С 1 марта 2023 года
в текст правил дорожного движения будут внесены многочисленные изменения. Некоторые изменения являются небольшими и серьезного влияния на смысл правил не оказывают. Другие же изменения являются существенными и серьезно меняют порядок движения.
В данной статье речь пойдет об одном из таких изменений, а именно — о новых правила проезда перекрестков с круговым движением
.
Что такое перекресток в ПДД?
Эта статья является первой статьей серии «Правила проезда перекрестков», в которой рассматриваются правила дорожного движения
, относящиеся к перекресткам
, а также штрафы за их нарушение.
В данную серию входят 13 статей, которые охватывают все правила, относящиеся к проезду перекрестков:
2. Выбор полосы движения
3. Определение типа перекрестка
4. Сигналы регулировщика
5. Сигналы светофора
6. Главная дорога на перекрестке
7. Второстепенная дорога на перекрестке
8. Равнозначный перекресток
9. Регулировщик и движение трамваев
10. Светофор и движение трамваев
11. Остановка перед перекрестком
12. Перестали работать светофоры
13. Т-образный перекресток
Ну а первая статья серии вводная, и в ней рассмотрены следующие вопросы:
Приоритет автомобилей на равнозначном кольце
В этой статье речь пойдет о проезде равнозначных перекрестков с круговым движением
. Вы узнаете, кто имеет преимущество при проезде «кольца», а также о том, как следует действовать непосредственно на перекрестке, какую полосу и в каком случае лучше занять.
Еще раз обратите внимание, что в данной статье речь идет о равнозначных перекрестках, т.е. перекрестках обозначенных только знаком 4.3 «Круговое движение»:
Если на перекрестке установлены знаки приоритета, то он является неравнозначным:
Правила проезда таких перекрестков рассмотрены в отдельной статье:
Выбор полосы после въезда на круг
В первую очередь обратите внимание на следующий факт. Подъезжать к перекрестку с круговым движением можно по любой полосе. Однако это не значит, что на самом круге можно сразу же занять любую полосу. Рассмотрим пункт 8.6
правил дорожного движения:
8.6.
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части
.
При въезде на круговое движение водитель выполняет именно поворот направо, поэтому въезжать следует на крайнюю правую полосу перекрестка
. Причем важно не просто попасть в правую полосу, но и оказаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
На приведенном выше рисунке водитель оранжевого автомобиля пытается сразу выехать на вторую полосу кругового движения, хотя ничто не мешает ему повернуть по правилам.
Обратите внимание, в пункте 8.6 использована фраза «по возможности». Таким образом, если у водителя отсутствует возможность въезда на правую полосу перекрестка, то он вполне может въехать и на другие полосы, нарушением это не будет.
Например, если правая часть кругового движения полностью занята припаркованными автомобилями, то допускается объехать их при въезде на перекресток.
Если въезд на круг осуществляется одновременно несколькими автомобилями по нескольким полосам, то рекомендую занять на перекрестке ту же полосу, что Вы занимали до въезда. Например, если Вы едете по второй справа полосе дороги, то въезжайте на вторую полосу перекрестка. В этом случае траектории автомобилей, едущих по разным полосам, не пересекутся между собой. Такое выполнение маневра оказывается наиболее безопасным.
Новые правила на круговом движении
13.11 1
.
При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3
, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
13.11 1
.
При въезде по дороге, не являющейся главной
, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3
, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Итак, до 1 марта 2023 года водитель, въезжающий на круговое движение, обязан уступить дорогу транспортным средствам, находящимся на перекрестке. Причем не имеет значения, какие знаки приоритета установлены перед перекрестком и есть ли такие знаки вообще. То есть, даже при наличии знака «главная дорога», въезжающий водитель должен уступить дорогу.
С 1 марта 2023 года приоритет
на перекрестках с круговым движением будет определяться так
:
- на равнозначном перекрестке дорогу уступает въезжающий;
- въезжающий на перекресток по второстепенной дороге уступает дорогу;
- въезжающий на перекресток по главной дороге имеет приоритет
.
Можно описать правила въезда на перекресток с круговым движением и более простым способом:
- если перекресток равнозначный, то дорогу уступает въезжающий
; - если перекресток неравнозначный, то преимущество определяется знаками приоритета
.
Примечание.
Хочу напомнить, что за последние 12 лет вводится уже четвертый вариант проезда кругового движения:
До 20 ноября 2010 года.
Приоритет имеют водители, въезжающие на круг.
С 20 ноября 2010 года
. При наличии знаков «уступите дорогу» или «движение без остановки запрещено» перед въездом на круговое движение приоритет имеют автомобили, находящиеся на круговом движении. В остальных случаях (на равнозначном перекрестке или при въезде по главной дороге) приоритет имеют автомобили, въезжающие на перекресток.
С 8 ноября 2017 года.
Приоритет во всех случаях имеют автомобили, находящиеся на круговом движении.
С 1 марта 2023 года.
При наличии знака «главная дорога» перед въездом на круговое движение приоритет имеют автомобили, въезжающие на круговое движение. В остальных случаях (равнозначный перекресток, наличие знаков «уступите дорогу» или «движение без остановки запрещено») приоритет имеют автомобили, находящиеся на круговом движении.
Обратите внимание на тот факт, что все 4 приведенных выше варианта различаются
.
При этом, далеко не каждый водитель внимательно следит за изменениями правил дорожного движения. Так что на дорогах до сих пор можно встретить тех, кто ездит по правилам, существовавшим до 2010 года. Таких водителей не очень много, но все же они есть.
В общем, следует ожидать того, что 1 марта 2023 года на перекрестках с круговым движением будет царить неразбериха
. Кто-то поедет по новым правилам, кто-то — по старым. Так что будьте предельно внимательны! Практика показывает, что водители привыкнут к новым правилам примерно за пол года.
Напомню, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года». Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет про новые правила, связанные с приоритетом пассажиров общественного транспорта
. Не пропустите!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Информация о нормативном документе
2022.12.20
Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года
.
Что считается перекрестком по ПДД?
Определение понятия перекресток дается в пункте 1.2 правил дорожного движения
:
«Перекресток»
– место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Рассмотрим это понятие поподробнее.
Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание, — это то, что перекресток является пересечением дорог
. При этом в понятии перекресток явно не говорится о том, что сам перекресток является дорогой.
Перекресток — это пересечение дорог на одном уровне
. Т.е. многоуровневые развязки с эстакадами и мостами не являются перекрестками, и правила проезда перекрестков на них не действуют.
Какие виды перекрестков бывают?
Перекрестки можно классифицировать по различным признакам. В пункте 13.3 правил дорожного движения
перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые:
13.3.
Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым
.При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым
, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.
Регулируемым
является перекресток, на котором работают светофоры или регулировщик. Все остальные перекрестки — нерегулируемые
.
Кроме того, нерегулируемые перекрестки делятся на перекрестки с главной дорогой и равнозначные перекрестки
.
В отдельную группу можно выделить перекрестки с круговым движением
, правила дорожного движения для которых описаны в серии статей » Правила проезда перекрестков с круговым движением
«.
Если у Вас есть какие-то вопросы, связанные с понятием «перекресток» или с видами перекрестков, то напишите их в комментариях к данной статье.
Ну а в следующей статье серии речь пойдет про выбор правильной полосы движения
перед перекрестком.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Где проходят границы перекрестка?
Что касается границ перекрестка, то мало кто из водителей задумывается над тем, где находятся воображаемые линии, соединяющие противоположные начала закруглений проезжий частей. На самом деле здесь нет ничего сложного. Просто посмотрите на следующий рисунок:
На рисунке перекресток закрашен желтым цветом, а его границы выделены синим.
Примечание.
Проблемы с определением границ перекрестка могут возникнуть лишь в тех случаях, когда перекресток не квадратный, а имеет нестандартную форму.
Однако принцип определения границ всегда одинаковый. Необходимо воображаемыми линиями соединить начала закруглений проезжих частей.
Водитель должен уметь определять границы перекрестка, т.к. П ДД на перекрестке и вне его различаются. То есть нужно понимать, какое правило применить в том или ином месте.
Траектория движения на круговом перекрестке
Отдельного внимания заслуживает вопрос выбора оптимальной траектории движения на круговом перекрестке. В пределах перекрестка водитель должен двигаться по выбранной полосе. Если он хочет перестроиться ближе к центру перекрестка, то он должен включить соответствующий сигнал поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям:
8.1.
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой.8.4.
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
То же самое касается и перестроения к внешней стороне перекрестка. Следует включить сигнал правого поворота, а также уступить дорогу попутным автомобилям.
Исходя из вышесказанного можно понять, что перестроения на круговом движении только отнимают время. А оптимальной траекторией является движение по большому радиусу
, т.е. по крайней правой полосе. Это обеспечивает самый быстрый проезд перекрестка в условиях интенсивного движения.
Ну а в следующей статье серии Вы узнаете правила проезда неравнозначных перекрестков с круговым движением
.
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Приоритет проезда равнозначных перекрестков
Рассмотрим традиционный вариант перекрестков, обозначенных только знаком 4.3 «Круговое движение»:
В данном случае кольцо является перекрестком равнозначных дорог и порядок проезда регламентируется пунктами 13.11 и 13.11 1
ПДД:
13.11.
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1
Правил
, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.13.11 1
.
При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку
.
Пункт 13.11 говорит о том, что информация относится к равнозначным перекресткам.
Пункт 13.11 1
подчеркивает, что приоритет имеют транспортные средства, находящиеся на перекрестке
. Автомобили, подъезжающие к кольцу, должны уступить дорогу.
Примечание.
Данный пункт правил действует с 1 марта 2023 года
. С 8 ноября 2017 года по 1 марта 2023 года действовала похожая редакция. А вот до 8 ноября 2017 года правила проезда круговых перекрестков были другими.
Приоритет при повороте на перекрестке
13.1.
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
13.1.
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности
, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Обновленный пункт 13.1 говорит о том, что при повороте на перекрестке следует уступать дорогу
не только пешеходам и велосипедистам, но и людям на средствах индивидуальной мобильности
.
В данном случае важно понимать, что пункт 13.1 действует на всех видах перекрестков:
- на регулируемых;
- на нерегулиуремых неравнозначных;
- на нерегулируемых равнозначных.
И на всех этих перекрестках водитель при повороте должен уступить дорогу
пешеходам, велосипедистам и СИМ. Причем не имеют значения ни установленные знаки приоритета, ни включенные сигналы светофоров.
Приоритет при выезде с прилегающей территории
Первое важное изменение внесено в пункт 8.3 ПДД
:
8.3.
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
8.3.
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности
, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности
, путь движения которых он пересекает.
Обновленный пункт 8.3 говорит о том, что водители должны уступать дорогу средствам индивидуальной мобильности
, как при выезде с прилегающей территории, так и при съезде на прилегающую территорию.
Напомню, что в предшествующих статьях серии «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» правила дорожного движения для СИМ рассмотрены достаточно подробно:
Средства индивидуальной мобильности являются транспортными средствами
, поэтому формулировка первой части нового пункта 8.3 вызывает некоторые вопросы. В ней через запятую указаны термины «транспортные средства» и «средства индивидуальной мобильности». Однако СИМ итак являются транспортными средствами, поэтому их повторное упоминание лишено смысла.
Кроме того, важно понимать, что человек, управляющий СИМ, с точки зрения ПДД является водителем. То есть он должен соблюдать в том числе и требования приведенного выше пункта 8.3. Получается, что СИМ, выезжающее из двора, должно уступить дорогу другому СИМ, движущемуся по дороге. И ровно то же самое при въезде во двор.