Сейчас, когда открыли северный участок ЗСД от Приморского шоссе до «Скандинавии», лишний раз можно убедиться в том, что это один из самых удачных инфраструктурных проектов Петербурга (после КАД, разумеется).
Вечно загруженный до предела Планерный путепровод, перекинутый через железную дорогу в сторону Сестрорецка, можно объехать по новоявленному дублеру и беспрепятственно попасть в район Комендантской площади, на Кольцевую или «Скандинавию». И это здорово, что ни говори!
Единственное, что меня лично смущает в этом проекте, — это наплевательское отношение к природе. Мало того, что трасса проложена прямо по территории Юнтоловского заказника, так еще и шумозащитные экраны со стороны леса отсутствуют. А ведь предлагали экологи компромиссный вариант: не переносить стройку, а закрыть дорогу на этом участке колпаком, сделав нечто вроде надземного тоннеля. Не прислушались строители… Ну да бог им судья.
Теперь попытаюсь ответить экспертам, которые говорят о том, что строительство автомагистралей в городе, равно как и расширение улиц, — это тупиковый путь, который не уменьшит транспортную нагрузку на город, а только увеличит. Потому что горожане будут покупать больше автомобилей и чаще ездить.
Тезис не лишен смысла. Конечно, практически любой нормальный человек, имеющий возможность безболезненно для своего семейного бюджета купить автомобиль, сделает это. Полагаю, что духовно богатые хипстеры, зеленые и прочие ненавистники личного транспорта в девяти случаях из десяти ходят пешком не в силу убеждений, а в силу скудности своих доходов.
И все-таки из тех 40% петербуржцев, имеющих машину, каждый день ею пользуются далеко не все. Главная причина отказа от авто в пользу трамвая и метро как раз перспектива потери времени в пробках. Так что же, лучше поставить крест на развитии транспортной инфраструктуры, исключая ремонт и строительство дорог в новых районах города?
Нет, транспортные магистрали строить в черте города все-таки нужно, хотя и с оговоркой: они должны быть платными. Потому что только в таком виде они способны выполнять свою функцию: помогать автомобилям попадать с одного конца города на другой без пробок.
Разумно, если тарифная политика будет построена по сингапурской модели. Власти этого города регулируют плату за въезд в центр исходя из транспортной нагрузки. Когда машин становится слишком много, стоимость билета поднимают до тех пор, пока их не станет меньше.
Сейчас при въезде на ЗСД нередко образуются пробки, хотя пункты оплаты уже отладили свою работу и вины кассиров тут нет. Стало быть, цену въезда нужно поднимать, чтобы сделать работу магистрали эффективнее. Время, сэкономленное при объезде пробок, стоит денег.
ЗСД должен стать дорогой для тех, кому действительно надо быстро переместиться по городу из точки А в точку Б. Недавно я, за два часа до посадки на международный поезд, вспомнил, что забыл дома в Осиновой Роще загранпаспорт. Находился я на тот момент у «Электросилы». Я был готов отдать большие деньги, лишь бы успеть домой и на вокзал. Был бы диаметр достроен, не пришлось бы мне потом лететь по Киевскому шоссе с «лишенческим» превышением скорости, чтобы нагнать поезд через три станции…
Фото Дениса Панова
В ночь на воскресенье, 4 декабря, было открыто движение по центральному участку Западного скоростного диаметра. Магистраль в первую очередь стала местом, куда стянулись тысячи любителей фотографировать.
Проложить магистраль по восточному побережью Финского залива для связи северо-запада и юго-запада Петербурга начали планировать в советское время. Похожая на современную трасса была заложена в генеральные планы 1980-х годов. Говорят, по автодорожному проекту назвали Елагинский проспект, поскольку он и должен был стать частью шоссе, ведущего в обход Елагина острова.
В реальности строительство началось в 2005 году. 46,6-километровый диаметр поделили на очереди. Первым в 2008 году сдали участок от КАД до Автомобильной улицы, в 2010 году его дотянули до Благодатной, в 2012-м — до набережной Екатерингофки. В 2013-м машины пустили на северный участок от Скандинавского шоссе до Приморского проспекта.
Центральную часть, от Екатерингофки до Приморского, возводили с 2013 года. Это наиболее сложный элемент диаметра: основная часть представляет собой мосты над водами Финского заливая, включая две вантовые переправы над фарватерами в створе Большой и Малой Невы. Также проект включил заглубленную рампу между старой частью Василеостровского района и намывом, тоннель под рекой Смоленкой и двухъярусную эстакаду над Канонерским островом и Морским каналом. Последняя позволила обеспечить прохождение через Петербург судов высотой до 50 метров.
Объекты ЗСД повлияли на облик не только спальных и портовых районов, но и центральной части города. Конструкции вантового моста над фарватером Большой Невы видны в перспективе Большого проспекта Васильевского острова, с Дворцового, Троицкого и Литейного мостов над важнейшими архитектурными достопримечательностями. Наибольшее влияние сооружения дороги оказали на фактически единственную историческую видовую точку, откуда наблюдали закат, — стрелку Елагина острова. «Канонер» ранее публиковал подборку фотографий.
Торжественное открытие центрального участка ЗСД состоялось 2 декабря, а свободное движение машин стало возможным в ночь на 4-е число. В первое время проезд по участку от набережной Екатерингофки до съезда к Морской набережной будет бесплатным, а за два других отрезка (до Дачного и до Скандинавского шоссе) придется отдать по 50 рублей. По данным сервиса «Яндекс.Пробки», всю магистраль без учета пробок можно проехать за 26 минут.
Вчера открытый промежуток ЗСД стал местом паломничества фотографов. На самой высокой точке — на повороте между Канонерским и Белым островами — постоянно парковались до 40 машин, чтобы их водители и пассажиры смогли запечатлеть город с нового ракурса. Стоявшие вдоль дороги автомобили можно было увидеть и в других местах, в том числе на месте будущей развязки недалеко от Гавани, где обочина наиболее широкая. Впрочем, всюду ходят охранники и гоняют людей.
Сейчас наиболее активные работы из тех, что необходимы пользователям ЗСД, ведутся на будущем участке набережной Макарова от Серного острова до Адмиральского проезда (к слову, открытый вчера фрагмент дороги будет относиться не к набережной Макарова, а к проспекту Крузенштерна). Открыть движение должны в начале 2018 года. Когда появится дополнительный съезд в районе Гавани, неясно; в частности, мешает памятник архитектуры — Караульный дом на Шкиперском протоке, 21. Информации о расширении развязки с Приморским проспектом (сейчас там только один съезд) не поступало.
По генплану диаметр когда-нибудь получит развязки с Новым шоссе в Белоострове, Суздальским шоссе, Шуваловским проспектом и магистралью вдоль Соединительной железнодорожной линией у станции Броневой. А вот от развязки с Мичманской улицей отказались, притом что там уже созданы расширения под съезды.
Мост над Корабельным фарватером (в створе Большой Невы):
Двухъярусная эстакада над Канонерским островом:
Вид на порт:
Участок на Васильевском острове:
Тоннель под Смоленкой:
Фото Дмитрия Ратникова
Центральный участок ЗСД почти достроен и выглядит так, каким останется на долгие годы. Горожане начинают привыкать к тому, как высокие мосты этой скоростной магистрали изменили знакомые виды Петербурга.
Строить центральный участок ЗСД начали в 2013 году. К тому времени был открыт для движения весь южный отрезок от КАД до реки Екатерингофки, а чуть позже ленточку перерезали на северном фрагменте — от Приморского проспекта до Скандинавского шоссе. Но если южный и северный участки строил город в лице ОАО «Западный скоростной диаметр», то самый сложный центральный доверили инвестору — ООО «Магистраль Северной столицы», связанному с ВТБ и Газпромбанком.
Длина центрального участка — около 12 километров. Он проходит от Екатерингофки до Приморского проспекта. Отрезок в основе собой представляет собой мост, идущий через Невскую губу на высоких опорах. Проект выполнило ЗАО «Институт „Стройпроект“». Над двумя основными петербургскими фарватерами — Петровским (в устье Малой Невы) и Корабельным (в устье Невы) — были созданы переправы повыше. Наиболее высоко ЗСД проходит над Канонерским островом и Морским каналом.
Габарит вантового моста через Корабельный фарватер составляет 35 метров. Эта переправа примечательна наклонными пилонами. По мысли проектировщиков, они должны напомнить о разводных мостах исторического центра Петербурга.
Еще одна ее отличительная особенность — заметность из центра. Куски бетона с натянутой паутиной вант видны в панораме Стрелки Васильевского острова, если смотреть с Литейного моста, просматриваются они и от Адмиралтейства. Кроме того, мост увенчал собой створ Большого проспекта Васильевского острова. Наибольшее влияние наклонные столбы оказали на перспективу Большого проспекта Васильевского острова.
Вантовый мост через Петровский фарватер находится на высоте 25 метров. При этом два его пилона поднялись на 125 метров, что чуть выше шпиля Петропавловского собора, стремительно теряющего в последние годы статус главной городской доминанты. Сегодня высокие пилоны-карандаши хорошо просматриваются с Островов. Так, струны вант заполнили небо в перспективе Крестовского проспекта.
В устье Большой Невки магистраль пересекает Елагинский фарватер. Мост расположен на высоте 16 метров, но этого хватило, чтобы перечеркнуть одну из старейших панорам Финского залива — ту, что открывалась со стрелки Елагина острова. Если раньше солнечным днем из ЦПКиО можно было разглядеть Кронштадт, то теперь любоваться приходится магистралью.
А вот мост через Морской канал увенчал собой целый остров — Канонерский. Металлические фермы нависли над позднесоветскими жилыми многоэтажками. Некоторые из этих домов приходится расселять, но до сноса дело не дошло и, скорее всего, не дойдет.
Этот участок — самый высокий на ЗСД, потому что основной путь в Неву (с наиболее глубоким фарватером) лежит здесь. Габарит пролета составляет 52 метра. Сначала его собирались сделать чуть выше — 55 метров. Понизили его «для смягчения уклонов продольного профиля трассы с целью обеспечить безопасность движения на подходах к самому высокому участку ЗСД».
52-метровая отметка была согласована с ОАО «Объединенная строительная корпорация» и ФГУ «Администрация морского порта „Большой порт Санкт-Петербург“». Тем не менее группа активистов, в числе которых контр-адмирал Игорь Колесников и почетный работник Морского флота СССР Александр Иванов, выступили с заявлением, что «принятые проектом величины подмостовых габаритов исключают проход крупногабаритных кораблей, судов и плавсредств».
Помимо мостов, на облик города влияет еще одно инженерное решение проектировщиков Западного скоростного диаметра. Вдоль Васильевского острова и острова Декабристов дорогу проложили по дну выемки в грунте. Причем расположилось полотно фактически там, где десять лет назад берег омывали воды Финского залива.
В рамках создания этого участка был устроен тоннель под устьем Смоленки. Его возводили открытым способом. Благодаря тому что в залив Смоленка впадала по двум каналам, на время стройки их по очереди перекрывали, отводя воду. На первом этапе тоннель делали под южным каналом, а на втором — под северным.
Сейчас ведется активное жилищное освоение намыва. От основной части Васильевского острова он отделен именно ЗСД. Единственная связь — Мичманская улица, которая проходит над магистралью по путепроводу (его, к слову, сделали еще до того, как начали прокладывать диаметр). Для улучшения транспортной доступности над трассой возвели еще два моста — возле площади Европы. Но пока они, как и весь ЗСД, закрыты заборами не только для проезда, но и для прохода.
По инвестиционному соглашению, центральный участок ЗСД должны сдать в нынешнем году. В ночь на 9 августа состоялся показательный процесс, когда закрепили замыкающий фрагмент полотна вантового моста над Корабельным фарватером. Впереди его наладка и натягивание последних вант, а также асфальтирование.
По последним заявлениям чиновников Смольного, открытие движения на всем протяжении скоростной магистрали запланировано на ноябрь.
Фото Дмитрия Ратникова
ЗСД Фонтанка Фест под землей и над водой. Рассказываем про особенности трассы

Поделиться
И беговой, и велосипедный маршруты ЗСД Феста проходят по эстакадам и двум вантовым мостам, а часть — в тоннеле центрального участка Западного скоростного диаметра, куда в обычный день просто невозможно попасть без автомобиля. В этом году ЗСД откроет шлагбаумы для самых активных и позитивных в субботу, 21 мая.
Сразу отметим, трасса с характером. Перепады высот на вантовых мостах, а в пиковых точках — это больше 60 метров (!) над уровнем моря, «нырок» в тоннель под Смоленкой на минус 9–11 метров ниже уровня воды подарят атлетам и велосипедистам незабываемые ощущения. Добавим к этому бодрящий бриз, невероятные виды на Финский залив и архитектурные доминанты нового Петербурга: стадион «Зенит Арена» и Лахта Центр. А еще ЗСД Фест — спортивный праздник для семей, друзей и даже целых рабочих коллективов, соревнование, в котором нет проигравших. Зато есть много отличных эмоций, потрясающих кадров и приятных воспоминаний на целый год. Но обо всём по порядку.
- Напомним, что регистрация на ЗСД Фонтанка Фест обязательна. Сделать это можно по ссылке; вся подробная информация — на официальном сайте.
- Из-за ситуации с коронавирусом мы ограничили возраст участников велопарада — от 18 лет и старше.
- Для входа на фестиваль все участники обязаны предъявить действующий QR-код или отрицательный ПЦР-тест (сданный не ранее чем за 3 дня до мероприятия), или иной документ согласно действующим правилам на день проведения мероприятия.
- Бегуны должны будут при получении стартового пакета предъявить также оригинал медицинской справки о возможности участия в массовых забегах.
- Для велосипедистов действует запрет на использование иных механических и электрических средств передвижения, кроме велосипеда.
ЗСД как спортивная трасса: старт/финиш, длина, перепады высот, время прохождения
Пробежать по ЗСД можно будет как дистанцию в 10 километров, так и полумарафон — 21,1. Причем в этом году трасса для полумарафона проложена в один круг, так что участникам предстоит особое испытание — покорить оба вантовых моста ЗСД, включая мост через Корабельный фарватер высотой 46 метров. Таким образом, ЗСД Фонтанка Фест станет самым высотным полумарафоном в Петербурге.

Поделиться
Уже по традиции, бегуны стартуют и финишируют на Богатырском проспекте, 42, из фестивального городка на территории гипермаркета О`КЕЙ.
Старт на обе дистанции будет дан одновременно в 16:30. Дальше от стартовой арки — по эстакаде вверх. Первый серьезный перепад высот ждет на вантовом мосту через Петровский канал — 38 метров. Сразу после — небольшой спуск. Здесь бегунов, выбравших дистанцию в 10 км, ждет разворот на отметке в 5 км (перепад высот в этой точке 24 метра) и возвращение на финиш.

Поделиться
А участникам полумарафона придется столкнуться с новыми вызовами рельефа магистрали. Выходя на Васильевский остров, трасса спускается с высоты мостов и идет ниже уровня залива. Спортсмены «ныряют» в тоннель под искусственным руслом Смоленки глубиной 11 и длиной порядка 300 метров (перепад здесь от 0 до минус 3 метров). Затем трасса потихоньку идет вверх и постепенно набирает высоту на вантовом мосту через Корабельный фарватер, доходя до пиковой точки в 50 метров. К слову, этот уникальный своими наклонными опорами мост — второй по высоте в городе. Сразу после — разворот на отметке в 10 км и возвращение на финиш.

Поделиться
Лимит времени на прохождение забега 10 км — 1ч 30 мин, 21,1 км — 3 ч.
Участников велопарада, старт которого намечен также с Богатырского, 42, в 21:00, ждет линейный 15-километровый маршрут с финишем на набережной Екатерингофки. Максимальный перепад высот на трассе — 64 метра на двухъярусном мосту через Морской канал. Лимит на преодоление всей дистанции велопарада — 2 часа.

Поделиться
Прогуляться на закатном солнце по радуге Западного скоростного диаметра — мечта, которая сбывается лишь раз в году для тех, кто не готов смотреть на мир с привычных ракурсов.
Центральный участок ЗСД протяженностью в 12 км — это уникальный комплекс мостов, эстакад, полутоннеля и тоннеля.
Вантовый мост через Петровский канал входит в состав северной эстакады основного хода ЗСД, соединяя Василеостровский и Приморский районы.

Поделиться
Вдоль Морской набережной Васильевского острова ЗСД проходит в выемке. Проезжая часть расположена на 6 метров ниже уровня существующей территории. Тоннельный участок ЗСД проходит под искусственным руслом реки Смоленки.

Поделиться
Вантовый мост через Корабельный фарватер входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, обеспечивая связь между Кировским и Василеостровским районами. Это единственный в мире автомобильный вантовый мост с пилонами, наклоненными внутрь под углом 12°. Подобное архитектурное решение напоминает силуэт разведенного моста — одного из главных символов Санкт-Петербурга.

Поделиться
Двухъярусный мост через Морской канал входит в состав Южной эстакады основного хода ЗСД, является одним из сложнейших объектов Центрального участка и самым высоким мостом Санкт-Петербурга.

Поделиться
Такого расположения скоростных дорог больше нет нигде в России.
«Самая необычная трасса в этом году будет принимать ЗСД Фонтанка Фест в четвертый раз. 100 % протяженности нашего маршрута — сложные инженерные искусственные постройки, в том числе мостовые сооружения, занимающие второе и третье места в России по протяженности. Южная эстакада с мостами через Морской и Корабельный фарватеры и Северная эстакада с мостами через Петровский и Елагин фарватеры. Больше по протяженности в России только Крымский мост. А мост над Морским каналом, по которому проедут велосипедисты, самый высокий в Петербурге», — рассказали в «Магистрали северной столицы».
Первый фестиваль ЗСД Фонтанка Фест прошел летом 2018 года и с тех пор стал еще одной популярной точкой притяжения туристического Петербурга. Организаторы, городской портал «Фонтанка.ру» и «МСС», пропустили только 2020 год, когда в разгар пандемии в Петербурге действовал тотальный карантин. В первом фестивале приняли участие около 3-х тысяч велосипедистов и 700 бегунов. В 2021 году на велосипедах по трассе проехало более 8 тысяч человек и пробежало 2 500 любителей массовых забегов. География участников фестиваля обширна — более 80 городов от Калининграда до Владивостока. В прошлом году наш фестиваль получил награду Национальной премии событийного туризма Russian Event Awards в разделе «Лучшее спортивное мероприятие».
По каналу ледокол водили. Как ЗСД спасали от встречи с «Арктикой»
Поделиться
Высота ЗСД над Морским каналом — 52 метра. Столько же — ледокола «Арктика», которому нужно было миновать мост, чтобы вырваться на просторы Финского залива. Утром четверга канонерцы с интересом наблюдали, как на Балтзаводе решили эту нетривиальную задачу.
Операция началась в девять утра 12 декабря. Сначала за «Арктикой» пришли буксиры. В начале одиннадцатого они забрали ледокол от причальной стенки и начали стремительный путь к Морскому каналу, где на его пути буквально встал двухъярусный мост Западного скоростного диаметра. Перед ним ход сбавили.
Подмостовой габарит и высота ледоколов проекта 22220 одинаковые. Как рассказали «Фонтанке» на заводе, их встрече предшествовали напряженные совещания на Балтзаводе. А в пресс-службе ЗСД добавили, что у них даже запрашивали проектные данные моста, чтобы точно знать, на что рассчитывать. Хотя ледокол и может менять осадку, набрав воды, чтобы с балластом опуститься ниже. Минимальная рабочая – 8,55 метра, конструктивная – 10,5 метра. Но пришлось учитывать и еще одно ограничение. Хотя глубина канала 14 метров, проходящий перед ним трубопровод станции аэрации на Белом острове не позволяет пройти судам ниже 9,8 метра. Задень его «Арктика», ей бы, наверное, ничего плохого не было. Зато жители города быстро бы ощутили последствия такой аварии.
Поделиться
Путем расчетов, в которых учитывались данные с дамбы и уровень осадков, выяснили, что есть окно в три дня, когда «заниженный» ледокол может и под мостом пройти, и подводную трубу не снести. Чтобы контролировать процесс, на верхушке самой высокой мачты ледокола даже поставили троих работников сдаточной команды для «визуального наблюдения». По словам очевидцев, со стороны казалось, что зазор между ЗСД и самой высокой точкой «Арктики» – 3 – 4 метра. На заводе уточнили, что точность была ювелирная и метров было всего два.
А дальше «Арктике» открылась прямая дорога в залив. Сдаточная команда планирует проверить там работу механической части энергетической установки, балластной и общесудовых систем, испытать палубные механизмы, якорные, швартовные и шлюпочные устройства, связь и навигацию. Ожидается, что ледокол вернется к причалу 14 декабря. А заключительный этап ходовых испытаний запланирован на март – апрель 2020 года.
Выросший на пути ледокола мост – не единственная проблема, которая проявилась из-за затянувшейся постройки, ведь «Арктика» должна была быть сдана еще в 2017 году. Затем сроки двигали — планировали на 2019 год, но в итоге согласовали 2020-й.
Как рассказывал генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов, его предприятие «немного закопалось» в «Арктике»: в процессе его постройки приходится что-то постоянно переделывать. Поэтому сейчас техготовность ледокола — 95%. А на ходовые испытания судно ушло с питанием от дизель-генераторов, а не атомных реакторов, которые готовы, но их пришлось заглушить по просьбе Крыловского государственного научного центра. Запустят реакторы позднее для другого этапа тестирования.






Поделиться
Еще одна проблема — задержка поставок паротурбинных установок (ПТУ) от Кировского завода, которая сказывается теперь и на сдаче серийных «Сибири» и «Урала», что должны были быть закончены в 2019 и в 2020 году соответственно. А теперь ожидаются с годичной задержкой. Готовность первого — 65%, второго — 46%.
«Пока речь о переносе сроков не идёт. Но на третьем ледоколе как была проблема, так она и остаётся. Кировский завод, сегодня уже видно, что свои обязательства по поставке в декабре первой турбины и в марте второй, скорее всего, не выполнит. Сроки будут сорваны на два-три месяца. И это может негативно сказаться на конечном сроке сдачи», – отметил Кадилов.
«Причина задержек неоднократно упоминалась – необходимость модернизации собственного стенда вместо испытаний в Харькове и задержка встречной поставки генераторов со стороны Балтийского завода. В турбинное производство за последние четыре года Кировским заводом инвестировано более 2,5 млрд, включая вложения в стенд», – заявили «Фонтанке» на заводе.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»
«Арктика» должна стать первым по величине и мощности ледоколом в мире. Его длина — 173,3 м, а ширина — 34 м. Вместе со строящимися рядом серийными ледоколами того же проекта 22220 «Сибирью» и «Уралом» он сменит своих предшественников на Северном морском пути, у которых заканчивается срок эксплуатации. Суда смогут работать в море и устьях рек, в одиночку проводить танкеры через трехметровые льды.
ЗСД отвечает читателям «Фонтанки».
Часть 3. О тонкостях устройства
Из чего состоит самая красивая магистраль Петербурга помимо «китовых ребер» и пунктов оплаты? МСС рассказывает, как организованы инфраструктура и обслуживание дороги, какой она станет в будущем и чем полезна людям, которые ею не пользуются. А также исправляет заблуждения горожан, обеспокоенных расходованием бюджетных средств.
Напоминаем и спойлерим

Перед вами заключительная часть «триптиха» о ЗСД, который создан из вопросов от читателей «Фонтанки» и ответов пресс-службы ООО «Магистраль Северной столицы» – оператора трассы. Здесь вы узнаете, в частности, куда пропадает снег; почему у ЗСД «такие большие ноги»; что делать, если ваша машина сломалась посреди дороги (самый простой и короткий ответ – позвонить с мобильного телефона на номер 0405); кто богатеет на штрафах за нарушения ПДД на трассе (спойлер – бюджет); как сфотографироваться на ЗСД на фоне залива и где появятся новые съезды.
В первой части трилогии МСС отвечала на вопросы о транспондерах, движении велосипедистов по ЗСД, определении класса транспортных средств на пунктах оплаты, тарификации. В этом выпуске, к слову, тарификация тоже будет упомянута – как инструмент решения проблемы с заторами перед съездом на Богатырский проспект.
Вторая часть посвящена безопасности и соблюдению ПДД. Оператор магистрали подробно объяснил, почему вводится тот или иной скоростной режим и как работают камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Опять же у Богатырского с нарушителей, влезающих к пункту оплаты из левых полос и с резервной полосы, ловят именно камеры.
Вообще, проблемы Приморского района – это отдельная тема, чуть ли не самая частотная из всех тем, затронутых читателями. Кто-то просто возмущался, привычно сливая раздражение в Сеть, кто-то анализировал. «Пользуюсь ЗСД ежедневно, экономит кучу времени, хотя и по бюджету трескает, – пишет Алексей. – Если посмотреть на юг города, то там три съезда: Благодатная, Краснопутиловская, Автомобильная и почти сразу съезд на КАД. А на севере города съезд фактически один – на Богатырский. Из-за этого ЗСД превращается в платную пробку, так как часть трафика использует этот съезд в том числе для разворота с Приморского шоссе». Или вот риторический вопрос читателя Андрея: «ЗСД в целом дорога хорошая и нужная городу. Вопрос всего один: какой «эффективный инженер» проектировал заезд на ЗСД с Богатырского проспект в сторону центра, когда въезжаешь со стороны Светлановской площади?» Ещё несколько писем будут процитированы ниже. Ответ МСС дала один, но обширный. Пока вкратце скажем: надежда на улучшение есть.
Состояние дороги и ремонтные работы
Беспокоит состояние асфальта на центральном участке от Двинской до Васильевского. Когда устранят волны на асфальте?
В летний сезон на ЗСД начнутся работы по восстановлению полотна там, где образовывается колейность. Следите за новостями, обо всех работах мы предупреждаем заранее.
На южном и центральном участках некоторые отрезки сделаны будто из стиральной доски, то есть очень волнистые. Причина в плохом качестве асфальта? Кроме того, железные стыки настолько высоко торчат над асфальтом, что, если проехать по ним на скорости 110 км/ч, можно остаться без колес. Это будет исправляться?
Не менее двух раз в год независимый институт проводит комплексное обследование всех конструкций и элементов ЗСД, в том числе проезжей части. Мы с уверенностью можем сказать, что асфальт и деформационные швы (без которых, увы, мосты и эстакады создавать невозможно) в нормативном состоянии.
После открытия центрального участка ЗСД постоянно производились ремонтные работы с перекрытием полос, возникало впечатление, что дорогу открыли не достроив. Это правда?
Дорогу открыли, достроив и получив все необходимые подтверждающие документы. При этом все участки, включая центральный, требуют постоянного обслуживания, в том числе и связанного с ограничением движения по полосам.
Мы стараемся производить данные работы в часы минимального трафика и делать их качественно и быстро, чтобы исключить или минимизировать неудобства пользователей.
Экология и уборка
Как проходила сангигиенэкспертиза проекта? Раньше на Крестовском был тихий уголок, а теперь гул от летящих по ЗСД машин.
Экспертиза проекта проводилась в соответствии с законодательством. В том числе на этапе утверждения проектных решений документация прошла экологическую экспертизу, в рамках которой рассматривается влияние создаваемого объекта на окружающую среду, застройку, территории, утверждаются разработанные решения в сфере защиты окружающей среды. Были проведены общественные обсуждения проекта во всех районах прохождения трассы. Итогом работы над проектом стало получение положительного заключения Главгосэкспертизы, утвердившего соответствие всех разработанных решений законодательству. ООО «МСС» как сторона соглашения о государственно-частном партнерстве получило готовый проект с пройденными экспертизами и реализовало его в соответствии с документацией.
Отметим, что ЗСД, скорее, делает город тише и экологичнее. Сотни тысяч единиц транспорта ежесуточно выводятся с перегруженных городских улиц, на которых нет и не может быть дополнительной защиты от шума в виде экранов и других сооружений, которые есть на современной магистрали. Следовательно, на сотнях проспектов, улиц, переулков Петербурга становится тише.
Автомобили, которые движутся в оптимальном режиме, а не стоят в пробках, расходуют намного меньше горючего: по подсчетам экспертов, на 100 тысяч литров меньше каждые сутки, тем самым производя значительно меньше выхлопных газов со всеми сопутствующими выбросами.
В конце декабря 2018 года, когда было минус 8 – 10 градусов, на ЗСД была мокрая каша. На ЗСД больше сыплют реагентов, чем на обычные дороги? Есть ли статистика по экологии в районе ЗСД до его постройки и после, а также по изменению экологической обстановки в Приморском районе?
На ЗСД производят эффективную противогололедную обработку. Формирование ледяной корки и даже снежного наката на многополосной скоростной магистрали недопустимо. На сайте МСС есть подробная статья про это и про материалы, которые используются для обработки дороги зимой. Если кратко, все применяемые реагенты сертифицированы, а их количество нормировано. Негативного эффекта от них нет, что подтверждается регулярным мониторингом.
Экологическая же обстановка в целом с вводом ЗСД улучшается в том числе и в Приморском районе. Прежде всего за счет того, что автомобили вместо часового простаивания в пробках проезжают по ЗСД в оптимальном режиме расхода горючего. Снижается количество потребляемого бензина и выбросов в атмосферу. Речь идет о десятках тысяч литров топлива и сотнях тысяч кубометров CO2 в сутки.
Зимой очень грязно, а пленку, которая образуется на стеклах, еще и не сразу отмоешь. Может, мыть ЗСД? Или какие-то другие реагенты использовать?
Мыть дорожное полотно зимой – не лучшее предложение. После противогололедной обработки эксплуатационные службы ЗСД всегда проводят плужно-щеточную очистку дороги. Убирают снежные массы специальными ковшами-плугами и чистят щетками. Потом снег вывозят.
Все используемые реагенты сертифицированы и подобраны в соответствии с требованиями к магистралям, чтобы обеспечить максимально эффективную борьбу со скользкостью.
ЗСД убирают строго по регламенту. Даже в условиях экстремальной с точки зрения количества осадков зимы, такой, как в этом году, собственный парк эксплуатационной техники, насчитывающий более 120 единиц, позволил обеспечить выполнение нормативов по срокам и качеству уборки.
Куда уходят реагенты и грязь с дороги? Как оценивается экологический вред для Финского залива?
Собираемый эксплуатационной техникой снег вместе с остаточными материалами противогололедной обработки в полном объеме вывозится на снегоплавильные станции. На ЗСД возможен только такой способ уборки магистрали. Высыпание снега за пределы дороги не может быть применено ни по нормативам, ни технически.
Частично растаявший снег попадает в водоотводную систему магистрали, по специальным лоткам уходит с помощью насосных станций на локальные очистные сооружения, построенные в рамках проекта, где проходит очистку до полного соответствия нормативным показателям. Таким образом, все процедуры по зимней обработке и отводу воды с дороги соответствуют требованиям законодательства России.
Конструктивные особенности дороги и ее инфраструктура

Почему у ЗСД, особенно в северной части, такие мощные подпорные колонны? За границей они тончайшие и стоят по 30 лет. У нас ГОСТы старые или дороги двойного назначения?
Опоры выполнены по проекту. Специалисты-проектировщики учли все факторы: мощные пролетные конструкции 6 – 8-полосной дороги, характер грунтов под опорами, требуемые нагрузки, которые, естественно, берутся с запасом. Кстати, проектный срок службы ЗСД – не менее 100 лет.
Почему остался только один офис на Планерной? С юга теперь нужно обязательно ехать на север для решения каких-то вопросов?
На Планерной создан центр обслуживания клиентов, его возможности значительно увеличены. По сути, пользователям – физическим лицам в офис необходимо приезжать не чаще чем один раз в пять лет для того, чтобы поменять транспондер. Все остальные задачи, связанные с получением услуг по договору (пополнение счета, контроль поездок и баланса, обратная связь), реализованы с помощью современных технологий и доступны без визита в офис.
Почему в пунктах оплаты нет туалетов?
Пункты взимания платы предназначены для максимально быстрого пропуска транспортного потока, там нет мест для стоянки автомобилей.
Каким образом пожилые люди, утратившие средства связи и оказавшиеся в неподвижном ТС, могут обратиться за помощью и покинуть опасную зону, то есть проезжую часть? Есть ли на дороге хоть один разрыв в ограждении (калитка) для прохода людей, которые не в состоянии преодолевать ограждения методом перелезания? Сколько пунктов связи расположено в технической зоне для вызова помощи и как до них добраться, если передвижение вдоль дороги по техническому коридору в зимнее время – нелегкое дело даже для сильных мужчин?
Барьерное ограждение в соответствии с проектной документацией, нормативами и ГОСТами делается сплошным, не имеющим разрывов. Для экстренной связи с диспетчерской службой ЗСД нужно набрать с мобильного телефона короткий номер 0405. Если нет возможности воспользоваться мобильным телефоном, то можно дойти до ближайшего аппарата экстренной связи.
Кроме того, напоминаем, что практически вся дорога покрыта видеонаблюдением. За ситуацией на магистрали круглосуточно следят диспетчеры автоматизированной системы управления дорожным движением. Увидев остановившееся транспортное средство, они немедленно направят на место дорожного инспектора, который предпримет все необходимые меры для обеспечения безопасности.
Когда дадут названия мостам через Большую и Малую Неву?
Данный вопрос – вне компетенции МСС и определяется городом.
Съезды в Приморском и других районах
Есть ли планы по приведению в порядок транспортного потока на съезде из центра на Богатырский, которые помогут уменьшить затор, образующийся по всей ширине ЗСД в вечерние часы пик?
Планируется ли дополнительный съезд в Приморском районе, одном из крупнейших районов Санкт-Петербурга с населением около полумиллиона человек? Считаю непродуманным съезд на Приморском проспекте, если двигаешься на север.
Когда будет открыт съезд на Шуваловский проспект? Возможно ли расширение съезда на Богатырском проспекте? Планируется ли хотя бы в отдаленном будущем увеличение количества съездов/заездов в районе Приморского шоссе и улицы Савушкина?
Будут ли дополнительные съезды для жителей В. О. и Приморского района открыты в первую очередь или приоритет будет отдан другим?
Развязка с Богатырским проспектом действительно является наиболее востребованной на Западном скоростном диаметре, обеспечивая транспортную связь с магистралью густонаселенного Приморского района. В часы пик нагрузка на съезд и прилегающую улично-дорожную сеть вызывает затруднения движения. При этом констатируем тот факт, что некоторые пользователи стараются перестроиться на съезд из третьей и даже четвертой полосы, фактически создавая помехи транспорту, который движется мимо данной развязки, а часть водителей едет по резервной полосе, создавая дополнительное затруднение движения при перестроении на съезд.
На данном участке был установлен и запущен комплекс фиксации нарушений Правил дорожного движения, определяющий в том числе нарушение рядности и предписаний разметки.
В том числе и для того, чтобы частично переориентировать трафик на развязку с КАД (север), были предприняты стимулирующие тарифные меры. Это дало эффект разгрузки, однако постепенно транспортный поток снова достиг пиковых значений, что определяется тем, что даже с учетом затруднения движения данный маршрут является значительно более быстрым и удобным для въезда в район в сравнении с альтернативными бесплатными, и потенциал прироста трафика здесь явно не полностью исчерпан.
Понимание этой ситуации есть и у нас, и у городской стороны соглашения о ГЧП, именно поэтому в дорожную карту развития проекта включена в том числе перспективная развязка с Шуваловским проспектом, расположенная к северу от Богатырского проспекта. Ее создание станет принципиальным решением, которое позволит обеспечить весь спрос на услуги магистрали, имеющийся в Приморском районе. Называть точные сроки пока преждевременно, однако работы по подготовке к реализации данного проекта ведутся в самом активном режиме.
Возможности расширения съездов на Богатырский проспект или строительства дополнительных съездов на Приморский проспект проектом не предусмотрены. Более того, в первом случае такое расширение не было бы целесообразным, так как фактором, ограничивающим прирост транспортного потока, в данном случае служит возможность улично-дорожной сети к приему такого трафика.


Еще одна перспективная развязка, создание которой предусмотрено дорожной картой, – на Васильевском острове с улицей Шкиперский проток. Ее значение для полноценного транспортного обеспечения Василеостровского района и новых намывных территорий очень важно.
И третья развязка из дорожной карты, строительство которой уже стартовало, располагается на севере в районе Нового шоссе и позволяет обеспечить связь магистрали с восточной частью Курортного района.
Где будет соединение с ВСД?
Развязка ЗСД с Витебским проспектом, которая продолжится Широтной скоростной магистралью, планируется севернее съездов на Благодатную улицу.
Финансовые вопросы
Почему администрация Санкт-Петербурга каждый год выплачивает ООО, владеющему ЗСД и зарегистрированному на Кипре, по 6 миллиардов рублей якобы за недобор прибыли?
Сначала хотелось бы исправить несколько ошибок в вопросе. ЗСД является собственностью Санкт-Петербурга, в том числе центральный участок, построенный МСС. МСС зарегистрировано в Российской Федерации и является российской компанией. Компенсация недополученной прибыли соглашением о государственно-частном партнерстве не предусмотрена.
В соответствии с СГЧП, ООО «МСС» осуществило финансирование и строительство наиболее технически сложного и дорогостоящего центрального участка ЗСД, стоимость которого составляет более 122 млрд руб., а также ведет эксплуатацию магистрали в рамках тридцатилетней концессии.
МСС несет все затраты по обслуживанию и возврату заемных средств, использованных для финансирования строительства, а также расходы, связанные с эксплуатацией дороги, данная финансовая нагрузка снимается с Санкт-Петербурга.
В соответствии с условиями соглашения о ГЧП, Санкт-Петербург принимает на себя обязательства по субсидированию подтвержденных затрат МСС, связанных со строительством и эксплуатацией ЗСД, в рамках установленного уровня максимально компенсируемых затрат (МКЗ). Отметим, данный уровень являлся одним из основных критериев конкурса на право заключения соглашения о ГЧП с Санкт-Петербургом, и предложение МСС оказалось наиболее выгодным для города.
Когда будет обнародовано концессионное соглашение с городом и его условия?
Соглашение о государственно-частном партнерстве является документом, защищенным коммерческой тайной, что является обычной практикой в деловом мире для документов, содержащих коммерческие условия привлечения финансирования и т. д. При этом все основные положения СГЧП неоднократно озвучивались и комментировались. Это касается и механизма выплаты субсидии, гарантированной городом для покрытия максимально определенного уровня затрат концессионера, и объемов привлеченного финансирования, и сроков эксплуатации.
Изменилась ли выручка после введения штрафов за скорость?
Штраф за нарушения ПДД не имеет отношения к выручке МСС. Штрафы поступают в бюджет.
Для чего ЗСД платный? Почему те, кто ездят по ЗСД, платят за это по второму разу, ведь трасса была построена в том числе за бюджетные деньги, то есть за наши налоги?
ЗСД изначально проектировался и создавался в качестве платной скоростной дороги. Справедливости ради, значительная часть инфраструктуры, создаваемой за счет бюджета, является платной для пользователей. А в случае с ЗСД привлекалось и частное финансирование, которое и обеспечило ООО «МСС», получив право эксплуатации магистрали в рамках 30-летней концессии.
Важно, что от функционирования ЗСД выигрывают не только те водители, которые предпочитают платную дорогу и совершают на ней до 335 тысяч транзакций в сутки, но и те, кто продолжает пользоваться альтернативными бесплатными маршрутами, ведь транспортный поток, перетекая на платную магистраль, разгружает их.

Как устроить фотосессию на ЗСД
Можно ли останавливаться на ЗСД, чтобы снять красивый вид? Может быть, бывают экскурсии по ЗСД?
Можно ли снимать под ЗСД? Слышал, что посторонним запрещают находиться под ЗСД.
Остановка на магистрали запрещена Правилами дорожного движения. Это один из самых опасных видов нарушений и для остановившегося, и для окружающих. Лучше сделать фотографии во время пробега в день Фестиваля ЗСД, там специально предусмотрены возможности остановки для селфи.
Экскурсии по ЗСД есть, их разработали и проводят несколько петербургских туристических компаний. Иногда, чтобы не мешать работе диспетчеров, мы приглашаем интересующихся пользователей в центр управления дорожным движением, где рассказываем о современной магистрали. Следите за новостями на сайте.
Объекты ЗСД тщательно охраняются, в том числе и в рамках выполнения задач, определенных законом о транспортной безопасности. Если хотите организовать съемку, просим обратиться в пресс-службу, вам обязательно помогут.
