СТАТЬЯ 24 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ


СТАТЬЯ 24 ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКРЫТЫХ ЭЛЕКТРОННЫМИ ПРОЦЕДУРАМИ

Из нашей статьи вы узнаете:

Приёмка товара, работ или услуг (ТРУ) — ответственный процесс, являющийся ключевым этапом исполнения контракта. Рассказываем, как происходит приёмка товара по 44-ФЗ, на что следует обратить внимание, какие акты составляются во время проведения приёмки и о других нюансах.

Что такое приёмка ТРУ

Условия о порядке и сроках проведения приёмки поставленных товаров, выполненной работы или оказанной услуги заказчиком являются обязательной частью контракта (ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ). При приёмке заказчик проверяет соответствие количества, комплектности и объёма товаров, работ или услуг требованиям, которые были установлены в контракте.

Для проведения приёмки ТРУ либо результатов по отдельным этапам исполнения контрактных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик может создать специальную комиссию. В составе приёмочной комиссии должно быть не менее пяти человек. При этом полномочия по приёмке ТРУ и подписанию приёмочной документации остаются только за заказчиком, передавать их третьим лицам он не может.

Поскольку с 1 января 2022 года введено обязательное электронное актирование (электронная приёмка) и документы о приёмке товаров, работ и услуг должны подписываться только в электронной форме в ЕИС, заказчику потребуется квалифицированная электронная подпись. Такая подпись будет необходима для работы в ЕИС, с госпорталами, а также для отчётности.

Помимо проверки соответствия условиям контракта количества, объёма и комплектности товаров, при приёмке также проверяется, насколько товары соответствуют требованиям качества и безопасности, упаковки и маркировки, а также требованиям, прописанным в нормативно-технической документации.

Электронная приёмка является обязательной:

На что следует обратить внимание на этапах заявки и заключения контракта

В первую очередь необходимо убедиться, что в проекте указаны конкретные характеристики требуемых товаров и критерии приёмки. Кроме того, в контракте должны быть установлены чёткие сроки приёмки, а также время, которое отводится для устранения исполнителем выявленных недостатков.

Для определения характеристик товаров могут использоваться определённые ГОСТы и иные нормативы. В качестве критериев приёмки заказчик может прописать различные требования. Например, требование о том, что упаковка товаров не должна быть нарушена, продукты питания и лекарства должны иметь определённые сроки годности и тому подобное.

При приёмке работ и услуг проверяется их соответствие ГОСТам, СНиПам и иным нормативам. Также заказчик проверяет, уложился ли исполнитель в установленные контрактом сроки и были ли по результатам выполнения работ или оказания услуг достигнуты поставленные цели.

Если закупочная документация не содержит конкретных критериев и сроков проведения приёмки, участнику закупки следует запросить у заказчика разъяснения

Как проводится приёмка по 44-ФЗ

Приёмка проводится в несколько этапов:

Если при приемке товара по 44-ФЗ претензий нет

Если поставленный товар, выполненная работа или оказанная услуга устраивает заказчика и он не имеет каких-либо претензий по исполнению контракта, он должен подписать в ЕИС акт приёмки.

Акт приёмки будет свидетельствовать о том, что заказчик получил необходимый товар или результат выполнения работы (оказания услуги) и у него нет претензий. Если заказчик обнаруживает недостатки в оформлении документов о приёмке или в отношении качества и количества принимаемых ТРУ, то в зависимости от ситуации в ЕИС оформляется:

Если по результатам исполнения контракта между заказчиком и подрядчиком возникнет спор, вышеуказанные документы понадобятся при обращении в суд.

В соответствии с ч.13 статьи 94 Закона №44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приёмке, который должен содержать

Перед приёмкой ТРУ проводится экспертиза, которую заказчик осуществляет самостоятельно или с привлечением сторонних экспертов (экспертных организаций). В случае проведения экспертизы сторонними специалистами их заключение оформляется в отдельном документе.

Если при приемке товара по 44-ФЗ есть устранимые недостатки

Бывает, что товар (работа, услуга) устраивает заказчика не в полной мере, поскольку были выявлены недостатки. Если эти недостатки устранимые, заказчик вправе осуществить приёмку после их устранения. Например, из поставленных 100 единиц товара 10 оказались с истёкшим сроком годности. В этом случае заказчик оформляет в ЕИС акт о частичной приёмке (на товар, соответствующий всем требованиям — 90 единиц), а поставщик устраняет недостатки и формирует корректировочный документ о приёмке.

Отказ в приёмке товара и услуг по 44-ФЗ

Если товар (работа, услуга) полностью не устраивает заказчика и он решает отказать в его приёме, заказчик должен оформить в ЕИС мотивированный отказ и направить его через ЕИС поставщику (исполнителю, подрядчику).

Если поставщик получил от заказчика обоснованный и подтверждённый экспертизой отказ, для него могут наступить негативные последствия, связанные с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и внесением в РНП. При одностороннем расторжении у поставщика есть 10 дней на исправление ситуации.

Если заказчик откажет в приёмке без каких-либо обоснований, исполнителю следует запросить пояснение причин отказа. В случае отсутствия ответа на запрос исполнитель может составить претензию либо обратиться в суд, если заказчик на неё никак не отреагирует.

Особенности повторной приёмки товара или услуг по 44-ФЗ

Внесение исправлений в документ о приёмке, оформленный в соответствии с ч.13 статьи 94, осуществляется путём формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени поставщика, заказчика, и размещения в ЕИС исправленного документа о приёмке.

Составление акта приёмки по 44-ФЗ

Перед поставкой контрагент (поставщик, подрядчик, исполнитель) формирует в ЕИС электронный документ приёмки. Часть информации подтянется в него из контракта, часть – контрагент заполняет сам.

Контрагент не должен распечатывать электронный документ о приёмке и привозить вместе с товаром или предоставлять заказчику при приёмке результатов работ или услуг.

К структурированной форме документа о приёмке контрагент может приложить дополнительные неструктурированные документы (сканы накладных и пр.). Прилагаемые документы не должны противоречить электронному документу о приёмке. Если есть расхождения – приоритет имеет информация в электронном документе о приёмке

Все файлы, прикрепляемые в личных кабинетах поставщика и заказчика в ЕИС, а также документ о приёмке в неструктурированной форме, подписываются электронной подписью (автоматически при подписании документа о приёмке).

В соответствии с п.8 ч.13 статьи 94 Закона №44-ФЗ датой приёмки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приёмке, подписанного заказчиком.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал. Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Информация об изменениях

Федеральный закон дополнен статьей 24.1 с 1 июля 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур

1. Проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.

2. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок. Такие единые требования предусматривают в том числе:

а) требования к уставному капиталу оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе к его размеру;

б) требования к раскрытию операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок информации о юридических и физических лицах, которые прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) владеют более чем одним процентом голосующих акций (долей) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

в) требования к раскрытию бухгалтерской (финансовой) отчетности оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

г) требования к взаимодействию электронной площадки, специализированной электронной площадки с единой информационной системой, иными государственными информационными системами, осуществляемому с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

д) технические требования к программно-аппаратным средствам электронной площадки, специализированной электронной площадки, включая требования к обеспечению защиты информации. При этом программно-аппаратные средства электронной площадки, специализированной электронной площадки должны находиться на территории Российской Федерации;

е) требования к сохранности информации, в том числе электронных документов;

ж) требования к соглашению о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки, заключаемому федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки (далее в настоящей статье — соглашение), а также требования к обеспечению исполнения обязательств по соглашению;

2) дополнительные требования к оператору электронной площадки и функционированию электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Такие дополнительные требования предусматривают в том числе:

а) порядок взаимодействия оператора электронной площадки и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок;

б) требования к проведению на электронной площадке электронных процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах;

3) дополнительные требования к оператору специализированной электронной площадки и функционированию специализированной электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Такие дополнительные требования предусматривают в том числе:

а) порядок взаимодействия оператора специализированной электронной площадки и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и (или) контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа;

б) требования к проведению на специализированной электронной площадке закрытых электронных процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в закрытых электронных процедурах;

4) порядок подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, а также дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) другими федеральными законами;

5) порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей настоящего Федерального закона.

3. Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 настоящей статьи. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки в случае несоответствия одному или нескольким требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 или пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, а также в случае обращения оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки об исключении его из соответствующего перечня исключаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 2 настоящей статьи из соответствующего перечня. На электронной площадке, специализированной электронной площадке, оператор которой исключен из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, допускается проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены не позднее десяти рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении оператора из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

4. Допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

13. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5 — 12. Утратили силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

Требования к объектам и участникам закупки

С 1 января 2023 года вступает в силу постановление Правительства от 08.07.2022 № 1224. Власти утвердили специальный перечень товаров, при закупке которых предъявляются экологические требования.

При закупке данных товаров в рамках 44-ФЗ в описании объекта необходимо указывать долю вторсырья, которое использовали при производстве этого товара.

В соответствии с разъяснениями Минприроды (письмо от 16.09.2022 № 25-29/36428) заказчики не ограничены в установлении конкретной (минимальной) доли вторсырья, однако, установление заказчиком доли 0% нецелесообразно.

В качестве подтверждения наличия вторсырья в закупаемой продукции, в том числе при приемке товара могут использоваться:

Аффилированность участников закупки

С 1 января 2023 года вступают в силу изменения, внесенные в п. 9 ч.1 ст. 31 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, уточняющие понятие «Конфликта интересов». В новой редакции пункта 9 конфликт интересов – это обстоятельства, при которых должностное лицо заказчика, а также его супруг (супруга) и близкие родственники являются:

Повышение размера минимальной доли товара из специального перечня

В 2023 году по отдельным позициям из приложения к постановлению Правительства от 03.12.2020 № 2014 (в ред. от 31.10.2022) увеличился размер минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

Астрал. Торги – это комплекс инструментов и сервисов, которые обеспечат успешную работу вашего бизнеса на электронных торговых площадках. Сервис поможет найти и провести аналитику подходящих торгов и закупок с востребованных источников.

Общие правила закупок

С 1 января 2023 года действует новая редакция ч. 5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, согласно которой решение об отказе заключать контракт с участником электронного конкурса или аукциона, который не подтвердил свою добросовестность и признан уклонившимся от заключения контракта, принимает заказчик.

Решение оформляется протоколом по правилам заключения контракта по итогам электронных процедур (ч. 3 и ч. 6 ст. 51 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

До вступления в силу изменений такое решение принимала комиссия по осуществлению закупок и оформлялся протокол по ч.5 ст. 37 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Обеспечительные меры

Блокировка денежных средств в размере обеспечения заявки на специальных счетах в банке предусмотрена подп. а п. 1 ч. 5 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который с 1 января в 2023 года действует в обновленной редакции.

Если в течение квартала комиссия трижды отклоняет заявки участника на одной электронной площадке, то оператор этой площадки через 15 рабочих дней со дня размещения протокола направит сведения в банк участника для списания средств (п. 1 ч. 14 ст. 44 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в извещении о закупке, проекте контракта, за исключением случая, когда в контракте предусмотрено условие о выплате аванса без казначейского сопровождения (ч. 64.1 ст. 112 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также расширен перечень случаев закупок у единственного поставщика, при которых устанавливать требование обеспечения исполнения контракта – право заказчика.

Требования к содержанию независимой гарантии уточнили в п. 1 ч. 2 ст. 45 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С 1 января 2023 года независимая гарантия должна содержать сумму, подлежащую уплате во всех случаях, установленных статьей 44-ФЗ, а не только при наступлении обстоятельств, указанных в ч. 15 ст. 44 данного закона.

Конкурс в электронной форме

С 1 января 2023 года у участников закупки появилась возможность подать отрицательное ценовое предложение (ч. 8 ст. 48 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Таким образом, в 2023 году не только аукционы, но и конкурсы могут проводиться на право заключить крнтракт.

Электронный аукцион

При проведении аукциона на право заключить контракт с 1 января 2023 года не действует ограничение в подаче ценового предложения в размере, превышающем 100 млн руб. (подп. г п. 9 ч. 3 ст. 49 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Сервис Астрал. Торги обеспечит подготовку юридических документов по закупкам:

Изменение существенных условий контракта

В 2023 году заказчики по-прежнему вправе изменить существенные условия любых контрактов (договоров) на основании ч. 65.1 ст. 112 закона 44-ФЗ. Такие изменения осуществляются с соблюдением положений частей 1.3-1.6 ст. 95 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ или местной администрации.

Также в 2023 году действуют специальные нормы ст. 112 закона 44-ФЗ для изменения существенных условий контракта:

На 2023 год продлено и право заказчиков вносить изменения в государственные и муниципальные контракты на выполнение работ по строительству, кап. ремонту, реконструкции, сносу объекта кап. строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в порядке и случаях установленных постановлением Правительства от 16.04.2022 № 680.

Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель)

Расширили перечень для закупок у единственного поставщика по обращению с отходами. С 1 января 2023 года у заказчика появилась возможность заключить контракт на услуги по обращению не только с твердыми бытовыми отходами, но и с отходами первого и второго класса опасности (п. 8 ч. 1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Также с начала 2023 года заказчикам дали право для закупки у единственного исполнителя услуг в области космической деятельности (п. 61 ч.1 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

С 1 января 2023 года по результатам закупки у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн руб. контракт можно заключать при наличии одной соответствующей заявки (подп. б п. 6 и п. 8 ч. 12 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Напомним, что ранее электронная закупка у единственного поставщика могла состояться только при наличии не мене двух заявок.

Теперь заказчику доступна информация обо всех предложениях участников на всех электронных площадках посредством их взаимодействия с ЕИС. Новое правило распространяется на закупки в рамках ч. 12 ст. 93 с 1 января 2023 года (ч. 13 ст. 93 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

На 2023 год продлили возможность заключения контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в иных случаях, установленных Правительством, высшим органом государственной власти субъекта РФ (ч.1- 2 ст.15 закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ (в ред. закона № 420-ФЗ)).

Реестр контрактов

С 1 января 2023 года действует единое правило математического округления стоимостных значений:

Принцип округления регламентирован подп. м) п. 14 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60.

Если в контракте предусмотрено условие об удержании неустойки, то с 1 января 2023 года в данных об исполнении контракта федеральным заказчикам необходимо указывать сумму требований об уплате неустойки (подп. р) п. 10 правил ведения реестра контрактов по постановлению Правительства от 27.01.2022 № 60).

Электронная цифровая подпись

С 1 января 2023 года иностранные участники закупок в рамках 44-ФЗ получили право подписывать документы электронной подписью, полученной на территории и по правилам иностранных государств (ч. 2 ст. 5 закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Нормы, утратившие силу с 1 января 2023 года

Важно следить за динамикой изменений законодательства в области госзакупок, так как участие в закупках требует досконального понимания системы. Чтобы облегчить себе задачу и оптимизировать временные затраты, воспользуйтесь услугой Астрал. Торги.

Квалифицированные специалисты сервиса организуют весь процесс для успешной работы на электронных площадках.

Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса

Существенная экономия времени. Отправь заявку и мы расскажем все об электронном документообороте

Оставьте контактные данные

И наши специалисты свяжутся с вами и расскажут все об электронном документообороте!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *