Тема спасания и оказания помощи стала чрезвычайно близка мне, с тех пор как я выбрала себе призвание и освоила профессию спасателя. Потому-то я и решила рассказать вам про относительно недавнее новшество в системе пожарно-спасательных сил городов и субъектов нашей Родины – спасателей-мотоциклистов. Для этого я пообщалась с сотрудниками, которые работают непосредственно на «мотоциклетных» должностях, побеседовала с ними и специально побывала в одном из отрядов города Москвы – ПСО № 207 ГКУ ПСЦ, где в расчете состоят мотоциклисты. Мне удалось сфотографировать технику и узнать, чем она укомплектована.
Чем может быть полезен мотоциклист на ЧС, если он не сможет на себе увезти много оборудования?
Ответ в данной статье. Но для начала обратимся к истокам.
Предельная собранность: один день из жизни спасателей на мотоциклах
москва сегодня: мегаполис для жизни
городское хозяйство москвы
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, москва, городское хозяйство москвы
Москва Сегодня: мегаполис для жизни, Общество, Москва, Городское хозяйство Москвы
По зову сердца
В расположении пожарно-спасательного отряда №207 стоит практически камерная тишина: два из трех расчетов быстрого реагирования на мотоциклах ушли в патрулирование, члены третьего Степан Медведев и Сергей Ганжелюк несут дежурство в отряде на случай экстренных вызовов.
Оба специалиста работают в отряде три года, до службы в мотоподразделении ПСЦ с пожарным делом их связывала разве что любовь к мотоциклам.
«Я раньше работал в совершенно другой области, но стать пожарным – это детская мечта, без шуток. Всегда хотелось, но что-то останавливало. На мотоцикле давно езжу, есть свой, так что, когда в пожарной части открылась вакансия, связанная с этим транспортом, не думая, уволился с прошлой работы и пришел сюда», – рассказывает Степан Медведев.
Сергей Ганжелюк тоже пришел в отряд, когда набирали мотогруппу, у него была и категория «А», и навык уверенного управления мотоциклом. До этого он работал в промышленном альпинизме.
Однако после успешных собеседований специалисты сели на пожарные мотоциклы далеко не сразу. Оба прошли многоэтапное обучение: отучились на пожарных и спасателей, прошли аккредитационные комиссии, получили соответствующий статус. Затем освоили в полном объеме пожарное дело. Полученные навыки мотоспасатели продолжают оттачивать ежедневно как на рабочих вызовах, так и на тренировках, и в учебных классах.
Свою работу Ганжелюк и Медведев любят и со смехом говорят, что это занятие для настоящих фанатиков.
«Просто так пожарным не каждый станет – что-то должно тянуть в эту сферу, привлекать. Выезды бывают разными, в том числе с пострадавшими, и некоторым это сложно переносить», – объясняет Степан.
У расчетов быстрого реагирования есть некоторый уклон на ликвидацию последствий ДТП, потому что именно для этого в основном предназначены пожарные мотоциклы. В Москве плотные транспортные потоки, машины иногда не успевают быстро проехать по пробкам, а мотоцикл – быстрый и маневренный транспорт, поэтому на месте пожарные на двух колесах часто оказываются первыми.
Бирюков рассказал о работе мотогрупп спасателей в Москве
По графику
Спасатели на таком транспорте, рассказывает Медведев, работают исключительно в мотосезон – с 1 мая по 1 октября, а в осенне-зимний период пересаживаются на пожарные машины и становятся обычными «бойцами». Дежурство несут сутки через четверо, на смену заступают в семь утра, за два часа до официального начала рабочего дня.
«До пересменки необходимо проверить мотоцикл, укладку, подготовить мотоэкипировку, привести себя в порядок. Дальше сутки расписаны по четкому графику, которого мы придерживаемся. Выездов не бывает много или мало, все зависит от ситуации по Москве. Бывает, что он один в сутки, и тогда мы в части живем по расписанию, а бывает, что выезжаешь сразу с утра и возвращаешься только поздно ночью», – описывает свой рабочий день Медведев.
Летний сезон для спасателей – самое активное время: движение в Москве становится более плотным, увеличивается количество мотоциклистов, горожане торопятся за город.
