Мониторинг рынка поставщиков. Планирование закупок товаров и услуг. Взаимодействие с отделами в части организации закупок. Проверка ТЗ. Подготовка обоснований закупок.
От 3 лет в должности специалист по закупкам/контрактный управляющий/консультант по закупкам. Опыт работы с электронными торговыми площадками.
Откликнитесь среди первых
Инициирование и участие в проведении закупочных процедур по выбору логистических операторов, оказывающих услуги по перевозке ТМЦ и ответственного хранения.
Организацию процесса осуществления закупок с целью повышения эффективности закупок и обеспечения прозрачности закупочной деятельности. Организация работы комитета по непроизводственным закупкам.
Готовые решения. Вопросы применения ст. 3
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее — офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»;
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ, от 05.12.2022 N 498-ФЗ)
4.1) поставщик (подрядчик, исполнитель) — участник закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен контракт;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
5) государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 22.12.2020 N 435-ФЗ)
6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)
7.1) заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, — заказчик из числа дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, торговых представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
8) государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
8.1) контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4, 4.1, 4.3 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 277-ФЗ)
8.2) контракт жизненного цикла — контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
8.3) контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, — контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ; в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
8.4) отдельный этап исполнения контракта — часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
8.5) контракт со встречными инвестиционными обязательствами — контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика (исполнителя) по созданию, модернизации, освоению производства такого товара и (или) по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги;
(п. 8.5 введен Федеральным законом от 28.06.2022 N 231-ФЗ)
9) единая информационная система в сфере закупок (далее — единая информационная система) — совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт);
10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение — государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;
11) специализированная организация — юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
13) контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа);
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ)
14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
15) эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
16) совокупный годовой объем закупок — утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
(п. 16 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
17) электронная площадка — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», соответствующий установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме (за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме), а также закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона;
(п. 17 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
18) оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем двадцать пять процентов долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов электронных площадок;
(п. 18 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
19) специализированная электронная площадка — соответствующая установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;
(п. 19 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
20) оператор специализированной электронной площадки — российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.
(п. 20 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)
2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Какие основные этапы проведения закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ существуют в современной бизнес-практике российских компаний?
Существуют следующие этапы закупки:
Ключевые вопросы при планировании этапов закупки:
Для определения этапов размещения закупки товаров и услуг необходим анализ уже осуществлённых закупок за конкретный период по конкретному направлению и в целом по компании. По общему правилу все три названных базовых участника закупочной деятельности должны являться обособленными субъектами. При эффективной организации закупочной деятельности на каждой из стадий закупочного процесса их полномочия распределяются в соответствии со следующими принципами:
Инициатор анализирует собственную деятельность за предыдущий закупочный период и планы деятельности на предстоящий закупочный период с точки зрения наличия потребности в товарах (работах, услугах) в течение предстоящего закупочного периода, чтобы правильно запланировать этапы тендера.
При наличии потребности в товарах (работах, услугах) инициатор формулирует данную потребность и оценивает возможности её удовлетворения без проведения закупки (например, за счёт имеющихся складских запасов, в рамках уже заключённых договоров с поставщиками и т.п.).
В случае невозможности удовлетворения потребности в товарах (работах, услугах) инициатор доводит эту потребность до контролёров с обоснованием потребности в закупке, указанием объёма и начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков закупки с целью включения данной закупки в план закупок на предстоящий закупочный период.
Контролёры оценивают необходимость в данной закупке, возможность её проведения, обоснованность инициированных объёмов и начальной (максимальной) цены закупаемой продукции, а также сроков её закупки.
В случае согласования контролёрами данной закупки она включается профессиональным закупщиком в план закупок на предстоящий закупочный период.
Сформированный план закупок на предстоящий закупочный период согласуется и утверждается контролёрами, после чего публикуется профессиональным закупщиком с соблюдением требований действующего законодательства.
При возникновении необходимости внесения корректировок в утверждённый план закупок инициатор обосновывает перед контролёрами необходимость таких изменений, а контролёры, в случае согласования данных изменений, утверждают внесение профессиональным закупщиком изменений в план закупок.
До наступления предусмотренного утверждённым планом закупок срока проведения закупок инициатор отслеживает сохранение потребности в данной закупке, а также организационных и финансовых возможностей её проведения; в случае изменения потребностей или возможностей он инициирует внесение соответствующих изменений в план закупок в описанном выше порядке.
До наступления предусмотренного утверждённым планом закупок срока проведения закупок профессиональный закупщик в соответствии с заявленной инициатором потребностью разрабатывает документацию о закупке, отражая в ней потребности заказчика в продукции и иные сведения, предусмотренные действующим законодательством.
При наступлении срока публикации информации о закупке профессиональный закупщик публикует эту информацию в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
После публикации информации о закупке профессиональный закупщик обеспечивает проведение закупочной процедуры, в том числе приём заявок потенциальных поставщиков, оценку и ранжирование этих заявок в соответствии с критериями закупочной документации, выбор и объявление победителя закупки, направление договора для подписания победителю.
После проведения закупки профессиональный закупщик публикует информацию о результатах закупки (о том, кто был выбран победителем, либо о том, что закупка завершена без выбора победителя) в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
После объявления результатов закупки инициатор проводит преддоговорные переговоры с поставщиком и согласует проект договора с контролёрами.
После подписания договора с поставщиком инициатор обеспечивает исполнение этого договора со стороны предприятия, в том числе проводит досудебное урегулирование споров, контролирует соблюдение сроков платежей, отвечает за приём поставленной по данному договору продукции, проверяет качество данной продукции, подписывает от лица предприятия акты, свидетельствующие об исполнении договора.
После завершения договорных отношений с поставщиком инициатор отчитывается перед контролёрами об эффективности закупки.
Контролёры совместно с инициаторами и профессиональным закупщиком анализируют результаты закупок за определённый период и учитывают их при прогнозировании закупок будущего периода.
На каждой из описанных выше стадий закупочной деятельности важно соблюдать принцип соответствия полномочий и ответственности, в соответствии с которым ответственным за последствие того или иного решения является субъект, принявший данное решение.
Доля закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика при осуществлении госзакупок
Рассказываем, как власти регулируют объем закупок у единственного поставщика.
При проведения закупочных процедур в рамках закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (далее – закон о контрактной системе) и закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – закон о закупках) очень актуальной темой для заказчиков является доля закупок товаров, работ, услуг (далее – ТРУ) у единственного поставщика.
Согласно части 1 статьи 30 закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
Частью 1.1. статьи 30 установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
Таким образом, законом о контрактной системе четко регламентировано, что в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением случаев закупки у единственного поставщика в случае, если конкурентные процедуры признаны несостоявшимися.
Пунктом 4 Положения об особенностях участия СМП установлено, что в закупках закупка у СМП осуществляется заказчиками посредством проведения торгов и иных закупок.
В соответствии с пунктом 5 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением № 1352 (далее – Положение об особенностях участия СМП в закупках) годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Как следует из пункта 6 Положения об особенностях участия СМП в закупках при расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются договоры, заключенные заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, а также договоры, заключенные поставщиками (исполнителями, подрядчиками) непосредственно с субъектами малого и среднего предпринимательства в целях исполнения договоров, заключенных поставщиками (исполнителями, подрядчиками) с заказчиками по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 настоящего Положения.
В силу части 8.1 статьи 3 закона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего закона, либо не размещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями закона о контрактной системе.
При этом Положение о об особенностях участия СМП в закупках не содержит четкого перечня способов закупки, которые не включаются в расчет годового объема закупок в размере 25%.
Органами государственной власти РФ в различных информационных письмах (письмо Минэкономразвития от 22 июня 2015 г. № Д28и-1835, письмо Минфина от 06 декабря 2018 г. № 24-05-09/88660, письмо Минфина от 22 ноября 2021 г. № 24-04-09/94110) разъяснено, что заказчики вправе проводить закупки путем проведения как конкурентных, так и неконкурентных процедур.
Однако вышеуказанные письма согласно их редакции носят информационно-рекомендательный характер, так как Минэкономразвития и Минфин не являются контрольно-надзорными органами в сфере государственных закупок, а также не обладают компетенцией по разъяснению законодательства.
Также названные информационные письма обращают внимание на право заказчиков на проведение закупок у единственного поставщика для СМП, акцентируя внимание на тот факт, что заказчики осуществляют закупочную деятельность, руководствуясь своими положениями о закупке.
В случае, если инициатор закупки сможет обосновать потребность проведения закупки у единственного поставщика (в случае, если поставщик является субъектом естественных монополий, обладает уникальностью, осуществление закупки требует ограниченного количества времени и т.д.) закупка у единственного поставщика является допустимой.
Однако осуществление закупки в рамках закона о закупках только у единственного поставщика также является недопустимым, так как злоупотребление неконкурентными закупками может быть расценено контролирующими органами как ограничение конкуренции (письмо Минэкономразвития от 13.03.2017 № Д28и-1224, решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 30.12.2021 по делу № А80-439/2021, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.06.2022 № Ф02-2371/2022 по делу № А33-10536/2021, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581, пункт 9 Обзора Верховного суда от 16.05.2018).
На основании вышеизложенного, закупка у единственного поставщика в рамках ФЗ-44 и ФЗ-223 является допустимой в случае обоснования ее инициатором.
Таким образом, проведение конкурентных процедур в рамках обоих законов является обязательным как для выборки процента совокупного годового объема закупки для СМП, так и в целях предотвращения претензий контрольно-надзорных органов на предмет ограничения конкуренции.
Раздел IV. Субъекты закупочной деятельности заказчика
Субъектами закупочной деятельности заказчика являются инициатор закупки, комиссия, контрактная служба.
Субъектам закупочной деятельности заказчика при проведении процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация деятельности участников закупки;
2) создание участнику закупки или нескольким участникам закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не предусмотрено законодательством и настоящим Положением;
3) проведение переговоров с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Положением;
4) проведение переговоров с оператором электронной площадки при проведении закупок в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
Как начать участвовать в закупках?
Электронные торговые площадки (ЭТП). Как выбрать, как пользоваться?
Законодательство. 223-ФЗ и 44-ФЗ
Конфликты в закупках. Способы решения
Поддержка малого бизнеса в закупочной деятельности
Роли в закупках
Основными участниками закупки являются заказчик, который, как правило, выступает организатором закупки, и потенциальные поставщики, среди которых заказчик выбирает контрагента для будущего договора поставки.
Для соблюдения антимонопольного законодательства при проведении закупки любым способом и в любой форме необходимо избегать смешения как форм проведения процедур, так и полномочий сторон соответствующих
правоотношений.
В электронной закупке участвуют три стороны: организатор торгов (заказчик), участники торгов (поставщики) и оператор электронной торговой площадки (ЭТП). Каждая из этих сторон обладает уникальным правовым статусом и не имеет права вмешиваться в деятельность или реализовывать полномочия другой стороны, поскольку в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки и, как следствие, нарушения порядка отбора победителя.
В частности, размещать предложения на электронной торговой площадке имеет право лишь участник торгов. Отклонение от этого правила может быть квалифицировано ФАС России как нарушение п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» и создание условий для недобросовестной конкуренции в соответствии с п. 9 ст. 4 того же закона.
Для достижения эффективности закупочной деятельности самого заказчика необходима организация закупочного процесса внутри компании, а также контроль за проведением закупок на всех стадиях закупочной деятельности.
В отношения по проведению закупок вовлечены почти все структурные подразделения заказчика — одни из них предоставляют заявки на закупку, другие проводят саму закупку, третьи контролируют правомерность и эффективность проведения данной закупки. При этом целесообразно формализовать внутренними документами компании «разделение труда» при проведении закупок и закрепить однозначные полномочия за каждым из трёх субъектов закупочной деятельности внутри компании: за инициатором закупки, за профессиональным закупщиком и за внутренними контролирующими органами.
Профессиональным закупщиком может быть уполномоченный сотрудник или специальное подразделение (отдел закупок, контрактная служба и т.п.), обеспечивающие на профессиональной основе выбор лучшего поставщика
и экономию финансовых ресурсов, а также соблюдение предприятием требований действующего законодательства при проведении закупок. Профессиональный заказчик должен обладать специальными знаниями в сфере закупок
и иметь опыт использования закупочного инструментария.
Коллективным контролёром закупок, как правило, выступают структурное подразделение (или даже несколько подразделений) и должностные лица, уполномоченные на оценку потребности в закупке, возможности её проведения, эффективности проведённой закупки и результативности договорных отношений с контрагентом, выбранным по результатам закупки. Функции контролёра могут быть разделены между планово-экономическим отделом, руководителем организации и иными уполномоченными им подразделениями.
Помимо внутреннего контроля за соблюдением законности при проведении закупок внешний контроль за соблюдением компанией закупочного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
По общему правилу все три названных базовых участника закупочной деятельности должны являться обособленными субъектами. При эффективной организации закупочной деятельности на каждой из стадий закупочного процесса их полномочия распределяются в соответствии со следующими принципами:
На каждой из описанных выше стадий закупочной деятельности важно соблюдать принцип соответствия полномочий и ответственности, в соответствии с которым ответственным за последствие того или иного решения является субъект, принявший данное решение.
— Полный процесс сопровождения закупок по 223-ФЗ
— Подготовка и проверка начальной (максимальной) цены Договора
— Обеспечение срочных закупок малого объема
— Подготовка закупочной документации и сопровождение процесса ее согласования с инициатором, контрагентом
-Проверка и корректировка документации от инициатора: техническое задание, расчёт цены, коммерческие предложения, составление проекта договора
— Работа с порталом ЕАИСТ 2.0 (Обязательно)
— Знание 223 ФЗ
ЕИС (единая информационная система в сфере закупок 223 ФЗ), Электронный магазин (Портал поставщиков)
— Обеспечение надлежащего учета, ведения и хранения документации в отделе
— Ведение реестра договоров
— Взаимодействие с отраслевыми подразделениями
— Ведение претензионной работы
— Высшее профессиональное (дополнительное профессиональное) образование в сфере закупок
— Опыт работы в аналогичной должности не менее 1 года, в государственных учреждениях. Опыт работы в государственных предприятиях г. Москвы (приветствуется)
— Прохождение повышения квалификации по управлению государственными и муниципальными закупками
— Знания 44-ФЗ и 223-ФЗ, ГК РФ, КоАП и иных НПА в сфере закупок; Постановлений Правительства Москвы в сфере закупок Опыт работы в сфере государственных закупок по гор. Москве — не менее 2 лет
— Уверенный пользователь ПК (Word, Excel, Outlook)
— Опыт работы на Официальном сайте ЕИС (223-ФЗ), ЕАИСТ
Работа в условиях многозадачности
Москва, проспект Вернадского, 7