Дворцовый мост — раскинут через Большую Неву и это один из двух мостов соединяющий Центральную часть города (от Зимнего дворца) и Васильевский остров (у Ростральной колонны на Би
Один из старейших мостов Петербурга построен по проекту французских инженеров и архитекторов. Название мост получил от Троицкого Собора, разрушенного в 1932 г. В начале XX в.
Мост Александра Невского — соединяет Центральную часть города от площади Александра Невского и Красногвардейский район Петербурга у Заневского проспекта. Мост раскинут через р.
Большеохтинский мост — мост названием которому послужила протекающая рядом река Большая Охта.
Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву.
Тучков мост – наряду с Биржевым мостом соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной.
В истории названия моста существуют две версии.
Биржевой мост — один из двух разводных мостов соединяющий Васильевский остров с Петроградской стороной.
Володарский мост — первый железобетонный мост через Неву. Находится в створе Народной и Ивановской улиц Невского района и соединяющий южную и правобережную часть города.
Литейный мост — соединяет Выборгскою сторону и Центральную часть Петербурга. Раскинут через русло Невы в самой глубокой ее части.
История
Переправа, соединившая Васильевский остров с Петербургской стороной и островом, где располагались склады пеньки (позднее остров назвали Тучков буян), была построена по инициативе местных предпринимателей. В 1758 году четверо купцов подали челобитную в Сенат с просьбой передать им «в вечное и потомственное содержание» несколько петербургских мостов. Взамен они пообещали соорудить новый мост через реку Малую Неву.
Подрядчиком этого проекта выступил Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной реки Малой Невы.
В том же году мост был построен и получил имя своего создателя. Деревянная переправа состояла из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной части — через Тучков буян и мелководный проток, отделявший островок от Петербургской стороны. Мост на тот момент был самым длинным в Петербурге, его протяженность составила 890 метров.
В таком виде, вдохновляя живописцев, мост простоял до 1830-х годов. В 1770-х годах его переименовали в Никольский, но новое имя не прижилось, и спустя двадцать лет мосту вернули прежнее название — Тучков.
Реконструкции и ремонты
В 1833–1835 годах мост перестроили, передвинув его ниже по течению. Новая переправа была перекинута через Малую Неву по оси Большого проспекта Петроградской стороны. Она представляла собой многопролетный деревянный мост балочно-подкосной системы на свайных опорах с одним разводным и двумя судоходными пролетами. Разводной пролет был двукрылым, располагался над серединой русла реки и разводился вручную.
От берега Малой Невы до будущего Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова) построили земляную дамбу, получившую название Тучкова дамба. На открылках моста установили перила из литых чугунных решеток. В 1839 году у Тучкова моста уложили искусственный асфальт — впервые в Российской Империи.
Мост несколько раз перестраивали в дереве. Известно, что в 1920 году он был 20-пролетным, а длина переправы составляла 258 метров. К тому времени Тучков буян перестал быть островом: протоки между ним, соседней группой островов и Петроградским островом были засыпаны.
В 1948 году мост капитально отремонтировали. Опоры разводного пролета полностью перестроили, они стали деревянными, на свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Деревянные рамы разводного пролета заменили металлическими, а ручной разводной механизм — электрическими лебедками. Деревянные постоянные пролеты перекрыли металлическими балками с продольными и поперечными сязями.
В начале 1960-х годов Волго-Балтийский водный путь заработал на полную мощность, и в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты Тучкова моста перестали удовлетворять требованиям судоходства, и потребовалась его реконструкция.
Проект новой переправы разработали инженеры института «Ленгипроинжпроект» В. В. Демченко и Б. Б. Левин, архитекторы Л. А. Носков и П. А. Арешев. Работы начались в 1962 году.
На время строительства был сооружен временный обходной деревянный мост-дублер.
К 1965 году новый Тучков мост был открыт. Ось нового моста смещена на 3 метра ниже по течению Малой Невы, по сравнению с предшественником.
В 1997–1998 годах на Тучковом мосту капитально отремонтировали ортотропную плиту на разводном пролете, дорожное покрытие и трамвайные пути. В 2003 году проведена антикоррозийная обработка поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения, а в 2008–2009 годах — опоры разводного пролета.
Тучков мост входит в перечень транспортно-инфраструктурных объектов Чемпионата мира по футболу в России 2018 года. 4 июля 2016 года началась масштабная реконструкция переправы. Работы, которые выполнило ЗАО «Пилон», включают в себя реконструкцию опор, замену стационарных пролетных строений, ремонт разводного пролетного строения, переустройство инженерных сетей, дорожные работы, реставрацию элементов архитектурного декора, ремонт систем наружного освещения.
18 ноября 2017 года мост открылся после реконструкции на полгода раньше запланированной даты.
Характеристики моста
Тучков мост расположен в створе Первой/Кадетской линий Васильевского острова и Большого проспекта Петроградской стороны. Это трехпролетное железобетонное сооружение консольно-рамной системы длиной 226,2 метра и шириной 36,8 метров. Разводной пролет — двукрылый раскрывающейся системы, его размер в свету — 50 метров.
Крылья разводного полета уникальны: в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.
Перильное ограждение выполнено в виде сварной металлической решетки оригинального рисунка по проекту П. А. Арешева. Она состоит из стержней квадратного сечения, которые установлены под разными углами и переплетаются, создавая объемную картину, не применявшуюся ранее при создании мостовых перил: когда едешь по мосту, создается впечатление, что ограда колышется.
Опоры моста — на высоких свайных ростверках. Ростверки и опоры железобетонные, облицованы гранитом. На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты и лестничные спуски к воде. На правом берегу реки Малой Невы с верховой стороны расположен павильон управления.
Информация для туристов
С Тучкова моста открывается великолепная панорама: вверх по течению реки — на здания Тучкова буяна, Биржевой мост и Стрелку Васильевского острова, вниз — на устье Малой Невы, Петровский остров и набережную Макарова. Кстати, последняя до 1952 года была частью Тучковой набережной, проходившей от Стрелки Васильевского острова до острова Голодай.
Характеристики моста
Тучков мост через реку Малую Неву расположен в створе Большого проспекта Петроградской стороны и Первой /Кадетской линий Васильевского острова.
Это трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине. Постоянные пролетные строения из преднапряженного железобетона сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах.
Разводной пролет двукрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Пролетное строение — металлическое цельносварное, в закрытом состоянии — балочно-консольная система. Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.
Мост разводится посредством гидравлического привода, павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой части моста.
Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая сварная решетка из стержней квадратного сечения, которые поставлены под углом и переплетены таким образом, что они создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, ранее не встречавшуюся в практике мостостроения.
На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты, на набережной расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом. Освещение на мосту — типовое уличное.
История моста
Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.
В 1758 году была заложена первая переправа, по которой можно было добраться с Васильевского острова на Петербургскую сторону. В то время сооружение назвали «Никольский мост», он был создан по инициативе и на средства петербургских купцов, которые обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву.
Длина переправы составляла 890 метров, что делало этот мост самым длинным для того времени. Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутный в глубокой части русла и свайный на мелководье. Сооружение было расположено выше по течению Малой Невы, возле островов Тучков пеньковый буян и Ватный, где находились склады купца Авраама Тучкова. По имени лесопромышленника вскоре и был назван мост.
В 1833-1835 годах плашкоутная переправа была заменена многопролетным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.
Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами. В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.
В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.
В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными связями. Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки — на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры — деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.
В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.
В 1962-1965 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.
Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О. С. Чарноцкого и Л. Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д. В. Снятковский и Г. Ф. Шишлов.
Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы. Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.
В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.
В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения. В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.
В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции. В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.
4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году.
В ходе реконструкции стационарные железобетонные пролёты Тучкова моста были заменены металлическими. Отремонтированы опоры разводного пролёта, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной. Полностью заменено оборудование разводного пролёта. Обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора. Кроме того, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения.
Новое оборудование обеспечивает плавный разгон и торможение крыльев разводного пролёта, точный заход в замки при наводке крыльев, позволяет оперативно производить корректировку настроек управления гидроприводом и анализ их работы в ходе разводки-наводки.
Дополнительная информация
Малую Неву в этом месте можно пересечь и под землей. 27 мая 2015 года на набережной Макарова у левобережного окончания Тучкова моста был открыт выход станции метро «Спортивная-2». С вестибюлем станции «Спортивная» на Петроградской стороне он соединен подземным пешеходным тоннелем, проходящим по оси Тучкова моста. Тоннель оборудован траволатором — горизонтальной движущейся дорожкой.
Тучков мост — Видео
Реконструкция Тучкова моста 2016-2018 гг.


- Самый значимый, наиболее ответственный
// Дороги. Инновации в строительстве. — СПб.
: ТехИнформ, 2013. — Октябрь (). — . - Западный Скоростной Диаметр. Новый путь Северной столицы. — СПб.
, 2018. - Формула моста. Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург 50 лет
. — СПб.
: Origami Books, 2018. — 206 с.
СПб ГБУ «Мостотрест» опубликовал утвержденный график разводки мостов в навигационный период 2023 года. По сравнению с графиком прошлого года, время разводки мостов не изменилось.
Главная визитная карточка города – Дворцовый мост – как и прежде будет разводиться первым в 01:10, чтобы туристические корабли успели уйти из акватории Невы до прихода больших судов.
Напоминаем, что, согласно Правилам эксплуатации мостов и набережных в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.11.2006 № 1480, навигационный период для разводки мостов по Неве (в т.ч. Большой Неве) и Малой Неве устанавливается с 10 апреля по 30 ноября, для остальных мостов, перекинутых через Большую Невку, – с 20 апреля по 15 ноября.
С графиком разводки мостов 2023 года можно ознакомиться на портале: https://mostotrest-spb.ru/ – здесь в режиме реального времени публикуется информация о планируемых разводках и о положении крыльев разводного пролета каждого разводного моста. Также информация дублируется в мобильном приложении «Мосты Петербурга» и на официальных страницах «Мостотреста» в социальных сетях.
Все изменения в графике разводки будут публиковаться на портале сразу при получении информации.
Расписание разводки мостов в 2023 году
Фото с разных прогулок, поэтому время суток может немного отличаться )))
Длина Фонтанки 7,6 км, ширина до 70 м, наибольшая глубина до 3,5 м. Фонтанка вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова.
Начну Прачечного моста — №1 Мост где держали должников
Отсюда берет начало река Фонтанка. Название Фонтанки связано с устройством фонтанов Летнего сада, через Фонтанку были переброшены трубы из бассейна Лиговского канала.
С 1730-х годов до середины XVIII века Фонтанка служила южной границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I (выше на фото). Далее ссылки на каждый из ее мостов.
2. Пантелеймоновский мост
Тут у моста и Чижик — пыжик живет. Подробно о нем в посте — Чижик — пыжик где ты был?
Показался следующий мост.
3. Мост Белинского
На набережной между мостом Белинского и Аничковым мостом памятный камень «Блокадной полынье».
Несмотря на то, что в 1760-е годы городской чертой стал Обводный канал, Фонтанка осталась границей парадной застройки Петербурга.
6. Лештуков мост
Человек в честь которого так называется мост — знаменитый Лесток ))) Фаворит императрицы и фигура некогда влиятельная. Помните фильм про гардемаринов? Под ссылкой о мосте подробно, не буду повторяться.
8. Горсткин пешеходный мост
4 трубы видны ))) в народе их зовут перевернутая табуретка или мертвый слоник.
9. Обуховский мост
Это один из старейших мостов в Петербурге
10. Измайловский мост
11. Красноармейский пешеходный мост
12. Египетский мост
13. Английский мост
Вид на Дом — утюг, который может удивить
В низовье реки была небольшая ижорская деревня. На одних старинных картах написано Кальюла, на других — Каллина. В первые годы строительства Петербурга название деревни было переделано на русский лад и её стали именовать Калинкиной. Это название запечатлено во многих топонимах, в том числе в названии Старо-Калинкиного моста.
14. Старо — Калинкин мост
Завершает Фонтанку мост находящийся на территории Адмиралтейского завода. Проход простым туристам туда закрыт, но мост увидеть можно с набережной.
15. Галерный мост
Через реку переброшено 15 мостов. Сделал карту для наглядности )))
Одними из самых старых являются мост Ломоносова (Чернышев) № 5 и Старо-Калинкин мост № 14 — два сохранившихся из семи однотипных подъёмных мостов. Как ни странно, но чем дальше от центра, тем больше через Фонтанку перекинуто мостов ))))
Обзор мостов реки Карповки
Мосты через Кронверкский канал
Посты о других мостах Санкт-Петербурга
Расписание разводки мостов в 2023 году
Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».
В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:
- Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
- Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
- Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
- Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.
Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.
Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.
Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.
Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.
Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.
Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.
Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляет Сампсониевский мост, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.
Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.
Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.
Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.
Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».
Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!
Мосты Санкт-Петербурга
В данном обзоре представлены самые красивые и самые большие мосты Санкт-Петербурга, прилагается карта мостов с названиями, списки разводных и неразводных мостов. Подробная информация о каждом мосте с адресом, фото, видео, отзывами доступна в отдельных статьях, ссылки на которые вы найдете ниже.
Санкт-Петербург — город мостов. Всего в Северной столице насчитывается 342 моста. Среди них автомобильные, пешеходные, железнодорожные, большие и маленькие, широкие и узкие, старые и новые, разводные и обычные. Все они являются неотъемлемой частью городской среды, а многие даже стали визитной карточкой Санкт-Петербурга.
С петербургскими мостами связано много интересных легенд. Так например, бытует поверье, что если оставить монетку одному из грифонов Банковского моста, то вас ожидает успех в финансовых делах. А если заглянуть промеж задних ног одному из коней на Аничковом мосту, то можно увидеть человеческое лицо. К сожалению подобные мифы часто способствуют вандализму — иногда туристы с таким рвением запихивают записки и монетки, трут определенные части барельефов и решеток в надежде повторить путешествие, что разрушают декор.
Некоторые из мостов могут исполнять желания. Проверить этот миф на себе можно на Львином мосту. Мост со львами в Санкт-Петербурге исполнит заветные мечты каждого, кто встанет между двух скульптур и дотронется до львов руками.
Такую же способность приписывают и Семимостью
. Это точка, где пересекаются Крюков канал и канал Грибоедова. Если встать здесь таким образом, что будут видны сразу семь мостов, то можно смело загадывать желание.
Чтобы познакомиться с историей мостов Санкт-Петербурга необязательно покупать путеводитель или заказывать экскурсию. Посетите Музей мостов
в Мучном переулке, где хранятся макеты инженерных сооружений.
Разводка мостов в Санкт-Петербурге
Пожалуй, каждый житель России слышал про знаменитые разводные мосты культурной столицы и многие видели их своими глазами. Красивые разводные мосты Санкт-Петербурга особо привлекательны ночью, когда их освещает яркая иллюминация.
По сути разводка мостов имеет сугубо практические цели и предназначена для прохода судов по рекам. Однако зрелище это настолько завораживающе, что давно превратилось в популярный аттракцион. За несколько минут до разводки на Неве скапливается огромное количество теплоходов и катеров, с их палуб сотни пассажиров наблюдают как раскрываются пролеты.
Конечно, посмотреть на разведение мостов в Санкт-Петербурге можно и с берега, достаточно лишь выбрать удобную позицию и продумать обратную дорогу до дома или отеля.
Откуда посмотреть развод мостов в Санкт-Петербурге, какую экскурсию подобрать, можно ли увидеть разводку днем? Ответы на эти и другие вопросы ищите в обзорной статье Туристера.
Расписание разводки мостов в 2023 году
График разведения мостов в Санкт-Петербурге публикуется на сотнях сайтов, посвященных туризму и достопримечательностям города на Неве. Однако, пользоваться ими не всегда удобно, да и информация может быть устаревшей. Актуальные сведения доступны на официальном сайте
компании СПб ГБУ «Мостотрест».
Лучшие мосты Санкт-Петербурга
130 туристов было здесь
66 туристов было здесь
39 туристов было здесь
48 туристов было здесь
74 туристa были здесь
71 турист был здесь
24 туристa были здесь
25 туристов было здесь
24 туристa были здесь
37 туристов было здесь
Мосты Санкт-Петербурга на карте
Разводные мосты Санкт-Петербурга
Сколько мостов разводят в Санкт-Петербурге? Из 18-ти разводных мостов регулярно разводятся лишь 12. К ним относятся 7 больших мостов через Большую Неву и Неву (Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский), 2 моста через Малую Неву (Биржевой и Тучков) и 3 моста через Большую Невку (Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский). Последние разводятся не по расписанию, а по предварительной заявке.
Отдельного внимания заслуживает Финляндский железнодорожный мост
. По конструкции он напоминает Большеохтинский. Используется исключительно для железнодорожного транспорта: пешеходов на него не пускают, мост носит статус стратегического объекта и тщательно охраняется. График разводки для Финляндского железнодорожного моста устанавливается с началом периода навигации.
Очень редко и только по заявке разводятся мосты через Среднюю Невку — 1-й Елагин мост
и 2-й Елагин мост
, а также Большой Крестовский мост
через Малую Невку.
В списке мостов, которые имеют разводной механизм, но не разводятся, значатся Ушаковский
и Каменноостровский мосты
.
Дворцовый мост
Символ города — разводной двухпролетный Дворцовый мост находится в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. Название Дворцовый мост получил из-за близости одноименной набережной и Зимнего дворца
. Разводка Дворцового моста собирает массу зрителей, преимущественно туристов.
Мост через Большую Неву имеет пять пролетов и очень сложную конструкцию. Развод осуществляется дважды в сутки с помощью гидравлической системы. Наблюдать за зрелищем можно прямо с набережных или с плавсредств.
Подробное описание и фото Дворцового моста
Биржевой мост
Биржевой мост соединяет Васильевский и Петроградский острова. Переправа через Малую Неву тянется от стрелки Васильевского острова до Мытнинской набережной. Сегодня в Санкт-Петербурге осталось немного разводных мостов с электромеханическим приводом, Биржевой — один из них.
Разводится Биржевой мост один раз в сутки. Вечером горожане и гости культурной столицы могут наслаждаться ночной подсветкой, а днем главным украшением моста являются чугунные решетки с изображением Нептуна.
Подробное описание и фото Биржевого моста
Тучков мост
Примерно в километре от Биржевого моста Малую Неву пересекает Тучков мост, ведущий от причалов набережной Макарова к дворцу спорта «Юбилейный». Название конструкция получила от имени купца Авраама Тучкова, который финансировал строительство.
Быки Тучкова моста выполнены в виде старинных башен XVIII века. Это придает сооружению мощь и помогает ему вписаться в архитектурный облик города. Каждую ночь центральные пролеты Тучкова моста разводятся для прохода судов.
Подробное описание и фото Тучкова моста
Благовещенский мост
Благовещенский мост пересекает Неву от Английской набережной Центрального района до Университетской набережной Васильевского острова, где установлены знаменитые сфинксы, привезенные в Северную столицу в 1830-х годах. Мост располагается в месте водораздела Большой Невы и Финского залива, с него открываются виды на гавань и Академию художеств
. Из декора особый интерес представляют чугунные перила со сказочными животными, изготовленные по рисунку архитектора Александра Брюллова.
Из восьми пролетов Благовещенского моста разводится только центральный, состоящий из двух крыльев. Персонал, отвечающий за разводку, находится в специальных будках, построенных прямо на мосту.
Подробное описание и фото Благовещенского моста
Троицкий мост
Троицкий мост соединяет Марсово поле
с Троицкой площадью Петроградской стороны. По нему удобно добираться до Петропавловской крепости
и Музея артиллерии
. В отличие от Дворцового и Благовещенского на Троицком мосту разводится не центральная часть, а боковой пролет со стороны Центрального района. Поэтому точку для обзора следует искать на Дворцовой набережной
.
Троицкий мост неизменно участвует в массовых праздниках. В День Города на нем перекрывают движение, чтобы народ смог полюбоваться салютом с Петропавловской крепости. Разводной пролет Троицкого моста считается одним из символов праздника «Алые Паруса»
.
Подробное описание и фото Троицкого моста
Литейный мост
Литейный мост между Центральной и Выборгской сторонами пересекает Неву в самой глубокой ее точке. Глубина реки в этом месте достигает 24 метров. В 1851 году на левом берегу Невы находился Литейный двор, от которого мост взял свое название.
Ценители искусства оценят чугунную решетку Литейного моста, выполненную по проекту архитектора Карла Рахау и включенную в список памятников архитектуры. Каждую секцию украшает герб Санкт-Петербурга с русалками и растительными орнаментами.
Подробное описание и фото Литейного моста
Сампсониевский мост
Через Большую Невку, между Пироговской и Петроградской набережными, протянулся разводной Сампсониевский мост. За разведением двукрылого пролета можно понаблюдать не часто. Дело в том, что Сампсониевский мост не имеет установленного графика разводки, для прохода судов владельцы подают заявку за двое суток.
Сампсониевский мост находится в шаговой доступности от крейсера «Аврора»
. С него можно посмотреть на легендарное судно с нового ракурса. Часто туристы приходят на мост чтобы сделать панорамные фотографии.
Подробное описание и фото Сампсониевского моста
Гренадерский мост
Располагается мост по оси Гренадерской улицы и связывает Выборгский район с Петроградской стороной. Разводится Гренадерский мост путем поднятия однокрылого пролета. Процесс проходит в три этапа с небольшими паузами.
Конструкция имеет три пролета, быки в виде башен придают ей сходство с Тучковым мостом. С Гренадерского моста открываются виды на Ботанический сад
, Аптекарскую, Выборгскую, Пироговскую и Петроградскую набережные.
Подробное описание и фото Гренадерского моста
Кантемировский мост
По сравнению с другими мостами Санкт-Петербурга Кантемировский мост самый молодой — построили его в 1979–1982-х годах. Мост является продолжением Кантемировской улицы и ведет из Выборгского района в Петроградский, продолжаясь проспектом Медиков.
Особенно красиво Кантемировский мост выглядит в темное время суток, когда включается подсветка арок и фонари. Иллюминация состоит из 360 светильников и дополнительных прожекторов.
Подробное описание и фото Кантемировского моста
Большеохтинский мост
Один их самых красивых разводных мостов Санкт-Петербурга соединяет центр города с Красногвардейским районом. Иногда можно услышать его исконное название — Мост Петра Великого. Эта надпись даже есть на самом мосту, ее восстановили в ходе реконструкции в 1990-х годах.
Впечатляющий вид Большеохтинскому мосту придают клепанные металлические конструкции и башни в виде маяков. Между ними находится разводная часть моста, состоящая из двух крыльев. Для подсветки сооружения используется 1300 светильников.
Подробное описание и фото Большеохтинского моста
Мост Александра Невского
Мост Александра Невского пересекает Неву между Синопской набережной и Малоохтинским проспектом. В Красногвардейском районе он продолжается Заневским проспектом, а в Центральном выходит к площади Александра Невского
.
Мост Александра Невского был возведен в 60-х годах XX века и до открытия Большого Обуховского был самым длинным мостом в городе. Несмотря на внушительные масштабы сооружение хорошо гармонирует с жилой застройкой. В 2014 году мост оснастили художественной иллюминацией.
Подробное описание и фото Моста Александра Невского
Володарский мост
Володарский мост через Неву позволяет быстро попасть из Невского во Фрунзенский район. Функционирует он с 1936 года и неоднократно подвергался ремонту. Изначально Володарский мост был схож с Большеохтинским — над пролетами возвышались металлические арки. Их убрали в ходе одной из реконструкций.
Архитектура Володарского моста проста и лаконична. У центрального разводного пролета речные быки стилизованы под башни. На мосту установлены фонари, придающие нарядный вид.
Подробное описание и фото Володарского моста
Самые красивые мосты Санкт-Петербурга
Ниже перечислены неразводные мосты Санкт-Петербурга, заслужившие звание самых красивых благодаря нестандартным архитектурным решениям, затейливому декору и скульптурам. Практически все они находятся на популярных туристических маршрутах и включены в программы пеших и водных экскурсий по городу на Неве.
Аничков мост
Аничков мост со знаменитыми конными скульптурами П. К. Клодта находится в самом сердце Санкт-Петербурга — на пересечении Невского проспекта и реки Фонтанки. Впервые мост здесь появился в 1716 году. Поначалу это была деревянная конструкция. Позднее ее заменили на каменный мост с башнями, а в 1841-м году Аничков мост перестроили по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. Х. Редера. Впоследствии сооружение несколько раз ремонтировали, но существенных изменений уже не вносили.
Сегодня Аничков мост с группой скульптур «Укрощение коня человеком» входит в список must see достопримечательностей Северной столицы. С изваяниями связано много интересных историй и городских легенд, которые можно услышать на экскурсиях или прочитать в путеводителях.
Подробное описание и фото Аничкова моста
Пантелеймоновский мост
Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку соединяет острова Безымянный и Летний Сад. Построенный в 1824 году, висячий мост с чугунными порталами и цепями, разделяющими проезжую часть на две полосы назывался Цепным. В 1906-м Цепной мост заменили на временный деревянный, а затем на однопролетный металлический.
Пантелеймоновский мост привлекает внимание богатым декором: позолоченными фризами, карнизами, торшерами. Особенно интересны перила, украшенные щитами, пиками и секирами. Свое новое название мост получил от Пантелеймоновской церкви на улице Пестеля.
Подробное описание и фото Пантелеймоновского моста
1-й Инженерный мост
1-й Инженерный мост через реку Мойку составляет единый ансамбль с Пантелеймоновским мостом. Находится он между Михайловским замком
и Летним садом
. Стальная конструкция появилась в 1825 году, до этого мост был деревянным. В декоре моста прослеживаются те же мотивы, что на решетках ближайших достопримечательностей — головы Медузы-горгоны, мечи, щиты.
В 1994 году рядом с Первым Инженерным мостом установили Памятник Чижику-Пыжику
. Сегодня это очень популярное место у туристов. Круглый год тут можно увидеть людей, перегнувшихся через перила и швыряющих монетки в маленькую птичку.
Подробное описание и фото Первого Инженерного моста
Банковский мост
В отличие от предыдущих мостов Банковский предназначен исключительно для пешеходов. Сооружение связывает Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова. Если выйти с моста на четную сторону набережной, то перед вами предстанет великолепное здание архитектора Джакомо Кваренги — бывший Государственный ассигнационный банк, давший название мосту.
Входы на Банковский мост охраняют позолоченные грифоны. Крылатые львы установлены на пьедесталах, а в их головы встроены полукруглые светильники. Из пасти грифонов выходят две массивные цепи.
Подробное описание и фото Банковского моста
Львиный мост
Еще один пешеходный мост со львами пересекает канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяя Львиный переулок и Малую Подьяческую улицу. Балочный мост с пилонами и цепями открылся в 1826 году. До 1912-го его звали Мариинским, но позднее название Львиный прочно вошло в обиход и стало официальным.
Главным украшением моста являются скульптуры четырех львов, выполненные скульптором П. П. Соколовым. Освещается Львиный мост с помощью двух фонарей в центре сооружения.
Подробное описание и фото Львиного моста
Египетский мост
Египетский мост через Фонтанку, соединяет Покровский и Безымянный острова Санкт-Петербурга. В начале XIX века в России сильно увлекались культурой Древнего Египта, что ярко отразилось в декоре моста. Чугунные обелиски с фонарями, скульптуры сфинксов, позолоченные розетки придают сооружению необычный и загадочный вид.
До 1905 года Египетский мост был цепным. После катастрофы 20 января, когда мост не выдержал нагрузки и обрушился, его конструкцию поменяли на балочную, деревянную проезжую часть заменили на железобетонные плиты.
Подробное описание и фото Египетского моста
Поцелуев мост
Поцелуев мост через Мойку окутан мифами и легендами, связанными с его названием. Кто-то верит, что в давние времена мост служил местом прощания с близкими, кто-то придерживается версии, что Поцелуев мост часто посещали влюбленные пары, скрывающие от окружающих свои чувства. Официальная версия менее романтична. Она гласит, что Поцелуевым мост назвали в честь купца Н. В. Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» у реки.
Поцелуев мост представляет собой однопролетную арку. С 1816 года он практически не изменил свой облик. Устои украшены гранитными обелисками, рисунок на перилах аналогичен ограде реки Мойки.
Подробное описание и фото Поцелуева моста
Мост Ломоносова
Мост Ломоносова пересекает реку Фонтанку и соединяет улицу Ломоносова с одноименной площадью. После возведения в 1788 году мост назывался Екатерининским, в честь знаменитой императрицы. После получил имя графа Чернышева, а в 1948-м ему дали современное название.
Архитектурный облик моста Ломоносова выделяет его среди всех мостов Санкт-Петербурга. Красоту и непосредственность сооружению придают квадратные башни-беседки со сферическими куполами и гранитные обелиски с фигурками морских коньков.
Подробное описание и фото Моста Ломоносова
Эрмитажный мост
Старейший каменный мост Санкт-Петербурга, проложенный через Зимнюю канавку, давно стал символом города. Его узнаваемая арка встречается на тысячах фотографий. Ежедневно сотни туристов проходят по Дворцовой набережной через Эрмитажный мост, направляясь от Эрмитажа
к Марсовому полю и Летнему саду.
Иногда можно услышать второе название Эрмитажного моста — «Мостик Лизы». Оно возникло из сюжета оперы «Пиковая дама», поставленной по одноименной повести А. С. Пушкина. В либретто рассказывается как Лиза бросилась с Эрмитажного моста в Зимнюю канавку, после помешательства Германа.
Подробное описание и фото Эрмитажного моста
Иоанновский мост
Иоанновский мост ведет от Кронверкской набережной со стороны Каменноостровского проспекта к Иоанновским воротам Петропавловской крепости. Этот старейший мост был построен в 1703 году и является ровесником Санкт-Петербурга. Конечно, за годы он существенно изменился и превратился из наплавного деревянного в стальной.
Большая часть Иоанновского моста покрыта деревянным настилом. Ближе к воротам крепости деревянная проезжая часть сменяется на брусчатку, а тротуары на камень. На решетках моста и фонарях изображены фигуры двуглавых орлов.
Подробное описание и фото Иоанновского моста
Большой Обуховский (Вантовый) мост
Большой Обуховский считается самым большим неразводным мостом через Неву. Находится он на границе Невского и Всеволожского районов и за особенности конструкции получил второе неофициальное название Вантовый. Открытие моста проходило в два этапа: в 2004 и 2007 годах. Полноценное движение стартовало в январе 2008-го.
Большой Обуховский мост полностью автомобильный, движение пешеходов по нему запрещено. Насладиться видами можно с берегов или с воды, если арендовать катер или лодку. Особенно шикарно Вантовый мост выглядит ночью, когда включается подсветка пилонов и вантов.
Подробное описание и фото Большого Обуховского моста
Синий мост
Ширина Синего моста составляет 97,3 метра, что делает его самым широким мостом в Санкт-Петербурге. Мост проложен над рекой Мойкой, по нему можно пройти от Исаакиевской площади
к Вознесенскому проспекту и переулку Антоненко. Название сохранилось от первого деревянного моста, выкрашенного в синий цвет.
На Синем мосту установлен гранитный столбик, увенчанный трезубцем. Эта композиция появилась в 1971 году. Автор «Шкалы Нептуна» — архитектор В. А. Петров. На ней сделаны отметки уровня воды во время самых крупных наводнений города.
Подробное описание и фото Синего моста
Яхтенный мост
Самый длинный и самый высокий пешеходный мост Санкт-Петербурга позволяет быстро попасть с Крестовского острова в Приморский район. Сама конструкция не может похвастаться изысканным декором, но виды с Яхтенного моста с лихвой компенсируют этот недостаток.
Чугунные перила Троемостья оформлены в стиле позднего классицизма. В декоре использована маска Медузы Горгоны, щиты, растительные мотивы. Интересны и фонари с покрытыми позолотой мелкими деталями и круглыми светильниками.
Подробное описание и фото Тройного моста
Экскурсии по мостам Санкт-Петербурга на теплоходе
Экскурсии по мостам Санкт-Петербурга — одно из самых популярных развлечений у туристов. Как правило, в дневную программу входят прогулки на небольших теплоходах по рекам и каналам Северной столицы. По маршруту пассажиров сопровождает гид, рассказывающий об истории города и достопримечательностях, которые можно увидеть с палубы.
Такие туры позволяют за час-полтора познакомиться с красивыми мостами Мойки и Фонтанки, сделать фотографии с необычного ракурса. Есть туры и на просмотр мостов с крыш, прогулки к Семимостью.
Ночные мосты Санкт-Петербурга
Экскурсия «Ночные мосты Санкт-Петербурга» подразумевает водную прогулку по Неве, приуроченную к разводу знаменитых мостов. Городские турбюро предлагают сотни программ: кроме любования разведенными мостами, туры могут включать прогулку по рекам Малая Нева и Большая Невка, осмотр дворцов, музеев и памятников, расположенных вдоль маршрута, дискотеку, праздничный ужин или фуршет с музыкальным сопровождением и пр.
По ссылке ниже вы найдете несколько вариантов экскурсии по мостам Санкт-Петербурга, сможете связаться с гидом для уточнения нюансов и заказать тур.
Мосты Санкт-Петербурга на карте:
Мост Бетанку́ра
— неразводной вантовый мост в Санкт-Петербурге
через Малую Неву
и реку Ждановку
, проходящий между островами Декабристов
Василеостровского района
и Петроградским
Петроградского района
через Петровский
(со съездом) и Серный острова
. Мост является одним из объектов транспортного обхода центра
и обеспечивает практически бес светофорное
движение от аэропорта Пулково
до Газпром Арены
. Проект построить мост через остров Серный был заложен в Генплан развития Петербурга ещё в конце 1980-х. Документацию неоднократно корректировали — прямую трассу моста заменили S-образной, чтобы не заходить на территорию военного судостроительного завода «Алмаз», который в итоге закрыли до начала возведения переправы.
Движение по мосту было открыто 13 мая 2018 года, к этому моменту работы на объекте не были завершены. Официальное разрешение Госстройнадзора на ввод переправы в эксплуатацию подрядчик получил только 26 марта 2019 года.
Мост получил несколько наград за инновационный проект и внедрение современных технологий строительства. Критики отмечают несоответствие трассы нормативам безопасности для городских улиц, крайне острые повороты на съездных развязках. Шестиполосная проезжая часть моста упирается в трёх-четырёх полосные городские улицы, создаётся эффект «бутылочного горлышка».


- длина — 923 м;
- ширина — 37 метров;
- автомобильных полос — 6;
- высота — 44 м
- подмостовой судоходный габарит — 100 х 16 м
- число вант
— 48; - длина вант — от 31,7 м до 99,3 м [6]
.
