Перспективы развития

Председатель Комитета по инвестициям Санкт‑Петербурга Роман Голованов рассказал телеканалу «78» о значении Западного скоростного диаметра как комфортной скоростной магистрали.

ЗСД стал не только ключевым элементом транспортного каркаса города, но и новым символом Санкт‑Петербурга. О сложности проекта говорит его инженерное решение: почти 60% дороги проходит по искусственным сооружениям: мостам, эстакадам и тоннелям. При этом два моста ЗСД являются самыми протяженными мостовыми сооружениями России.

По словам Романа Голованова, доходы от эксплуатации ЗСД используются городом для дальнейшего развития проекта.

Так, только за последние годы появились две развязки ЗСД: в сентябре 2019 года стартовало движение на развязке, соединившей Новое шоссе с ЗСД в Курортном районе, а в сентябре 2021 года открылось движение по Шуваловской развязке в Приморском районе.

В настоящее время в Петербурге идет активное строительство новых развязок ЗСД. В 2021 году началось создание Витебской развязки – первого этапа Широтной магистрали скоростного движения и строительство развязки в районе Шкиперского протока.

Соглашение о государственно-частном партнерстве с ООО «Магистраль северной столицы» по проекту ЗСД было подписано в 2012 году. Впервые в России появилась современная высокоскоростная трасса, созданная совместными усилиями власти и бизнеса.

Подробнее в сюжете телеканала «78».

ООО «Магистраль северной столицы» подведены итоги по показателю транспортного потока на ЗСД за первое полугодие 2021 года. Количество поездок по ЗСД выросло на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составило более 48 миллионов транзакций.

В течение первых шести месяцев 2021 года несколько раз обновлялся рекорд суточного транспортного потока. Максимальный трафик на магистрали был зафиксирован в предпраздничную пятницу 11 июня. В этот день количество транзакций на ЗСД превысило 393 тысячи единиц.

С наступлением летнего сезона ежедневный поток транспортных средств вырос за счет горожан, стремящихся максимально быстро и комфортно проехать на дачи и к другим местам загородного отдыха. Так, количество транзакций на пунктах взимания платы, расположенных близко к выездам в дачные и курортные районы, увеличилось на 16%.

Количество поездок, совершенных с транспондером, выросло на 9 миллионов и составляет более 90% в общем количестве транзакций. При этом в транзакциях без транспондера доля наличной оплаты продолжает сокращаться в пользу оплаты банковскими картами и умными устройствами, поддерживающими технологию NFC. Для большего удобства пользователей, предпочитающих безналичный расчет, все пункты взимания платы ЗСД оборудованы автоматами приема платежей, которые позволяют оплатить проезд картой или NFC-устройством без участия кассира.

Количество транспондеров ЗСД, находящихся в пользовании у водителей, приближается к 850 тысячам. За первое полугодие 2021 года реализовано более 57 тысяч транспондеров.

Подробная информация на сайте оператора ЗСД.

Губернатор Александр Беглов подписал постановление «Об одобрении проекта соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Санкт‑Петербурга, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств Санкт‑Петербурга на реализацию проекта «Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом».

В соответствии с условиями Соглашения межбюджетный трансферт предоставляется в целях реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенному между Правительством Санкт Петербурга, АО «Западный скоростной диаметр» и ООО «Магистраль северной столицы». Проект «Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом» реализуется в соответствии с соглашением о ГЧП.

Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города на финансовое обеспечение проекта в части, софинансируемой за счет трансферта, составляет в 2020 году 1 млрд 10 млн 111 тыс. 640 рублей. Общий размер межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета, составляет в 2020 году 999 млн 985 тыс. 600 рублей.

Источник финансового обеспечения межбюджетного трансферта — бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ.

По условиям Соглашения Санкт‑Петербург обязуется обеспечить приобретение акций АО «Западный скоростной диаметр» в собственность города на сумму общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходных обязательств, для софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт. При этом соглашение о предоставлении бюджетных инвестиций будет содержать требование о направлении АО «Западный скоростной диаметр» средств, полученных от продажи акций, исключительно на реализацию проекта «Подключение Западного скоростного диаметра (севернее развязки с Благодатной улицей) к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом».

ЗСД снова ушёл в минус

Проект Западного скоростного диаметра, который только начал окупаться в прошлом году, вновь ушёл в минус и требует доплат от города. Кроме сезонного спада свою роль, видимо, сыграли санкции.

В I квартале 2022 года выручка Западного скоростного диаметра (ЗСД) не достигла уровня так называемого «сверхдохода», сообщили «Деловому Петербургу» в АО «ЗСД» — городской компании, участвующей в проекте ГЧП со стороны Петербурга.

Выручку от эксплуатации ЗСД собирает ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС). Компания на 49% принадлежит структурам ВТБ, на 24,99% — катарскому фонду Qatar Investment Authority, около 22% контролирует ООО «Дефенсум-Инвест» (конечный собственник — Сергей Мамедов), остальное записано на кипрский офшор Blognot limited. Согласно соглашению о ГЧП, если выручка не достигает так называемого «гарантированного уровня», то недостающую сумму город в лице АО «ЗСД» доплачивает МСС. Для этого АО взяло кредит в Евразийском банке развития на 6 млрд рублей. Если же МСС собирает больше денег, то «сверхдоход» идёт на погашение данного кредита. Условия соглашения о ГЧП конфиденциальны, но считается, что гарантированный уровень составляет 9,6 млрд рублей в год.

Впервые этот уровень был достигнут во II квартале 2021 года. Он сохранился и в III-IV кварталах, сообщили «ДП» в АО «ЗСД». Судя по всему, превышение оказалось небольшим, так как, согласно отчётности АО, по итогам 2021 года компания погасила кредит лишь на 30,9 млн рублей.

«В I квартале 2022 года зафиксировано более 22,5 млн транзакций, для сравнения: в I квартале 2021 года показатель транспортного потока составил около 20 млн 900 тыс. транзакций», — рассказали «ДП» в МСС. Однако во II-IV кварталах среднее число транзакций составляло уже 28 млн. Таким образом, можно говорить о заметном спаде трафика к предыдущему году.

В АО «ЗСД» говорят, что I квартал традиционно самый «слабый» по трафику на ЗСД. Но источник, знакомый с ситуацией, указывает и на то, что после введения санкций на скоростной трассе стало существенно меньше грузовиков. А, по мнению председателя Автоклуба «А24» Дениса Шубина, свою роль сыграло и повышение тарифов на проезд по ЗСД на фоне кризиса. «Люди прижали кошельки и стали ездить меньше или не ездить вообще», — говорит он.

Тем не менее в АО «ЗСД» настроены оптимистично. «По итогам 2022 года ожидается формирование сверхдохода», — заявили в компании. Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в «Финаме» Дмитрий Марков считает, что на возврат к прибыльности ЗСД потребуется некоторое время. «Я думаю, что, скорее всего, II квартал будет тоже не очень удачный, на уровне первого, — говорит он. — А со второго полугодия они выйдут на эту сверхприбыль, потому что логистика будет перестраиваться на южное и восточное направления. В Петербург будут поступать грузы уже больше не из Европы, а из Китая, Индии и т. Но всё равно все перевозчики будут использовать дорожную инфраструктуру, поэтому трафик восстановится».

До восстановления трафика участники ГЧП, вероятно, воздержатся от дальнейшего повышения тарифов, считает Дмитрий Марков.

Кроме текущих выплат «гарантированного дохода» МСС АО «ЗСД» платит по купонам облигаций, выпущенных на 20 лет в 2011-2012 годах для строительства трассы. Это около 2,5 млрд рублей в год. Соответствующие средства выделяет город через механизм допэмиссии акций АО. Кроме того, на АО «ЗСД» записана долгосрочная кредиторская задолженность перед МСС на сумму 44 млрд рублей. Она также связана со строительством трассы. Механизм её погашения не раскрывается.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент с текстом и нажмите

Обсуждаем новости здесь

Думаю, многие мои читатели слышали про Западный Скоростной Диаметр (ЗСД). Уж те, кто живёт в Санкт-Петербурге точно слышали. Для тех, кто не в курсе, поясню — ЗСД это платная магистраль, которая наконец-таки связала западные части города и центр. Уникальность проекта в том, что весьма значительная его часть проходит над водой и аж 55% от всей протяженности дороги составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Сооружение поистину уникальное, дорог подобного масштаба в России не делал еще никто.

Официальное открытие ЗСД состоялось еще на выходных, а я только во вторник сумел вырваться и прокатиться по новой дороге.

Перспективы развития

Так уж получилось, что живу я на юго-востоке города, так что мне особого толку от ЗСД не будет. Ближайший ко мне въезд на магистраль расположен на Благодатной улице. К нему-то я и направился.

Перспективы развития

Налево — на юг города, направо — на север. Южный участок полностью был открыт еще несколько лет назад, как и северный, оставался только самый сложный — центральный.

Перспективы развития

Полоса для транспондеров. Буквально неделю назад ЗСД обновил тарифы и теперь пользоваться транспондером не просто выгодно, а адски выгодно — разница в среднем составляет до 3 раз! У меня трансподера нет, поэтому проезд через 2 платные зоны за наличку составил для меня 100 рублей, а если бы я ехал по транспондеру, то вышло бы всего 42. 5 рубля. Транспондер бесплатный и единственным условием для его получения является авансовый платеж — 1000 рублей на счет. Существует тариф с абонентской платой (50 рублей в месяц) и без. Для тарифа с абонентской платой предусмотрена дополнительная скидка в 10%.

Перспективы развития

Едем! Указатели еще не везде готовы к открытию)

Перспективы развития

Направо — съезд в сторону Двинской улицы, а налево — свежеоткрытый участок, куда мы и направляемся. Маленькое замечание — пару раз мне попались странные участки дороги длинной метров в 200, где конкретно трясет. Такое ощущение, что там просто напросто отсутствует верхний слой асфальта, но если так — это крайне странно. Такой участок очень хорошо видно даже визуально, сразу после съезда.

Перспективы развития

7 километров до Васильевского острова пролетают как один миг, даже если ехать 80 км/ч в правой полосе. Ну и пейзажи! Ух, какие виды тут открываются, особенно с высоты!

Перспективы развития

Чистейшее эстетическое наслаждение и полное восприятие того, что ты не в Питере и не в России, а по меньшей мере в Нью-Йорке!

Перспективы развития

Перспективы развития

А вот мы и на Ваське! Слева видны намывные территории и строящиеся ЖК «Я-Романтик» и «Магеллан»

Перспективы развития

Перспективы развития

Зато какой шикарный вантовый мост прокинули через Петровский фарватер — просто красотища!

Перспективы развития

Перспективы развития

Итак, я доехал до Богатырского проспекта, съехал, развернулся и поехал обратно, доехал до Васильевского острова и погулял там. Это въезд на ЗСД со стороны набережной Макарова. Уже сейчас, через пару дней после открытия трафик весьма и весьма солидный. А ведь это середина дня!

Перспективы развития

Набережная Макарова пока строится, пешеходных переходов нет, тротуары временами отсутствуют, так что приходится перебегать дорогу в неположенном месте, за чем зорко следит дядя ДПСник, но ничего не говорит.

Общий вид с набережной Макарова на ЗСД и строительство стадиона.

Перспективы развития

Достаточно хорошо видно строящийся Лахта-центр.

Перспективы развития

Ну и напоследок я прокатился в сторону Морского вокзала и снял пару фотографий оттуда.

Перспективы развития

Перспективы развития

Наверное, надо сделать пару выводов? ЗСД — это невероятно круто и в целом он должен стать огромнейшим пендалем для развития города. Для жителей Приморского района и Васильевского острова это вообще просто глоток свежего воздуха. Но есть и минусы — сразу же после открытия стало ясно, что нужно что-то делать с системой съездов, особенно в Приморском районе, иначе этот коллапс в час пик будет только усиливаться.

Еще пока непонятно, что в дальнейшем будет с ценой. Новая тарифная сетка прекрасна и очень удобна для владельцев транспондеров, но что будет, когда центральный участок выйдет из тестовой эксплуатации? Сильно ли вырастут цены? Пока на эти вопросы ответов нет.

Ну а в целом, граждане Петербурга — я вас поздравляю. К нам приходит будущее!)

Перспективы развития

Перспективы развития

В этом году планируется начать строить крупнейший после Западного скоростного диаметра (ЗСД) дорожный ГЧП–проект — Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД, она же Восточный скоростной диаметр). Трасса протяженностью более 27 км пройдет от ЗСД в районе Благодатной улицы до КАД в районе Кудрово и дальше до Мурманского шоссе. По какой схеме бюджет будет его финансировать и кто сможет на этом заработать?

Проект разделен на шесть этапов, четыре из которых будут расположены на территории Петербурга. С первым, от ЗСД до развязки с Витебским проспектом, уже практически все понятно, его даже называют просто Витебской развязкой с ЗСД. И это действительно по сути будет развязка, съезд, только протяженностью 3,5 км.

Реализовывать его планируют в рамках существующего соглашения ГЧП по ЗСД. Участники останутся прежними: «Магистраль Северной столицы» (МСС, оператор ЗСД), одним из акционеров которой является группа ВТБ, Санкт–Петербург и АО «Западный скоростной диаметр» (принадлежит городу, основная обязанность — контролировать МСС).

Проект первого этапа Широтной магистрали скоростного движения был заложен еще в 2012 году в соглашение по ЗСД в составе так называемых «проектировочных решений», как и другие развязки, не все из которых построены к настоящему моменту.

«Развязка до Витебского проспекта будет реализована в рамках развития ЗСД, — пояснили “ДП” в комитете по инвестициям Петербурга. — У нас нет вариантов пойти по–другому. Мы войдем в документарный конфликт между двумя процедурами, если будем проводить отдельный конкурс по первому этапу ШМСД. Это решение заложено в соглашении ГЧП. Это и нецелесообразно, если есть понятный инвестор, который сейчас эксплуатирует ЗСД».

Стоимость Витебской развязки оценивается в 30–35 млрд рублей. Схема финансирования останется такой же, как и при строительстве Центрального участка ЗСД: бюджеты обоих уровней и деньги инвестора.

Две разные схемы

Федералы подтверждают готовность предоставить 10 млрд рублей до 2023 года включительно: 1 млрд рублей в 2020 году, в последующие годы — по 3 млрд рублей. Такую же сумму, по 10 млрд рублей, внесут город и инвестор. Стоимость всей магистрали оценивают примерно в 180 млрд рублей. В 2020 году на первый этап ШМСД Смольный выделит 1 млрд рублей, при этом город ведет расчеты по дополнительной потребности на этот год.

Для строительства основного хода ШМСД (2–4–й этапы) должен проводиться открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения. При этом возникает вопрос, по какой схеме бюджет будет вносить свою долю.

В конце ноября 2018 года Смольный задумывался о том, чтобы в новых объектах, реализуемым на условиях ГЧП и концессии, в том числе и ШМСД, отказаться от МГД (минимального гарантированного дохода), заменив его капитальным грантом. При использовании механизма МГД риски недополучения доходов из–за низкого трафика, а также непредвиденных расходов на объекте берет на себя государство. Бывший вице–губернатор Игорь Албин полагал, что можно отказаться от МГД за счет увеличения срока окупаемости проекта для инвестора.

Оба хороши

Управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Денис Качкин считает, что возможны оба варианта — МГД и капитальный грант, однако лучше всего использовать комбинированную схему.

«Капитальный грант позволяет уменьшить кредитное плечо, что сократит бюджетную нагрузку на проект в долгосрочной перспективе, но потребует средств в краткосрочной, на этапе строительства. МГД без капгранта — это внушительные выплаты на этапе эксплуатации и довольные банки, поскольку город закрывает риски спроса и трафика. Оптимальной же, на мой взгляд, будет являться комбинированная схема, при которой город выплатит капгрант и обеспечит МГД, но в значительно меньшем размере», — поделился эксперт.

В группе «ВИС» уверены, что реализация такого масштабного проекта, как ШМСД, потребует и капитальных грантов, и МГД. «Это немного разные механизмы, поэтому делать выбор между одним и другим не совсем правильно. Текущая ситуация со снижением деловой активности наглядно показала целесообразность, прозрачность и справедливость механизма МГД. Динамика сбора платы за проезд по всем платным дорогам страны упала более чем в 2 раза в апреле–мае. Выполнение обязательств инвесторов по проектам платных дорог в пользу финансирующих организаций, а также осуществление эксплуатации становится просто невозможным без МГД. На этапе же строительства проектов МГД требуется для привлечения тех самых кредитов, которые традиционно являются одним из источников финансирования ГЧП–проектов», — прокомментировали в группе «ВИС».

Проекты можно финансировать и без использования механизма компенсации затрат. Например, если бы риск трафика был полностью открыт, то ожидания инвесторов и кредиторов по целевой доходности были бы существенно выше, а объем доступного финансирования ниже, говорит первый заместитель главы ВТБ Инфраструктурный Холдинг Андрей Киселев. Однако это могло привести к невозможности привлечь требуемую сумму инвестиций или сделало бы их привлечение в принципе нецелесообразным.

ГГП

«Отказ властей использовать МГД и является одной из основных причин низкого интереса бизнеса к ГЧП–проектам. Из–за этого частный инвестор не сможет привлечь банковское плечо, потому что не закрыт ключевой риск — риск спроса. В связи с этим неудивительно, что в Петербурге проекты реализуются преимущественно в рамках государственно–государственного партнерства (ГГП)», — говорит генеральный директор инвестиционной группы «РВМ Капитал» Феликс Блинов. ГГП — это реализация проекта в партнерстве с крупной государственной корпорацией или крупным государственным банком, поясняет эксперт, и одним из примеров как раз является ЗСД. «По факту в таких проектах государство договаривается само с собой, нет взаимодействия власти и частного бизнеса. А ведь именно проекты, в которых заинтересован частный капитал, экономически более целесообразны. Но в их реализации Петербург не является лидером, есть регионы, которые в этом плане его обогнали, например Самара», — считает Феликс Блинов.

Частный инвестор более внимательно следит за экономической целесообразностью и реализацией проекта. «Да, частный капитал стоит дороже денег госкорпораций и госбанков, но в итоге услуга для конечных потребителей — жителей — будет дешевле. В ситуации с ГГП строительство проекта выходит дороже, хотя деньги изначально привлекаются дешевые, в результате и стоимость услуги для жителей возрастает. Основываясь на той логике, по которой сегодня власти Петербурга организуют работу с ГЧП–проектами, мы ожидаем, что и Широтная магистраль, скорее всего, также станет проектом государственно–государственного партнерства со всеми вытекающими из этого определения возможными последствиями», — говорит Блинов.

Лучше свои

Ожидается, что в конце лета текущего года завершится экспертиза документации, необходимая для начала строительства первого этапа ШМСД. После этого стороны подпишут необходимые соглашения. Осенью, если все будет хорошо, начнется подготовка к строительству. По данным «ДП», с большой долей вероятности генеральным подрядчиком первого этапа станет иностранная компания, но не «Идж Ичташ Асталди» (ICA Construction), которая была генподрядчиком на Центральном участке ЗСД и 7–8–м этапах скоростной трассы М–11 «Нева». Российские компании на эту роль вряд ли претендуют, говорят люди, близкие к проекту.

«Если это будут турки, то нашим основным подрядчикам не очень интересно с ними работать, хотя некоторые и согласятся, наверное. С турками работать — это проблематичная история. Они лучше возьмут маленькие компании, чем крупные, чтобы легче было потом отбиваться от них и не платить им, как они это любят делать», — поделился с «ДП» представитель компании «ЭкспрессСтрой». Многие подрядчики до сих пор ждут, когда турки с ними расплатятся за работу. Ряд экспертов считает, что ШМСД ни в коем случае нельзя отдавать иностранной компании. Город может справиться и своими силами, как, например, на Северном и Южном участках ЗСД. Лучше даже, говорят участники рынка, по единственному поставщику отдать этот объект российской компании, а не иностранцам, как строительство «Тавриды» в Крыму отдали ВАД. В то же время у турецких компаний действительно накоплен богатый опыт работ на крупных стройках и им проще получить банковские гарантии, нежели нашим подрядчикам.

Группа ВТБ в лице ВТБ Инфраструктурный Холдинг за последние 10 лет привлекла в российскую экономику более $17 млрд прямых инвестиций, из которых около 6,5 млрд — кредиты и собственные средства группы ВТБ. Большинство крупных (более 10 млрд рублей) проектов ГЧП на федеральном уровне реализуются в сфере транспортной, главным образом автодорожной, инфраструктуры. На них приходится более половины всех проектов. На региональном уровне, безусловно, самым крупным является Западный скоростной диаметр (ЗСД). На наш взгляд, выгода использования механизма ГЧП намного шире и заключается не только в замещении бюджетных средств частными, которые привлекаются в значительных объемах и в короткие сроки, но и в перераспределении на частного инвестора значительных рисков, включая ответственность за стоимость и сроки строительства, качество и стоимость эксплуатации. Мы видим широкие перспективы применения механизмов ГЧП и концессии для развития инфраструктуры на региональном уровне. Однако количество подобных проектов в других регионах не так велико. Для развития региональных проектов важно разработать и утвердить на федеральном уровне методические рекомендации по оценке потенциальных ГЧП, подготовке конкурсной документации, проведению переговоров с победителями конкурса и заключению с ними соглашений. Известно, что принятие подобных рекомендаций на государственном уровне в других странах послужило причиной бурного развития ГЧП. По многим региональным проектам одним из вопросов, препятствующих запуску, остается проблема с получением федерального софинансирования. Часто регионы видят риск в подобном финансировании и поэтому не решаются запускать проекты либо сроки строительства уже запущенных проектов затягиваются в ожидании денег из федерального бюджета. В других случаях ключевым вопросом является подготовка концепции проекта. На наш взгляд, эти вопросы можно было бы решить более активной позицией со стороны федеральных органов власти, которые могут помочь региональным властям со структурированием проектов, подготовкой концепций и конкурсной документации, а также выработать долгосрочный план по предоставлению федерального софинансирования строительства инфраструктурных проектов. Со своей стороны мы подчеркиваем готовность к участию в новых проектах, видим в них значительный потенциал для развития экономики страны и рады возможности использовать накопленный нами опыт для создания новых объектов инфраструктуры.

Перспективы развития

Глава ВТБ Инфраструктурный холдинг

Восточный радиус: куда поедем и что снесут?

Некоторое время казалось, что ситуация кардинально измениться не может. Но информация, которая появляется по поводу строительства ещё одной скоростной магистрали, внушает надежду. Речь идёт о проекте Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которую иногда называют Восточным радиусом.

Информация о планах строительства ШМСД появлялась в новостях последние пять лет, с 2016 года. По задумке инициаторов проекта, новая трасса будет начинаться от ЗСД, пройдёт через юго-восточные районы Петербурга, пересечёт Неву и завершится во Всеволожском районе Ленинградской области. Церемония бурения скважины для первой сваи Широтной магистрали скоростного движения прошла в Петербурге 24 марта. Стартовый этап — он же Витебская развязка — должен быть построен за четыре года.

По замыслу авторов проекта, трасса с шестью полосами движения объединит Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский и Невский районы Санкт-Петербурга. Она существенно перераспределит транспортные потоки и снизит нагрузку на улично-дорожную сеть города в целом, а также на ближайшие к ней мосты через Неву, в частности, на мост Александра Невского и Володарский мост, а широтная связь (16,7 км) между участками ЗСД и КАД, расположенными на противоположных концах города, позволит автомобилистам сэкономить десятки минут.

«Она почти вдвое короче Западного скоростного диаметра. Но на город ШМСД повлияет не менее мощно, чем ЗСД. Завершится создание опорной сети внеуличного движения. Петербург получит новую круглосуточную переправу через Неву. Разгрузим соседние мосты, снизим трафик в историческом центре, избавим от пробок вылетные магистрали Мурманского направления. Повысим транспортную связность внутри агломерации с Ленинградской областью. Сегодня это один из ключевых приоритетов нашей работы», — губернатор Петербурга Александр Беглов.

Запустить движение по ШМСД на территории Санкт-Петербурга планируется к 2026–2028 годам. Строительство разделено на 6 этапов — 4 в границах КАД, 2 по территории Ленинградской области за пределами КАД:

  • От ЗСД до Витебского проспекта («Витебская развязка»).
  • От Витебского проспекта до Союзного проспекта.
  • От Союзного проспекта до границ Петербурга (ул. Коммуны).
  • От. ул. Коммуны до Кольцевой автомобильной дороги по территории Ленобласти.
  • От КАД до автодороги Р-21 «Кола».
  • Подключение города Всеволожск.

Характеристики магистрали: общая протяжённость создаваемой трассы — 27,4 км, в том числе в границах Петербурга (до ул. Коммуны) — 14,2 км, в границах Ленинградской области — 13,2 км. Количество полос: от ЗСД до КАД — 6 полос (3+3), от КАД до федеральной трассы «Кола» Р-21 (Мурманское шоссе) — 4 полосы (2+2). Количество транспортных развязок — 11. Расчётная скорость движения — 120 км/ч.

ШМСД будет подключена к КАД и федеральной трассе «Кола» Р-21

Перспективы развития

Реализация проекта позволит:

  • Разгрузить федеральные сети автомобильных дорог, принимающие на себя предельное количество автотранспорта;
  • Переключить часть транзитного трафика с юго-восточной части КАД, работающей, с учетом открытия трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург», со сверхнормативной нагрузкой и все чаще выполняющей на этом отрезке функции внутригородского сообщения;
  • Обеспечить вывоз грузов из Большого морского порта Санкт-Петербургского транспортного узла с грузооборотом более 59,9 млн тонн;
  • Создать прямую связь восточных и западных районов города между собой, а также опосредованно через ЗСД – южных и северных, с выводом транспортных грузовых потоков в обход улично-дорожной сети города на систему скоростных магистралей.

Первым этапом ШМСД станет строительство развязки ЗСД с Витебским проспектом. Её строительство позволит решить несколько ключевых транспортных задач города, в том числе обеспечить связь ЗСД с Московским и Фрунзенским районами, снизить нагрузку на улично-дорожную сеть и перераспределить трафик, идущий через центральные районы.

Основные характеристики первого этапа: общая протяжённость по основному ходу — 2,6 км (с учётом развязок — 3,4 км), количество полос — 6 (по 3 в каждом направлении), количество транспортных развязок — 2.

По данным «ДП», на данный момент власти оценивают реализацию Витебской развязки в 39 млрд рублей, из которых сама стройка — 27 млрд, а подготовка территории — 12 млрд. По 10 млрд рублей вложат федеральный бюджет и концессионер («Магистраль Северной столицы», оператор ЗСД).

Территорию, по которой пройдёт трасса, ждут значительные изменения. Во-первых, на пересечении с Новоизмайловским проспектом будет организован съезд с ШМСД. Во-вторых, между Лиговским проспектом и Заставской улицей появится ещё один узел, связывающий Витебский проспект и ШМСД. Там же будут сооружены путепровод через железнодорожные пути и надземный пешеходный переход. В-третьих, будет проведена реконструкция Воздухоплавательной улицы.

Заказ на подготовку территории для первого этапа строительства ШМСД в конце апреля этого года выиграла петербургская компания ООО «Навигатор-СБС».

Перспективы развития

Одно из крупнейших строительных предприятий Северо-Запада, выполняющее строительно-монтажные работы в различных направлениях строительной сферы деятельности. Компания выполняет собственными силами весь комплекс работ по прокладке наружных инженерных сетей и строительству сооружений, от проектирования до ввода в эксплуатацию: строительство электрических сетей и трансформаторных подстанций, сетей водоснабжения и канализации, газопроводов и т.

Компания обладает двадцатилетним опытом выполнения земляных работ в мегаполисе, на территориях объектов культурного наследия, в исторических слоях, на территориях с наличием взрывоопасных предметов, в стеснённых условиях, при наличии значительного количества существующих сетей и сооружений, а также опыт строительства дюкерных переходов рек, ж/д и трамвайных путей, автомобильных дорог.

Как в и любом деле подготовка является очень значимым этапом и зачастую обеспечивает успех всего предприятия. Так и в этом проекте этап инженерной подготовки территории для будущего строительства чрезвычайно важен, так как без освобождения территории строительства от инженерных коммуникаций, зданий и сооружений невозможно строительство основного хода дороги. Мы должны обеспечить нашим партнёрам ООО «Пуск-Лимак-Север» возможность беспрепятственно выполнять работы по устройству опор, пролётных строений и насыпи строящейся дороги».

Перспективы развития

заместитель генерального директора ООО «Навигатор-СБС»

Как сообщили «ДП» в компании, в проектной документации, разработанной институтом АО «Институт Стройпроект», на территории строительства дороги выявлена необходимость полного демонтажа около 1 тыс. гаражей и порядка 400 зданий и сооружений — от совсем небольших строений в несколько квадратных метров до солидных зданий площадью несколько десятков тысяч квадратных метров. Также переустройству подлежит около 509 инженерных сетей: электрических, водопроводных, газовых, тепловых, сетей связи, контактной сети городского электротранспорта и сетей РЖД.

Перспективы развития

Гаражи, попадающие в зону строительства Восточного радиуса, снесут

«В связи с тем, что инженерные сети, как нервная система города, росли вместе с ним, то за прошедшие три года с момента разработки проекта произошли изменения и в топологии, и в объёме инженерных сетей. Сейчас мы совместно с проектным институтом и собственниками сетей выявляем появившиеся новые или реконструированные за эти годы инженерные сети. Все выявленные изменения находят своё отражение в откорректированной проектной и разрабатываемой нашей компанией рабочей документации», — говорит Алексей Максимихин:

В связи со сжатыми сроками строительства 1 этапа (дорога уже должна поехать в сентябре 2024 года) инженерная подготовка (в том числе освобождение) территории идёт параллельно с основным строительством дороги. Как подчёркивают в компании, КРТИ пошёл по единственно возможному пути и расторговал все виды подготовительных работ одним лотом с целью получить EPC-контракт, который должен обеспечить управление подготовительными работами на высоком уровне. Необходимость «одного окна» продиктована сжатыми сроками работ, а также спецификой производства работ по переустройству сетей, которые располагаются в одних и тех же коридорах и земельных участках, необходимых для строительства дороги.

«Можно сказать, что инженерные сети разных собственников зачастую лежат в одной траншее, либо рядом друг с другом, что требует взаимной увязки работ на уровне генподрядчика. Комплексное (параллельное) выполнение работ по переустройству инженерных сетей различных собственников на одном участке в свою очередь позволяет минимизировать затраты города, т. не придётся дважды перекапывать одно и то же место и повторно его благоустраивать, а также уменьшает горожанам количество неудобств от последовательной работы по переустройству сетей», — отмечает Алексей Максимихин.

Технологии, которые будут использоваться при подготовке территории

Как рассказали «ДП» представители компании, при проведении работ будут активно использоваться новые технологии закрытого и открытого способов прокладки сетей, в том числе методом горизонтально-направленного бурения, методом прессо-шнекового бурения, микротонелирования. Предусмотрено использование современного траншейного оборудования, вибро- или статическое погружение шпунтового ряда крепления стен траншей и котлованов, крепление инвентарными крепями SBH, методов водопонижения и т.

В рамках реализации проекта подготовки территории выделены 3 основных участка:

  • Развязка с ЗСД, где необходимо снести 800 гаражей и 50 строений и переустроить более 40 коммуникаций.
  • Развязка с Витебским проспектом, где необходимо переустроить более 269 коммуникаций и снести 120 строений.
  • Центральная часть (в том числе пересечение Московского проспекта). Самый значительный участок, где требуется переустройство более 200 коммуникаций, демонтировать 200 гаражей и 230 строений.

В связи со сжатыми сроками совместно с подрядчиком по строительству дороги на каждом из участков проводится выделение первоочередных территорий для их подготовки, освобождения и передачи строителям. По указанным участкам ООО «Навигатор-СБС» начинает подготовку и выпуск рабочей документации, параллельно занимаясь приёмкой выкупленных земельных участков для подготовки к сносу размещённых на них строений.

Ключевые этапы реализации проекта

1997 г. 17 ноябряРаспоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга №1261-р для целей реализации проекта учреждено Акционерное общество «Западный скоростной диаметр»
1999 г. 12 ноябряПриказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №119 создана рабочая группа по разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2000 г. 01 февраляРаспоряжением Губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева утвержден акт выбора трассы автомобильной дороги  «Западный скоростной диаметр»
2003 г. 27 февраляПолучено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза России» по обоснованию  инвестиций в строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2004 г. 04 ноябряАО «ЗСД» совместно с группой проектных компаний во главе с АО «Институт «Стройпроект» приступили к разработке проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2005 г. 20 сентябряНачато строительство Южного участка ЗСД от транспортной развязки на пересечении с Краснопутиловской ул. и участок подключения  районов №3 и №4 Морского порта Санкт-Петербург в створе Автомобильной ул. 2006 г. 31 октябряРаспоряжением Правительства Российской Федерации №1494-р принято решение о реализации проекта строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» на концессионной основе»
30 ноябряРаспоряжением Правительства РФ №1708-р проект строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» включен в перечень инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда РФ
2008 г. 30 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от КАД до Краснопутиловской ул. 2009 г. 14 апреляПредседатель Правительства РФ Владимир Путин осмотрел ход строительства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и одобрил предложение о начале строительства II очереди
2010 г. 19 маяНачато строительство Северного участка ЗСД, проходящего от транспортной развязки с Приморским пр. до  пересечения с трассой Е-18 «Скандинавия»
14 октябряОткрыто движение на части Южного участка ЗСД от Краснопутиловской ул. до Благодатной ул. 2011 г. 07 февраляОбъявлен открытый конкурс на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. 14 маяНа открытом для движения участке ЗСД от КАД до Благодатной ул. введена платная эксплуатация
09 августаПод председательством Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко состоялось заседание конкурсной комиссии, на котором были подведены итоги открытого конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации ЗСД на основе государственно-частного партнерства. Решением конкурсной комиссия партнером признан участник ООО «Магистраль северной столицы»
23 декабряВ присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина подписано Соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2012 г. 10 октябряПри участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и Министра транспорта Максима Соколова открыто движение на всей протяженности Южного участка ЗСД до набережной реки Екатерингофки
20 декабря Состоялось финансовое закрытие по Соглашению о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»
2013 г. 01 мартаВ соответствии с условиями Соглашение о ГЧП началось строительство Центрального участка ЗСД от транспортной развязки с наб. Екатерингофки до правого берега Большой Невки
02 августаВ присутствии Президента РФ Владимира Путина открыт для движения Северный участок ЗСД
07 октябряНа открытом для движения участке ЗСД от Благодатной ул. до наб. Екатерингофки введен платный проезд
01 декабряВ соответствии с условиями Соглашения о ГЧП Южный участок ЗСД передан в эксплуатацию ООО «Магистраль северной столицы»
2014 г. 15 маяСеверный участок ЗСД передан в эксплуатацию  Партнеру  — ООО «Магистраль северной столицы»,  введен платный проезд
2016 г. 02 декабряВ присутствии Президента РФ Владимира Путина состоялось торжественная церемония открытия Центрального участка ЗСД и пуск движения по всей протяженности магистрали
04 февраляНа всей протяженности автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»  введен платный проезд
2019 г. 28 январяНачато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с Новым шоссе  
03 сентябряНа новой транспортной развязке ЗСД на пересечении с Новым шоссе открыто движение
2021 г. 24 мартаНачато строительство Витебской развязки ЗСД (I этап строительства Широтной магистрали скоростного движения)
сентябрь Начато строительство новой транспортной развязки ЗСД на пересечении с ул. Шкиперский проток
14 сентябряОткрыто рабочее движение по транспортной развязке ЗСД с Шуваловским пр.

Значение и история проекта

Автомобильная дорога «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) является ключевым элементом транспортной инфраструктуры не только Санкт-Петербурга, но и всего региона в целом. Благодаря строительству автомагистрали снижено транспортное воздействие на объекты исторической значимости в центральной части города, обеспечена круглосуточная связь между северными, центральными и южными районами города.

ЗСД представляет собой платную городскую магистральную дорогу скоростного движения, с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части 8-ми полосную, с допустимой скоростью движения транспорта 110 км/час и интенсивностью движения более 100 тыс. автомобилей в сутки, оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи.

Трасса Западного скоростного диаметра начинается на юге — от южного участка кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД), проходит вдоль железнодорожных веток Балтийского направления и северного железнодорожного полукольца, далее — по акватории Финского залива вдоль западной оконечности Васильевского острова, по территориям Приморского и Курортного районов Санкт-Петербурга и заканчивается подключением к  автодороге Е-18 «Скандинавия» в районе посёлка Белоостров.

Общая протяженность Западного скоростного диаметра по основному ходу составляет 46,6 км, при этом эстакадные участки составляют 52,7% всей протяженности магистрали, участки на земляном полотне – 41,4%,  в выемке — 5,9%. В местах пересечения трассы ЗСД с улично-дорожной сетью города, внегородскими автомобильными дорогами построено девять транспортных развязок и предусмотрено строительство еще четырех в будущем. В составе магистрали ЗСД выделены три участка – Южный, Центральный и Северный.

Проект строительства ЗСД —  очень сложный и интересный с технической точки зрения. Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, почти половина трассы запроектирована на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к существующему городскому ландшафту. В состав Западного скоростного диаметра входят уникальные мостовые сооружения. Это в первую очередь относится к транспортным сооружениям ЗСД, располагающимся в акватории Невской губы, строительство которых является неотъемлемой частью формирования морского фасада Петербурга.

Западный скоростной диаметр стал важнейшей частью транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, обслуживающей мощные транспортные потоки по направлениям их наибольшей концентрации – от порта к автодорожным выходам в регионы России и на связях северных, центральных и южных районов города. Трасса соединяет крупные центры деловой активности, а также мощные транспортные узлы, такие как Морской порт Санкт-Петербурга, аэропорт «Пулково», грузовые терминалы, речные портовые комплексы, железнодорожные станции и вокзалы, обеспечивая их связи с внешними автомобильными дорогами, что позволяет создать современную систему перевозок.

По автомагистрали осуществляются международные, межрегиональные, городские и пригородные связи, обеспечивающие потребности внешней торговли и социально-экономического развития страны, Северо-Западного федерального округа и Санкт-Петербурга.

Создание автомобильной дороги Западный скоростной диаметр стало катализатором развития экономики Санкт-Петербурга, позволило начать застройку северо-западных районов города, разместить в районе тяготения трассы новые предприятия, позволило привлечь отечественные и зарубежные инвестиции, обеспечило рост занятости и доходов бюджетов за счет активизации предпринимательской деятельности и увеличения стоимости недвижимости в зоне прохождения магистрали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *