Вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке. Проезжая часть расположена на 6 м ниже уровня существующей территории, что обеспечивает значительное снижение звукового и визуального воздействия на жилую застройку.
Тоннельный участок ЗСД проходит под искусственным руслом реки Смоленки, которое пущено по облицованному гранитом железобетонному каналу, расположенному непосредственно на верхней плите перекрытия. Важнейшей задачей в процессе строительства стало укрепление грунтов.
автор фото Павел Каравашкин/«Фонтанка. ру»
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
Ведется устройство буронабивных свай под опоры будущих съездов — к концу года планируется завершить эти работы на четырех из 15 опор. Всего контрактом предусмотрено сооружение трех съездов, на двух из них обустроят искусственные сооружения общей протяжённостью около 680 метров. Сейчас на стройплощадке работает 70 человек, 25 единиц техники и 9 судов. Проект предполагает подключение ЗСД к улично-дорожной сети южной части Васильевского острова через выезд на ЗСД с намывных территорий на север и юг города и съезда с севера города. Заказчиком строительства выступает АО «Западный скоростной диаметр». Общая стоимость контракта с «АБЗ-Дорстрой» составляет 2,35 млрд рублей, включая разработку рабочей документации.
Одним из важных для города итогов Петербургского международного экономического форума-2019 стало подписание соглашения о строительстве первой очереди Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) от ЗСД в районе железнодорожной станции Броневая до пересечения с Витебским проспектом. Участок длиной 3,4 км должен пройти рядом с существующей грузовой железной дорогой.
Этот участок ШМСД имеет не только самостоятельное значение как связь между ЗСД и Московским районом. Начало строительства данной магистрали должно стать драйвером развития транспортной инфраструктуры южной планировочной зоны Петербурга, а также дорожной сети Ленинградской области на восточной границе с Петербургом.
В концепции ШМСД, размещенной на сайте городского комитета по инвестициям, говорится, что это будет 6 — 8-полосная магистраль с восьмью развязками: «подключение к ЗСД; с Витебским проспектом; с продолжением Софийской улицы; с Глухоозерским шоссе, с Малоохтинским проспектом; с перспективным Союзным проспектом; с улицей Коллонтай, подключение к КАД». Это означает, что Софийскую улицу и Союзный проспект надо как минимум продлевать. Кроме того, потребуется строительство моста через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Впрочем, несмотря на утвержденный весной проект планировки территории на этот участок ШМСД, рассматривается вариант тоннеля под Невой, чтобы уменьшить шумовое воздействие на жилые дома и сохранить Парк 30-летия Октября, чего требуют жители Невского района. Срок строительства всей ШМСД — до 2042 года.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры нам дополнили информацию по ШМСД. Общая протяженность — 27,4 км, в том числе в границах Петербурга — 14,2 км. В Ленинградской обрасти сразу после развязки с КАД в районе Кудрова магистраль раздвоится. До Колтушского шоссе пойдет 5 км четырехполосной трассы. Длина шестиполосной трассы до Мурманского шоссе — 8,2 км.
Общая стоимость ШМСД оценивается на сегодня в 182 млрд рублей. Из них городская часть — около 160 млрд рублей. Вопрос, за чей счет будет этот дорожный праздник, отнюдь не праздный.
Именно поэтому в тот же день, когда было подписано соглашение о начале строительства ШМСД, на ПМЭФ-2019 состоялись переговоры главы Смольного Александра Беглова с Евгением Дитрихом, министром транспорта Российской Федерации. Зимой в один из предыдущих визитов в Петербург министр заметил, что строительство ШМСД надо начинать своими силами. На ПМЭФ-2019 градоначальник выразил надежду, что федеральный бюджет не останется в стороне от такого важного проекта.
Встретился глава города и с Андреем Костиным, председателем правления Банка ВТБ, который будет основным партнером в софинансировании строительства ШМСД. По ее итогам ленты новостей распространили две цитаты. Александр Беглов: «ВТБ — надежный стратегический партнер. Уверен, что у нас и дальше будут самые интересные и продвинутые проекты». Андрей Костин: «Мы подписали важное дополнение к проекту ЗСД — это способствует развитию инфраструктуры города. Когда проезжаешь по ЗСД, у тебя справа стадион, а слева «свечка» «Газпрома» — это какое-то невероятное ощущение. Действительно город будущего. Мы должны и дальше в таком же темпе работать».
О каком дополнении к проекту ЗСД говорил банкир? Документ о начале строительства ШМСД оформлен как дополнительное соглашение к соглашению о государственно-частном партнерстве по проекту ЗСД. Первый участок трассы ШМСД станет продолжением ЗСД, что справедливо не только по букве, но и по сути. Это позволит упростить бюрократические процедуры, следовательно, ускорить начало строительства.
Соглашение подписали Эдуард Батанов, вице-губернатор Петербурга, Константин Попов, генеральный директор АО «ЗСД», и Алексей Бнатов, генеральный директор компании ООО «Магистраль северной столицы». Акционерное общество на 100% принадлежит Петербургу и владеет ЗСД. «Магистраль» находится (примерно в равных долях) в собственности ВТБ и Газпромбанка. Эта компания выступала частным концессионером при строительстве ЗСД по схеме ГЧП и сейчас управляет и эксплуатирует диаметр. Она же будет строить первый отрезок ШМСД по проекту института «Стройпроект», который весной 2019 года выиграл тендер.
После подписания соглашения Батанов сообщил, что стоимость строительства первого отрезка ШМСД составит 35 млрд рублей. Уже после окончания форума стало известно, что государство и частный концессионер вложат, соответственно, 15 млрд и 20 млрд рублей. Срок выполнения работ, который звучал на ПМЭФ, — 2024 год.
До начала строительства кроме финансовых вопросов городским властям предстоит решать имущественные. В конечном счете они тоже финансовые. Трасса затрагивает интересы около ста собственников земельных участков. В том числе «Электросилы», выполняющей военные заказы, и Министерства обороны. На публичных слушаниях по проекту планировки территории бизнесмены, работающие на земле, которая попадает в зону строительства ШМСД, уже поднимали вопрос о компенсациях.
Вероятно, в ближайшие месяцы будет принято решение, что строить — мост или тоннель через Неву. Эта главная на сегодня проблема второй очереди ШМСД — от Витебского проспекта до продолжения Союзного проспекта. По источникам, стоимость моста — 8 млрд рублей, тоннеля — 12 млрд рублей. Среди специалистов нет единого мнения, какой вариант лучше при строительстве и эксплуатации. Градозащитники выступают за тоннель как не нарушающий исторические панорамы Петербурга.
Еще сложнее ситуация с третьей очередью — от Союзного проспекта до КАД. Сначала в концепции магистрали ее трассировка располагалась поблизости от жилых домов на улице Кржижановского. Она осталась в некоторых схемах, размещенных в Интернете. Только в этом варианте возможна развязка с улицей Коллонтай, это на самой границе с Ленинградской областью. Позже в Правила землепользования и застройки внесли изменения, которые передвинули коридор для трассы ближе к Хасанской улице, вызвав протесты местных жителей.
Один общественный эксперт подсчитал, что если магистраль проложат ближе к Хасанской улице, то она затронет интересы 15 тысяч петербуржцев, а если ШМСД пройдет близко от Кржижановского, то 21 тысячи человек.
Проект планировки территории для третьей очереди ШМСД должен быть подготовлен к 1 декабря 2019 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (6456) от 10. 2019 под заголовком «Питерская широта».
автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка. ру»
Первая свая Витебской развязки ЗСД начала свой путь под землю недалеко от платформы Броневая. В петербургский грунт ее вдавливают три бюджета, поручение президента и мысль, что история Широтной магистрали на этом не закончится.
В самый теплый день с начала года журналистов привезли к точке «первой сваи», как у Ильфа и Петрова везли к месту «последнего костыля». Брендированная буровая установка генподрядчика замерла в ожидании отмашки первых лиц, старательный человек пылесосил крошечный пандус. Пресс-служба губернатора расставляла рабочих, которым предстояло блиц-общение с высокими гостями, фотографы ругались на яркое солнце, бликующее от касок. К 15 часам 24 марта на стихийной парковке набрался автопарк из иномарок разного достоинства. Кто-то приехал запустить буровую, кто-то — пощупать реальный эффект от электронных миллиардов.
Церемонию успели провести, что называется, на флажке: Смольный обещал начать строительство Витебской развязки в первом квартале 2021 года — и глядите, не обманул. В широком смысле работы шли уже в 2020-м, когда на подготовку территории запустили первый миллиард, но то ли дело свая.
Первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) от подключения к ЗСД до Витебского проспекта оформлен как развязка Западного скоростного диаметра, соответствующее допсоглашение город и «Магистраль Северной столицы» подписали в конце 2020 года. Протяженность развязки составит около 2,6 км, пропускная способность — до 70 000 автомобилей в сутки, движение предусмотрено по 6 полосам со скоростью до 110 км/час. По большей части, из-за большого количества инженерных сетей идти придется эстакадой. Предполагается насыпать 208 тысяч кубометров грунта, установить 203 опоры. Появится 4 км знакомых по ЗСД шумозащитных экранов и 2,5 км — остекления.
24 марта под ЗСД собрались чиновники региональных правительств, представители «Магистрали Северной столицы», АО «ЗСД». В свой округ приехал депутат Госдумы Виталий Милонов. Верховной же триадой перемещались помощник президента России Игорь Левитин, губернатор Петербурга Александр Беглов и глава ВТБ Андрей Костин. Они логично представляли собой три ответственных бюджета, вложенных в строительство Витебской развязки: федеральный, городской и частный. Стоимость самого сооружения оценивается в 27 млрд, а вместе с подготовкой территории — в 39,4 миллиарда рублей, сообщает Смольный. Из федерального бюджета выделяется 10 млрд рублей, из городского — 16,8 млрд, частный партнер дает 10,3 млрд рублей. До итоговой суммы недостает 2,3 млрд; в Смольном пояснили, что дело в использовании индексов-дефляторов.
Сама церемония прошла в экспресс-режиме. Административный Змей Горыныч подлетел к рабочим. Беглов по традиции пожелал им удачи и сообщил, что все дороги из Петербурга ведут в область. Игорь Левитин поинтересовался, где строители работали раньше, и после некоторой паузы те признались — на 7-м и 8-м этапах трассы М-11. «Это хорошая школа, — задумчиво прокомментировал помощник президента и продолжил допрос по развязке: — Сложный объект?» «Есть вопросы, есть проблемы», — начал отвечать рабочий, однако его жизнерадостно прервал Андрей Костин с лозунгом «Пятилетку за 3 года». «Ну, не в 3 года, но в контракт уложимся», — без улыбки ответил строитель.
Предполагаемый срок создания первого этапа ШМСД (или Витебской развязки ЗСД) — 4 года. Генподрядчиком стала российско-турецкая компания ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», с которой концессионер — «Магистраль Северной столицы» — уже заключил договор. Это совместное предприятие ООО «ПУСК» (100-процентная «дочка» «ВТБ Инфраструктурный холдинг»), турецкой строительной компании ООО «ЛИМАК КОНСТРАКШН», которая входит в группу компаний LIMAK, а также ООО «Актив», которое принадлежит собственникам АО «Институт Стройпроект». Подготовку территории берет на себя Смольный, который уже разыгрывает первый контракт на 6,5 млрд рублей, а в трехлетнем бюджете на эти цели заложено 11,5 млрд.
Глава «Магистрали Северной столицы» Алексей Бнатов напомнил, что ЗСД обслуживает 100 млн пользователей в год, так что компания просто обязана развивать проект: «То, что мы сейчас с вами видим и увидим, это и есть то самое развитие. Мы говорим о Новом шоссе, Шуваловская развязка впереди, мы надеемся, развязка с Макарова, со Шкиперским протоком. Все это позволяет нам надеяться на то, что мы справимся с органическим ростом транспорта в 8% ежегодно и еще возьмем на себя как минимум 80% от существующего потока. Только для этого и делается Витебская развязка, чтобы горожане почувствовали себя комфортно в этой зоне приближения улично-дорожной сети».
Последнее утверждение спорно. Развязка — вполне самодостаточный объект, но она считается лишь первым из шести этапов платной Широтной магистрали скоростного движения (27,4 км). Трасса должна к 2030 году доползти от ЗСД до КАД и пересечения с федеральной трассой «Кола». Сложно представить, что кто-то, кроме уже участвующих, впишется в проект с потенциально 200-миллиардной стоимостью, однако, по процедуре, Смольный должен будет объявить открытый конкурс на концессию, начиная со второго этапа ШМСД.
Игорь Левитин тоже говорил не столько о развязке, сколько о трассе в целом и о связях с Ленинградской областью: «Этот проект по поручению президента исполняет банк ВТБ, который здесь, в Санкт-Петербурге, очень большое значение имеет для нас, для транспортников, потому что все крупные проекты транспортной отрасли осуществляются с банком ВТБ». Именно Левитин дал отмашку, после которой буровая заворчала и начала рыть 40-метровую скважину под первую сваю девятилетней стройки.
автор видео Павел Каравашкин / «Фонтанка. ру»
Банк и правда стал главным стратегическим партнером Петербурга, от него, помимо дорожного строительства, ждут решения двух застарелых проблем города — метростроение и обращение с отходами. В обоих случаях конкретики пока остро не хватает, но совместные предприятия город и ВТБ уже создали и деньги в уставной капитал внесли. Андрею Костину пришлось объясниться. «Банкир не может посмотреть на результаты своего труда, потому что даже деньги стали электронные, и по большому счету ты не чувствуешь — лучше ты работаешь или хуже, — поделился топ-менеджер. — Может, поэтому у нас такой большой интерес к реализации таких проектов, как аэропорт Пулково, ЗСД, Витебская развязка. Потому что здесь ты видишь достаточно быстро результат своего труда».
«Александр Сергеевич Пушкин писал, что лет через 500 дороги изменятся безмерно, — вольно процитировал Костин «Евгения Онегина». — Но я думаю, что можно на пару сотен лет сократить этот путь, предсказание великого поэта и спустя 300 лет обеспечить Питер всеми необходимыми транспортными магистралями». Запахло невеселым 2133 годом, но развязку Костин обещал построить в срок.
Николай Кудин, «Фонтанка. ру»
Широтная магистраль скоростного движения начинается от Западного скоростного диаметра в районе Благодатной улицы и дальше должна проходить преимущественно в полосе отвода северного железнодорожного полукольца, пересечь Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц и дойти до КАД в районе Кудрово. Общая протяженность городского участка составляет 14,2 км. За пределами города ВСД протянется до Колтушского шоссе в сторону Всеволожска (дорога шириной в 4 полосы и протяженностью 5 км), а также до Мурманского шоссе (дорога шириной в 6 полос и протяженностью 8,2 км). Стоимость петербургского участка ранее оценивалась в 170,7 млрд, областного — в 12 млрд рублей.
В Петербурге стартовало строительство новой крупной магистрали
Первую сваю в строительстве развязки, которая соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом, заложили на пересечении Благодатной и Кубинской улиц. Витебский путепровод важен сам по себе, так как разгрузит дорожную сеть всей южной части города. Но главное – эта развязка станет стартовым отрезком новой 27-километровой широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). А потому шахту для сваи бурили с праздничным настроением.
– Мы приступаем к реализации масштабного проекта по строительству широтной магистрали скоростного движения, и я могу назвать этот день историческим для нашего города. Проект поддержал президент России, по его поручению на строительство выделено 10 миллиардов рублей из федерального бюджета. Новая магистраль важна не только для города, но и для всей транспортной агломерации Петербурга и Ленинградской области, – сказал губернатор Северной столицы Александр Беглов.
Соглашение Смольного с группой ВТБ о сооружении Витебской развязки было подписано в ноябре 2020 года в Москве в рамках «Транспортной недели». Строительство будет вестись по уже отработанной модели государственно-частного партнерства. В качестве партнеров выступают администрация Петербурга, ООО «Магистраль Северной столицы», АО «Западный скоростной диаметр». По схожему концессионному соглашению реализовывался проект ЗСД. Теперь город приступает к созданию другой крупной магистрали скоростного движения.
Первый этап строительства ШМСД – Витебская развязка. Она сама по себе станет важной магистралью, соединяющей две крупные городские автотрассы – Западный скоростной диаметр и Витебский проспект. Протяженность путепровода из шести полос составит 2,6 километра, проектная пропускная способность – 70 тысяч автомобилей в сутки. Скорость, как и на ЗСД, до 110 км/час. Сегодня в этом районе действует съезд с ЗСД на Благодатную улицу. Однако он перегружен, и автомобилистам приходится стоять на выезде до 20 минут и более. Будущая развязка кардинально изменит транспортную ситуацию в этой части города.
– Двенадцать лет назад в этом же месте мы запускали строительство Западного скоростного диаметра. Он уже несколько лет как построен. За эти годы Петербург значительно усилился в транспортном обеспечении. И вот стартует новый крупный проект, в реализации которого нет сомнения, – отметил помощник президента России Игорь Левитин.
Как пояснили строители, после установки первой сваи сооружение развязки пойдет быстрыми темпами в соответствии с рабочим графиком. На стартовом участке, в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц, будет установлено 36 опор, основанием для каждой из которых послужат четыре сваи, погруженные на глубину 40 метров. Затем по мере освобождения земельных участков строители будут продвигаться в сторону Витебского проспекта. Одним из самых сложных этапов станет сооружение перехода трассы через Московский проспект.
– Ориентировочно в августе мы получим заключение Главгосэкспертизы на откорректированный проект Витебской развязки. В рамках этого документа будет определено, каким образом трасса пересечет Московский проспект. Есть несколько вариантов, наиболее вероятный – возведение двухъярусного эстакадного перехода, – пояснил Антон Новиков, председатель совета директоров ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», генподрядчика строительства Витебской развязки.
После завершения сооружения путепровода к Витебскому проспекту ШМСД будет продвигаться к Неве с переходом через нее в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее уже на территорию Ленинградской области. Из 27,4 километра магистрали почти половина, 13 километров, пойдет по территории области. Трассировка автодороги проложена по полосе землеотвода Окружной железной дороги. Кроме развязок с Московским и Витебским проспектами предусмотрено сооружение еще двух – с Софийской и улицей Седова. После перехода через Неву магистраль минует еще одну развязку – у Ладожского вокзала. К Кольцевой автодороге ШМСД примкнет севернее Кудрова, выезд из которого на магистраль тоже предусматривается. Таким образом, трасса станет крупной транспортной артерией сразу для нескольких районов города: Московского, Фрунзенского, Красногвардейского и Невского, а также для двух городов Ленобласти – Кудрова и Всеволожска. Движение по всей широтной магистрали планируется запустить в 2030 году.
Сооружение первого участка ШМСД – путепровода от ЗСД до Витебского проспекта, согласно контракту, должно быть завершено к концу 2024-го.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (6890) от 26. 2021 под заголовком «Начали с развязки».
История реализации
Город Санкт-Петербург в его исторической планировке подковообразно охватывает с севера, востока и юга Невскую губу.
Развитие южных и северных районов города определяло новые задачи для транспортной системы Северной столицы. Уже в 1960-х годах Ленинград испытывал сложности с сообщением между северными и южными районами. Постоянное увеличение грузооборота в Морском порту привело к значительному уровню нагрузки на внутригородские дороги, ориентированные на порт.
В 1966 году в Генеральном плане развития Ленинграда появилась перспективная автомагистраль, соединяющая север и юг города по максимально короткому маршруту, проходя рядом с Морским портом.
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по Обоснованию инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
АО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с ЗАО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
Начато строительство Южного участка ЗСД от развязки с КАД до развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга в створе Автомобильной ул.
Правительством Санкт-Петербурга был принят Закон № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (ГЧП)».
Открыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. , включая подключение 3 и 4 районов Морского порта Санкт-Петербурга
Начато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от правого берега реки Большая Невка до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
Открыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул.
Создано общество с ограниченной ответственностью «Магистраль северной столицы»
На открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
Под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были представлены результаты рассмотрения конкурсных предложений участников и подведены итоги открытого конкурса. Решением конкурсной комиссии победителем открытого конкурса в отношении ЗСД, Партнером был единогласно признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
При участии Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта РФ Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
Костин, Председатель правления Банка ВТБ, Г. Полтавченко, Губернатор Санкт-Петербурга, Д. Медведев, Премьер-министр РФ, И. Лукьянов, генеральный директор АО «Западный скоростной диаметр», Б. Мурашов, председатель Комитета по развитию транспорта
Обществом подписано Соглашение о ГЧП с Санкт-Петербургом и ОАО «Западный скоростной диаметр» (ОАО «ЗСД») со сроком действия 30 лет
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофка до правого берега р. Большая Невка
В присутствии Президента РФ Владимира Путина был открыт для движения Северный участок ЗСД
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Северный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
На Северном участке ЗСД от транспортной развязки с Приморским проспектом до пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия» введен платный проезд
Завершены работы по замыканию контура Западного скоростного диаметра
В присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялась торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД в Санкт-Петербурге и Пуск движения по всей протяженности магистрали
Горьков, председатель Внешэкономбанка, А. Костин, председатель правления Банка ВТБ, В. Путин, Президент РФ, Н. Цуканов, полномочный представитель Президента РФ в СЗФО, Н. Асаул, заместитель министра транспорта РФ, А. Бнатов, генеральный директор
Открыто движение по Центральному участку ЗСД и всей протяженности магистрали.
Проспект соединят с ЗСД. Как идет строительство Витебской развязки
Год назад, весной 2021‑го, был дан старт сооружению Витебской развязки. На строительной площадке вблизи пересечения Благодатной и Кубинской улиц тогда заложили первую сваю. Трасса длиной 2,6 километра соединит Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом. Сегодня работа идет по графику, основной объем приходится на участки, где магистраль примыкает к ЗСД и на соединении ее с Витебским, в мае рабочие также вышли на прямой ход трассы между двумя дорожными узлами. С ходом строительства ознакомились корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
— Работы ведутся посменно, мониторинг производства строительных операций идет круглосуточно. В соответствии с графиком поступления материалов, в частности бетона, организуются и ночные смены. Сейчас идут работы по установке свай, возведению железобетонных опор, подготовке к монтажу и подъему металлических блоков на опоры будущих пролетных строений, — сообщил главный специалист службы охраны труда Вячеслав Воротников, сопровождавший нас по стройке.
Сегодня на участке, где стартовало строительство, в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц уже обустроено 112 буронабивных свай, возведено 18 опор, еще 16 — в разной степени готовности. Всего на этой площадке будет сооружено 36 опор, а поскольку половина из них установлена, строители уже ведут монтаж металлоконструкций пролетных строений. Перед подъемом на опоры секции укрупняют, металлические полублоки коробчатого типа сваривают.
— Вес поступающих к нам металлоконструкций от 12 до 15 тонн. Их поставляют петербургское предприятие «Ленмонтаж» и уральский завод «Курганстальмост». Перед монтажом производится визуально-измерительный контроль характеристик самих конструкций, а также качества производимых работ. При поступлении проверяются размеры полублоков на соответствие документации, толщина лакокрасочного покрытия. Следующий этап — операционный контроль за соблюдением технологии сварочных работ, а затем качества шва, — пояснила начальник отдела строительного контроля Ольга Низковская.
Укрупненная сборка пролетных строений проводится на земле, затем их поднимают и укладывают на опоры — основные и временные. Более трех четвертей путепровода между ЗСД и Витебским проспектом пройдет по эстакадам. На участок № 1, прилегающий к диаметру, уже поставлено 3300 тонн металлоконструкций. С заводов их транспортируют фурами-длинномерами, для подвозки груза к участкам строительства прокладывают временные дороги, обустраивают разворотные места.
— На стройплощадке у Благодатной улицы будет построено четыре съезда. Чтобы пояснить направления движения, начнем с четвертого из них: по нему автомобили, двигающиеся с севера по Западному скоростному диаметру, по дуге будут выезжать на трассу Витебской развязки в сторону Митрофаньевского шоссе. Третий съезд выведет на развязку машины, едущие с юга по ЗСД. Первый и второй съезды, напротив, отправляют автомобильный поток, двигающийся со стороны Витебского проспекта, на трассу Западного скоростного диаметра: первый съезд — направлением на север по ЗСД, второй — на юг, — показал на схеме проекта пути движения автомобилей в скором будущем главный специалист участка № 1 Антон Корольков.
Этой весной начались также работы с другой стороны развязки — на месте соединения ее с Витебским проспектом. Там обустроен строительный участок № 3. Вывод автопотока с чрезвычайно перегруженного Витебского на ЗСД, а впоследствии на трассу широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) кардинальным образом изменит транспортную ситуацию в этой части города.
— К строительству развязки мы приступили в апреле, до этого велись подготовительные работы. Начали сооружение буронабивных свай, 24 из 35 уже готовы. Первая задача — спрямить Витебский проспект в районе Воздухоплавательной улицы посредством строительства Витебского путепровода. Затем будет демонтирован Артиллерийский путепровод, взамен ему построим новый. Также будет реконструирована часть Воздухоплавательной улицы на месте ее соединения с Витебским проспектом, — рассказал начальник участка № 3 Иван Пурдышов.
В мае стартовали работы и на основном ходу трассы — это участок между развязками с ЗСД и Витебским, которому присвоен номер 2. Он начинается от Митрофаньевского шоссе и проходит до Иркутской улицы.
Сейчас здесь ведутся земляные работы и перенос большого числа коммуникаций: теплосетей, линий электропередачи, водоснабжения и канализации. Вскоре строители начнут бурение скважин для устройства свай, каждая уходит на глубину до 40 метров. Всего на основном ходу — на участке № 2 — будет сооружено 48 опор, на которых установят металлоконструкции общим весом около 15 тысяч тонн. Наиболее сложным при прокладке 2‑го участка трассы будет преодоление Московского проспекта, над ним построят двухэстакадный путепровод.
Проект строительства Витебской развязки реализуется в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве. Генеральный подрядчик — компания «ПУСК-ЛИМАК-Север» (согласно сайту kartoteka. ru, зарегистрирована в Петербурге по адресу: пл. Конституции, д. 3, корп. По контракту, срок окончания строительства — конец 2024 года. Проект представляет собой возведение шестиполосной магистрали длиной 2,6 км с допустимой скоростью движения до 110 км/час и пропускной способностью до 70 тысяч автомобилей в сутки.
— Витебская развязка Западного скоростного диаметра — главная инфраструктурная стройка Петербурга на сегодня. Съезд с ЗСД на Благодатную и Кубинскую улицы перегружен, и развязка позволит разгрузить сеть дорог в Московском и Фрунзенском районах, − комментирует Антон Новиков, председатель совета директоров «ПУСК-ЛИМАК-Север».
Но главное — развязка станет стартовым отрезком новой 27‑километровой скоростной магистрали (ШМСД). Проект поддержан президентом страны, как на сооружение развязки, так и на прокладку ШМСД значительную часть средств выделяет федеральное правительство.
После завершения строительства Витебского путепровода ШМСД будет продвигаться к Неве с мостовым переходом через нее в створе Фаянсовой и Зольной улиц и далее на территорию Ленинградской области. Из 27 километров магистрали почти половина, 13 км, приходится на область. Кроме развязок с Московским и Витебским проспектами трасса ШМСД предусматривает сооружение еще двух — с Софийской и улицей Седова. После перехода через Неву по ходу магистрали будет построена еще одна крупная развязка — у Ладожского вокзала. К Кольцевой автодороге ШМСД примкнет севернее Кудрова, сооружение выезда из которого на магистраль тоже в проекте. Движение по всей ШМСД планируется запустить в 2030 году.
— Дополнительная широтная автомобильная связь городу необходима. У этого проекта большая предыстория, еще пару десятков лет назад проектировщики предлагали различные варианты его реализации. Вопрос стал еще более актуальным после прокладки Западного скоростного диаметра, уже тогда была предложена концепция Восточного скоростного диаметра с пробивкой Орловского тоннеля под Невой. Сегодня этот проект — с необходимыми корректировками, в частности с мостовым переходом через Неву, — реализуется как ШМСД, и это очень важно как для Петербурга, так и для Ленобласти, — полагает эксперт редакции профессор Виталий Зенцов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7175) от 25. 2022 под заголовком «Витебский развяжут».