Строительство новой платной автомагистрали Москва-Казань началось в 2021 году. Дорога преимущественно 1Б категории (за исключением головного участка) строится по заказу Госкомпании “Автодор”. Расчетная скорость движения составляет 120 км/ч, разрешенная – будет определена позже. Протяженность около 730 км. Частные инвестиции составляют порядка 30%. Завершить строительство планируется уже в 2024 году. Трасса пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, Чувашии и Татарстану.
Проект разбит на 8 пусковых участков:
По словам первого замглавы компании Игоря Коваля, продолжение трассы до Екатеринбурга планируют построить в 2024 году
МОСКВА, 27 февраля. / ТАСС/. Госкомпания «Автодор» в текущем году планирует полностью запустить трассу М-12 «Восток», которая свяжет Москву и Казань. Об этом сообщил первый замглавы компании Игорь Коваль на инвестиционном форуме «Инструменты стимулирования инвестиционной активности», который проходит в рамках Недели российского бизнеса.
«Последняя редакция пятилетки (пятилетний план дорожного строительства, утвержденный правительством РФ в конце 2022 года — прим. Т АСС) позволяет нам уже в этом году завершить наши наиболее капиталоемкие объекты, это в первую очередь М-12 «Восток», — сказал он.
Коваль добавил, что продолжение трассы до Екатеринбурга планируется построить в 2024 году. Кроме того, обход Аксая будет запущен в середине текущего года.
Автомагистраль М-12 длиной 811 км пройдет по Московской, Владимирской, Нижегородской областям, а также по территориям Чувашии и Татарстана. Она объединит 17 крупнейших региональных центров. Трасса будет соединена с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»). С учетом продления автомагистрали в 2024 году до Екатеринбурга общая протяженность трассы составит около 1,6 тыс. км.
Строительство трассы от Москвы до Казани почти закончено. Об этом сообщил во вторник, 8 августа, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин в ходе совещания по строительству с президентом РФ Владимиром Путиным.
«Мы продолжаем наши большие стройки. Сегодня перед началом совещания мы завершили мост через Волгу, задвижку. То есть у нас две части моста соединились Это очень знаковое событие. То есть у нас теперь вся трасса от Москвы до Казани полностью соединена», — отметил Хуснуллин, добавив, что осталось только положить асфальт.
По его словам, в сентябре будет открыт проезд по это трассе от Москвы до Арзамаса, а концу года от Москвы до Казани.
Хуснуллин рассказал и о других крупных стройках страны. Так, в работе находится строительство 30 обходов городов, что, по его словам, оказывает влияние как на транспортную составляющую, так и на развитие жилищного строительства.
Ранее во вторник в Татарстане прошла торжественная церемония замыкания руслового пролетного строения моста через Волгу в составе автодороги М-12 «Восток», в которой Хуснуллин принял участие по видеосвязи. В мероприятии также участвовали глава республики Рустам Минниханов и председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Отмечалось, что смыкание моста произошло на месяц раньше запланированного срока.
Автомобильная дорога М-12 «Восток» общей протяженностью 810 км является частью международного транспортного коридора «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока. На новом мосту через Волгу в Республике Татарстан предусмотрено четыре полосы движения, по две в каждом направлении. Мостовое сооружение стоит на 28 опорах.
Строительство участка трассы М-12 до Тюмени будет закончено в 2024 году. Об этом во вторник, 13 декабря, заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин во время церемонии открытия объектов транспортной инфраструктуры, отвечая на вопрос президента России Владимира Путина о сроках завершения работ.
«До Казани мы планировали завершить работу до 31 декабря 2023 года, а от Казани до Екатеринбурга — до конца 2024-го. А что касается той трассы, о которой сейчас только что говорили, до Тюмени, как выстраиваем наши планы?» — спросил российский лидер.
Хуснуллин заверил, что трасса будет полностью запущена до конца 2024 года. По его словам, ситуация там напряженная, нужно будет делать объезд трех населенных пунктов, но разработка проектно-сметной документации ведется.
«Это новая дорога, плюс расширение существующей», — пояснил вице-премьер.
Ранее в этот день Путин по видеосвязи открыл новые участки трассы М12 «Москва — Казань — Екатеринбург» во Владимирской и Свердловской областях. Помимо этого, глава государства в режиме видеоконференции дал старт движению на реконструированном отрезке трассы М4 «Дон», новой развязке дороги М8 «Холмогоры» в районе Мытищ и ряде других объектов.
8 сентября Хуснуллин предложил назвать трассу М12 «Евразия». В тот же день Путин дал старт автомобильному движению на трассах М12 и М5, а также по Екатеринбургской кольцевой автодороге.
Власти Тюменской области 13 декабря рассказали, что трехуровневую развязку на Мельникайте – Дружбы в Тюмени достроят и полностью сдадут в эксплуатацию к концу 2024 года.
Начальник главного регионального управления строительства Павел Перевалов сообщил, что сейчас на развязке проводятся работы по монтажу опор, специалисты разрабатывают проектную документацию на продолжение улицы Мельникайте. Чиновник заверил, что все дорожные работы в Тюменской области идут в соответствии с графиком.
До этого, 1 декабря, сообщалось об открытии в тестовом режиме движения по новому участку улицы Андрея Бушуева в Тюменской слободе в Тюмени. В частности, открыли отдельную переходно-скоростную полосу для въезда и выезда со стороны примыкания автомобильной дороги «Обход города Тюмени».
Правительство отказалось от строительства ряда автомагистралей до 2027 года, выяснил «Коммерсантъ». Запланированное ранее финансирование трассы «Меридиан» и обходов Орехово-Зуево и Краснодара сократили: деньги дадут только на их проектирование. Реконструкцию участков М-1 и М-3 в Московской области перенесли на более поздний срок. Коррективы внесены с учетом сокращения бюджета, заявили в Минтрансе
План дорожной деятельности на 2023–2027 годы, в который включен список наиболее важных для экономики строек на федеральных и региональных дорогах, был откорректирован правительством с сохранением общего уровня финансирования в 13,2 трлн рублей. Часть строек перенесли на более поздний срок, часть осталась без финансирования, сообщает «Коммерсантъ» по итогам сравнения прежнего плана с его обновленной редакцией.
Так, власти намеревались в 2025 году начать выделять деньги на строительство в Московской области обхода Орехово-Зуево, теперь предусматривается только его проектирование. Оно начнется не раньше 2026 года: финансирование урезано с 20,5 млрд рублей до 1,5 млрд. Аналогичное решение принято в отношении южного обхода Краснодара: финансирование уменьшилось с 28,9 млрд рублей до 1,5 млрд.
Проектирование второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД-2) перенесли с 2025 на 2027 год. Работы над будущей трассой «Меридиан» (от границы Казахстана до Белоруссии) и Юго-Западной хорды (Екатеринбург—Самара—Краснодар) ограничили проектированием, на него выделят не 15,3 млрд рублей, а 4 млрд. Из скорректированного плана исключили работы по устранению «узких мест» на основных магистралях «Автодора» столичного региона.
Деньги на реконструкцию участка 66–84-й километр М-1 «Беларусь» (от Кубинки до поворота на Рузу) начнут выделять не в 2023 году, а в 2025-м. Выделение средств для реконструкции участка М-3 «Украина» 65–124-й километр (от поселка Киевский до Малоярославца) сдвинули на год — на 2024 год. В новом плане приведена полная сметная стоимость объектов (с учетом работ, которые проводились до 2023 года, а также планируемых после 2027 года). Например, цена трассы М-12 составляет теперь 901 млрд рублей, это дороже на 100 млрд рублей сметы, которую обнародовал вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2022 года.
Некоторые объекты получили дополнительные преференции. Так, на строительство обхода Адлера выделяется теперь 70 млрд рублей вместо 50 млрд; строить дорогу начнут в 2025 году, а закончат в 2026 году. Добавлены объезды Хасавюрта и Дербента: 23,9 млрд и 51,2 млрд рублей соответственно. Среди объектов Подмосковья появилась дорога Псарево—Петрово за 5,2 млрд рублей, для проезда в ОЭЗ «Ступино Квадрат». Суммарный объем средств, которые планируется привлечь из внебюджетных источников, увеличился со 145,5 млрд до 247,7 млрд рублей.
Пятилетний план актуализирован с учетом приоритизации объектов на основании принятого закона о бюджете, рассказали в Минтрансе. Минтранс принимал решение на фоне переформатирования всей экономики, прокомментировал документ член общественного совета при минтрансе Московской области Андрей Мухортиков. По словам эксперта, деньги решили сконцентрировать на тех объектах, которые дадут наибольший транспортный и экономический эффект.
Первоначальный план составлялся исходя из финансовых ориентировок Минфина, а сейчас, когда бюджет сократили, от некоторых объектов отказываются, пояснил научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Он считает, что приход бизнеса в нынешних условиях в региональные концессии маловероятен, за исключением ситуаций, когда в строительстве дороги заинтересована какая-то крупная компания, готовая участвовать в финансировании.
Найти инвестора под крупный проект проще, сказал старший юрист национального центра ГЧП Андрей Миронов. По его словам, региональные игроки, заинтересованные в реализации концессионных проектов, распределены по стране неравномерно. Препятствием к реализации малых проектов в больших количествах является отсутствие необходимых компетенций в регионах, добавил он.
Что нужно знать заказчику
Дорожное строительство представляет собой многосложный процесс, включающий в себя множество этапов и имеющий некоторые особенности. Под дорожным строительством понимается не только сооружение автомобильных дорог, но и устройство тротуаров, различных пешеходных зон, подъездных путей, а также техническое обслуживание и ремонт дорожного покрытия.
«Дорожное строительство всегда начинается с проектирования и расчетов. Именно на этом этапе учитываются все нюансы, производятся необходимые расчеты, определяется бюджет и сроки, количество и вид требуемых материалов, а также подготавливается проектная документация»
Перед тем, как заказать асфальтирование, тем более строительство автомобильной дороги, рекомендуем самостоятельно ознакомиться с некоторыми особенностями и нюансами данного процесса. Это позволит получить максимальный результат, не затратив при этом лишних средств. Кроме того, владея определенной информаций, вы не позволите ввести себя в заблуждение.
Какие этапы включает дорожное строительство автомобильных дорог
Дорожное строительство является сложной технической задачей, поэтому данный процесс всегда начинается с предварительного планирования и расчетов. Только после подробного анализа и учета всех факторов можно приступать к проведению дорожно-строительных работ, которые проводятся в несколько основных этапов.
Также предварительное планирование позволяет оценить объем работ и общую площадь дорожного полотна. Цена за м2 укладки асфальта будет снижаться по мере увеличения площади асфальтирования.
Основные этапы строительства автомобильных дорог:
Дорожное строительство, на каждом его этапе, должно осуществляться с соблюдением технологии, а также в соответствии всем нормативным требованиям. В некоторых случаях после завершения работ также проводятся природоохранные мероприятия, которое могут включать монтаж шумозащитных экранов и замену окон в домах, располагающихся вблизи дороги.
Выбор материала для устройства дорожного покрытия
На сегодняшний день дорожное строительство, а также проведения ремонтных работ, может осуществляться с использованием нескольких разновидностей асфальтобетонных смесей. Однако для строительства автомобильных дорог, особенно высоких категорий и с высокой загруженностью, разрешается использование только определенных видов асфальта, обладающих высокими эксплуатационными характеристиками.
Основные виды асфальтобетона по типу заполнителя
Самым высоким качеством обладает именно щебеночно-мастичный асфальтобетон, который используется для устройства большинства современных дорожных покрытий. В его состав входит щебень из твердых горных пород, что существенно повышает прочность за счет образования внутреннего каркаса. Также в состав ЩМА добавляются специальные синтетические волокна, препятствующие растеканию битума.
Дорожное строительство также часто подразумевает устройство тротуаров. Для асфальтирования пешеходных зон можно использовать песчаный асфальт. Пешеходы оказывают значительно меньшее воздействие на покрытие, чем постоянный автомобильный трафик, поэтому тротуару не требуется иметь высокую прочность.
Виды асфальтобетона по зернистости
Дорожное строительство производится с использованием обоих видов асфальтобетона. В первую очередь отсыпается крупнозернистая смесь, а поверх нее укладывается мелкозернистый асфальт. Такой тандем позволяет сбалансировать свойства и характеристики покрытия.
Виды асфальтобетона по особенностям и температуре укладки
Таким образом, дорожное строительство лучше осуществлять с использованием горячего щебеночно-мастичного асфальта, поэтапно укладывая слои разной зернистости (от крупных к мелким). Это позволит обеспечить максимальные эксплуатационные характеристики и длительный срок службы без лишних финансовых затрат.
Какие особенности имеет дорожное строительство в загородных поселках, деревнях и СНТ
Дорожное строительство различных проселочных дорог подразумевает менее жесткие требования к качеству покрытия. Это связано с тем, что на таких дорогах относительно невысокий автомобильный трафик, за счет чего существенно снижается воздействие на дорожное полотно.
На сегодняшний день можно выделить 4 основных варианта сельских дорог:
Проселочные автодороги обходятся гораздо дешевле, чем городские или скоростные. При этом за невысокую стоимость можно получить достаточно качественное и эстетичное покрытие, которое будет иметь длительный срок службы. Дорожное строительство такого формата также осуществляется значительно быстрее.
Почему лучше заказывать дорожное строительство «под ключ»
Дорожное строительство в формате «под ключ» подразумевает 100% проведение всех необходимых мероприятий, без необходимости доработок и какого-либо участия заказчика на протяжении всего процесса. Сюда входит как проектирование и непосредственное проведение работ, так и закупка материалов, их доставка, вывоз грунта, привлечение спецтехники, облагораживание территории и т.д.
Что дает проведение полного комплекса работ одной организацией:
При этом важно, чтобы подрядчик имел достаточно ресурсов, высокий профессионализм и большой опыт проведения подобных работ, так как перед ним стоит задача своими силами организовать и осуществить дорожное строительство – начиная с проектирования, заканчивая укладкой асфальта и облагораживанием территории.
Что еще дает заказчику дорожное строительство под ключ:
При выборе дорожно-строительной компании рекомендуется обратить внимание на несколько нюансов, которые позволят максимально сократить затраты, получив при этом результат высокого качества.
Как минимизировать затраты на дорожное строительство без потери качества
Сохранить бюджет при строительстве автомобильной дороги можно несколькими способами. Например, если дорога не будет иметь высокую загруженность, то нет острой необходимости использовать самые качественные и дорогие материалы.
Однако качественные характеристики покрытия напрямую влияют на срок службы автомобильной дороги – чем лучше физико-механические характеристики асфальтобетона, тем дольше прослужит такое покрытие, и тем реже будет требоваться его обслуживание или ремонт. Поэтому современное дорожное строительство производится с упором на высокое качество покрытия.
Лучше всего удешевить дорожное строительство без потери качества – этого можно добиться, если правильно выбрать подрядчика.
Что должен иметь подрядчик, чтобы сделать дорожное строительство максимально выгодным для заказчика:
Асфальтобетонный завод (АБЗ) в собственности дорожно-строительной компании позволяет обеспечить минимальную стоимость асфальтобетонных смесей, а также 100% контроль качества. Плюсом будет наличие АБЗ вблизи объекта строительства – это позволит сократить логистические расходы.
Собственная спецтехника позволяет исключить из сметы расходы на аренду асфальтоукладчиков, дорожных катков, самосвалов и другого необходимого оборудования.
Свое проектное бюро, при условии высокого профессионализма специалистов, позволит максимально оптимизировать дорожное строительство, а также учесть все необходимые детали на этапе проектирования.
Высокая квалификация сотрудников и большой опыт строительства позволяют обеспечить высокое качество дорожного полотна. Вследствие этого в будущем снизится потребность в техническом обслуживании покрытия, что позволит исключить затраты по данному пункту. Также дорожное строительство, проводимое компетентными специалистами, завершается гораздо быстрее.
Выводы
Дорожное строительство является сложным техническим процессом, требующим учета множества нюансов. Устройство автомобильных дорог и пешеходных зон должно производиться строго по технологии, а также с соблюдением нормативных и других требований.
Дорожное строительство включает в себя 5 крупных этапов:
Пять основных этапов строительства автомобильной дороги включает в себя, в общей сложности, свыше 30 более мелких мероприятий, каждое из которых является многосложным процессом. Также в некоторых случаях, после завершения строительства, проводятся природоохранные мероприятия.
При этом устройство загородных проселочных дорог не имеет таких же высоких требований, как строительство городских или скоростных автодорог, так как транспортная нагрузка в таких местах в сотни раз меньше. На сегодняшний день существует 4 бюджетных варианта для устройства сельских дорог, позволяющих обеспечить высокое качество и достаточно долгий срок службы.
Если дорожное строительство производится с допущением ошибок, нарушением технологии или халатным отношением, получить качественное дорожное полотно невозможно. Физико-механические характеристики такой дороги будут значительно снижены, что приведет к преждевременному разрушению покрытия.
Поэтому важно выбрать дорожно-строительную компанию, обладающую высокой квалификацией и достаточно большим опытом. Особенно если речь идет о строительстве дороги высокой категории. Более того, правильно выбранный подрядчик сможет минимизировать ваши затраты, и организовать дорожное строительство с максимальной эффективностью.
Почему это так важно перед началом строительства
Дорожное строительство является гораздо более сложным процессом, чем может показаться на первый взгляд. Чем крупнее и важнее объект, тем сложнее его возведение, а значит и выше цена ошибок и просчетов. Поэтому проектирование дорог является необходимым процессом, без которого на сегодняшний день не обходится строительство практически ни одного объекта.
«Проектирование дорог – комплексный процесс инженерных изысканий и различных расчетов, в число которых входят проектно-конструкторские и экономические расчеты. При подготовке проектной документации учитывается масса различных факторов, в том числе всевозможные параметры местности на объекте строительства, а также требования и нормативные параметры»
Проектирование дорог может быть доверено только опытным и квалифицированным инженерам, так как данный процесс отличается высокой сложностью, а цена ошибки достаточно велика сразу по нескольким параметрам. Также квалификация инженеров позволит максимально оптимизировать процесс строительства, гарантируя максимальное качество и оптимальную стоимость укладки асфальта.
Почему правильное проектирование дорог так важно
На любую автомобильную дорогу, особенно на федеральные трассы и скоростные автомагистрали, влияет множество разрушительных внешних факторов. Для понимания выделим основные из них.
Основные внешние факторы, оказывающее влияние на качество автомобильных дорог:
Вышеописанные причины особенно актуальны для нашей страны, так как климатические условия России сравнительно характеризуются как достаточно суровые. Добавим к этому тот факт, что по федеральным трассам постоянно движется большегрузный транспорт, оказывая сильное и интенсивное воздействие на дорожное полотно.
Поэтому важно произвести асфальтирование, обеспечив автомобильным дорогам максимально возможные физико-механические характеристики, что невозможно сделать без предварительных расчетов, которые включает в себя проектирование дорог. Однако существует еще несколько причин другого характера, которые понижают качество дорожного полотна.
Основные человеческие факторы, снижающие качество автомобильных дорог:
Если нарушение технологического процесса зависит исключительно от непосредственных исполнителей, то есть от команды дорожных рабочих, то остальные параметры регламентирует именно проектирование дороги. Однако проектирование дорог определяет не только эти параметры, а также массу других.
Например, если проектирование дорог было выполнено халатно или же его не было выполнено вообще, то возможно постоянное образование заторов, что подрывает всю транспортную инфраструктуру. Если речь идет о трассе федерального значения, то подобные ситуации могут нанести серьезный ущерб экономики сразу нескольких регионов.
Что учитывает проектирование дорог
Так как при дорожном строительстве ставится задача создать качественное и долговечное асфальтовое покрытие, которое будет соответствовать транспортной нагрузке, в первую очередь необходимо определиться с назначением дороги и предполагаемой нагрузкой на нее.
От этого будет зависеть:
Примеры
Таким образом, проектирование дорог обеспечивает не только учет параметров, необходимых для надлежащего качества полотна, но и другие эксплуатационные характеристики.
По автомагистралям допустимая скорость движения выше, чем по городским дорогам, и чтобы обеспечить достаточную проходимость транспортного потока, дорога делается шире и без прилегания второстепенных дорог на одном уровне.
Что касается нагрузки, важно определить не только трафик в количественном выражении, но и детализировать его участников. Если по дороге часто передвигается большегрузный транспорт, то воздействие на дорожное полотно значительно выше, чем в случае с легковыми автомобилями.
Кроем того, проектирования дорог грамотными инженерами включает также расчет роста транспортного потока в долгосрочной перспективе. С каждый годом число частного и коммерческого транспорта возрастает, что означает увеличение трафика на автомобильных дорогах – это обязательно должно быть учтено.
Кроме того, проектирование дорог учитывает:
Нормативные требования
Разумеется, проектирование дорог также должно отражать соответствие нормативным требованиям по строительству и защите окружающей среды. Ко второму относится не только минимизация вреда окружающей среде, но и максимально рациональный расход строительных материалов, так как данный параметр тоже имеет влияние в этом вопросе.
Можно встретить утверждение, что СНИПы по дорожному строительству в России устаревшие, так как не менялись со времен СССР. В то время загруженность автомобильных дорог была гораздо ниже, поэтому расчетная нагрузка не соответствует действительности.
Существующие строительные нормы и правила, касающиеся дорожной сферы, и правда были созданы во времена Советского союза. Однако несмотря на то, что сами СНИПы остались теми же, примерно с 2006 года эта проблема начала устраняться за счет выпуска дополнительной документации.
Данная документация представляет собой пособия по проектированию дорог и новые ГОСТы, которые соответствуют современным реалиям дорожного строительства. В свою очередь частные дорожно-строительные компании должны стремиться повысить качество асфальтирования с помощью современных технологий, а также повышения квалификации своих сотрудников.
Какие этапы включает проектирование дорог
Проектирование дорог любой категории имеет как общие этапы и особенности, так и строго индивидуальные. Этапы проектирования могут быть дополнены по пожеланиям заказчика, некоторым особенностям объекта. Также важную роль играет полнота сведений, которыми обладают проектировщики.
Можно выделить основные крупные этапы, которые подразумевает проектирование дорог:
Фактически число этапов получается больше, исходя из особенностей современного рынка. Так, на количество этапов проектирования могут повлиять следующие факторы:
Что влияет на количество стадий проектирования дорог:
Однако проектирование дорог всегда начинается с одного – всесторонняя разведка местности. Именно от этого будет зависеть полнота и достоверность сведений, необходимость манипуляций с коммуникациями, сложность строительства и прочее.
Проектирование дорог и геодезические изыскания
Геодезические исследования позволяют получить ответы на массу вопросов, которые ставит перед собой проектирование дорог. Разведка местности может быть разбита на 3 крупных этапа: исследования, экспертиза дороги, заключение.
Предварительные исследования включает в себя, например, разбивку по осям и закрепление маркеров, предварительный расчет объема работ, а также в рамках данного этапа исключается расхождение ландшафта с требуемыми нормами.
Экспертиза дороги отражает фундаментальные характеристики и безопасность будущей автомобильной дороги. Сюда входит оценка рисков, вероятность и расчетная величина износа в определенные сроки, а также всесторонний анализ грунта с предсказанием его возможного поведения и способов предотвращения нежелательных последствий.
Заключение включает в себя подготовку проектной и технической документации, проведение необходимых расчетов, а также проведение топографической съемки.
Также в данные этапы входит следующее:
Помимо более очевидных параметров, которые мы описали выше, геодезические изыскания отвечают на следующие вопросы:
Таким образом, геодезические исследования очень важный и значимый процесс, без которого невозможно полноценное проектирование дорог. Например, если грунтовые воды расположены достаточно глубоко – этот фактор можно проигнорировать. А если залегание вод находится ближе к поверхности, то это может нанести серьезный урон сооружению, поэтому необходимо принять превентивные меры по его предотвращению.
Проектирование дорог и защита окружающей среды
Как ужу упоминалось, проектирование дорог должно учитывать не только технические и экономические параметры, но и нормы по защите окружающей среды. Законодательство нашей страны запрещает возведение трасс без соответствующего разрешения Главгосэкспертизы, а сами экологические нормы регламентированы специальной документацией.
Что относится к нормам защиты окружающей среды:
С первого взгляда может показаться, что некоторые из параметров, например, здоровье граждан или оздоровление природы, не имеют отношения к автомобильным дорогам. Однако, помимо минимизации вреда, правильное проектирование дорог приносит пользу экологии.
Пример. Строительство скоростной многополосной автомагистрали перенесет часть транспортного потока с других дорог в данной области, а за счет высокой скорости движения без заторов общее количество выбрасываемых автомобилями вредных веществ снижается.
Какие разновидности дорог существуют в России
Согласно российским нормам, автомобильные дороги могут быть разделены на 3 класса и 7 категорий. Проектирование дорог учитывает классификацию, так как она влияет на множество параметров.
Что влияет на классификацию автодорог:
Мы сравнивали некоторые параметры обычной дороги и автомагистрали, однако на деле параметров сравнения гораздо больше.
Классы автомобильных дорог
Автомагистралям и скоростным дорогам присваиваются строго определенные категории, тогда как менее требовательная дорога обычного типа может иметь одну из 5 категорий, в зависимости от некоторых параметров.
Категории автомобильных дорог
В таблице приведены основные параметры, определяющие категорию автодороги.
Проектирование дорог – комплекс инженерных изысканий и различных расчетов, в число которых входят проектно-конструкторские и экономические расчеты, а также соблюдение мер по защите окружающей среды и здоровья граждан.
Проектирование дорог является очень важным этапом дорожного строительства, без которого невозможно соорудить дорогу надлежащего качества. Чем сложнее и важнее дорожный объект, тем более детальным должно быть его проектирование. Соответственно, от профессионализма и опыта инженеров будет зависеть полнота и качество данного мероприятия.
Проектирование дорог всегда начинается с исследования местности, в рамках которого определяется множество важных параметров, которые будут влиять на дальнейший процесс строительства. Помимо геологических и климатических факторов, важное значение имеет назначение автодороги и предполагаемая нагрузка на покрытие.
В зависимости от некоторых параметров, в числе которых класс и категория автодороги, сложность проектирования и строительства может возрасти вместе с увеличением числа фактов, которые нужно учесть.
Проектирование дорог с ошибками и просчетами может привести к серьезным последствиям, в числе которых быстрый износ дорожного полотна, недостаточная пропускная способность, серьезные экономические потери. Если при исследовании выясняются параметры, препятствующие строительству, которые невозможно устранить, строительство может быть перенесено в другую локацию.
Трасса М12. Станет частью международного маршрута «Европа — Западный Китай»
Объём финансирования*: 94,6 млрд рублей Сметная стоимость объекта**: 901,5 млрд рублей
Платная трасса М12 протяжённостью 811 км пройдёт через шесть регионов страны и позволит разработать новые цепочки поставок для различных отраслей отечественной промышленности, в том числе для автомобильной. Так, в Нижнем Новгороде, через который проходит дорога, расположено производство ГАЗа, а в Татарстане — КАМАЗа. Кроме этого, после ввода в эксплуатацию всех участков строительства время, которое нужно потратить на дорогу от Москвы до Казани, уменьшится вдвое — с 11–12 часов до порядка 6-ти.
По информации «Автодора», скорость, с которой автомобили смогут двигаться, будет достигать 130 км/ч. В свою очередь, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин называл цифры вплоть до 150 км/ч на отдельных участках дороги. По его словам, в будущем планируется продолжить трассу до Екатеринбурга — это почти 2,5 тыс. км.
Глава госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказал, что строительство трассы М12 будет завершено ближе к середине 2024 года. В конце текущего года планируют открыть движение по маршруту «Москва — Нижний Новгород — Казань».
По данным за декабрь 2022 года, на тот момент было заасфальтировано порядка 570 км дороги, т.е. порядка 70% трассы. Также активно ведутся работы по возведению искусственных сооружений, которых по ходу дороги более 300 единиц.
*За период 2023–2027 гг. (согласно распоряжению Правительства РФ № 4353-р от 29 декабря 2022 г.)
**Согласно распоряжению Правительства РФ № 4353-р от 29 декабря 2022 г.
Южный обход Саратова. Замкнёт кольцо вокруг Саратовской агломерации
Объём финансирования*: 132,6 млрд рублей Сметная стоимость объекта**: 134,4 млрд рублей
Проектом предусмотрено строительство трассы А-298 автомобильная дорога Р-208 «Тамбов — Пенза» — Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан до трассы Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград с возведением мостового перехода через Волгу. По состоянию на 23 января 2023 года было завершено проектирование оси автодороги и продолжилось — 12 путепроводов, четырёх транспортных развязок и моста через Волгу.
Подготовку к строительству 46,4-километровой дороги планируют начать уже в текущем году. Строить трассу планируется в два этапа: первый включает в себя возведение моста через Волгу (длина сооружения составит порядка 15,5 км), второй — строительство 4-полосной дороги протяжённостью 30,8 км. Предполагается, что для ускорения работ на объекте будет использован механизм опережающего финансирования. По словам В. Володина, Председателя Госдумы Федерального собрания РФ, столь важный для региона проект необходимо завершить в кратчайшие сроки и обеспечить движение по трассе в 2025 году.
М-12, подъезды к городам, в сторону от трассы
Нижний Новгород очень рассчитывал на новую магистраль, однако дорога пройдет существенно южнее. Тем не менее М-12 значительно разгрузит федеральную трассу М-7 “Волга” и позволит добраться от Москвы до Нижнего примерно за 4 часа, а до Казани за 7.
Южно-Лыткаринская автодорога («ЮЛА»). Межремонтный срок увеличен до 12 лет
Объём финансирования*: 141,4 млрд рублей Сметная стоимость объекта**: 165,6 млрд рублей
Платная трасса «Солнцево — Бутово — Видное — Каширское шоссе — Молоково — Лыткарино — Томилино — Красково — Железнодорожный» строится в обход Москвы с юга и станет дублёром МКАД. Ввод её в эксплуатацию позволит разгрузить несколько дорог федерального и регионального значения, в том числе М-2 «Крым», М-4 «Дон», М-5 «Урал» и Каширское шоссе. Предполагается, что время в пути между населёнными пунктами Московской области и аэропортами Жуковский и Домодедово уменьшится в 2,5 раза.
Протяжённость дороги — порядка 45 км, количество полос движения на разных участках составит от четырёх до шести. Благодаря использованию новых технологий и материалов увеличен межремонтный срок — до 12 лет. Это значит, что дорогу можно будет безопасно эксплуатировать на протяжении указанного периода — без частых ямочных ремонтов и временных ограничений скоростного режима.
На дороге будет действовать безбарьерная система free flow — система взимания платы без шлагбаумов, согласно которой водители, не останавливаясь, проезжают через рамку с оборудованием для фиксации проезда. Оплата производится с лицевого счета пользователя по транспондеру или с помощью распознавания государственных регистрационных номерных знаков.
Участок от Боровского до Киевского шоссе трассы «Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе» был открыт для движения 11 января этого года. В отличие от всей трассы ЮЛА, этот участок будет бесплатным.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД-2) вокруг Петербурга. Призвана разгрузить КАД от транзитного транспорта
Объём финансирования*: 152,5 млрд рублей
Разговоры о необходимости строительства большой объездной дороги вокруг Петербурга велись ещё в 1990-х годах. И только сейчас, когда поток машин, движущихся по ближайшей к Петербургу КАД, достиг критической отметки, было принято окончательное решение о строительстве второй трассы. К АД-2 необходима, чтобы вывести транзитный трафик с КАД и разгрузить региональные и местные автомобильные дороги.
Изначально в планах было сэкономить на строительстве второй кольцевой и частично пустить её по уже действующим трассам, но в итоге от этого решения отказались — «кольцо» будет возводиться с нуля. Предполагается, что протяжённость дороги составит порядка 110 км. Количество полос — от 4 до 6. Прогнозная интенсивность движения на 2040 год оценена в 24 тыс. автомобилей в сутки. Скорее всего КАД-2 будет платной, так же как и Центральное «кольцо» вокруг Москвы. Завершить проект обещают к 2027 году.
Автодорога «Казань-Екатеринбург». Время в пути между столицами сократится вдвое
Объём финансирования*: 223,6 млрд рублей Сметная стоимость объекта**: 306,7 млрд рублей
Идея продлить магистраль «Москва — Казань» до Екатеринбурга («третьей столицы» России) была озвучена ещё в 2019 году. Уже известно, что в состав трассы войдут существующие участки федеральных дорог, которые модернизируют, и новый участок «Дюртюли — Ачит». Благодаря скоростному маршруту «Казань — Екатеринбург» автомобилисты смогут в два раза сократить время в пути — с 14 до 7 часов.
В рамках строительства дороги от Казани до Екатеринбурга планируют построить 450 км трассы и реконструировать 350 км существующей дорожной сети. Что касается 275-километрового 4-полосного участка «Дюртюли — Ачит», то его построят в три этапа на территории трёх регионов. Первый этап пройдёт по Республике Башкортостан: длина участка составит 140 км. Здесь построят две транспортные развязки, 19 мостов, в числе которых переправа через реку Белая, а также девять биопереходов. По территории Пермского края пройдёт второй этап (92 км): планируется возвести две развязки, 31 мост и путепровод, в том числе 15 биопереходов. В рамках строительства третьего этапа длиной 43 км в Свердловской области планируют возвести две развязки, 11 мостов и путепроводов, один биопереход.
Схема М-12 на интерактивной карте-навигаторе
Читайте дорожные новости в Telegram
М-12, продление за Казань
21 апреля 2021 президент в своем послании предложил продлить М-12 до Екатеринбурга. На что планируется оперативно выделить дополнительно 40 млрд.руб. из Фонда национального благосостояния. При этом стоит задача не переносить сроки сдачи автомагистрали.