Территорию столицы, разделенную по районам выезда, в это время патрулируют 11 пар спасателей на мотоциклах, с первичными средствами пожаротушения, аварийно-спасательным инструментом и медицинской укладкой.
«В одном мотоцикле у нас предусмотрено все для оказания первой помощи и ликвидации ДТП, например, комбинированный аварийно-спасательный инструмент и конусы, чтобы оградить место происшествия. В укладке второго – инструменты для пожаротушения: огнетушители и ранцевая установка «Игла», – рассказывает Сергей Ганжелюк, демонстрируя содержимое кофров.
Заявки от экстренной службы «112» мотоспасателям поступают самые разные – от крупных ДТП и пожаров до социальных вызовов, когда в помощи нуждаются москвичи преклонного возраста или дети.
«Помощь пожилым, погрузка в скорую помощь, спасение животных, дверь вскрыть, ДТП, могут послать на разведку пожара», – перечисляет Степан Медведев.
Если где-то зафиксировано возгорание, то мотоциклисты приезжают, оценивают обстановку, чтобы понять, сколько сил необходимо задействовать и какое количество спецтехники понадобится. Плюс в особо жаркие периоды они патрулируют водные объекты Москвы, даже декоративные пруды: раздают листовки с правилами безопасного поведения, оповещают, инструктируют.
Бывают и не совсем стандартные ситуации. Медведев вспоминает: недавно в экстренную службу обратился мужчина, услышавший, как из канализации кричит утка.
«Около 40 минут мы ходили по подземной Москве, а звуки при этом были такие, как будто утка весила килограммов под 50. Оказалось, это маленький утенок отбился от стаи, ему было страшно. Достали, теперь он у меня на даче живет», – с улыбкой говорит Медведев.
Сергей Ганжелюк отмечает, даже такой вызов нельзя назвать неважным, оказывать помощь – прямая обязанность спасателей, к которой они относятся с полной ответственностью.
«В нашей работе концентрация важна везде. Спасение той же кошки может обернуться серьезными последствиями, если не перестраховаться и не соблюсти все правила. Нельзя расслабляться и думать, что это ерунда – всего-то достать животное. Малейшие ошибки непростительны, тотальная внимательность – обязательное качество пожарного и спасателя», – подчеркивает он.
Среди самых сложных вызовов Степан Медведев называет происшествия, в которых фигурируют дети.
«Неважно, произошло ДТП или ребенок где-то застрял, дети – это всегда большая ответственность. Если в автомобильной аварии есть пострадавший ребенок, сразу вызывается вертолет, а не карета скорой помощи. Если за закрытой дверью слышен детский плач, то нам разрешено вскрывать дверь без присутствия полиции. После таких вызовов всегда переживаешь чуть больше обычного», – делится впечатлениями он.
Юрий Акимов: мы всегда готовы к оказанию помощи москвичам
Непростое призвание
Секретом своего спокойствия и собранности в экстремальных ситуациях спасатели на мотоциклах не делятся, так как его, по их словам, не существует. Главное – постоянная отработка полученных навыков и знаний.
«В свободное от вызовов время мы постоянно совершенствуемся: тренируемся, проходим проверки и тесты, поэтому всегда четко знаем, что делать, приезжая на место происшествия», – говорит Ганжелюк.
Вызовов много, добавляет Медведев, и чувства гордости за проделанную работу у пожарных, как такового, нет.
«Хотя после каждого выезда я всегда анализирую, прокручиваю в голове, что еще можно было бы сделать, как поступить в следующий раз. А так принцип нашей работы прост – если случилась беда, мы едем помогать людям, вот и все», — заключает Медведев.
Байкеры с огнетушителями: как работает мотоподразделение спасателей Москвы
Байкеры быстрого реагирования: спасатели Москвы пересели на мотоциклы
В теплое время года в Москве работают расчеты быстрого реагирования: профессиональные спасатели и пожарные на мотоциклах всегда готовы оперативно приехать на помощь.
Спасти рядового москвича
Тренировочный комплекс «Апаринки» в день мотоциклетных учений напоминает смотровую площадку на Воробьевых горах в разгар мотосезона. На небольшой парковке в рядок стоят блестящие красно-черные красавцы-байки. Рядом с каждым свой всадник в полной мотоциклетной экипировке. Перед стартом учений спасатели проверяют укладку кофров для перевозки оборудования. В них все для оказания помощи москвичам при чрезвычайной ситуации.
«Расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах – наше городское ноу-хау. В 2010 году у нас было только четыре мотоцикла, а с 1 мая на службу заступили 165 мотоциклистов на 22 новых машинах», – рассказывает заместитель начальника службы пожаротушения ПСЦ Александр Квитка.
По его словам, изначально мотоподразделение сформировали в ПСЦ в качестве экспериментального проекта. Маневренные мотоциклетные расчеты испытывали в городских условиях на скорость прибытия к месту происшествия, повышали уровень качества оказываемой помощи и совершенствовали экипировку. С 2010 года специалисты ПСЦ на мотоциклах всего на четырех машинах спасли жизни 92 москвичей. Успех и эффективность работы подразделения стали толчком к его глобальному развитию.
«Когда служба стала расширяться, первым вызовом для нас стал подбор специалистов. А первым требованием для них стало, конечно, наличие прав категории А. Это было легче всего», – со смехом вспоминает Квитка.
Он признается: кандидатам в мотоподразделение пришлось несладко – отбор был очень жестким. Специалисты ПСЦ оценивали не только умение претендентов ездить на мотоцикле, но и проверяли на соответствие сложному психологическому портрету, заранее составленному с учетом необходимых для спасателя качеств. Основой подразделения, что неудивительно, стали опытные байкеры. Причем некоторые, как мотопожарный Вадим Перепеченков, на момент формирования службы работали далеко не в спасательной сфере.
«Я раньше был менеджером по продажам, а мотоспортом просто увлекался. Сюда устроился осенью, когда собирали мотоциклетный расчет. Конечно, с офисной работой это не сравнить, все в новинку», – говорит Перепеченков.
После отбора Вадим полгода учился на пожарного-спасателя в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Москвы. Байкеров обучали оказанию первой помощи, пожаротушению, управлению спецтехникой, психологии общения с пострадавшими, работе со спецсигналами. Большое внимание уделяли и физической подготовке. Право патрулировать улицы Москвы на двух колесах члены новых расчетов получили только после успешно пройденной аттестации.
Юрий Акимов: безопасность москвичей – приоритет в нашей работе
Сейчас расчет, в котором числится Перепеченков, базируется во Внуково, а его коллеги распределены по центру Москвы, району Бирюлево Восточного и Зеленограду. Такое рассредоточение мотогрупп позволяет спасателям по два расчета патрулировать территорию всего города. В день мотогруппы принимают до 20 выездов в сутки – от ликвидации возгораний до социальной помощи пожилым людям.
«Мы часто помогаем бабушкам и дедушкам, социальной работы не меньше, чем пожарной. Если кто-то пожилой упал или получил травму, мы приедем быстрее всех», — рассказывает Перепеченков.
«Их работа востребована всегда. Во-первых, мотослужба первой прибывает на место происшествия – как правило, за 6-7 минут. Во-вторых, они оперативно проводят разведку на месте и могут вызвать дополнительные силы, если необходимо. В-третьих, мотоциклы, в отличие от спецмашин, могут проехать везде, что в условиях мегаполиса и пробок очень важно», — добавляет Квитка.
По коням
Социальная помощь на учениях не отрабатывается – спасателям предстоит задачка посложнее. По легенде, мотоподразделение получает вызов на ДТП: две машины, возгорание, четверо пострадавших, один из которых в шоковом состоянии убегает в лес.
На место происшествия спасатели прибывают со «светомузыкой» – каждый мотоцикл оснащен сиреной и мигалкой. Припарковавшись на безопасном расстоянии от «горящего» автомобиля, расчет из четырех мотоциклов и шести байкеров сразу приступает к работе. Двое с ранцевой установкой «Игла» в два счета ликвидируют пожар, еще двое распаковывают кофры с необходимым оборудованием: накладки на подушки безопасности, стеклобой и гидравлический резак для вскрытия покореженных автомобилей.
Действиями спасателей методично руководит командующий расчетом, и уже через несколько минут из машины достают первого статиста-пострадавшего. В угоду реалистичности на нем – резиновая маска с «раной» на голове, такая же накладка на руке. Для обработки повреждений сотрудники ПСЦ используют аптечку, шею пострадавшего фиксируют воротником. Под очередной вой сирен к месту аварии подъезжает скорая, и первую жертву аварии передают в руки квалифицированных медиков.
В МЧС рассказали, как спасти утопающего
«Наши мотоциклисты заступили на работу 1 мая, но уже за первые две недели службы выезжали на ДТП 10 раз, провели 125 патрулирований и ликвидировали 13 пожаров», — делится данными Квитка. За его спиной спасатели срезают крышу автомобиля, чтобы достать зажатого между рулем и сидением статиста. В целом за 14 дней было порядка 400 вызовов – сезон начался очень активно.
Пока последнего пострадавшего аккуратно грузят в скорую, командир расчета беседует с подъехавшими на место кинологами. Их задача – найти убежавшего в лес ребенка. Спасатель-кинолог Любовь Трошина объясняет: вопреки расхожему мнению, на таких мероприятиях используют не следовых, а поисковых собак.
«Разница большая. Следовая собака берет запах конкретного человека, а поисковая – любого, кто находится на выделенном участке поиска. На поисковую собаку обязательно вешается колокольчик, чтобы мы знали ее местоположение. Чтобы потерявшийся не испугался чужой собаки, мы также одеваем их в ярко-оранжевые жилеты», — говорит она.
«Потеряшка» находится быстро, натренированный пес уже через пять минут возвещает о находке громким лаем. Статиста выводят из леса, и каждый получает награду за проделанную работу: мотоциклисты – хорошую оценку, а поисковая собака – угощение.
По словам Квитки, летний сезон – самое загруженное время для мотоподразделения ПСЦ, и совсем скоро участков для патрулирования станет еще больше.
«С открытием купального сезона мы немного скорректируем их маршруты, чтобы контролировать водоемы Москвы. Наши мотоциклисты могут оказать помощь и на воде, для этого в их укладке есть концы Александрова и даже спасательные жилеты», — отмечает он.
Колесить по столице на «стальных конях» байкеры ПСЦ будут до октября. С закрытием мотосезона их распределят по обычным пожарным расчетам, и служба продолжится – уже на четырех колесах спецмашин.
Первые мотоциклетные расчеты в Москве и Московской области
Москва и Московская область – развитые и густонаселенные регионы, где количество обращений за помощью медиков, пожарных и спасателей, соответственно, выше. Вместе с тем главная проблема Москвы и ближайшего Подмосковья – пробки. Поэтому время доезда может сильно увеличиться, а иногда исход человеческой жизни зависит от оказанной ему помощи в первые минуты. Например, на ДТП с пострадавшими. Но вставшая перед МЧС проблема мобильности и сокращения времени доезда была решена: в «нулевые» года в некоторых поисково-спасательных отрядах ввели должность «спасатель-мотоциклист».
Спасательные BMW
Марка BMW пользуется спросом не только у ГИБДД, но и в спасательной службе. В ПСО№207 ГКУ «Пожарно-спасательный центр» города Москвы, охраняющем «Москва-Сити», участок ТТК и прилегающие территории, на смену плохенькому «Зиду» с китайским движком от «Лифана» пришли красавцы BMW R1200GS, выполненные по спецзаказу. В 207-м тоже два мотоцикла: у первого на площадке стоит насосная станция «Holmatro», к которой подсоединяется магистраль и гидравлический инструмент для деблокации пострадавших. Также имеется стеклобой, приспособление для резки стекла, болторез (например, чтобы, прибыв на ДТП, перекусить провода, идущие к клеммам, для обесточивания автомобиля) слесарка (чаще – для вскрытия дверей), огнетушитель. Вес у такого мотоцикла тоже немалый. Да и благодаря кофрам габариты по ширине значительно увеличиваются. Второй мотоцикл – фельдшерский, им управляет медик, а на площадку посередине ставится укладка с медикаментами. В этом мотоцикле есть все, что нужно для оказания первой медицинской помощи пострадавшему. На крупном ДТП, конечно, инструмента может оказаться недостаточно, тем более что усилие мотоциклетного инструмента меньше, чем того, чем укомплектован аварийно-спасательный автомобиль, но в случае не очень серьезных повреждений машин этого может вполне хватить. Как мне поведали парни из 207-го ПСО, их мотоциклисты ездят, в основном, на ДТП, «социалку», демеркуризацию (сбор ртути из разбитых градусников – прим. автора), вскрытие дверей, дежурства на мероприятиях и обеспечение безопасности.
В чем отличие пожарного и спасателя?
Главное отличие на пожаре в том, что первоочередная задача спасателя — спасение и эвакуация людей, а пожарных – по ликвидации пожара, даже если нет угрозы людям. Но дело все равно все выполняют общее и спасают жизни одинаково как пожарные, так и спасатели.
Альтернатива BMW R1200GS — пожарно-спасательные Honda VFR 1200X
В Воронеже успешно прошли испытания закупленные ведомством красно-белые Honda VFR1200X. Техника укомплектована электромеханическим гидравлическим инструментом для деблокирования пострадавших в ДТП («жужа») и запасным аккумулятором, медицинской укладкой, набором шин для фиксации травмированных конечностей, шейным воротником, мешком «Ambu» для искусственной вентиляции легких пострадавшего, ранцевым устройством пожаротушения, компактным дыхательным аппаратом со сжатым воздухом (хватит на 10 минут работы «включенным» в непригодной для дыхания среде), порошковым огнетушителем, канатно-спусковым устройством «Самоспас», концом Александрова для спасения пострадавших на воде, жезлом регулировщика. Кроме того, мотоциклы оснащены средствами связи, системой GPS-навигации, устройством мониторинга ГЛОНАСС.
Цветовое оформление спецтехники МЧС
В сложившейся системе существует тонкая грань, которая простому человеку не особо видна. У обывателя ассоциации простые:
На самом деле, это не совсем так. И красная машина – не всегда «с водой». И запасов воды, скорее всего, без «дозаправки» не хватит. И не потому, что парни приехали «пьяные и без воды», а потому, что пополивал 10 минут одним стволом – и вода в цистерне кончилась.
В случае с мотоциклами — так же, цветографические окраски две, хотя функционал схожий, только те, что красные — больше «заточены» для работ по тушению пожаров по своему оснащению.
И мало кто отличает принадлежность к муниципальной пожарно-спасательной службе. В каждом регионе есть «федералы» (собственно МЧС, в погонах) и «муниципалы» (областная служба – Мособлпожспас, московский Пожарно-спасательный центр, службы спасения в регионах). Косвенно они все относятся к МЧС, но прямо подведомственны МЧС только «федералы».
Объективное мнение
Конечно же, мотоциклы нужны службе спасения. Но они никогда не смогут заменить «тяжелую» технику там, где требуется выполнение более серьезных задач. Какими квалифицированными специалистами бы ни были байкеры-спасатели, им просто физически не увезти на себе и служебных мотоциклах всего того оборудования, которое может понадобиться. А на пожаре – тем более, так как у них нет запаса огнетушащего вещества, будь то вода, раствор пенообразователя, углекислота или порошок. А огнетушитель – это всего лишь «пшик», который поможет лишь при крайне малой площади возгорания, на начальном этапе развития горения. Поэтому «конёк» спасательных мотоциклов – это разведка, работа на ДТП и социалка, там спасатели-байкеры действительно могут выполнить поставленную задачу самостоятельно.
Сейчас сезон ребята закрыли и выезжают с бойцами на автомобиле, но по весне они выкатят служебные мотоциклы и встанут в строй, чтобы приносить людям помощь. Такая уж у них работа – оказываться первыми рядом с теми, к кому пришла беда.
Отдельное спасибо ребятам с ПСО№207: Климанову Александру, Хаеву Сергею и Михайлову Сергею за экскурсию в отряд, а также спасателю ПСО№11 Владимиру Данильченко.
Техническое оснащение мотоциклов МЧС
Пожарно-спасательные мотоциклы в зависимости от комплектации обычно оборудованы:
Также на мотоциклах установлено СГУ и синие проблесковые маяки.
Когда появились мотоциклы на службе МЧС?
Мотоциклы на службе ведомств, выполнявших функции нынешнего МЧС, появились еще во второй половине двадцатого века, и тогда, в основном, их назначение сводилось к использованию на пожарах, особенно в сельской местности. Автоцистерну содержать дорого, и не каждое сельское поселение могло себе позволить иметь пожарную команду и специальный автомобиль. Мотоцикл же обходится значительно дешевле. Да и в истории любого маленького поселка пожары случаются редко, оттого район выезда любой пожарной части включает в себя несколько населенных пунктов. Но если уж что-то загорится, то лучше иметь мотоцикл и держать оборону до прибытия основных сил, чем не иметь ничего.
Например, Днепр-157П, теперь являющийся экспонатом Музея Ивановского института Государственной противопожарной службы МЧС России – пожарный вариант, укомплектованный самым необходимым пожарно-техническим вооружением.
Воды к месту пожара на мотоцикле много доставить не получится, но мотоциклист-пожарный мог выполнить разведку и сообщить сведения, помогающие диспетчеру установить количество расчетов, нужных для успешной ликвидации пожара. Также имея пожарный насос, можно отбирать воду из водоисточника либо встать на гидрант, тем самым обеспечив хоть какую-то подачу воды к месту пожара.
Профессии «спасатель» тогда не было, она появилась позже.
Спасатель-мотоциклист красногорского отряда о своей работе
Как рассказал мне спасатель красногорского ПСО№11 ГКУ МО «Мособлпожспас» Владимир Данильченко, в 2005-м году у них в расчете появились «Явы». Поначалу «Ява» была одна, и он оказался один из смены, кто умеет ездить на мотоцикле. Так он стал спасателем-мотоциклистом.
Лена: Какая у вас в ПСО была марка служебного мотоцикла?
Владимир: Jawa 350/640, один боевой, другой – резервный.
Лена: Куда ездили?
Владимир: ДТП, вскрытие дверей, поисково-спасательные работы в лесу и т.д.
Лена: Были ли трудности?
Владимир: Трудностей не было. Опасный момент произошел в 2013-м году: по дороге на выезд на «Яве» разорвало переднее колесо.
Лена: На Ваш взгляд, на каких ЧС мотоциклетные ходы могут проявить наибольшую эффективность?
Владимир: В зависимости от класса мотоцикла, а так – разведка, пожары, поисково-спасательные работы в лесу.
Лена: Чем укомплектованы были ваши «Явы»?
Владимир: Гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Круг», медицинская укладка, слесарный инструмент, огнетушитель. Крепления для инструмента на «Явах» везде самодельные.
Обычно выезжает два спасательных мотоцикла: на первом – гидравлика, слесарка и огнетушитель, на втором – медик с укладкой первой помощи.
Недавно, а именно с апреля 2016, в ПСО Красногорска расформирована должность «спасатель-мотоциклист». Впрочем, не мудрено. « Мопсовские» «Явы» (МОПС – Мособлпожспас, прим. автора) не шибко хорошо себя зарекомендовали на службе, а закупить «БМВ» — дорогое удовольствие.
Как в России появились спасатели
Профессия «спасатель» появилась давно, но она не была выделена в отдельную специальность, и ее не преподавали в учебных заведениях. В России существовали пожарные, водолазы, промышленные альпинисты, служба спасения на воде. Катастрофы случались, например авария на ЧАЭС, но там работали военные, медики, пожарные. И только в начале девяностых годов люди начали узнавать о спасателях.
27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР образован Российский корпус спасателей. Эта дата считается основанием МЧС России, и с этого момента в России отмечается День спасателя – 27 декабря.
В Москве, например, 13 ноября 1995 года была создана «Московская служба спасения», про которую я впервые увидела по телевизору (герб МСС был следующим: летучая мышь, держащая в лапках ключ), а также впоследствии на городском и федеральном уровне начали создаваться первые поисково-спасательные отряды.
Необходимость в данной профессии возникла в связи с сохраняющейся устойчивой тенденцией роста количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.