НЕКОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ ПО 223 ФЗ ЧТО ВКЛЮЧАЮТ

Рассказываем об основных особенностях закупок в рамках 223-ФЗ: информация для начинающих заказчиков и поставщиков

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства

См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки

При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой

Основные документы закупочного процесса по 223-ФЗ

Онлайн-курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»

План закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается на срок от пяти до семи лет. План закупки у СМП размещается на срок не менее чем три года.

Все способы закупок по 223-ФЗ делятся на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные закупки — это тендеры, в которых участники борются за право заключить договор с заказчиком на условиях, выдвинутых в заявках и предложениях. Для проведения такой закупки заказчик публикует информацию о ней в ЕИС или направляет приглашения к участию в закрытой процедуре минимум двум поставщикам.

Описание объекта конкурентной закупки при этом должно подчиняться строгим правилам (ч. 6.1 ст. 3):

Неконкурентные тендеры — это закупки у единственного поставщика или подрядчика, а также другие виды закупок, предусмотренные Положением о закупке заказчика. Такие закупки обычно не признаются торгами и к ним не применяются правила ч.3 ст. 3 223-ФЗ.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Конкурентные способы закупки

Таблица. Конкурентные способы закупок по 223-ФЗ и их разновидности

Положение о закупке

Положение о закупке — главный документ, который регламентирует действия заказчика на всех этапах закупочного процесса — от планирования до заключения договора и приемки товаров и работ. Оно должно содержать:

Положение о закупке утверждается высшим руководством компаний-заказчиков и публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) на неопределенный срок — не позднее 15 дней с даты утверждения. Учредители бюджетных организаций и собственники унитарных предприятий могут утвердить типовое положение о закупке.

Если заказчик за календарный год не выполнил требования государства по закупкам у МСП или разместил недостоверные сведения о годовом объеме таких закупок, то положение о закупке этого заказчика с 1 февраля следующего года считается неразмещенным. Заказчик должен будет руководствоваться нормами 44-ФЗ.

План закупки

Планы закупок заказчики также должны публиковать в ЕИС — на календарный год. План закупки должен содержать основные параметры каждой будущей закупки. Правила формирования плана закупки и требования к его форме устанавливаются Правительством РФ.

План закупок у МСП публикуется не менее чем на три года, план закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарств размещается на срок от пяти до семи лет.

Извещение о закупке

Извещение о закупке — документ, содержащий базовую информацию о конкретном заказе и сжатое описание условий участия, которые подробно даются в документации.

Документация о закупке

Это комплект документов, который составляется в соответствии с Положением о закупке и содержит необходимую информацию для участия в текущем тендере, в том числе условия договора. В документации о закупке заказчики указывают:

Изучение документации — ключевой момент анализа закупки, чтобы принять решение об участии. Внимательно изучите все требования и товарные характеристики и убедитесь, что ваша продукция соответствует запросам заказчика. Если возникли разногласия или нужно уточнить смысл некоторых положений, не стесняйтесь писать заказчику запросы на разъяснение.

Документы в составе заявки участников

Сложно определить универсальный набор документов, чтобы участвовать с ним в различных тендерах по 223-ФЗ. В конкурентных закупках заказчики могут дополнительно запрашивать документы у участников. Регламент такого запроса должен быть прописан в документации о закупке и Положении о закупке.

О документах, которые могут требовать заказчики, и о рекомендациях по их подготовке мы писали ранее.

Протоколы

Протоколы фиксируют этапы тендера и его итоговые результаты, в том числе предложение победителя закупки, которое далее вносится в договор.

Если несколько участников предложили одинаковые условия, то меньший порядковый номер присваивается поставщику, который раньше подал заявку.

В итоговом протоколе также указывают основания, по которым те или иные заявки (предложения) были отклонены; результаты оценки заявок и решения комиссии о присвоении баллов; причины, по которым закупку признали несостоявшейся.

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Договор

Соглашение, которое заключается с победителем тендера. В договоре прописывают объемы взаимных обязательств по закупке и поставке товаров, работ или услуг. Договор по итогам конкурентных закупок можно заключить не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС итогового протокола.

Заказчик и поставщик могут заключать дополнительные соглашения, если это условие прописано в Положении о закупке — например, о замене товара на улучшенный аналог, корректировке периодов поставки, изменении других условий договора или его расторжении.

Мы рассмотрели основные положения третьей и четвертой статей 223-ФЗ, а также статьи 3.2. В следующей части цикла поговорим об особенностях закупок в электронной форме и закупках определенных категорий товаров и услуг.

Неконкурентные способы закупки по Закону N 223-ФЗ

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений этого Закона.

Определение неконкурентной закупки дается «от противного» — от определения конкурентной закупки, которой признается закупка, условия осуществления которой соответствуют условиям, перечисленным в ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

В свою очередь неконкурентной закупкой признается в силу ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), но и любая закупка, условия которой не соответствуют вышеуказанным требованиям. Более того, из буквального прочтения ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ можно сделать вывод, что неконкурентной закупкой будет признаваться закупка, условия осуществления которой будут почти полностью совпадать с условиями конкурентной закупки, в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из условий, установленных ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного контрагента, устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). При этом закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке.

Относительно условий применения неконкурентных закупок следует учитывать, что никакими неконкурентными способами не может проводиться закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства, а никакими, помимо закупки у единственного контрагента, — закупка включенных в соответствующий перечень товаров, работ, услуг, которая должна осуществляться по умолчанию в электронной форме. Особенности выбора способа закупки в первом и во втором случаях описаны в отдельных материалах.

В письме Минфина России от 09.09.2022 N 24-07-07/87691 отмечается, что заказчик самостоятельно с учетом положений Закона N 223-ФЗ определяет и устанавливает в положении о закупке порядок осуществления неконкурентных закупок, включая виды документов, формируемых при осуществлении таких закупок, а также порядок их размещения, в том числе размещение (не размещение) в единой информационной системе (далее — ЕИС).

При определении способов неконкурентных закупок, помимо закупки у единственного контрагента, среди таких закупок, исходя из вышесказанного, можно выделить категорию тех, которые будут отличаться от конкурентных только одним — двумя признаками. Возможные способы таких неконкурентных («квазиконкурентных») закупок и предполагаемые условия их применения, определенные исходя из признаков конкурентной закупки, рассмотрены в отдельном материале).

Следует учитывать, что из указания ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ можно сделать вывод, что положение о закупке должно четко разграничивать конкурентные и неконкурентные способы закупки. То есть если положение о закупке предусматривает возможность проведения закупки способами, схожими до степени смешения с предусмотренными законом конкурентными, но не соответствующими требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, — они определенно должны быть охарактеризованы как неконкурентные. Для удобства пользования положением о закупке заказчик может охарактеризовать их как «частично конкурентные», «ограниченно конкурентные», «квазиконкурентные», «полуконкурентные» и т. п., но отграничить их от «настоящих конкурентных» необходимо.

При определении прочих, «абсолютно неконкурентных» способов закупки, по нашему мнению, следует учитывать необходимость разграничения закупки у единственного контрагента и иных таких способов закупки. Это имеет значение в связи с приведенными ниже обстоятельствами.

Во-первых, согласно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного контрагента и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Кроме того, в силу той же ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ в случае принятия Правительством РФ решений о введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», заказчик вправе осуществлять у единственного контрагента закупку товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, а также для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пп. 3 — 3.2 ст. 7.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». В первом случае закупка у единственного контрагента возможна только в случаях, прямо указанных в положении о закупке, что, на наш взгляд, исключает возможность ее применения по свободному усмотрению заказчика в тех же случаях, что и проведение конкурентных или иных неконкурентных процедур, как это практиковалось ранее (см. также п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), и отдельный материал по данному вопросу). Соответственно, проведение неконкурентной закупки по свободному усмотрению заказчика может быть квалифицировано и как закупка у единственного контрагента в случае, установленном не должным образом.

Во-вторых, из буквального прочтения ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в ЕИС и на официальном сайте ЕИС должны размещаться извещение и документация об (открытой) закупке, однако от обязанности размещения в ЕИС вообще какой бы то ни было информации заказчик освобождается в отношении закупки у единственного контрагента*

. Получается, что при проведении закупки иными неконкурентными способами некая информация об условиях закупки в неопределенном объеме все равно должна размещаться в ЕИС и на официальном сайте ЕИС. Также ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указывает на обязательность размещения в ЕИС протоколов, составленных в ходе закупки, без оговорки «конкурентной закупки». Отсюда можно сделать вывод, что в ходе неконкурентной закупки в таких случаях также должен составляться протокол (протоколы), подлежащий(-ие) размещению в ЕИС и на официальном сайте ЕИС (см. также ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Отсюда можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента и иные неконкурентные способы закупки должны быть определенно разграничены. Причем порядок проведения закупки иными неконкурентными способами, включая «абсолютно неконкурентные», должен включать в себя размещение в ЕИС и на официальном сайте ЕИС оповещения (уведомления) о ее проведении в начале закупки и протокола о ее проведении (об итогах проведения) — по окончании.

Безусловно, в принципе можно представить себе закупку, при проведении которой не предполагается доступного широкому кругу лиц оповещения о самом факте и о сроках ее проведения, не установлены порядок сообщения сведений о потребностях заказчика и условиях (хотя бы примерных) заключаемого по итогам закупки контракта, порядок уведомления участников такой закупки о ее итогах, хотя и включающая некий элемент конкуренции. Таким может быть, в том числе, например, «запрос цен» или «запрос коммерческих предложений», когда у лиц, потенциально способных удовлетворить потребности заказчика, запрашивается соответствующая информация без предоставления вышеперечисленных сведений, и т. п. Однако, с учетом вышеизложенного, по нашему мнению, существует риск, что такая закупка может быть квалифицирована как разновидность закупки у единственного контрагента. А это значит, что должен быть установлен и исчерпывающий перечень оснований ее применения. Вместе с тем, законом какого-либо перечня признаков закупки у единственного контрагента, равно как и признаков закупки иным неконкурентным способом, не установлено. Поэтому возможен и такой подход, при котором приоритет должен быть признан за содержанием положения о закупке. Тогда все неконкурентные способы, не поименованные в положении о закупке «закупкой у единственного контрагента», должны будут рассматриваться отдельно.

Окончательный ответ на этот вопрос может дать только изменение закона или обобщение правоприменительной практики.

Представляется очевидным, что как и конкурентные, неконкурентные способы закупки могут разделяться на несколько видов процедур закупки, различающихся, например, по форме проведения (электронная — не электронная); отсутствию или наличия выделения этапов в процессе проведения (без этапные — двух-, трех- и более -этапные). В последнем случае может возникнуть проблема со смешением с некоторыми видами «сложных» закупок, которая рассмотрена в отдельном материале.

Требований к порядку проведения неконкурентных процедур, помимо вышеупомянутой обязанности размещения в ЕИС и на официальном сайте ЕИС информации о начале закупки и составления протокола по ее итогам, законом не установлены. Данные требования несколько подробнее рассмотрены в отдельном материале. В остальной части порядок проведения неконкурентных процедур устанавливается исключительно положением о закупке.

*

 В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при закупке у единственного контрагента информация о такой закупке, предусмотренная этой нормой, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В письме Минфина России от 23.01.2019 N 24-04-05/3393 разъяснено, что ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ не предусматривает возможности заказчика определять в положении о закупке отдельные виды закупок у единственного контрагента, информация о которых размещается либо не размещается в ЕИС. Заказчик вправе установить только общее требование о размещении информации обо всех таких закупках в ЕИС вне зависимости от их предмета.

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке

Редакция Закона N 223-ФЗ, действующая с 1 июля 2018 года, дает понятия «конкурентной закупки» через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) и «неконкурентной закупки», как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям, установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также Закон N 223-ФЗ определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит, в основном, от условий положения о закупке.

Внимание

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2018 года, утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не будут приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 223-ФЗ к указанной дате, после нее будут считаться не размещенными в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ повлечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими с 1 июля 2018 года требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

как таковой в Законе N 223-ФЗ по-прежнему отсутствует, однако системный анализ его норм, в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ показывает, что под закупкой в нем понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагента) для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентной закупкой является согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением следующих условий:

1) информация о ней сообщается заказчиком одним из следующих способов:

— путем размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о ее осуществлении (далее — извещение), доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке (далее — документация) (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

— посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обеспечивается конкуренция между ее участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в ней, окончательных предложениях ее участников (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) описание ее предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Эти требования рассмотрены в отдельном материале.

Для конкурентной закупки в электронной форме (далее — электронная конкурентная процедура) дополнительные требования вытекают из ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ:

— она должна проводиться на электронной площадке, соответствующей требованиям ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ (из ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ следует, что понятие «электронная площадка» употребляется в этом Законе в том же смысле, что и в Законе N 44-ФЗ — сайт в сети «Интернет», на котором проводятся конкурентные способы определения контрагентов);

— обмен информацией и документами между заказчиком и ее участниками должен осуществляться через оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ перечислены способы конкурентных закупок, которые определены как : конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений, тут же, однако, оговаривается, что положением о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, соответствующие вышеописанным условиям. Из упоминания в скобках в перечислении форм торгов некоторых их разновидностей — открытый, закрытый, в электронной форме, и того, что определения этих форм торгов, данные в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ соответственно, их не учитывают, можно сделать вывод, что под каждым способом закупки понимается целая группа видов процедур закупки. В связи с этим полагаем, что виды процедур закупки, предусмотренные положением о закупке, подпадающие под вышеуказанные определения, могут быть квалифицированы как относящиеся к соответствующему способу закупки, даже если они будут поименованы иначе.

Вопросы определения конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.

Неконкурентной закупкой в силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ признается не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент), но любая закупка, не соответствующая вышеперечисленным требованиям. Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке и закон не ограничивает заказчика в возможности их определения (см. также отдельный материал по данному вопросу). Причем при буквальном прочтении вышеуказанных норм неконкурентной будет признаваться и та закупка, условия проведения которой будут почти совпадать с условиями конкурентной закупки, в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из указанных выше требований. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Условия применения способов, видов процедур закупки

Условия применения способов, видов процедур закупки Закон N 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только «рамочно» (см. также отдельный материал по данному вопросу).

Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352) и закупки товаров, работ и услуг, включенных в соответствующий перечень утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В первом случае закупки осуществляются только путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, а закупки могут проводиться в электронной форме любым конкурентным способом. При этом в первом случае выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только рамочно, а во втором — не регламентирован вовсе. Соответственно, таковой выбор определяется положением о закупке, а во-втором случае, кроме того, установлены исключения, частично определяемые положением о закупке. Подробнее вопросы, связанные с закупками у МСП и «перечневых» ТРУ рассмотрены в отдельных материалах.

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ все прочие конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Иными словами, чтобы закупка в какой-либо ситуации проводилась каким-либо конкурентным способом, но не в электронной форме, положение о закупке должно содержать четкое, недвусмысленное указание об этом.

конкурентная закупка может проводиться только (но не обязательно!) в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о ней не подлежат размещению в ЕИС. По нашему мнению, в таких случаях проведение закупки конкурентным закрытым способом либо у единственного поставщика по сути обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Требованиям Закона N 44-ФЗ относительно выбора способа закупки обязаны подчиняться только заказчики, которые не разместили в ЕИС свое утвержденное положение о закупке или положение о закупке которых признается не размещенным в силу закона (п. 2 ч. 8.1 ст. 3, п. 2 ч. 5.1, ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В остальном Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупке любых условий применения тех или иных способов закупки, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение — см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., — 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.

Таким образом, положение о закупке с учетом вышеописанных требований может устанавливать перечень видов процедур закупки, конкурентных и неконкурентных, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, и условия их применения в зависимости от суммы закупки, видов товаров, работ, услуг, видов договоров об их приобретении, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. в том или ином сочетании по усмотрению самого заказчика (полагаем, что актуальными остаются письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12, отражающие ту же позицию).

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор конкретного способа закупки в любой конкретной ситуации должен соответствовать условиям положения о закупке.

Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (перечень этих органов рассмотрен в отдельном материале). Исключения составляют случаи обязательного применения типовых положений о закупке и присоединения к положениям о закупке «материнских» организаций, которые рассмотрены в отдельных материалах.

Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок установлены ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к порядку проведения электронных конкурентных закупок — также ст.ст. 3.3, 3.4 Закона N 223-ФЗ и также рассмотрены в отдельных материалах. Требования к порядку проведения неконкурентных процедур законом не установлены совсем, такой порядок устанавливается исключительно положением о закупке.

Обеспечение договора и заявки в рамках 223-ФЗ

Заказчик сам определяет необходимость обеспечения договора, заявки для участников закупок. Условия прописываются в Положении о закупке, документации о проведении конкретной закупки. При этом заказчик не вправе требовать обеспечения заявки при НМЦК закупки менее 5 млн руб. При НМЦК выше этой суммы заказчик может установить размер обеспечения не более 5% от НМЦК. В случаях если закупка проводится только среди СМП и самозанятых, размер обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦК.

Повышение квалификации, 72 ак. часа. Онлайн-тест, удостоверение

Участники самостоятельно выбирают, каким образом предоставить обеспечение: банковской гарантией или денежной суммой на счет заказчика. В конкурентной закупке с участием СМП деньги, предназначенные для обеспечения заявки, вносятся участником на специальный счет, открытый им в банке из перечня, определенного Правительством РФ, в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Обеспечение заявки также можно предоставить в форме независимой гарантии.

Защищены ли права участников закупок

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС, чтобы подать жалобу в рамках 223-ФЗ на действия заказчика.

Жалоба подается, когда:

Жалоба в ФАС также целесообразна, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупке. Такая жалоба рассматривается в течение семи рабочих дней, в то время как жалобу на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение месяца (ч. 4 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

Отдельного внимания заслуживает особенность подачи жалобы. Обжаловать действия или бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупки, оператора электронной площадки может в том числе и участник, не участвующий в закупке, но только до момента окончания срока подачи заявок. Жалоба может касаться нарушений установленного порядка размещения информации о закупке и порядка подачи заявок.

После окончания срока подачи заявок обратиться с жалобой может исключительно участник, подавший заявку на участие в закупке (ч. 10, 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обратите внимание на сроки подачи жалобы:

Сроки отсчитываются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о ней не публикуется в ЕИС, то с даты, когда подведены итоги закупки (ч. 4, 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

Жалобу можно направить почтой, факсом, электронной почтой, курьером или лично.

Участник должен направить жалобу в территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика.

Но следует направить ее в центральный аппарат ФАС России, если обжалуется:

Кого он касается

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, есть доля государства в размере 50% и больше.

Закон выделяет (ч. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ):

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в уставе. Закупочная деятельность организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. Закон № 223-ФЗ позволяет эффективно расходовать эти средства и минимизировать риск злоупотребления в закупках.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 ак. часа).

Особенности участия в закупках по 223-ФЗ

Заказчики вправе размещать закупки более чем на 100 электронных торговых площадках. Большинство из них требуют оплатить аккредитацию на участие в отдельной закупке или купить абонемент на участие в закупках. При этом конкурентная закупка, проводимая для субъектов СМП, реализуется исключительно на основных федеральных площадках в соответствии с утвержденным перечнем. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок субъектам СМП обязательно потребуется регистрация в ЕИС.

Сроки закупок регламентированы документацией, извещением и не могут быть менее тех, что установлены в 223-ФЗ, за исключением неконкурентных процедур закупок, где заказчики устанавливают сроки в соответствии с положением о закупках.

Виды закупок по 223-ФЗ и их особенности

В рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры делятся на конкурентные и неконкурентные.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечивать взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными.

Неконкурентные способы закупок также указаны в Положении о закупке. При их проведении заказчик может не руководствоваться требованиями ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ к описанию предмета закупки. Также, как правило, устанавливается, что проводимая закупка не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со ст. 447–449 ч. 1 и ст. 1057–1061 ч. 2 ГК РФ и не накладывает на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки.

В рамках 223-ФЗ заказчики вправе дозапрашивать документы участников при проведении конкурентных закупок. Регламент направления запроса и дозапроса участнику закупки отражается в документации о закупке, Положении о закупке. В отличие от участников закупки, которые вправе направить запрос о разъяснении положений закупочной документации лишь на стадии подачи заявок, заказчик вправе запросить пояснительные сведения от участников на этапе рассмотрения их предложений.

Положение о закупке в рамках 223-ФЗ

Основной документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика в рамках 223-ФЗ, — Положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), в котором подробно прописаны порядок и все этапы закупок: от планирования до заключения и исполнения договора.

Положение публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Положение о закупке содержит в том числе:

Положение о закупке любого заказчика в рамках 223-ФЗ доступно для ознакомления в ЕИС. Для удобства можно воспользоваться поиском по ИНН конкретного заказчика.

Особенности закупок по 223-ФЗ

При наличии утвержденного и размещенного в ЕИС Положения о закупке следовать ему в рамках 223-ФЗ — право заказчика, а не обязанность. В противном случае заказчик обязан вести закупочную деятельность исключительно по 44-ФЗ. Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ.

Участники закупок по 223-ФЗ и их преференции

Участниками закупок могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые. Закон № 223-ФЗ предусматривает ряд преференций для отдельных участников:

Приоритет применяется также к товарам из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики на равных условиях с товарами российского происхождения.

Происхождение товаров из ДНР и ЛНР подтверждается сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями) этих территорий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *