СКОРОСТНОЙ МОСТ ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА ЧЕРЕЗ НЕВУ

За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.

В Петербурге начинают готовить территорию под второй этап Широтной магистрали до Союзного проспекта. Под снос пойдут сотни зданий и сооружений

АО «ЗСД» ищет подрядчика на подготовку территории для строительства второго этапа Широтной магистрали скоростного движения. Именно в рамках него должен появиться мост через Неву.

Обновленное извещение о проведении конкурса было опубликовано в пятницу, 21 апреля. Максимальная стоимость скромная — 43,6 миллиона рублей. Это объясняется тем, что в техзадание пока попали только два участка по Витебской Сортировочной улице.

Срок выполнения работ — с момента подписания контракта до 30 сентября 2023 года. Это только часть территории, которую предстоит подготовить и на которой пойдет строительство второго этапа ШМСД от Витебского проспекта до Союзного; он включает в себя появление разводного моста через Неву в створе Фаянсовой улицы и подключение улицы Седова. Ранее проектная документация по нему получила положительное заключение главгосэкспертизы.

Судя по приложенным документам, к сносу в рамках строительства приговорены сотни зданий и сооружений: в соответствующей главе более 400 наименований. Трасса пойдет от Витебской развязки на восток: эстакадой с южной стороны железной дороги над Бухарестской улицей. « После прохождения транспортного узла с подключением к ул. Софийская и пересечения ул. Салова предусматривается разделение направлений и переход левой эстакады к северу от железнодорожной линии, — говорится в документах. — На участках пересечения Московской железной дороги и в транспортном узле на пересечении с Глухоозерским шоссе и улицей Седова основной ход магистрали пройдет по раздельным эстакадам с обеих сторон от кольцевой железнодорожной линии. После прохождения узла на пересечении с Глухоозерским шоссе северная эстакада плавно перейдет на южную сторону от железной дороги и трасса магистрали проследует с южной стороны от нее, пересекая улицы 2-й Луч, Хрустальная, Стеклянная, пр. Обуховской обороны с выходом на мост через реку Неву».

На правом берегу ШМСД пройдет над Октябрьской набережной, Дальневосточным проспектом, Зольной улицей и перспективным продолжением Союзного проспекта, где появится очередная развязка.

Первым этапом ШМСД является Витебская развязка ЗСД, которая должна быть сдана в 2024 году, третьим — участок от Союзного проспекта до административной границы Петербурга, а четвертым — до КАД. Общая стоимость четырех этапов, по оценкам чиновников, составит около 340 миллиардов рублей.

Пятый и шестой этапы пойдут по территории Ленобласти — до Р-21 «Кола» и до автодороги Петербург — Колтуши.

Траектория прохождения трассы

Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект (2008 год)

Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).

Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.

Пересечение ЗСД с проспектом Стачек, июль 2014

Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).

Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.

Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.

Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.

Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.

Финансовая сторона проекта

Структура привлеченного МСС финансирования:

Широтная магистраль подает на развод моста. Город определился, как трасса будет пересекать Неву

Широтная магистраль перепрыгнет через Неву невысоким разводным мостом с возможностью быстро сводить его, если на горизонте не видно никаких мачт. Это нетривиальное решение для платной трассы, но ниже не позволяет стоимость, а выше — чувство прекрасного.

По данным «Фонтанки», затянувшийся спор о том, как вести Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД) через Неву, решен в пользу низководного моста. Для судоходной Невы это автоматически означает разводку в период навигации, что вводит новые коэффициенты в экономическую модель концессии по строительству платной трассы.

Одновременно это позволяет выдохнуть КГИОП и комитету финансов. Первому не придется разбираться с охраняемыми панорамами, по которым беспощадно прошелся бы неразводной мост с судоходным пролетом. Второму — изыскивать дополнительные миллиарды: трассу сооружают всем миром, но в этот мир входит и Петербург со своим бюджетом, не говоря уже о том, что концессионеру принято возмещать расходы на строительство. Ниже по течению за этими событиями посматривают из Орловского тоннеля — им интересно, как там будет со съездами на набережную.

О том, что принципиальный выбор сделан, «Фонтанке» рассказали несколько источников в дорожном и строительном блоках (с недавних пор они объединены под началом вице-губернатора Николая Линченко). По их словам, речь идет о разводной переправе на уровне полотна существующего Финляндского железнодорожного моста.

Широтная магистраль скоростного движения — это главный дорожный проект Петербурга в начавшемся десятилетии. Трасса должна пройти от ЗСД в районе Благодатной улицы на северо-восток, перейти через Неву, за Ладожским вокзалом поменять направление и направиться чуть южнее, чтобы встретиться с КАД в районе Кудрово. Городской участок — шестиполосный, его протяженность порядка 14,2 км. По области ШМСД пойдет через КАД до примыкания к Р-21 «Кола» (около 8 км) и от улицы Коммуны к Всеволожску до автодороги Петербург — Колтуши (примерно 5 км и предположительно 4 полосы движения). Раньше в качестве срока запуска называли 2030 год, ориентировочная стоимость колебалась вокруг 200 млрд рублей.

Первый этап ШМСД — от ЗСД до Витебского проспекта — уже строится, его ждут в 2024-м. Формально это Витебская развязка Западного скоростного диаметра, так что город просто заключил дополнительное соглашение с концессионером «Магистраль Северной столицы» и эта часть сооружается на тех же основаниях, что Шкиперская или Шуваловская развязка, пусть и значительно дороже. А вот на второй этап — до Союзного проспекта — придется заключать новую концессию, со всеми полагающимися конкурентными процедурами. Сомнений в том, что состав участников принципиально не изменится, мало, и город уже закладывает миллиарды в бюджет — пока на подготовку территории под стройку, которой он может заниматься и не имея соглашения с партнером. В 2022 году инвестиции на эти цели в городское АО «ЗСД» (именно оно представляет Смольный при развитии ЗСД и ШМСД) составляют 19,6 млрд рублей.

Именно этот участок должен прыгнуть через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, рядом с действующим железнодорожным мостом. Разговор о том, как это делать, шел с самого возникновения проекта с тогда еще теплым и ламповым (хотя и некорректным) названием «Восточный скоростной диаметр». В 2017 году вице-губернатор Игорь Албин озвучил вариант с тоннелем вместо моста. « Тоннель ведет к удорожанию проекта на 3–4 млрд, что несущественно при столь масштабном проекте, но это хорошее решение с точки зрения видовых характеристик», — говорил чиновник. Рассматривали даже два варианта его прокладки: проходческим щитом (тогда длину перехода оценивали 3 км) или методом погружных секций (расчетная протяженность 850 метров).

Тогдашний замглавы Минтранса Николай Асаул был не согласен и заявлял: «Мы не должны шиковать за счет будущих поколений» (имея в виду, вероятно, грядущие выплаты концессионеру и стоимость проезда). Комитет по развитию транспортной инфраструктуры тоже склонялся к мосту: если копать, придется сильно потревожить инфраструктуру метро на левом берегу Невы, главный канализационный коллектор на правом, а также Гранитную улицу. Кроме того, там отмечали: стройка тоннеля дороже в полтора раза (12 млрд против 8 млрд рублей), но обслуживание — уже вдвое. На это тогда еще живой «Метрострой», который предлагал свои подземные услуги, возражал, что тоннель по крайней мере не надо чистить от снега и под него не придется выкупать землю у собственников (это традиционная проблема при крупных стройках в центре, с ней сталкиваются и на Витебской развязке).

Один из участников тех совещаний вспоминает, что аргументы против были по всем трем вариантам. « Про тоннель говорили, что компетенции все потеряли и сделать, как на Канонерке, уже не сможем, — говорит собеседник. — Про разводной мост — что в этом случае магистраль теряет смысл по ночам, какая же она тогда хорда, тем более платная. Про неразводной — что КГИОП такое не согласует никогда и в панораму охраняемую его не вписать».

«Фонтанка» знает, что АО «ЗСД» в итоге ориентировалось на требования по охране культурного наследия, включая объекты ЮНЕСКО. Ограничения по высотному регламенту здесь — 35 метров. Учитывая сверхмагистральный статус Невы (это называется 1-й класс водных путей), под неразводным мостом потребовалось бы обеспечить габарит не менее 30, так что целиком конструкция неминуемо бы выбивалась из лимита. Кроме того, рядом Финляндский железнодорожный мост, полноценный объект культурного наследия, и по всем нормативам опоры неразводной переправы ШМСД пришлось бы размещать в створе опор исторического моста; потребовался бы наибольший пролет длиной 260 метров — с пилонами.

Еще пару лет назад определились, что если мост будет разводным, то высотой и числом опор он повторит соседний, конструкция будет балочной. Специфика в том, что разводить и сводить его хотят в течение 2 минут. Это позволит ловить момент, когда судоходный трафик падает, а соседние мосты стоят, задрав пролеты. Тогда же появились первые варианты визуализации.

Что касается трафика автомобильного, то участники уверены, что он на данном направлении невелик в период разводки. Так что существенно на срок окупаемости проекта он не влияет, а строительство разводного низкого моста принципиально дешевле высотного.

В АО «ЗСД» «Фонтанке» официально подтвердили, что сделали выбор технологии. « Потребность в новой переправе обусловлена тем, что расстояние между мостами в этой части города (мост Александра Невского и Володарский мост) составляет более 7 км, их пропускная способность исчерпана, в часы максимальных нагрузок наблюдаются постоянные заторы, — сообщили в пресс-службе. — Благодаря строительству нового перехода и перераспределению транспортных потоков ожидается снижение нагрузки на существующие мосты. Применение легких конструкций повторяет архитектуру Финляндского ж/д моста, не нарушая панорамные виды, в том числе на объекты культурного наследия Санкт-Петербурга».

В компании уточнили также, что с переправы не будет съездов на набережные ни на одном из берегов. У этого решения есть интересный аспект. Дело в том, что мост ШМСД — один из 5 перспективных переходов через Неву, которые прописаны в генплане. Арсенальный и Ново-Адмиралтейский мосты — это, предположим, отдельные истории. А вот Большой Смоленский мост и Орловский (или Среднеохтинский) тоннель — та же самая. Насчет первого решение уже принято, проектирование в разгаре, и на него Широтная магистраль повлиять не может. Но по тоннелю вся активность пока — со стороны потенциального концессионера (Метрогипротранс и Группа ВИС с примкнувшим к ним ВЭБ), Смольный ждет, что ему докажут целесообразность подводно-подземной переправы.

За это время ряды компаний, которые интересуются предпроектными решениями, пополнила УК «Лидер». Именно ее «Транспортная концессионная компания» (ТКК) реализовала в Красногвардейском районе проект по трамваю «Чижик». По совпадению, директора ТКК и бывшего замдиректора УК «Лидер» Сергея Окутина собеседники «Фонтанки» и назвали персонально интересующимся. Сам он в разговоре с корреспондентом не настроен был рассуждать о проекте, говоря, что без внятного решения и сигнала со стороны Смольного говорить о чем-то вообще бессмысленно. На теоретический вопрос о потенциальной окупаемости тоннеля, который тоже планируется платным, Окутин ответил: «А вот это зависит от того, будет ли съезд с ВСД. Можно будет принять решение, когда выйдет из экспертизы мост. Будут там съезды, не будут, какое решение пройдет экспертизу».

На обоих берегах Невы. Под второй этап Широтной магистрали готовят стройплощадку

АО «ЗСД» объявило конкурс на подготовку территории под строительство второго этапа Широтной магистрали скоростного движения. Именно здесь должны соорудить разводной мост через Неву.

Документацию опубликовали накануне, стартовая стоимость — 230 млн рублей, времени — до июня 2025 года. Речь идет об участке ШМСД от Витебского проспекта до Союзного проспекта. Это самый длинный и самый сложный этап магистрали: он идет и через Неву, и через непростые кварталы вокруг «Ладожской».

Технически задача по контракту — переустроить канализационные и водопроводные сети по пути следования трассы, на конкретных земельных участках, их около двух десятков. В проектной документации мало что понятно, если вы ни разу не перекладывали трубы, но указано, что по водопроводу предусмотрено 7,5 тысячи погонных метров новых сетей; работы пойдут вдоль Бухарестской, Софийской, Фаянсовой, Глухоозерского шоссе, Зольной, Дальневосточного и Союзного проспектов, по улице Ванеева и Большой Яблоновке.

В случае с канализацией — 3,5 тысячи метров новых сетей, помимо указанных, сюда попадают еще и Нефтяная дорога, улицы Прогонная и Седова, а также 2-й Луч, проспект Энергетиков, Складская улица и другие адреса.

К документации приложено большое количество технической переписки и согласований, не только от ресурсоснабжающих организаций, но и, например, от «Мостотреста» и от Невско-Ладожского бассейнового водного управления, которое напоминает об охранных зонах рек Невы, Волковки и Оккервиля. Примечательно, что в обоих случаях филиалы Водоканала, ответственные за водоснабжение и водоотведение, вынуждены отдельным письмом отвечать на запросы проектировщика «Институт Гипростроймост Санкт-Петербург»: нет, нельзя повторно использовать уже существующее здесь оборудование и материалы.

Это вторая закупка АО «ЗСД», связанная с подготовкой территории: первая относится к апрелю, она заметно меньше и касается лишь двух участков по Витебской Сортировочной улице. Там, образно говоря, исток второго этапа ШМСД: географически он продолжает первый, который является развязкой Западного скоростного диаметра и связывает ЗСД с Витебским проспектом, его ждут в 2024 году. Дальше трасса идет на восток, эстакадой над Бухарестской, пересекает Салова, железную дорогу, узел на пересечении с Глухоозерским шоссе и улицей Седова (снова эстакадами); затем — через 2-й Луч, Хрустальную и проспект Обуховской Обороны ШМСД вывалится к Неве.

Про мост через Неву «Фонтанка» подробно рассказывала: переправа будет разводной и низководной. Для платной трассы это решение нестандартное, ведь проход судов автоматически означает прекращение движения и падение выручки. Однако проектировщики исходят из задачи обеспечить разводку и сводку в течение 2 минут, да и трафик в ночные часы здесь считают не особенно высоким. Съездов на набережные с моста не предполагается.

На правом берегу Невы трасса пройдет над набережной, Дальневосточным проспектом и Зольной улицей, чтобы упереться в перспективное продолжение Союзного проспекта, закружиться развязкой и передать эстафетную палочку третьему этапу — до границы Петербурга. Четвертый — это небольшой кусочек до КАД, а дальше — два щупальца по Ленобласти. Общая длина городской части ШМСД составит 14,2 км, всё это будет шестиполосная магистраль.

ШМСД — самый масштабный дорожный проект в городе после завершения ЗСД, и для второго этапа уже есть одобренный проект. Однако на данный момент идут работы только на первом — Витебской развязке ЗСД. Его просто включили допсоглашением в давнюю концессию по строительству и эксплуатации Западного скоростного диаметра, как Шуваловскую или Шкиперскую развязки. Изобретать ничего не пришлось, конкурсов объявлять тоже: согласовали финансирование, разбили между федеральным, региональным и партнерским бюджетами, Петербург еще и выбил на это инфраструктурный кредит по льготной ставке.

С этапами II–IV так не получится. Во-первых, надо будет проводить полноценные процедуры по поиску нового концессионера, пусть ВТБ и не скрывает своих планов.

В общем, всё, что прямо сейчас может город, — это готовить стройплощадку под будущую ШМСД. Но и это немало. И, как говорится, капиталоемко. Чтобы было понятно: в 2022 году после всех корректировок бюджета туда загрузили 19,6 млрд рублей в виде бюджетных инвестиций городскому АО «ЗСД» на подготовку территории именно для второго этапа трассы — от Витебского проспекта до Союзного.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Вид на мост со стороны Васильевского острова, июль 2018 года


СКОРОСТНОЙ МОСТ ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА ЧЕРЕЗ НЕВУ

Панорама моста и участка ЗСД

При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.

Аэрофотосъемка моста, июнь 2017 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *