенные
уровни экологического менеджмента
будут отвечать:
1. Локальный —
экосистеме, ландшафту, сочетанию
ландшафтов;
2. Региональный —
бассейнам или значительным по площади
частям бассейнов рек высокого порядка,
природных зон, географических стран;
3. Межрегиональный
— континентам или значительным по площади
частям континентов или океанических
пространств;
4.
Планетарный — поверхности всех континентов,
морских акваторий и океанических
пространств. Основными
задачами на региональном и межрегиональном
уровнях являются: Для
предотвращения экологических бедствий:
• обеспечение
безопасности на технологических объекта
повышенного риска, таких как нефте- и
газопроводы, химические и энергетические
производства, железнодорожный и
авиатранспорт;
• борьба с
загрязнением воды и повышение эффективности
водопользования;
• снижение
загрязнения воздуха и почвы;
• рациональное
лесопользование и воспроизводство
лесных ресурсов;
• охрана редких
и исчезающих видов растений и животных;
Для обеспечения
экологической безопасности:
• рациональное
расходование природных, в том числе
минеральных, ресурсов;
• решение
энергетической проблемы;
• решение
проблемы утилизации отходов;
• создание
энерго- и ресурсосберегающих технологий
и технических средств;
• достаточное
развитие особо охраняемых территорий;
• обеспечение
радиационной безопасности;
• рекультивация
земель.
На локальном
уровне экоменеджмент направлен главным
образом на:
•
контроль
за выполнением природоохранного
законодательства, экологических
нормативов, квот,
•
экологических
последствий ПП и производства продукции,
выполнения принимаемых решений;
•
обеспечение
совершенствования технологии производства
в части снижения его аварийности, степени
технологического
риска, энерго- и материалоемкости,
количества и токсичности выбросов;
• оптимизацию
районных планировок с целью снижения
вредного воздействия производственных
объектов
на население и
его реабилитацию от этих воздействий,
транспортной и производственной
усталости и др.
На
региональном уровне, помимо использования
всех, обозначенных выше возможностей
экоменеджмента локального
уровня, добавляются:
•
научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
направленные на организацию действенной
системы
мониторинга ПС и воздействующих на нее
техногенных факторов;
• разработка
экологических прогнозов;
•
разработка и
внедрение региональных экологических
нормативов и требований, определяющихся
местными
природными и социальными условиями и
традициями ПП;
• оптимизация
размещения, функционирования и
взаимодействия предприятий, эксплуатирующих
ПР и др.
Наконец
на планетарном, международном уровне,
на базе Организации объединенных наций
и входящих в ее состав структур,
разрабатываются наиболее общие вопросы
экологического мониторинга и рекомендации
для стран, входящих
в мировой содружество, ориентированные
на улучшение социально-экологической
обстановки во всем мире.
Жукова А. Е. студент магистратуры Руленков М. А. студент магистратуры 2 курс, Институт магистратуры научный руководитель: Тимофеев Л. А., д.ю.н.
ФГБОУВО «СГЮА» Российская Федерация, г. Саратов
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация: Охрана окружающей среды является приоритетным направлением государственного управления, ведь состояние окружающей среды напрямую связано со здоровьем населения.
Ключевые слова: окружающая среда, система, управление, права, рациональность, полномочия, природа, контроль.
Zhukova A. E. master’s degree student Rulenkov M. A. master’s degree student 2year, master’s degree Institute scientific adviser: Timofeev L. A., doctor of law
FSBEI of HE «SSLA » Russian Federation, Saratov
ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEM
Annotation: Environmental protection is a priority area of government, because the state of the environment is directly related to public health.
Key words: environment, system, management, rights, rationality, authority, nature, control.
Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов касается как отдельных стран, так и всего мира. В то же время защита окружающей среды и экологическая безопасность считаются незаменимой мерой в то время, когда симптомы глобального экологического кризиса усиливаются.
Осуществление государственного управления использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды возложено на различные государственные органы с различными полномочиями и действующими на разных уровнях государственного управления. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — это комплекс мер, которые принимаются компетентными субъектами Российской Федерации и направлены на обеспечение выполнения требований
законодательные в этой области. А именно: управление природными ресурсами, обучение эффективному использованию и воспроизводству природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятной среды. Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и проблемы особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации относится к совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Но в то же время эффективное управление природными ресурсами и охрана окружающей среды зависят от рационального распределения полномочий в этой сфере между федеральными органами и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне в Российской Федерации система охраны окружающей среды и природных ресурсов управляется с помощью органов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также всех подчиненные федеральные службы, агентства и федеральные организации в этой области, исключая водные биологические ресурсы, а также Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и его Федеральное агентство, подчиненное рыболовству в области воспроизводства, охрана и использование водных биологических ресурсов. Министерства осуществляют разработку государственной политики и нормативно-правовых актов в этой области.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ: -обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; — осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы; — проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан.
На региональном уровне субъектами Российской Федерации также могут создаваться специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, полномочия которых закрепляются в законодательстве субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, относятся:
1) обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
2) установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
3) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом РФ.
Что касается государственной системы в области охраны окружающей среды, то следует отметить, что она практически сформирована. В то же время большинство полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации относятся к общей компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области управления
окружающей средой и охраны окружающей среды, осуществляются на федеральном уровне, что может быть нелогичным и может не допустить полного осуществления соответствующих мер государственного регулирования и надзора. На законодательном уровне категории объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть дифференцированы по степени воздействия на окружающую среду. Кроме того, государственное управление должно осуществляться для каждой категории объектов природопользования и охраны окружающей среды.
Поэтому требования законодательства об экологически опасных объектах и государственный контроль за их соответствием должны быть усилены, а объектам хозяйственной и иной деятельности, практически не оказывающим отрицательного воздействия на окружающую среду, не требуются.
А. В. Мельников, В. Н. Мельников
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ КАК СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ МЕТОДАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ
Природа в широком смысле охватывает весь мир во всем многообразии его форм. С учетом экологических проблем управления экологическими процессами природа — это совокупность естественных и искусственных условий существования живых организмов, в том числе человека.
В отличие от других живых организмов, человеку присуще разумное начало, он способен к целенаправленной деятельности и преобразованию окружающей его среды. Воздействие человека на окружающую природную среду может сопровождаться изменением факторов среды, отклонением показателей природной среды от нормы, нарушением жизнедеятельности человека и других организмов.
Основой отношений человека и природы является его деятельность, которая всегда связана с различными составляющими природы. Поэтому изменение отношения к природе и взаимосвязь с природой определяются изменением характера, направленности и масштабов человеческой деятельности.
До начала серьезного развития науки, техники и технологий связь человека с природой была основана преимущественно на увеличении объема и состава получаемых от природы ресурсов. При этом масштабы деятельности общества ограничивалась в основном развитием производительных сил.
С развитием производительных сил такой способ эксплуатации постепенно приблизился к критическому уровню, когда масштабы потребления традиционных источников энергии, сырья, материалов стали сравнимыми с масштабами общих запасов в природе. Это обстоятельство способствовало переходу от интенсивного способа эксплуатации природы к экстенсивному, более рациональному использованию природных ресурсов при соблюдении требований к окружающей среде.
Все большее влияние человека на природу приводит к нарушению процессов саморегулирования в экологических системах и более резкому изменению условий существования живой материи, в том числе к ухудшению условий существования человека и его жизнедеятельности. Соответственно, в последнее время все чаще рассматривают экологическую безопасность, которая предусматривает защищенность окружающей среды и человека от антропогенных и стихийных воздействий.
В результате всех перечисленных причин постепенно складывается новый тип отношения человека к природе — к охране природы, управлению природой как совокупности мер сохранения, восстановления и разумного использования природных ресурсов (окружающей среды) с целью создания благоприятных для жизнедеятельности человека условий окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Рассмотрим общие особенности окружающей среды с учетом ее влияния на состояние человека и способность к выполнению производственной и иной деятельности, учитывая природную окружающую среду и элементы искусственной среды (жилые дома, предприятия и другие инженерные сооружения, искусственные ландшафты и т. д.).
Естественный ареал распространения человека ранее определялся природными условиями. Однако в настоящее время сфера деятельности человека значительно расширилась и охватывает всю географическую (земную) оболочку Земли и часть космического пространства.
Географическая оболочка Земли по современным представлениям объединяет во взаимодействии литосферу, атмосферу, гидросферу и биотические сообщества. Географическая оболочка обладает разными видами свободной энергии (лучистая энергия Солнца, внутренняя
энергия Земли, гравитационная энергия, энергия космических лучей). Различные виды энергии взаимодействуют и образуют сложную природную совокупность, влияние которой зависит от характера их взаимодействия и взаимосвязей.
Вещество географической оболочки находится в различных агрегатных состояниях. Основными вещественными компонентами географической оболочки являются горные породы, почва, воздушные и водные массы, лед, биоценозы.
1. Целостность, обусловленная непрерывным обменом вещества, энергии и информацией между ее составными частями.
2. Наличие круговорота веществ и связанной с ним энергии, которая обеспечивает многократность проявления одних и тех же процессов и высокую суммарную эффективность.
3. Ритмичность, т. е. повторяемость во времени различных процессов и явлений под влиянием прежде всего астрономических и географических причин.
4. Непрерывность развития как некой целостной системы под влиянием различных сил и причин. Следствием и особенностями развития являются территориальная дифференциация поверхности суши, дна океана; полярная асимметрия, т. е. существенное различие природы географической оболочки в Северном и Южном полушариях; пространственная разнородность природы и т. д.
5. Огромное влияние жизнедеятельности человека на географическую оболочку.
Воздействие человека на окружающую среду становится все более ощутимым. В различной степени изменяются все компоненты среды.
С учетом экологической обстановки в среде обитания человека это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер.
В лучшую сторону в основном изменились условия жизни человека, связанные с общим развитием науки и техники, научно-техническим прогрессом, большими возможностями положительно влиять на окружающую среду (создание искусственных ландшафтов, искусственное орошение и осушение земель, защита лесов от вредителей и лесных пожаров, совершенствование способов обработки почвы и т. д.).
Влияние человека на окружающую среду в рассмотренных и во многих других случаях повышает экологическое качество среды.
Однако чаще вмешательство человека в окружающую среду дает отрицательный результат. Основной причиной этого является сложность оценки отдаленных последствий антропогенных воздействий.
Следствием перечисленных антропогенных воздействий на природу является обычно совместное загрязнение атмосферы, поверхности суши, водоемов, усиление парникового эффекта и изменение климата в целом, ухудшение условий существования биоценозов и т. д.
Разрушительное воздействие на все или некоторые составляющие окружающей среды оказывают стихийные действия природного характера. К ним относятся землетрясения, наводнения, извержения вулканов, ураганы, циклоны, тайфуны, засуха, оползни, обвалы, селевые потоки и т. д.
— не допускать вредных и опасных последствий нарушения окружающей среды;
— постепенный переход от защиты отдельных районов к защите всего природного окружения;
— улучшение условий в районах со сложными природными условиями благодаря созданию искусственных форм рельефа и ландшафта;
— профилактические мероприятия по предупреждению нежелательных процессов;
— отказ от применения мер защиты, которые связаны с появлением новых нежелательных процессов и явлений;
— охрана ценных памятников природы.
Оптимизация взаимодействия окружающей среды и человека, управление качеством окружающей среды, улучшение условий существования человека предусматривают:
— всестороннее исследование состояния природной среды от местного до планетарного;
— изучение степени устойчивости природных ландшафтов и биосферы в целом к воздействию человека;
— оценка способности окружающей среды к саморегулированию и восстановлению;
— снижение влияния урбанизации;
— учет отрицательного влияния использования природных ресурсов на состояние окружающей среды как среды жизнедеятельности человека;
— регламентация (установление нормативов) содержания вредных веществ в окружающей среде (почва, вода, воздух, растительный субстрат, продукты питания, предметы бытового назначения);
— установление нормативов на сбросы и выбросы вредных веществ по конкретным веществам и их источникам;
— прогнозирование переноса и рассеивания вредных веществ в природных и антропогенных средах, процессов превращения этих веществ под влиянием факторов внешней среды (вторичное загрязнение или встречный синтез), т. е. в более широком смысле — прогнозирование качества окружающей среды;
— соблюдение технологических регламентов работы оборудования и производственных инструкций с целью обеспечения требуемых параметров процессов, влияющих на интенсивность выбросов и сбросов вредных веществ;
— контроль содержания вредных веществ в окружающей среде, а также в сырье, топливе, материалах, полуфабрикатах;
— контроль поступления и содержания вредных веществ в природных средах для принятия мер в случае превышения нормативов, установленных органами здравоохранения.
В основу мероприятий по управлению окружающей средой положено нормирование качества окружающей среды путем установления предельно допустимых показателей, характеризующих воздействие окружающей среды на человека и другие биологические объекты экологических систем управления.
Основные экологические нормативы качества делят на санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные и комплексные.
К первым относятся предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК), предельно допустимый уровень шума, вибраций, усилий, ионизирующих излучений и других физических воздействий.
К производственно-хозяйственным принадлежит предельно допустимый выброс вредных веществ, допустимый сброс вредных веществ, допустимое изъятие компонентов окружающей среды, норматив образования отходов производства и потребления.
Комплексными показателями считают допустимую антропогенную нагрузку на окружающую среду и экологическую емкость территории или акватории.
Предельно допустимая концентрация характеризует количество загрязнителя в атмосфере, в водной среде и почве, приходящееся на единицу объема. Различают максимально разовую и среднесуточную концентрацию ПДК, которые не должны вызывать при вдыхании рефлекторных реакций у человека соответственно в течение 30 минут и при неопределенно долгом воздействии. В России для атмосферного воздуха действует около 500 нормативов концентрации различных вредных веществ.
Если в воздухе присутствует несколько загрязняющих веществ, обладающих суммирующим действием, то результирующее действие определяют в виде суммы, в которой каждое слагаемое равно отношению фактической концентрации вредных веществ к максимально разовой концентрации ПДК.
Для водной среды ПДК загрязняющих веществ соответствует такой концентрации веществ в воде, выше которой она становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования. Предельно допустимая концентрация устанавливается отдельно для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. В России для водной среды действует около 2 000 ПДК вредных веществ.
Предельно допустимая концентрация вредных веществ в почве является максимальной концентрацией, которая не оказывает влияния на почву, на ее способность к самоочищению, на здоровье человека. Для почвы действуют свыше 130 ПДК вредных веществ.
Установлены также предельно допустимые уровни воздействия на человека шума, вибраций, магнитных полей, радиационного воздействия и других вредных воздействий.
Практически можно использовать большое количество ПДК и уровней воздействия в различных средах и при изучении природных и антропогенных воздействий, связанных с различными видами производственной и непроизводственной деятельности. Многие из них характеризуют показатели процессов в атмосфере, гидросфере, литосфере и в биологических сообществах.
Допустимый выброс или сброс характеризуется количеством загрязняющих веществ, которое можно сбрасывать в единицу времени конкретному предприятию в атмосферу, водоем и т. д., не вызывая превышения в них ПДК. Иногда вводят временно согласованные выбросы, которые превышают ПДК, чтобы постепенно снизить концентрацию вредных веществ до нормы, например, за счет совершенствования технологий производства.
Наиболее важным комплексным показателем качества окружающей среды является норматив допустимой антропогенной нагрузки как максимально возможные воздействия на окружающую среду, которые не приводят к нарушению устойчивости экологических систем. Устойчивость характеризуют различными системами показателей, учитывающих природу и особенности антропогенного воздействия. Так, в одной из предложенных систем такими показателями являются запасы живого и мертвого органического вещества, эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова, видовое и структурное разнообразие биологических образований. Другой подобный комплексный показатель связан со способностью к восстановлению экологической системы после антропогенного воздействия. В основном этот показатель применяют при оценке способности к восстановлению растительного покрова и животного мира.
Наконец, для определения потенциальной способности окружающей среды применяют термин «экологическая емкость среды», понимая под ней способность переносить ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экологических систем управления.
Определение понятия о предельно допустимой антропогенной нагрузке с учетом влияния такой нагрузки на жизнедеятельность человека и состояние животного и растительного мира является одной из основных задач экологической кибернетики. Соответственно, для управления окружающей средой необходимо знать показатели действующих и допустимых нагрузок на окружающую среду.
Перечисленные нормируемые показатели определяют допустимую степень загрязнения окружающей среды и нагрузок на окружающую среду. Кроме них, необходимо учитывать нормируемые и ненормируемые показатели различных сред, которые влияют на качество жизни и способность выполнять те или иные производственные и непроизводственные функции. Так, в экологических системах, связанных с атмосферой, необходимо принимать во внимание различные погодные и климатические показатели, распределение живых организмов. В гидросфере на человека и другие живые организмы влияют океанологические и гидрологические показатели. В литосфере на живые организмы могут влиять некоторые показатели почвы и минерального сырья, состояние грунта, распределение растительности на поверхности земли, степень заболоченности участков земли и т. д.
Кроме нормативных показателей для открытых пространств, нормируют или учитывают некоторые экологические показатели для закрытых пространств, связанные с загрязнением этих пространств, температурой, влажностью и другими показателями, свойственными атмосфере.
Любая система управления включает в себя управляющую подсистему, поле управления и управляемую подсистему. Из общего анализа окружающей среды как среды обитания человека и других биологических объектов следует, что в качестве управляющей подсистемы системы управления экологическими процессами выступают, раздельно или вместе:
— источники загрязнения окружающей среды;
— источники антропогенных нагрузок на среду;
— источники регулирования физических и химических показателей среды (температура, давление, влажность, освещенность, электромагнитные излучения и др.), кроме источников загрязнений.
Соответственно, управляющими показателями управляющей подсистемы являются перечисленные выше параметры источников загрязнения окружающей среды, антропогенных нагрузок на среду и источники регулирования физических и химических показателей. При этом, когда управляют степенью загрязнения окружающей среды или нагрузками на среду, стремятся, чтобы загрязнение и нагрузки не превышали допустимых. Когда же управляют показателями условий среды, которые не связаны с загрязнениями, то или поддерживают эти показатели в определенном диапазоне или они не должны быть больше или меньше допустимых.
Важно предварительно оценить управляющую способность управляющей подсистемы и учитывать, что не всегда управлением можно добиться достижения целей управления по всем или некоторым показателям. Необходимо также учитывать, что, управление некоторыми показателями возможно несколькими способами, каждый из которых можно использовать для регулирования определенных показателей в определенных условиях.
В экологической системе управления окружающей средой может быть несколько источников управляющих воздействий, каждый из которых может характеризоваться несколькими показателями.
При этом иногда рассматривают непосредственно показатели источников управляющих воздействий, а иногда первоначально рассматривают показатели, характеризующие окружающую среду, а затем определяют показатели источников управляющих воздействий экспериментальным или аналитическим путем. При экспериментальной оценке в системах с обратной связью данные о необходимых управляющих воздействиях получают не только по результатам оценки показателей биологической части системы, но и оценки состояния окружающей среды. Таким образом, на управляющую часть системы управления поступает в общем случае информация не только от биологической составляющей системы, но и от поля управления.
Полем управления является пространство, в котором происходит управление. Таким пространством в экологических системах управления является часть пространства атмосферы, водного и земного пространства.
Поле управления в рассматриваемом случае характеризуется различными свойствами, которые сами по себе определяют особенности воздействия на человека и другие биологические сообщества и являются средой для передачи информации, массы и энергии.
Во многих случаях сама среда (поле управления) экологической системы также является управляемой подсистемой с изменением ее параметров так, чтобы с помощью обратной связи обеспечить определенное воздействие на управляемые биологические объекты.
Таким образом, при оценке работы поля управления необходимо учитывать управляющие воздействия управляющей подсистемы, управляющие воздействия через обратную связь со стороны поля управления на управляющую подсистему, управляющие воздействия со стороны поля управления на управляемую (биологическую) подсистему и (управляющие) воздействия посредством обратной связи со стороны управляемой биологической системы на управляющую подсистему.
Управляемой подсистемой служат человек и другие биологические объекты. Такая подсистема характеризуется в общем случае большим числом показателем. Из них для решения конкретной задачи выбирают ограниченное число показателей, которые характеризуют состояние управляемого биологического объекта и его соответствие нормальному состоянию. Кроме того, обратная связь от управляемого (биологического) объекта может идти на управляющую систему, чтобы посредством регулирования управляющих воздействий состояние биологического объекта соответствовало нормальному.
Кроме воздействий регулирующих и регулируемых, в системах управления окружающей средой действуют контролируемые и неконтролируемые возмущающие воздействия и показатели, которые их характеризуют. Возмущающими являются воздействия, которые нарушают требуемую функциональную связь между входными и выходными характеристиками системы
управления. Обычно возмущающими являются некоторые факторы окружающей среды, которые влияют на состояние окружающей среды и работу источников управляющих воздействий средств управления. Возмущающими являются также некоторые воздействия на биологические объекты, которые не относятся к управляемым, но влияют на состояние этих объектов и связь между входными и выходными характеристиками системы управления.
При нескольких управляющих, управляемых и возмущающих воздействиях при работе системы иногда оценивают, например, результирующее управляемое воздействие. Обычно при этом отдельным показателям воздействий различной физической природы придают соответствующие весовые коэффициенты, установленные по результатам экспертного опроса или другим способом.
Экологические системы управления окружающей средой по характеру изменения регулируемых показателей делятся на системы стабилизации, программные и следящие, по принципу действия — на разные виды разомкнутых, замкнутых и комбинированных систем. Применение тех или иных видов систем управления окружающей средой требует серьезного обоснования и во многом зависит от области их применения, решаемой задачи, наличия исходных данных, возможности применения математических и иных видов моделирования.
С учетом возмущающих воздействий наиболее перспективными часто являются комбинированные системы, которые содержат цепь обратной связи с работой по отклонению и разомкнутую подсистему, работающую по возмущению.
Важнейшим мероприятием по охране окружающей среды, особенно как среды обитания человека, является качественный и количественный контроль (мониторинг) за состоянием среды, в первую очередь загрязнением. Мониторинг включает в себя:
— наблюдение за факторами, влияющими на окружающую среду, и за состоянием среды;
— оценку фактического состояния окружающей среды;
— обработку результатов контроля окружающей среды для решения задач регулирования и прогнозирования среды.
Особенно внимательно необходимо контролировать антропогенные изменения среды, определяющие воздействие на окружающую среду человека.
Не меньшее значение имеет прогнозирование состояния окружающей среды. При этом полезно прогнозирование показателей среды, которые определяют ее состояние без учета загрязнения среды, например климата и погоды, и прогнозирование показателей загрязнения среды. Во втором случае прогнозирование полезно проводить в два этапа, прогнозируя сначала показатели источников загрязнения, а затем — состояние самой среды.
Влияние окружающей среды на человека и другие биологические сообщества во многом зависит от состояния отдельных составляющих биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы, биологических сообществ). При их описании в экологической кибернетике особое внимание обращают на количественные показатели состояния отдельных компонентов окружающей среды с учетом ее воздействия на человека, взаимосвязь составляющих биосферы, возможности управления показателями окружающей среды.
В связи с развитием идей и методов экологической кибернетики уточнены особенности управления окружающей средой как средой обитания человека и других биологических сообществ. Полученные результаты позволяют более эффективно подходить к оценке состояния окружающей среды и адаптировать ее к состоянию и образу жизни живых сообществ.
1. Берг А. И. Кибернетика — наука об оптимальном управлении. — М.: Энергия, 1964. — 268 с.
2. Шмальгаузен И. И. Кибернетические вопросы биологии. — Новосибирск: Наука, 1968. — 224 с.
3. МилсумДж. Анализ биологических систем управления. — М.: Мир, 1968. — 502 с.
4. Одум М. Основы экологии. — М.: Мир, 1986. — Т. 1 — 328 с.; Т. 2 — 376 с.
5. Мельников А. В. Введение в экологическую кибернетику // Сб. трудов АГТУ. — Экология. — 1998. — С. 39-45.
6. Мельников В. Н., Мельников А. В. Рыбохозяйственная кибернетика. — Астрахань: АГТУ, 1998. — 310 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
7. Вернадский В. И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967. — 346 с.
8. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 602 с.
9. Мельников А. В., Мельников В. Н. Общая классификация и характеристика экологических систем
управления // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Рыбное хозяйство. — 2009. — № 1. — С. 48-52.
10. Мельников А. В., Мельников В. Н. Управление запасами промысловых рыб и охрана природы. —
Астрахань: Изд-во АГТУ, 2009. — 484 с.
Статья поступила в редакцию 29.09.2009
PECULIARITIES OF ENVIRONMENT MANAGEMENT AS A HABITAT BY THE MEANS OF ECOLOGICAL CYBERNETICS METHODS
A. V. Melnikov, V. N. Melnikov
Peculiarities of environment management as a habitat of a human being and other biological communities are specified in connection with the development of ideas and methods of ecological cybernetics. The received results allow to approach more effectively to the estimation of the environment state and to adapt it for the condition and way of life of live communities.
Key words: environment, habitat, management, ecological cybernetics, management systems, analysis, management characteristic.
Принципы и элементы системы управления окружающей средой.
Система
управления окружающей средой
(далее — СУОС) является частью
системы административного управления
организации и используется для разработки
и осуществления ее экологической
политики и управления ее экологическими
аспектами. С УОС должна обеспечивать:
Общие требования
к СУОС установлены в п. 4.1 СТБ ИСО
14001-2005 «Системы управления окружающей
средой. Требования и руководство по
применению» (далее — СТБ ИСО 14001), согласно
которому организация должна:
СУОС вытекает из
модели управления «планирование —
осуществление — проверка — действие»
(Plan-Do-Check-Act, PDCA1).
Лучше всего
рассматривать СУОС как организационную
структуру, которая должна постоянно
проверяться и периодически анализироваться
для обеспечения эффективного руководства
управлением окружающей средой в
организации в зависимости от изменяющихся
внутренних и внешних факторов. На всех
уровнях организации должна быть
распределена ответственность за работу
по достижению экологических улучшений.
Нормативно-правовая база управления средой обитания
Основным
законодательным документом является
Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» от
10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Закон РФ «Об охране
окружающей среды» закрепляет основные
принципы охраны ОС при осуществлении
хозяйственной, управленческой и иной
деятельности, оказывающей отрицательное
воздействие на состояние ОС.
В ст. 4 перечислены
объекты охраны ОС. К ним отнесены:
Закон предусматривает систему
государственных мер по обеспечению
прав на благоприятную среду.
Раздел
11 этого Закона отражает права граждан
на здоровую и благоприятную окружающую
природную среду.
Раздел
1V
посвящен нормированию качества окружающей
природной среды.
Раздел
V
содержит правовые основы Государственной
экологической экспертизы.
Раздел
VШ
определяет ответственность за
экологические правонарушения.
Раздел
Х1V
определяет порядок возмещения вреда,
причиненного экологическим правонарушением.
Федеральный
закон «Об особо охраняемых природных
территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 г.)
В этом Законе
определены территории, которые государство
берет под особую охрану, а также
организация охраны этих территорий.
К
таким территориям отнесены: а)
государственные природные заповедники,
в том числе биосферные; б) национальные
парки; в) природные парки; г) государственные
природные заказники; д) памятники
природы; е) дендрологические парки и
ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные
местности и курорты.
Федеральный
закон «Об экологической экспертизе»
(№174-ФЗ от 23.11.1995 г.)
Цель экологической
экспертизы – обеспечить предупреждение
вредных последствий хозяйственной
деятельности для охраны окружающей
среды, здоровья человека, экологической
безопасности общества. Задача – оценить
степень экологического воздействия
конкретного хозяйственного объекта на
окружающую среду и здоровье человека.
Управление охраной окружающей среды
Такое управление осуществляется как
на федеральном, региональном, так и на
всех других уровнях в соответствии с
законом РФ «Об охране окружающей среды»
(№7 от 10.01.2002 г).
Управление на федеральном уровне
осуществляется Федеральным собранием,
Президентом, правительством РФ и
уполномоченными на то органами.
На региональном уровне управление
охраной окружающей среды (ОС) ведется
представительными и исполнительными
органами власти, местными органами
самоуправления, а также территориальными
органами указанных выше специально
уполномоченных ведомств.
Объектами управления законом «Об охране
окружающей среды» являются:
Управление охраной ОС базируется на
информации, получаемой системой
мониторинга ОС. Эта система состоит из
трех ступеней: наблюдения, оценки
состояния и прогноза динамики возможных
изменений.
В системе мониторинга различают три
уровня:
Наблюдению подлежит состояние качества
ОС, которое определяет ее состояние и
характеризуется физическими, химическими,
биологическими и иными показателями и
(или) их совокупностью.
Контроль проводится с целью определения
качества объектов ОС. Контролируется
качество воды, воздуха и т.п. Качество
воды выражает степень соответствия ее
показателей потребностям людей и (или)
технологическим требованиям. Качество
воздуха характеризует степень соответствия
его физико-химических и биологических
характеристик потребностям человека
и (или) технологическим требованиям.
Качество динамических природных систем
– способность природных систем изменяться
и сохранять структурно-функциональные
характеристики во времени.
Экологический мониторинг –
определение изменений в экологических
системах (биогеоценозах), природных
комплексах и их продуктивности, а также
влияние динамики запасов полезных
ископаемых, водных, земельных и
растительных ресурсов. Биосферный
мониторинг осуществляется в рамках
глобальной системы мониторинга ОС.
Проводится на базе международных
биосферных станций, восемь из которых
располагаются на территории России.
Модель системы управления окружающей средой в соответствия со стандартами исo серии 14000.
Типовое
положение этой системы заключается
в том, чтобы в каждой организации
должны быть: