ТРУ является аббревиатурой и расшифровывается как «Товары, Работы, Услуги». Таким образом обозначаются все потребности, которые закрывают заказчики посредством организации закупок. В полном названии 44-ФЗ от 05.04.13 обозначены все три категории.
Проблема с ТРУ заключается в том, что поставщику важно четко разделять все три категории перед тем, как подать заявку на участие в тендере. Неопытные поставщики часто совершают такие ошибки:
Вторая ситуация свидетельствует о том, что необходимо еще до отправки заявки на участие в торгах направить организатору закупок просьбу разъяснить все спорные моменты. Только так можно внести ясность и уже подавать заявку, полностью представляя себе, что потребуется сделать и с какими затратами.
Как правильно описывать объект закупки – ТРУ?
Описание поставляемых ТРУ в соответствии с 223-Ф3 должно включать все основные характеристики услуг, работ, товаров, которые необходимо получить организатору закупок. Все это следует указать в техническом задании.
Если рассматривать Федеральный закон о закупках отдельными видами юридических лиц (223-Ф3),он не настолько строго регламентирует в сравнении с Контрактной системой закупочную деятельность. Заказчикам предоставили больше свободы для выбора способа заказа, в порядке проведения закупочных процедур, при подготовке документации.
Следует отметить, что ранее возможность вольной интерпретации касалась и ТРУ. Изменения в законодательстве вступили в силу 01.07.2018, поэтому возникли новые правила описания объекта закупки. Если раньше заказчику было достаточно утвердить порядок в положениях, то теперь необходимо сверяться с нормативами законодательства ч.6.1 ст. 3 223-ФЗ. В описании необходимых ТРУ необходимо указать:
Приобретаемая продукция обязательно изучается на соответствие стандартам, требованиям, нормативам, которые установлены действующим законодательством. Можно сказать, что описание поставляемых ТРУ представляет собой процесс сопоставления регламентированных показателей и реальных потребностей организатора, а также приведение всех параметров в правильно оформленный вид в документах.
Если заказчику требуется указать особые характеристики и специфические свойства ТРУ, ему необходимо обосновать эти особенности в соответствии с ч.10 ст.4 223-ФЗ. Новые правила не рекомендуют указывать в описании следующее:
Прежде чем закупать ТРУ, необходимо обеспечить свободную конкуренцию между участниками. Поэтому необоснованные или лишние требования не стоит указывать. Процедура закупок может отмениться, если контролирующими инстанциями будут выявлены ограничивающие факторы.
Как правильно указывать товарный знак?
Знак обслуживания или товарный знак представляет собой символ индивидуализации. Поэтому, если сразу указать такую отличительную особенность в подготовке к закупке, другие вероятные участники уже не будут предлагать свою кандидатуру в качестве альтернативы: они заранее понимают, что их кандидатура будет отклонена вследствие несоответствия одному из требований к ТРУ. Не стоит указывать товарный знак символом или описывать словесно.
При организации закупок при описании ТРУ можно указывать товарный знак только в следующих ситуациях:
При организации во всех других случаях при описании ТРУ необходимо писать «в эквиваленте». Если указывать в описании ТРУ именно так, то необходимо указывать, по каким признакам определяются эквиваленты.
Каким образом формируется техническое задание для закупки?
В закупочную документацию входит извещение, проект договора, техническое задание. Целью составления технической документации является систематизация всех условий закупки ТРУ. Важно обеспечить объективность, однозначность и понятность. Если ТРУ относятся к разным категориям экономической деятельности или же лицензируются по разным правилам, то такую закупку разбивают на несколько. Это позволяет максимально подробно и лаконично описать все требования. В 223-ФЗ подробно описано, как необходимо готовиться к проведению тендеров.
Новости и аналитика
Минфин России разъяснил порядок подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям
Минфин России разъяснил порядок подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям
Представители Минфина России в своем письме разъяснили, что при осуществлении закупок в соответствии с позициями, указанными в абз. 5 подп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2571 (далее – Постановление № 2571), подтверждением наличия соответствующего опыта у участника является только исполненный контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или исполненный договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В случае осуществления иных закупок, подпадающих под действие Постановления №2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта является любой исполненный участником закупки договор, в том числе заключенный в соответствии с Законами № 44-ФЗ или № 223-ФЗ (Письмо Минфина России от 1 сентября 2022 г. № 24-06-06/85201).
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца.
При этом договор (контракт) должен быть заключен с участником и исполнен в полном объеме. Это будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником. Полное исполнение сторонами обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком исполненного по контракту.
Также отмечается, что рассматривая вопрос об установлении дополнительных требований заказчик должен исходить из объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также НМЦК.
В случае, если заказчик или комиссия обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии этим требованиям, участник подлежит отстранению от участия в закупке или заказчиком может быть принято решение об отказе от заключения контракта с таким участником в любой момент до заключения контракта.
Готовые решения. Вопросы применения ст. 3
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;
(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);
10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;
11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)
14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;
(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.
(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.