ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

Результатом строительства Транссибирской магистрали стала возникшая к 1905 году возможность впервые в истории Евразии следовать поездом без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана
(из Западной Европы) до берегов Тихого океана
(до Владивостока). Транссиб соединяет Европейскую часть
, Урал
, Сибирь
и Дальний Восток России
, российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу
, с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию
.



ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Различные планы строительства Сибирской железной дороги (красным) и окончательный вариант (чёрным).
  • северного
     — от Перми
    через Нижний Тагил
    и Екатеринбург
    до Тюмени
    , с ответвлением на Ирбит
    (проект В. К. Рашета
    , В. А. Кокорева
    и др.);
  • среднего
     — от Перми через Кунгур
    , Екатеринбург, Шадринск
    до Белозерской слободы
    на реке Тобол
    (проект И. И. Любимова
    );
  • южного
     — от Сарапульского уезда
    (там в селе Дебёсы
    соединялись петербургский и московский подходы к Сибирскому тракту
    ) через Екатеринбург на Тюмень (проект Е. В. Богдановича
    ).

Произведённые в 1872—1874 годах изыскания выделили также три направления: 1) развитие проекта В. К. Рашета
 — Кинешма
, Вятка
, Пермь, Екатеринбург, Тюмень; 2) развитие проекта Е. В. Богдановича
 — Нижний Новгород
, Казань
, Красноуфимск
, Екатеринбург, Тюмень; 3) новое направление — Алатырь
, Уфа
, Челябинск
.

  • Тюмень
    , Ялуторовск
    , Тюкалинск
    , Каинск
    , Мариинск
    , Ачинск
    , Красноярск
    , Канск
    , Нижнеудинск
    (2474 версты) — самый короткий путь, в то же время потребовал бы дополнительного сооружения дороги от Нижнего Новгорода до Перми длиной 1000 вёрст;
  • Оренбург
    , Орск
    , Атбасар
    , Акмолинск
    , Павлодар
    , Бийск
    , Минусинск
    , Нижнеудинск (проект Н. В. Копытова
    1889 года, 3400 вёрст) — самый неудачный, потому что имеет как наибольшую протяжённость трассы, так и максимальное расстояние от Москвы до Нижнеудинска (4820 вёрст);
  • Миасс
    , Челябинск, Курган
    , Петропавловск
    , Омск
    и далее на восток до Нижнеудинска (проект К. Н. Посьета
    , 2683 версты) — наиболее предпочтительный, так как идёт по наиболее населённой и плодородной местности Сибири, а расстояние от Москвы до Нижнеудинска всего на 209 вёрст длиннее, чем в тюменском варианте.

Император Александр III 10
   декабря
1892 года утвердил журнал Особого совещания по постройке Сибирской железной дороги, закрепивший решение о постройке всей дороги за казённый счёт.


ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Карта железных дорог России 1896 года с обозначением маршрута Великой Сибирской железной дороги

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября
( 3 ноября
1901 года
, после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги
(КВЖД). Регулярное железнодорожное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом
и тихоокеанскими портами Владивостоком
и Порт-Артуром
было установлено 1
   июля
  1903 года
, хотя через Байкал
приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком
появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге
18 сентября
( 1 октября
) 1904 года
, а спустя год, 16
   октября
1905 года
Кругобайкальская дорога
, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию, и поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана
до берегов Тихого океана
.


Хронология строительства ж/д Транссиба до 1891 года

В таблице ниже представлена хронология строительства и открытия участников Транссиба до Челябинска включительно:


Уссурийская дорога (1891—1897)

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем
во Владивостоке


Западно-Сибирская дорога (1892—1896)


Средне-Сибирская дорога (1893—1899)

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году


Забайкальская дорога (1895—1900)


Китайско-Восточная дорога (1897—1904)

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Карта следования скорых поездов от Москвы до порта Дальний (1903 год)


Кругобайкальская дорога (1899—1905)


Амурская дорога (1906—1916)

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Фредерик де Ханен
, Транссибирская магистраль
, около 1913 года.

Работы на участке возобновились после поражения России в Русско-японской войне
. Зимой 1906/7 г. изыскания вновь возобновились, работу вели уже 10 изыскательских партий с привлечением солдат восточно-сибирских полков. В результате технико-экономического анализа был выбран маршрут Куэнга
Ерофей Павлович
—Керак—Улагачи—Суражевка—Каменка—Хабаровск. Трассу разделили на три строительных участка: западный (636 км), средний (675 км) и восточный (497 км). Строительство началось в 1907 году. Западный участок строился под руководством Е. Ю. Подруцкого и был запущен в 1913 г. Сложный рельеф и другие трудности вызвали перерасход средств около 1 млн руб. Средний участок (руководитель В. В. Трегубов) начал действовать в 1914 году. Окончание строительства восточного участка до Хабаровска (руководители М. С. Наровницкий, А. В. Ливеровский) замедлила Первая мировая война, один из пароходов с металлоконструкциями моста через Амур был затоплен в Индийском океане.



Строительство второго пути

Пуск в эксплуатацию первых участков Транссиба показал, что объёмы перевозок окажутся, как минимум, в три раза больше ожидаемых, и простой реконструкцией эту проблему не решить. Расчёты показали, что сооружение второго полотна оправдано даже в случае значительного увеличения капиталовложений, и достройка второго пути предусматривалась заранее. Многие тоннели изначально делались двухпутными, несмотря на то, что прокладывалась только одна колея. Переустройство дороги на двухпутную шло одновременно с её коренной реконструкцией, усовершенствовавшей ряд сложных участков и было доведено к 1916 году от Омска до станции Карымская в Забайкалье, после чего началась укладка вторых путей на Уссурийской дороге, которая была прервана событиями 1917 года. В период 1935—1941 год реконструированы в двухпутный участок Челябинск-Омск, Амурская и Уссурийская железные дороги.


История электрификации главного хода


Линия Омск — Тюмень


Линия Казань — Екатеринбург


Транссибирский контейнерный сервис

В послевоенное время Транссибирская магистраль, помимо внутригосударственного значения, стала представлять интерес и как кратчайшая транзитная магистраль Европа
 — Япония
. Этот путь имеет протяжённость 13 тыс. км против 20 тыс. км при перевозках морским путём через Суэцкий канал
. Наибольший интерес он представлял для Японии, промышленность которой достигла высокого уровня развития и требовала рынки сбыта своей продукции: точных станков, оборудования, бытовой электроники. Первые небольшие партии 20-футовых контейнеров
через Транссибирскую магистраль были отправлены в 1965 году из Японии во Францию
и показал свою эффективность, несмотря на отсутствие специализированных комплексов для обработки контейнеров.

В сентябре 1970 года в Москве прошли переговоры с участием Государственных дорог Японии, Министерством морского флота
, Министерством путей сообщения
и Министерством внешней торговли СССР
, на которых были решены вопросы организации регулярных транзитных перевозок. 30 марта 1971 года
из порта Осака
вышло советское судно «Кавалерово» имеющее на борту 8 транзитных контейнеров, эта дата стала считаться днём создания Транссибирского контейнерного сервиса (ТСКС)
.

Позднее к перевозкам по ТСКС подключились и другие страны Юго-Восточной Азии
. На Дальнем Востоке
, в районе мыса Астафьева
(1973 г.) и порта Восточный
(1976 г.), были построены контейнерные терминалы
, железнодорожный парк пополнился специализированными платформами
для перевозки контейнеров. С 1976 года общей объём перевозок превысил 100 тысяч контейнеров в год и ТСКС вступил в конкуренцию с мировыми судоходными и экспедиторскими компаниями, от этого перевозки стабилизировались на уровне от 100 до 150 тыс. в год.

Транссибирский контейнерный сервис предоставлял три основных маршрута:

  • «Трансрейл»
     — контейнеры через Транссибирскую магистраль переправляются в европейские страны по железной дороге.
  • «Трансси»
     — контейнеры перегружаются в Балтийском порту на суда контейнеровозы
    и оттуда доставляются в пункт назначения.
  • «Транс-Эйр»
     — авиационный «сибирский мост», при котором контейнеры доставляются транспортным самолётом Ил-76
    , способным перевозить три 20-футовых контейнера, из Владивостокского аэропорта
    в аэропорт Люксембурга
    , минуя железную дорогу.


В 1966 году был построен «южный обход» Екатеринбурга
— двухпутная электрифицированная линия для транзита грузовых поездов
. Линия проходит от ст. Новоалексеевка
(линия Пермь
Кунгур
Екатеринбург
) через ст. Решёты
(линия Казань
 — Дружинино
 — Екатеринбург
) до ст. Косулино (линия Екатеринбург — Тюмень) через ст. Арамиль (линия Екатеринбург — Шадринск — Курган). На протяжении обхода существует единственная станция Седельниково. В настоящее время движение пассажирских электропоездов до неё не осуществляется. На линии почти всегда присутствует очередь из грузовых поездов. Также внутри города Екатеринбурга есть северный обход — однопутная линия, проходящая по востоку и северо-востоку города. Частью этого обхода является линия Екатеринбург — Устье Аха (историческая дорога в Ирбит).

ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
Транссиб в Тюменской области


Линиями Западно-Сибирской железной дороги
от Омска
и Татарска
(через Карасук
и Кулунду
) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном
. Из Новосибирска на юг через станции Барнаул
и Рубцовск
в Среднюю Азию
ведёт Турксиб
. В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская магистраль
.


Ниже приводится северный маршрут Транссиба, действующий с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва
/ Москва-Пассажирская-Ярославская

Ярославль
/ Ярославль-Главный

Данилов

Буй

Шарья

Киров/Киров-Пасс.

Балезино

Верещагино

Пермь
/ Пермь II

Кунгур

Первоуральск

Екатеринбург
/ Екатеринбург-Пассажирский

Тюмень

Называевск
/ Называевская

Омск
/ Омск-Пассажирский

Барабинск

Новосибирск
/ Новосибирск-Главный

Юрга
/ Юрга I

Тайга

Анжеро-Судженск
/ Анжерская

Мариинск

Боготол

Ачинск
/ Ачинск I

Красноярск
/ Красноярск-Пассажирский

Канск
/ Канск-Енисейский

Иланский
/ Иланская

Тайшет

Нижнеудинск

Зима

Иркутск
/ Иркутск-Пассажирский

Слюдянка
/ Слюдянка I

Улан-Удэ

Петровск-Забайкальский
/ Петровский Завод

Чита
/ Чита II

Карымское
/ Карымская

Чернышевск
/ Чернышевск-Забайкальский

Могоча

Сковородино

Белогорск

Архара

Биробиджан
/ Биробиджан I

Хабаровск
/ Хабаровск I

Вяземский
/ Вяземская

Лесозаводск
/ Ружино

Уссурийск

Владивосток

Упоминания в культуре

  • Поэма Твардовского
    « За далью — даль
    » посвящена путешествию по Транссибу.
  • Башкирский писатель Мажит Гафури
    путь в литературе начал с книги « Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт
    » (баш. « Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
  • В 1996 году была создана музыкальная группа Trans-Siberian Orchestra
    , названная в честь магистрали.
  • Александр Розенбаум
    в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
  • В девятом студийном альбоме группы U. D. O.
    была записана песня Trainride in Russia

    , вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеяны личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России: «Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».
  • « Алеф
    » — роман 2011 года писателя Пауло Коэльо
    . Литератор принимает решение отправиться в долгий путь через всю Европу и Россию по Транссибирской магистрали на поиски своего счастья. Все говорят, что Коэльо движется по Транссибу из Москвы во Владивосток, но для бразильского писателя это Транссибирская магистраль проходит через него.


  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку
    есть более удалённые от Москвы
    станции Мыс Астафьева
    и Восточный порт
    .
  • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков
     — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа [66]

    , однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев
     — Владивосток, расстояние 10 259, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин
    .
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 002Щ/001М «Россия»
    [67]

    , сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 019Ч/020Ч «Восток»
    [68]

    Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд «Россия».
  • На Ярославском вокзале
    Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).
  • В 1970-х — 1980-х годах по Транссибу планировалось запустить беспересадочный вагон Москва
     — Ханой
    , который стал бы длиннейшим в мировой истории (длина маршрута — 11 967), однако он совершил только несколько рейсов [69]

    .
  • Единственный в мире вокзал из мрамора ( Слюдянка-1
    ) расположен на Транссибе [70]

    .
  • Почтовый блок «100 лет Транссибирской магистрали»[71]

  • Километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой на Ярославском вокзале Москвы

    Километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой на Ярославском вокзале
    Москвы

  • Километровый железнодорожный столб с отметкой 9288 на железнодорожном вокзале Владивостока

    Километровый железнодорожный столб с отметкой 9288 на железнодорожном вокзале
    Владивостока


  • Великая сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия
     : в 16 т.
     / под ред. Е. М. Жукова
    . — М.
     : Советская энциклопедия
    , 1963. — Т. 3 : Вашингтон — Вячко. — Стб. 133.
  • История железнодорожного транспорта России / Под общ. ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина. — СПб.
    , 1994. — Т. I: 1836-1917 гг. — С. 145—180. — 336 с. —  — ISBN 5-85952-005-0
    .
  • Путеводитель по Великой Сибирской желѣзной дорогѣ
    . Изданіе Министерства путей сообщенія
    (с 2 фототипіями
    , 360 фототипогравюрами, 4 картами Сибири, 3 планами городовѣ) / Под ред. Дмитріев-Мамонов А. И.
    и Здзярского А. Ф. — СПб.
    : Товарищество художественной печати, 1900. — VI, 600 с.
  • Сибирь под влиянием рельсового пути. С приложением карты Сибирской железной дороги
    . — СПб.
    : Издание редакции периодических изданий Министерства финансов, 1902. — 221 с.
  • Департамент торговли и мануфактур министерства финансов.
    Сибирь и Великая Сибирская железная дорога с приложением карты Сибири
    . — СПб.
    : Типография Киршбаума, 1893. — 309 с.
  • Сибирь и трансазиатский железный путь
    . — СПб.
    , 1891. — 37 с.
  • С. В. Саблер
    . Сибирская железная дорога в её прошлом и настоящем
     : Ист. очерк / Сост. С. В. Саблером и И. В. Сосновским; Под гл. ред. статс-секр. А. Н. Куломзина
    . — СПб.
    : Гос. тип., 1903.
  • Г. П. Аветисов
    .

    Морозов Николай Васильевич (1862–1925)
    // Имена на карте Российской Арктики (Биографические данные около 200 отечественных и зарубежных исследователей)
    . — СПб.
    : Наука
    , 2003. — 341 с. —  — ISBN 5-02-025003-1
    .

    Архивировано
    25 декабря 2012 года.
  • . ez.chita.ru
    . Проект « Энциклопедия Забайкалья
    ». Дата обращения: 19 января 2019.
    Архивировано
    24 сентября 2018 года.

  • Сквозь тайгу. Последний проект империи (Сергей Сигачёв)
  • Steven G. Marks, Road to Power: The Trans-Siberian Railroad and the Colonization of Asian Russia, 1850—1917. London, I. B. Tauris, 1991.

    • Транссибирская магистраль — Веб-энциклопедия
    • Транссибирская магистраль до 1917 г. Библиографический указатель / Составитель С. К. Канн
    • Распутин В. Транссиб (из книги «Сибирь, Сибирь…»)
    • Транссибирская магистраль в Живом Журнале
    • Волынец Алексей
      «Проект первостепенной важности: Как китайская угроза поспособствовала строительству Транссиба»
    • Транссибирская магистраль на Сайте-музее «Байкальская переправа»
    • «Вестник Сибирской железной дороги» в путеводителе РНБ «Газеты в сети и вне её»

    Текущая версия страницы пока не проверялась
    опытными участниками и может значительно отличаться от версии
    , проверенной 29 марта 2021 года; проверки требуют 13 правок
    .

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Транссибирская железнодорожная магистраль
    ( сокр.
    Транссиб
    ), Великий Сибирский путь
    ( дореф.

    Великій Сибирскій путь
    ) — двухпутная электрифицированная железнодорожная линия через Евразию
    , соединяющая европейскую часть России
    с Сибирью
    и Дальним Востоком
    . Длина магистрали составляет 9288,2 км, что делает её самой протяжённой на планете.

    В настоящем списке в порядке удаления от Москвы представлены все действующие и закрытые остановочные, обгонные пункты, разъезды, путевые посты, блок-посты, станции, находящиеся на Транссибирской магистрали, их кодовое обозначение в Единой сетевой разметке и Автоматизированной системе управления «Экспресс-3», расстояние, год открытия, местонахождение на карте, сведения о возможности пересадки на другие виды общественного транспорта, текущее расписание поездов, видеоматериалы, общие сведения о станциях и населённых пунктах.


    Транссибирская магистраль пролегает по территории двух континентов: Европы (1777 км, 19,1 % пути) и Азии (7512 км, 80,9 % пути), находясь полностью на территории Российской Федерации. В административно территориальном плане проходит по территории 20 субъектов: 12 областей (Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Кировской, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Амурской), 2 республик (Удмуртской, Бурятия), 5 краёв (Пермского, Красноярского, Забайкальского, Хабаровского, Приморского), Еврейской автономной области.

    По состоянию на 2012 год на Транссибирской магистрали находится 1852 остановочных пункта, в том числе 1580 — действующие. Перейти к разделу «#3»



    Настоящий список представляет собой непрерывное перечисление в порядке удаления от Москвы всех остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали. Список имеет стандартный цветовой оттенок, некоторые позиции отмечены специальной цветовой окраской:

    Границы субъектов РФ, часовых поясов, железных дорог, реки указаны в горизонтальных вставках между соответствующими остановочными пунктами. Список разделен на 10 столбцов.

    Остановочный пункт
     — указывается наименование остановочного пункта, его тип. При отсутствии указания типа остановочного пункта следует считать его станцией. При выделении наименования жирным курсивом остановочный пункт считается узловым. Принятые сокращения:


    Основные остановочные пункты главного хода Транссибирской магистрали


    • Архангельский А. С., Архангельский В. А.
      Железнодорожные станции СССР. Справочник. —
      М.
      :

    • Транспорт
      , 1981. — Т. 1, 2. —
    • Крыштановский В. А., Русакович А. А.
      Транссиб. Практический путеводитель. — М.
      : Издатель Крыштановский В. А., 2010. — 238 с. — ISBN 978-5-904138-04-2
      .

    • Притворов А. П., Бушнев А. Н.
      Атлас железных и автомобильных дорог России, стран СНГ и Балтии. —
      М.
      :
      АСТ
      , 2003. — 271 с. —
      ISBN 5-17-018763-7
      .
    • Юдин А. В.
      Транссибирская магистраль. Путеводитель. — М.
      : ООО «Красивая страна», 2007. — 715 с.

    Время на прочтение

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

    Прогресс человечества невозможен без надежных транспортных путей. Чем их больше, тем больше возможно установить торговых, административных и других связей между удаленными регионами. Дороги — это один из факторов, превращающих некий географический регион в государство. Важность дорог понимали еще в Древнем Риме. Понимали это и в царской России, когда появился проект Великого Сибирского Пути (историческое название) или Транссибирской железнодорожной магистрали.

    Транссибом называют сейчас всю железную дорогу, которая соединяет Москву с крупными дальневосточными и восточносибирскими городами. Исторически же Транссибирской магистралью называли участок от Миасса до Владивостока. Длина всей магистрали составляет 9288,2 км, а этого историческоо участка — 7000 км. Строительство железной дороги началось
    в 1891 году, а закончилось в 1916 году.

    Строительство Транссиба

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Официальная дата начала строительства — 19 мая 1891 года. Именно в этот день на полотно дороги отвез тачку земли цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). На проект изначально отвели бюджет в 350 миллионов рублей золотом (по тем временам это огромнейшая сумма). Согласно информации, приведенной уже в советской энциклопедии, на проект в итоге было израсходовано значительно больше средств, чем планировалось: 1,5 млрд рублей золотом.

    Строительство Транссиба обсуждалось в Российской империи несколько лет. Дело в том, что власть понимала факт оторванности громадных регионов Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока от центральных регионов, европейской части Российской Империи. Добраться на Дальний восток до появления Транссиба было сложной задачей. Поэтому в 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири официально подал запрос о создании железной дороги, которая бы связывала окраины империи с ее центром.

    К решению вопроса, как уже говорилось выше, правительство приступило только в 1880-х. К проекту привлекли несколько видных ученых, которые занялись планированием дальнейшей работы. Почти 20 лет продолжались изыскания и создавались проекты различных участков дороги. В 1881 году комитет министров, после рассмотрения докладов инженерной комиссии принял решение начать работу сразу с двух сторон — от Челябинска и Владивостока.

    Строительство Транссиба проводилось в очень сложных природно-климатических условиях. Прокладывалась трасса по практически безлюдной местности, по большей части — в тайге. Работникам приходилось прокладывать путь через реки, озера, болота и участки с вечной мерзлотой.

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    В строительстве участвовали десятки тысяч человек. В самом начале было задействовано 9,6 тысячи человек, в разгар же строительства — это число выросло до 85-89 тысяч человек. Несмотря на то, что в начале 20-го века уже были созданы прогрессивные инструменты для прокладывания железной дороги, рабочие распоряжались лишь такими простейшими инструментами, как лопата, пила, топор, кайло и тачки. Каждый год удавалось проложить от 500 до 600 километров железнодорожного пути.

    Оба участка строительства соединились 3 ноября 1901 года. В работу Транссиб был введен в 1903 году. Тогда началось регулярное сообщение между Санкт-Петербургом, Владивостоком и Порт-Артуром. Правда, тогда путь не был сплошным, поезда через Байкал переправляли на пароме. Эту проблему решили через год, в 1904. Введение в строй всего пути означало первую в истории возможность путешествия по железной дороге от берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана без использования паромных переправ.

    18 октября 1916 года строительство было завершено. Понятно, что в ходе Первой мировой и Гражданской войны некоторые участки дороги почти не обслуживались. Поэтому после завершения конфликтов путь начали восстанавливать.

    Несколько фактов о Транссибе

    Главное, что нужно знать о магистрали — это то, что она является самой длинной железной дорогой в мире. Протяженность ее, как уже отмечалось выше — 9289 км. Идет дорога через всю страну, соединяя удаленные регионы с центром.

    Транссибирская магистраль проходит по территории сразу двух частей света. Первая — Европа (протяженность пути на этом участке 1777 км) и вторая — Азия (протяженность 7512 км).

    Железная дорога проходит по территории 13 областей РФ, 4 краев, 2 республик, 1 автономной области и 1 автономного округа. Транссиб проходит мимо 87 городов, причем население пяти из них превышает 1 миллион человек (это Москва, Пермь, Омск, Новосибирск, Екатеринбург).

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Дорога пересекает сразу 16 крупных и крупнейших рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор и Уссури.

    Сейчас ежегодно по Транссибу перевозят более 100 млн тонн грузов. Это и полезные ископаемые, и оборудование, и продовольственные товары. Конечно, перевозят и пассажиров. Продолжительность пути для всего Транссиба — 7 дней и 6 ночей. Это 146 часов. Средняя скорость состава на пути — 64 км/ч.

    Что дальше?

    Транссибирская магистраль продолжает развиваться. Сейчас японские предприятия занимаются проблемой
    модернизации одного из участков магистрали. Речь идет о пути между Казанью и Владивостоком. Японцы утверждают, что ускорить грузоперевозки на участке можно за счет обновления поездов и железнодорожного полотна.

    Кроме того, существует возможность продления пути до северного острова Хоккайдо через мосты или тоннели на остров Сахалин. По мнению авторов проекта, реализация такого проекта положительно повлияет на грузооборот между странами. Также наличие железнодорожной ветки между странами окажет позитивный эффект на обмен туристами.

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Правительство Российской Федерации утвердило
    также паспорт проекта модернизации Транссиба и БАМа. Общий объем инвестиций в этот проект до 2018 года должен составить 560 млрд рублей. Из этой суммы 300 млрд выделяют РЖД в рамках своей инвестпрограммы. Реконструкция БАМа-Транссиба включена в «в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния на возвратной основе».

    UPD: «Яндекс» пристыдил всех незнанием старого и нового стилей календаря. Извиняемся перед читателями и прикладываем поздравление Трассибу с наступающим от поисковика.

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Схема Транссиба.

    Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический маршрут), зелёной — Байкало-Амурская магистраль
    , синей — северный маршрут, чёрной — промежуток южного пути в Сибири

    Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса
    ( Южный Урал
    , Челябинская область
    ) до Владивостока
    . Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891
    по 1916 годы
    .

    Результатом строительства транссибирской магистрали стала возможность к 1905 году пассажирским поездам, впервые в истории следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана
    (из Западной Европы) до берегов Тихого океана
    (до Владивостока).

    Днём рождения магистрали считается 30 марта
    ( 11 апреля
    ) 1891 года
    , когда был издан императорский указ о закладке «Великого сибирского пути».

    Транссиб соединяет Европейскую часть
    , Урал
    , Сибирь
    и Дальний Восток России
    , а говоря у́же — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу
    ( Санкт-Петербург
    , Мурманск
    , Новороссийск
    ), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию
    ( Владивосток
    , Находка
    , Забайкальск
    ).

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Церемония закладки транссибирской магистрали.

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи.

    Одним из руководителей строительства участка был инженер Николай Сергеевич Свиягин
    , в честь которого названа станция Свиягино
    .

    Движение поездов по Транссибу началось 21 октября
    ( 3 ноября
    1901 года
    , после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги
    .

    Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом
    и тихоокеанскими портами России — Владивостоком
    и Порт-Артуром
    по железной дороге было установлено в июле 1903 года
    , когда Китайско-Восточная железная дорога
    , проходящая через Маньчжурию
    , была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1
       июля
      1903 года
    ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя через Байкал
    приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

    Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге
    18 сентября
    ( 1 октября
    ) 1904 года
    ; а спустя год, 16
       октября
    1905 года
    , Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана
    (из Западной Европы) до берегов Тихого океана
    (до Владивостока).

    После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой
    , а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

    Конец строительства на территории Российской империи: 5
       октября
    1916 года
    , с пуском Хабаровского моста
    через Амур
    .

    В 2002 году
    завершена полная электрификация магистрали.

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Северное
    Москва
     — Ярославль
     — Киров
     — Пермь
     — Екатеринбург
     — Тюмень
     — Омск
     — Новосибирск
     — Красноярск
     — Владивосток
    .
    Новое
    Москва
     — Нижний Новгород
     — Киров
     — Пермь
     — Екатеринбург
     — Тюмень
     — Омск
     — Новосибирск
     — Красноярск
     — Владивосток
    .
    Южное
    Москва
     — Муром
     — Арзамас
     — Канаш
     — Казань
     — Екатеринбург
     — Тюмень
    (или Петропавловск
    ) — Омск
     — Барнаул
     — Новокузнецк
     — Абакан
     — Тайшет
     — Иркутск — Улан-Удэ — Чита — Хабаровск —
    Владивосток
    .

    Историческое

  • Москва

  •  —
  • Рязань

     —

    Рузаевка
     —

      Самара

     —

  • Уфа
  •  — Миасс
     —

  • Челябинс
  • к
     — Курган
     —

  • Петропавловск
  •  — Омск
     — Новосибирск
     — Красноярск
     —
    Владивосток
    .

    Линиями Западно-Сибирской железной дороги
    от Омска
    и Татарска
    (через
    Карасук
    и
    Кулунду

  • ) Транссиб соединяется с
  • Северным Казахстаном
    . Из Новосибирска на юг, через
    Барнаул
    , в
    Среднюю Азию
    ведёт Турксиб
    . В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская магистраль
    .

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года
    (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

    Москва
    / Москва-Пассажирская-Ярославская
    Ярославль
    / Ярославль-Главный
    Данилов
    Буй
    Шарья
    Киров
    Балезино
    Верещагино
    Пермь
    / Пермь II
    — Кунгур — Первоуральск
    Екатеринбург
    / Екатеринбург-Пассажирский
    Тюмень
    Называевск
    / Называевская
    Омск
    / Омск-Пассажирский
    Барабинск
    Новосибирск
    / Новосибирск-Главный
    Юрга
    / Юрга I
    Тайга
    Анжеро-Судженск
    / Анжерская
    Мариинск
    Боготол
    Ачинск
    / Ачинск I
    Красноярск
    / Красноярск-Пассажирский
    Канск
    / Канск-Енисейский
    Иланский
    / Иланская
    Тайшет
    Нижнеудинск
    Зима
    Иркутск
    / Иркутск-Пассажирский
    Слюдянка
    / Слюдянка I
    Улан-Удэ
    Петровск-Забайкальский
    / Петровский Завод
    Чита
    / Чита II
    Карымское
    / Карымская
    Чернышевск
    / Чернышевск-Забайкальский
    Могоча
    Сковородино
    Белогорск
    Архара
    Биробиджан
    / Биробиджан I
    Хабаровск
    / Хабаровск I
    Вяземский
    / Вяземская
    Лесозаводск
    / Ружино
    Уссурийск
    Владивосток

    • Башкирский писатель Мажит Гафури
      путь в литературе начал с книги « Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт»
      (баш. « Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
    • Александр Розенбаум
      в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
    • В девятом студийном альбоме группы U. D. O.
      была записана песня Trainride in Russia

      вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеян личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России. « Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».
    • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на
    • Находку
      есть более удалённые от Москвы
      станции —
      мыс Астафьева
    • и

      Восточный порт

      .

      По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54

        Харьков

       — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа

    • [13]
    • , однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся

      Киев
       — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин
      .

      Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа (средняя скорость 64 км/ч). [

    • источник не указан 63 дня
    • ]

      Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия». [ источник не указан 63 дня
      ]

    • На Ярославском вокзале
      Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на другой грани.


    1. http://www.transsib.ru/cat-records.htm
      . Pекорды Транссибa


    2. Известия. Ру: Самая Уникальная Дорога На Планете


    3. Великий Транссиб стал полностью электрифицированным.


    4. Транссиб против моря
      // Эксперт, 27 сентября 2006
    5. Великая Сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.


    6. Г. П. Аветисов
      .

      Морозов Николай Васильевич (1862–1925) // Имена на карте Российской Арктики (Биографические данные около 200 отечественных и зарубежных исследователей)
      . — : Наука
      , 2003. — 341 с. —  — ISBN 5-02-025003-1
      .



    7. 7 ноября 2009 года состоится торжественное открытие второй очереди железнодорожного моста через реку Амур (Хабаровский край)
      // press.rzd.ru  


    8. Вести. Ru: На Транссибе открывается движение поездов по второй колее моста через Амур
      // vesti.ru  


    9. Мост через Енисей


    10. От Пекина до Гамбурга


    11. Модернизация Транссиба
      . Российская газета
      (11.11.2014, 00:44).



    12. Рустем Фаляхов.
      Владимир Путин утвердил схему реконструкции Транссиба и БАМа
      . Газета (27.07.2013, 12:58).




    13. на марке блока изображён тоннель, проложенный в Яблоновом хребте
      ( Забайкалье
      ), с выходящим из него паровозом
      , 2002, 12 рублей
      ( ИТЦ
      728, Скотт
      6683)
    • Путеводитель по Великой сибирской железной дороге
      . — Издание Министерства путей сообщения. — : «Товарищество Художественной Печати», 1900.
    • Сибирь под влиянием рельсового пути. С приложением карты Сибирской железной дороги
      . — : Издание редакции периодических изданий Министерства финансов, 1902. — 221 с.
      • Департамент торговли и мануфактур министерства финансов.

        Сибирь и Великая Сибирская железная дорога с приложением карты Сибири

      • . — : Типография Киршбаума, 1893. — 309 с.
      • Сибирь и трансазиатский железный путь
        . — , 1891. — 37 с.

        « Транссибирская магистраль

      • »
         в
      • Энциклопедии Забайкалья
        .

      Текущая версия страницы пока

    • не проверялась

      опытными участниками и может значительно отличаться от

      версии
      , проверенной 29 марта 2021 года; проверки требуют
      28 правок

    .


  • Транссибирская железнодорожная магистраль
    (

  • сокр.
    Транссиб
    ),
    Великий Сибирский путь
    (
    дореф.

    Великій Сибирскій путь
    ) — двухпутная электрифицированная железнодорожная линия через Евразию
    , соединяющая европейскую часть России
    с Сибирью
    и Дальним Востоком
    . Длина магистрали составляет 9288,2 км, что делает её самой протяжённой на планете.

    В настоящем списке в порядке удаления от Москвы представлены все действующие и закрытые остановочные, обгонные пункты, разъезды, путевые посты, блок-посты, станции, находящиеся на Транссибирской магистрали, их кодовое обозначение в Единой сетевой разметке и Автоматизированной системе управления «Экспресс-3», расстояние, год открытия, местонахождение на карте, сведения о возможности пересадки на другие виды общественного транспорта, текущее расписание поездов, видеоматериалы, общие сведения о станциях и населённых пунктах.


    Транссибирская магистраль пролегает по территории двух континентов: Европы (1777 км, 19,1 % пути) и Азии (7512 км, 80,9 % пути), находясь полностью на территории Российской Федерации. В административно территориальном плане проходит по территории 20 субъектов: 12 областей (Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Кировской, Свердловской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Амурской), 2 республик (Удмуртской, Бурятия), 5 краёв (Пермского, Красноярского, Забайкальского, Хабаровского, Приморского), Еврейской автономной области.

    По состоянию на 2012 год на Транссибирской магистрали находится 1852 остановочных пункта, в том числе 1580 — действующие. Перейти к разделу «#3»



    Настоящий список представляет собой непрерывное перечисление в порядке удаления от Москвы всех остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали. Список имеет стандартный цветовой оттенок, некоторые позиции отмечены специальной цветовой окраской:

    Границы субъектов РФ, часовых поясов, железных дорог, реки указаны в горизонтальных вставках между соответствующими остановочными пунктами. Список разделен на 10 столбцов.

    Остановочный пункт
     — указывается наименование остановочного пункта, его тип. При отсутствии указания типа остановочного пункта следует считать его станцией. При выделении наименования жирным курсивом остановочный пункт считается узловым. Принятые сокращения:


    Основные остановочные пункты главного хода Транссибирской магистрали


    1. Недействующим (закрытым) остановочным пунктом признаётся разрушенный, снятый с постоянной эксплуатации а также характеризующийся отсутствием пассажирского движения остановочный пункт
    2. Возможно некорректное отображение интерактивных карт. Для устранения проблемы рекомендуется обновить страницу с помощью клавиши F5. В любом случае ссылка на географические информационные системы будет доступна
    3. Отсутствуют сведения о пригородном сообщении на участках Петровский Завод — Облучье, Вяземская — Уссурийск. Указано расписание только для поездов дальнего следования
    4. Действует только на участке Котельнич-1 — Владивосток
    5. В некоторых источниках встречается наименование 1136 км

    6. Мониторинг 945 остановочных пунктов
    7. Замер высот проводился каждые 100 км пути в районе соответствующего остановочного пункта с помощью географической информационной системы Google Earth


    • Архангельский А. С., Архангельский В. А.
      Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.
      : Транспорт
      , 1981. — Т. 1, 2. —

      * Крыштановский В. А., Русакович А. А.
      Транссиб. Практический путеводитель. — М.
      : Издатель Крыштановский В. А., 2010. — 238 с. — ISBN 978-5-904138-04-2
      .
    • Притворов А. П., Бушнев А. Н.
      Атлас железных и автомобильных дорог России, стран СНГ и Балтии. — М.
      : АСТ
      , 2003. — 271 с. — ISBN 5-17-018763-7
      .

      * Юдин А. В.
      Транссибирская магистраль. Путеводитель. — М.
      : ООО «Красивая страна», 2007. — 715 с.

    Результатом строительства Транссибирской магистрали стала возникшая к 1905 году возможность впервые в истории Евразии следовать поездом без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана
    (из Западной Европы) до берегов Тихого океана
    (до Владивостока).

    Транссиб соединяет Европейскую часть
    , Урал
    , Сибирь
    и Дальний Восток России
    , российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу
    , с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию
    .



    • северного
       — от Перми
      через Нижний Тагил
      и Екатеринбург
      до Тюмени
      , с ответвлением на Ирбит
      (проект В. К. Рашета
      , В. А. Кокорева
      и др.);
    • среднего
       — от Перми через Кунгур
      , Екатеринбург, Шадринск
      до Белозерской слободы
      на реке Тобол
      (проект И. И. Любимова
      );
    • южного
       — от Сарапульского уезда
      (там в селе Дебёсы
      соединялись петербургский и московский подходы к Сибирскому тракту
      ) через Екатеринбург на Тюмень (проект Е. В. Богдановича
      ).

    Произведённые в 1872—1874 годах изыскания выделили также три направления: 1) развитие проекта В. К. Рашета — Кинешма
    , Вятка
    , Пермь, Екатеринбург, Тюмень; 2) развитие проекта Е. В. Богдановича — Нижний Новгород
    , Казань
    , Красноуфимск
    , Екатеринбург, Тюмень; 3) новое направление — Алатырь
    , Уфа
    , Челябинск
    .

    • Тюмень, Ялуторовск
      , Тюкалинск
      , Каинск
      , Мариинск
      , Ачинск
      , Красноярск
      , Канск
      , Нижнеудинск
      (2 474 версты) — самый короткий путь, в то же время потребовал бы дополнительного сооружения дороги от Нижнего Новгорода до Перми длиной 1 000 вёрст;
    • Оренбург
      , Орск
      , Атбасар
      , Акмолинск
      , Павлодар
      , Бийск
      , Минусинск
      , Нижнеудинск (проект Н. В. Копытова
      1889 года, 3 400 вёрст) — самый неудачный, потому что имеет как наибольшую протяжённость трассы, так и максимальное расстояние от Москвы до Нижнеудинска (4 820 вёрст);
    • Миасс
      , Челябинск, Курган
      , Петропавловск
      , Омск
      и далее на восток до Нижнеудинска (проект К. Н. Посьета
      , 2 683 версты) — наиболее предпочтительный, так как идёт по наиболее населённой и плодородной местности Сибири, а расстояние от Москвы до Нижнеудинска на 105 вёрст короче, чем в тюменском варианте.


    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи.

    Движение поездов по Транссибу началось 21 октября
    ( 3 ноября
    1901 года
    , после того, как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги
    (КВЖД). Регулярное железнодорожное сообщение между столицей империи Санкт-Петербургом
    и тихоокеанскими портами Владивостоком
    и Порт-Артуром
    было установлено 1
       июля
      1903 год
    , хотя через Байкал
    приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

    Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге
    18 сентября
    ( 1 октября
    ) 1904 года
    , а спустя год, 16
       октября
    1905 года
    Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского пути, была принята в постоянную эксплуатацию, и поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана
    до берегов Тихого океана
    .


    Уссурийская дорога (1891—1897)

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ


    Западно-Сибирская дорога (1892—1896)


    Средне-Сибирская дорога (1893—1899)

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году.


    Забайкальская дорога (1895—1900)


    Китайско-Восточная дорога (1897—1904)

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Карта следования скорых поездов от Москвы до порта Дальний (1903 год).


    Кругобайкальская дорога (1899—1905)


    Амурская дорога (1906—1916)

    После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой
    , а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

    Конец строительства исключительно по территории Российской империи: 5
       октября
    1916 года
    с пуском Хабаровского моста
    через Амур
    .



    Строительство второго пути


    Линия Омск — Тюмень


    Линия Казань — Екатеринбург



    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

    Схема Транссиба: , , , промежуток южного пути в Сибири



    Первоначальное (через Маньчжурию)

    Москва
     — Павелец
     — Ряжск
     — Пенза
     — Сызрань
     — Самара
     — Уфа
     — Златоуст
     — Миасс
     — Челябинск
     — Курган
     — Петропавловск
     — Омск
     — Новосибирск
     — Тайга
     — Красноярск
     — Иркутск
     — Чита
     — Забайкальск
     — Харбин
     — Уссурийск
     — Владивосток
    , а также ветка от Харбина
    до Порт-Артура
    .


    Позднее (через Хабаровск)

    Москва
     — Рязань
     — Рузаевка
     — Самара
     — Уфа
     — Златоуст
     — Миасс
     — Челябинск
     — Курган
     — Петропавловск
     — Омск
     — Новосибирск
     — Тайга
     — Красноярск
     — Владивосток
    .



    Северное (Северный ход)

    Москва
     — Ярославль
     — Киров
     — Пермь
     — Тюмень
     — Красноярск
     — Тайшет
    (далее переход на БАМ
    ) — Северобайкальск
     — Тында
     — Комсомольск-на-Амуре
     — Советская Гавань
    .


    Новое (Нижегородский ход)

    Москва
     — Нижний Новгород
     — Киров
     — Пермь
     — Екатеринбург
     — Тюмень
     — Омск
     — Новосибирск
     — Тайга
     — Красноярск
     — Тайшет
     — Иркутск
     — Улан-Удэ
     — Чита
     — Хабаровск
     — Владивосток
    .


    Южное (Казанский ход)

    Москва
     — Муром
     — Арзамас
     — Канаш
     — Казань
     — Екатеринбург
     — Тюмень
     — Омск
     — Барнаул
     — Новокузнецк
     — Абакан
     — Тайшет
     — Иркутск
     — Улан-Удэ
     — Чита
     — Хабаровск
     — Владивосток
    .


    Линиями Западно-Сибирской железной дороги
    от Омска
    и Татарска
    (через Карасук
    и Кулунду
    ) Транссиб соединяется с Северным Казахстаном
    . Из Новосибирска на юг через Барнаул
    в Среднюю Азию
    ведёт Турксиб
    . В конце XX века на Дальнем Востоке севернее Транссиба проложена Байкало-Амурская магистраль
    .

    ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ


    Ниже приводится северный маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года
    (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

    Москва
    / Москва-Пассажирская-Ярославская

    Ярославль
    / Ярославль-Главный

    Данилов

    Буй

    Шарья

    Киров

    Балезино

    Верещагино

    Пермь
    / Пермь II

    Кунгур

    Первоуральск

    Екатеринбург
    / Екатеринбург-Пассажирский

    Тюмень

    Называевск
    / Называевская

    Омск
    / Омск-Пассажирский

    Барабинск

    Новосибирск
    / Новосибирск-Главный

    Юрга
    / Юрга I

    Тайга

    Анжеро-Судженск
    / Анжерская

    Мариинск

    Боготол

    Ачинск
    / Ачинск I

    Красноярск
    / Красноярск-Пассажирский

    Канск
    / Канск-Енисейский

    Иланский
    / Иланская

    Тайшет

    Нижнеудинск

    Зима

    Иркутск
    / Иркутск-Пассажирский

    Слюдянка
    / Слюдянка I

    Улан-Удэ

    Петровск-Забайкальский
    / Петровский Завод

    Чита
    / Чита II

    Карымское
    / Карымская

    Чернышевск
    / Чернышевск-Забайкальский

    Могоча

    Сковородино

    Белогорск

    Архара

    Биробиджан
    / Биробиджан I

    Хабаровск
    / Хабаровск I

    Вяземский
    / Вяземская

    Лесозаводск
    / Ружино

    Уссурийск

    Владивосток


    • Башкирский писатель Мажит Гафури
      путь в литературе начал с книги « Себер тимер юлы йәки әхүәле милләт»
      (баш. « Сибирская железная дорога, или положение нации») (Оренбург, 1904).
    • Александр Розенбаум
      в 1999 году выпустил альбом «Транссибирская магистраль», который открывает одноимённая песня.
    • В девятом студийном альбоме группы U. D. O.
      была записана песня Trainride in Russia

      , вступление к которой исполнено на русском языке. Текст песни и музыка навеяны личными впечатлениями Удо Диркшнайдера от путешествия поездом на гастролях в России: «Поезд по России идёт и идёт, поезд по России — сто грамм, и вперёд».
    • « Алеф
      » — роман 2011 года писателя Пауло Коэльо
      . Литератор принимает решение отправиться в долгий путь через всю Европу и Россию по Транссибирской магистрали на поиски своего счастья. Все говорят, что Коэльо движется по Транссибу из Москвы во Владивосток, но для бразильского писателя это Транссибирская магистраль проходит через него.


    • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку
      есть более удалённые от Москвы
      станции Мыс Астафьева
      и Восточный порт
      .
    • По Транссибу курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков
       — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа [46]

      , однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд был окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев
       — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также был отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являлись поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин
      .
    • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 002Щ/001М «Россия»
      [47]

      , сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 1 час 59 минут (средняя скорость 64 км/ч). Поезд № 019Ч/020Ч «Восток»
      [48]

      Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд «Россия».
    • На Ярославском вокзале
      Москвы, в Новосибирске, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали: «0 км» на одной грани и «9298 км» на другой (в Москве), «3336 км» (в Новосибирске), «9288 км» (во Владивостоке).
    • В 1970-х — 1980-х годах по Транссибу планировалось запустить беспересадочный вагон Москва
       — Ханой
      , который стал бы длиннейшим в мировой истории (длина маршрута 11 967 км), однако он совершил только несколько рейсов. [49]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *