Закрытые закупки — это тендеры, в которых заказчик приглашает к участию определенных поставщиков, способных, по его мнению, выполнить заказ. Он не размещает извещение в ЕИС, как в открытых процедурах, а направляет не менее чем двум участникам приглашения с приложением документации (п. «б» ч.3 ст. 3 223-ФЗ). Участники направляют свои заявки в запечатанных конвертах — таких, чтобы содержание нельзя было просмотреть до вскрытия (ч.3 ст. 3.5 223-ФЗ).
Электронные закрытые закупки проходят на специализированных площадках. Перечень таких ЭТП и порядок работы на них определяет правительство РФ. Оно же устанавливает особенности документооборота между заказчиком, поставщиком и площадкой (ч.4 ст. 3.5 223-ФЗ и ПП РФ от 25.12.2018 № 1663).
Закрытый способ определения поставщика применяют в нескольких случаях — все они указаны в ч.1 ст. 3.5 223-ФЗ:
Заказчики могут использовать те же способы определения поставщика, что и в открытых конкурентных закупках — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений или иной вид конкурентной процедуры, если это прописано в его положении о закупке.
Сроки, в которые заказчик должен направить приглашение участникам, соответствуют срокам размещения извещений в открытых тендерах (чч. 17, 19, 21, 23 ст. 3.2 223-ФЗ). Привели их в таблице.
Закрытые закупки проводят в том же порядке, что и открытые — общие правила прописаны в статье 3.2 223-ФЗ. При этом нужно учитывать особенности закрытых тендеров — они указаны в статье 3.5 223-ФЗ и подробно разъяснены в ПП РФ от 25.12.2018 № 1663.
Закрытые закупки проводят на утвержденных правительством площадках. Заказчики и поставщики должны получить обязательную аккредитацию на ЭТП. Порядок аккредитации регламентирует ПП РФ от 28.02.2019 № 223. Площадка ведет реестр участников, получивших аккредитацию.
Для работы с гостайной у участников должна быть соответствующая лицензия с указанием степени секретности (пп. «к» п.24 ПП № 1663) и возможность подключиться к сети шифровальной связи ЭТП (п. 12 ПП № 1663).
Схема работы заказчика
Заказчик направляет на площадку запрос об аккредитованных участниках, чтобы сформировать список поставщиков, которых он хочет пригласить. Запрос должен содержать требования заказчика к участникам закупки и перечень необходимых документов (ч.6 ст.3 223-ФЗ).
ЭТП в течение часа направляет заказчику перечень доступных участников, информацию о них и документы, которые подтверждают соответствие требованиям заказчика.
Заказчик направляет оператору ЭТП приглашение и документацию о закупке, а также перечень поставщиков, которые должны получить эти документы. В течение часа площадка направляет приглашения участникам по указанному списку.
Приглашения к участию в закупках по ч.16 ст.4 223-ФЗ, а также связанные с их проведением документы, размещаются в закрытой части ЕИС — без публикации на официальном сайте (ч.15 ст.4 223-ФЗ и пп.9, 45, 54 и 58 ПП РФ от 25.12.2018 № 1663).
Схема работы поставщика
Любой участник, который получил приглашение, может направить ЭТП запрос, чтобы ознакомиться с документацией о закупке — оператор должен выслать ее поставщику в течение часа с момента получения запроса. Если закупка связана с гостайной, ЭТП уведомит заказчика о лице, которому выслана документация. В некоторых случаях площадка может отказать в доступе:
Если заказчик вносит изменения в документацию, он направляет их на ЭТП, а площадка рассылает участникам, имеющим доступ к документации о закупке.
Участник может направить через ЭТП запрос на разъяснение документации. Заказчик отправляет разъяснения так же через площадку, а оператор высылает их всем участникам, кто получил доступ к документации.
Поставщик отправляет заявку на ЭТП. Оператор должен присвоить ей идентификационный номер, уведомить поставщика о получении и направить заявку заказчику. По общим правилам участник вправе подать только одну заявку по каждому лоту. До окончания приема заявок можно изменить или отозвать свою заявку (ч. 11 ст. 3.2 223-ФЗ).
Определение победителя
Заказчик направляет протоколы об итогах закупки на площадку, а ЭТП обеспечивает участникам доступ к ним. Договор заключают с помощью функциональности площадки. Если возникают существенные противоречия, можно через ЭТП направить заказчику протокол разногласий.
Общие положения
Напомним несколько важных положений из общих правил, которые прописаны в статье 3.2 223-ФЗ. Заказчик может:
Неконкурентные способы закупок и правила их проведения определяет заказчик в своем положении о закупке.
Закупки у единственного поставщика можно проводить также в случае, если правительство решит ввести специальные меры в сфере экономики, которые указаны в п.1 ст. 26.1 61-ФЗ «Об обороне». Это могут быть поставки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для формирования запасов определенной продукции, сырья и комплектующих изделий (ст. 3.6 223-ФЗ).
Мы рассмотрели статьи 3.5 и 3.6 223-ФЗ. В следующей части цикла разберем
особенности информационного обеспечения закупок.
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Подготовка к закупочной деятельности
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:
Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:
Публикация сведений в ЕИС
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Применение закрытых конкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ
Внимание
В настоящем материале рассматриваются требования Закона N 223-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ каждое положение о закупке должно было быть приведено в соответствие с данными требованиями, утверждено и размещено в единой информационной системе (далее — ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. В противном случае положение о закупке считается не размещенным в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ влечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой (см. отдельный материал по данному вопросу). Однако закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, причем конкурентными считаются только закупки, соответствующие требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. При этом, как следует из ч.ч. 2, 3, 3.1, 4 ст. 3, ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, конкурентные закупки, относимые к одному способу, могут быть открытыми или закрытыми.
Закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом (далее также — закрытая конкурентная закупка), по смыслу ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ может проводиться только в случаях, если сведения о такой закупке:
— составляют государственную тайну, или
— не подлежат размещению в единой информационной системе (далее — ЕИС) в соответствии с решением координационного органа Правительства РФ на основании п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, или самого Правительства РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Соответственно, информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
Как видно из приведенной ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ заказчик в положении о закупке может предусмотреть осуществление закрытой конкурентной закупки не только путем проведения закрытых конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, но и иными конкурентными способами, то есть процедур, условия проведения которых соответствуют установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требованиям (см. ч.ч. 2, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и, безусловно, требованиям ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ. В связи с этим заметим, что представляется очевидным, что указание ч. 24 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов относится и к закрытым конкурентным закупкам. Кроме того, ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей особенности осуществления закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и которые в силу ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ должны проводиться только предусмотренными законом способами в электронной форме, прямо предусмотрена возможность выделения в конкурсе и запросе предложений этапов (см., например, ч.ч. 4, 5, 9, 20 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, заказчик может предусмотреть проведение в рассматриваемой ситуации, например, закрытого двухэтапного запроса котировок или закрытого двухэтапного запроса предложений. Причем, по нашему мнению, вероятнее всего, такие процедуры будут квалифицированы как виды соответствующих способов закупки, предусмотренных законом, а потому к порядку их проведения должны будут предъявляться те же требования. Однако, как следует из сказанного выше, заказчик может предусмотреть и иные, вовсе не предусмотренные законом закрытые конкурентные процедуры.
При этом закон не регламентирует выбора конкретной закрытой конкурентной закупки в какой-либо конкретной ситуации, следовательно, такой выбор должен быть предусмотрен положением о закупке (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Заметим, что закон не говорит, что в предусмотренных ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях могут проводиться закрытые конкурентные закупки. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ информация о закупке у единственного у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент) не обязательно должна размещаться в ЕИС. В отношении же иных, помимо закупки у единственного контрагента, способов неконкурентных закупок, которые в силу ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ могут быть предусмотрены положением о закупке, при буквальном прочтении ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, с учетом ч.ч. 3, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, некая информация в неопределенном объеме все равно должна размещаться в ЕИС (подробнее этот вопрос рассмотрен отдельном материале).
Соответственно, на наш взгляд, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, как закрытой конкурентной закупки, так и закупки у единственного контрагента, что гарантирует исполнение требования о том, что информация о закупке не должна размещаться в ЕИС.
В то же время из сказанного также, по нашему мнению, следует, что в предусмотренных ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях проведение закупки закрытых конкурентных закупок либо у единственного контрагента по сути обязательно, поскольку проведение конкурентной закупки, не являющейся закрытой, равно как и неконкурентной закупки, как было сказано выше, подразумевает размещение информации в ЕИС, где она будет находиться во всеобщем бесплатном доступе (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3, ч. 6 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ), что в таких ситуациях недопустимо.
Согласно ч. 2 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, то есть в порядке установленном для «обычной», открытой закупки, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ. Подробнее эти особенности рассмотрены в отдельном материале).
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов. При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке. Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.
Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:
Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).
Что указывать в закупочной документации
Документация на закупку у единственного поставщика, осуществляемую по 223-ФЗ, не содержит информации, касающейся рассмотрения заявок от различных кандидатов, а именно:
В приложениях к извещению о закупке и пакету документов по ней обязательно должен присутствовать проект контракта, который заключается с единственным поставщиком (если этого требует положение о закупке). В проекте фиксируются такие сведения, как предмет закупки, объём приобретаемого товара или услуг, сроки выполнения работ (поставки товара), ответственность обеих сторон сделки, порядок внесения оплаты, период действия контракта, и т. п.
223-ФЗ обязывает заказчика обновлять информацию в единой информационной системе (ЕИС), если условия договора – объёмы, стоимость, сроки меняются при его подписании или в ходе исполнения и отличаются от тех, которые были указаны в протоколе по итогам закупки. Это должно быть сделано в десятидневный период с момента изменения. Все нововведения следует отразить в ЕИС.
Лимиты цен при прямой закупке у единственного поставщика
Причиной для осуществления закупок у единственного поставщика (в соответствии с 223-ФЗ) может стать ограничение суммы контракта. Это максимально допустимое значение стоимости контракта не зафиксировано в законе и зависит только от самого заказчика (и должно быть отражено в положении о закупке).
Эта сумма варьируется в широких пределах: автономное учреждение может установить лимит на закупку, равный как 100 тыс. руб., так и одному млн руб. для одного контракта. Обычно на практике так и происходит. Как бы то ни было, вне зависимости от суммы лимита, желательно разграничить в документации два типа закупок у одного контрагента: сделки до 300 тыс. руб. и свыше этой суммы.
Упомянутый Федеральный закон в части 15 ст. 4 позволяет организациям не раскрывать сведения о мелких – до 300 тыс. руб. – закупках. То есть, на сайте ЕИС zakupki.gov.ru эти закупки могут быть не отражены. Это касается любых периодов времени и не ограничивается списком одноимённых товаров (см. п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682).
Таким образом, по 223-ФЗ закупки у единственного поставщика на сумму менее 300 тыс. руб. проводятся упрощённо, для них не нужны специальные процедуры. А вот для заказов, превышающих этот лимит, должна быть обеспечена информационная открытость.
Подчеркнём, что положениями Федерального закона не регламентированы такие параметры прямой закупки, как период её проведения, максимальная стоимость и ограничения по одноимённым товарам. Но предприятия часто включают эти условия в свою документацию о закупке. Например, устанавливают сумму закупки у единственного поставщика не более чем 400 тыс. руб. в течение каждого календарного квартала, или ограничивают сумму приобретаемой у контрагента одноимённой продукции стоимостью в 500 тыс. руб. В некоторых положениях о закупках почти дословно повторяются формулировки п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44: суммарная величина закупок за год у единственного поставщика, совершаемых в установленном диапазоне цен, не должна составлять более пяти процентов от величины средств, выделенных на осуществление всех закупок организации-заказчика по плану-графику и превышать сумму в 50 млн руб. в год.
Пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ
Решение заключить контракт на закупку у единственного поставщика, согласно 223-ФЗ, принимается комиссией по закупкам, созданной компанией-заказчиком. На начальном этапе процедуры задача комиссии – обосновать прямую закупку у данного контрагента и аргументировать нецелесообразность и невыгодность проведения этой процедуры на конкурентной основе.
Список документов, подтверждающих необходимость сотрудничать с единственным подрядчиком, может включать:
Мероприятия по осуществлению закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ проводятся в несколько шагов.
Шаг 1. Документация по закупке публикуется в ЕИС.
Ч. 5 ст. 4 223-ФЗ обязывает заказчика раскрывать информацию о закупке – со всем пакетом документов – в ЕИС. Кроме, как уже говорилось, закупок до 300 тыс. руб. для любых компаний, а для тех хозяйствующих субъектов, которые закупают товаров и услуг более чем на 500 млрд руб., этот лимит составляет 500 тыс. руб.
Количество и совокупная стоимость закупки также попадают в ежемесячный отчёт (в соответствии с п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, для закупки у единственного поставщика надо подготовить следующий пакет документов:
Заказчик имеет право разместить информацию о проводимой закупке также и на сайте своей компании, хотя закон его к этому не обязывает. Гораздо более критично не опубликовать данную информацию в ЕИС: такое действие (точнее, бездействие) чревато административной ответственностью и штрафом в размере 30-50 тыс. руб. для компании-заказчика.
Шаг 2. С единственным исполнителем подписывается контракт.
Сроки его оформления, согласно 223-ФЗ, тоже устанавливаются в положении о закупке.
Шаг 3. Сведения о сделке вносятся в реестр.
Это надо успеть сделать за три рабочих дня с даты, когда был подписан договор. Не подлежат публикации в реестре лишь те сделки, которые заказчики не обязаны отражать в ЕИС (в некоторых случаях таковыми являются и закупки у единственного поставщика согласно положениям 223-ФЗ).
Необходимо упомянуть, что сейчас разрабатывается законопроект, регламентирующий прямые закупки максимально строго – по аналогии с 44-ФЗ.
Подводя итоги, подчеркнём, что закупка по 223-ФЗ у единственного поставщика проводится без конкурса среди кандидатов в исполнители контракта. Способ приобретения услуг, работ и товаров у одного контрагента описывается в положении о закупке, утверждаемом компанией-заказчиком. Заказывать товары и услуги у единственного контрагента проще и быстрее, чем проводить конкурс: не нужно предварительно готовиться и тратить лишние средства.
Инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте
Специалисты в области закупок всё чаще утверждают, что при закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ вообще нецелесообразно размещать на сайте ЕИС сведения о ней. Если это будет закреплено на законодательном уровне, то заказчикам больше не придётся публиковать информацию по закупкам данного типа, и вопрос разрешится сам собой.
Подборка наиболее важных документов по запросу Многолотовая закупка 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
«Единый отраслевой Стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»(утв. решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 N 37)(ред. от 31.01.2023)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023)(вместе с «Положением о закупочной комиссии по закупкам товаров, работ, услуг за счет собственных средств и экспертном совете (привлекаемых экспертах)», «Условиями формирования и функционирования уполномоченного органа. Единый организатор закупочных процедур», «Методикой расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок», «Методикой установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)», «Требованиями к поручителям и гарантам, банкам-партнерам, опорным банкам», «Требованиями к ЭТП для проведения закупок в электронной форме на общих основаниях и порядку работы на такой ЭТП»)
В этой статье мы продолжаем разбирать 223-ФЗ: рассмотрим способы закупок и основные документы по закупкам.
Способы закупок и их особенности
По 223-ФЗ все способы закупок подразделяются на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные закупки – закупки, участники которых соперничают за право заключить договор с заказчиком на выдвинутых в заявках и предложениях условиях.
Чтобы провести конкурентную закупку, заказчику нужно опубликовать о ней информацию в ЕИС или направить минимум 2 поставщикам приглашения для участия в закрытой процедуре.
Существуют строгие правила для описания объекта конкурентной закупки (ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ):
Неконкурентные тендеры – закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, которые предусмотрены Положением о закупке заказчика. Подобные закупки, как правило, не признают торгами, соответственно, к ним не применяются правила ч. 3 ст. 3 223-ФЗ.
В таблице ниже приведены конкурентные способы закупок по 223-ФЗ, их разновидности и сроки размещения информации в Единой информационной системе (ЕИС):
Определение и состав основных документов в закупках по 223-ФЗ
Положение о закупке — главный документ, регламентирующий действия заказчика на всех этапах закупочного процесса от планирования до приёмки товаров, работ, услуг (ТРУ).
Положение о закупке должно включать:
Утверждает положение о закупке высшее руководство организаций-заказчиков. Срок публикации в ЕИС на неопределённый срок — в течение 15 дней с даты утверждения.
Собственники унитарных предприятий и учредители бюджетных организаций могут утвердить типовое положение о закупке.
Если заказчик не выполнил в течение календарного года гостребования по закупкам у МСП либо указал неверные данные о годовом объёме таких закупок, его положение о закупке с 1 февраля следующего года будет считаться неразмещённым. Заказчик будет обязан руководствоваться нормами 44-ФЗ.
Заказчики обязаны опубликовать в ЕИС план закупок на календарный год, который должен включать основные параметры каждой предстоящей закупки.
Правительство РФ устанавливает правила формирования плана закупки и требования к его форме.
План закупок у МСП размещается не менее чем на 3 года, а план закупок лекарственных средств и инновационной и высокотехнологичной продукции – на срок 5-7 лет.
Извещение о закупке и документация к ней
Извещение о закупке — документ, который содержит основную информацию об определённом заказе, краткое описание условий участия в закупке (подробно они описываются в документации).
Документация к закупке – комплект документов, составленный в соответствии с Положением о закупке и содержащий все данные, необходимые для участия в текущей закупке, включая условия договора.
Заказчики должны указать в документации к закупке:
При анализе закупки и принятии решения об участии в ней важно внимательно изучить документацию. Рекомендуем внимательно ознакомиться со всеми требованиями и характеристиками товара, чтобы убедиться, что ваш товар соответствует всем запросам заказчика. Если у вас возникли разногласия или непонятен смысл некоторых положений, запросите у заказчика разъяснение.
Документы, прилагаемые к заявкам участников
Тяжело составить универсальный набор документов для участия в различных тендерах по 223-ФЗ, так как в конкурентных закупках заказчики вправе дополнительно запрашивать у участников документы. При этом необходимо прописать в документации к закупке и Положении о закупке порядок подобных запросов.
Протоколы по закупке
В протоколах фиксируют этапы закупки и её итоги, включая предложение победителя закупки, которое впоследствии вносится в договор.
В ситуации, когда несколько участников предложили одинаковые условия, меньший порядковый номер будет присвоен тому поставщику, который подал заявку ранее.
В итоговом протоколе также указывают:
Договор с победителем закупки
Договор – соглашение, заключаемое с победителем закупки, в котором указывают объём взаимных обязательств по закупке и поставке ТРУ.
По итогам конкурентных закупок договор можно заключить не раньше 10-ти дней и не позже 20-ти дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.
Заказчик и поставщик вправе заключать допсоглашения, если это предусмотрено Положением о закупке (о замене товара на улучшенный альтернативный, изменении периодов доставки или других условий договора, расторжении договора и т.д.).
Мы разобрали основные положения 3 и 4 статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла мы рассмотрим особенности закупок в электронной форме, а также закупки определённых категорий товаров и услуг.
Отправим материал Вам на почту
По данным Единой информационной системы (ЕИС), в 2016 году сумма закупок, регулируемых 223-ФЗ, составила 40,5 трлн. рублей. Примерно треть всех закупок по 223-ФЗ осуществляется у единственного поставщика. Как правильно оформить такую закупку, какие ошибки при закупке у единственного поставщика могут привлечь внимание ФАС и прокуратуры, как современные электронные сервисы помогают пробиться в пул заказчиков госструктур и структур с госучастием? Разбираемся в тонкостях закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ.
Летом 2011 года был принят Федеральный закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон 223-ФЗ регулирует все закупки, производимые заказчиком, пусть даже их сумма равна копейке. Этот закон называют мягким, он дает заказчику возможность самому прописать правила закупочной игры, позволяет менять их, но строго обязывает их придерживаться.
Закон дает неограниченные возможности по определению способов закупки, главное, что требуется от заказчика – прописать используемые способы в своем основном документе о закупочной деятельности – Положении о закупке, и разместить это положение на публичном официальном ресурсе ЕИС. На сегодняшний день зафиксировано около 3000 способов закупки, указанных в «Положениях» компаний.
Несмотря на то что способов закупки неограниченное количество, самым популярным остается закупка у единственного поставщика. Ежегодно в среднем 30-35% закупок проводятся именно по этой схеме. Закупка у единственного поставщика еще называется прямой закупкой. Это способ закупки, когда договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Это способ закупки также называют безальтернативным.
Особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
Федеральный закон №223-ФЗ содержит только одно прямое упоминание о закупке у единственного поставщика: «заказчик не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Однако означается ли это, что о предстоящей закупке у единственного поставщика не нужно уведомлять заранее? Нет, не означает. В перечне исключений, то есть случаев, когда о закупке нужно уведомлять только постфактум, закупки у единственного поставщика нет. Итак, обо всем по порядку.
Если вы хотите произвести закупку у единственного поставщика, вам потребуется соблюсти порядок закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ, то есть выполнить ряд обязательных действий. Основное из них — размещение всей информации о вашей закупочной деятельности на официальном сайте ООС. Это общероссийский официальный сайт госзакупок zakupki.gov.ru.
Какая информация размещается на сайте госзакупок:
Однако есть ряд исключений, когда информацию о конкретной закупке достаточно разместить в отчете и не уведомлять о ней заранее.
Не подлежит размещению на официальном сайте пакет документов о следующих закупках:
Основания для закупки у единственного поставщика 2017:
По федеральному закону 223-ФЗ все случаи закупки у единственного поставщика заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке. Часто основой перечня причин выступает ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в которой указано около 50 пунктов. Однако 223-ФЗ дает право заказчику расширить этот перечень, в том числе и за счет оснований, не характерных для госзаказа.
Все закупки у единственного поставщика, не попадающие в ранг исключений, должны быть обоснованы. Обоснование закупки у единственного поставщика 223-ФЗ содержит отчет о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно, а также расчета цен, анализа рынка, формулировки обоснования, обращения для согласования закупки.
Важно знать, что для регистрации и дальнейшей работы на сайте госзакупок нужна электронная подпись. Заказать электронную подпись вы можете в аккредитованном Центре ЭЦП.
Нарушения, которые могут перечеркнуть закупку
Функция по контролю в сфере размещения госзаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, возложена на ФАС России. Однако — так как государственные закупки считаются сферой, где «разгуливает» коррупция, они находятся в зоне повышенного внимания и органов прокуратуры.
Отдавая предпочтение закупкам у единственного поставщика, даже если они достаточно обоснованы Положением о закупках, заказчики морально и документально должны быть готовы к проверкам до стороны надзорных органов. На основе данных прокурорских проверок составлен ТОП-нарушений законодательства в сфере госзакупок.
ТОП нарушений в сфере госзакупок:
Как стать единственным?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 N1383 (вступает в силу 1 января 2018 года) расширен перечень госструктур, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства. Напомним, годовой объем закупок у МСП должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров.
С 1 января 2018 года по Закону 223-ФЗ закупки у МСП также обязаны проводить заказчики, у которых:
Подрядчикам он найдет подходящие торги на более чем 100 площадках, даст рекомендации по начальной цене, проанализирует предложения конкурентов, оценит вероятность победы. Заказчикам предоставит информацию об участниках закупки: список учредителей и аффилированных компаний, финансовое состояние, анализ надежности и т.п.
Обо всех подробностях работы по 223-ФЗ вам готовы рассказать наши специалисты. Кроме того, наши опытные эксперты готовы помочь вам в разработке Положения о закупках по нормам 223-ФЗ.
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию уже сегодня!
Клиентов на постоянной поддержке
Офисов по всей России и продолжаем расширяться
Мы успешно работаем в сфере электронных решений
Всегда на связи с клиентами группа Техподдержки
«Единое Положение о закупке государственной корпорации «Ростех»
(утв. Государственной корпорацией «Ростех», Протокол от 18. 2015 N 2)
(ред. от 31. 2023)
(вместе с «Положением о закупочной комиссии», «Условиями применения способов закупки», «Методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены договора (цены лота)», «Методическими рекомендациями по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке», «Положением о деятельности комиссий по рассмотрению жалоб на закупки в Государственной корпорации «Ростех», «Требованиями к гарантам, гарантии которых принимаются Корпорацией и организациями Корпорации в качестве обеспечения заявки и/или обеспечения исполнения договора, заключаемого Корпорацией или организацией Корпорации по итогам процедуры закупки», «Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, проводимых в закрытой форме», «Порядком определения перечня поставщиков, приглашаемых для участия в закупках, сведения о которых составляют государственную тайну, в Государственной корпорации «Ростех»)
Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:
Вы можете заказать документ на e-mail
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение закупки у единственного поставщика по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статья: Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц(Махмудов З. Ш., Бурчак К. А.)(«Законность», 2022, N 1)- установить обоснованность заключения договора на юридические услуги с единственным поставщиком с учетом того, что применение предусмотренных положением о закупке оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть реализовано с учетом принципов, установленных в ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Так, в Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. N 15АП-19385/2014 по делу N А32-25338/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2015 г. N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014 указано, что применение заказчиками любого из предусмотренных положением о закупках способа должно быть реализовано с учетом принципов Закона N 223-ФЗ. В связи с этим применение такого способа закупки, как размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно только в той мере, в которой применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным;