СТОРОННИМ БАНКОВСКИМ ИНСАЙДЕРОМ ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ СТАТЬЯ 9 ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ И ПЕРЕДАЧЕ СПИСКА ИНСАЙДЕРОВ

Требования по ведению и передаче списка инсайдеров

1. Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны:

1) вести список инсайдеров;

2) уведомлять в порядке, установленном нормативным актом Банка России, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях настоящего Федерального закона;

3) передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России, список инсайдеров. Действие настоящего пункта не распространяется на органы, организации и лиц, которые указаны в пунктах 8 и 9 статьи 4 настоящего Федерального закона;

4) передавать список инсайдеров в Банк России по его требованию. Действие настоящего пункта не распространяется на Банк России.

Информация об изменениях

Статья 9 дополнена частью 2.1 с 10 июля 2023 г. — Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 315-ФЗ

2.1. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7, 11 и 13 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 5 — 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, включаются лица, указанные в пунктах 7 и 13 статьи 4 настоящего Федерального закона. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, также включаются лица, указанные в пункте 5 статьи 4 настоящего Федерального закона, при наличии в заключенных с лицами, указанными в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, договорах права передачи соответствующей инсайдерской информации в целях их исполнения.

4. В список инсайдеров органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банка России включаются лица, указанные в пунктах 10 — 12 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 9 дополнена частью 5 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ

5. При заключении договора с юридическим лицом, получающим доступ к инсайдерской информации на основании заключаемого договора, указанное лицо должно быть проинформировано о требованиях настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актах Банка России и об ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, а также о том, что оно будет включено в список инсайдеров.

Статья 9 дополнена частью 6 с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 310-ФЗ

6. Инсайдерская информация может быть передана юридическим лицам на основании заключенных договоров после включения указанных лиц в список инсайдеров.

Может ли юридическое лицо включить родственников инсайдеров в список инсайдеров?Можно ли обязать инсайдеров отчитываться по операциям с ценными бумагами их родственников?

Юридическое лицо вправе включить в список инсайдеров родственников инсайдеров только в случае, если они соответствуют критериям, указанным в пунктах 5, 7 и 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ.

В соответствии с частями 2 — 4 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для включения лиц в соответствующие списки инсайдеров. Так, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включаются исключительно лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 — 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, а согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 5 — 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 7 и 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ. В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 указанного Федерального закона № 224-ФЗ, также включаются лица, указанные в данном пункте, при наличии в заключенных с лицами, указанными в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, договорах права передачи соответствующей инсайдерской информации в целях их исполнения.

В соответствии с частями 1 — 3 статьи 10 Федерального закона № 224-ФЗ юридические лица вправе запросить у инсайдеров, включенных в соответствующие списки инсайдеров, информацию об осуществленных ими операциях. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона № 224-ФЗ инсайдеры, получившие предусмотренный частями 1 — 3 статьи 10 Федерального закона № 224-ФЗ запрос, обязаны предоставить запрашиваемую информацию в порядке и в сроки, которые установлены нормативным актом Банка России.

При этом обязанность инсайдеров отчитываться по операциям, совершенным их родственниками, не предусмотрена.

Должна ли организация включать в список инсайдеров представителей Банка России, которые назначены в нее в соответствии со статьей 76 Федерального закона № 86-ФЗ?

Уполномоченные представители Банка России в кредитной организации не подлежат включению в список инсайдеров, за исключением случаев, когда они входят в состав определенных органов организации.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 86-ФЗ уполномоченные представители Банка России, назначаемые в кредитную организацию, являются служащими Банка России и относятся к инсайдерам по пункту 10 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ в случае наличия у них доступа к инсайдерской информации, но не подлежат включению в списки инсайдеров юридических лиц, указанных в частях 2-3 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ, за исключением случаев, когда служащие Банка России входят в состав органов организации, указанных в пункте 7 статьи 4 Федерального закона 224-ФЗ (например: члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, управляющих организаций).

Необходимо ли управляющей компании включать членов органа (комитета), участвующего в принятии решения по совершению сделок на организованных торгах с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в свой список инсайдеров?

Физические лица могут быть включены в список инсайдеров управляющих компаний ввиду наличия заключенных с ними трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, на основании которых они имеют доступ к инсайдерской информации управляющих компаний, или в силу исполнения функций органов управления, органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью таких управляющих компаний.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ к инсайдерам отнесены в том числе управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющие компании).

В соответствии с частями 2 — 4 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для включения лиц в соответствующие списки инсайдеров. Так, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включаются исключительно лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 — 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ.

Таким образом, в силу предоставления фактического доступа по заключенным трудовым и (или) гражданско-правовым договорам или в силу исполнения функций органов управления, органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью управляющих компаний, физические лица включаются в список инсайдеров таких управляющих компаний.

При этом с учетом пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 224-ФЗ, предусматривающего запрет на использование инсайдерской информации путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора, в случае, если физические лица, в том числе являющие членами специализированных комитетов, действующих при органах управления управляющей компании, не включены в ее список инсайдеров, у управляющей компании отсутствуют основания для предоставления указанным лицам доступа к ее инсайдерской информации, например, касающейся совершения сделок на организованных торгах с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (при отсутствии иных законных оснований у таких физических лиц для доступа к такой информации).

Вместе с тем различного вида договоры о конфиденциальности имеют гражданско-правовую природу, в связи с чем они могут являться основанием для включения лиц в списки инсайдеров, при этом предоставление и получение доступа к инсайдерской информации не может являться основной целью сторон и предметом таких договоров, а должно представлять собой одно из условий, без соблюдения которого невозможно надлежащее исполнение основных обязательств по договорам, определяющих их предмет (например, оказание услуг, исполнение поручений и т.д.).

Обязано ли юридическое лицо, являющееся инсайдером по пункту 5 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включать в список инсайдеров своих работников, а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ?

Обязано, но при одновременном соблюдении двух условий, предусмотренных пунктом 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ:

Согласно части 3 статьи 9 в список инсайдеров юридических лиц, в том числе указанных в пункте 5 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включаются, в том числе лица, указанные в пункте 13 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, а именно: физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Лица, указанные в пункте 7 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, включаются в список инсайдеров в обязательном порядке без дополнительного обоснования в связи с наличием у указанных лиц прямого доступа либо потенциальной возможности доступа к инсайдерской информации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ к инсайдерам отнесены члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3-6, 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, управляющих организаций.

Обязано ли юридическое лицо вести несколько списков инсайдеров отдельно по каждой категории инсайдеров?

Как правило, осуществляется ведение единого списка инсайдеров независимо от оснований для их включения в него.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ юридические лица, указанные в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, обязаны вести список инсайдеров. Дополнительных требований к ведению списка инсайдеров Федеральный закон № 224-ФЗ не содержит. Полагаем, что статьей 9 Федерального закона № 224-ФЗ предусмотрено ведение одного списка инсайдеров юридическим лицом независимо от наличия нескольких оснований, в силу которых у лица возникла обязанность вести такой список.

В каких случаях управляющие компании включают в свой список инсайдеров оценщиков и страховые организации?

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ управляющие компании включают в свой список инсайдеров оценщиков и страховые организации в случае если оценщик и (или) страховая организация относятся к инсайдерам по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ:

В каких случаях специализированный депозитарий подлежит включению в список инсайдеров управляющей компании?

Специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда может относиться к инсайдерам в силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ как лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, в том числе управляющей компании, на основании договора, и в этой связи на основании части 2 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ подлежит включению в соответствующие списки инсайдеров.

Вместе с тем, включение специализированного депозитария в список инсайдеров по основанию, предусмотренному пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, осуществляется при наличии фактического доступа к соответствующей инсайдерской информации, то есть как непосредственного доступа к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступа к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям и иным носителям).

Какие действия необходимо предпринимать лицу, если его включили в список инсайдеров без достаточных на то оснований?

Включение лица в список инсайдеров без достаточных на то оснований, в том числе включение в список инсайдеров лиц, не предусмотренных частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона № 224-ФЗ, может быть обжаловано посредством соответствующего письменного обращения в организацию, допустившую неправомерное включение лица в список инсайдеров, и (или) в судебном порядке.

Лицо, правомерно включенное в список инсайдеров, но полагающее, что оно неправомерно внесено в него, не исполняющее обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, несет ответственность за неисполнение своих обязанностей.

Необходимо ли раскрывать инсайдерскую информацию, предусмотренную Указанием Банка России № 5946-У, в случае если такая обязанность не закреплена нормативным актом Банка России, на который содержится отсылка графе 3 приложения к Указанию Банка России № 5946-У?

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 224-ФЗ юридические лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ обязаны с учетом особенностей их деятельности составлять собственные перечни инсайдерской информации, включающие в себя в том числе инсайдерскую информацию, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 224-ФЗ порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, устанавливаются нормативными актами Банка России, если Федерального закона № 224-ФЗ не предусматривает иной порядок раскрытия такой информации.

При этом если порядок раскрытия инсайдерской информации, указанный в графе 3 приложения к Указанию № 5946-У, предусматривает ссылку на иной нормативный акт Банка России, инсайдер раскрывает такую информацию в случае, если он обязан раскрывать соответствующую информацию согласно такому нормативному акту.

Обращаем внимание, что отсутствие обязанности раскрывать информацию в качестве инсайдерской не лишает такую информацию статуса инсайдерской. В случае нераскрытия такой инсайдерской информации у организации возникают повышенные риски, связанные с ее неправомерным использованием, и, соответственно, обязанность по надлежащей охране конфиденциальности указанной информации в течение всего периода ее нераскрытия. С учетом этого полагаем целесообразным, в случае если это не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, раскрывать такую информацию в возможно короткий срок. При этом в случае принятия решения о раскрытии такой информации, порядок и сроки ее раскрытия устанавливаются самостоятельно.

Дополнительно обращаем внимание, что в отсутствие регуляторных требований по раскрытию информации, соответствующей инсайдерской, требования по ее раскрытию, а также порядок и сроки такого раскрытия могут быть предусмотрены правилами организованных торгов (например, в рамках требований Положения Банка России от 24.02.2016 № 534-П «О допуске ценных бумаг к организованным торгам»).

Обязаны ли управляющие компании паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, раскрывать инсайдерскую информацию согласно порядку и срокам, установленным положениями Указания № 5946-У в случае, если обязанность прямо не закреплена?

Перечень инсайдерской информации управляющей компании, порядок и сроки ее раскрытия определены в графе 3 приложения к Указанию № 5946-У, при этом исключений для управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, в Указании № 5946-У не предусмотрено.

Таким образом, положения Указания № 5946-У распространяются, в том числе, на управляющие компании паевых инвестиционных фондов, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов.

Вместе с тем, если порядок раскрытия инсайдерской информации управляющей компании предусматривает ссылку на иной нормативный акт Банка России, управляющая компания раскрывает такую информацию в случае, если она обязана раскрывать соответствующую информацию согласно такому нормативному акту.

Могут ли лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, не раскрывать инсайдерскую информацию (раскрывать в ограниченном составе и (или) объеме) во избежание введения санкционных мер в отношении таких лиц?

Случаи, в которых инсайдерская информация может раскрываться в ограниченных составе и (или) объеме (в том числе случай, когда раскрытие инсайдерской информации может привести к введению санкционных мер в отношении инсайдера), перечень указанной информации, перечень инсайдерской информации, которая может не раскрываться, а также объем допускаемых ограничений определены в постановлениях Правительства Российской Федерации (от 09.04.2019 № 416, от 12.03.2022 № 351 и от 05.04.2022 № 586).

Лицо, являющееся инсайдером, самостоятельно определяет порядок и периодичность принятия решений об ограничении состава и (или) объема раскрываемой им инсайдерской информации либо об отказе от раскрытия инсайдерской информации, в том числе необходимость принятия таких решений органами управления.

Порядок направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается, установлен Указанием Банка России от 22.04.2019 № 5130-У «О порядке направления в Банк России инсайдерами уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается».

Подробнее см. информационное письмо Банка России от 13.04.2022 № ИН-018-28/55 «О направлении уведомлений, содержащих информацию или инсайдерскую информацию, которая не раскрывается (не предоставляется)».

В какой срок лицам, указанным в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, необходимо направить в Банк России уведомление о нераскрытии (о раскрытии в ограниченном объеме и(или) составе) инсайдерской информации?

Уведомления должны быть направлены в Банк России в сроки, установленные для раскрытия (предоставления) соответствующей информации Указанием Банка России от 27.09.2021 № 5946-У «О перечне инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, а также о порядке и сроках ее раскрытия».

В случае если акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий особенности раскрытия инсайдерской информации, предусматривает возможность ограничения раскрытия ранее опубликованной инсайдерской информации, уведомления следует направлять в Банк России не позднее 10 рабочих дней с даты ограничения раскрытия ранее опубликованной инсайдерской информации.

Могут ли лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 9, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона № 224-ФЗ, направить в Банк России уведомление о нераскрытии одновременно нескольких видов инсайдерской информации?

Уведомления направляются в Банк России каждый раз при реализации права на ограничение раскрытия инсайдерской информации. В отношении одного документа (сообщения), содержащего инсайдерскую информацию, составляется отдельное уведомление.

Является ли эмитент, эмиссионные ценные бумаги которого не допущены к торгам на российских фондовых биржах, инсайдером? Необходимо ли такому эмитенту утвердить перечень инсайдерской информации, вести список инсайдеров, а также принимать меры, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ) предметом регулирования Закона № 224-ФЗ являются отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

Эмитенты, эмиссионные ценные бумаги которых не допущены к обращению на организованных торгах или в отношении которых не подавалась заявка о допуске к обращению на указанных торгах, не относятся к эмитентам, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, т.е. не являются инсайдерами.

Таким образом, обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 3, частью 1 статьи 9 и статьей 11 Закона № 224-ФЗ, на таких эмитентов не распространяются.

Являются ли аффилированные лица юридического лица его инсайдерами?

Перечень юридических и физических лиц, являющихся инсайдерами, установлен статьей 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . К аффилированным лицам юридического лица относятся лица, перечисленные в статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Таким образом, аффилированные лица юридического лица могут являться его инсайдерами только при совпадении условий, предусмотренных в указанных нормативных правовых актах.

Является ли инсайдером эмитента юридическое лицо, которое имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться более чем 25 процентами голосов в высшем органе управления эмитента? Следует ли включать это юридическое лицо в список инсайдеров эмитента и уведомлять о таком включении? Ценные бумаги эмитента торгуются на российской фондовой бирже.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ) лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, являются инсайдерами.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, обозначенные в пунктах 5, 7 и 11-13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Состав лиц, подлежащих включению в список инсайдеров в соответствии с частью 2 и 3 статьи 9 Закона № 224-ФЗ, является исчерпывающим (закрытым).

Таким образом, согласно пункту 6 статьи 4 Закона № 224-ФЗ лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 данной статьи, являются инсайдерами (и соответственно, обязаны выполнять обязанности, предусмотренные, в частности, статьей 6, 9 и 11 Закона № 224-ФЗ). При этом такие лица не включаются в список инсайдеров лиц, в отношении которых они являются инсайдерами, и, таким образом, на них не возлагаются обязанности, связанные с включением их в список инсайдеров (в частности, предусмотренные статьей 10 Закона № 224-ФЗ).

Вправе ли лицо, включенное в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3–8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), утратившее доступ к инсайдерской информации или считающее себя таковым, прекратить исполнение обязательств, установленных статьями 9–10 Закона № 224-ФЗ, до получения уведомления об его исключении из списка инсайдеров?

Лицо, оспаривающее включение его в список инсайдеров (требующее исключить его из списка инсайдеров) без достаточных на то оснований, вправе обжаловать такое действие (бездействие) посредством в том числе соответствующего письменного обращения в организацию, осуществляющую ведение списка инсайдеров, и (или) в судебном порядке.

На основании этого рекомендуется не прекращать исполнение этим лицом обязанностей, предусмотренных статьями 9-10 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до отзыва ранее направленного уведомления о включении в список инсайдеров (получения уведомления об исключении из списка инсайдеров).

Вправе ли лицо, несогласное с включением в список инсайдеров, не исполнять обязанности, установленные статьей 9–10 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до получения соответствующего решения суда?

Обязанности, связанные с включением лица в список инсайдеров, возникают только в случае правомерного внесения его в данный список.

Следовательно, если лицо, правомерно включенное в список инсайдеров, но полагающее, что оно неправомерно внесено в него, не исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то оно несет ответственность за неисполнение своих обязанностей.

Какие обязанности возникают у юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после получения уведомления об их включении в список инсайдеров другого юридического лица?

Юридические лица, указанные в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), в соответствии с требованиями части 1 статьи 9, части 4 статьи 10 и статьи 11 Закона № 224-ФЗ обязаны:

Обращаем внимание, что согласно части 6 статьи 9 Закона № 224-ФЗ инсайдерская информация может быть передана юридическим лицам на основании заключенных договоров после включения указанных лиц в список инсайдеров.

В каком случае у лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», возникает необходимость включать кредитную организацию в список инсайдеров на основании заключенных с ней договоров?

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ) в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11-13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Таким образом, лицо является инсайдером по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, только в случае сочетания одновременно всех следующих условий:

1) Наличие у лица заключенного договора с юридическим лицом, указанным в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, предусматривающего доступ к инсайдерской информации указанного юридического лица.

2) Наличие у лица фактического доступа к информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, отнесенной к инсайдерской в соответствии с собственными перечнями инсайдерской информации таких юридических лиц. При этом фактический доступ означает как непосредственный доступ к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступ к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям и иным носителям).

Таким образом, кредитная организация в качестве инсайдера по пункту 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ подлежит включению в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, в случае сочетания всех названных выше условий.

Если член совета директоров юридического лица не имеет доступа к инсайдерской информации, нужно ли включать его в список инсайдеров?

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ) к инсайдерам отнесены члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3-6, 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, управляющих организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3-4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11-13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 5 — 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 7 и 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Таким образом, члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии, включаются в список инсайдеров в обязательном порядке без дополнительного обоснования в связи с наличием у указанных лиц прямого доступа либо потенциальной возможности доступа к инсайдерской информации.

При включении в список инсайдеров юридических лиц, с которыми заключены какие-либо договоры, необходимо ли включать в список инсайдеров сотрудников таких юридических лиц?

В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3-8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), включаются согласно частям 2 и 3 статьи 9 Закона № 224-ФЗ соответствующие организации и физические лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации (которым передается инсайдерская информация). При этом организации подлежат включению в список инсайдеров указанных юридических лиц без внесения в такой список их работников, а также членов их органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью (пункт 2 информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 № 11-ДП-10/37974  «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Является ли подача субброкерами поручений, поданных на основе поручений их клиентов, вышестоящему брокеру передачей инсайдерской информации? Следует ли включать вышестоящего брокера в список инсайдеров субброкеров по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ) в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получивших инсайдерскую информацию от клиентов (далее также посредники), включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 — 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Следует учитывать, что посредник, который совершает операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах другого посредника (посредника-клиента), не относится к лицам, имеющим доступ к инсайдерской информации посредника-клиента, если только на основании заключенного между указанными посредниками договора посредник-клиент не передает другому посреднику инсайдерскую информацию, полученную от своих клиентов. При этом по смыслу Закона № 224-ФЗ выставление посредником-клиентом заявки (дача посредником-клиентом поручения) для совершения операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление посреднику, совершающему в интересах посредника-клиента соответствующую операцию, доступа к инсайдерской информации посредника-клиента, полученной от его клиентов (пункт 3 информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 № 11-ДП-10/37974 «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, вышестоящий брокер не является инсайдером субброкера по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ. Выставление субброкером заявки (подача поручения) для совершения операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление вышестоящему брокеру, совершающему в интересах субброкера соответствующую операцию, доступа к инсайдерской информации субброкера, полученной от его клиентов.

Каким именно организаторам торговли следует передавать списки инсайдеров?

Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ) юридические лица, указанные в пунктах 1, 3-8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, обязаны передавать организатору торговли, через которого совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, по его требованию в порядке, установленном нормативным актом Банка России, список инсайдеров.

Каким именно организаторам торговли вторичные инсайдеры эмитента (юридические лица, указанные в пп. 5–8, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона от 27. 2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») обязаны передавать списки инсайдеров, если эмитент не предоставляет инсайдерам/юридическим лицам информацию о том, на каком организованном рынке обращаются его акции?

Юридические лица, указанные в пп. 1–8, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязаны передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом, список инсайдеров тем организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, к инсайдерской информации о которых они имеют доступ.

Положением о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденным приказом ФСФР России от 21.01.2011 № 11-3/пз-н, установлен перечень сведений, обязательных для отражения в уведомлении о включении лица в список инсайдеров. Информация об организаторах торговли, на торгах которых обращаются ценные бумаги эмитента, не отнесена к таким сведениям.

Необходимо ли лицам, не имеющим лицензии Банка России, допущенным к участию в организованных торгах товарами и действующим в интересах и за счет других лиц, исполнять обязанности, установленные статьями 3, 9, 11, 12  Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

В соответствии с нормой, установленной пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), к инсайдерам относятся в том числе иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с товарами (далее — участники товарного рынка), получившие инсайдерскую информацию от клиентов.

Участникам товарного рынка для осуществления в интересах клиентов операций с товарами на организованных торгах не требуется лицензия Банка России. Вместе с тем такие лица получают от клиентов информацию, относящуюся к инсайдерской в соответствии со статьей 2 Закона № 224-ФЗ.

В связи с вышеизложенным на участников товарного рынка распространяются требования, установленные частями 1 и 4 статьи 3, статьями 9 и 11 Закона № 224-ФЗ.

Участники товарного рынка обязаны исполнять требования Закона № 224-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов (включая, но не ограничиваясь):

Для каких целей лицам, указанным в пунктах 1, 3–8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), следует, помимо ведения списка инсайдеров, предусмотренного статьей 9 Закона № 224-ФЗ, вести рекомендованный подпунктом 1.1.22 пункта 1 методических рекомендаций Банка России от 14.09.2018 № 23-МР «По разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности» перечень лиц, которым юридическим лицом предоставляется доступ к инсайдерской информации?

Методические рекомендации Банка России от 14.09.2018 № 23-МР «По разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности» (далее — методические рекомендации) изданы в целях оказания методологической помощи юридическим лицам, указанным в пунктах 1, 3-8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 224-ФЗ), при разработке и утверждении ими в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона № 224-ФЗ порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности и носят диспозитивный характер, в связи с чем юридические лица вправе применять их по своему усмотрению, исходя из соответствия мер по обеспечению защиты и сохранности инсайдерской информации, в том числе предотвращению, выявлению и пресечению ее неправомерного использования, характеру и масштабу деятельности юридических лиц, обеспечивая при этом должный уровень исполнения обязанностей, закрепленных за ними Законом № 224-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.

В соответствии с подпунктом 1.1.22 пункта 1.1 методических рекомендаций юридическим лицам для осуществления порядка доступа к инсайдерской информации и соблюдения правил охраны ее конфиденциальности рекомендуется посредством перечня лиц, которым предоставляется доступ к инсайдерской информации, определять конкретных лиц, включенных в список инсайдеров юридического лица, которым предоставляется доступ к конкретным видам инсайдерской информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *