ПРОТОКОЛ ПО 223 ФЗ СОДЕРЖАНИЕ ПРОТОКОЛОВ

Рассказываем об особенностях проведения конкурентных закупок в рамках 223-ФЗ в 2021 г.

Заказчики по 223-ФЗ обязаны подвести итоги проводимой закупки и документально их оформить. Делается это через подписание итоговых протоколов.

Перед вами подборка ответов на вопросы о закупках по 223-ФЗ. Эти вопросы задавали слушатели вебинаров и курсов Школы электронных торгов. Актуально для поставщиков и заказчиков

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол закупки 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 3.2 «Порядок осуществления конкурентной закупки» Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»»Как правильно указали суды, последующее объяснение оснований отклонения заявки в письме Предприятия от 05.10.2020 не исключает нарушения со стороны его закупочной комиссии вышеуказанных положений Закона N 223-ФЗ, допущенных при составлении протокола рассмотрения первых частей заявок от 01.10.2020 N 473/1, поскольку подпункт «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ содержит прямое указание на нарушение комиссией организатора торгов законодательства, когда протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), не содержит оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений Документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая закупка.»

Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2020 N 305-ЭС20-17049 по делу N А40-126287/2019Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требований отказано, поскольку суды пришли к правомерному выводу о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки и право хозяйственного ведения на объекты были прекращены на законных основаниях. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Закон N 161-ФЗ), Положением о Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632, установив, что оспариваемые пункты протокола заседания Правительственной комиссии о целесообразности совершения третьим лицом — акционерным обществом «ДОМ. РФ» юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ, а также распоряжение Росимущества от 15.04.2019 N 223-Р, принятое во исполнение протокола заседания Правительственной комиссии, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают законных прав Учреждения, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых пунктов протоколов заседания Правительственной комиссии и распоряжения Росимущества недействительными.

Правила размещения протоколов и внесения сведений в них прописаны в Постановлении Правительства №908 в ст. 33-44 7-го раздела. С июля 2018 года в ФЗ-223 были внесены существенные поправки. Появились нормы, которые касаются сроков и содержания документации. Нововведения коснулись как документов, которые составляются по ходу закупки, так и итоговых протоколов.

Согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ, итоговый протокол подлежит размещению в ЕИС в течение 3 дней после его подписания, протокол по итогам этапа закупки по ч. 12 ст. 4 223-ФЗ – в те же сроки.  В случае возникновения технических неполадок при отправке протокол публикуется  в течение 1 рабочего дня с момента их устранения (ч. 13 ст. 4 223-ФЗ). Протокол считается размещенным после того, как сведения о нем появились в ЕИС.

Размещение протокола в ЕИС происходит по следующему алгоритму:

Административным кодексом предусмотрена ответственность за неразмещение протоколов. Если они не размещены в ЕИС, то сторонам грозит административная ответственность по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Штрафы для ответственных должностных лиц заказчика по ней составляют 30-50 тыс. р., для юридических лиц – 100-300 тыс. р.

Таким образом, по результатам проведения закупочной процедуры пользователи должны составить и опубликовать итоговый протокол в ЕИС. Они формируются независимо от способа закупки, даже если на участие в ней не поступило ни одной заявки. Порядок размещения протоколов определен Постановлением Правительства РФ №908.

https://youtube.com/watch?v=mhV2msiDm_g%3Ffeature%3Doembed

Правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, а также других нормативных актов и Положения о закупке (п. 1 ст. 2 №223-ФЗ).

Положение создается для регулирования закупочной деятельности заказчика, в нем указываются требования и порядок осуществления всех этапов закупки. В ходе осуществления конкурентной закупки формируются протоколы в соответствии со ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.

Что такое закупочный протокол, и кто его создает

Для определения среди участников исполнителя заказчик создает закупочную комиссию (п. 8 ст. 3.2 №223-ФЗ). Для этого руководителем организации, являющейся инициатором проведения закупки, издается соответствующий приказ о создании комиссии. Такое решение в обязательном порядке должно сопровождаться созданием Положения о закупочной комиссии.

В приказе и Положении утверждается состав комиссии с указанием ее председателя и его заместителя. Каждый участник знакомится с документом под роспись.

Все решения, которые принимают члены комиссии в ходе проведения закупочных мероприятий, документально фиксируются. Информация вносится в специальные протоколы. Протокол создается комиссией независимо от вида закупки (конкурс, аукцион и т. д).

Если проводится неконкурентная закупка, то заказчик может создать протокол о ее проведении у единственного поставщика. Законодательство не устанавливает обязательных требований к такому документу, заказчик может самостоятельно прописать требования в Положении.

В каких случаях составляется

Протоколы делятся на два типа:

Составляются они при всех видах закупок, включая даже те случаи, если не поступило ни одной заявки от участников. Создается документ в соответствии с нормами, указанными в п. 13 и п. 14 ст. 3.2 №223-ФЗ.

Так, в протоколе, созданном по завершении этапа процедуры, должны быть указаны следующие сведения:

По окончании процедуры создается итоговый протокол, в котором указывается такая информация:

Кроме вышеперечисленных сведений, в Положении о закупке может быть указан заказчиком и более широкий перечень сведений, которые необходимо отобразить в документе. Так, допускается наличие такой информации:

Протокол после его создания удостоверяется подписями членов комиссии. Наглядно ознакомиться с формой документа можно в образце.

Все документы, которые были составлены в процессе проведения процедуры (протоколы, заявки участников и их предложения и прочие), должны храниться в организации не менее трех лет с даты принятия решения (п. 12 ст. 3.2 закона №223-ФЗ).

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Конкурентные способы закупки

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупки

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.

Извещение о закупке

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Документация о закупке

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Договор

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

Этапы конкурентной закупки

В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.

«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.

Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:

Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.

Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).

Переторжка

Дополнительная стадия закупки, проводимая в соответствии с требованиями положения о закупке заказчика, которая заключается в добровольном повышении предпочтительности заявок участников закупки в рамках специально организованной для этого процедуры в соответствии с документацией о закупке. Заказчики проводят данный этап для того, чтобы получить еще более выгодные предложения, обеспечить еще большую экономию денежных средств, так как решение о проведении переторжки оформляется протоколом, в котором указываются параметры, по которым она проводится, а также могут отражаться уже поступившие ценовые предложения участников.

Переторжка проводится по решению закупочной комиссии, если извещением/документацией о проведении закупки заранее предусмотрена такая возможность. Особенностью переторжки является то, что она может проводиться в режиме реального времени (подобие подачи ценового предложения при проведении аукциона) или в заочной форме (подобие подачи ценового предложения при проведении запроса котировок). Особенности проведения переторжки отражаются в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки и включают в том числе:

В переторжке имеют право участвовать все допущенные участники закупки. Участник закупки, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его предложение остается действующим с ранее объявленными условиями, указанными в заявке на участие в закупке. При наличии предложений участников по ухудшению первоначальных условий, в том числе по увеличению цены, увеличению единичных цен, указанных в заявке на участие в закупке, такие предложения не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке и его предложение, указанное в заявке на участие в закупке, остается действующим с ранее объявленными условиями.

Процедура с (предварительным) квалификационным отбором (ПКО)

Конкурентные закупки с ограниченным участием проводятся с обязательным проведением ПКО, который может проводиться для отдельных конкурентных закупок или группы закупок, объединенных каким-либо однозначным классифицирующим признаком.

ПКО непосредственно перед конкретной закупочной процедурой с ограниченным участием проводится с учетом следующих особенностей:

На этапе ПКО заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика для отсеивания участников, не подходящих под квалификационные требования.

Конкурентные переговоры

Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков

Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора. Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации. После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.

Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.

Виды и сроки конкурентных процедур

Для каждого вида конкурентной закупки в соответствии с 223-ФЗ законодателем установлены минимальные сроки проведения закупок, которые должны соблюдаться при проведении каждой из них.

В положении о закупке заказчика могут быть предусмотрены большие сроки, но они не могут быть меньше, чем указаны в законе.

Кто должен готовить протоколы

За подготовку итоговых протоколов отвечает закупочная комиссия. В них отражается ее решение о соответствии заявок требованиям документации и присвоении им определенного значения по критериям оценки заявок.

Комиссия по закупкам создается через издание специального распорядительного документа заказчиком (приказа о назначении комиссии по закупкам). Положение о работе закупочной комиссии по 223-ФЗ регулирует ее права и обязанности участников, порядок работы, требования, а приказ, который выступает его неотъемлемой частью, конкретизирует их.

В приказе и положении необходимо указать на состав комиссии, ее председателя и заместителя. Все члены комиссии по закупкам ставят здесь свои подписи, что подтверждает факт того, что они ознакомлены с документом.

Заказчику не следует забывать, что правила работы комиссии по утвержденному им положению не должны противоречить законодательным нормам.

Согласно ч. 12 ст. 3.2 223-ФЗ, документация по закупкам должна храниться в учреждении в течение 3 лет и более.

Размещение в Единой информационной системе (ЕИС)

В соответствии с п. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ все протоколы, которые были созданы в процессе проведения закупки товаров, работ или услуг, должны быть размещены в Единой информационной системе. Порядок размещения информации установлен Постановлением правительства РФ от 10.09.2012 №908.

Порядок и сроки публикации

Чтобы разместить в ЕИС информацию, представитель заказчика в закрытой части портала выбирает необходимую форму протокола на основании требований Положения о закупке. Также документ может быть прикреплен в виде скана.

Для формирования протокола потребуется выполнить следующие действия:

Документ считается опубликованным после того, как он был размещен в общедоступной части официального портала в виде созданного протокола и его графической копии.

Протоколы, составленные закупочной комиссией в ходе процедуры, подлежат размещению заказчиком на портале ЕИС в течение 3-х дней с момента их подписания (п. 12 ст. 4 №223-ФЗ).

Если в этот срок возникли какие-либо технические проблемы, из-за которых отсутствовал доступ к сайту, то заказчик размещает протокол на сайте своей организации. В течение 1 дня с момента устранения неполадок на портале ЕИС заказчик должен разместить протокол в системе, что не будет считаться нарушением порядка (п. 13 ст. 4 №223-ФЗ).

Ответственность за нарушение порядка и сроков публикации

За нарушение порядка проведения закупок предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ. Так, за нарушение сроков размещения информации в ЕИС последует такое наказание:

Если закупка производится у единственного поставщика, или проводится запрос котировок, то за нарушение сроков размещения информации в ЕИС предусматривается другая ответственность:

За нарушение требований и порядка публикации сведений о закупке должностным лицам назначается штраф 15 000 руб, а юридическим лицам — 50 000 руб. За отсутствие публикации в системе ЕИС накладывается штраф в размере 50 000 руб. для должностного лица и 500 000 руб. для юридического.

Закупки по 223-ФЗ

Торговля детскими товарами сама по себе не попадает под регулирование закупок.

Юридическое лицо, которое закупает детские товары, может попасть под 223-ФЗ, если это государственная компания, автономная организация или какой-либо другой субъект 223-ФЗ, указанный в законе. Юридическое или физическое лицо, которое продает детские товары, имет право принять участие в закупке по 223-ФЗ, если соответствует требованиям закона и документации.

Компании, занимающиеся строительством ЛЭП для субъектов естественных монополий, не попадают под действие 223-ФЗ?

Монопольные виды деятельности — это:

Компания, которая занимается строительством ЛЭП, напрямую под действие 223-ФЗ не попадает. Но она может быть субъектом 223-ФЗ, если она является «дочкой» или «внучкой» субъекта естественной монополии, организации, занимающейся видами деятельности, относящимися к деятельности естественных монополий или организации, занимающейся регулируемыми видами деятельности (т.е. «дочка» или «внучка» СЭМ, ДЕМ, РВД).

При проведении закупки у единственного поставщика существует обязанность размещать информацию в ЕИС?

Для закупки с начальной максимальной ценой свыше 100 000 р. необходимо размещать извещение о закупке, независимо от способа закупки, т.е. для единственного поставщика на текущий момент никаких исключений нет. Таким образом, размещают извещение, документацию, проект договора.

Где указано, что по 223-ФЗ заказчик должен прописывать в протоколах?

Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

Содержание протоколов закреплено в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908: «Протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе» (ч. 34, раздел VII)».

Правила размещения протоколов и внесения в них изменений установлены в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (ст. 33-44 раздела VII).

Если это «рамочные» договоры, то такой договор заключенным не считается, каждая поставка в рамках такого договора, будет отдельным договором, каждый оплаченный счет — заключенным договором. В Положении рекомендуется указать, что в этом случае закупка оформляется как закупка у единственного поставщика.

По акту закрывают услугу, оказанную в очередном месяце. Оплату предоставленной услуги производят по счету. Соответственно, каждый такой счет надо оформлять как отдельный договор.

Публикуем извещение, документацию, проект договора (можно в виде счета). И не забываем включать договор в ежемесячный отчет.

Можно ли менять объем работ?

Согласно 223-ФЗ заказчик может менять существенные условия договора, в том числе, и объем работ, если это предусмотрено условиями договора и не противоречит ГК РФ. Заказчик лишь обязан в этом случае раскрыть эти сведения: «В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5, ст. 4 223-ФЗ)».

Должен ли заказчик документально обосновывать максимальную стоимость контракта?

Нет, такой обязанности по закону для субъектов 223-ФЗ не установлено.

Изменяются ли требования к допускам СРО по 223-ФЗ для поставщиков строительных работ?

Требования допусков СРО для строительных организаций не отличаются для поставщиков по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Требование допуска СРО регулируется Градостроительным кодексом:

Соответствующий перечень установлен Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Некоторые организации-заказчики, например, Сбербанк, Российская телевещательная сеть, размещают закупки под конкретное оборудование. Оспорить это как-нибудь можно?

Заказчик по 223-ФЗ не обязан указывать в закупочной документации эквивалентный товар. Субъекты 223-ФЗ вправе указывать конкретные марки и модели.

Формально заказчик 223-ФЗ не нарушает. Тем не менее, можно обжаловать действия заказчика при организации и проведении торгов, если вы считаете, что своими требованиями заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию. Жаловаться следует в контролирующий орган на нарушение 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечению двух лет или есть еще способы?

«В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2, ст. 5 223-ФЗ)».

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

«Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра» (ч. 5, ст. 5, 223-ФЗ).

Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме?

В Положении о закупке и в закупочной документации должно быть указано, в какой форме заказчик будет принимать заявки.

Порядок проведения конкурентных закупок

Содержание извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции Закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

Описание предмета конкурентной закупки должно соответствовать требованиям, установленным ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ, а именно:

В указанных случаях последнего пункта заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалентного товара.

Сроки отмены конкурентной закупки

Законом 223-ФЗ закреплен предельный срок отмены конкурентной закупки: до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС в день принятия.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации/извещении о закупке в соответствии с 223-ФЗ и положением о закупке заказчика.

Важный момент: участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Если вы ошиблись с составом подаваемых документов, ценой предложения, то вы вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.

Предоставление обеспечения заявок

Законодателями предусмотрено право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн руб. В случае если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб., заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.

Что собой представляют итоговые протоколы, и какие сведения они содержат

Протокол по 223-ФЗ – это документ, который фиксирует решение закупочной комиссии заказчика по результатам процедуры закупки. Закупочные процедуры могут проводиться как в конкурентной, так и неконкурентной форме. Но обязанность по документальному оформлению их итогов за заказчиком сохраняется.

Обязанность публикации протоколов и сроки установлены в 223-ФЗ. При торгах размещаются документы, которые формируются в ходе закупки на основании требований по ч. 5 ст. 4 223-ФЗ.

В ходе конкурентных закупок заказчику не только следует подготовить, но и опубликовать в ЕИС итоговые документы в открытом доступе. Это нужно делать при каждой закупке независимо от ее типа и формы. Различают следующие протоколы подведения итогов:

Протоколы формируются для любой конкурентной закупки, которая проводилась как в бумажной, так и электронной форме. Это запрос котировок и предложений, конкурс и аукцион. Документация должна быть подготовлена даже в том случае, если на участие в закупке не поступило ни одной заявки.

Само содержание указанных протоколов закреплено в Постановлении Правительства №908 от 2012 года. Оно зависит от типа протокола. Согласно Постановлению №908, в протоколах, которые составляются по итогам этапа, должны содержаться такие сведения:

В документе указываются реквизиты, дата подготовки, причины для признания закупки несостоявшейся (отклонение заявок или непоступление их) и иная информация по Положению о закупке.

В итоговом протоколе по результатам закупки заказчик указывает:

Итоговый протокол содержит сведения об участнике закупки, с которым заключается контракт, его форму собственности, наименование и реквизиты. Все члены комиссии должны своей подписью подтвердить, что признает данного участника победителем. Также кратко указывается, на каких условиях предстоит заключить с ним контракт.

Согласно Постановлению №908, итоговый протокол должен содержать существенные условия закупки: объем поставки товаров и услуг, их цена и сроки исполнения договора.

Также при подготовке протоколов по итогам закупки заказчикам теперь необходимо учитывать нововведения в ч. 13-14 ст. 3.2 223-ФЗ, которые вступили в силу с июля 2018 года. Нельзя забывать, что внутреннее Положение заказчика о закупках может содержать расширенный перечень информации, которую подлежит включать в протокол.

При неконкурентных закупках у единственного поставщика заказчик также вправе подготовить протокол закупок. Обязательных требований к данному протоколу не предъявляется, но заказчик может установить их в Положении о закупке.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:

1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:

2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:

Раньше Закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например присваивать номера.

Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.

Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.

Заключение договора

Сроки заключения договора законом регламентированы следующим образом:

Законодательством предусмотрена возможность заказчиков на заключение договоров с несколькими исполнителями. Алгоритм реализации указанной возможности указывается в положении о закупке конкретного заказчика, а также в документации/извещении о проведении закупки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *