НЕОБХОДИМО ЛИ ЗАКАЗЧИКАМ ПО 223 ФЗ В ПОЛОЖЕНИИ О ЗАКУПКЕ УКАЗЫВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Организация закупок по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ, в отличие от Закона N 44-ФЗ, не регулирует вопросы организации закупок, не требует от заказчика создания контрактной службы или назначения контрактного управляющего, формирования комиссий по осуществлению закупки, вопросов централизации закупок и совместного проведения торгов, привлечения третьих лиц к организации определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей (далее — контрагент). Согласно общему принципу большая часть регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с Законом N 223-ФЗ, относится на усмотрение самого заказчика, принимающего соответствующие локальные нормативные акты, в первую очередь — положение о закупках (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782).

При этом, по нашему мнению, следует исходить, прежде всего, из того, что, из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. Таким образом, заказчики осуществляют закупки в соответствии либо с одним из этих законов, либо с другим. Соответственно, если бюджетное учреждение в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ утверждает положение о закупке и проводит закупки за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то на такие закупки распространяется только требования Закона N 223-ФЗ, требования же Закона N 44-ФЗ, в том числе связанные с организацией закупок, не применяются. То же относится и к обратной ситуации, то есть к организациям, руководствующимся по общему правилу Законом N 223-ФЗ, но применяющим одновременно нормы Закона N 44-ФЗ в отношении закупок, указанных в ч.ч. 4 — 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Во-первых, представляется, что заказчикам, которые применяют одновременно Закон N 223-ФЗ и Закон N 44-ФЗ логично использовать, например, органы, которые в любом случае должны быть созданы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, — контрактную службу (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок в аналогичных целях и с аналогичными функциями для закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Во-вторых, в том случае, если заказчики, руководствующиеся Законом N 223-ФЗ, исходя из собственных интересов, желают применить практики и институты, аналогичные применяемым при закупках по Закону N 44-ФЗ, они вполне могут ориентироваться на нормы Закона N 44-ФЗ, разумеется, с учетом специфики отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 09.01.2017 N Д28и-16.

Формирование контрактной службы или назначение контрактного управляющего может быть признано целесообразным, например, для определения лиц, ответственных за соблюдение при проведении закупок требований закона и локальных нормативных актов, прежде всего — положения о закупке. В связи с этим отметим, что лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица (см. Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Из приведенного выше Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ можно также сделать вывод, что создание комиссий по осуществлению закупок при закупках по Закону N 223-ФЗ предполагается. Это можно заключить также из п. 4 ст. 447 ГК РФ, которая может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ, и ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (см. также письмо Минэкономразвития России от 16.01.2015 N Д28и-54). И хотя строго формально отказ от формирования таких комиссий (единой комиссии) не будет являться нарушением законодательства, их (ее) формирование также может быть признано целесообразным.

Что касается возможности проведения централизации закупок, проведения совместных торгов, привлечения специализированной организации, то Законом N 223-ФЗ это не предусмотрено, но и не запрещено. В качестве правового основания для применения в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ этих институтов можно рассматривать указание п. 2 ст. 447 ГК РФ, что в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Данная норма также может быть применена к торгам, проводимым по Закону N 223-ФЗ, по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ) на основании п. 6 ст. 447 ГК РФ.

Соответственно, поскольку Законом N 223-ФЗ иного не предусмотрено, любой заказчик, руководствующийся этим законом, может привлечь специализированную организацию в качестве организатора торгов, а несколько заказчиков могут заключить соглашение о проведении совместных торгов, организатором которых может выступить один из них или иное лицо, привлекаемое к заключению указанного соглашения именно в качестве организатора (специализированная организация). При этом законодательство не устанавливает каких-либо требований к специализированной организации, а потому этой роли может выступать практически любое юридическое лицо (что является синонимом «организации» — см. п. 1 ст. 48, ст. 50 ГК РФ).

Несколько сложнее обстоит дело с централизацией закупок по Закону N 223-ФЗ. В Законе N 44-ФЗ под централизованными закупками понимаются закупки в интересах нескольких заказчиком, полномочия по проведению которых полностью или частично передаются одному заказчику — уполномоченному заказчику на основании нормативного правового акта (ст. 26 Закона N 44-ФЗ). Очевидно, что такая централизация может осуществляться только в отношении субъектов, отношения которых основаны, помимо прочего, на административном подчинении, и не может иметь места в отношениях, регулируемых Законом N 223-ФЗ. Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например, материнская организация, владеющая контрольными пакетами акций (большей частью долей) других организаций), вполне может определить некоторых из них в качестве уполномоченных на закупки тех или иных (или всех) товаров, работ, услуг для нужд нескольких из них или создать для этого новое юридическое лицо. Однако с учетом того, что, как было сказано выше, формально в данном случае отсутствуют отношения подчинения, отношения описанных выше уполномоченных заказчиков с прочими заказчиками в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа — в зависимости от выбранного варианта оформления отношений — на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой, как было сказано выше, может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов.

Соответственно, заказчик может урегулировать эти вопросы самостоятельно в положении о закупке или оставить их неурегулированными, принимая решение в зависимости от конкретной ситуации.

При решении вопросов организации закупочной деятельности заказчик может ориентироваться на положения Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, разработанного Федеральной антимонопольной службой РФ, носящий рекомендательный характер (см. Преамбулу указанного Стандарта), в частности, раздела IV «Централизация закупочной деятельности заказчиков, осуществление консолидированных (совместных) закупок».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

8. Положения о закупках, типовые положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система) до 1 октября 2022 года. Положения о закупках, не соответствующие Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), по состоянию на 1 октября 2022 года считаются не размещенными в единой информационной системе.

9. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения в единой информационной системе положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции настоящего Федерального закона), но не позднее 1 октября 2022 года, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения. Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги по договорам, заключенным по результатам таких закупок, должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации.

10. Закупки товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены заказчиком в единой информационной системе, контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые заключены до включения такого заказчика в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона), завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения, заключения такого контракта.

11. Положения части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона), касающиеся срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, применяются в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, с 1 июля 2022 года при определении такими заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупках направлены с 1 июля 2022 года, или при заключении такими заказчиками с 1 июля 2022 года контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

12. Срок оплаты заказчиком, не являющимся федеральным органом исполнительной власти, автономным и бюджетным учреждением, созданным Российской Федерацией, поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта по контракту, заключенному по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещение об осуществлении закупки по которому размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке по которому направлены с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно, или заключенному с 1 мая по 30 июня 2022 года включительно с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), должен составлять не более пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке;

3) контракт заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке.

Типовые положения о закупке по Закону N 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке. Оно должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,*

порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

По общему правилу положение о закупке разрабатывается самим заказчиком и утверждается на основании ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ его органами управления или — в отношении положения о закупках бюджетного учреждения — органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале).

Однако ч. 2.1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ предусматривает возможность утверждения государственными и муниципальными органами типовых положений о закупке (далее — Типовые положения), применение которых обязательно для определенных ими заказчиков при утверждении последними положений о закупке или внесении в них изменений, а также может применяться и другими заказчиками.

Типовые положения могут утверждаться следующими органами, одновременно определяющими заказчиков, для которых применение таких Типовых положений обязательно, из следующих категорий заказчиков:

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, такие органы либо организации, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, — для заказчиков из числа бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий;

органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения субъекта РФ либо полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта РФ, либо иной орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, — для заказчиков из числа бюджетных или автономных учреждений субъекта РФ, государственных унитарных предприятий субъекта РФ;

органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного или автономного учреждения либо полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, либо иной орган, уполномоченный местной администрацией, — для заказчиков из числа муниципальных бюджетных или автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий.

Представляется очевидным, что государственные, муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения либо полномочия собственника имущества унитарного предприятия, могут утверждать Типовые положения, обязательные для применения бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, в отношении которых они осуществляют соответствующие полномочия. В случае же предоставления соответствующих полномочий какому-либо отдельному органу, полагаем, что круг заказчиков, из числа которых этот орган может определить тех, для которых применение утвержденного им Типового положения будет обязательно, должен быть установлен соответствующим решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации. Однако в любом случае этот круг будет ограничен категориями бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий субъекта РФ или муниципальных бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий соответственно.

Типовое положение согласно ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положений о закупке следующие сведения:

— порядок подготовки и (или) осуществления закупки (п. 1 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);

— способы закупок и условия их применения (п. 2 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);

— срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом N 223-ФЗ (п. 3 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Также Типовое положение, в силу ч. 2.4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Должны заметить, что приведенные нормы допускают некоторые разночтения.

Во-первых, в п. 1 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ говорится о том, что Типовое положение должно содержать не подлежащие изменению сведения о порядке подготовки осуществления закупки. Вследствие употребления такой связки не вполне ясно, является ли допустимым включение в Типовое положение требований или только к порядку подготовки, или только к порядку осуществления закупки, либо Типовое положение должно обязательно содержать требования к порядку подготовки закупки, но не обязательно — к порядку осуществления закупки. Очевидно только, что включение в Типовое положение требований и к тому, и к другому порядку определенно не будет противоречить закону.

Во-вторых, с одной стороны из ч.ч. 2.1, 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ следует, что положения о закупках заказчиков, для которых обязательно применение Типового положения, разрабатываются самими этими заказчиками на основе Типового положения и утверждается соответствующими органами. С другой стороны, ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ указывает, что включаемые в соответствии с нею в Типовое положение сведения не подлежат изменению при разработке и утверждении положения о закупке конкретного заказчика. С учетом того, что Типовое положение может описывать порядок подготовки закупки, способы закупок и условия их применения и порядок осуществления закупки, получается, что на усмотрение заказчика, для которого обязательно применение Типового положения, остается только описание порядка заключения и исполнения договоров, а также иных связанных с обеспечением закупки положений. Вместе с тем, указание ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ можно понимать и так, что Типовое положение должно содержать не подлежащие изменению в отдельных положениях о закупках условия закупки по перечисленным в ней вопросам, но может содержать и подлежащие изменению. В таком случае возможность изменения тех или иных условий, предусмотренных Типовым положением, должно быть установлена в его собственном тексте.

В любом случае, исходя из текста закона для бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, для которых обязательно применение Типовых положений, обязательна и разработка на основе Типового положения собственного положения о закупке, утверждаемого соответствующими органами управления заказчика. Присоединение к Типовому положению, независимо от степени его подробности, решением соответствующих органов законом не предусмотрено.

В Типовом положении определяется, в том числе, дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим Типовым положением (ч. 2.2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Изменения, внесенные в Типовое положение, также обязательны для применения бюджетными, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с этим Типовым положением (ч. 2.6 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Типовые положения в силу ч. 2.5 ст. 2 Закона N 223-ФЗ размещаются в единой информационной системе (далее — ЕИС) утвердившими их органами либо организациями в течение 15 дней с даты его утверждения.

Равным образом, согласно ч. 2.7 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, изменения, внесенные в Типовое положение, подлежат размещению в ЕИС утвердившими их органом либо организацией в течение 15 дней с даты их утверждения. При этом указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений, внесенных в Типовое положение.

*

Норма о включении в положение о закупке требований к порядку определения обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора вступила в силу 16 апреля 2021 года, при этом положения о закупках должны быть приведены в соответствие с этими обновленными требованиями, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней с этой даты (по 16 июля 2021 года включительно), в противном случае они будут считаться неразмещенными (ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ), что повлечет необходимость применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме, установленном ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ (см. по данному вопросу отдельный материал).

Часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой положение о закупке должно содержать в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным контрагентом, включая порядок определения формулы цены, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора. При этом обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги должно быть указано в документации о конкурентной закупке. Соответствующие изменения внесены в п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 86-ФЗ).

В новой редакции Закон № 223-ФЗ действует с 16 апреля текущего года. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с указанными изменениями, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу Закона № 86-ФЗ. Положения о закупке, которые не будут соответствовать Закону №  223-ФЗ в новой редакции, по истечении 90 дней со дня вступления в силу указанных изменений считаются не размещенными в ЕИС. Закупки, извещения о которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ в редакции Закона № 86-ФЗ, но не позднее 90 дней со дня вступления в силу этого Закона, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения извещения.

Рассказываем об основных особенностях закупок в рамках 223-ФЗ: информация для начинающих заказчиков и поставщиков

Кого он касается

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, есть доля государства в размере 50% и больше.

Закон выделяет (ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ):

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в уставе. Закупочная деятельность организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. Закон № 223-ФЗ позволяет эффективно расходовать эти средства и минимизировать риск злоупотребления в закупках.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 ак. часа).

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

Онлайн-курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.

Особенности закупок по 223-ФЗ

При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке следовать ему в рамках 223-ФЗ — право заказчика, а не обязанность. В противном случае заказчик обязан вести закупочную деятельность исключительно по 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), в котором подробно прописаны порядок и все этапы закупок: от планирования до заключения и исполнения договора.

Положение публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Положение о закупке содержит в том числе:

Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.

Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные способы закупок

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечивать взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными.

Неконкурентные способы закупок также указаны в Положении о закупке. При их проведении заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ и не накладывает на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

В рамках 223-ФЗ заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламент направления запроса и дозапроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

Заказчики вправе размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках. Большинство из них требуют оплатить аккредитацию на участие в отдельной закупке или купить абонемент на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП, реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с положением о закупках.

Обеспечение договора и заявки в рамках 223-ФЗ

Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечения заявки при НМЦК закупки менее 5 млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.

Повышение квалификации, 72 ак. часа. Онлайн-тест, удостоверение

Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. В конкурентной закупке с участием СМП деньги, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке из перечня, определенного Правительством РФ, в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Обеспечение заявки также можно предоставить в форме независимой гарантии.

Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон № 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:

Приоритет применяется также к товарам из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на равных условиях с товарами российского происхождения.

Происхождение товаров из ДНР и ЛНР подтверждается сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями) этих территорий.

Защищены ли права участников закупок

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС, чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается, когда:

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Такая жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание на сроки подачи жалобы:

Сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о ней не публикуется в ЕИС, то с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Жалобу можно направить почтой, факсом, электронной почтой, курьером или лично.

Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.

Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:

Рассказываем, на что следует обратить внимание при подготовке Положения о закупках в 2022 году

Закупочную деятельность по 223-ФЗ заказчик осуществляет на основе положений Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятого и утвержденного Положения о закупке.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика в соответствии со ст. 2 Закона № 223-ФЗ, является Положение о закупке, которое содержит:

Структурно Положение о закупке заказчика может содержать следующие разделы.

Общие положения

В «Общих положениях» заказчик устанавливает используемую терминологию, дает определения, характеризует правовую основу закупки. Здесь следует описать требования к информационному обеспечению деятельности заказчика: какие сведения и в какие сроки подлежат размещению в ЕИС. В то же время рекомендуем избегать излишней детализации. В большинстве случаев достаточно отсылки к нормативному правовому акту, определяющему соответствующую обязанность заказчика.

Размещение информации в ЕИС зачастую вызывает затруднения, особенно у новичка в закупочной деятельности. Нередки ситуации размещения противоречивой информации. Для минимизации рисков обжалования положений документации следует указать приоритетность норм на случай, если возникнут противоречия и неоднозначные толкования пунктов Положения о закупке, извещения, документации (информационной карты, технического задания) и пр. Например, можно установить приоритетность за нормами, содержащимися в Положении о закупке, а если противоречия возникают между извещением и документацией — за документацией о закупке.

В конце статьи вы найдете перечень разделов, которые должны входить в содержание Положения о закупках по 223-ФЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

В «Общих положениях» определяются также условия применения национального режима при осуществлении закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Минфина РФ заказчики в Положении о закупке должны также учитывать необходимость достижения минимальной доли «квотируемых» товаров (см. Письмо Минфина России от 15.01.2021 № 24-03-07/1390, Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 № 2013).

Как правило, раздел «Общие положения» содержит также описание правил планирования и обоснования цены при осуществлении закупок. Вопросы планирования в целом регламентированы Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932. Соответственно, заказчик в Положении о закупке вправе установить, например, дополнительные основания для корректировки плана закупок. Также могут быть определены случаи внесения заказчиком в план закупок сведений, когда формально такое размещение не требуется.

В вопросах определения порядка обоснования цены договора (цены единицы товара, работы, услуги, формулы цены и пр.) заказчик относительно свободен. Самостоятельно определяются способы обоснования, порядок и условия их применения, источники информации, используемой для цели обоснования цены, и пр. Заказчикам также следует определить и упрощенные варианты обоснования цены договора для осуществления, например, малой закупки у единственного поставщика, закупки товаров на нефункционирующих рынках и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *