ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Виды и порядок проведения

Согласно п. 43 ПБУ 4/99 организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ утверждение бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Порядок утверждения годовой бухгалтерской отчетности ООО определен пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ. В нем, в частности, говорится, что утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества. Их собрание об утверждении результатов деятельности и отчетности общества за год должно быть проведено (ст. 34 Закона № 14-ФЗ):

Конкретный срок проведения такого собрания определяется в уставе общества. Это касается и ситуации, когда общество состоит из одного участника, поскольку в силу ст. 39 Закона № 14-ФЗ в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. Сроки проведения годового собрания при этом также должны быть соблюдены.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность ООО (независимо от количества его участников) может быть утверждена в период с 01.03.2023 по 30.04.2023.

Отметим: обязательных требований к протоколу общего собрания участников ООО в Законе № 14-ФЗ нет. Но очевидно, что в таком протоколе должны быть в обязательном порядке (ст. 181.2 ГК РФ).

Обязательность утверждения годовой бухгалтерской отчетности ООО – требование отнюдь не новое, большинство руководителей и бухгалтеров обществ, безусловно, уведомлены об этой обязанности. Между тем на практике некоторые общества нередко игнорируют ее исполнение, а подобная беспечность может обойтись довольно дорого.

Формально действующим законодательством не предусмотрена ответственность общества (и его должностных лиц) за представление в налоговый орган не утвержденной в установленном Законом № 14-ФЗ порядке годовой финансовой отчетности. Напомним: в ст. 13 Закона № 402-ФЗ лишь содержится указание на то, в каких случаях годовая отчетность должна быть утверждена.

Однако штраф возможен за непредставление участникам ООО этой отчетности для утверждения. Административная ответственность в данном случае установлена ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ. В частности, предусмотрено наказание за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников ООО (а равно за нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО) в виде штрафа:

Полномочия привлечь ООО к ответственности за такое правонарушение у налоговиков есть. Сам штраф назначается судом. При рассмотрении таких дел к правонарушениям обычно относят:

Причем к ответственности могут быть привлечены и организация, и ее должностное лицо (руководитель). Добиться замены штрафа предупреждением (напомним: возможность такой замены для субъектов МСП предусмотрена ст. 4.1.1 КоАП РФ) в этом случае очень сложно, поскольку у любого ООО всегда есть реальная возможность выполнить требования о проведении общего собрания участников.

Поэтому во избежание финансовых потерь имеет смысл ежегодно проводить общее собрание участников общества по итогам года и утверждать годовую бухгалтерскую отчетность.

Когда проводится аудит

Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.

Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.

Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:

Список обязательно аудируемых лиц за 2016 год пополнили микрофинансовые компании и в отдельных случаях — политические партии. Об этом напоминает информационное сообщение Минфина России от 11 января 2017 года № ИС-аудит-13.

На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для

Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:

Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:

Организационно-правовых форм организаций:

Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).

Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.

Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.

Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.

Суть финансового аудита

Финансовый аудит — независимая проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

При проведении финансового аудита оцениваются основные ключевые показатели, характеризующие реальную ситуацию в организации:

Аудит сформирует ясное понимание сложившейся финансовой ситуации в организации, покажет динамику развития бизнеса, подверженность рискам с точки зрения инвестиций.

В финансовый аудит не входит проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов. Аудиторы проверяют налоги только на наличие ошибок, способных существенно исказить бухгалтерскую отчетность. Детально налоговый учет исследуется в ходе налогового аудита, который является отличным дополнением к финансовому.

Кроме того, финансовый аудит может быть дополнен:

Финансовый аудит дает результаты

Доход собственника увеличен на 43 млн руб.

Руководитель отдела аудита


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Кто проводит бухгалтерский аудит

Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аудиторская организация

Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Индивидуальный аудитор

Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.

Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:

Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аудит дает возможность:

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Как спланировать проверку организации

Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.

При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.

В первую очередь определяется объем проверки:

Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.

Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.

Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.

Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.

Когда и как можно исправить бухгалтерскую отчетность в ГИРБО?

Согласно ч. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ в случае исправления организацией ошибки в бухгалтерской отчетности, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности для включения в этот информационный ресурс.

Исправленная отчетность в электронном виде представляется в тот же налоговый орган, в который был представлен первоначальный вариант отчетности, не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом.

Если исправленная отчетность утверждена после 31 июля и отличается от той, что была представлена в ИФНС ранее, то исправленный вариант отчетности следует направить в инспекцию не позднее чем через 10 рабочих дней после утверждения. Однако указанная дата не может быть позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Иными словами, внесение исправлений в бухгалтерскую отчетность после ее представления в ИФНС допустимо в том случае, если отчетность пересматривается до ее утверждения в связи с выявлением существенной ошибки (ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»).

После утверждения бухгалтерской отчетности внести в нее изменения нельзя, даже при существенности обнаруженной ошибки. Данный запрет закреплен в ч. 9 ст. 13 Закона № 402-ФЗ. При выявлении существенной ошибки после утверждения отчетности она исправляется в текущем периоде записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Для чего компании аудит

Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.

Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности — это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:

Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.

Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные

В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.

Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:

Раскрытие и аудит сокращенной отчетности по МСФО

О раскрытии и аудите сокращенной финансовой отчетности (в том числе консолидированной), составленной в соответствии с правилами МСФО

В информационных письмах информация Минфина № ОП 18-2023, ОП 19-2023 разъясняется порядок составления, раскрытия и аудита, в том числе составления аудиторского заключения, финансовой и консолидированной финансовой отчетности, составляемой в соответствии с правилами МСФО.

Разъяснения касаются указанной выше отчетности, сокращенной по сравнению с полным ее комплектом в части информации, содержащей гостайну или секретные сведения, определенные правительством РФ (в обязательном порядке) и «чувствительной информации».

Запрет на раскрытие информации, содержащий гостайну, устанавливается п. 8 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому консолидированная финансовая отчетность, финансовая отчетность организации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством РФ, раскрывается в части, не содержащей указанных сведений – это обязанность организации.

Подлежащие раскрытию в консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО сведения, которые организация вправе не раскрывать – «чувствительная информация», а также круг таких организаций определены постановлением Правительства РФ от 5 марта 2020 г. № 232 «Об особенностях раскрытия консолидированной финансовой отчетности». Особенности регулирования данного вопроса для кредитных и некредитных финансовых организаций устанавливаются решениями Совета директоров Банка России соответственно от 29 декабря и 23 декабря 2022 г.

Приведенные права, обязанности в части ограничений не отменяют обязанности по составлению, раскрытию отчетности по МСФО. Таким образом, в приведенных случаях, организация, обязанная составлять, представлять и раскрывать консолидированную и финансовую отчетность в силу ч. 1 ст. 2 ФЗ 208-ФЗ, а также организация, учредительными документами которой предусматриваются представление и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности составляет:

Подготовка консолидированной сокращенной отчетности может быть осуществлена одним из следующих способов

Способ технического исключения информации предполагает подготовку на основе полной консолидированной финансовой отчетности консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений; причем последняя должна представлять экономические ресурсы и обязательства организации по состоянию на отчетную дату, а также изменения этих ресурсов и обязательств за отчетный период в соответствии со структурой изложения информации, принятой в полной консолидированной финансовой отчетности.

Раскрываемая сокращенная отчетность составляется организаций путем исключения из полной консолидированной финансовой отчетности сведений, составляющих государственную тайну, и (или) «чувствительной информации», а также путем включения структурно и содержательно таким же образом, как в полной отчетности иных сведений, содержащихся в полной отчетности.

Сокращенная отчетность должна содержать указания на

Наименование всего комплекта консолидированной финансовой отчетности, а также наименования каждого отчета, включенного в комплект, должно содержать указание на то, что это раскрываемая (а не полная) отчетность: «РАСКРЫВАЕМАЯ КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ХХХ» ЗА ГОД, ЗАКОНЧИВЩИЙСЯ 31 ДЕКАБРЯ 2022 ГОДА». Аналогичным образом именуется каждый отчет из состава комплекта полной отчетности.

Поскольку сокращенная отчетность не содержит всю информацию, раскрытие которой обязательно согласно МСФО, такая отчетность не может быть охарактеризована как соответствующая МСФО. В связи с этим отчетность не должна содержать заявление о соответствии МСФО, такое заявление исключается из полной отчетности, трансформируемой в сокращенную.

Пояснения относительно аудиторского заключения в отношении полной и сокращённой отчетностей приведены в письме Минфина информация» № ОП 19-2023.

В частности, разъясняется, что ввиду того, что в сокращенной отчетности не содержится (может не содержаться) ряд сведений, предусмотренных стандартами по учету, такая отчетность не соответствует концепции достоверного представления, на основании которой составляется полная отчетность. В этой связи, аудиторское заключение о полной консолидированной и финансовой отчетности, составленное в соответствии с МСА 700, содержащее, том числе, мнение о достоверности этой отчетности в части полноты раскрытой информации, не может быть приложено к сокращенной раскрываемой консолидированной и финансовой отчетности. Соответственно и сокращенная отчетность не может быть приложена к аудиторскому заключению, выпущенному в отношении полной отчетности.

Если аудиторской организации становится известно о факте раскрытия организацией сокращенной отчетности вместе с аудиторским заключением, аудиторской организации вменяется в обязанность провести оценку влияния изъятых сведений на полную консолидированную финансовую отчетность и на аудиторское заключение о ней, установить, требуется ли внести изменения в сокращенную отчетность либо в аудиторское заключение о полной, а при необходимости потребовать от руководства организации удалить аудиторское заключение о полной отчетности из раскрытия сокращенной отчетности.

Кроме того, в выпущенном письме поясняется, что аудиту подлежит не только полная консолидированная и финансовая отчетность, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) «чувствительную информацию», но и раскрываемая сокращенная консолидированная и финансовая отчетность. Аудиторская организация выпускает соответствующие аудиторские заключения о каждом из этих комплектов отчетности.

При аудите сокращенной отчетности аудиторские организации должны определить

корректность, полноту и достаточность раскрытия информации, касающиеся особенности составления сокращенной отчетности (мы приводили их выше), а также оценку приемлемости и корректности принятого руководством аудируемого лица подхода к определению «чувствительной информации», с тем, чтобы убедиться, что этот подход не имеет цели ввести в заблуждение предполагаемых пользователей раскрываемой консолидированной финансовой отчетности и в тоже время не наносит ущерб аудируемому лицу и (или) его контрагентам (соблюден ли баланс интересов организации и пользователей сокращенной отчетности).

В аудиторское заключение о сокращенной раскрываемой отчетности включается раздел «Важные обстоятельства» с тем, чтобы привлечь внимание пользователей к тому, что эта отчетность подготавливается а в соответствии с концепцией специального назначения и, следовательно, может быть непригодна для использования в каких-либо иных целях.

Для достижения большего понимания пользователями процесса подготовки отчетностей в аудиторское заключение о сокращенной отчетности может содержать раздел «Прочие сведения» со ссылкой на аудиторское заключение о полном комплекте консолидированной финансовой отчетности или на включенный в него вопрос (вопросы).

В случае, если в сокращенной отчетности не исключается (приводится) указание на соответствие отчетности нормам МСФО, либо исключения из полной отчетности вводят в заблуждение предполагаемых пользователей, аудиторская организация обязана модифицировать мнение: путем включения оговорки в случае. Если влияние указанных обстоятельств не приводит к всеобъемлещим искажениям отчетности, к отрицательному мнению – если искажения носят всеобъемлещий характер.

При этом, если включение нераскрытой информации в аудиторское заключение нецелесообразно в связи с ее чрезмерным объемом, либо в отчетности не раскрывается информация, содержащая сведения, составляющие государственную тайну (в случае указания в отчетности ее соответствия МСФО), в аудиторском заключении нераскрытая информация не приводится.

Подписка на email-рассылку

Хотите сократить количество новостных рассылок в 2 раза?

Все, что нужно, в одном письме!

Процесс финансового аудита

Проведение финансового аудита проходит в несколько этапов:

Чтобы контролировать компанию в течение года и не накапливать ошибки в учете, рекомендуем проводить аудит в несколько этапов, например:

Особенно это важно, если компания подлежит обязательному аудиту и должна закончить аудиторскую проверку в определенные сроки — перед проведение годового собрания участников организации.

Мы всегда на связи с клиентом, предоставляем персонального куратора, доступного 24/7. Наши специалисты — исключительно штатные аттестованные аудиторы с опытом работы, всегда готовые поддержать и помочь решить возникающие вопросы.

Помогаем не ошибаться и защищаем от ИФНС

приходите на наши вебинары и круглые столы

Руководитель отдела консалтинга Советник налоговой службы II ранга


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Занимаем 14 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России

Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008

Членство в Институте профессиональных бухгалтеров

На основе оценок и отзывов пользователей Яндекса

Мнение редакции

Финансовый аудит – это прекрасный способ оценить текущее положение дел в вашей компании, а также взглянуть на ваш бизнес как бы со стороны, чтобы найти слабые места и скрытые резервы.

Если вы хотите, чтобы ваша отчетность вызывала больше доверия и выглядела более привлекательно, то лучший способ этого добиться – это провести финансовый или комплексный (финансовый + налоговый) аудит, выбрав для этого надежную и известную на рынке компанию-партнера.

Проведение аудита бухгалтерской отчетности

Проведение аудита финансовой отчетности обычно состоит из следующих этапов работы с аудиторской компанией:

Аудиторское заключение после проведения обязательной процедуры аудита сдается в налоговую в электронном виде вместе с годовой бухгалтерской отчетностью. Заключение, которое к этому моменту еще не готово, нужно сдать не позднее 10 рабочих дней со дня его подписания, но не позднее 31 декабря (ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Другой вариант – обратиться к нотариусу, тогда он сам подпишет сообщение и разместит на федресурсе. В любом случае нужно учесть, что размещение сведений платное (пп. 7, 9 ст. 7.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В статистику аудиторское заключение сдавать не требуется.

Отдельного штрафа за непроведение обязательного аудита не существует. Однако за непредставление в срок аудиторского заключения в налоговую службу фирму могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. рублей. Штраф для должностного лица предусмотрен в размере до 500 рублей, а если нет аудиторских заключений за прошлые годы – до 10 тыс. рублей (ст. 4.1.2, 15.11, 19.7 КоАП).

В годовой отчетности вам нужно учесть все новые ФСБУ. Сами сможете? Будье осторожны, штрафы за ошибки в бухучетье серьезные. Разобраться поможет наш курс повышения квалификации про 6 новых ФСБУ. Эксперты по бухучету объяснят, как работать по новым правилам и не косячить. Получите полезную раздатку с шаблонами, чек-листами и образцами — можно всегда использовать в работе. А еще удостоверение о повышении квалификации на 140 ак. часов. Мы вносим его в ФИС ФРДО.

За неразмещение сведений об аудиторском заключении на Федресурсе предусмотрен штраф для должностного лица – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а за несвоевременное размещение – 5 тыс. рублей (ст. 14.25 КоАП).

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?

В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.

Начиная с 1 октября 2016 года на организации, подлежащие в соответствии с требованиями действующего законодательства обязательному аудиту, возложена обязанность по внесению сведений о результатах аудиторской проверки в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — в течение 3 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения.

Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».

Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:

отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);

непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);

неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).

невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.

Срок давности для привлечения к административной ответственности с момента совершения правонарушения составляет:

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Какие документы проверяют аудиторы


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.

Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.

Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.

По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.

Кто может проводить финансовый аудит

Аудиторские услуги оказывают исключительно:

В обоих случаях аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны состоять в СРО ААС «Содружество».

Аудиторское заключение (АЗ) выдается исключительно лицу, заключившему договор оказания финансового аудита — руководителям или владельцам организации.

Однако аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности имеет важное значение для партнеров компании. Общедоступная бухгалтерская отчетность, по сути, — единственный ресурс, содержащий данные об экономической ситуации в компании для сторонних пользователей. Каждое заинтересованное лицо изучает доступную информацию исходя из собственных задач.

Если достоверность бухгалтерской отчетности подкреплена аудиторским заключением — доверие потенциальных партнеров и инвесторов к компании многократно возрастает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *