Где купить транспондер?
Определившись с тем, какой транспондер вам больше подходит – возникает вопрос где его взять. Для транспондеров разных организаций – разные возможности получения и разные условия. Рассмотрим этот вопрос отдельно по каждому транспондеру:
- Транспондер T-Pass – можно приобрести в офисах продаж на трассе М4 «Дон», в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Краснодаре. И также можно приобрести через официальный интернет-магазин, на АЗС и в «Mcafe».
- Транспондер «15–58» — можно купить только в официальных пунктах продаж: на пункте взимания оплаты на 21 км трассы М11 и в дополнительном офисе ТЦ «Зеленопарк».
- Транспондер «ЗСД» — возможно купить только в официальных офисах в Санкт-Петербурге по адресам: ул. Краснопутиловская, 21 и ул. Планерная, 18к2
Крепление транспондера
Для крепления транспондера следует выбрать место с внутренней стороны лобового стекла, примерно за зеркалом заднего вида. В других местах транспондер крепить не следует, так как в современных автомобилях часто используются дополнительные покрытия лобового стекла, которые могут мешать нормальному считыванию сигнала от транспондера, и только в этой области эти покрытия отсутствуют, специально для крепления устройства.
Место установки транспондера
Порядок установки транспондера на указанное место следующий:
- Предварительно подготовить место крепления – стекло необходимо тщательно очистить, просушить и обезжирить.
- Удалить защитную пленку с клейкой основы транспондера.
- Расположите транспондер горизонтально в намеченном месте установки и плотно прижмите его клейкой стороной к ветровому стеклу на 10 секунд.
Единый транспондер для платных дорог М4, ЗСД, М11, М3, М1
Транспондер – это компактное электронное устройство для оплаты проезда на платных дорогах по специальным полосам. Крепится на внутренней стороне лобового стекла автомобиля. При проезде пункта оплаты на дороге бесконтактно считывается сигнал от транспондера, автоматически списывается плата за проезд с баланса транспондера и открывается выездной шлагбаум. Таким образом, возможен быстрый безостановочный проезд на пункте оплаты, не требующий действий от водителя транспортного средства.
Кроме того, проезд по транспондеру – это всегда самый выгодный способ оплатить дорогу. На всех платных дорогах тарифы устроены так, что оплата транспондером – самый дешевый или равноценный вариант оплаты по сравнению с другими способами – наличными или картой.
Если вы когда-либо ездили по платным дорогам, которых в последнее время становиться все больше, то наверняка обращали внимание на выделенные полосы для «проезда только по транспондеру».
Полосы для проезда по транспондеру
Принцип работы транспондера
Транспондер – приемопередающее устройство, которое принимает сигнал и посылает ответный сигнал. Порядок работы транспондера при проезде пункта оплаты ,оборудованного соответствующим автоматикой, следующий:
При приближении автомобиля к пункту оплаты – сигнал от транспондера заблаговременно считывается, примерно за 20–30 метров до шлагбаума.
Если транспондер в автомобиле установлен правильно, а на его балансе достаточно средств для оплаты проезда по установленному тарифу, то происходит автоматическое списание денежных средств с баланса транспондера.
Выездной шлагбаум открывается, и вы можете ехать дальше без остановки.
Считывание сигнала транспондера при подъезде к пункту оплаты
Списание денежных средств с баланса транспондера и открытие шлагбаума
Какой транспондер выбрать – сравнение моделей. Единый транспондер для платных дорог.
Ранее для проезда, например, по трассе М4 — нужен был именно транспондер T-Pass компании Автодор, а для проезда по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге – именно их транспондер. И нельзя было воспользовавшись транспондером для М4 оплатить проезд по ЗСД.
Но начиная с ноября 2017 года компании, которым принадлежат главные платные трассы России, договорились о возможности взаимной оплаты любым транспондером всех платных дорог, а не только принадлежащих конкретной организации. Это соглашение называется системой интероперабельности. Тем не менее для проезда по той же М4 все же лучше использовать транспондер, купленный именно для М4, так как стоимость проезда по нему будет ниже, чем по транспондеру для ЗСД.
В России на данный момент можно приобрести следующие транспондеры для наиболее выгодного проезда по соответствующим платным дорогам:
Транспондеры «Т-Pass» распространяет ООО «Автодор-Платные Дороги». Данные транспондеры наиболее выгодны при проезде по дорогам, принадлежащим государственной компании «Автодор»:
— Трасса М4 «Дон» которая проходит по маршруту Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск на следующих участках дороги: 21–93 км, 93–211 км, 225–260 км, 287–321 км, 330–414 км, 414–464 км, 492–517 км, 544–633 км и 1091–1119 км. — Трасса М11 по маршруту Москва – Санкт-Петербург на участке с 208 по 334 км— Трасса М3 «Украина» на участке с 124 по 194 км
Транспондеры «15–58» распространяет компания «Объединенные Системы Сбора Платы» (ООО «ОССП»). Данные транспондеры наиболее выгодны при проезде по дороге, принадлежащей организации «Северо-Западная концессионная компания» (ООО «СЗКК»):
— Участок трассы М11 с 15 по 58 км по маршруту Москва – Шереметьево – Солнечногорск.
Транспондеры «ЗСД» распространяет «Магистраль северной столицы» (ООО «МСС»). Данные транспондеры наиболее выгодны для оплаты проезда по дороге компании АО «Западный скоростной диаметр» (АО «ЗСД»):
— Платная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в г. Санкт-Петербурге.
Транспондеры «Главная дорога» распространяет акционерное общество «Новое качество дорог» (АО «НКД»). Эти транспондеры наиболее выгодны для оплаты проезда по дороге компании Акционерное общество «Главная дорога» (АО «ГД»):
— Участок дороги М1 «Беларусь» или «Северный обход Одинцово».
Ниже представлена таблица сравнения тарифов и скидок на оплату проезда разными транспондерами разных платных трасс для легкового автомобиля днем:
Как оплатить транспондер?
Важно следить за состоянием баланса – в случае, если денежных средств на счете транспондера будет недостаточно – шлагбаум на контрольном пункте не откроется. В зависимости от выбранного транспондера – доступны различные способы пополнения баланса. Ниже приведена сравнительная таблица, дающая представление о возможных способах оплаты того или иного транспондера.
Предварительно подготовить место крепления – стекло необходимо тщательно очистить, просушить и обезжирить.
Удалить защитную пленку с клейкой основы транспондера.
Расположите транспондер горизонтально в намеченном месте установки и плотно прижмите его клейкой стороной к ветровому стеклу на 10 секунд.
Как пользоваться транспондером
Специальных навыков транспондер не требует. Для корректной работы его просто нужно правильно установить и вовремя пополнять баланс лицевого счета. В случае неисправности оборудование можно обменять у продавца.
Как установить
Транспондер устанавливают с внутренней стороны лобового стекла — исключение составляют мотоциклы (для них предусмотрены специальные крепления на руку). В легковом автомобиле устройство размещают сразу за зеркалом заднего вида. Это место обычно выделяется заводской тонировкой с перфорацией. Особенно это актуально для стекол с многослойными защитными или атермальными покрытиями, а также нитями электрообогрева. У таких авто в остальных местах стекло не пропустит радиосигнал.
- Предварительно очистите, обезжирьте и высушите поверхность стекла.
- На подготовленную поверхность установите транспондер. Для этого сначала удалите с крепления устройства защитную пленку двустороннего скотча.
- Приложите кронштейн с клеевой основой к стеклу, чуть надавите и подержите 10 секунд. После этого устройство можно использовать.
Как пополнить баланс
У разных операторов условия внесения средств на счет могут отличаться, но обычно это:
- АЗС партнеры;
- центры обслуживания;
- платежные терминалы;
- личный кабинет приложения оператора дороги;
- интернет-банк;
- SMS или USSD-команды.
Для поддержания положительного баланса через банковское приложение подключается услуга автопополнение. Некоторые устройства могут уходить в минусовой баланс. Однако чтобы не получить штраф, сумму следует возместить в течение определенного времени.
Как оплатить проезд
Автоматика на ПВП самостоятельно определяет тип транспортного средства и применяет к нему соответствующий тариф. Для этого учитывают два основных параметра: количество осей и высота транспортного средства. Тарифные сетки у всех операторов разработаны для четырех групп транспорта:
- Легковые авто, в том числе с прицепом, мотоциклы;
- Фургоны, пикапы, мини-фургоны, в том числе с прицепом;
- Грузовики и автобусы без прицепа;
- Грузовики и автобусы, автомобили 1 и 2 класса с прицепом.
Для того, чтобы система корректно определила класс авто и списала правильную сумму, необходимо придерживаться следующих правил:
- при подъезде к пункту взимания платы сбросить скорость до 30 км/ч;
- выдержать дистанцию от впереди идущего автомобиля не менее 15 м, в некоторых случаях может потребоваться полная остановка перед шлагбаумом.
После этого система определит категорию транспортного средства и спишет средства с лицевого счета, о чем транспондер сообщит водителю звуковым индикатором. Когда загорится «зеленый» сигнал светофора и откроется шлагбаум — можно ехать.
На практике весь процесс занимает не более 30 секунд. Однако в сезон плотного трафика, например, летом в направлении юга, даже на полосах для транспондера образуются очереди.
Топ-2. OBU615S Q-Free ASA
Учтено 1632 отзыва с ресурсов: Яндекс. Маркет, Ozon, Отзовик
Транспондер проработает на одной батарейке до 10 лет даже при активном использовании и регулярных поездках по платным дорогам.
- Страна: Норвегия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 67х38х20
- Средняя стоимость: 2000 руб.
Транспондер серии «Стандарт» выполнен в белом корпусе без дополнительных логотипов. Дизайн очень простой. Фиксируется на лобовое стекло с применением квадрата двухстороннего скотча, наклеенного еще на заводе. Вставляется в пластиковый кронштейн. Подходит для платных дорог М4, М3, М11 и для ЦКАДа. Устройство поддерживает единую оплату для всех операторов. Заехав на платную трассу М4, рассчитаться за право проезда получится на любой полосе ― не нужно искать указатели. Гаджет работает от собственной батарейки и не нуждается в подзарядке. Срок службы элемента питания ― 6 лет, если каждый день совершать 4 оплаты. В реальности батареи хватает на дольше. Из отзывов видно, что срабатывание четкое, сдавать назад не придется. Но по габаритам эта модель одна из самых «толстеньких», что не всем нравится на лобовом стекле.
Плюсы и минусы
- Легкое снятие с кронштейна
- Длительная работа от батареи
- Возможность оплаты на любой полосе М4
- Привязка всех устройств к одному счету
- Крупнее других
- Некрасивый дизайн
Водителей предупреждают о мошенниках с «безлимитными» транспондерами для платных дорог
В соцсетях и на сайтах объявлений стали появляться предложения приобрести «безлимитный» транспондер для поездок по платным дорогам России. Однако это обман, который может не только лишить поверившего денег, но и сделать его самого нарушителем, предупреждает ГК «Автодор».
Безлимитных транспондеров не существует, подчеркивают в компании, и предложения купить их публикуют мошенники. Жертвы подобных махинаций, вероятно, не понимают, как на самом деле работают транспондеры и система взимания платы за проезд, пояснили специалисты «Российской газете» 9 февраля. Устройство привязывается к лицевому счету, на который пользователь зачисляет деньги и с которого они списываются при проезде через пункт взимания платы или рамку системы «свободный поток» на платной дороге. Сумма оплаты зависит от участка дороги, категории транспортного средства, а иногда и дня недели. Все это система рассчитывает в момент проезда при помощи специальных камер и датчиков.
Транспондер, купленный у сомнительных лиц, невозможно персонифицировать. Он уже привязан к фиктивному счету, на котором есть немного средств, причем, как правило, гораздо меньше, чем жертва за это устройство заплатила. Эти средства списываются за первые несколько поездок, и потом проехать по транспондеру будет невозможно. Проверить баланс и получить информацию о своих поездках по этому устройству пользователь тоже не сможет, поскольку регистрация в личном кабинете при такой покупке не предусмотрена.
Более того, действующее законодательство не предусматривает возможность проезда по платным дорогам «зайцем», так что, пользуясь «безлимитным» транспондером, водитель и сам рискует стать правонарушителем, напоминают в «Автодоре». Системы фото- и видеофиксации, установленные на платных дорогах, позволят узнать номер, марку и модель транспортного средства, водитель которого не оплатил проезд, после чего данные могут быть переданы в правоохранительные органы, и последует ответственность.
В компании настоятельно рекомендуют покупать транспондеры только у официальных дилеров и регистрировать свое устройство через сайт или приложение «Автодора».
В «Магистрали Северной столицы», которая является оператором петербургского ЗСД, «Фонтанке» рассказали, что не сталкивались с попытками проехать по таким устройствам и с подобными жалобами к ним не обращались, но тоже призвали не покупать транспондеры с рук. «Тарифов, кроме указанных на официальном сайте МСС, не существует. Покупка транспондеров с рук с некими специальными условиями практически стопроцентно приведёт пользователя к мошенникам», — отметили в компании.
Когда вопросы «какой транспондер выбрать для всех дорог» и «какой транспондер лучший» уже решены, остается его приобрести. Сделать это можно в разных местах в зависимости от того, устройство чьей компании вы выбрали. Как правило, их продают на пунктах взимания платы при въезде на трассу или возле них, на АЗС, в центрах продаж и обслуживания компании-владельца платной дороги.
Также транспондер можно купить в обычных и сетевых магазинах, супермаркетах, в запчастях, в отделениях «Почты России», в МФЦ, салонах сотовой связи, интернет-магазинах, сетях быстрого питания и у предприятий-партнеров.
Топ-5. ЗСД Транспондер
Учтено 25 отзывов с ресурсов: Отзовик
Транспондер ЗСД стоит на 30-50% дешевле остальных.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 63х41х10 мм
- Средняя стоимость: 1500 руб.
Модель выпускается норвежским брендом Kapsch специально для оператора Санкт-Петербурга «Магистраль Северной Столицы». Предназначен для проезда по Западному Скоростному диаметру, значительно экономя время при объезде города с юга на север. Транспондер ЗСД ― самый бюджетный вариант проезда по платным дорогам. Купить транспондер ЗСД можно только в центрах продаж оператора. Выпускается в двух версиях: «Стандарт» и «Плюс». Первая стоит всего 1500 руб. Вторая ― 1900 руб. Полностью анонимный, не нужно никуда вносить персональные данные. При необходимости его можно персонифицировать, заключив договор, что предоставит дополнительные скидки. Пополнение происходит через мобильное приложение или в личном кабинете на сайте оператора.
- Доступная цена
- Легкая установка в кронштейн
- Удобное пополнение через приложение
- Слишком простой дизайн
- Только для Западного Скоростного диаметра
- Купить можно только в центрах продаж
Используем транспондер для платных трасс
В створе быстрой полосы расположены две антенны на разном удалении от шлагбаума, сработать может любая из них. Если транспондер не пищит при обмене данными, это нормально: наличие подтверждающего сигнала зависит от настроек системы.
Самоизоляция — это не навсегда. Рано или поздно автомобильное движение между городами восстановится, а то и станет более активным. Ведь вынужденное заточение вкупе с ограничениями выезда за границу способны спровоцировать бум внутреннего туризма. Для поиздержавшихся граждан это вообще единственный способ сменить картинку. Увы, не всем удастся избежать платных дорог. Как экономить, если иного маршрута нет? При помощи транспондеров.
Идея этого материала родилась у меня ещё до коронавирусных времён в ходе дискуссии между сотрудниками Драйва. Вопрос стоял прикладной: какой транспондер выгоднее использовать для поездок из Москвы в Санкт-Петербург по трассе M11 «Нева», разные участки которой обслуживают несколько операторов? Интернет чёткого ответа не даёт, а наш коллектив мало ездит по платкам, да и то чаще по М1 в обход Одинцово. Поэтому я решил разобраться, попутно вспомнив историю.
Очереди на пунктах взимания платы дороги M11 в пиковое время нередки. Частенько столпотворение можно увидеть и на АЗС, которых на межстоличной трассе пока маловато.
Основанием для появления платных трасс стал ельцинский указ 1992 года «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Спустя шесть лет были уточнены условия для создания таких участков. Главным стало положение о бесплатном альтернативном объезде. И уже в 1999 году на автодороге М4 «Дон» в Липецкой области открылся первый платный отрезок протяжённостью 20 км в обход села Хлевное.
Все платные дороги (как и любые другие) принадлежат Российской Федерации в лице Автодора. Кроме Западного скоростного диаметра (ЗСД), которым владеет Петербург. Северный обход Одинцово на трассе M1, отдельные секторы ЗСД и головной участок дороги М11 построены в рамках концессии. Так называется соглашение между государством и частным инвестором, обязавшимся создать некий объект с привлечением собственных средств. Концессионер, в зависимости от условий соглашения, обслуживает дорогу и получает до 100% выручки в течение достаточно долгого срока, например, тридцати лет.
Билетный автомат рассчитан на транспортные средства различной высоты. Они делятся на тарифные классы, исходя из габаритов и количества осей. Например, алгоритмы ЗСД учитывают высоту кузова над передней осью: если не превышает 1,3 м, автомобиль попадает в легковую первую категорию.
Как правило, платное движение организуется либо после серьёзной модернизации существующих участков, либо на проложенных с чистого листа и обладающих всей необходимой инфраструктурой. Но не везде. Например, в 2002 году власти Псковской области просто перегородили шлагбаумами четыре дороги, назначив плату за проезд. С аборигенов мзду не брали, но транзитный транспорт обдирали как липку. В какой-то момент цена километра пути на псковщине стала самой высокой в Европе. При этом покрытие двухполосных шоссе было удручающим.
Пункты взимания платы используют разные типы камер. Часть из них служит для видеонаблюдения, в том числе фиксации нарушений. Другие же задействованы в системе автоматической классификации, определяя габариты и количество осей транспортного средства.
Наиболее значимым событием последних лет стал ввод в эксплуатацию нового участка трассы М11 в Тосненском районе (646-684 км). При этом на «Неве» всё равно сохраняется пробел cо 149 километра по 208-й. На проектирование недостающего участка протяжённостью чуть более 62 км Автодор уже заложил почти полмиллиарда рублей, оно должно закончиться к середине 2021 года. Однако о сроках строительства неизвестно даже в общих чертах. Как тут не вспомнить, что «Неву» обещали завершить к Чемпионату мира по футболу 2018-го.
Для пользователя принципиальной разницы между транспондерами нет. Австрийский Kapsch TS3203 (слева) и норвежский Q-Free OBU615S (справа), равно как и разные модели иных производителей, работают на частоте 5,8 ГГц, используя схожие протоколы и стандарты.
Коммерческие дороги делятся на два типа: открытые и закрытые. На открытых счёт за проезд формируется в момент пересечения пункта взимания платы (ПВП). При въезде на платный участок закрытой трассы выдаётся билет, который служит основанием для снятия денег при выезде с учётом пройденного маршрута. На ПВП принимают наличку и «пластик», но лучше всего ездить с транспондером. Он позволяет пользоваться выделенными полосами, преодолевать створы ПВП без остановки и при этом экономить.
Транспондер считается на любой полосе, где есть соответствующий знак. На обычной придётся сделать пит-стоп, а Fast Lane предусматривает безостановочный проезд при рекомендуемых 30 км/ч. В теории оборудование позволяет преодолевать створ даже на 80.
В России транспондеры эмитируют четыре организации, перечисленные в сводной таблице. Первой платной дорогой с таким оборудованием стал питерский ЗСД восемь лет назад. С тех пор концессионер проекта «Магистраль северной столицы» (МСС) эмитировал порядка 700 тысяч устройств. Транспондеры выдавались бесплатно до 10 марта 2020 года, сейчас же их цена составляет тысячу рублей, но можно не покупать, а брать в аренду за 50 рублей в месяц. Подавляющее большинство — примерно 85% — машин катаются по ЗСД с транспондерами, даже каршеринг. Оно и понятно: трасса по сути внутригородская.
C 2011 года Западный скоростной диаметр упростил петербургскую логистику, соединив южные и северные районы города через Васильевский остров. Цена проезда неоднократно повышалась, а последняя перепись тарифов пришлась на начало 2020 года.
У других платников доля пользователей транспондеров скромнее. Например, на московско-солнечногорском отрезке трассы М11 таковых в среднем 45%. Работающие в Москве жители Зеленограда активно пользуются благами системы автоматического взимания платы: этот маршрут на 70% транспондерный. При этом до аэропорта Шереметьево 65% машин едут за живые деньги без каких-либо скидок.
К слову, дисконт за наличие транспондера не слишком распространён в мировой практике. Европа скидок не даёт: там это всего лишь вопрос удобства безостановочного проезда по быстрым полосам. Полагаю, и у нас со временем операторы избавятся от послаблений. Сейчас же все эмитенты предоставляют особые условия держателям своих транспондеров, а некоторые — ещё и гостевым устройствам. Так называемую интероперабельность (возможность везде использовать один датчик) поддерживают все операторы (в некоторых случаях при определённом балансе на счету), но автодоровский T-pass требует её активации.
Оптимальным местом для крепления транспондера (единственным на стёклах с подогревом или металлизированным теплоизоляционным слоем) является зона вокруг зеркала. Если у вас пара датчиков, ненужный лучше хранить в металлизированном пакете, чтобы избежать срабатываний.
Самая щедрая трасса — ЗСД в Петербурге, где действуют одинаковые скидки до 67% как для своих, так и для визитёров. Кроме того, здесь внедрена система Flow+ с дополнительными антеннами, установленными на всех въездах и съездах. Это позволяет оплачивать поездку не по тарифным зонам целиком, а нарезать их на более компактные отрезки, что также даёт ощутимую экономию для пользователя.
Не все приложения для смартфонов (слева — Автодор, за ним — «Главная дорога» производства НКД) предлагают тарифный калькулятор, как бирюзовое детище МСС «Ваш ЗСД». В Питере помимо официального существует любительский софт с более высоким пользовательским рейтингом.
У Автодора тоже предусмотрены скидки для гостевых транспондеров, но исключительно на трассе М11 и только для транзитёров до Питера: 30% из Тверской области и 20% из Новгорода. Частные «Северо-западная концессионная компания» (СЗКК, 15-58 км М11) и «Новое качество дорог» (НКД, платный обход Одинцово на M1) гостям поблажек не делают — разве что в ходе исключительных партнёрских акций. Государственный Автодор финансово более раскрепощён. А недополученные доходы концессионера петербургского ЗСД компенсирует Смольный.
Пока единый стандарт оформления не принят. На М11 быстрые полосы обозначены жёлтыми знаками, а на ЗСД — зелёными. Но Автодор собирается унифицировать обозначения по всей стране.
Помимо таблицы транспондеров различных эмитентов, я подготовил ещё одну с расчётом стоимости нескольких гипотетических маршрутов при использовании интероперабельности. Наиболее универсальным выходит автодоровский T-pass хотя бы потому, что он является домашним для нескольких направлений. Он же обеспечивает максимальный дисконт в поездке между столицами. При наличии «ти-пасса» можно спокойно раскатывать и по ЗСД с теми же привилегиями, что у держателей питерских датчиков.
Если вы регулярно ездите по какой-либо платной трассе (скажем, на дачу и обратно каждый уикенд), то для максимальной экономии логично обзавестись домашним для этого направления транспондером, используя его в качестве основного и на других трассах. Тратиться на устройство для разовых поездок смысла нет, хотя его можно взять в аренду.
Коронакризис больно ударил по платным магистралям. На автодоровских направлениях трафик снизился наполовину, а Северо-западная концессионная компания (М11 от Москвы до Солнечногорска) рассказала, что недосчиталась 75% пользователей.
Однако при выборе одной коробочки на все случаи жизни примите во внимание наличие или отсутствие абонентской платы (см. таблицу) и удобство пополнения баланса. В теории закидывать деньги на счёт проще всего через приложение на смартфоне. В этом смысле ЗСД пока вне конкуренции. Так что жителям Санкт-Петербурга можно вообще не ломать голову при выборе транспондера. А москвичам на роль универсального ключа к платным дорогам подойдёт T-pass от Автодора.
Особенности транспондеров различных эмитентов
* Абонентская плата взимается только в месяц использования транспондера.
Стоимость проезда с учётом тарифов день/ночь и интероперабельности
* В скобках указаны тарифы выходного дня.
За кадром
Накануне введения пропускной системы в Москве я обновил свой гараж, сменив одну немецкую старушку на другую, и по платным дорогам самоизолировался в Санкт-Петербурге. Чтобы сэкономить 340 рублей, покинул столицу по старой трассе М10 и въехал на М11 в районе Зеленограда. Таким образом миновал в том числе и самый дорогой участок от МКАД до аэропорта Шереметьево. С транспондером ЗСД поездка обошлась в 1146 рублей. Питерская самоизоляция лайтовее московской: машины ездят, народ шастает. Прогулялся и я по стрелке родного Васильевского острова, где разговорился с Олегом, который делает очаровательные фигурки из бронзы. Мастерская сейчас переживает не лучшие дни, а продажа фигурок онлайн себя пока не оправдывает. Лично меня покорили коты на лавочке под фонарём, которые теперь живут дома на полке.
Топ-3. T-PASS Platinum TWIN OBU-4041
Учтено 63 отзыва с ресурсов: Ozon
Лучший по сроку гарантии
Официальная гарантия от производителя составляет 3 года.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 68х45х14 мм
- Средняя стоимость: 4000 руб.
Премиальная модель серии Platinum разработана австрийским брендом T-pass. Это одно из самых надежных (но и дорогих) устройств на рынке, поэтому производитель не боится выдавать на него гарантию 3 года. При въезде на платную дорогу Москвы не обязательно сильно замедлять движение ― транспондер сработает даже при скорости 40 км/ч. Девайс поставляется в красивой коробке и содержит чехол для фиксации в салоне автомобиля, а также ZIP-пакет, изолирующий сигнал, если водитель пользуется несколькими устройствами. Но в этом нет необходимости, ведь T-pass поддерживает услугу «Один транспондер». Если у водителя в личном кабинете есть дополнительные бонусы или он покупает абонемент, проезд становится еще дешевле. Для настройки гаджета есть инструкция на 9 языках, включая русский. Проблем с этим не возникает. Пополнить баланс можно 5 разными способами.
- Инструкция на 9 языках
- ZIP-пакет в упаковке
- Чехол для фиксации
- 5 способов пополнения
- Стоит дороже конкурентов
- Крупнее других устройств
Как выбрать транспондер для платной дороги
Вопрос о том, какой транспондер купить для платных дорог, ставится перед водителями все чаще. Устройства не только экономят время прохождения пунктов временного пропуска, но и позволяют снизить расходы на проезд. При выборе необходимо оценить стабильность работы, энергозатраты, простоту монтажа. Купить рекомендуется универсальное устройство или оборудование, рассчитанное для расчетов на эксплуатируемой автомагистрали.
Сфера применения
В России небольшое количество коммерческих автомагистралей, но число дорог постоянно увеличивается. Собственники предлагают передатчики, которые рассчитаны на работу в системы оплаты определенной магистрали. Если в планах поездки из города домой и обратно – то можно приобрести специализированное оборудование. В этом случае водитель может рассчитывать на большие преференции. Поклонникам автотуризма, которые любят путешествовать на юг или между столицами лучше выбрать технику от Автодора. Если такой возможности нет, то приобретаемый радиоответчик должен иметь функцию интероперабельности.
Питание
Прибор может запитываться от батареи или от прикуривателя. Автономные системы удобнее, так как не приходится тратить средства для прокладки проводки вокруг лобового стекла. При выборе необходимо уточнить, насколько рассчитан заряд батареи. Если корпус разборный и пользователь может выполнять замену источника питания, то этот вопрос не актуален. В ситуации, когда батарея впаяна в систему электроснабжения передатчика – срок его использования равен времени эксплуатации источника.
Время срабатывания
При работе выполняется приемка и передача данных. Чем быстрее осуществляется транзакция, тем на более высокой скорости автомобиль минует ПВП. У основной части оборудования время срабатывания 2-3 секунды, это позволяет выполнить обмен на скорости от 20 до 30 км/час. Если на транзакцию требуется от 4 до 5 секунд, то потребуется снижать скорость до 10-15 км/час, что может вызвать недовольство у других водителей в потоке.
Лучшие транспондеры для платной дороги
Лучшей техникой нужно признать универсальные модели, которые позволяют оплатить стоимость проезда на всех автомагистралях. Рассматривались транспондеры для платных дорог по России, изготовленные отечественными и европейскими производителями. Лучшие модели отличаются простым монтажом, стабильно срабатывают на скорости 30 км/час, надежно защищены от помех. Пользоваться выбранными устройствами сможет любой водитель, не имеющий технического образования.
Автодор-Платные Дороги T-pass Kapsch TRP-4010-00А
Приёмо-передающее устройство для «Автодора» выпускается австрийской компанией. Предлагается два варианта корпуса которые подходят для салона автомобиля в любом стиле – черный и серый. Фиксируется на лобовое стекло с помощью кронштейна, идущего в комплекте. Имеет небольшой размер, не мешает обзору трассы. Каждый передатчик обладает уникальным номером, индивидуальным лицевым счетом. Пополнить баланс можно разными способами: банковской картой, через терминал или электронный кошелек, смс-сообщением.
Оборудование работает автономно, для питания используется литиевая батарея на 3В. Использовать средство оплаты можно на магистралях М-1, М-3, М-4, М-11, ЗСД, ЦКАД. Базовые скидки в зависимости от участка составляют от 10 до 40%. При участии в программе лояльности, появляется дополнительная возможность сэкономить от 3 до 15%. Для отслеживания движений средств на счете используется «Личный кабинет». Цветовое отображение статуса упрощает контроль за остатком денежных средств.
- Звуковой индикатор проезда через рамку;
- Приложение для смартфона;
- Стабильное срабатывание на скорости;
- Работа с юридическими лицами;
- Гарантийный срок службы 2 года.
Пользователь может подключить услугу, по которой технику можно использовать на всех автомобильных магистралях России. Оборудование применяется при передвижении по выделенной полосе на пунктах пропуска, что сокращает время в пути.
Kapsch TRP-4010 Premium
Прибор австрийского производителя с усиленным сигналом. Стабильно считывает данные на скорости 30 км/час. Изделие не персонифицировано, но имеет уникальный лицевой счет и PAN-номер. Это позволяет пополнить баланс, зарегистрировать передатчик в «Личном кабинете» определенной платной трассы или в системе «Автодор». Заложена функция интероперабельности, которая позволит производить автоматическую оплату на любой магистрали в России.
Поставляется агрегат в разных комплектациях, может идти в паре с кронштейном или без планки крепления. В последнем случае можно воспользоваться двухсторонним скотчем для фиксации на лобовом стекле. Питание – от встроенной батареи.
- Подключение к программе лояльности «Автодора»;
- Гарантированные скидки на всех трассах;
- Стабильный сигнал;
- Короткое время срабатывания;
- Удобный контроль за состоянием лицевого счета.
Главная дорога
Девайс разработана для поездок по автомагистрали в районе Одинцово. Имеет небольшие размеры, удобное крепление. Поставляется в корпусе из ударопрочного белого пластика. Встроенное питание рассчитано на эксплуатацию в течение 5-7 лет. Прибор выдается бесплатно при заключении договора с собственником, с автолюбителя взимается небольшая ежемесячная оплата за аренду.
Пополнение счета производится с помощью смс-сообщений, банковских карт, терминалов. Можно сделать оплату с электронных кошельков. Передатчик привязывается к номеру телефона, на смартфон устанавливается приложение, с помощью которого можно отслеживать расход средств со счета. Есть функция единой оплаты при поездках по всем автомагистралям России. Подключить интероперабельность можно через личный кабинет.
- Низкое энергопотребление;
- Четкий сигнал на скорости 30 км/час;
- Световая маркировка статуса;
- Хорошие скидки.
Западный Скоростной Диаметр упрощает жизнь водителям Северной столицы. Оплатить проезд по ЗСД по транспондеру можно в течение 2-3 секунд, если использовать оборудование, разработанное собственником трассы. Передатчик имеет небольшие размеры, поставляется с креплением к лобовому стеклу. Встроенная система питания обеспечивает бесперебойную работу данного гаджета в течение 5-7 лет при 4-6 транзакциях в день.
Встроенная система Flow+ позволяет оплачивать проезд от точки въезда до точки выезда, которые фиксируются с помощью рамок и видеокамер. При проезде через ПВП можно пользоваться выделенной полосой. Пополнение через Личный кабинет, сайт магистрали, смс-сообщений, мобильного приложения.
- Довольно широкий выбор тарифных опций;
- Функция подключения интероперабельности;
- Удобный базовый тариф;
- Четкий сигнал;
- Защищенность от помех;
- Низкая цена.
Q-Free Standard OBU615S
Транспондер Автодор платные дороги T-Pass разработан и выпускается в Норвегии. Корпус изготовлен из белого пластика. Поставляется в комплекте с держателем, который крепится на обезжиренное лобовое стекло. С устройством идет салфетка, которая позволяет подготовить место фиксации. Маркируется производителем четырехзначным номером. Персонифицируется в Личном кабинете с присвоением индивидуального лицевого счета.
Работает на всех дорогах, включенных в систему интероперабельности. Использование позволяет получить базовые и дополнительные скидки, участвовать в программе лояльности с бонусами до 15%. Доступно пополнение транспортными картами, через электронные кошельки, смс-сообщениями. Состояние счета отслеживается в приложении.
- Программа расширенной гарантии;
- Стабильный сигнал;
- Нет перебоев в работе;
- Хорошая клиентская поддержка.
Транспондер — это устройство, позволяющее бесконтактно рассчитываться за проезд по определенному тарифу на платных трассах и специальных полосах. Датчик в компактном корпусе со встроенным аккумулятором крепится на лобовое стекло с внутренней стороны, обычно за зеркалом заднего вида. Его не нужно заряжать или менять в нем батарейки — транспондер способен работать исправно в течение пяти-шести лет.
Единственная функция девайса — бесконтактная оплата проезда, но она позволяет водителю избежать очереди перед кассой и контакта с оператором, что особенно актуально в период пандемии. Так, «Автодор» рекомендовал автомобилистам переходить на бесконтактную оплату на своих дорогах, чтобы свести к минимуму риск заразиться коронавирусом.
Как ранее сообщало РИА Новости, по подсчетам «Автодора», примерно 60 % всех пользователей платных дорог компании платили через транспондер. Данные разнятся по трассам: примерно 75 % автомобилистов на М11 использовали девайс и лишь 10 % предпочли наличные, около 15 % выбрали банковскую карту или мобильный телефон. На М4 «Дон» наличными расплачивались примерно 30 % и около 60 % через транспондер, около 10 % — через смартфон или картой.
Для оснащенных этим устройством автомобилей на платных дорогах есть выделенные полосы с табличками «проезд по транспондеру» — после того как деньги списались, можно без задержек продолжить путь.
Датчик работает полностью автономно — нажимать на какие-либо кнопки, включать или выключать его не нужно. Он автоматически срабатывает, как только машина проезжает ПВП: транспондер получает сигнал примерно за 20-30 метров до шлагбаума, затем, после обмена сигналами, с владельца списываются деньги по тарифу (при условии, что средств на счете достаточно), шлагбаум поднимается, и можно ехать дальше. Чтобы все прошло успешно, важно ехать не быстрее рекомендованных 30 км/ч и держать дистанцию до другого автомобиля — не менее трех метров.
Виды
Глобально все транспондеры можно разделить на две группы:
- персонифицированные;
- неперсонифицированные.
Первая группа — это транспондеры, которые предоставляют персональную информацию (например, паспортные данные) организациям, которые принимают плату за проезд по трассе. Владельцы таких датчики могут пользоваться в программах лояльности, а также привязывать разные устройства к одному счету.
Вторая группа не использует персональные данные, поэтому это более конфиденциальный вариант — отследить автомобиль или определить владельца сложнее. Понятно, что неперсонифицированный гаджет невозможно привязать к лицевому счету — но зато его можно сдать в аренду или дать на время друзьям. Это актуально для тех, кто не планирует регулярно пользоваться платными дорогами.
Есть разные модели транспондеров. Сейчас можно приобрести следующие модели девайсов:
- T-pass — устройство от госкорпорации «Автодор-Платные дороги»;
- «15-58» — от «Объединенных Систем Сбора Платы»;
- «ЗСД» — от «Магистрали северной столицы»;
Раньше для проезда по платной дороге каждой компании требовался свой транспондер, но с 2017 года на всех российских трассах принимают оплату с любых датчиков, что значительно упрощает дело. Тем не менее лучше выбрать устройство той компании, с которой придется взаимодействовать больше всего. Это связано с тем, что каждая организация устанавливает свои тарифы, и для «своих» устройств они будут выгоднее.
Поэтому перед тем как покупать транспондер, стоит спланировать предстоящее путешествие и проанализировать свои маршруты с учетом того, по каким платным дорогам придется проезжать.
Плюсы и минусы
Плюсы использования транспондераМинусы использования транспондераЭкономия времени. Датчик позволяет избежать очередей в обычные кассы и взаимодействия с оператором благодаря бесконтактной оплате. Ошибки при оплате. Неперсонифицированные устройства не позволяют вернуть средства, если те были переведены не на тот счет. Экономия денег. Проезд с транспондером выходит значительно дешевле благодаря специальным тарифам на трассах и системе скидок. Средняя экономия составляет до 20 %. Возможные сбои в работе датчика. Гаджет иногда не считывает сигнал, из-за чего водителю необходимо отъезжать назад и проверять работу устройства. Простое управление счетом. Баланс легко пополнить с помощью личного кабинета в приложении или через платежные сервисы, например, «СбербанкОнлайн» или «ВТБ». Необходимость заранее планировать маршрут и расходы. Пополнение баланса может занять до 40 минут, что будет проблемой, если водитель уже на контрольном пункте. Другие плюсы, в зависимости от модели устройства — например, возможность аренды.
Транспондер можно купить:
- в официальных пунктах продаж организаций-владельцев платных дорог;
- на официальных сайтах компаний;
- в сторонних интернет-магазинах и маркетах;
- с рук у знакомых или через сервисы с объявлениями.
Кроме того, некоторые модели сейчас продаются и на заправках.
Цена
Стоимость транспондера зависит от того, где вы покупаете гаджет. Как правило, в интернет-магазинах цена немного выше, чем у компании-производителя. Средняя цена на транспондер у официальных представителей — до 2 тысяч рублей.
На «Авито» и «Юле» можно найти гаджеты значительно дешевле — по понятным причинам. При этом с б/у устройством могут возникнуть проблемы, нужно тщательно проверять его перед покупкой с рук.
Аренда
Если планируется разовая поездка, дешевле всего арендовать транспондер. На тех же сервисах объявлений множество таких предложений. Так, одна неделя аренды может обойтись в совсем скромную сумму — до 150-200 рублей. При этом часто требуют залог — это еще порядка 1000-1500 рублей, которые потом вернут, если девайс не будет испорчен или украден.
Также арендовать устройство можно и у представителей компаний, пункты есть прямо на трассах. Оплата посуточная — от 5 до 10 рублей в сутки, нужен только паспорт — транспондер в официальных пунктах всегда выдают персонифицированный. Залог в этом случае не просят, но придется сразу пополнить счет на 500 рублей. Особенно удобно, что можно в этом случае взять датчик в одном пункте, а сдать в другом сразу по окончании пути. Правда, если с устройством по вашей вине что-то случится за время аренды, его потребуют выкупить.
Как установить и настроить
Чтобы транспондер работал как следует, важно его правильно расположить на лобовом стекле. Лучшее место для датчика — за зеркалом заднего вида. Так гаджет будет хорошо считываться на пунктах оплаты и при этом не помешает водителю.
Чтобы устройство хорошо держалось, советуют:
- тщательно очистить и обезжирить место крепления;
- удалить защитную пленку с клейкого основания и закрепить девайс на выбранном месте, немного придавливая в течение 10 секунд.
Настраивать сам транспондер не нужно — он уже заряжен и полностью готов к работе. Необходимо только создать личный кабинет на сайте компании-производителя.
Как пополнить баланс транспондера
Обычно при покупке транспондера составляют договор, обязывающий внести авансовый платеж в размере 1 тысячи рублей, которая будет уже на счету. А для дальнейшего пополнения можно использовать разные способы:
- через личный кабинет на сайте той организации, к которой относится транспондер — как с банковской карты, так и с баланса телефона;
- в пункте продаж с помощью оператора;
- через платежные терминалы;
- через кассу на заправках-партнерах;
- через онлайн-приложения банков.
Насколько выгодно использовать транспондер
Будет ли выгода от покупки транспондера, зависит от того, как часто его владелец ездит по платным дорогам. Автомобилист Владимир Крючков по своему опыту утверждает:
«Минимум три поездки с транспондером в год окупают устройство. А для более редких путешествий можно арендовать гаджет — так в любом случае будет дешевле».
Играют здесь свою роль программы лояльности и системы скидок. Например, сообщалось, что водитель автомобиля с транспондером «Автодора» может сэкономить от 15 до 50 % на проезде по ЦКАД. Существенные скидки доступны также владельцам транспондеров Т-pass. А это уже серьезная экономия.
Виды транспондеров
Все транспондеры делятся на две основные группы: персонифицированные и неперсонифицированные. Разница двух устройств в степени идентификации пользователя. В первом случае он привязывается к конкретному водителю по паспортным данным. Неперсонифицированные транспондеры — это анонимные устройства без указания информации о владельце.
В обоих случаях предоставляется стандартная скидка на проезд, но у идентифицированных пользователей возможностей больше. Они участвуют в программах лояльности, накапливают бонусные баллы, пользуются мобильным приложением и личным кабинетом, где хранится информация о всех поездках и списаниях со счета и прочее.
В зависимости от того, по какой трассе планируется поездка, можно подобрать наиболее выгодный транспондер. На сегодняшний день их четыре:
«15–58»
Изначально каждый транспондер работал только на своей дороге, но все поменялось в 2017 году. Тогда операторы договорились о так называемой интероперабельности — когда один транспондер можно использовать сразу на всех трассах. Услуга доступна для зарегистрированных пользователей и подключается в личном кабинете. Таким образом, необходимости приобретать устройство для каждого «платника» уже давно нет. Для сторонних транспондеров сохраняется система скидок. Как правило, применяется самая минимальная. Дополнительные опции — система лояльности или баллы — при проезде с транспондером другого оператора не работают.
Какой транспондер лучший?
Поэтому выбор лучшего сводится к тому, какой наиболее выгоден водителю. Каждый транспондер дает максимальную скидку на той трассе, к которой он относится. А значит, и покупать его лучше в зависимости от того, по какой дороге вы чаще ездите.
- T-Pass принадлежат компании «Автодор-Платные Дороги». Он лучший для проезда по трассам М4, М11, М3 и ЦКАД.
- «15-58 М11» можно купить в «Объединенных Системах Сбора Платы», если вы часто ездите по маршруту Москва — Шереметьево — Солнечногорск.
- «ЗСД» принадлежит «Магистрали Северной столицы». Он дает максимальную выгоду на Западном скоростном диаметре.
Какой транспондер для платной дороги лучше
Автовладельцам рекомендуется купить транспондер для платных дорог, действующий на всех магистралях. Официальные устройства работают в единой системе, которая открывает доступ к скидкам на всех трассах. Команда VyborExperta. ru рекомендует следующие модели:
- T-pass Kapsch TRP-4010-00А – для поклонников автотуризма;
- ЗСД – для автовладельцев Санкт-Петербурга.
Все представленные в обзоре модели достойны внимания водителей России, но только самые стабильные в работе приемники с полным доступом к скидкам удостоились звания лучших.
Топ-1. T-pass TRP-4010 Premium АВТОДОР ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ
Учтено 1859 отзывов с ресурсов: Яндекс. Маркет, Ozon, ВсеИнструменты
Транспондер имеет суммарно почти 2000 отзывов на площадках «Яндекс Маркет» и OZON.
- Страна: Австрия
- Разновидность: не персонифицированный
- Габариты: 62х40х10 мм
- Средняя стоимость: 3700 руб.
Транспондер выпускается суббрендом «Т-пасс» в серии Premium и предназначен для платных дорог Москвы, трасс М1, М11, М3, М4, а также подходит для ЗСД. Это самый популярный вариант для тех, кто активно ездит по России и в ближайшее зарубежье. Зачастую им пользуются при путешествиях на юг. Если владелец подключит программу лояльности «Автодор», будут накапливаться бонусы и предоставляться скидка до 10% при оплате проезда. На трассе М4 размер скидки достигает 80% при оформлении абонемента. Оборудование поддерживает режим интероперабельности и работает с другими операторами. Но для этого необходим личный визит в офис компании. Не удивительно, что транспондер имеет наивысшее количество положительных отзывов в интернете и является самым продаваемым.
- Круглосуточная поддержка оператора
- Накопительные скидки при оплате
- Компактные габариты
- Прочная фиксация на лобовое стекло
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
Аренда или покупка
Выбор — покупать транспондер или арендовать — зависит главным образом от частоты поездок. Например, для ежегодных поездок на Юг выгоднее приобрести устройство в личное пользование. В этом случае, будут копиться баллы, на которые можно получить скидку.
Если поездка оказалась спонтанной. Например, на выходные из Москвы в Петербург, то дешевле обойдется аренда. При условии, что в будущем частых передвижений по этому маршруту не планируется.
В некоторых случаях, если на руках уже есть один транспондер, будет проще подключить интероперабельность.
Вне зависимости от способа покупки транспондера сэкономить на поездке можно:
- передвигаясь ночью;
- не в пиковое время, например, с понедельника по четверг;
- объезжая по альтернативным дорогам самые дорогие участки.
Таким образом, следует выбирать транспондер в зависимости от того по каким платным дорогам вы собираетесь больше ездить.
- Транспондеры «Т-Pass» распространяет ООО «Автодор-Платные Дороги». Данные транспондеры наиболее выгодны при проезде по дорогам, принадлежащим государственной компании «Автодор»:
— Трасса М4 «Дон» которая проходит по маршруту Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск на следующих участках дороги: 21–93 км, 93–211 км, 225–260 км, 287–321 км, 330–414 км, 414–464 км, 492–517 км, 544–633 км и 1091–1119 км.
— Трасса М11 по маршруту Москва – Санкт-Петербург на участке с 208 по 334 км
— Трасса М3 «Украина» на участке с 124 по 194 км - Транспондеры «15–58» распространяет компания «Объединенные Системы Сбора Платы» (ООО «ОССП»). Данные транспондеры наиболее выгодны при проезде по дороге, принадлежащей организации «Северо-Западная концессионная компания» (ООО «СЗКК»):
— Участок трассы М11 с 15 по 58 км по маршруту Москва – Шереметьево – Солнечногорск. - Транспондеры «ЗСД» распространяет «Магистраль северной столицы» (ООО «МСС»). Данные транспондеры наиболее выгодны для оплаты проезда по дороге компании АО «Западный скоростной диаметр» (АО «ЗСД»):
— Платная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) в г. Санкт-Петербурге.
Ниже представлена таблица сравнения тарифов и скидок на оплату проезда разными транспондерами разных платных трасс для легкового автомобиля днем.
Платные дорогиТариф без транспондераТариф по транспондеру T-Pass (Автодор)Тариф по транспондеру «15-58» (СЗКК)Тариф по транспондеру ЗСДТариф по транспондеру Главная дорога (НКД)
М4 «Дон» (все платные участки)890637
Экономия 28,5%712
Экономия 20%712
Экономия 20%712
Экономия 20%
М3 «Украина» на участке с 124 по 194 км130104
Экономия 20% 104
Экономия 20%104
Экономия 20%104
Экономия 20%
М11 на участке с 208 по 334 км
(обход города Вышний Волочок)
360180
Экономия 50%288
Экономия 20%288
Экономия 20%288
Экономия 20%
М11 на участке с 15 по 58 км
(Москва — Солнечногорск)500500
Экономия 0%400
Экономия 20%500
Экономия 0%500
Экономия 0%
ЗСД (все платные участки)500425
Экономия 15%425
Экономия 15%
270,30
Экономия 46%
425
Экономия 15%
М1 – Верхний обход Одинцово (все платные участки)300300
Экономия 0%
300
Экономия 0%
300
Экономия 0%
254
Экономия 15%
На каких дорогах нужен транспондер
Сегодня в России несколько платных дорог и участков. Все они поддерживают работу транспондеров, помимо оплаты наличными и банковской картой. Список таких дорог:
- М-4 «Дон»
- М-11 «Нева», включая подъезд к аэропорту Шереметьево.
- М-3 «Украина»
- «Западный скоростной диаметр» Санкт-Петербурга.
- «Северный обход Одинцово» (М-1 «Беларусь»)
Для проезда без остановки на пунктах взимания платы организованы специальные полосы, выделенные зеленым, красным или желтым цветом. Дополнительно информация всегда дублируется знаками и разметкой.