На каких дорогах нужен транспондер
Сегодня в России несколько платных дорог и участков. Все они поддерживают работу транспондеров, помимо оплаты наличными и банковской картой. Список таких дорог:
- М-4 «Дон»
- М-11 «Нева», включая подъезд к аэропорту Шереметьево.
- М-3 «Украина»
- «Западный скоростной диаметр» Санкт-Петербурга.
- «Северный обход Одинцово» (М-1 «Беларусь»)
Для проезда без остановки на пунктах взимания платы организованы специальные полосы, выделенные зеленым, красным или желтым цветом. Дополнительно информация всегда дублируется знаками и разметкой.
Как персонализировать транспондер?
Для персонификации устройства необходимо:
Использование транспондера для проезда через ЗСД
Транспондер (с английского языка – тот, что отпраляет и примает сигналы) – это приспособление, которое осуществляет прием и передачу сигнальных радиоволн.
Принято считать, что такие приборы есть только в спутниковой антенне, самолетах и у служб общественной безопасности. Однако их используют и для произведения дистанционных оплат. Наша статья расскажет вам всё об этом чуде техники, мы узнаем, как с ними работать, имеют ли они преимущество перед обычными оплатами. Также расскажем об их преимуществах и недостатках, если такие имеются.
Топ-2. OBU615S Q-Free ASA
Учтено 1632 отзыва с ресурсов: Яндекс. Маркет, Ozon, Отзовик
Транспондер проработает на одной батарейке до 10 лет даже при активном использовании и регулярных поездках по платным дорогам.
- Страна: Норвегия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 67х38х20
- Средняя стоимость: 2000 руб.
Транспондер серии «Стандарт» выполнен в белом корпусе без дополнительных логотипов. Дизайн очень простой. Фиксируется на лобовое стекло с применением квадрата двухстороннего скотча, наклеенного еще на заводе. Вставляется в пластиковый кронштейн. Подходит для платных дорог М4, М3, М11 и для ЦКАДа. Устройство поддерживает единую оплату для всех операторов. Заехав на платную трассу М4, рассчитаться за право проезда получится на любой полосе ― не нужно искать указатели. Гаджет работает от собственной батарейки и не нуждается в подзарядке. Срок службы элемента питания ― 6 лет, если каждый день совершать 4 оплаты. В реальности батареи хватает на дольше. Из отзывов видно, что срабатывание четкое, сдавать назад не придется. Но по габаритам эта модель одна из самых «толстеньких», что не всем нравится на лобовом стекле.
Плюсы и минусы
- Легкое снятие с кронштейна
- Длительная работа от батареи
- Возможность оплаты на любой полосе М4
- Привязка всех устройств к одному счету
- Крупнее других
- Некрасивый дизайн
Когда менять батарейку в транспондере?
Замена батарейки в устройстве T-Pass требуется в случае завершения срока годности элемента питания или при повреждении. Транспондер размещается на ветровом стекле в районе зеркала заднего вида. В этом месте есть особая точка для крепления передатчика сигналов.
Замена батарейки
Если использовать устройство для транзакций не чаще 6 раз на день, то он прослужит не менее 5 лет. В офисе продаж можно проверить его работоспособность, если вы в это сомневаетесь, если не хотите, чтобы батарея разрядилась в самый неподходящий момент. Если аккумулятор разрядился, то специалист в офисе заменит старый прибор.
Как проверить заряд без поездок в офис? Официально устройства привозят в автодорожную инспекцию, их там заменяют, а вы оставляете старый прибор у них. Но если времени недостаточно, а проверку сделать нужно, можно прибегнуть к еще одному способу. Для этого нужно аккуратно вскрыть прибор. Можно использовать пластиковый ножичек. Нажимаем острием на маленькую защелочку. Остальные отщёлкнуться очень просто, а с первой придется повозиться. Внутри находится батарейка Варта. Используем вольтметр. Норма – это значение больше 2,5 А
Замена прибора производится бесплатно. И после этого у вас снова появляется возможность для безлимитных оплат. Нужно лишь оформить новый зсд транспондер.
Есть надежный способ зарядить батарейку на устройстве – припаяйте к старой батарейке соединения + и –. Заряда хватит надолго.
Зона действия
Традиционно устройство устанавливается возле лобовой части машины. Не важно, где именно, главное, чтобы его было хорошо видно на пункте оплаты, то есть он должен находиться в видимой зоне, но не у краев стекла. Удобней всего, когда на автомобиле уже есть место для установки устройства. У машин, где присутствует обогрев стекла, чаще всего есть такое отверстие. Узнать его можно отсутствию сетки на этой части.
Если такого места нет, то приходится несладко. Иногда устройство даже нужно высовывать в открытое окно. У разных компаний модели отличаются, как и крепления под них. Но иногда может повезти, и разные устройства подходят под не их фирменные крепления.
Что нужно знать перед заменой
Соблюдая все рекомендации производителя, при появлении неисправностей в течение гарантийного срока владелец может бесплатно обменять его на новый транспондер. Также доступна расширенная гарантия, позволяющая продлить гарантийный срок до трёх лет за небольшую доплату.
Какие батарейки используются
В транспондере «Автодор» применяется литиевая батарейка типоразмера CR 2032. Напряжение источника питания составляет 3 В. Такие батарейки отличаются невысокой стоимостью и стабильной работой в широком диапазоне температур от -10°С до +60°С. Они могут храниться до 10 лет. Благодаря своим качествам эти источники питания используются в часах, калькуляторах, медицинских приборах и т.
Рисунок 1. Общий вид транспондера «Автодор»
Важное дополнение! Контакты батареи соединены точечной сваркой.
Поэтому перед заменой нужно найти аналогичную батарейку, у которой контакты соединены так же.
Рисунок 2. Пример элемента питания CR2032 с дополнительными контактами
Срок службы источника питания
Как и у любого устройства, срок службы транспондера ограничен. По заявлению компании «Автодор», гарантийный срок батареи составляет два года, а при соблюдении всех рекомендаций транспондер проработает пять лет. В реальности указанный период может уменьшиться. На это влияют разные факторы, например, разряд элемента питания из-за длительного нахождения устройства на сильном морозе.
Срок службы зависит от повышенной влажности, механических воздействий и влияния химических веществ. Для его продления производитель, австрийская фирма Kapsch, советует не оставлять транспондер T-Pass TRP-4010 на сильном морозе или под палящим солнцем. Рекомендуется избегать резких перепадов температуры.
Как проверить, села или нет
Определить работоспособность источника питания можно мультиметром. Обычно новая батарейка выдаёт 3,37 В или выше. Если напряжение на старой батарейке значительно ниже 3 В, стоит задуматься о покупке транспондера или о самостоятельной замене источника питания.
Рисунок 3. Проверка уровня заряда элемента питания
Возможные проблемы и неисправности
Самое главное, что нужно запомнить: память транспондера энергозависимая.
Если отключить питание прибора, могут возникнуть серьёзные проблемы с прошивкой. Все данные об оплате будут потеряны.
Поэтому перед тем как отсоединить контакты батареи от транспондера, позаботьтесь о непрерывном питании.
Топ-1. T-pass TRP-4010 Premium АВТОДОР ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ
Учтено 1859 отзывов с ресурсов: Яндекс. Маркет, Ozon, ВсеИнструменты
Транспондер имеет суммарно почти 2000 отзывов на площадках «Яндекс Маркет» и OZON.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 62х40х10 мм
- Средняя стоимость: 3700 руб.
Транспондер выпускается суббрендом «Т-пасс» в серии Premium и предназначен для платных дорог Москвы, трасс М1, М11, М3, М4, а также подходит для ЗСД. Это самый популярный вариант для тех, кто активно ездит по России и в ближайшее зарубежье. Зачастую им пользуются при путешествиях на юг. Если владелец подключит программу лояльности «Автодор», будут накапливаться бонусы и предоставляться скидка до 10% при оплате проезда. На трассе М4 размер скидки достигает 80% при оформлении абонемента. Оборудование поддерживает режим интероперабельности и работает с другими операторами. Но для этого необходим личный визит в офис компании. Не удивительно, что транспондер имеет наивысшее количество положительных отзывов в интернете и является самым продаваемым.
- Круглосуточная поддержка оператора
- Накопительные скидки при оплате
- Компактные габариты
- Прочная фиксация на лобовое стекло
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
Как проверить t Pass?
Для того чтобы проверить текущий счет транспондера можно воспользоваться одним из следующих способов:
- Позвонив в Call-центр по телефону: 8-800-707-2323 (Работает 24/7, звонок бесплатный)
- Через личный кабинет на официальном сайте Автодор
- В офисах продаж
Аренда транспондера
Подобную услугу предоставляют все операторы. Минимальный срок аренды — двое суток, максимальный — на один год. В среднем стоимость составляет от 2 до 5 руб. в сутки. В зависимости от оператора аренда начисляется за каждый день или только в момент использования устройства.
Дополнительно на счет придется внести сумму для активации устройства, которая спишется в счет оплаты поездок. По истечении года транспондер можно выкупить или вернуть обратно.
Арендовать транспондер можно непосредственно в центрах обслуживания на трассе, возвращать устройство в этот же офис необязательно.
Пользователи арендованных устройств получают те же скидки, что и постоянные владельцы. С той лишь разницей, что они не тратятся на покупку девайса.
- удобно для редких или спонтанных поездок;
- не надо тратиться на покупку устройства.
- придется потратить время на оформления договора аренды, подписания акта-приема передачи и пр.;
- в случае повреждения или возврата неисправного транспондера по вине водителя, придется заплатить штраф в среднем 1600 руб.
Стоит ли заниматься производить замену
Производитель при изготовлении транспондера устанавливает в них мощные литиевые батарейки, которых хватает, при стандартной нагрузке, не менее чем на 5 лет.
Срок службы устройства незначительно превышает этот период, поэтому нет смысла устанавливать новую батарейку на такой же срок в устройство, которое в ближайшее время потребуется менять.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полным и точным.
Процедура замены
Основная контролирующая организация Автодор не рекомендует заниматься самостоятельной заменой батареек в приборе. Однако есть водители, которые стремятся сами решить этот вопрос.
Транспондер разбирается легко, вскрытие лучше начинать с левого нижнего угла, где нет защелок. Внутри открывается приваренная микросхема на 4 точках крепления. Можно проверить батарейку мультиметром – показания могут быть разными.
Контакты отрывают аккуратно, далее вставляют новую батарейку. Ее лучше при покупке проверить мультиметром в процессе покупки. Установка делается с использованием технологии точечной сварки для приваривания контактов либо пайкой. В идеале можно припаять концы контактов от USB-провода для обеспечения питания от бортового компьютера.
Транспондер собирают в обратной последовательности, проверяют его работоспособность. Если проблема с работой была именно в севшей батарейке – он должен функционировать. В противном случае стоит заменить прибор на новый (однако гарантия в этом случае уже действовать не будет).
Сложность в том, что даже опытные в инженерии водители не всегда удачно справляются с самостоятельной заменой батареи. Транспондер выходит из строя через пару месяцев после операции либо позже. Поэтому оптимально все-таки использовать гарантию и заменять прибор на аналогичный у поставщика.
Какой транспондер для платной дороги лучше
Автовладельцам рекомендуется купить транспондер для платных дорог, действующий на всех магистралях. Официальные устройства работают в единой системе, которая открывает доступ к скидкам на всех трассах. Команда VyborExperta. ru рекомендует следующие модели:
- T-pass Kapsch TRP-4010-00А – для поклонников автотуризма;
- ЗСД – для автовладельцев Санкт-Петербурга.
Все представленные в обзоре модели достойны внимания водителей России, но только самые стабильные в работе приемники с полным доступом к скидкам удостоились звания лучших.
Как её поменять
Компания «Автодор» рекомендует не заниматься самостоятельной заменой источника питания. В противном случае гарантия на транспондер аннулируется.
Даже при кратковременном отключении питания использование транспондера невозможно. Причина — сбой программного обеспечения устройства. В этом случае данные о проезде не будут отправляться на сервер, причём даже при наличии средств на балансе.
Конечно, обращение в сервисный центр займёт время, а за работу придётся заплатить. Чтобы не ждать, владелец может, несмотря на предостережения, самостоятельно поменять батарейку на транспондере.
Корпус транспондера разбирается легко. Лучше начинать с левого нижнего угла — тут нет защёлок. Для того чтобы не повредить корпус, в щель между крышкой и нижней деталью следует поместить пластиковый инструмент.
Рисунок 4. Пример разборки корпуса
Внутренние защёлки располагаются по направлению к нижней детали. Аккуратно их открывая, чтобы не сломать, отводим в сторону и разъединяем детали корпуса.
Рисунок 5. Разъединение частей корпуса
На плате не указана полярность источника питания.
Перед заменой нужно отметить полярность на плате. В противном случае можно забыть правильное расположение батареи.
Рисунок 6. Устройство в разобранном виде
Для работы нужно использовать паяльник мощностью не менее 65 Вт. Перед пайкой он должен быть прогрет.
Отключение источника питания от транспондера вызывает серьёзный сбой в работе, из-за чего он может перестать функционировать. Для того чтобы этого избежать, контакты от батареи к транспондеру нужно зашунтировать, то есть припаять дополнительные провода.
Рисунок 7. Шунтирование источника питания
Как было написано выше, контакты батареи прикреплены точечной сваркой. Для замены нужно купить похожую батарею с уже присоединёнными контактами. В противном случае при попытке припаять контакт к батарее можно её перегреть и испортить. Затем меняем основную батарейку и отпаиваем дополнительное питание. Сборку устройства производим в обратной последовательности. Закрываем крышку транспондера на защёлки.
Рисунок 8. Плата с новым элементом питания
После сборки проверьте работоспособность транспондера. Он должен нормально функционировать, если всё сделано правильно.
Как крепится транспондер?
Расположить транспондер горизонтально, прислонив его в обозначенное место на ветровом стекле. Снять защитную пленку с держателя, не дотрагиваясь до нее и клейкой основой закрепить устройство. Крепить устройство антенной по направлению к ветровому стеклу.
Сколько экономит транспондер?
Транспондер — это гаджет, с помощью которого можно оплатить проезд бесконтактно, проехав пункт оплаты практически без остановки. Причем оплата будет по специальному тарифу — обычно это на 15% дешевле, чем если рассчитываться наличными или банковской картой. Иногда можно сэкономить и 50%.
Прошивка
Однажды взломщик Лаусон попросил своего товарища (Крис Тарновски) взломать аппаратное обеспечение устройства. После изучения полученной информации, для него оказалось сюрпризом то, что в приборе вообще нет никакого шифрования. Это при том, что внутри устройство всё же имеет небольшой промежуток для шифрующих ключей, которое попросту не используется.
После такого удивляет и то, что никто до сих пор не создал фейковых или взломанных версий модели, потому что с технической стороны этому ничто не препятствует. Лаусон исследует, можно ли внедрить в прибор вредоносный код, но его исследование всё еще не закончено.
Технически перепрошить вполне реально, хоть этого еще никто не делал.
Что относительно работы устройства и электронного приложения, то в этом могут быть проблемы, если смартфон имеет неоригинальную прошивку. Об этом можно узнать на официальном сайте зсд.
Замена питания и батарейки в транспондере
Можно ли проехать по платной дороге без оплаты? И насколько хватает встроенного аккумулятора в конструкции транспондера? Эти вопросы часто задают водители, которым приходится ездить по платным автобанам. Возможно ли самостоятельное обновление батарейки в транспондере?
Аренда или покупка
Выбор — покупать транспондер или арендовать — зависит главным образом от частоты поездок. Например, для ежегодных поездок на Юг выгоднее приобрести устройство в личное пользование. В этом случае, будут копиться баллы, на которые можно получить скидку.
Если поездка оказалась спонтанной. Например, на выходные из Москвы в Петербург, то дешевле обойдется аренда. При условии, что в будущем частых передвижений по этому маршруту не планируется.
В некоторых случаях, если на руках уже есть один транспондер, будет проще подключить интероперабельность.
Вне зависимости от способа покупки транспондера сэкономить на поездке можно:
- передвигаясь ночью;
- не в пиковое время, например, с понедельника по четверг;
- объезжая по альтернативным дорогам самые дорогие участки.
Виды транспондеров
Все транспондеры делятся на две основные группы: персонифицированные и неперсонифицированные. Разница двух устройств в степени идентификации пользователя. В первом случае он привязывается к конкретному водителю по паспортным данным. Неперсонифицированные транспондеры — это анонимные устройства без указания информации о владельце.
В обоих случаях предоставляется стандартная скидка на проезд, но у идентифицированных пользователей возможностей больше. Они участвуют в программах лояльности, накапливают бонусные баллы, пользуются мобильным приложением и личным кабинетом, где хранится информация о всех поездках и списаниях со счета и прочее.
В зависимости от того, по какой трассе планируется поездка, можно подобрать наиболее выгодный транспондер. На сегодняшний день их четыре:
«15–58»
Изначально каждый транспондер работал только на своей дороге, но все поменялось в 2017 году. Тогда операторы договорились о так называемой интероперабельности — когда один транспондер можно использовать сразу на всех трассах. Услуга доступна для зарегистрированных пользователей и подключается в личном кабинете. Таким образом, необходимости приобретать устройство для каждого «платника» уже давно нет. Для сторонних транспондеров сохраняется система скидок. Как правило, применяется самая минимальная. Дополнительные опции — система лояльности или баллы — при проезде с транспондером другого оператора не работают.
Топ-5. ЗСД Транспондер
Учтено 25 отзывов с ресурсов: Отзовик
Транспондер ЗСД стоит на 30-50% дешевле остальных.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 63х41х10 мм
- Средняя стоимость: 1500 руб.
Модель выпускается норвежским брендом Kapsch специально для оператора Санкт-Петербурга «Магистраль Северной Столицы». Предназначен для проезда по Западному Скоростному диаметру, значительно экономя время при объезде города с юга на север. Транспондер ЗСД ― самый бюджетный вариант проезда по платным дорогам. Купить транспондер ЗСД можно только в центрах продаж оператора. Выпускается в двух версиях: «Стандарт» и «Плюс». Первая стоит всего 1500 руб. Вторая ― 1900 руб. Полностью анонимный, не нужно никуда вносить персональные данные. При необходимости его можно персонифицировать, заключив договор, что предоставит дополнительные скидки. Пополнение происходит через мобильное приложение или в личном кабинете на сайте оператора.
- Доступная цена
- Легкая установка в кронштейн
- Удобное пополнение через приложение
- Слишком простой дизайн
- Только для Западного Скоростного диаметра
- Купить можно только в центрах продаж
Лучшие транспондеры для платной дороги
Лучшей техникой нужно признать универсальные модели, которые позволяют оплатить стоимость проезда на всех автомагистралях. Рассматривались транспондеры для платных дорог по России, изготовленные отечественными и европейскими производителями. Лучшие модели отличаются простым монтажом, стабильно срабатывают на скорости 30 км/час, надежно защищены от помех. Пользоваться выбранными устройствами сможет любой водитель, не имеющий технического образования.
Автодор-Платные Дороги T-pass Kapsch TRP-4010-00А
Приёмо-передающее устройство для «Автодора» выпускается австрийской компанией. Предлагается два варианта корпуса которые подходят для салона автомобиля в любом стиле – черный и серый. Фиксируется на лобовое стекло с помощью кронштейна, идущего в комплекте. Имеет небольшой размер, не мешает обзору трассы. Каждый передатчик обладает уникальным номером, индивидуальным лицевым счетом. Пополнить баланс можно разными способами: банковской картой, через терминал или электронный кошелек, смс-сообщением.
Оборудование работает автономно, для питания используется литиевая батарея на 3В. Использовать средство оплаты можно на магистралях М-1, М-3, М-4, М-11, ЗСД, ЦКАД. Базовые скидки в зависимости от участка составляют от 10 до 40%. При участии в программе лояльности, появляется дополнительная возможность сэкономить от 3 до 15%. Для отслеживания движений средств на счете используется «Личный кабинет». Цветовое отображение статуса упрощает контроль за остатком денежных средств.
- Звуковой индикатор проезда через рамку;
- Приложение для смартфона;
- Стабильное срабатывание на скорости;
- Работа с юридическими лицами;
- Гарантийный срок службы 2 года.
Пользователь может подключить услугу, по которой технику можно использовать на всех автомобильных магистралях России. Оборудование применяется при передвижении по выделенной полосе на пунктах пропуска, что сокращает время в пути.
Kapsch TRP-4010 Premium
Прибор австрийского производителя с усиленным сигналом. Стабильно считывает данные на скорости 30 км/час. Изделие не персонифицировано, но имеет уникальный лицевой счет и PAN-номер. Это позволяет пополнить баланс, зарегистрировать передатчик в «Личном кабинете» определенной платной трассы или в системе «Автодор». Заложена функция интероперабельности, которая позволит производить автоматическую оплату на любой магистрали в России.
Поставляется агрегат в разных комплектациях, может идти в паре с кронштейном или без планки крепления. В последнем случае можно воспользоваться двухсторонним скотчем для фиксации на лобовом стекле. Питание – от встроенной батареи.
- Подключение к программе лояльности «Автодора»;
- Гарантированные скидки на всех трассах;
- Стабильный сигнал;
- Короткое время срабатывания;
- Удобный контроль за состоянием лицевого счета.
Девайс разработана для поездок по автомагистрали в районе Одинцово. Имеет небольшие размеры, удобное крепление. Поставляется в корпусе из ударопрочного белого пластика. Встроенное питание рассчитано на эксплуатацию в течение 5-7 лет. Прибор выдается бесплатно при заключении договора с собственником, с автолюбителя взимается небольшая ежемесячная оплата за аренду.
Пополнение счета производится с помощью смс-сообщений, банковских карт, терминалов. Можно сделать оплату с электронных кошельков. Передатчик привязывается к номеру телефона, на смартфон устанавливается приложение, с помощью которого можно отслеживать расход средств со счета. Есть функция единой оплаты при поездках по всем автомагистралям России. Подключить интероперабельность можно через личный кабинет.
- Низкое энергопотребление;
- Четкий сигнал на скорости 30 км/час;
- Световая маркировка статуса;
- Хорошие скидки.
Западный Скоростной Диаметр упрощает жизнь водителям Северной столицы. Оплатить проезд по ЗСД по транспондеру можно в течение 2-3 секунд, если использовать оборудование, разработанное собственником трассы. Передатчик имеет небольшие размеры, поставляется с креплением к лобовому стеклу. Встроенная система питания обеспечивает бесперебойную работу данного гаджета в течение 5-7 лет при 4-6 транзакциях в день.
Встроенная система Flow+ позволяет оплачивать проезд от точки въезда до точки выезда, которые фиксируются с помощью рамок и видеокамер. При проезде через ПВП можно пользоваться выделенной полосой. Пополнение через Личный кабинет, сайт магистрали, смс-сообщений, мобильного приложения.
- Довольно широкий выбор тарифных опций;
- Функция подключения интероперабельности;
- Удобный базовый тариф;
- Четкий сигнал;
- Защищенность от помех;
- Низкая цена.
Q-Free Standard OBU615S
Транспондер Автодор платные дороги T-Pass разработан и выпускается в Норвегии. Корпус изготовлен из белого пластика. Поставляется в комплекте с держателем, который крепится на обезжиренное лобовое стекло. С устройством идет салфетка, которая позволяет подготовить место фиксации. Маркируется производителем четырехзначным номером. Персонифицируется в Личном кабинете с присвоением индивидуального лицевого счета.
Работает на всех дорогах, включенных в систему интероперабельности. Использование позволяет получить базовые и дополнительные скидки, участвовать в программе лояльности с бонусами до 15%. Доступно пополнение транспортными картами, через электронные кошельки, смс-сообщениями. Состояние счета отслеживается в приложении.
- Программа расширенной гарантии;
- Стабильный сигнал;
- Нет перебоев в работе;
- Хорошая клиентская поддержка.
Где купить транспондер
Приобрести устройство можно при личном визите в одну из точек продаж или заказать в интернет-магазине с курьерской доставкой. С обширным списком торговых точек можно ознакомиться на сайте конкретной компании, вот некоторые из вариантов:
Транспондер — это устройство, позволяющее бесконтактно рассчитываться за проезд по определенному тарифу на платных трассах и специальных полосах. Датчик в компактном корпусе со встроенным аккумулятором крепится на лобовое стекло с внутренней стороны, обычно за зеркалом заднего вида. Его не нужно заряжать или менять в нем батарейки — транспондер способен работать исправно в течение пяти-шести лет.
Единственная функция девайса — бесконтактная оплата проезда, но она позволяет водителю избежать очереди перед кассой и контакта с оператором, что особенно актуально в период пандемии. Так, «Автодор» рекомендовал автомобилистам переходить на бесконтактную оплату на своих дорогах, чтобы свести к минимуму риск заразиться коронавирусом.
Как ранее сообщало РИА Новости, по подсчетам «Автодора», примерно 60 % всех пользователей платных дорог компании платили через транспондер. Данные разнятся по трассам: примерно 75 % автомобилистов на М11 использовали девайс и лишь 10 % предпочли наличные, около 15 % выбрали банковскую карту или мобильный телефон. На М4 «Дон» наличными расплачивались примерно 30 % и около 60 % через транспондер, около 10 % — через смартфон или картой.
Для оснащенных этим устройством автомобилей на платных дорогах есть выделенные полосы с табличками «проезд по транспондеру» — после того как деньги списались, можно без задержек продолжить путь.
Принцип работы
Датчик работает полностью автономно — нажимать на какие-либо кнопки, включать или выключать его не нужно. Он автоматически срабатывает, как только машина проезжает ПВП: транспондер получает сигнал примерно за 20-30 метров до шлагбаума, затем, после обмена сигналами, с владельца списываются деньги по тарифу (при условии, что средств на счете достаточно), шлагбаум поднимается, и можно ехать дальше. Чтобы все прошло успешно, важно ехать не быстрее рекомендованных 30 км/ч и держать дистанцию до другого автомобиля — не менее трех метров.
Глобально все транспондеры можно разделить на две группы:
- персонифицированные;
- неперсонифицированные.
Первая группа — это транспондеры, которые предоставляют персональную информацию (например, паспортные данные) организациям, которые принимают плату за проезд по трассе. Владельцы таких датчики могут пользоваться в программах лояльности, а также привязывать разные устройства к одному счету.
Вторая группа не использует персональные данные, поэтому это более конфиденциальный вариант — отследить автомобиль или определить владельца сложнее. Понятно, что неперсонифицированный гаджет невозможно привязать к лицевому счету — но зато его можно сдать в аренду или дать на время друзьям. Это актуально для тех, кто не планирует регулярно пользоваться платными дорогами.
Есть разные модели транспондеров. Сейчас можно приобрести следующие модели девайсов:
- T-pass — устройство от госкорпорации «Автодор-Платные дороги»;
- «15-58» — от «Объединенных Систем Сбора Платы»;
- «ЗСД» — от «Магистрали северной столицы»;
Раньше для проезда по платной дороге каждой компании требовался свой транспондер, но с 2017 года на всех российских трассах принимают оплату с любых датчиков, что значительно упрощает дело. Тем не менее лучше выбрать устройство той компании, с которой придется взаимодействовать больше всего. Это связано с тем, что каждая организация устанавливает свои тарифы, и для «своих» устройств они будут выгоднее.
Поэтому перед тем как покупать транспондер, стоит спланировать предстоящее путешествие и проанализировать свои маршруты с учетом того, по каким платным дорогам придется проезжать.
Плюсы и минусы
Плюсы использования транспондераМинусы использования транспондераЭкономия времени. Датчик позволяет избежать очередей в обычные кассы и взаимодействия с оператором благодаря бесконтактной оплате. Ошибки при оплате. Неперсонифицированные устройства не позволяют вернуть средства, если те были переведены не на тот счет. Экономия денег. Проезд с транспондером выходит значительно дешевле благодаря специальным тарифам на трассах и системе скидок. Средняя экономия составляет до 20 %. Возможные сбои в работе датчика. Гаджет иногда не считывает сигнал, из-за чего водителю необходимо отъезжать назад и проверять работу устройства. Простое управление счетом. Баланс легко пополнить с помощью личного кабинета в приложении или через платежные сервисы, например, «СбербанкОнлайн» или «ВТБ». Необходимость заранее планировать маршрут и расходы. Пополнение баланса может занять до 40 минут, что будет проблемой, если водитель уже на контрольном пункте. Другие плюсы, в зависимости от модели устройства — например, возможность аренды.
Транспондер можно купить:
- в официальных пунктах продаж организаций-владельцев платных дорог;
- на официальных сайтах компаний;
- в сторонних интернет-магазинах и маркетах;
- с рук у знакомых или через сервисы с объявлениями.
Кроме того, некоторые модели сейчас продаются и на заправках.
Цена
Стоимость транспондера зависит от того, где вы покупаете гаджет. Как правило, в интернет-магазинах цена немного выше, чем у компании-производителя. Средняя цена на транспондер у официальных представителей — до 2 тысяч рублей.
На «Авито» и «Юле» можно найти гаджеты значительно дешевле — по понятным причинам. При этом с б/у устройством могут возникнуть проблемы, нужно тщательно проверять его перед покупкой с рук.
Если планируется разовая поездка, дешевле всего арендовать транспондер. На тех же сервисах объявлений множество таких предложений. Так, одна неделя аренды может обойтись в совсем скромную сумму — до 150-200 рублей. При этом часто требуют залог — это еще порядка 1000-1500 рублей, которые потом вернут, если девайс не будет испорчен или украден.
Также арендовать устройство можно и у представителей компаний, пункты есть прямо на трассах. Оплата посуточная — от 5 до 10 рублей в сутки, нужен только паспорт — транспондер в официальных пунктах всегда выдают персонифицированный. Залог в этом случае не просят, но придется сразу пополнить счет на 500 рублей. Особенно удобно, что можно в этом случае взять датчик в одном пункте, а сдать в другом сразу по окончании пути. Правда, если с устройством по вашей вине что-то случится за время аренды, его потребуют выкупить.
Как установить и настроить
Чтобы транспондер работал как следует, важно его правильно расположить на лобовом стекле. Лучшее место для датчика — за зеркалом заднего вида. Так гаджет будет хорошо считываться на пунктах оплаты и при этом не помешает водителю.
Чтобы устройство хорошо держалось, советуют:
- тщательно очистить и обезжирить место крепления;
- удалить защитную пленку с клейкого основания и закрепить девайс на выбранном месте, немного придавливая в течение 10 секунд.
Настраивать сам транспондер не нужно — он уже заряжен и полностью готов к работе. Необходимо только создать личный кабинет на сайте компании-производителя.
Как пополнить баланс транспондера
Обычно при покупке транспондера составляют договор, обязывающий внести авансовый платеж в размере 1 тысячи рублей, которая будет уже на счету. А для дальнейшего пополнения можно использовать разные способы:
- через личный кабинет на сайте той организации, к которой относится транспондер — как с банковской карты, так и с баланса телефона;
- в пункте продаж с помощью оператора;
- через платежные терминалы;
- через кассу на заправках-партнерах;
- через онлайн-приложения банков.
Насколько выгодно использовать транспондер
Будет ли выгода от покупки транспондера, зависит от того, как часто его владелец ездит по платным дорогам. Автомобилист Владимир Крючков по своему опыту утверждает:
«Минимум три поездки с транспондером в год окупают устройство. А для более редких путешествий можно арендовать гаджет — так в любом случае будет дешевле».
Играют здесь свою роль программы лояльности и системы скидок. Например, сообщалось, что водитель автомобиля с транспондером «Автодора» может сэкономить от 15 до 50 % на проезде по ЦКАД. Существенные скидки доступны также владельцам транспондеров Т-pass. А это уже серьезная экономия.
Как пользоваться транспондером
Специальных навыков транспондер не требует. Для корректной работы его просто нужно правильно установить и вовремя пополнять баланс лицевого счета. В случае неисправности оборудование можно обменять у продавца.
Транспондер устанавливают с внутренней стороны лобового стекла — исключение составляют мотоциклы (для них предусмотрены специальные крепления на руку). В легковом автомобиле устройство размещают сразу за зеркалом заднего вида. Это место обычно выделяется заводской тонировкой с перфорацией. Особенно это актуально для стекол с многослойными защитными или атермальными покрытиями, а также нитями электрообогрева. У таких авто в остальных местах стекло не пропустит радиосигнал.
- Предварительно очистите, обезжирьте и высушите поверхность стекла.
- На подготовленную поверхность установите транспондер. Для этого сначала удалите с крепления устройства защитную пленку двустороннего скотча.
- Приложите кронштейн с клеевой основой к стеклу, чуть надавите и подержите 10 секунд. После этого устройство можно использовать.
У разных операторов условия внесения средств на счет могут отличаться, но обычно это:
- АЗС партнеры;
- центры обслуживания;
- платежные терминалы;
- личный кабинет приложения оператора дороги;
- интернет-банк;
- SMS или USSD-команды.
Для поддержания положительного баланса через банковское приложение подключается услуга автопополнение. Некоторые устройства могут уходить в минусовой баланс. Однако чтобы не получить штраф, сумму следует возместить в течение определенного времени.
Как оплатить проезд
Автоматика на ПВП самостоятельно определяет тип транспортного средства и применяет к нему соответствующий тариф. Для этого учитывают два основных параметра: количество осей и высота транспортного средства. Тарифные сетки у всех операторов разработаны для четырех групп транспорта:
- Легковые авто, в том числе с прицепом, мотоциклы;
- Фургоны, пикапы, мини-фургоны, в том числе с прицепом;
- Грузовики и автобусы без прицепа;
- Грузовики и автобусы, автомобили 1 и 2 класса с прицепом.
Для того, чтобы система корректно определила класс авто и списала правильную сумму, необходимо придерживаться следующих правил:
- при подъезде к пункту взимания платы сбросить скорость до 30 км/ч;
- выдержать дистанцию от впереди идущего автомобиля не менее 15 м, в некоторых случаях может потребоваться полная остановка перед шлагбаумом.
После этого система определит категорию транспортного средства и спишет средства с лицевого счета, о чем транспондер сообщит водителю звуковым индикатором. Когда загорится «зеленый» сигнал светофора и откроется шлагбаум — можно ехать.
На практике весь процесс занимает не более 30 секунд. Однако в сезон плотного трафика, например, летом в направлении юга, даже на полосах для транспондера образуются очереди.
Рейтинг транспондеров для платной дороги
Для составления обзора были отобраны радиоответчики, которые представлены в российских магазинах. Эксперты изучили качество связи, функциональность, мобильность устройств. При составлении рейтинга учитывались отзывы пользователей, мнения специалистов компаний, обслуживающих системы оплат за проезд по скоростным магистралям. Основное внимание уделили следующим характеристикам:
- Интероперабельность – возможность ездить по всем дорогам;
- Размеры – корпус передатчика не должен мешать обзору;
- Монтаж – в комплекте должен быть крепеж, инструкция по установке;
- Способы оплаты – изучались все возможности пополнения счёта;
- Скидки – операторы для своих моделей предлагают существенное снижение оплаты.
Высокое энергопотребление, сложный монтаж, который может стать причиной несрабатывания устройства, заводской брак – радиоответчики с такими дефектами исключались из нашего рейтинга.
Транспондер ЗСД — замена батарейки
Мой транспондер ЗСД перестал работать примерно за 5 лет.
Видимо, мне не повезло — утверждается, что срок службы от 5 до 9 лет.
Раньше транспондер выдавали бесплатно.
Но если бы я решил его заменить сейчас, то мне это обошлось бы в тысячу рублей с гарантией
два года.
Ну или 50 рублей в месяц, что в итоге скорее всего менее выгодно.
Но разборка транспондера ЗСД показала, что внутри батарейка CR2032, которые китайцы продают просто на вес.
Единственный нюанс — в транспондере батарейка приварена к держателю.
Сварка батареек это отдельное развлечение, при желании можете поискать в интернете. Но в данном случае это не имеет смысла, поскольку нам надо так заменить батарейку, чтобы
транспондер ни на секунду не оставался без питания.
Хитрые ЗСД-шники не сохраняют идентификатор в энергонезависимую память, поэтому если
отключить батарейку, то ваш транспондер превратится в бесполезный хлам.
Как же быть?
На aliexpress
за 60 рублей включая доставку можно купить пару “батареек для BIOS” — это те самые
CR2032 но уже с удобно припаянными проводочками.
Для нашего циркового трюка по замене батарейки транспондера ЗСД нам понадобятся обе.
Как разобрать транспондер ЗСД? Отогните наружу края с зацепами.
И вот перед вами вскрытый транспондер ЗСД.
Чтобы транспондер не отключался от батарейки, мы заменим ее в два этапа.
Вначале припаяйте новую батарейку, параллельно старой, с стороны монтажа платы —
противоположной стороне с батарейкой.
Аккуратно отпаяйте старую батарейку. Я руками отогнул вначале минусовой контакт, нагрев
его паяльником. А потом по одному выпаял два контакта плюсовой стороны батарейки.
Не советую выкусывать кусачками или поддевать батарейку чем-то стальным —
почти наверняка вы закоротите батарейку.
После этого припаиваем вторую батарейку с той же стороны, где была старая.
Приклеиваем ее так, чтобы она попала в углубление для нее в корпусе транспондера ЗСД.
Отпаиваем батарейку с лицевой стороны платы.
Все, вы своими руками заменили батарейку транспондера ЗСД.
Топ-3. T-PASS Platinum TWIN OBU-4041
Учтено 63 отзыва с ресурсов: Ozon
Лучший по сроку гарантии
Официальная гарантия от производителя составляет 3 года.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 68х45х14 мм
- Средняя стоимость: 4000 руб.
Премиальная модель серии Platinum разработана австрийским брендом T-pass. Это одно из самых надежных (но и дорогих) устройств на рынке, поэтому производитель не боится выдавать на него гарантию 3 года. При въезде на платную дорогу Москвы не обязательно сильно замедлять движение ― транспондер сработает даже при скорости 40 км/ч. Девайс поставляется в красивой коробке и содержит чехол для фиксации в салоне автомобиля, а также ZIP-пакет, изолирующий сигнал, если водитель пользуется несколькими устройствами. Но в этом нет необходимости, ведь T-pass поддерживает услугу «Один транспондер». Если у водителя в личном кабинете есть дополнительные бонусы или он покупает абонемент, проезд становится еще дешевле. Для настройки гаджета есть инструкция на 9 языках, включая русский. Проблем с этим не возникает. Пополнить баланс можно 5 разными способами.
- Инструкция на 9 языках
- ZIP-пакет в упаковке
- Чехол для фиксации
- 5 способов пополнения
- Стоит дороже конкурентов
- Крупнее других устройств
Где работает транспондер?
Акционерное общество «Новое качество дорог» (АО «НКД»)
— Эмитент, осуществляющий распространение транспондеров «Главная дорога» на платном участке «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» («Северный обход Одинцово»).
Можно менять или нет
Ответ по поводу замены батарейки может быть неоднозначным. Прибор подключен к лицевому счету автовладельца. Каждый водитель может отслеживать баланс, корректно и вовремя оплачивать проезд. Транспондер может быть не персонифицированным.
Если батарейку вынимают происходит информационный сбой , дальнейшее использование устройства бывает уже невозможным – сведения о счете и проезде поступают искаженно либо не поступают на сервер. Это не связано с балансом счета, он может быть положительным. По этой причине, для профилактики сбоев транспондеры поступают в продажу со встроенной батарейкой. Срок работы такого устройства – очень большой.
Как снять транспондер с держателя?
В зависимости от модели устройства для поддержания его работоспособности могут использоваться следующие элементы:
- CR2032. Литиевый элемент питания дискообразной формы. При относительно небольших размерах батарейка имеет ёмкость около 225 mAh и напряжение 3 Вольта. Очень элемент питания этого типа устанавливается для запитки БИОС компьютера или ноутбука.
- CR2477. Этот «таблеточный» элемент питания обладает повышенными показателями ёмкости. Номинальное значение этого параметра составляет 1000 mAh (напряжение 3 В). По этой причине транспондеры с установленной батарейкой этого типа работают наиболее продолжительное время.
- BR2477A. Эта модель батареи является модификацией элемента CR2477. При равных размерах у BR2477A имеются приваренные к корпусу контакты, с помощью которых изделие можно надёжно закрепить на монтажной плате методом пайки.
Все перечисленные модели имеют продолжительный срок службы и могут эксплуатироваться в температурном режиме от минус 40 до плюс 60 градусов Цельсия.
Инструкция по замене
Поменять батарейку в транспондере даже последней модели можно в официальном сервисном центре, но такая услуга стоит денег и займёт не менее двух недель. Столько времени специалистам необходимо для того, чтобы проверить и поменять батарею с последующей настройкой прибора.
Если запрет производителя на самостоятельные действия по замене элемента не способен остановить домашнего мастера, то работы по замене батарейки в транспондере T-Pass следует производить в такой последовательности:
- Снять заднюю крышку изделия. Для этой цели тонким и плоским предметом необходимо поддеть одну из половинок транспондера.
- Освободив печатную плату от пластиковой оболочки, кусачками следует аккуратно отсоединить плюсовые ножки элемента питания.
- Отпаять от платы минусовой контакт.
- Удалить остатки плюсовых контактов.
- Припаять новую батарейку.
При таком способе замены батарейки прибор будет полностью обесточен некоторое время, что может негативно отразиться на его дальнейшей работоспособности, чтобы во время выполнения работы поддерживать функциональность устройства к нему следует подвести электрический ток напряжением в 3 Вольта.
Для этой цели можно использовать 2 последовательно соединённые батарейки типа АА, или точно такую же CR2032. Для этого устанавливаете их в отдельный бокс, от которого следует вывести тонкие медные провода. Эти проводники следует припаять, соблюдая полярность, к соответствующим точкам подключения крепления батарейки.
Топ-4. T-pass Kapsch TRP4010
Учтено 132 отзыва с ресурсов: Ozon, Отзыв-Отзыв, 24 review, На негативе
Среди всех транспондеров у этого толщина корпуса 7 мм, когда у аналогов ― 10-20 мм.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 60х40х7 мм
- Средняя стоимость: 2300 руб.
Устройство выпускается материнской компанией Kapsch. Отличается от модели суббренда T-pass принадлежностью к обычной линейке, а не Premium. Это посодействовало снижению стоимости более чем на 1000 руб. Качество брелка для бесконтактной оплаты высокое, срабатывание надежное, что подтверждают покупатели в отзывах. Гарантия от производителя ― 2 года. По сравнению с другими моделями эта немного тоньше ― всего 7 мм. Выпускается девайс в черно-сером и бело-сером корпусе. Первый вариант почти не заметен под зеркалом заднего вида, особенно при установке на затемненную полосу лобового стекла или рядом с кронштейном зеркала. Но ввиду сочетания привлекательной цены и хороших характеристик купить именно эту модель сложнее.
- Гарантия 2 года
- Тонкий корпус
- Незаметен на лобовом стекле
- Привлекательная цена
Можно ли менять
Можно или нельзя менять батарейки в транспондере зависит от предназначения устройства. Если транспондер выполнен в виде поискового элемента для обнаружения лыжников под завалами снега или ключей от квартиры, и если в таком устройстве села батарейка, то потребуется обязательная замена элемента питания.
Совершенно иначе обстоят дела в приборах с установленным ПО. Такие изделия производят регистрацию или подсчёт каких-либо действий и статистика по проведённым транзакциям может быть полностью обнулена.
Например, в транспондерах Автодор производитель категорически не рекомендует менять источники питания. Такие действия чреваты сбоем в работе программного обеспечения либо полной поломкой устройства.
Предостережения фирм производителей по поводу опасности замены источника питания не относятся к старым моделям таких устройств. В приборах выпущенных ранее можно без каких-либо опасений производить замену.