ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.

В скором времени по ЗСД будут запущены автобусные рейсы, которые свяжут аэропорт Пулково и район Приморский. Использоваться будут не отдельные участки, а вся магистраль. Будут установлены удобные автобусные остановки, оборудованные эскалаторами и лифтами.

На официальном ресурсе https://nch-spb есть схема, благодаря которой автовладельцы смогут проще ориентироваться на любых участках автомагистрали. Благодаря многочисленным съездам и выездам на дорогу экономится время и топливо, а удобные развязки позволяют максимально эффективно планировать свои поездки.

ЗСД расшифровывается, как – западный скоростной диаметр. Эта уникальная автомагистраль проходит через центр Санкт-Петербурга. Подобное расположения скоростной дороги больше не встречается по всей территории России.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

ЗСД способствует развитию Санкт-Петербурга, как крупного торгово-транспортного города:

Практически половина магистрали расположена на эстакадах из-за плотности застройки и множеству систем коммуникаций. Благодаря современным технологиям они соединены в единый архитектурный стиль. Перед архитекторами стояла задача создать единый образ, который был бы узнаваем и отличал ЗСД от других объектов. Особый облик должен был прослеживаться по всей протяженности автомагистрали, поэтому её большая часть отлично просматривается из жилых застроек и других городских сооружений.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Эстакады имеют специальные шумозащитные щиты, которые вдобавок выполняют и декоративную функцию.

Отличительной чертой являются уникальные конструктивные особенности, технологии производства и монтажа, которые уникальны для России.

Еще во времена СССР, когда Санкт-Петербург переживал бурное развитие, появились проблемы, касающиеся транспортных развязок.

В плане городского развития города в 1966 г. было предусмотрено строительство большой автомагистрали. Она должна была проходить около Морского порта и связывать районы Северный и Южный.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

В итоге разработали строительный план, маршрут утвердили в 2000, а само строительство началось через 5 лет и продолжалось 3 года.

Несмотря на тот факт, что дорога является платной, она особо удобна для передвижения крупного автотранспорта: автобусов и грузовиков. Во время час пика, когда в Питере длинные пробки, ЗСД практически полностью свободное.

В данном разделе представлена общая схема ЗСД (Западного Скоростного Диаметра)

Развязки, съезды:

— Центральный участок
— Южный участок
— Северный участок

Несмотря на то, что последний этап строительства будет завершен не ранее 2014 года, со схемой трассы можно ознакомиться уже сегодня. На карте ЗСД также представлены развязки и съезды на двух открытых участках дороги. Для просмотра выбранной схемы в увеличенном масштабе — кликните на изображение.

Развязки на Центральном участке ЗСД

Центральный участок ЗСД открыт со 2 декабря 2016 года. В первый период работы участка действует один съезд в районе набережной Макарова.

Общая схема

21 июля 2017 изменяется временная схема организации дорожного движения в районе съезда с Центрального участка Западного скоростного диаметра на набережную Макарова. Въезд на ЗСД осуществляется со стороны Наличной улицы по новому участку дороги, построенному в районе д. 43, корп. 1 и д. 45 по Морской набережной. Заезд на ЗСД с Морской набережной в створе Адмиральского проезда закрывается!

Организация съезда с ЗСД остаётся прежней.

Смотреть схему организации движения в районе ЗСД с 21.07.2017

Развязки на Южном участке ЗСД

(Северный участок ЗСД открыт для движения транспорта с 3 августа 2013 года)

С 14 сентября 2021 года доступна развязка ЗСД с Шуваловскоим проспектом. Открыты:

— заезд с Шуваловского проспекта на ЗСД в сторону КАД (Север),

— заезд с Шуваловского проспекта на ЗСД в сторону Богатырского пр.,

— съезд с ЗСД на Шуваловский пр. при движении с юга.

Общая схема и тарифные зоны

Изображения — официальный сайт ЗСД www.whsd.ru

Изначально данная автодорога задумывалась как платная, поэтому большинство автовладельцев восприняли эту новость достаточно скептически. После ответа на вопрос: «что из себя представляет ЗСД» водители Санкт-Петербурга поговаривали: «эти негодяи нашли новый способ вытрясти с нас деньги, налогов им уже недостаточно».

Первое время после открытия данной автомобильной дороги автовладельцы не спешили ею пользоваться, поэтому искали объездные маршруты в попытках сэкономить. Владельцы северо-западной магистрали пошли на небольшую хитрость и возможно заплатили деньги сервису Яндекс-карты, так как любой маршрут, даже отдаленный пересекался или проходил недалеко от зоны ЗСД.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Яндекс всеми силами пытался завести автомобиль на платную дорогу ЗСД и отчасти это у них получилось. Нередко жители города Санкт-Петербург и его гости попадали в ловушку, когда внезапно оказывались на платном шоссе. В первое время именно такие автомобили составляли большую часть трафика магистрали Северной столицы ЗСД.

Время шло и количество автомобилей в городе значительно увеличилось. Поэтому время, потраченное на дорогу из спальных районов до центра, перевалило за час. А в случае обильных снегопадов, которые часто бывают в северной столице время на дорогу увеличивалось еще больше.

Трафик в городе неустанно возрастал, а количество дорог в Петербурге оставалось прежним. Добираясь до места работы, автомобилисты часто попадали в пробки, что негативно сказывалось на дневном распорядке.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Настоящим спасением стал ZSD. Теперь автомобилисты могут минуть огромное количество светофоров и не угодить в пробку. Но автомагистраль Северной столицы имеет и свои недостатки. В основном они касаются выездов и въездов. С центра Санкт-Петербурга можно попасть на западный диаметр только с острова Васильевский, набережной Макарова и Обводного канала.

После того, как был построен мост Бетанкура, жители Петроградского района получили возможность попасть домой по широкой дороге ЗСД.

Западно-скоростной диаметр представляет собой удобную скоростную дорогу, которая существенно разгрузила центр города и некоторые районы. Её можно назвать отличным примером партнерства предпринимателей и государства в сфере, касающейся дорожно-транспортного строительства.

Состоит автомагистраль из 3 больших зон – Южной, Северной, Центральной. Проезд является платным, но благодаря качественному покрытию и освещению добраться до места назначения стало намного быстрее. З СД имеет самое современно дорожное управление движением. По всей протяженности установлены информативные знаки и указатели.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Расход топлива сведен к минимуму по сравнению с передвижением в городских условиях:

55% от общей длины является протяженность искусственных сооружений: эстакады, путепроводы, мосты, тоннели. Проходит магистраль вдоль Финского залива до запада города, таким образом связывая Морской порт с другими городами, а также с КАД, предоставляя удобный выход в скандинавские и балтийские страны.

Протяженность Южного участка составляет 8.5 км. Большая часть проходит вдоль железных дорог. Протяженность северного участка 26.4 км.

На трассе есть следующие виды:


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Ширина шоссе составляет до 8 полос (22 км – восьмиполосная, 18 км – шестиполосная, 6 км – четырёхполосная). Были запущены специальные полосы для осуществления бесконтактной оплаты. Это позволило существенно сократить время ожидания в пунктах приёма оплаты.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Скоростной режим на западном скоростном диаметре установлен законодательством и относиться к общим требованиям, касающихся скорости передвижение по автомагистралям РФ.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Схема Западного Скоростного Диаметра со съездами

Западный Скоростной Диаметр — уникальная внутригородская платная автомагистраль СПБ, которая пользуется популярностью среди водителей благодаря рядом преимуществ:


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Общая схема ЗСД

План автомагистрали включает в себя три основных участка и девять крупных развязок зсд в общем доступе.

Начало данного участка располагается на пересечении Зеленогорского и Скандинавского шоссе. Заехать на территорию автомагистрали можно через ПВП трассы А-181.

Окончание Северной части определяется на перекрестке платной дороги с улицей Савушкина.

Северный участок имеет две тарифные зоны.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

1) Развязка при пересечении Е-18 трассы «Скандинавия».

В соответствии с картой Петербурга, выгодное расположение в начале зсд можно представить в виде пересечения двух крупных шоссе «Скандинавское» и «Зеленогорское». Это позволяет удобно оплачивать проезд, не съезжая с основного пути следования.

2) Развязка при пересечении с КАД.

Магистраль ЗСД и КАД неоднократно пересекаются. К АД на территории Санкт — птб является одной из самых популярных автотрасс, а для ее разгрузки можно воспользоваться платной дорогой.

3) Развязка на шоссе Приморском.

Она имеет сложное расположение, в которое включается развязка зсд с шуваловским проспектом. Наличие съездов на определенные участки зсд, на Шуваловском пр — те, позволяют экономить время водителя.

4) Развязка на пересечении с проспектом Богатырский.

Она находится между улицами Камышовая и Оптиков.

Данная часть платной трассы начинается c улицы Савушкина и простирается до набережной реки Екатерингофка, включая наб. Макарова. Она пересекает Васильевский остров и съезд с ЗСД на Шкиперский проток

Центральный отдел находится, по большей части, над водой и имеет две тарифные зоны.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

На этой территории находится одна крупная развязка около набережной Макарова, которая включает в себя четыре полосы движения в разных направлениях и пересекает проспект Крузенштерна.

Южная часть автомагистрали со съездами начинается от набережной реки Екатеринговка и оканчивается на перекрестке КАД и улицы Предпортовой. Из всех трех участков, южный имеет самое короткое расстояние, поэтому там располагается одна тарифная зона, имеющая съезд с ЗСД на Ленинский пр-т.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

1) Развязка около наб. реки Екатерингофка.

Данный промежуток имеет четыре полосы движения, при том, что к коммерческой магистрали относятся только две.

2) Развязка с ПВП на улице Благодатная.

Здесь удобно выстроены съезды с ЗСД и заезды на одноименную улицу.

3) Развязка с ПВП возле улицы Автомобильная.

Она пролегает мимо улицы Краснопутиловской и Ленинского проспекта. Имеет две основные полосы.

4) Р- ка на пересечении КАД.

Располагается на съезде с Дачного проспекта в районе пр-та Народного ополчения. Имеет от двух до четырех полос в разных зонах и дает возможность совершить заезд на ЗСД с Пулковского шоссе.

Схема ЗСД на официальном сайте https://nch-spb.com поможет каждому водителю легко ориентироваться на любом из трех крупных участков автомагистрали. Удобные съезды и разъезды позволят сэкономить свое время и расход топлива, а множество развязок и их структурные схемы предназначены для эффективного систематического использования и ежедневных поездок по городу С – Петербург.

Восточный скоростной диаметр в СПб

Строительство новых транспортных развязок – важный элемент урбанистики. В России активно ведется разработка новых проектов автомагистралей. На территории Санкт-Петербурга уже реализован проект ЗСД – Западного скоростного диаметра. По аналогии планируется возведение ВСД в районе 2023 года.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Восточный скоростной диаметр – один из ключевых проектов по возведению дорожного полотна в Петербурге. Первые обсуждения создания состоялись в 2012 г. под началом петербургского экс-главы города Г. Полтавченко. В своем публичном послании Законодательному собранию губернатор подчеркнул необходимость разработки автомагистрали для разгрузки города.

Однако, при всей перспективности проекта, план застройки не был реализован за 5-8 лет. Проект все еще рассматривается разными специалистами, комиссиями, проходит переутверждения. В 2017 году прошло специальное заседание Общественного совета. Проект был поддержан, также проводилось обсуждение второго варианта прокладки трассы, отличного от первой версии.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Критерии подготовки ВСД:

Протяженность сети дорог в Санкт-Петербурге не уступает по масштабам от крупнейших мегаполисов мира, Европы, США. Ленобласть схожа с названными территориями по густоте заселения и количеству жителей. Дефицит автомагистралей отличает Россию от развитых государств, также не хватает протяженности имеющихся дорог. По этой причине удобное и оперативное передвижение машин затруднено. Анализ данных фактов привел к работе по разработке новых автотрасс новейшего поколения – ЗСД и ВСД по периметру Санкт-Петербурга.

Разработка диаметральной дороги на восточном периметре северной столицы включает несколько стадий:

Разработка тоннеля обсуждается, но не рассматривается. Изучается идея по прокладыванию перехода через Неву с привлечением ресурсов и экспертов ОАО «Ленметрогипротранс». Интерес к проекту имеется со стороны разных организаций в СПб. Был утвержден вариант сооружения масштабного разводного моста – он обеспечит постоянную переправу. В этом секторе есть дефицит переправ через реки. В связи с появлением новых больших застроек и последующим увеличением города потребуются очередные мосты, включая автобаны.

На 3 стадии ВСД будет прокладываться от Союзного пр-кта до пределов СПб на ул. Коммуны. Однако конкурс для проектной разработки пока не готов. Сложности с планировкой – в вопросах, связанных с трассировкой новой магистрали. Есть протесты со стороны районных властей, населения. Многие обеспокоены близостью трассы к жилым массивам, что может привести к повышению шумового уровня, экологическому загрязнению.

Еще один сложный объект – Ладожский вокзал, также колония №7, ЖД-пути. Обсуждается отвод территории колонии, решение планируется к принятию ближайшее время. Одна из возможностей – выбор маршрута в обход вокзальной территории, отводные ЖД-полосы. В СД пройдет на расстоянии 150 метров от комплекса «Ладожский парк», однако это вызывает возражения петербуржцев.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Схема будущего строительства представлена на интерактивной карте города и Ленинградской области.

ВСД будет иметь начало от ветки ЗСД, также пройдет через Неву по неразводящемуся мостовому переходу на территории Невского района. Проход трассы планируется на месте соединения ул. Фаянсовой/Зольной. На востоке города ВСД дойдет до новой дорожной развязки с КАД, в районе Кудрово и Заневки. На карте показана траектория будущей магистрали.


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

Когда состоится запуск в эксплуатацию ВСД в Санкт-Петербурге? Согласно последним новостям, конец застройки открытие дороги запланировано на 2023 год. Информация может меняться в связи с остановками реализации плана работ. Также вносятся новые дополнения в план, они отражают общую протяженность, технические характеристики новой магистрали. Однако окончательной даты реализации проекта нет.

По данным госадминистрации, текущие наработки пока нельзя рассматривать как финальные версии проектов. Есть ряд актуальных проблем при разработке, что постоянно вынуждает разработчиков вносить новые коррективы. Ввиду плотности жилья в новых районах рассматривается вариант – создание комплекса тоннелей под землей, переходов над строениями.

Основные сведения о ВСД представлены на портале проекта. Здесь же представлены ссылки на транспондер, оплату и информацию о стоимости проезда по трассе.

Также есть информация на официальном ресурсе: www.nch-spb.com. Справки можно получить по телефону горячей линии: 8 (812) 380-00-30.

автор фото Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»

Первая свая Витебской развязки ЗСД начала свой путь под землю недалеко от платформы Броневая. В петербургский грунт ее вдавливают три бюджета, поручение президента и мысль, что история Широтной магистрали на этом не закончится.

В самый теплый день с начала года журналистов привезли к точке «первой сваи», как у Ильфа и Петрова везли к месту «последнего костыля». Брендированная буровая установка генподрядчика замерла в ожидании отмашки первых лиц, старательный человек пылесосил крошечный пандус. Пресс-служба губернатора расставляла рабочих, которым предстояло блиц-общение с высокими гостями, фотографы ругались на яркое солнце, бликующее от касок. К 15 часам 24 марта на стихийной парковке набрался автопарк из иномарок разного достоинства. Кто-то приехал запустить буровую, кто-то — пощупать реальный эффект от электронных миллиардов.

Церемонию успели провести, что называется, на флажке: Смольный обещал начать строительство Витебской развязки в первом квартале 2021 года — и глядите, не обманул. В широком смысле работы шли уже в 2020-м, когда на подготовку территории запустили первый миллиард, но то ли дело свая.

Первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) от подключения к ЗСД до Витебского проспекта оформлен как развязка Западного скоростного диаметра, соответствующее допсоглашение город и «Магистраль Северной столицы» подписали в конце 2020 года. Протяженность развязки составит около 2,6 км, пропускная способность — до 70 000 автомобилей в сутки, движение предусмотрено по 6 полосам со скоростью до 110 км/час. По большей части, из-за большого количества инженерных сетей идти придется эстакадой. Предполагается насыпать 208 тысяч кубометров грунта, установить 203 опоры. Появится 4 км знакомых по ЗСД шумозащитных экранов и 2,5 км — остекления.

24 марта под ЗСД собрались чиновники региональных правительств, представители «Магистрали Северной столицы», АО «ЗСД». В свой округ приехал депутат Госдумы Виталий Милонов. Верховной же триадой перемещались помощник президента России Игорь Левитин, губернатор Петербурга Александр Беглов и глава ВТБ Андрей Костин. Они логично представляли собой три ответственных бюджета, вложенных в строительство Витебской развязки: федеральный, городской и частный. Стоимость самого сооружения оценивается в 27 млрд, а вместе с подготовкой территории — в 39,4 миллиарда рублей, сообщает Смольный. Из федерального бюджета выделяется 10 млрд рублей, из городского — 16,8 млрд, частный партнер дает 10,3 млрд рублей. До итоговой суммы недостает 2,3 млрд; в Смольном пояснили, что дело в использовании индексов-дефляторов.

Сама церемония прошла в экспресс-режиме. Административный Змей Горыныч подлетел к рабочим. Беглов по традиции пожелал им удачи и сообщил, что все дороги из Петербурга ведут в область. Игорь Левитин поинтересовался, где строители работали раньше, и после некоторой паузы те признались — на 7-м и 8-м этапах трассы М-11. « Это хорошая школа, — задумчиво прокомментировал помощник президента и продолжил допрос по развязке: — Сложный объект?» «Есть вопросы, есть проблемы», — начал отвечать рабочий, однако его жизнерадостно прервал Андрей Костин с лозунгом «Пятилетку за 3 года». « Ну, не в 3 года, но в контракт уложимся», — без улыбки ответил строитель.

Предполагаемый срок создания первого этапа ШМСД (или Витебской развязки ЗСД) — 4 года. Генподрядчиком стала российско-турецкая компания ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север», с которой концессионер — «Магистраль Северной столицы» — уже заключил договор. Это совместное предприятие ООО «ПУСК» (100-процентная «дочка» «ВТБ Инфраструктурный холдинг»), турецкой строительной компании ООО «ЛИМАК КОНСТРАКШН», которая входит в группу компаний LIMAK, а также ООО «Актив», которое принадлежит собственникам АО «Институт Стройпроект». Подготовку территории берет на себя Смольный, который уже разыгрывает первый контракт на 6,5 млрд рублей, а в трехлетнем бюджете на эти цели заложено 11,5 млрд.

Глава «Магистрали Северной столицы» Алексей Бнатов напомнил, что ЗСД обслуживает 100 млн пользователей в год, так что компания просто обязана развивать проект: «То, что мы сейчас с вами видим и увидим, это и есть то самое развитие. Мы говорим о Новом шоссе, Шуваловская развязка впереди, мы надеемся, развязка с Макарова, со Шкиперским протоком. Все это позволяет нам надеяться на то, что мы справимся с органическим ростом транспорта в 8% ежегодно и еще возьмем на себя как минимум 80% от существующего потока. Только для этого и делается Витебская развязка, чтобы горожане почувствовали себя комфортно в этой зоне приближения улично-дорожной сети».

Последнее утверждение спорно. Развязка — вполне самодостаточный объект, но она считается лишь первым из шести этапов платной Широтной магистрали скоростного движения (27,4 км). Трасса должна к 2030 году доползти от ЗСД до КАД и пересечения с федеральной трассой «Кола». Сложно представить, что кто-то, кроме уже участвующих, впишется в проект с потенциально 200-миллиардной стоимостью, однако, по процедуре, Смольный должен будет объявить открытый конкурс на концессию, начиная со второго этапа ШМСД.

Игорь Левитин тоже говорил не столько о развязке, сколько о трассе в целом и о связях с Ленинградской областью: «Этот проект по поручению президента исполняет банк ВТБ, который здесь, в Санкт-Петербурге, очень большое значение имеет для нас, для транспортников, потому что все крупные проекты транспортной отрасли осуществляются с банком ВТБ». Именно Левитин дал отмашку, после которой буровая заворчала и начала рыть 40-метровую скважину под первую сваю девятилетней стройки.

автор видео Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»

Банк и правда стал главным стратегическим партнером Петербурга, от него, помимо дорожного строительства, ждут решения двух застарелых проблем города — метростроение и обращение с отходами. В обоих случаях конкретики пока остро не хватает, но совместные предприятия город и ВТБ уже создали и деньги в уставной капитал внесли. Андрею Костину пришлось объясниться. « Банкир не может посмотреть на результаты своего труда, потому что даже деньги стали электронные, и по большому счету ты не чувствуешь — лучше ты работаешь или хуже, — поделился топ-менеджер. — Может, поэтому у нас такой большой интерес к реализации таких проектов, как аэропорт Пулково, ЗСД, Витебская развязка. Потому что здесь ты видишь достаточно быстро результат своего труда».

«Александр Сергеевич Пушкин писал, что лет через 500 дороги изменятся безмерно, — вольно процитировал Костин «Евгения Онегина». — Но я думаю, что можно на пару сотен лет сократить этот путь, предсказание великого поэта и спустя 300 лет обеспечить Питер всеми необходимыми транспортными магистралями». Запахло невеселым 2133 годом, но развязку Костин обещал построить в срок.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Широтная магистраль скоростного движения начинается от Западного скоростного диаметра в районе Благодатной улицы и дальше должна проходить преимущественно в полосе отвода северного железнодорожного полукольца, пересечь Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц и дойти до КАД в районе Кудрово. Общая протяженность городского участка составляет 14,2 км. За пределами города ВСД протянется до Колтушского шоссе в сторону Всеволожска (дорога шириной в 4 полосы и протяженностью 5 км), а также до Мурманского шоссе (дорога шириной в 6 полос и протяженностью 8,2 км). Стоимость петербургского участка ранее оценивалась в 170,7 млрд, областного — в 12 млрд рублей.

Финансовая сторона проекта

Структура привлеченного МСС финансирования:


ПЛАН ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЗАПАДНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ И ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ВОСТОЧНОГО ДИАМЕТРА В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ

В конце 2018 года Ленинградская область утвердила проект четвёртого и пятого этапов ШМСД, согласно которому четвёртый пройдёт по территории деревни Заневка и городу Кудрово, пятый — по поселку при станции Мяглово и деревне Новосергиевка. 5-километровый четырехполосный участок шестого этапа ШМСД пройдет по территории деревни Заневка, поселка Янино-1, а также поселка при железнодорожной станции Пятый километр. В дальнейшем эту часть дороги планировалось подключить к новому подъезду к городу Всеволожску.

О проекте

Западный скоростной диаметр – уникальная скоростная внутригородская платная магистраль, созданная в Санкт-Петербурге

ЗСД – это инвестиционный проект международного масштаба. Магистраль стала одним из крупнейших в мире примеров государственно-частного партнерства в сфере создания платных дорог. Проект строительства и эксплуатации ЗСД отмечен международными и федеральными наградами.

ЗСД позволяет разгрузить центральную часть Санкт-Петербурга, снять транспортную напряженность на Васильевском острове, в северных и южных районах Петербурга.

На искусственных сооружениях

Инвестиции в строительство

Действующие и перспективные развязки

Мосты, эстакады, тоннель становятся новыми достопримечательностями Петербурга, формируют узнаваемый визуальный образ магистрали

Принципиально трасса была намечена еще в 1966 году. Уже тогда были очевидны потребности в решении проблемы вывода потоков грузов из порта, разгрузке улиц города от грузового и транзитного транспорта, обеспечении транспортной связи районов города.

При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.

Траектория прохождения трассы

Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект (2008 год)

Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).

Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.

Пересечение ЗСД с проспектом Стачек, июль 2014

Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).

Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Широтная магистраль подает на развод моста. Город определился, как трасса будет пересекать Неву

Широтная магистраль перепрыгнет через Неву невысоким разводным мостом с возможностью быстро сводить его, если на горизонте не видно никаких мачт. Это нетривиальное решение для платной трассы, но ниже не позволяет стоимость, а выше — чувство прекрасного.

По данным «Фонтанки», затянувшийся спор о том, как вести Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД) через Неву, решен в пользу низководного моста. Для судоходной Невы это автоматически означает разводку в период навигации, что вводит новые коэффициенты в экономическую модель концессии по строительству платной трассы.

Одновременно это позволяет выдохнуть КГИОП и комитету финансов. Первому не придется разбираться с охраняемыми панорамами, по которым беспощадно прошелся бы неразводной мост с судоходным пролетом. Второму — изыскивать дополнительные миллиарды: трассу сооружают всем миром, но в этот мир входит и Петербург со своим бюджетом, не говоря уже о том, что концессионеру принято возмещать расходы на строительство. Ниже по течению за этими событиями посматривают из Орловского тоннеля — им интересно, как там будет со съездами на набережную.

О том, что принципиальный выбор сделан, «Фонтанке» рассказали несколько источников в дорожном и строительном блоках (с недавних пор они объединены под началом вице-губернатора Николая Линченко). По их словам, речь идет о разводной переправе на уровне полотна существующего Финляндского железнодорожного моста.

Широтная магистраль скоростного движения — это главный дорожный проект Петербурга в начавшемся десятилетии. Трасса должна пройти от ЗСД в районе Благодатной улицы на северо-восток, перейти через Неву, за Ладожским вокзалом поменять направление и направиться чуть южнее, чтобы встретиться с КАД в районе Кудрово. Городской участок — шестиполосный, его протяженность порядка 14,2 км. По области ШМСД пойдет через КАД до примыкания к Р-21 «Кола» (около 8 км) и от улицы Коммуны к Всеволожску до автодороги Петербург — Колтуши (примерно 5 км и предположительно 4 полосы движения). Раньше в качестве срока запуска называли 2030 год, ориентировочная стоимость колебалась вокруг 200 млрд рублей.

Первый этап ШМСД — от ЗСД до Витебского проспекта — уже строится, его ждут в 2024-м. Формально это Витебская развязка Западного скоростного диаметра, так что город просто заключил дополнительное соглашение с концессионером «Магистраль Северной столицы» и эта часть сооружается на тех же основаниях, что Шкиперская или Шуваловская развязка, пусть и значительно дороже. А вот на второй этап — до Союзного проспекта — придется заключать новую концессию, со всеми полагающимися конкурентными процедурами. Сомнений в том, что состав участников принципиально не изменится, мало, и город уже закладывает миллиарды в бюджет — пока на подготовку территории под стройку, которой он может заниматься и не имея соглашения с партнером. В 2022 году инвестиции на эти цели в городское АО «ЗСД» (именно оно представляет Смольный при развитии ЗСД и ШМСД) составляют 19,6 млрд рублей.

Именно этот участок должен прыгнуть через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц, рядом с действующим железнодорожным мостом. Разговор о том, как это делать, шел с самого возникновения проекта с тогда еще теплым и ламповым (хотя и некорректным) названием «Восточный скоростной диаметр». В 2017 году вице-губернатор Игорь Албин озвучил вариант с тоннелем вместо моста. « Тоннель ведет к удорожанию проекта на 3–4 млрд, что несущественно при столь масштабном проекте, но это хорошее решение с точки зрения видовых характеристик», — говорил чиновник. Рассматривали даже два варианта его прокладки: проходческим щитом (тогда длину перехода оценивали 3 км) или методом погружных секций (расчетная протяженность 850 метров).

Тогдашний замглавы Минтранса Николай Асаул был не согласен и заявлял: «Мы не должны шиковать за счет будущих поколений» (имея в виду, вероятно, грядущие выплаты концессионеру и стоимость проезда). Комитет по развитию транспортной инфраструктуры тоже склонялся к мосту: если копать, придется сильно потревожить инфраструктуру метро на левом берегу Невы, главный канализационный коллектор на правом, а также Гранитную улицу. Кроме того, там отмечали: стройка тоннеля дороже в полтора раза (12 млрд против 8 млрд рублей), но обслуживание — уже вдвое. На это тогда еще живой «Метрострой», который предлагал свои подземные услуги, возражал, что тоннель по крайней мере не надо чистить от снега и под него не придется выкупать землю у собственников (это традиционная проблема при крупных стройках в центре, с ней сталкиваются и на Витебской развязке).

Один из участников тех совещаний вспоминает, что аргументы против были по всем трем вариантам. « Про тоннель говорили, что компетенции все потеряли и сделать, как на Канонерке, уже не сможем, — говорит собеседник. — Про разводной мост — что в этом случае магистраль теряет смысл по ночам, какая же она тогда хорда, тем более платная. Про неразводной — что КГИОП такое не согласует никогда и в панораму охраняемую его не вписать».

«Фонтанка» знает, что АО «ЗСД» в итоге ориентировалось на требования по охране культурного наследия, включая объекты ЮНЕСКО. Ограничения по высотному регламенту здесь — 35 метров. Учитывая сверхмагистральный статус Невы (это называется 1-й класс водных путей), под неразводным мостом потребовалось бы обеспечить габарит не менее 30, так что целиком конструкция неминуемо бы выбивалась из лимита. Кроме того, рядом Финляндский железнодорожный мост, полноценный объект культурного наследия, и по всем нормативам опоры неразводной переправы ШМСД пришлось бы размещать в створе опор исторического моста; потребовался бы наибольший пролет длиной 260 метров — с пилонами.

Еще пару лет назад определились, что если мост будет разводным, то высотой и числом опор он повторит соседний, конструкция будет балочной. Специфика в том, что разводить и сводить его хотят в течение 2 минут. Это позволит ловить момент, когда судоходный трафик падает, а соседние мосты стоят, задрав пролеты. Тогда же появились первые варианты визуализации.

Что касается трафика автомобильного, то участники уверены, что он на данном направлении невелик в период разводки. Так что существенно на срок окупаемости проекта он не влияет, а строительство разводного низкого моста принципиально дешевле высотного.

В АО «ЗСД» «Фонтанке» официально подтвердили, что сделали выбор технологии. « Потребность в новой переправе обусловлена тем, что расстояние между мостами в этой части города (мост Александра Невского и Володарский мост) составляет более 7 км, их пропускная способность исчерпана, в часы максимальных нагрузок наблюдаются постоянные заторы, — сообщили в пресс-службе. — Благодаря строительству нового перехода и перераспределению транспортных потоков ожидается снижение нагрузки на существующие мосты. Применение легких конструкций повторяет архитектуру Финляндского ж/д моста, не нарушая панорамные виды, в том числе на объекты культурного наследия Санкт-Петербурга».

В компании уточнили также, что с переправы не будет съездов на набережные ни на одном из берегов. У этого решения есть интересный аспект. Дело в том, что мост ШМСД — один из 5 перспективных переходов через Неву, которые прописаны в генплане. Арсенальный и Ново-Адмиралтейский мосты — это, предположим, отдельные истории. А вот Большой Смоленский мост и Орловский (или Среднеохтинский) тоннель — та же самая. Насчет первого решение уже принято, проектирование в разгаре, и на него Широтная магистраль повлиять не может. Но по тоннелю вся активность пока — со стороны потенциального концессионера (Метрогипротранс и Группа ВИС с примкнувшим к ним ВЭБ), Смольный ждет, что ему докажут целесообразность подводно-подземной переправы.

За это время ряды компаний, которые интересуются предпроектными решениями, пополнила УК «Лидер». Именно ее «Транспортная концессионная компания» (ТКК) реализовала в Красногвардейском районе проект по трамваю «Чижик». По совпадению, директора ТКК и бывшего замдиректора УК «Лидер» Сергея Окутина собеседники «Фонтанки» и назвали персонально интересующимся. Сам он в разговоре с корреспондентом не настроен был рассуждать о проекте, говоря, что без внятного решения и сигнала со стороны Смольного говорить о чем-то вообще бессмысленно. На теоретический вопрос о потенциальной окупаемости тоннеля, который тоже планируется платным, Окутин ответил: «А вот это зависит от того, будет ли съезд с ВСД. Можно будет принять решение, когда выйдет из экспертизы мост. Будут там съезды, не будут, какое решение пройдет экспертизу».

Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.

Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.

Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.

Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *