Основная информационная площадка о ГЧП в Ленинградской области
Основная информация об опыте реализации проектов ГЧП в Ленинградской области представлена на информационном ресурсе Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности в
разделе «Государственно-частное партнерство»
Что такое ГЧП
Государственно-частное партнерство – долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, а также в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.
Основные принципы реализации ГЧП проектов в Москве:
Общая информация
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.
Основными признаками ГЧП являются:
1. Долгосрочный характер партнерства (для соглашений о ГЧП не менее 3 лет). Отношения в рамках таких соглашений длятся от 10 до 49 лет;
2. Полное распределение рисков и ответственности между партнерами;
3. полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной;
4. объединение ресурсов публичного и частного партнеров.
Сегодня существует две основные формы ГЧП, каждая из которых регулируется отдельным Федеральным законом:
1. соглашение о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. концессионное соглашение (КС) – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
В указанных соглашениях существует две стороны – публичный партнер (по КС концедент) и частный партнер (по КС концессионер).
Основные отличия соглашения о ГЧП от концессионного соглашения заключаются в следующем:
1. Право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
2. Осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
3. За каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
4. Г ЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
5. Частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо;
6. И другие финансово-экономические отличия.
ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И СТАТИСТИКА РЫНКА ГЧП ПО ИТОГАМ 2022 ГОДА.
Период нестабильной макроэкономической обстановки 2022 года оказался весьма успешным для российского рынка ГЧП. Несмотря на резкие колебания ключевой ставки, общий объем инвестиций в проекты, прошедшие коммерческое закрытие в 2022 году, составил 702,7 млрд. руб., что оказалось рекордным за последние 3 года.
По итогам 2022 года в России на различных этапах реализации находятся не менее 4098 проектов как в формате классического ГЧП (КС и СГЧП/СМЧП), так и квази-ГЧП, с совокупным объемом общих инвестиций – 6 трлн. руб., из которых 4,3 трлн. руб. составляют средства частных инвесторов.
За 2022 год в ГИС Торги размещен 821 ГЧП-проект (в течение года законтрактовалось 28,4%). Общий объем предполагаемых инвестиций составляет не менее 665,5 млрд. руб. Из них 546 проектов на 6 млрд. руб. – это проекты с малой капиталоемкостью менее 100 млн руб. В числе объявленных торгов – 422 частных концессионных инициативы и 399 конкурсов. Количество опубликованных в 2022 году лотов на 10% меньше в сравнении с 2021 годом, но их общая стоимость увеличилась на 48% (447,9 млрд. руб. годом ранее).
По предварительной оценке, коммерческое закрытие в 2022 году прошли 316 проектов в форме КС и СГЧП/СМЧП
с общим объемом инвестиций 702,7 млрд. руб., из которых 433,1 млрд. руб. – частные средства. Это рекордные показатели за последние три года. Так, годом ранее заключено 245 проектов на 503,6 млрд. руб. (423,2 млрд. руб. – частные инвестиции). В сравнениис 2021 годом в уходящем году количество заключенных соглашений и объем законтрактованных инвестиций возросли на 29% и 39,5% соответственно. При оптимистичном сценарии в 2023 году возможен выход на уровень 400 коммерческих закрытий, при пессимистичном — снижение на 20-30% от уровня этого года, особеннов части объема инвестиций.
Министерством экономического развития Российской Федерации ежегодно составляется рейтинг по уровню развития ГЧП в регионах. По итогам рейтинга за 2021 год Ленинградская область заняла 15 место по уровню развития ГЧП.
Полную информацию о проведенном исследовании можно найти по ссылке размещенной ниже.
Концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве
На федеральном уровне предусмотрены две формы ГЧП:
В качестве объекта соглашения по общему правилу выступает недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Есть одно исключение, когда возможно заключение соглашений в отношении только движимого имущества. Объектами таких соглашений могут быть объекты ИТ – программы для ЭВМ, базы данных, информационные системы (в том числе государственные) и (или) сайты в сети «Интернет» или других сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо совокупность указанных объектов, либо объекты ИТ и технические средства обеспечения функционирования объектов ИТ. Исчерпывающий перечень возможных объектов соглашения определён, соответственно, в ст. 4 закона № 115-ФЗ и ст. 7 закона № 224-ФЗ (подробнее см. раздел 4.3).
В рамках частной инициативы частная сторона подаёт предложение, включающее в себя среди прочих документов проект соглашения. Указанное предложение после его согласования с публичной стороной размещается на сайте торгов для приёма заявок от иных интересантов. В случае отсутствия иных заинтересованных в проекте лиц соглашение заключается с инициатором без проведения конкурса. В случае поступления заявок от третьих лиц проводится конкурс по общим правилам.
Необходимые для реализации проекта земельные участки передаются частной стороне отдельно, во исполнение заключённых концессионных соглашений, СГЧП. Как правило, речь идёт о договоре аренды, заключаемом без торгов (пп. 23 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). ( Подробнее см. раздел 4.5.)
В отношении капиталоёмких проектов существенную часть финансирования, по общей практике, предоставляют кредитные организации. В отличие от обычного финансирования финансирование для концессионных соглашений и СГЧП является проектным, т. е. источником погашения задолженности являются денежные потоки, генерируемые проектом. При этом условия финансирования концессионных соглашений и СГЧП, в том числе процентные ставки, по общему правилу привлекательнее для частной стороны, чем в обычных инвестиционных проектах. Предоставление финансирования на таких условиях возможно при наличии гарантии погашения задолженности кредитной организации, в т. ч. наличия прямого соглашения между публичной стороной, частной стороной и кредитной организацией.
В связи с устоявшейся практикой применения концессионные соглашения в настоящее время выступают наиболее предсказуемым инструментом для долгосрочных инвестиций. Тем не менее СГЧП также являются перспективной формой взаимодействия государства и бизнеса в связи с отдельными преимуществами перед концессионными соглашениями – например, по СГЧП объект соглашения по общему правилу находится в собственности частной стороны, в то время как по концессионному соглашению объект поступает в публичную собственность, по СГЧП частная сторона вправе выполнять только техническое обслуживание объекта, передав эксплуатацию публичной стороне, что особенно актуально для образовательных проектов, проектов в отношении объектов здравоохранения.
Таблица 26. Основные различия междуконцессионным соглашением и СГЧП
Ключевыми характеристиками концессионных соглашений и СГЧП являются следующие аспекты:
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее – Закон о ГЧП).
Данный Закон является реакцией федерального законодателя на опережающее законотворчество регионов в этой области и преследует две основные цели:
— во-первых, обеспечить единообразное регулирование на территории Российской Федерации инвестиционных форм взаимодействия государства с частным сектором;
— во-вторых, «снять существующие ограничения и расширить возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства»1. Упоминалось, в том числе, что принятая модель концессионных соглашений, предусматривающая возникновение публичной собственности на объект инвестиций, существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования (очевидно, в силу невозможности передачи такого объекта в залог).
По своей сути соглашение о ГЧП очень близко к концессионному соглашению. Оба они предусматривают строительство или реконструкцию частным партнером объекта транспортной, производственной, коммунальной инфраструктуры или социальной сферы полностью или частично за свой счет, а также его последующую эксплуатацию в течение срока соглашения. Основным отличием ГЧП от концессии является то, что право собственности на объект соглашения возникает не у государства, а у частного партнера. В то же время соглашением о ГЧП может предусматриваться обязательство частного партнера по передаче объекта соглашения в публичную собственность по истечении определенного срока, а в случае если финансовые вложения публичного партнера в объект соглашения превышают вложения частного партнера, это условие должно предусматриваться. Как видим, эта норма не препятствует приватизации имущества, в которое были вложены государственные средства, если объем таких вложений менее 50%.
В этой формулировке усматриваются два принципиальных недостатка. Во-первых, непонятно, почему сравнение должно производиться с вариантом использования средств бюджетов «для реализации государственного контракта, муниципального контракта». Если речь идет об объектах социальной сферы, то государственный контракт обычно заключается только на строительство, тогда как их эксплуатацию осуществляет государственное учреждение в рамках государственного задания. Очевидно, затраты на стадии эксплуатации также необходимо принимать во внимание для получения объективной картины.
Во-вторых, из этой формулировки следует вывод, что при реализации проекта ГЧП объемы, цены и качество оказываемых частным партнером услуг должны быть не хуже соответствующих показателей при оказании услуг государственными учреждениями. Однако Закон не только не содержит никаких инструментов для обеспечения соблюдения этого условия, но прямо исключает его соблюдение. Среди условий соглашения о ГЧП нет обязательств частного партнера по поддержанию определенного уровня цен на свои услуги (за исключением случаев, когда регулирование цен предусмотрено законодательством). Более того, соглашение о ГЧП имеет ограниченный срок действия, по истечении которого любые обременения объекта прекращаются, а значит, использование объекта соглашения для реализации государственных функций за рамками срока соглашения невозможно. Таким образом, сама конструкция ГЧП исключает наличие у него сравнительного преимущества в понимании Закона.
С этой точки зрения, цель, которую может преследовать государство при заключении ГЧП соглашения применительно к объектам социальной сферы, неясна. Если обеспечение предоставления населению определенных услуг является обязанностью государства, то его не может устраивать отсутствие контроля за условиями оказания этих услуг и конечный срок их оказания. Если обеспечение предоставления населению этих услуг не является обязанностью государства, тогда логичнее предоставить удовлетворение соответствующего спроса частному сектору без участия государства. С учетом сказанного представляется целесообразным исключить объекты социальной сферы из числа объектов ГЧП-соглашений.
Одновременно считаем нужным внести изменения в Закон о концессионных соглашениях, исключающие возможность их использования для сворачивания социальных обязательств государства, что имеет место во многих регионах. Например, в Новосибирской области передача в концессию объектов здравоохранения привела к сокращению числа пациентов, обслуживаемых по ОМС: в роддоме – с 1780 до 48 человек в год2, в стоматологической поликлинике – со 130 тыс. до 300 человек в год3. В концессионных детских садах Москвы4 примерно треть мест оплачивается родителями по ценам, соответствующим плате за содержание детей в государственных садах, тогда как две три мест оплачиваются по цене 40–45 тыс. руб. в месяц. Аналогичная практика имеется и в других регионах: в Новосибирске из 100 мест в концессионном детсаду только 10 должны быть «бюджетными»5; в Благовещенском районе Амурской области из 75 мест «бюджетных» – 15, причем инвестиционные обязательства частного партнера ограничиваются укомплектованием созданного за бюджетный счет здания нехитрым оборудованием (типа кроватей и детских горок)6.
Во избежание такой практики целесообразно закрепить в Законе о концессионных соглашениях норму, в соответствии с которой реализация таких проектов не может влечь за собой сокращение объемов услуг, бесплатных для потребителя или оплачиваемых им по ценам, не превышающим применяемых в бюджетном секторе.
В конце июня в третьем чтении Госдумой был принят законопроект об изменениях законодательства о концессиях и соглашения ГЧП. Изучаем изменения, смотрим на вопросы финансирования.
Обычно такой инструмент как концессия и государственно-частное партнерство используется для привлечения частных инвестиций в модернизацию или строительство крупных общественных объектов инфраструктуры — объектов ЖКХ, здравоохранения, образования, спорта, транспорта и тд. По данным АКРА объем инвестиций в проекты на основе ГЧП в России, которые прошли коммерческое закрытие до конца 2022 г., составил около 765 млрд руб. По состоянию же на конец мая 2023 на различных этапах реализации находилось более 3 297 проектов (по данным Росинфра).
1. Что такое концессия и ГЧП
Заключение концессионного соглашения регулируется законом № 115-ФЗ, а соглашения о ГЧП — законом № 224-ФЗ и подразумевает наличие двух строн при реализации проектов: государство и частное юридическое лицо, то есть публичный партнер и частный партнер. В качестве публичного партнера могут выступать — Российская Федерация, Субъект РФ, Муниципальное образование.
Заключая такое соглашение, частный партнер обязуется создать, построить или провести модернизацию и сделать реконструкцию определенного объекта, например, построить автомобильную дорогу, школу или детский сад, которые потом могут быть переданы публичному партнеру на оговоренных в соглашении условиях.
Основное отличие концессии от ГЧП — это принадлежность права собственности на объект соглашения в течение срока действия соглашения. В концессионном соглашении частный партнер осуществляет создание, модернизацию или проводит эксплуатацию и техническое обслуживание объекта, который находится в собственности у государства, в случае же с ГЧП — объект находится в собственности частного юр. лица с учетом определенных ограничений. Например, в случае с ГЧП эксплуатация может быть возложена на публичного партнера, а техническое обслуживание и ремонт могут быть закреплены за частным партнером.
Обычно финансирование работ по соглашению осуществляется частным лицом, которое обязуется выполнить работы и построить объект, а сделанные им инвестиции окупаются за счёт поступлений от использования объекта в будущем, однако публичная сторона также может покрывать часть расходов. Так действующая редакция 115-ФЗ устанавливает, что концедент (публичная сторона) вправе принимать на себя часть расходов на создание и реконструкцию объектов, часть расходов на эксплуатацию объекта и выплачивать плату концедента.
2. Новое в законодательстве о концессиях и ГЧП
После рассмотрения Советом Федерации законопроект с большой вероятностью может быть принят. На что важно обратить внимание тем, кто интересуется вопросами реализации инвестиционных проектов и их финансирования?
Достаточно большой объем правок касается уточнения формулировок финансовых обязательств публичного партнера (государства) при заключении концессионных соглашений — Статья 10. Законопроект закрепляет определения трех форм финансового участия публичной стороны по концессионному соглашению (КС):
Действует общее ограничение по сумме финансового участия концедента во всех трех формах: оно должно быть меньше документально подтвержденных расходов на создание и эксплуатацию объекта, а также на эксплуатацию объекта КС и иного передаваемого концедентом концессионеру имущества. Если, например, вместе с детским садиком была построена подъездная дорога, то расходы на ее эксплуатацию также могут быть возмещены, если это включено в КС.
Обычно проекты, которые структурированы в форме концессии или ГЧП требуют достаточно больших капитальных вложений и подразумевают долгосрочные инвестиции. Часто для финансирования строительства проекта привлекаются банковские кредиты.
Новый законопроект вносит правку в № 224-ФЗ (о ГЧП), которая исключает государственные банки, финансирующие проект, из лиц, выступающих на стороне частного партнера: «лица, находящиеся под контролем РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также подконтрольных им лиц, и являющиеся финансирующими организациями, не считаются лицами, участвующими на стороне частного партнера».
Также для ГЧП добавляется возможность заключения соглашений о ГЧП в отношении объектов незавершенного строительства, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости и синхронизируется понятие реконструкции — теперь оно соответствует понятию из закона о концессиях.
Изменения включаются также большой объем правок в части совершенствования конкурсных процедур по заключению соглашений, использованию электронной формы проведения конкурсов. С 1 января 2026 года проведение открытого конкурса как для концессий, так и для ГЧП в электронной форме станет обязательным.
Предполагается, что закон (за исключением отдельных положений) вступит в силу с 1 октября 2023 года.
Уполномоченный орган
Уполномоченным органом в сфере ГЧП в Ленинградской области является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от
21 апреля 2014 года № 144). В структуре Комитета в 2012 году был создан Центр ГЧП – отдел развития государственно-частного партнерства.
Документы по проектам ГЧП
2021.05.20 — ФМ.
Реализация ГЧП в Москве
На сегодняшний день в Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях (база инфраструктурных проектов Росинфра).
Подготовкой и сопровождением реализуемых в городе Москве ГЧП проектов занимается Городское агентство управления инвестициями.
Городское агентство управления инвестициями в рамках своей компетенции:
Основные ГЧП-проекты
Характеристики ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач социально-экономического развития
публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемых посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов.
Цель ГЧП с экономической точки зрения – стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров.
Меры поддержки
В Ленинградской области приняты следующие областные законы Ленинградской области, предоставляющие меры поддержки по проектам ГЧП и концессионным соглашениям:
Областной закон Ленинградской области от 25.11.2003 № 98-оз «О налоге на имущество организаций», в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации, заключившие концессионные соглашения с Ленинградской
областью в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом этих концессионных соглашений на период действия концессионных
соглашений.
Закон Ленинградской области от 29.12.2012 № 113-оз «О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Ленинградской области», которым:
Указанные меры поддержки предоставляются организациям, которые соответствуют установленным законом условиям, в том числе по видам деятельности, подходящим для реализации ГЧП-проектов.
Областной закон Ленинградской области от 25.11.2019 № 89-оз «О мерах стимулирования при реализации региональных инвестиционных проектов на территории Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Ленинградской области», которым:
Областной закон Ленинградской области от 06.04.2020 № 36-оз «О применении на территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций», которым установлено право на применение на
территории Ленинградской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
Данная мера поддержки предоставляется организациям, которые соответствуют установленным законом условиям, в том числе по видам деятельности, подходящим для реализации проектов ГЧП.
Областной закон Ленинградской области от 03.02.2012 № 1-оз «О ставке налога на прибыль организаций для организаций, состоящих на учете в налоговых органах на территории Лодейнопольского и Подпорожского муниципальных
районов», которым установлена в пониженном размере ставка налога на прибыль организаций.
Данная мера поддержки предоставляется организациям, которые соответствуют установленным законом условиям, в том числе по видам деятельности, подходящим для реализации проектов ГЧП. Кроме того, в каждом концессионном
соглашении и в постановлениях Правительства Ленинградской области об утверждении порядков предоставления бюджетных инвестиций могут быть предусмотрены меры поддержки в части финансирования концессионных
соглашений.
Развитие ГЧП в Ленинградской области
По итогам рейтинга за 2021 год Ленинградская область заняла 15 место по уровню развития ГЧП.
Информация об инициированных проектах:
Полную информацию об планируемых (инициируемых), реализуемых и реализованных проектах ГЧП на территории Ленинградской области Вы найдете здесь.
В Ленинградской области на региональном уровне заключено 5 концессионных соглашений в отношении следующих проектов:
Муниципальными образованиями Ленинградской области заключен ряд концессионных соглашений.
Государственно-частное партнерство
Москва поддерживает инвестиционные инициативы любого масштаба.
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) и увеличение частных инвестиций – приоритетные задачи экономики Москвы.
Москва занимает лидирующие позиции в рейтинге регионов РФ по уровню развития ГЧП.
ГЧП и концессия
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Соглашение о государственно-частном партнерстве (соглашение о муниципально-частном партнерстве) и концессионное соглашение являются самостоятельными правовыми институтами, рассмотрение, заключение и реализация которых регулируется отдельными Федеральными законами:
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственно-частного партнерства является министерство экономического развития Архангельской области.
Контактное лицо — Паромов Сергей Сергеевич, заместитель министра — начальник управления предпринимательства, внешнеэкономической деятельности и инвестиций , телефон: (8182) 288-358.
Информация для инвестора
Объекты для ГЧП
Реализуемые проекты ГЧП
17 ноября 2020
В Архангельской области завершилась программа повышения квалификации по ГЧП
С 11 по 13 ноября в Архангельске прошел заключительный модуль программы повышения квалификации в сфере государственно-частного партнерства. Организатором обучения выступил Национальный Центр ГЧП по инициативе Минэкономразвития Архангельской области и Агентства регионального развития.
В первый день обучения слушатели смогли познакомиться с особенностями реализации проектов в социальной отрасли. Открыл образовательный день советник практики инфраструктуры и ГЧП международной юридической фирмы Squire Patton Boggs , рассказав о применении механизмов ГЧП в сфере физической культуры и спорта, в здравоохранении и социальном обслуживании. Затем директор отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ провел мастер-класс по особенностям подготовки технико-экономического обоснования и финансовой модели проектов в социальной сфере, а также рассказал об особенностях финансового структурирования проектов в здравоохранения. Завершился день деловой игрой, в рамках которой слушатели должны были предложить оптимальный платежный механизм и рассчитать общую стоимость для конкретного проекта на основе исходных данных.
Второй день программы начался с мастер-класса по реализации инфраструктурных проектов в сфере санаторно-курортного лечения и детского отдыха главного юриста Национального Центра ГЧП . После эксперт также рассказала о применении ГЧП в сфере благоустройства общественных пространств. Практическим опытом создания центрального парка культуры и отдыха в Волгограде на принципах ГЧП поделился генеральный директор ООО «Парк» Петр Пигалев. Оценка инвестиционного проекта на предмет соответствия стратегическим целям и социально-экономической эффективности стала темой мастер-класса управляющего эксперта Центра ГЧП Банка ПСБ Александра Шустрова. В конце дня Анна Батуева и Александр Шустров провели деловую игру. Команды слушателей представляли позицию одной из сторон, участвующей в концессионном проекте: концессионера, концедента и финансирующей организации, получив возможность на практике разобрать последовательность действий и важные нюансы взаимодействия между сторонами соглашений.
Первая часть заключительного дня программы была посвящена разбору инфраструктурных проектов в сфере дошкольного и школьного образования. Анна Батуева прочитала установочную лекцию, а заместитель генерального директора по аналитике и экспертизе Фонда развития ХМАО – Югры Сергей Афанасьев рассказал об опыте создания школ на принципах ГЧП в регионе. Старший юрист компании Herbert Smith Freehills провела мастер-класс, посвященный реализации инфраструктурных проектов в сфере IT.
Завершилась образовательная программа разбором проектных инициатив Архангельской области. В общей сложности было рассмотрено восемь проектов в различных отраслях. В обсуждении приняли участие Анна Батуева, Александр Шустров, Яна Иванова. В дистанционном формате к разбору проектов присоединились руководитель направления Центра ГЧП Сбера Алиса Смирнова и управляющий директор банка «Открытие» Александр Сараев.
8 октября 2020
В Архангельске стартовал трехдневный обучающий модуль по государственно-частному партнерству
Более 60 представителей администраций муниципальных образований Архангельской области, правительства региона и Агентства регионального образования проходят первый этап программы повышения квалификации по развитию и внедрению государственно-частного партнерства в экономику Поморья.
Это обучение направлено на формирование региональной команды Центра компетенций ГЧП, которая объединит все муниципальные образования и органы государственной власти, в том числе и для создания социальных проектов.
Обучение организовано институтом развития государственно-частного партнерства, министерством экономического развития Архангельской области, Агентством регионального развития, при поддержке национального центра государственно-частного партнерства. В первый день программы спикерами выступили Андрей Андерсен — старший юрист, практика ГЧП и инфраструктурных проектов, PwC Legal и Владимир Соколов — директор, Руководитель практики по оказанию юридических услуг в сфере ГЧП и инфраструктурных проектов, PwC Legal. Они рассказали о возможных организационно-правовых формах реализации инфраструктурных проектов.
«В основе государственно-частного партнерства лежит механизм привлечения инвестиций и опыта частного бизнеса для решения публичных задач. Несмотря на уникальность каждого проекта ГЧП структура всех проектов ГЧП (независимо от формы), как правило, включает элементы: Частные инвесторы создают проектную компанию. Между публичной стороной и проектной компанией заключается соглашение. Проектная компания привлекает необходимое для реализации проекта финансирование, нанимает подрядчиков и поставщиков, обеспечивает создание и эксплуатацию объекта общественной инфраструктуры», — говорит Владимир Соколов.
Обучающиеся на программе слушатели сведены в девять проектных команд, которые будут в течение трех дней работать с реально существующими проектами и сразу внедрять полученные знания на практике. Так, им предстоит поработать с такими проектами как: строительство школы в Каргополе, создание морского культурного центра в здании Морского-речного вокзкала, обновление парка культуры и отдыха в Северодвинске, реконструкции Кузнечевского моста в Архангельске и т.д.
«Специалисты Агентства регионального развития также принимают участие в обучении – мы уже не раз сталкивались в своей работе с подобными проектами, предусматривающие государственно-частное партнерство. Это действительно эффективный метод строительства крупных инфраструктурных объектов, но он требует слаженных действий всех участников процесса: инвесторов, заказчиков, местных властей и правительства региона. Поэтому мы здесь и собрались, чтобы получить всю необходимую и актуальную информацию», — отметил генеральный директор Агентства регионального развития Максим Заборский.
Во второй день участники рассмотрят финансовые условия реализации инфраструктурных проектов. По итогам второго дня обучения команды должны будут предложить возможные источники и формы финансирования, а также механизмы возврата инвестиций в разрезе собственных проектов.
Третий день будет посвящен юридическому анализу и подготовке условий проекта. По итогам третьего дня команды должны будут предложить оптимальное распределение обязательств между публичной стороной и потенциальным инвестором, а также определить возможные риски в разрезе собственных проектов.
Второй модуль обучения продолжится в ноябре, где будут представлены итоги доработки проектов на местах с целью финализации структурирования проектов и возможности уже привлечения конкретных инвесторов в проект.
1 августа 2018
В Архангельске состоялся семинар по применению лучших практик и механизмов ГЧП «Применение механизмов ГЧП для развития региональной и муниципальной инфраструктуры».
Презентация «ГЧП в сфере здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта»
Презентация «Основы структурирования проектов ГЧП»
https://youtube.com/watch?v=7i9wtx1REDM%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26
https://youtube.com/watch?v=cHWmxuw4VwU%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26
https://youtube.com/watch?v=kAgVDMuizag%3Frel%3D0%26showinfo%3D0%26
Отличие концессионного соглашения от государственно-частного партнерства
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие концессионного соглашения от государственно-частного партнерства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
«Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография»(отв. ред. Е.П. Губин)(«Юстицинформ», 2019)В рамках специального инвестиционного контракта, в отличие от концессионных соглашений и соглашений государственно-частного партнерства, государство не вносит свой вклад в инвестиционный проект в виде бюджетных инвестиций или государственного имущества, а исполняет свои обязательства путем создания благоприятного инвестиционного климата для инвестора. При этом средствами создания такого климата могут быть инструменты как федерального, так и регионального характера, в отношении которых Закон о промышленной политике ограничений не содержит: любые преференции и гарантии, установленные законодательством, льготы по арендной плате за пользование государственным имуществом, льготы по уплате таможенных платежей и т.д., при этом перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности предлагает сам инвестор (ст. 4 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов). Полагаем, что отказ от части налогов, предоставление льгот с соответствующим недополучением средств в бюджет также можно признать ресурсами публичного партнера, которые он вкладывает в осуществление инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного контракта, а значит, в процессе реализации контракта происходит объединение вкладов его сторон, так как в отношении инвестора вкладом являются денежные средства, однако не происходит распределения рисков, которые полностью ложатся на частного партнера.
Заключение в отношении инвестиционного проекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП позволяет присвоить такому проекту статус инвестиционного приоритетного проекта города Москвы.
Инвестору могут быть предоставлены льготы по налогам и арендной плате за земельные участки.
Для присвоения статуса объем инвестиций по концессионному соглашению или соглашению о ГЧП должен составлять не менее 580 миллионов рублей.
Отличие гчп от концессии
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие гчп от концессии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве(Доронина Н. Г.)(«Журнал российского права», 2022, N 10)Автор статьи демонстрирует новый подход к унификации правового регулирования через международное инвестиционное сотрудничество в форме государственно-частного партнерства. Глобализация мировой экономики находит отражение в усилении масштабности инфраструктурных проектов, возможность реализации которых имеют несколько государств и транснациональных компаний. Эти проекты осуществляются при мощной финансовой поддержке со стороны экономически развитых государств и частных компаний, имеющих сеть подразделений во всем мире и поэтому именуемых транснациональными компаниями. Организационная структура таких проектов основана на международных соглашениях? и управляют ими международные по своей природе организации. Руководство такой деятельностью строится на сочетании публично-правовых и частноправовых методов регулирования. В статье на примере различных договоров между государством и частным бизнесом показано, в чем заключается особенность национально-правового регулирования соглашений о государственно-частном партнерстве и в чем отличие таких соглашений от концессионных и других гражданско-правовых договоров, сторонами в которых являются государство и частный инвестор.
Нормативные акты
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ГЧП