Виды работ по содержанию автомобильных дорог
В обычной жизни человеку, далекому от составления смет по содержанию автодорог и не занимающемуся проблемами их ремонта, скорее всего, будет трудно понять, что же входит в эти многомиллионные затраты, о которых ежегодно отчитываются региональные власти. Чтобы было проще представить, на что уходят деньги налогоплательщиков, познакомимся с классификацией работ по содержанию автомобильных работ.
Ремонт дорог
Самый распространенный вид, который включен в состав работ по летнему содержанию автомобильных дорог, – это дорожный ремонт. Именно на эту статью в смете выделяется большая часть запланированного бюджета. В зависимости от состояния дороги ремонт бывает ямочным или капитальным.
Очевидно, что последний обойдется в разы дороже, однако бывают ситуации, когда выгоднее (в финансовом плане) провести один качественный капитальный ремонт автомобильной дороги, чем каждые полгода тратиться на ямочный, который также стоит немало.
Дополнительные дорожные объекты
Кроме ремонта самого дорожного полотна, периодически необходимо реставрировать и дополнительные дорожные объекты – переходы (подземные и надземные), путепроводы, мосты, светофоры, автомобильные развязки. Обычно реконструкция этих элементов выливается в немалую сумму.
Например, капитальный ремонт одного моста может сравниться по стоимости с ремонтом дороги длиною в несколько десятков километров. Как правило, ежегодной реставрации подлежат не более 10 % дополнительных объектов региональной дорожной инфраструктуры.
Нанесение дорожной разметки.
Дорожная разметка – необходимый для безопасности передвижения элемент дороги. Из-за интенсивной эксплуатации дорожного полотна разметку как городской, так и загородной дорог необходимо обновлять минимум два раза в год, несмотря на то что при ее нанесении используют особенную краску с повышенной износостойкостью.
Если для одного километра дороги стоимость нанесения разметки не кажется высокой, то в масштабах области на это потребуется внушительная сумма.
Содержание тротуаров и обочин.
Любая дорога имеет либо тротуар, либо обочину. Ответственность за их обслуживание, которое состоит из ремонта и уборки, несет владелец дороги. Ремонту эти элементы дороги подвергаются в редких случаях, примерно раз в 10 лет. А вот уборка должна выполняться на постоянной основе.
Дорожные знаки.
За содержание знаков в состоянии, пригодном к эксплуатации, отвечает также владелец дороги. Он обязан вовремя производить их замену (в случае износа и ДТП), осуществлять ремонт и покраску. Обслуживание одного-двух знаков не сильно отразится на финансовом положении владельца дороги, однако когда количество дорожных знаков в регионе составляет десятки тысяч, то и счет на их финансирование выражается в миллионах.
Разнообразные ограждения.
Ограждения используют для безопасности пешеходов и водителей на участках дорог с высоким риском дорожных аварий. В основном ремонт или замена может потребоваться, если ограждение пострадало при ДТП либо в случае износа перекрытия. Затраты на замену ограждения выражаются немалыми суммами и имеют прямую зависимость с количеством ДТП, чем больше аварий с повреждением барьеров, тем больше сумма на их восстановление.
Канавы и кюветы.
Дороги, которые проходят вне населенных пунктов, обустраивают с дренажной системой, состоящей из канав и кюветов. Эти сооружения очень быстро теряют свою функциональность из-за разрастания кустарников и заиливания. Для поддержания дренажной системы в рабочем состоянии необходимо несколько раз в год срезать заросли, чистить водосточные кюветы, укреплять дорожные возвышения. Содержание дренажной системы является недешевым процессом, так как для всех этих манипуляций необходимо привлекать большое количество людей и спецтехники.
Уход за дорогами в зимний период.
Основная проблема, которая появляется зимой при уходе за дорогами, – это уборка снега. В состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входит расчистка дорожного полотна от снега и его вывоз на утилизацию. Кроме механизированной уборки снежного покрова, существуют и другие методы борьбы с ним.
Как правило, это использование смесей из песка и соли или специальных химических реагентов. Спецтехника обрабатывает дороги этими составами, которые своим воздействием заставляют снег таять. Такой способ борьбы со снегом на дорогах является самым эффективным, так как не требует дополнительных работ, связанных с вывозом и утилизацией снега.
Ну и, очевидно, является не самым дешевым методом. Чем снежнее зима, тем больше придется потратить денежных средств на очистку дорожного полотна от твердых осадков.
Уборка в теплое время года.
Самой затратной считается капитальная уборка сразу после схода снега, в ней нуждаются абсолютно все дороги, как городские, так и находящиеся вне населенных пунктов. Помимо главной весенней уборки, в течение теплого сезона (с весны по осень) за дорогами также регулярно должен осуществляться уход, он менее затратный, но необходимый.
Ответственные за содержание автомобильных дорог
Если на дороге федерального или регионального значения произошел какой-то дорожный инцидент, то исковые требования будут предъявлены к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта РФ соответственно.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.
Таким образом, ответственность за состояние автомобильных дорог лежит на администрации муниципального образования. Однако местные власти обычно практикуют заключение контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с организациями, имеющими полномочия и средства производить такие работы.
Тогда в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию автодорог, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне ответственность может нести обслуживающая компания.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и сооружений, обязаны содержать их в таком виде, чтобы обеспечивать безопасность движения, для чего принимаются соответствующие стандарты, нормы и правила (п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»).
Суть положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» заключается в том, что в случае, когда пострадавшему причинен вред вследствие неисполнения обязанностей по содержанию автодорог в надлежащем состоянии, ответственность несет администрация муниципального образования.
Однако таким лицом может выступить и организация, которая осуществляет обслуживание данного участка дороги на основании заключенного договора. Обслуживающая организация может быть привлечена к процессу судебного разбирательства в качестве соответчика, либо после завершения дела администрация в порядке регресса вправе взыскать с нее выплаченную компенсацию пострадавшему лицу.
Очевидно, что состав работ по содержанию автомобильных дорог зависит от времени года и обусловлен эксплуатацией различной дорожной спецтехники. Следовательно, чтобы круглогодично поддерживать состояние дорожного полотна в хорошем техническом состоянии, организация, занимающаяся обслуживанием автодорог, должна иметь в своем арсенале полный набор необходимой техники со всеми комплектующими.
Подходы в обслуживании городских дорог и загородных автомагистралей различаются. Городское дорожное покрытие нуждается в регулярной очистке от мусора и периодическом детальном осмотре всех элементов обустройства автомобильной дороги.
Значение правил содержания автомобильных дорог
Само понятие — содержание автомобильных дорог — включает в себя услуги по обеспечению безопасности дорожного движения, сохранению надлежащего технического состояния автополотна и его регулярной экспертной оценке.
Разработан определенный свод правил содержания автомобильных дорог, согласно которому проводят мероприятия по поддержке их удовлетворительного состояния независимо от этапа жизненного цикла (проектирование, этап строительства, реконструкции, кап. ремонта, эксплуатации).
Все рекомендации по созданию проектов производственных работ (оказания услуг), а также по содержанию объектов указаны в правилах.
Правилами предусмотрен комплексный подход к решению, как организационных вопросов, так и выполнению строительных работ (оказанию услуг), определению нормативно-технических предпосылок по обоснованию цены на содержание объекта, повышению эффективности освоения материалов и денежных средств ради поддержания дорог в должном эксплуатационном состоянии на любом из этапов жизненного цикла объекта.
Расчет затрат на содержание автомобильных дорог
Каждая категория автомобильных дорог имеет свои, только ей присущие, нормативы для определения расхода финансовых вложений на содержание дорог этой категории и проведение текущего или капитального ремонта.
Уполномоченный на проведение таких работ орган для расчёта нормативов финансовых вложений должен:
- составить список автомобильных дорог местного значения в каждой категории и искусственных сооружений на них;
- определить уровень технического состояния автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
- привести полный перечень работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в каждой категории;
- составить смету, отражающую необходимые мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения;
- определить источники финансирования для выполнения работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог.
И, наконец, следует отметить, что подрядные организации создают центры управления производством (ЦУП) для оперативного контроля за содержанием автомобильных дорог и ходом выполнения работ по их содержанию. Для реализации этой задачи данные центры имеют соответствующее техническое и программное обеспечение.
Содержание автомобильных дорог федерального значения, проводимое подрядными организациями, подразумевает осуществление соответствующих работ машинами и механизмами, оборудованными аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).
Правила и нюансы содержания автомобильных дорог в летний период
Летом содержание автомобильных дорог предполагает очистку резервов, откосов и обочин от мусора и посторонних предметов, профилировку и утюжку летних и тракторных путей, организацию грунтовых объездов в местах проведения производственных и ремонтных работ, профилактику разрушений и повреждений укрепительных и защитных сооружений.
Работы в летний период сводятся к:
- планировке неукрепленных обочин, заделке отдельных повреждений укрепительных слоев, планировке части неукрепленных мест, восстановлению разрушенных мест укрепленных откосов;
- очистке отдельных участков лотков, водоотводных канав, водотоков с обязательным обеспечением продольного уклона минимум 5 %, восстановление незначительных повреждений дренажных устройств и т. д.
- вырубке кустарника, сбору и утилизации остатков, скашиванию травы.
Важно провести скашивание сорной травы заранее, до наступления периода цветения. Это необходимо для профилактики засорения смежных полей землепользователей. Желательно засеять такие участки культурными растениями.
Использование химических препаратов (гербицидов) в борьбе с сорной травой должно быть согласовано с районным отделением санэпидемстанции.
Правила содержания автомобильных дорог местного значения предусматривают еще одну важную часть летних работ — обеспыливание.
- Образование пыли связано с износом поверхности покрытия при эксплуатации дороги, а также из-за воздействия климатических условий. Кроме того, дорога загрязняется автомобилями, выезжающими с грунтовых или неукрепленных дорог на проезжую часть.
- Есть несколько способов борьбы с пылью на дорожных покрытиях (гравийных, щебенчатых, грунтовых, улучшенных и т. д.). В первую очередь необходимо обработать поверхность обеспыливающими материалами, которые обеспечивают снижение износа, сохранность первоначальной ровности, снижение загрязненности, улучшение условий движения автотранспорта и санитарно-гигиенического состояния населенных пунктов, прилегающих к проезжей части. Неукрепленные обочины в летнее время обеспыливают теми же способами, как и покрытия (актуально в населенных пунктах, вблизи автобусных остановок и т. д).
Суть содержания автомобильных дорог
Понятие «содержание автомобильной дороги» подразумевает под собой совокупность работ, направленных на поддержание дорожного полотна в годном состоянии, отвечающим требованиям непрерывного и безопасного движения в любое время года.
К таким работам относятся: уход за дорожным покрытием и дополнительными объектами, полосой отвода, регулярная профилактика и предотвращение повреждений разного масштаба, обеспечение безопасности, обслуживание дорог в зимний период и озеленение в летнее время.
При выполнении функций по содержанию автодорог особое внимание уделяют уходу за дорожным полотном, в частности тщательно следят за его чистотой: регулярно освобождают от пылевых, грязевых и снежных заносов, устраняют гололед на проезжей части дороги.
Для этих целей применяют спецтехнику: поливочно-моечные и подметально-уборочные, дорожные щетки, кюветоочистители, снегоочистители, пескоразбрасыватели и другие. Наряду со специальными машинами применяют оборудование, которое навешивают на дорожные машины и тракторы (щетки, откосники, косилки и т. п.).
Стоимость работ по содержанию автомобильных дорог
Ввиду того, что стоимость работ по содержанию автомобильных дорог зависит от разных факторов, невозможно перевести цену обслуживания одного километра автодороги в определенную цифру, как бы этого ни хотелось.
Рассмотрим параметры и условия, на основании которых складывается стоимость, а также рассчитывается периодичность работ по содержанию автомобильных дорог:
- Область территории.
- Ширина дороги.
- Класс дороги.
- Интенсивность эксплуатации.
- Погодные условия.
Например, стоимость работ по содержанию покрытия столичной автомобильной дороги шириной в шесть полос и двухполосной дороги в небольшом региональном городе будут отличаться в несколько десятков раз. Московские автодороги ежедневно испытывают невероятную нагрузку, соответственно, и в ремонте они нуждаются гораздо чаще.
Шесть полос – это немаленькая ширина, обслуживание которой требует соответствующих затрат. Кроме того, зарплата столичных рабочих, как правило, отличается от стоимости оплаты региональных дорожников в большую сторону, в некоторых случаях в два раза и более.
Ремонт автомобильных
дорог и дорожных сооружений
4.1. Ремонт производится комплексно по всем элементам
и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги.
Допускается проведение выборочного ремонта отдельных
элементов дороги или дорожных сооружений.
4.2. Ремонт, как правило, осуществляется в
соответствии с проектно-сметной документацией, разрабатываемой на основе
материалов диагностики и оценки состояния дорог или инженерных изысканий.
При выполнении отдельных видов работ допускается
взамен проекта разработка сметной документации на основании результатов
диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов с приложением или
без приложения чертежей и описания технических решений.
4.3. В состав ремонта могут включаться работы по
содержанию тех элементов дороги и дорожных сооружений в пределах ремонтируемого
участка, которые не требуют ремонта, если указанные работы не были выполнены до
его начала.
4.4. К ремонту автомобильных дорог и дорожных
сооружений относятся следующие работы:
4.4.1. По земляному полотну и водоотводу:
— восстановление размытых и разрушенных участков, в
том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; очистка обвалов,
оползней и селевых выносов;
— уменьшение крутизны откосов насыпей и выемок, засев
травами откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых
агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия;
укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;
— поднятие небольших по протяженности участков
земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, ликвидация небольших
пучинистых участков;
— раскрытие снегозаносимых выемок, устройство
аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на
кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега, устройство грунтовых
банкетов и берм для защиты откосов от размывов и для задержания приносимого
снега;
— восстановление земляного полотна и водоотвода на
пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, подъездных дорогах к объектам
дорожно-ремонтной службы, достопримечательным местам, паромным переправам и
т.п.
— сплошная прочистка водоотводных канав, устройство
новых канав, укрепление стенок и дна канав на участках, подверженных размыву;
— исправление и восстановление дренажных, защитных и
укрепительных устройств, водоотводных лотков, быстротоков и водобойных
колодцев, подводящих и отводящих русл у мостов и труб, ливневой канализации;
восстановление берегозащитных и противоэрозионных сооружений;
— подсыпка и укрепление обочин;
— отвод в постоянное и временное пользование земель,
необходимых для обеспечения работ по ремонту дороги.
4.4.2. По дорожным одеждам:
— восстановление изношенных верхних слоев дорожных
покрытий с обеспечением требуемой ровности и шероховатости; восстановление
покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование
материала старого покрытия;
— устройство поверхностной обработки, защитных слоев и
слоев износа на всех типах дорожных одежд;
— ликвидация колей глубиной до 45 мм и других
неровностей методами поверхностного фрезерования, укладки нового слоя покрытия
или поверхностной обработки;
— восстановление бордюров по краям усовершенствованных
покрытий, фрезерование и устройство покрытий из битумо-минеральных смесей на
укрепительных полосах и обочинах;
— замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных
покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
— перемощение отдельных участков мостовых с заменой
основания;
— восстановление профиля и усиление щебеночных,
гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных
материалов в количестве до 500 м 3
на километр дороги в среднем.
4.4.3. По искусственным сооружениям:
— усиление или замена отдельных несущих элементов
пролетных строений или их добавление;
— уширение пролетных строений без увеличения числа
полос движения по мостовому сооружению за счет увеличения ширины полос
безопасности;
— замена несущих элементов пролетных строений, опор
или конструкций мостового полотна деревянных мостов;
— усиление, частичная замена (до 25 %) обделки
тоннеля, восстановление гидроизоляции; восстановление системы вентиляции,
освещения, штолен и скважин для освещения тоннелей и защиты от грунтовых вод;
усиление порталов, восстановление дорожной одежды с восстановлением (заменой)
водоотводных лотков и др.;
— восстановление конусов насыпей регуляционных
сооружений и устройство или замена укрепления откосов; восстановление
лестничных сходов, замена переходных плит;
— удлинение, замена отдельных звеньев и оголовков
водопропускных труб; исправление изоляции и стыков труб;
— устройство или замена системы водоотвода на мостовом
сооружении и в узлах сопряжения с насыпью; устройство или восстановление
сооружений химической и других видов очистки сточных вод;
— замена отдельных элементов опор с восстановлением
(ремонтом) остальных элементов;
— замена одежды мостового полотна одновременно с
заменой деформационных швов;
— замена и (или) устройство смотровых приспособлений;
восстановление, усиление пролетных строений (опор) с ликвидацией имеющихся
дефектов и обеспечением требуемой грузоподъемности;
— одновременная замена ограждений, перил и тротуаров;
ремонт или замена гидроизоляции по всей площади; полная замена окраски с
удалением продуктов коррозии, зачисткой металла пролетных строений и нанесением
грунтовки;
— восстановление и (или) усиление подпорных стен,
галерей, навесов и других защитных и укрепительных сооружений.
4.4.4. По обустройству дорог, организации и
обеспечению безопасности движения:
— восстановление и установка вновь недостающих
дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;
— восстановление и совершенствование элементов и
систем диспетчерского и автоматизированного управления движением;
восстановление существующих и установка вновь автономных и дистанционно
управляемых знаков и табло со сменной информацией и светофорных объектов;
— восстановление существующих остановочных, посадочных
площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для
остановки или стоянки автомобилей;
— восстановление пешеходных переходов и ремонт
тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных сооружений на
участках дорог, проходящих через населенные пункты;
— устройство виражей на опасных для движения кривых;
— архитектурно-художественное оформление обустройства
и благоустройства дорог и их отдельных участков, развязок, площадок отдыха,
автобусных остановок, смотровых площадок и других объектов;
— восстановление электроосвещения на отдельных
участках дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях;
— восстановление дорожной линейной телеграфной
(телетайпной) или радиосвязи и других средств технологической и
сигнально-вызывной связи; восстановление кабельной сети;
— нанесение временной разметки на период ремонта,
удаление временной разметки и нанесение постоянной после завершения ремонта.
4.4.5. Прочие работы по ремонту:
— устройство площадок для складирования материалов и
рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонта;
— устройство и ликвидация временных объездов
ремонтируемых участков дороги;
— предпроектное обследование мостовых сооружений,
диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и других дорожных
сооружений;
— разработка проектно-сметной документации и ее
экспертиза (в установленном порядке);
— инженерное и научно-техническое сопровождение
наиболее сложных работ по ремонту.
Нормативы содержания автомобильных дорог
- ГОСТ 32965: Методы учета интенсивности движения транспортного потока
- ГОСТ 33161: Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
- ГОСТ 33180: Требования к уровню летнего содержания
- ГОСТ 33181: Требования к уровню зимнего содержания
- ГОСТ 33220: Требования к эксплуатационному состоянию
- ГОСТ 33388: Требования к проведению диагностики и паспортизации
- ГОСТ Р 50597: Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
- ГОСТ Р 56421: Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования безопасности при эксплуатации
- ГОСТ Р 58861: Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
- СП 34.13330.2012: “СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги”
Примечание. Перед применением данных стандартов необходимо удостовериться в их актуальности на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”.
Содержание автомобильных дорог в летний период
1. Обеспыливание дорожных покрытий
Пыль появляется на дорожном покрытии из-за его повреждений, связанных с изменением погодных условий, а также привносится туда на шинах автомобилей, заезжающих с грунтовых дорог или неукреплённых обочин.
Для борьбы с этим явлением применяются специальные смеси, уменьшающие риск появления неровностей дорожного полотна, а также снижающие возможность накопления пылевых частиц в воздухе, что неблагоприятно для здоровья жителей окружающих населённых пунктов.
В летнее время пылеподавляющий реагент используется не только на автомобильных дорогах, но и на автобусных остановках и неукреплённых обочинах.
Наибольшее внимание в этом отношении требуется дорогам, проходящим вдоль сельскохозяйственных угодий, имеющим смену высоты и направления, а также там, где они подходят близко к больницам и детским учреждениям.
2. Озеленение дорог:
- проведение подготовительных работ для озеленения и создания лесопитомников;
- выращивание или покупка саженцев;
- создание снегозащитных лесных полос;
- декоративное озеленение и посадки для предотвращения эрозии почвы;
- мониторинг состояния деревьев и кустарников, посаженных вдоль дорог, своевременная их санобработка от вредителей, обрезка веток и устранение сухостоя, создание рвов вдоль дорожного покрытия для предотвращения пожаров;
- посадка растений и травы на полосе отвода и разделительной полосе.
3. Прочие работы:
- согласование с заказчиком сметной документации проекта, а также проверка его в действии;
- оценка качества содержания дорог и дорожных сооружений;
- обеспечение охраны автомобильных дорог в целом и отдельных дорожных сооружений, сторожевой и пожарной охраны;
- создание условий для ограничения в установленном порядке движения транспорта на дорогах в весенне-осеннюю распутицу;
- инвентаризация и паспортизация дорог, и отвод земель под дорожное строительство;
- повседневное и периодическое проведение учёта интенсивности движения, а также осуществление работ по диагностике состояния автомобильных дорог, мостов, путепроводов и других прилегающих к дорогам сооружений;
- создание информационных систем для сохранения данных о состоянии дорог, мостов и других дорожных сооружений;
- проектирование размещения дорожных знаков и разметки в соответствии с необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения;
- оставление банка данных дорожно-транспортных происшествий и принятие участия в проведении расследований причин их возникновения;
- содействие в упорядочении работы дежурно-диспетчерской службы и обеспечении всем необходимым работы метеорологов;
- обеспечение инженерной и научно-технической поддержки для совершения наиболее сложных работ по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Капитальный ремонт автомобильных
дорог и дорожных сооружений
3.1. Капитальный ремонт, как правило, должен
производиться комплексно по всем сооружениям и элементам дороги на всем
протяжении ремонтируемого участка дороги.
Допускается при соответствующем обосновании проведение
выборочного капитального ремонта отдельных участков и элементов дороги, а также
дорожных сооружений.
3.2. Капитальный ремонт выполняется в соответствии с
разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной
документацией.
Капитальный ремонт автомобильных дорог и дорожных
сооружений, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой
силы (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, передислокация
воинских формирований и др.), разрешается выполнять по ведомостям дефектов и
исполнительным сметам в установленном порядке.
3.3. В состав капитального ремонта могут быть включены
работы по ремонту, а также содержанию элементов дороги и дорожных сооружений на
ремонтируемом участке, состояние которых не требует капитального ремонта, если
указанные работы не были выполнены до начала капитального ремонта.
3.4. К капитальному ремонту автомобильных дорог и
дорожных сооружений относятся следующие работы:
3.4.1. По земляному полотну и
водоотводу:
— поднятие земляного полотна на подтопляемых и
снего-заносимых участках; перестройка пучинистых, оползневых и обвальных
участков;
— усиление земляного полотна с заменой грунтов,
устройством изолирующих и армирующих прослоек;
— устройство новых дренажей, системы водоотвода (в том
числе прикромочных и телескопических лотков), осушительных канав,
берегозащитных и противоэрозионных сооружений, водобойных колодцев, ливневой
канализации;
— исправление параметров земляного полотна на
отдельных участках с доведением его геометрических параметров до норм,
соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги (смягчение
продольных уклонов, обеспечение видимости в плане и продольном профиле,
увеличение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых, устройство виражей);
— устройство земляного полотна и водоотвода на
пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей,
площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и
велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к
объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам,
паромным переправам;
— отвод в постоянное и временное пользование земель,
необходимых для обеспечения работ по капитальному ремонту.
3.4.2. По дорожным одеждам:
— усиление дорожных одежд с исправлением продольных и
поперечных неровностей, укладкой дополнительных слоев основания и покрытия (в
том числе с использованием армирующих, изолирующих, дренирующих и других
материалов); устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих
дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных
покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;
— уширение дорожной одежды до норм, соответствующих
категории ремонтируемой дороги;
— устройство вновь бордюров и укрепительных полос по
краям усовершенствованных покрытий;
— устройство вновь дорожных одежд в местах исправления
и перестройки земляного полотна, на пересечениях и примыканиях, разворотных
площадках, на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных
переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, на
объездах ремонтируемых дорог и подъездных дорогах к паромным переправам;
— ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой
нестабильных слоев дорожной одежды методами фрезерования и регенерации на
ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких
слоев сдвиго-устойчивого асфальтобетона;
— сплошное перемощение мостовых с полной или частичной
заменой песчаного основания.
3.4.3. По искусственным сооружениям:
— уширение и усиление мостов, путепроводов с
доведением их габаритов и грузоподъемности до норм, установленных для данной
категории дороги;
— усиление и перестройка существующих паромных
переправ и наплавных мостов;
— полная замена элементов мостового полотна с
усилением плит и (или) заменой продольных швов омоноличивания;
— перестройка или замена водопропускных труб,
устройство водопропускных труб вновь в местах с необеспеченным водоотводом;
замена малых мостов трубами;
— устройство и восстановление подпорных стен,
противолавинных галерей, навесов, устройство укрепительных и регуляционных
сооружений, восстановление или устройство защитных сооружений (траверс, шпор,
дамб и т.д.);
— замена всех или части пролетных строений или опор,
имеющих предельные износы, на новые;
— увеличение подмостового габарита до требуемого для
существующего класса пересекаемого препятствия (а/д, ж/д, реки);
— замена плит (настила) в одном или всех
сталежелезобетонных (стальных) пролетных строениях;
— восстановление тоннелей, предусматривающее замену
обделки;
— устройство дополнительных вентиляционных штолен и
шахт для тоннелей;
— обследование и испытание мостовых сооружений после
их капитального ремонта с составлением паспорта.
3.4.4. По обустройству дорог,
организации и обеспечению безопасности движения:
— устройство вновь недостающих остановочных и
посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов,
площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха
участников движения, смотровыми ямами или эстакадами;
— устройство переходно-скоростных полос и
разделительных островков на съездах и въездах, пересечениях и примыканиях, на
автобусных остановках, а также дополнительных полос для движения тихоходного
транспорта на подъемах; устройство аварийных улавливающих съездов (карманов) на
затяжных спусках;
— устройство пешеходных переходов (в том числе в
разных уровнях), тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, шумозащитных
сооружений на участках дорог, проходящих в пределах населенных пунктов;
— переустройство существующих пересечений и примыканий
в одном уровне в более совершенные узлы в одном уровне; улучшение параметров и
устройство дополнительных въездов и съездов на существующих пересечениях и
примыканиях в разных уровнях;
— устройство электроосвещения на отдельных участках
дорог, мостах, путепроводах и паромных переправах, в тоннелях, сооружение
линейной телеграфной (телетайпной) или радиосвязи и других средств
технологической и сигнально-вызывной связи, кабельных сетей;
— устройство (монтаж) новых и переустройство
существующих средств организации и регулирования движения на пересечениях
автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами;
— устройство систем мониторинга состояния дорог и
условий движения, диспетчерского и автоматизированного управления движением с
применением дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией,
светофоров и систем автоматики и телемеханики;
— нанесение и удаление временной разметки на период
капитального ремонта, нанесение постоянной разметки после капитального ремонта.
3.4.5. Прочие работы по капитальному ремонту:
— изыскание и освоение резервов грунта и месторождений
местных каменных материалов для производства ремонтных работ, устройство
подъездных дорог и железнодорожных тупиков к производственным базам и карьерам,
высоковольтных ЛЭП для энергообеспечения; устройство площадок для складирования
дорожно-строительных материалов, устройство и ликвидация временных объездов
ремонтируемых участков, а также ликвидация объездов участков дорог, разрушенных
стихийными бедствиями.
— природоохранные мероприятия, рекультивация временной
полосы отвода, рекультивация земель, ранее занятых под карьерами, резервами,
объездными дорогами, ненужными участками дорог, дорожными сооружениями и
производственными объектами и др.
— разработка проектно-сметной документации на
капитальный ремонт дороги и дорожных сооружений и ее экспертиза, разработка
документации по отводу земель; инженерное и научно-техническое сопровождение
проектирования и выполнения работ по капитальному ремонту.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог
Основные виды работ по надлежащему содержанию автомобильных дорог осуществляются в разных направлениях: по месту их проведения и целям.
1. На полосе отвода, земляном полотне и сооружениях водоотведения:
- систематическое проведение работ по наведению разделительной разметки, очистке дорожного полотна от нежелательной растительности химикатами, вывоз мусора, вырубка кустарника и уборка последствий этой вырубки, уничтожение травы на полосах отвода и прилегающей местности;
- постоянный мониторинг состояния всех сооружений водоотведения, своевременная прочистка и ремонт повреждений в ливневой канализации, всех видов дренажной системы;
- сохранение стабильности откосов, насыпей, в случае необходимости – добавление грунта для их укрепления;
- приведение в надлежащее состояние, выравнивание и укрепление «ползучих» обочин;
- устранение несанкционированных въездов и съездов с трасс, мешающих беспрепятственному проезду автотранспорта и создающих аварийные ситуации, организация летних вариантов дорог для передвижения тракторов;
- создание условий для сохранения окружающей природы;
- осуществление маркировки придорожных полос.
2. На дорожных покрытиях:
- создание ровного дорожного полотна, принятие мер по заполнению ям и неровностей на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, приведение в надлежащий вид придорожных бордюров;
- ремонт и защита цементобетонных покрытий от всевозможных повреждений их поверхности, выравнивание или замена отдельных плит из дорожного полотна;
- нанесение защитного эмульсионно-минерального покрытия на дорожное полотно (там, где начинают появляться неровности) и краски на асфальтобетонные и цементобетонные плиты;
- устранение выбоин глубиной до 30 мм наложением двух слоев эмульсионно-минеральной смеси; заполнение полос наката чёрным щебнем или асфальтобетоном и создание защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
- применение специального изолирующего мелкозернистого состава для локализации появляющихся на дорожном полотне трещин;
- наложение новых слоёв покрытия из асфальтобетона на небольших по протяженности (до 20 м) участках дороги;
- добавление щебня или гравия для выравнивания дорог из этих материалов; улучшение состояния грунтовых дорог путём добавления сыпучих пород, до 100 куб. м на 1 километр;
- обработка дорог жидким пылеподавляющим реагентом;
- постоянное отслеживание состояния дорог с грунтами, состоящими из отдельных мелких частиц и подверженными морозному пучению.
3. По приведению в порядок дорожных покрытий, сооружений и построек вдоль дорог, созданию беспрепятственного и безаварийного движения автотранспорта:
- мониторинг состояния дорожных знаков, своевременная замена испорченных и размещение новых;
- отслеживание характера изменений, происходящих с вертикальной и горизонтальной разметкой как на дороге, так и на прилегающих строениях, приведение её в надлежащий вид;
- ремонт, устранение потерявших свой вид дорожных ограждений и размещение новых направляющих устройств;
- поддержание чистоты вокруг остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, мест для отдыха, шумозащитных сооружений и туалетов; приведение в порядок памятников архитектуры, расположенных вдоль дорог;
- мониторинг состояния и размещение беседок, скамеек, систем водоотведения и их соответствия санитарным нормам в местах отдыха;
- содержание в чистоте и, в случае неприглядного вида, покраска окружающих дорогу строений;
- применение соответствующих мер по созданию и обустройству объездных путей в случаях появления деформаций дорожного покрытия из-за подтопления, наледи, заносов, а также при невозможности проезда автотранспорта через мосты;
- мониторинг состояния и размещение всевозможных сооружений и приборов, отслеживающих движение автотранспорта, а также измеряющих температуру и высоту снеговых заносов;
- осуществление своевременной оплаты за электроэнергию, которая идёт на освещение дорог; поддержание в рабочем состоянии состоящих на балансе у организаций, отвечающих за содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений, линий электроснабжения дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ; замена при необходимости нерабочих источников света, подведение проводов, кабелей и других составляющих, которые способствуют необходимому освещению дорог; отслеживание работы расположенных вдоль дороги трансформаторов;
- наблюдение за состоянием и приведение в надлежащий вид находящихся на балансе автомобильных дорог сооружений различных видов связи, а также светофоров, дорожных знаков, боковых дорожных ограждений, различных устройств, применяемых на дороге для создания беспрепятственного движения автотранспорта; обеспечение своевременного диспетчерского или автоматизированного управления движением;
- содержание в рабочем состоянии находящихся на балансе автомобильных дорог построек, в которых измеряется вес грузового транспорта, осуществляется наблюдение за изменяющимися погодными условиями и проводится их анализ, а также отслеживаются параметры движения автотранспорта.
Актуальные проблемы механизации работ по содержанию автомобильных дорог
Без осуществления организации работ по содержанию автомобильных дорог невозможно поддерживать дорожное полотно в надлежащем техническом состоянии. Своевременный ремонт позволяет устранить причины разрушения дорожного покрытия и создать безопасные условия езды.
Однако, несмотря на значимость таких работ для дорожной инфраструктуры, выполнение их на должном уровне остается сложной задачей. Это обусловлено отсутствием мощных средств механизации, из-за чего приходится использовать ручной труд или неэффективное оборудование. Некоторые организации, занимающиеся обслуживанием дорог, вынуждены самостоятельно изготавливать необходимые устройства для выполнения работ.
Проблема, связанная с разработкой средств механизации, заключается в том, что на один километр дорожного покрытия приходится относительно малый удельный объем работ, а также в наличии различных преград (дорожных знаков, километровых столбов и т. п.), препятствующих работе спецтехники. Сейчас все силы дорожных конструкторов брошены на переоборудование имеющихся машин с целью улучшения их маневренности и на создание недостающей спецтехники для возможности полного перехода на механизированный труд.
Кто отвечает за ремонт и содержание автомобильных дорог
Автомобильные дороги находятся не только в федеральной собственности, но и в муниципальной, в собственности субъектов РФ или даже физических лиц. Рассмотрим подробнее:
- Дорога считается федеральной собственностью, если включена в перечень автодорог общего пользования, имеет федеральное значение. Также дорога может быть включена в перечень автодорог необщего пользования, но тоже федерального значения. Статус дорог назначается Правительством РФ, уполномоченными органами исполнительной власти.
- Дороги, включенные в перечень общего или необщего пользования регионального или муниципального значения, относятся к собственности субъекта РФ и утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
- Автодороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории населенных пунктов, относятся к собственности поселения. Исключения — дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, частные автодороги.
- Автомобильные дороги общего и необщего пользования, расположенные на территории городов, относятся к собственности городского округа. Исключения — дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частные автодороги.
- Автодороги общего и необщего пользования относятся к собственности муниципалитета, если расположены в границах муниципальных районов. Исключения — автодороги, имеющие статус федеральной, региональной или муниципальной собственности, частные автодороги, дорог местного значения поселений.
- Автодороги общего и необщего пользования относятся к собственности юридических или физических лиц, если были построены за счет собственных средств физических или юридических лиц, на земельных участках, полученных застройщиками в соответствии с земельным законодательством. Автодороги, переданные в собственность таких лиц по законодательству РФ, также являются их собственностью.
Нормативно-правовое регулирование вопроса содержания автомобильных дорог осуществляется подведомственным Минтрансу РФ органом — Росавтодор. К функциям Росавтодора относятся обязанности по организации дорожной деятельности, в пределах своих полномочий, и контроль по целевому использованию автодорог.
Особенности зимнего содержания автомобильных дорог
- Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии снегозащитных панелей, заборов, использование особых способов укрепления грунтовых дорог в зимнее время.
- Изготовление, размещение, поддержание в рабочем состоянии временных снегозадерживающих сооружений (щитов, изгородей, сеток и др.); создание препятствий из снежных валов и траншей на придорожной полосе и их периодическое обновление.
- Очищение дорог от снежных заносов, устранение снежных валов с прилегающей к дорогам территории специальными бригадами; проведение технологических операций по выравниванию поверхности дорог и устранению продольного и поперечного профилей сыпучих покрытий.
- Проведение периодических работ по очищению от снега и льда автобусных остановок, павильонов и площадок отдыха.
- Полное очищение от снега и льда верхней поверхности оголовка подферменной плиты, служащей для установки опорных частей пролётов и опор мостов, а также лестниц и подходов к ним и зоны, примыкающей к насыпи.
- Поддержание в рабочем состоянии зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.
- Устранение наледи, приготовление и хранение противогололедных материалов, установка и отслеживание состояния сооружений с противогололедными смесями и удобных подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных жидких материалов; создание и поддержание антигололёдного покрытия для расплавления всей массы льда.
- Обеспечение дорожных служб оборудованием для раннего обнаружения и прогнозирования образования наледи, а также машинами для нанесения антигололедных смесей на мостах, путепроводах, различных развязках.
- Проведение мероприятий по устранению наледи, размещение для решения этой задачи соответствующих сооружений.
- Обеспечение расчистки дорог от последствий схода лавин и проведение работ по предотвращению появления таких ситуаций.
Правила содержания автомобильных дорог
Для организации и проведении работ по содержанию автомобильных дорог необходимо придерживаться следующих правил.
- В первую очередь следует сделать всё возможное для того, чтобы проводимые работы не сказались на безопасности дорожного движения.
- Дорожная служба следит за восстановлением проходимости дорожного транспорта в случае появления непредвиденных обстоятельств. Также она может и ограничить его или запретить, если создаётся угроза жизни.
- Приём законченных работ по ремонту или реконструкции автомобильных дорог производится представителями организаций, которые заключили договор подряда, и только в том случае, если соблюдены все условия его выполнения.
При составлении смет на выполнение определённого вида работ необходимо в них включать:
- очищение дорожного полотна от снега и различных предметов, которые создают угрозу для безопасности дорожного движения, посыпание реагентами, способствующими ликвидации его оледенения, ремонт и восстановление дорожных знаков и отбойников, выравнивание дорожного покрытия;
- приведение в надлежащее состояние и обеспечение длительного функционирования всех окружающих автомобильную дорогу конструкций на полосе отвода.