ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

Обновлено 21 сентября 2023

Платные дороги удобны и решают проблему пробок. Но у многих автолюбителей возникает вопрос – как заплатить за проезд так, чтобы удобно, максимально дешево и без штрафов? О нюансах рассказываем в этой статье.

Что такое транспондер

Специальное устройство, с помощью которого можно мгновенно и без остановки оплачивать проезд по платным дорогам. Транспондер крепится на лобовом стекле автомобиля, пункты взимания платы считывают с него информацию, когда водитель въезжает на платную дорогу, и либо сразу снимают деньги со счета, либо формируют отдельный счет, который нужно оплатить в дальнейшем.

Внутри устройства устанавливается батарея, которую не нужно заряжать или менять, срок ее работы составляет в среднем пять лет.

Есть несколько видов (производителей, продавцов) транспондеров, каждый наиболее выгоден для определенного типа дороги. Конечно, покупать сразу все в абсолютном большинстве случаев не нужно, но стоит изучить условия и выбрать тот, который наиболее отвечает вашим потребностям и обеспечивает самую выгодную оплату ваших типичных перемещений. Интероперабельность (то есть универсальность, возможность использовать один прибор для всех дорог) доступна в России с 2022 года. Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо активировать соответствующую функцию в своем личном кабинете или мобильном приложении.

Транспондеры продают и предлагают в аренду. Покупать есть смысл в том случае, если вы пользуетесь платными дорогами часто, и, соответственно, такое приобретение окупится в разумное время.

Обратите внимание!
Оплата транспондером дешевле на 15–50% (в зависимости от дороги), чем оплата другими способами. Это самый выгодный формат погашения счета платных дорог.

На ЦКАД и М-12 «Восток» установлена инновационная система «Свободный поток» – система взимания платы без шлагбаумов. Автомобили без остановок проезжают через Рамку (п-образную опору на трассе с оборудованием для фиксации проезда).

Датчики на Рамках взимания платы определяют: наличие транспондера в автомобиле, категорию транспортного средства, передний и задний государственные номерные знаки.

Проезд с транспондером T-pass

Списание платы за проезд по ЦКАД и М-12 «Восток» происходит автоматически бесконтактным способом.

  • Списание средств с лицевого счета транспондера производится в течение 4-х часов после пересечения последней рамки на маршруте.
  • При недостаточном балансе транспондера проезд регистрируется автоматически по государственному регистрационному номеру транспортного средства для последующей оплаты поездки в течение 5 дней. Проверить и оплатить проезд по ГРН можно по ссылке
  • При наличии нескольких транспондеров необходимо выбрать только одно устройство для оплаты проезда, убрав остальные в фольгированный ЗИП-пакет.

Проезд без транспондера T-pass

Совершенный проезд по ЦКАД и М-12 «Восток», зарегистрированный по государственному регистрационному номеру транспортного средства, необходимо оплатить в течение 5 дней.

Для идентификации и оплаты потребуется указать: номер телефона с обязательным подтверждением через SMS-уведомление, действующую электронную почту, Госномер ТС и страну регистрации транспортного средства.

Через 5 дней, если проезд не был оплачен, информация о правонарушении направляется в соответствующие инстанции для вынесения постановления о штрафе

Совершенный проезд нельзя оплатить частями.

Где произвести оплату проезда:

  • на сайте avtodor-tr.ru;
  • в мобильном приложении «Автодор»
  • через USSD-запрос *390#;
  • в Центрах поддержки и обслуживания;
  • через «СберБанк Онлайн»
  • в банкоматах «Элекснет» и «МКБ»
  • в личном кабинете на портале «Госуслуг» (после вынесения постановления о правонарушении).

Приложение № 3. Правила организации проезда и сбора платы за проезд транспортных средств по платным участкам Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (Московская область) и М-12 «Восток» Москва — Нижний Новгород — Казань.

21 км — 93 км

От Московской кольцевой автомобильной дороги по Каширскому шоссе до развязки на 117 км

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 364-р от 01.03.2017 г.

93 км — 211 км

М-6 «Каспий» на участке от пересечения М-4 «Дон» до пересечения с автомобильной дорогой Р-114, автомобильная дорога Р-114 на участке от М-6 до г. Узловая Узловского района Тульской области, автомобильная дорога N 70К-359 «Узловая — Богородицк».

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2498-р от 7 декабря 2015 г.

211 км — 266 км

Крутой Верх — г. Богородицк — Кузовка.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2283-р от 21 декабря 2011 г.

266 км — 321 км

Чернятино — Покровка — Пушкари.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 906-р от 26 мая 2011 г.

330 км — 355 км

Бабарыкино – Яркино.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1973-р от 12.10.12 г.

355 км — 414 км

Становое — Тростное — г. Елец — Буевка — Екатериновка — Тимирязевка.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 906-р от 26.05.2011 г.

414 км — 444 км

Существующая автомобильная дорога (старое направление автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон»), проходящая по территории Задонского и Хлевенского районов Липецкой области через с. Миролюбовка, с. Болоховское, с. Малое Панарино, г. Задонск, с. Тешевка, с. Уткино, с. Даньшино, пос. Стародубовский.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2272-р от 14.11.14 г.

444 км — 464 км

Существующая автомобильная дорога (старое направление автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон»), проходящая по территории Хлевенского района Липецкой области через с. Елецко-Маланинский, с. Хлевное, с. Конь-Колодезь.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2270-р от 14.11.14 г.

492 км — 517 км

492 км + 700 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон» — городская сеть автомобильных дорог г. Воронежа — 517 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон».

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2265-р от 14.11.2014 г.

517 км — 544 км

Участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон» 517 км — 544 км, расположенный на территории Новоусманского района Воронежской области, проходящий через с. Нечаевка, с. Новая Усмань, с. Подклетное и с. Рогачевка.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2266-р от 14.11.2014 г.

544 км — 633 км

Автомобильные дороги г. Курск — г. Воронеж — г. Борисоглебск, г. Курск — г. Борисоглебск — пос. Таловая — с. Бутурлиновка, г. Павловск — г. Калач — с. Бутурлиновка.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2267-р от 14.11.2014 г.

633 км — 715 км

Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар — Новороссийск.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 444-р от 27.02.20г.

715 км — 933 км

От пересечения автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск на км 778+898 с автомобильной дорогой 60 ОП РЗ 60К-20, автомобильная дорога магистраль «Дон» — ст. Мешковская — ст. Казанская через населенные пункты х. Нагибин, ст. Мешковская, ст. Казанская, ст. Вешенская, сл. Кашары, ст. Милютинская, г. Белая Калитва до пересечения автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск на км 945 с автомобильной дорогой А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной.

От пересечения автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск на км 737 через населенные пункты г. Богучар, с. Петропавловка, г. Калач, ст. Нехаевская, ст. Шумилинская, ст. Казанская, ст. Вешенская, сл. Кашары, ст. Милютинская, г. Белая Калитва до пересечения автомобильной дороги М-4 «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск на км 945 с автомобильной дорогой А-260 Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 3585-р от 14.12.2021

1024 км — 1091 км

пос. Каменоломни — г. Новочеркасск — транспортная развязка в районе пос. Красный Колос — пос. Щепкин — а/д в районе хутора Красный Крым — г. Ростов-на-Дону — автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-135(выезд из г. Ростов-на-Дону по Восточному шоссе ) — автомобильная дорога общего пользования регионального значения 60 ОП РЗ 60К-61(до развязки около хутор Новоалександровка) — автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения 60 ОП МЗ 60Н-54(хутор Павловка — село Самарское) до пересечения с М-4 «Дон»

пос. Каменоломни — г. Новочеркасск — транспортная развязка в районе пос. Красный Колос -пос. Реконструктор — г. Аксай — автомобильная дорога общего пользования регионального значения 60 ОП РЗ 60К-75.1 «участок автомобильной дороги подъезд от магистрали «Дон» к зоне отдыха г. Ростова-на-Дону(Левобережная улица Аксайского района) — г. Ростов-на-Дону — автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-135(выезд из г. Ростов-на-Дону по Восточному шоссе ) — автомобильная дорога общего пользования регионального значения 60 ОП РЗ 60К-61(до развязки около хутор Новоалександровка) — автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения 60 ОП МЗ 60Н-54(хутор Павловка — село Самарское) до пересечения с М-4 «Дон»

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. № 4063-р

1091 км — 1119 км

г. Ростов-на-Дону – съезд на п. Самарское – 1084-й километр М-4 «Дон» через Восточное шоссе, Западное шоссе, по Р-268, через населенный пункт Мичуринец 3, Еремеевку, Самарское, с выходом на М-4 «Дон» на 1103-м км;

г. Ростов-на-Дону – Новобатайск – с 1084-го километра М-4 «Дон» по автомобильной дороге Р-269, через населенные пункты Кагальницкая, Иваново-Шамшево, Новобатайск, с выходом на М-4 «Дон» на 1103-м км.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2268-р от 14.11.2014 г.

1119 км — 1195 км

Южный подъезд к г. Ростову-на-Дону — западный обход г. Ростова-на-Дону, автомобильная дорога г. Ростов-на-Дону (от автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон») — г. Азов, восточный обход г. Азова, г. Азов — станица Александровка — станица Староминская, станица Староминская — станица Ленинградская — станица Павловская, станица Октябрьская — станица Павловская — станица Новопластуновская, обход станицы Павловской.

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2268-р от 14.11.2014 г.

1195 км – 1319 км

Автомобильная дорога Р-217 «Кавказ» — автомобильная дорога 03 ОП РЗ 03К-002 Темрюк — Краснодар — Кропоткин — граница Ставропольского края — автомобильная дорога М-4 «Дон».

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1766-р от 17.08.2017 г.

0 км – 51 км ДЗОК

Автомобильная дорога 03 ОП РЗ 03К-001 — г. Краснодар — Автомобильная дорога А-289 — Автомобильная дорога А-290

Основание: распоряжение Правительства Российской Федерации № 128-р от 26.01.2023 г.

Оплатить проезд можно наличными, банковской картой, а также с помощью транспондера T-pass.
Заранее перестройтесь в нужную полосу в зависимости от выбранного способа оплаты проезда.
Проезд по транспондеру возможен как по специальной «выделенной полосе», так и по любой другой открытой полосе,
независимо от типа оплаты. Возможно использование транспондера любого эмитента,
входящего в
соглашение о межоператорском взаимодействии.

Навигация на Пункте взимания платы

Выделенные транспондерные (безостановочные) полосы для оплаты только по транспондерам.

Дополнительные безостановочные полосы размещаются левее негабаритной полосы и служат для организации проезда грузового транспорта, оснащенного ЭСРП.

Выделенные транспондерные (безостановочные) полосы для оплаты только по транспондерам.

Дополнительные безостановочные полосы размещаются левее негабаритной полосы и служат для организации проезда грузового транспорта, оснащенного ЭСРП.

Полосы, на которых производится оплата без участия кассира-оператора с использованием аппаратов приема платежей.

В случае наличия возможности оплаты наличными денежными средствами, а также оплаты транспондером, в правом и левом нижних углах используются соответствующие пиктограммы.

Полосы для движения негабаритного транспорта (с присутствием кассира-оператора).

В нижней части знака указывается ширина полосы.

Полосы, оборудованные аппаратами выдачи талонов.

В случае возможности оплаты проезда с использованием транспондера – в правом нижнем углу используется соответствующая пиктограмма.

Реверсивные полосы для оплаты только транспондером, где в качестве средства информирования используются призмадинамические установки.

Знаки зелёного, желтого цвета или «кирпич» (знак 3.1 «Въезд запрещен» ГОСТ Р 52289-2004).


Классификация транспортных средств

Классификация транспортных средств необходима для определения размера платы за проезд. На определение категории влияет количество осей и высота транспортного средства пользователя:

ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

Категория 2.png

Категория 3.png

Категория 4.png

Категория транспортного средства пользователя и применимый размер платы за проезд определяется автоматически при проезде через ПВП. В случае несогласия пользователя с автоматически определенной категорией его транспортного средства, определение категории транспортного средства по заявлению пользователя может быть произведено вручную на ПВП сотрудником Оператора с применением сертифицированных и поверенных измерительных инструментов.

  • Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются;
  • Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленными на крыше, классифицируется по наивысшей точке;
  • Транспортное средство 1-й категории, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории;
  • Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили);
  • Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке;
  • Транспортные средства 3-й и 4-й категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва её от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения оси;
  • Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учётом общего количества осей;
  • Транспортные средства, двигающиеся на гибкой сцепке (буксировочный трос), классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой.
  • Правила проезда по ЦКАД

    На ЦКАД установлена инновационная система «Свободный поток» – система взимания платы без шлагбаумов. Автомобили без остановок проезжают через Рамку (п-образную опору на трассе с оборудованием для фиксации проезда).

    Датчики на Рамках взимания платы определяют: наличие транспондера в автомобиле, категорию транспортного средства, передний и задний государственные номерные знаки.

    Проезд с транспондером T-pass

    Списание платы за проезд по ЦКАД происходит автоматически бесконтактным способом.

  • Списание средств с лицевого счета транспондера производится при каждом пересечении рамки взимания платы.
  • По транспондеру T-pass доступны каскадные скидки до 20% в зависимости от длины маршрута. При проезде каждого следующего участка размер скидки пересчитывается и применяется ко всему пройденному маршруту. Итоговая стоимость проезда по маршруту отобразится в Личном кабинете
    .
  • При недостаточном балансе транспондера проезд регистрируется автоматически по государственному регистрационному номеру транспортного средства для последующей оплаты поездки в течение 5 дней.
  • При наличии нескольких транспондеров необходимо выбрать только одно устройство для оплаты проезда, убрав остальные в фольгированный ЗИП-пакет.
  • Проезд без транспондера T-pass

    Совершенный проезд по ЦКАД, зарегистрированный по государственному регистрационному номеру транспортного средства, необходимо оплатить в течение 5 дней.

    Для идентификации и оплаты потребуется указать: номер телефона с обязательным подтверждением через SMS-уведомление, действующую электронную почту, Госномер ТС и страну регистрации транспортного средства.

    Через 5 дней, если проезд не был оплачен, информация о правонарушении направляется в соответствующие инстанции для вынесения постановления о штрафе

    Совершенный проезд нельзя оплатить частями.

    Где произвести оплату проезда:

  • на сайте avtodor-tr.ru;
  • в мобильном приложении «Автодор»
  • через USSD-запрос *390#;
  • в Центрах поддержки и обслуживания;
  • через «СберБанк Онлайн»
  • в банкоматах «Элекснет» и «МКБ»
  • в личном кабинете на портале «Госуслуг» (после вынесения постановления о правонарушении).
  • Проезд по М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и М-4 «Дон»

    На платных участках дорог М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и М-4 «Дон» (кроме участка 414 км — 464 км, 633 км-741 км) установлена открытая система взимания платы. Плата взимается только при проезде через единственный ПВП, расположенный на въезде, выезде или на протяжении платного участка. При этом платный участок имеет свободные въезды и выезды на примыкающие дороги, не оборудованные ПВП, т.е. пользование отдельными частями платного участка без пересечения ПВП будет бесплатным. Размер платы за проезд не зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается в соответствии с принятыми тарифами.

    На участке 414 км — 464 км М-4 «Дон» действует смешанная система взимания платы за проезд, при которой все въезды и выезды с платного участка предусмотрены через ПВП. Оплата производится на въездном ПВП. При наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на данном платном участке не более 12 часов на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.

    На участке 633 км-741 км  М-4 «Дон» действует смешанная система взимания платы за проезд, при которой все въезды и выезды с платного участка предусмотрены через ПВП. Оплата производится на въездном ПВП. При наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на платном участке (633 км — 672 км) не более 60 мин. на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.

    Проезд с транспондером T-pass

    1. При подъезде к ПВП сбросьте скорость до 30 км/ч и выберите безостановочную полосу оплаты. При проезде по остальным полосам для оплаты транспондером нужно подъехать и остановиться непосредственно перед выездным шлагбаумом;
    2. Соблюдайте дистанцию не менее 15 м до впереди идущего транспортного средства во избежание открытия шлагбаума для впереди идущего транспортного средства;
    3. Электронная система определит категорию транспортного средства и спишет денежные средства с лицевого счета в соответствии с тарифом.
    4. Дождитесь разрешающего сигнала светофора на полосе и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжайте движение.

    Проезд без транспондера T-pass

    1. Соблюдая дистанцию до впереди идущего ТС (не менее 5 м), для оплаты проезда наличными или банковской картой остановитесь у кабины кассира, получите кассовый чек, сохраните его до выезда с платного участка;
    2. Дождитесь разрешающего сигнала светофора на полосе и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжайте движение.

    Проезд по М-11 «Нева»

    На платных участках дороги М-11 «Нева» реализована закрытая система взимания платы, при которой все въезды на платный участок и выезды с него предусмотрены через оборудованные на них ПВП, где фиксируется весь маршрут пользователя. Оплата за проезд производится на выездном ПВП, и размер платы зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку.

    Проезд с транспондером T-pass

    1. Убедитесь, что в Личном кабинете
      подключена услуга «Интероперабельность» и на балансе достаточное для проезда количество денежных средств. Время зачисления денежных средств и активации услуги «Интероперабельность» должно быть не менее 30 минут до предполагаемого проезда;
    2. При подъезде к ПВП на въезде и выезде с платного участка сбросьте скорость до 30 км/ч и выберите безостановочную полосу оплаты;
    3. Электронная система распознает наличие транспондера T-pass в автомобиле, загорится зеленый сигнал светофора, шлагбаум откроется;
    4. Списание денежных средств с лицевого счета произойдет автоматически при выезде с платного участка на ПВП;
    5. При невозможности использования автоматической полосы совершите въезд через полосу выдачи талонов, взяв въездной билет у кассира, либо в автоматическом устройстве по выдаче билетов. При выезде выберите полосу с кассиром-оператором, передайте ему билет и транспондер. В противном случае, оплата проезда будет по максимальному тарифу.

    Проезд без транспондера T-pass

    1. На въезде выберите полосу для выдачи билетов, возьмите билет в терминале, который необходимо сохранить до выезда с платного участка;
    2. На выезде с платного участка выберите полосу ПВП с участием кассира-контролера и передайте ему въездной билет;
    3. Внесите плату за проезд наличными средствами или банковской картой в соответствии с установленным тарифом, возьмите чек об оплате;
    4. После того как загорится зеленый сигнал светофора и поднимется шлагбаум, выезжайте с платного участка.

    Максимальный тариф действует в случаях:

  • Не определен способ въезда на платный участок (не зафиксирована точка въезда с использованием транспондера T-pass);
  • При пересечении ПВП не соблюдена дистанция между транспортными средствами. Минимальная дистанция составляет 15 метров;
  • Въезд осуществлен по билету, а выезд – по транспондеру, без предъявления въездного билета кассиру-контролеру;
  • На выезде не предъявлен въездной билет (испорчен, утерян), либо на нем отсутствуют данные о въезде (время, место проезда);
  • Оплата по предъявленному на выезде билету ранее уже совершалась;
  • Если время разворота на платном участке (при ошибочном въезде) превысило установленное на данном участке;
  • Нахождение на платном участке превысило 24 часа с момента въезда на него.
  • Штрафы за неоплату проезда по платным дорогам

    В ст. 12.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ указывается, что в случае неоплаты счета водителю грозит штраф. Для легкового автомобиля он составляет 1500 рублей, для грузовых – 5000 рублей.

    Штраф может быть выставлен за одно нарушение такого типа в пределах суток.

    Важно!
    Если вам вынесли постановление по делу об административном нарушении (то есть, грубо говоря, сообщили о неисполнении обязанности по оплате дороги и выставили штраф), а вы в течение 20 дней оплатили свой проезд по дороге (собственно первую поездку, за которую и грозит штраф), то от административной ответственности вы освобождаетесь, а значит, ничего сверх платить не надо. Это удобно для водителей-новичков, которые плохо ориентируются в способах и сроках оплаты: всегда есть возможность заплатить и не подвергаться штрафам.

    Оплата без транспондера

    Если вы не пользуетесь транспондером, оплатить можно в пункте въезда или онлайн после того, как будет выставлен счет. Еще раз обращаем внимание, что в таком случае сумма будет больше. Но в реальности, если вы пользуетесь платными дорогами очень редко и не ездите по ним на длительное расстояние, стоит посчитать, не окажется ли выгоднее оплачивать счет обычной картой, не связываясь с покупкой или арендой транспондера.

    Как пополнять счет транспондера

    Это зависит от того, каким именно транспондером вы пользуетесь. Всего существует немало возможностей – как наличными, так и безналичными средствами.

    Наличные деньги. Можно использовать в пунктах обслуживания транспондеров, на заправках, в пунктах пополнения и так далее. Уточняйте у компании, у которой приобретаете транспондер, где именно есть пункты.

    Безналичная оплата. Возможность пополнить счет дают большинство банков, некоторые мобильные операторы, положить деньги на счет можно через мобильное приложение, опять же при помощи специальных стоек в пунктах пополнения.

    Въезд на платную дорогу

    На платную дорогу может быть два типа доступа: безбарьерный или закрытого типа. В первом случае шлагбаума на въезде на платную дорогу нет, но есть пункты взимания платы, которые фиксируют факт проезда. Во втором случае устанавливается шлагбаум, проехать дальше водитель может только после того, как оплатит проезд.

    Особенность оплаты в случае безбарьерного доступа такова: если в машине установлен транспондер и на счете водителя есть деньги, необходимая сумма списывается автоматически. Если транспондера нет или денег не хватает, формируется задолженность или счет, которые надо будет оплатить в течение пяти дней. Сделать это можно онлайн, например, на сайте mos.ru, если поездка состоялась по дорогам, относящимся к московскому региону.

    Как пользоваться, оплачивать и объезжать

    Платные дороги есть на многих маршрутах: например, между Москвой и Петербургом и на пути к Черному морю. Собрали о них главное: про цены, оплату проезда и объездные пути.

    lead





    Как мы считали стоимость проезда

    Когда была открыта первая платная дорога в РФ.
    В России платные дороги появились в 1998 году. Первой из них стал участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области.

    В 2007 году положения о платных дорогах закрепили в законе: зафиксировали, как дорога становится платной, а также правила льготного проезда, статус владельца и оператора дорог и так далее.

    Сейчас в России шесть платных федеральных трасс. Планируются дороги от Екатеринбурга до Краснодара, от Комсомольска‑на‑Амуре до Владивостока через Хабаровск и магистраль от Дербента до Нальчика.

    У платных дорог есть владелец и оператор.

    Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор или Росавтодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».

    Владелец большинства платных дорог — государственная компания «Российские автомобильные дороги», сокращенно Автодор. Оператор — ее дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги».





    Список действующих дорог с платными участками и их операторы

    Плюсы и минусы платных трасс.
    Обычно на платных дорогах выше разрешенная скорость, лучше качество покрытия, есть оборудованные стоянки для отдыха и меньше ограничений для движения вроде железнодорожных путей или тоннелей. Например, на некоторых участках трассы М-4 и М-11 можно разгоняться до 130 километров в час.

    Из недостатков — бывают пробки на пунктах оплаты. Например, если на платной дороге несколько участков со шлагбаумами, возле которых принимают оплату, на каждом может собраться пробка, поэтому придется долго ждать проезда. Также на платных трассах не всегда есть придорожные кафе и магазины.

    Как понять, что впереди платная дорога.
    Предупреждение о том, что скоро начнется платная трасса, размещают на дорожных табло. Рядом указывают информацию о том, как бесплатно объехать этот участок.

    На некоторых платных трассах стоят шлагбаумы, но не везде: например, при системе оплаты «Свободный поток» дорогу не перекрывают. В этом случае узнать, что она платная, можно только по дорожным знакам и рамкам на обочине.

    О системах оплаты мы расскажем дальше.

    ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

    Пример дорожного знака с информацией о платной дороге и развязке, где можно съехать на бесплатную объездную трассу

    Тарифы: сколько стоит проезд по платным дорогам

    Рассчитать стоимость проезда можно по тарифной сетке. Тарифы есть на сайтах операторов.

    Тарифы основных операторов:

    Цена проезда может зависеть от времени суток, класса транспортного средства, дня недели, наличия транспондера — гаджета для оплаты проезда по платным дорогам.

    Например, проезд по участку М-11 с 208 по 334 км для категории I (легковые автомобили, мотоциклы) стоит 530 ₽ и в будни, и в выходные, для категории II (среднегабаритный транспорт — пикапы, фургоны) — 680 ₽ в будни и 710 ₽ в выходные, для категории IV (грузовые машины и автобусы с тремя и более осями) — 1350 ₽ в будни и 1450 ₽ в выходные.

    ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

    Пример тарифной сетки на сайте Автодора

    Рассчитывать стоимость проезда вручную не всегда удобно, поэтому проще всего сделать это через калькулятор на сайте оператора дороги.

    ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

    Пример калькулятора на сайте Автодора

    Калькуляторы основных операторов:

    • ОССП — калькулятор на сайте владельца дороги,

    Сколько платят жители регионов, где есть платные дороги.
    По общему правилу разницы нет: жители тех регионов, где проходят платные дороги, оплачивают проезд так же, как и водители, которые едут транзитом.

    Бывают исключения: например, для жителей Москвы и Московской области проезд по Московскому скоростному диаметру бесплатный, а для транзитных автомобилей — платный. Решение о бесплатном проезде принимают государственные органы, оператор или владелец дороги.

    Объезд платных участков

    У каждой платной дороги обязательно есть бесплатная альтернатива — объезд, который сопоставим по длине с платным участком. Например, платная трасса М-4 «Дон» идет от Москвы до Краснодара. Параллельно ей идет бесплатная дорога через Тулу и станицу Павловская. Для платной дороги М-11 «Нева» от Москвы до Петербурга есть бесплатная трасса М-10 «Россия».

    По закону нельзя, чтобы единственная дорога до населенного пункта была платной или чтобы объездной путь был намного дольше. Исключение — дороги на Крайнем Севере. В этих районах у платной дороги может не быть объезда и из‑за плохой транспортной доступности для большинства машин ее делают бесплатной. Плату за проезд берут только с грузовиков, а легковым автомобилям платить не нужно.

    Чтобы найти объезд, проще всего проложить маршрут через геосервисы, например 2GIS или Яндекс Карты. Они сразу покажут участки с платными трассами и альтернативную бесплатную дорогу.

    ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

    Пример маршрута на Яндекс Картах. Зеленым цветом показана платная дорога, серым — бесплатная объездная

    Как оплачивать проезд по платным дорогам и что такое транспондер

    Обычно проезд можно оплатить картой, наличными или транспондером.

    Транспондер — это гаджет для бесконтактной оплаты проезда по платным трассам, он крепится на лобовое стекло машины. Когда машина проезжает через шлагбаум на платной дороге, датчик считывает транспондер и автоматически списывает деньги.

    Максимальные цены, методику расчета и способы оплаты устанавливает правительство. На основании этого оператор или владелец дороги разрабатывает детальные правила для тех дорог, за которые они отвечают.

    Как правило, для каждого вида оплаты устанавливают отдельные полосы. Например, для оплаты наличными нужно заехать на дорогу через одну полосу, а для оплаты транспондером — через другую. Полосы обозначены специальными знаками, которые видно заранее. Примеры обозначений можно посмотреть на сайте Автодора.

    Всего есть три системы оплаты проезда.

    Водитель оплачивает проезд при въезде на платный участок дороги. Если на машине есть транспондер, обычно водители сразу проезжают по выделенной полосе, так как деньги за проезд списывают автоматически. Чтобы заплатить наличкой или картой, нужно оплатить проезд у будки кассира возле шлагбаума.

    При въезде на трассу нужно взять билет в терминале возле шлагбаума. На билете указывают, на каком километре водитель заехал на дорогу. При выезде с дороги на пункте взимания платы билет отдают кассиру, и он рассчитывает стоимость проезда. Билет нужно сохранять всю дорогу до съезда с трассы, иначе оплату начислят по максимальному тарифу.

    Иногда встречается смешанная система — когда проезд оплачивают в начале, но при выезде показывают кассиру билет. Такая схема действует на участке трассы «Дон» с 414 по 464 км.

    Система «Свободный поток».
    Это безбарьерная система, при которой на дороге нет шлагбаумов, а проезд фиксируют специальные датчики. Оплату сразу списывают с транспондера, а если его нет, привязывают долг за проезд к госномеру автомобиля. После проезда на оплату дают пять дней.

    В режиме «Свободный поток» проезд оплачивают сразу, если есть транспондер, либо кладут деньги на счет оператора дороги после проезда. Пополнить лицевой счет можно любым способом, который предлагает оператор. Например, оплатить проезд по трассам Автодора можно на официальном сайте, в мобильном приложении «Автодор», в центрах поддержки и обслуживания, через приложения некоторых банков и в терминалах «Элекснет».

    Оплата проезда в Тинькофф.
    В Тинькофф можно оплатить проезд по ЗСД, участку М-11 «Москва — Солнечногорск» и дорогам Автодора. Это легко сделать в приложении в разделе «Транспорт» или через сервис «Мое авто».

    Проезд по трассам Автодора также можно оплатить через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. Сервис доступен, даже если вы не клиент Тинькофф: чтобы внести платеж, нужно ввести сумму, номер договора, телефона или транспондера на сайте сервиса. Устанавливать приложение или регистрироваться не понадобится.

    ПРАВИЛА ПУТЕШЕСТВИЯ И СПОСОБЫ ОПЛАТЫ

    Форма оплаты на сайте tinkoff.ru

    Как пользоваться транспондером

    Пополнить баланс транспондера можно тем способом, который предлагает оператор, обычно это делают через личный кабинет на сайте оператора или в приложении.

    Транспондеры Автодора, Западного скоростного диаметра и участка М-11 «Москва — Солнечногорск» можно пополнить за несколько кликов через сервисы Тинькофф — в приложении или в личном кабинете на сайте tinkoff.ru. Для этого используйте тот же путь, что и для оплаты проезда, мы описали его выше. Перейдите в раздел «Транспорт» через вкладку «Платежи» либо воспользуйтесь сервисом «Мое авто» во вкладке «Город». Если у вас нет приложения или личного кабинета, оплатить проезд по трассам Автодора можно через сервис «Автодор — Платные Дороги» на сайте tinkoff.ru. На это понадобится пара минут.

    За оплату транспондером некоторые операторы дают скидку или бонусы. Например, ОССП предлагает пользователям скидку 50%, а Автодор начисляет бонусные баллы, которые можно обменять на скидку для будущих поездок.

    Транспондеры выгодны в двух случаях:

    • Если вы часто пользуетесь платными дорогами. Тогда можно купить свой транспондер.

    • Если планируете один раз проехать по платной дороге, где есть скидка по транспондеру. Покупать транспондер для этого не нужно, дешевле взять его в аренду. Например, арендовать транспондер T‑pass от Автодора стоит 5 ₽ в сутки, а купить — от нескольких тысяч. Не забудьте сравнить цену аренды и скидку, чтобы убедиться, что с транспондером поездка будет выгоднее.

    Чем различаются транспондеры.
    Большинство операторов выпускают свои модели транспондеров. Технически они почти не отличаются друг от друга. Но обычно операторы предлагают более выгодные условия за проезд по «своим» транспондерам.

    Проезд по большинству платных трасс можно оплатить любым транспондером, даже если оператор транспондера и оператор дороги не совпадают.

    Где купить транспондер.
    Транспондеры продают в центрах продаж операторов, на АЗС, возле пунктов приема оплаты на дороге, в интернет-магазинах.

    Точки продаж и аренды обычно указаны на сайтах операторов.

    Штраф за проезд без оплаты.
    Если водитель проехал по платной дороге с системой «Свободный поток» и не заплатил за проезд в срок, ему выписывают штраф — 1500 ₽ для легковых автомобилей и 5000 ₽ для грузовиков по статье 12.21.4 КоАП РФ.

    Штраф выписывают не сразу. Водителю дают пять дней, чтобы оплатить проезд, и после этого выносят штрафное постановление. С этого момента появляются дополнительные 20 дней на оплату задолженности. Если оплатить проезд в этот срок, штраф автоматически отменят.

    Эксперимент: бесплатный проезд для электромобилей

    В рамках эксперимента до конца 2023 года владельцы электромобилей могут ездить по платным федеральным дорогам бесплатно.

    В эксперименте участвуют трассы М-1 «Беларусь» (включая «Северный обход Одинцова»), М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 «Восток» и Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).

    Чтобы оформить бесплатный проезд, нужно купить или взять в аренду транспондер T‑pass и зарегистрировать его в любом центре поддержки Автодора. Для этого понадобятся документы на машину, где указано, что в автомобиле стоит только электрический двигатель. После регистрации у транспондера появится статус «Электромобиль».

    Обратите внимание: если пользоваться транспондером со статусом «Электромобиль» на другой машине, его заблокируют и начислят плату за проезд.

    Эксперимент проводится в рамках концепции по развитию электротранспорта в РФ до 2030 года, поэтому позже сроки могут продлить.

    Аналогичная акция до конца года действует и для проезда по проспекту Багратиона — северному дублеру Кутузовского проспекта в Москве, который открыли для проезда в начале сентября. Подробности — на сайте оператора «Новое качество дорог».

    Как выгодно ездить по платным дорогам с Тинькофф

    С помощью продуктов Тинькофф для автомобилистов можно сэкономить на платной дороге: например, оплачивать проезд без комиссии в нашем приложении. Для проезда по участку М-11 Москва — Солнечногорск и трассам Автодора — получать кэшбэк.

     — это дебетовая карта для автовладельцев. Ее главное преимущество — повышенный кэшбэк в автомобильных категориях. Например, за покупки на АЗС можно получить кэшбэк до 10%.

    С дебетовой картой Tinkoff Drive за оплату проезда по платным дорогам вернем 5% при условии, что за расчетный период тратите с карты больше 25 000 ₽ на обычные покупки — то есть те, для которых кэшбэк 1%. Если тратите меньше, кэшбэк будет 1%.

    Кэшбэк возвращается бонусами: например, в Автоуслугах, Тинькофф Страховании и Тинькофф Мобайле 1 бонус = 1 ₽, за покупки на АЗС 1,5 бонуса = 1 ₽, а в разделе «Город» 1,25 бонуса = 1 ₽.

    Вот на что можно потратить бонусы:

    • автозапчасти, бензин, оплату парковок;

    • покупку нового полиса в Тинькофф Страховании;

    • траты в сервисе Тинькофф «Город»;

    • мобильную связь в Тинькофф.

     — это сборник сервисов для автомобилистов в приложении Тинькофф. В нем можно оплатить проезд по платной дороге без комиссии. Еще сервис поможет:

    • посмотреть предложения по кэшбэку от партнеров;

    • оформить страховку онлайн;

    • без комиссии уплатить штрафы, оплатить парковку и проезд по платным дорогам.

    Отдельно подключать сервис не нужно — он есть в разделе «Город» в приложении Тинькофф.

    Другие статьи по этой теме

    • 5 причин оформить страховку на машину онлайн

      Выбрать нужные опции, получить кэшбэк за покупку и продлить полис в пару кликов — рассказываем, какие еще плюсы есть у онлайн-страхования.

    • Как расшифровывается ОСАГО

      Рассказываем про обязательное страхование для автомобилистов: что это, как работает, сколько стоит и как оформить.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *