КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗСД

За́падный скоростно́й диа́метр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.

ПМЭФ-2021 

02 июн 2021, 15:09

ВТБ выкупил у ЕБРР кредит, выданный для Западного скоростного диаметра — скоростной автомагистрали в Санкт-Петербурге. Е БРР вышел из своей крупнейшей долговой позиции в России и продолжает сокращать свой портфель из-за санкций


КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗСД

Строительство центрального участка Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге

ВТБ выкупил у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) права по кредиту, выданному в 2012 году на строительство центральной секции автомагистрали Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге, сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства и подтвердили «ВТБ Капитал» и представитель России в совете директоров ЕБРР. Центральный участок ЗСД протяженностью около 12 км был открыт в декабре 2016 года, после чего платная скоростная магистраль полностью заработала.

«Это взаимовыгодная сделка для ЕБРР и России», — сказал РБК представитель России в совете директоров ЕБРР Денис Морозов. « Это отличный актив, крупнейший и один из самых качественных в российском долговом портфеле ЕБРР, он обеспечен будущими денежными потоками от проекта, который уже введен в строй», — говорит он.

В 2014 году ЕБРР (Россия является акционером банка с долей 4,1%) прекратил финансировать новые проекты в стране, сославшись на санкции Евросоюза. С тех пор ЕБРР сокращает свои российские активы (его российский портфель ужался с €10 млрд на пике до €2,6 млрд), и Москва предрекает банку «уход в небытие», поскольку до конфронтации с Западом Россия была основным регионом для ЕБРР.

Затор автомобильного движения на северном участке ЗСД. Две полосы закрыты дорожными службами для укладки асфальтового покрытия. АО «ЗСД» завершило размещение дополнительного выпуска акций, говорится в сообщении компании. В общей сложности размещено 809 тыс. акций нового выпуска по цене 35 тыс. рублей за акцию. Таким образом, АО «ЗСД» получило около 28 млрд рублей. Акции размещались по закрытой подписке, их приобрёл единственный акционер АО «ЗСД» — город Санкт-Петербург, пояснили «Деловому Петербургу» в компании, добавив, что вырученные средства пошли на строительство развязок ЗСД, а также на выплату купонного дохода владельцам облигаций АО. Размещение допэмиссии началось ещё в 2019 году. В 2020 году оно приостанавливалось на фоне пандемии. В итоге было размещено меньше акций, чем планировалось изначально. Так, в планах было разместить более 1 млн акций. В таком случае АО «ЗСД» получило бы от города 35 млрд рублей.»Неразмещённые акции в рамках данной эмиссии размещены не будут», — сообщили «ДП» в АО «ЗСД», добавив, что следующее размещение планируется начать в 4 квартале 2022 года. АО «ЗСД» платит держателям облигаций 2,5 млрд рублей в год. Кроме того, компания доплачивает оператору ЗСД компании «Магистраль Северной столицы» минимальный доход, если выручка последней не достигает 9,6 млрд рублей. За счёт АО ведётся строительство развязок трассы (сейчас строится первый этап Широтной магистрали скоростного движения). Наконец, на городской компании висит долг в размере 44 млрд рублей, образовавшийся в ходе строительства ЗСД. Собственные доходы АО «ЗСД» составили по итогам 2021 года 1 млрд рублей, говорится в бухгалтерском отчёте компании. Они включают в себя платежи за сдачу в аренду сооружения ЗСД и земли под ним. Непокрытый убыток АО при этом был равен 19,7 млрд рублей. Во втором квартале 2021 года Петербург впервые заработал на ЗСД — совокупная плата водителей за проезд превысила минимальный гарантированный доход концессионера. Заработанные деньги пошли на погашение кредита. Бюджет города не увидит этих денег ещё долго. АО «ЗСД» опубликовало отчётность за первое полугодие 2021 года. Компания на 100% принадлежит Петербургу и исполняет от имени города соглашение о ГЧП при строительстве и эксплуатации Западного скоростного диаметра. Предприятие планово убыточно — за отчётный период его чистый убыток составил 2,1 млрд рублей. Пандемия помешала и помоглаКак стало известно из отчётности, проект ЗСД наконец вышел в стадию окупаемости. До сих пор сначала бюджет Петербурга, а потом АО «ЗСД» платили оператору трассы ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС) разницу между минимальным гарантированным доходом и фактической выручкой. Официально размер минимального дохода не раскрывается, считается, что он составляет 9,6 млрд рублей в год. Выплаты из бюджета в разные годы составляли от 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей.»Во 2 квартале 2021 года размер выручки Партнёра от взимания платы за проезд с пользователей автодороги впервые превысил гарантированный уровень. В соответствии с условиями Соглашения о ГЧП, данное превышение распределяется в пользу АО «ЗСД», платёж по компенсации затрат партнёру не выплачивается. Основным драйвером роста выручки является рост трафика движения по ЗСД», — говорится в отчёте. Это должно было произойти ещё в 2020 году, но помешала пандемия. Из-за неё трафик на ЗСД упал на четверть. Тогда было принято решение поднять цены за проезд. В годовом отчёте за 2020 год АО «ЗСД» заявило, что получение сверхдохода ожидается в IV квартале 2022 года. Трафик восстановился довольно быстро. » В среднем в будние дни трафик на ЗСД составляет около 300 000 транзакций», — сообщает АО «ЗСД». Закрытые границы стимулируют внутренний, в том числе автомобильный туризм. А жарким летом петербуржцы старались чаще ездить за город. И, если в 2020 году на ЗСД было зафиксировано 90,7 млн транзакций, то по итогам нынешнего года АО ожидает до 95 млн.»Уровень автомобилизации у нас растёт, заторовых состояний в городе всё больше и больше, поэтому люди всё чаще предпочитают заплатить деньги и доехать без проблем, чем стоять в пробках в городе», — говорит автоэксперт Дмитрий Попов. По его мнению, пандемия также способствовала тому, что многие стали предпочитать личный автомобиль общественному транспорту из соображений безопасности. » Дальше трафик будет расти, и спрос на проезд по ЗСД тоже будет расти», — делает вывод эксперт. Бремя долговСколько именно в итоге заработало АО «ЗСД» по итогам второго квартала, не сообщается. Выручка, связанная с исполнение соглашения о ГЧП, в первом полугодии составила 103 млн рублей (в первом полугодии 2020 года — 99 млн). Но в эту сумму входят и арендные платежи за дорогу, находящуюся в собственности АО, которые платит МСС. Они также не разглашаются.»В зависимости от фактического объёма выручки Партнёра по оказанию услуг платного проезда рассчитываются арендные платежи по Договору аренды в пользу АО «ЗСД», — говорится в отчёте АО. Кроме того, АО «ЗСД» ежегодно платит купонный доход по облигациям, выпущенным на 20 лет в 2011–2012 годах для строительства трассы. Это около 2,5 млрд рублей в месяц. Выплаты финансирует городской бюджет через механизм допэмиссии акций АО «ЗСД». В прошлом году он осуществил выкуп бумаг компании на 6,3 млрд рублей. Наконец, на городской компании висит долг в размере 44 млрд рублей, происхождение которого туманно. В последнем отчёте говорится, что он «представляет собой оставшуюся часть обязательств перед ООО «МСС» за создание Центрального участка ЗСД». Известно что на центральный участок город выделил капитальный грант в размере 50,7 млрд рублей. Ещё 70 млрд привлекла МСС. В отчёте сообщается, что этот долг беспроцентный, он погашается до 2042 года путём зачёта части арендной платы.

Финансовая сторона проекта

Структура привлеченного МСС финансирования:

Крупнейшая долговая позиция

Кредит ЕБРР на €194 млн был предоставлен консорциуму «Магистраль Северной столицы» (МСС) в 2012 году сроком на 12 лет. Центральная секция ЗСД была технически самым сложным участком строительства, и консорциум привлек синдицированное финансирование на 60 млрд руб. от «ВТБ Капитала», Газпромбанка (они же являются главными акционерами МСС), Внешэкономбанка, Евразийского банка развития и ЕБРР. Последний обязался поучаствовать в финансировании в объеме до €200 млн.

Этот кредит до его продажи был самой крупн​ой долговой позицией в российском портфеле ЕБРР — 18% в кредитном портфеле. Общий портфель операционных активов ЕБРР в России (долговое и акционерное финансирование) сейчас оценивается в €2,66 млрд, следует из информации на сайте банка (после продажи кредита ЗСД объем еще уменьшится). Представитель ЕБРР уверяет, что ЕБРР «продолжит реализацию (остающихся) российских проектов, как предусмотрено изначальными условиями».

Пресс-служба ВТБ подтвердила, что «ВТБ Капитал» выкупил у ЕБРР кредит для центрального участка ЗСД, но отказалась раскрыть детали сделки. « Возможность подобных транзакций предусмотрена кредитной документацией проекта, и такие сделки являются стандартными на вторичном рынке синдицированных кредитов», — сообщили в ВТБ. По данным источника РБК, ЕБРР продал актив с «небольшой премией» для банка. Но выгодна сделка и для ВТБ — «по IRR (внутренняя норма доходности. — РБК) там доходность очень хорошая», утверждает собеседник РБК. « ВТБ Капитал» и ЕБРР не раскрывают процентную ставку по кредиту.

Как ЕБРР уходит из России

После фактического присоединения ЕБРР к европейским санкциям он продал в 2015 году долю в МДМ Банке (4,8%) и Уралтрансбанке (25%), весной 2016 года — 9,2% в «Трансконтейнере», летом того же года — 33% в ретейлере «Здоровые люди». В ноябре 2017 года структура золотодобывающей компании «Высочайший» выкупила у ЕБРР 5,26% своих акций. В декабре 2017 года ЕБРР реализовал пут-опцион на обратную продажу акций российского производителя оборудования для нефтедобычи Borets International, не раскрыв условий сделки. Наконец, 30 января Совкомбанк выкупил долю ЕБРР (11%) в Росевробанке.

В январе ЕБРР также потерял свою долю в Промсвязьбанке, после того как ЦБ в рамках санации банка принял решение об уменьшении уставного капитала банка до 1 руб., что означает размытие долей действующих акционеров, в том числе доли ЕБРР (11,75%). В настоящее время ЕБРР ведет переговоры о продаже своего пакета акций СДМ-банка (15%) структурам Экспобанка Игоря Кима, сообщал в середине января Reuters со ссылкой на источники. Кроме того, российские инвестиции ЕБРР сокращаются, из-за того что заемщики возвращают банку кредиты, когда подходит срок погашения, а ЕБРР не может участвовать в их рефинансировании из-за запрета на новые операции в стране.

В мае 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин (он является управляющим от России в ЕБРР) раскритиковал ЕБРР за создание «чрезвычайно опасного прецедента в международных финансовых отношениях», поскольку банк ограничил права одного из своих участников, «не принимая во внимание уставные документы». В декабре 2017 года Орешкин сказал, что ЕБРР находится «в очень непростой ситуации» — «доходы теряют, расходы растут». Если банк полноценно не вернется на российский рынок, «ему, конечно, придется уйти в небытие в какой-то момент», предположил министр.

Кто владеет ЗСД

В проекте бюджета Петербурга на 2017 год зарезервированы 4,6 млрд рублей для ООО «Магистраль Северной столицы» – концессионеру, достраивающему центральный участок ЗСД и эксплуатирующему существующие. « Фонтанка» с удивлением узнала, кто будет конечным получателем.

Совладельцем компании «МСС», собирающей плату за проезд по ЗСД, оказался кипрский финансист Роис Потамитис. За ним могут скрываться те, кто получает прибыль от проекта, но не желает афишировать свое имя.

ООО «Магистраль Северной столицы» («МСС») была создана в 2011 году для участия в конкурсе на право строительства самого сложного, центрального участка ЗСД. Обойдя совместное предприятие холдинга First Quantum, Сбербанка и французской Vinci, инвестор получил право взяться за проект общей стоимостью в 120 млрд рублей. Строительство 11-километрового участка началось весной 2013 года и должно было закончиться три года спустя. Однако затем сроки сдвинули на ноябрь.

«Магистраль Северной столицы» не скрывает, кто стоит за проектом. « Участниками консорциума являются «ВТБ Капитал», Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) – технический консультант подрядчиков», – говорится на сайте компании. Примерно такой же список всегда приводился и в официальных пресс-релизах Смольного. При этом подразумевалось: итальянцы и турки выполняют исключительно строительные работы и не участвуют в финансировании проекта. А конечными бенефициарами «Магистрали Северной столицы» являются ВТБ и Газпромбанк.

Простой кипрский финансист

С учетом масштабных бюджетных вливаний, которые ждут «Магистраль Северной столицы» в ближайшие годы, «Фонтанка» решила проверить, действительно ли два российских банка являются собственниками компании. По данным СПАРКа, «МСС» на 100% принадлежит кипрской компании Ysmer Ltd. Акционерный капитал последней составляет 5 тысяч евро и разделен между четырьмя компаниями.

Доля 49,9% записана на офшор Alrara Ltd, который, в свою очередь, контролируется 100%-ной «дочкой» ВТБ – российским ООО «ВТБ Инфраструктурные инвестиции». Мизерная доля 0,1% через две кипрские компании выводит на швейцарскую VTB Capital Private Equity Holding AG, которую возглавляют топ-менеджеры государственного банка. Таким образом, в сумме у «ВТБ» – ровно 50%. Хотя между конечным бенефициаром и концессионером ЗСД зачем-то проложены несколько офшорных баррикад.

Пакет в 41,5% контролирует кипрская GPB Infrastructure Projects Ltd. Она через прокладку в виде еще одного офшора принадлежит напрямую Газпромбанку. Собственник оставшейся миноритарной доли в 8,5% – кипрская компания Blognot Ltd. Однако за ней, вопреки всем ожиданиям, стоят не государственные российские банки, а финансист из Лимассола Роис Потамитис.

Согласно профилю Потамитиса в социальной сети LinkedIn, в далекие 1980-е годы он закончил Лондонскую школу экономики и политических наук. В 1990-е работал менеджером в международной аудиторской компании Deloitte, потом отвечал за выдачу кредитов в подразделении кипрского банка Laiki. В 1996 году он пришел в местное отделение консалтинговой компании BDO, где и работает по сей день в должности управляющего директора.

BDO Ltd оказывает услуги по финансовому и налоговому консультированию, помогает с бухгалтерским учетом. Как указано на сайте компании, Потамитис возглавляет офис фирмы в Лимассоле и отвечает за работу с клиентами из России, Украины, Словении и Румынии. По данным портала OpenCorporates, он был или является секретарем или директором примерно в 60 кипрских фирмах. Одна из них даже попала в базу офшоров международного консорциума журналистов ICIJ, который прославился на весь мир благодаря обнародованию данных об офшорах из Панамы. Речь идет о фирме Karpathia, которой Потамитис управляет в интересах греческого бизнесмена Апостолоса Вакакиса, владеющего сетью детских магазинов на Балканах.

Правда, собеседник в авиационных кругах утверждает, что конечным бенефициаром Koltceva Holdings является «ВТБ» – основной инвестор проекта по реконструкции петербургского авиаузла и ключевой собственник «ВВСС».

Реальный или номинальный?

«Фонтанка» позвонила в офис BDO Ltd на Кипр. Роис Потамитис был на совещании, однако секретарша передала ему, что звонил человек из России. Через полчаса управляющий директор любезно перезвонил сам. Так что, видимо, доля в проекте общей стоимостью свыше 200 млрд рублей не вызвала в нем «звездную болезнь». Если, конечно, он является реальным, а не номинальным собственником, что и попытался выяснить корреспондент «Фонтанки».

«Я являюсь реальным владельцем», – ответил Потамитис, отказавшись отвечать на какие-либо дополнительные вопросы.

Руководитель корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры» Кирилл Саськов, к которому «Фонтанка» обратилась за разъяснениями, сразу развел руками: он не знаком со схемой владения «Магистралью Северной столицы» и готов поделиться лишь теоретическими предположениями. « Это может быть как номинальное владение, так и реальное. Реальный владелец нужен для substance, то есть для подтверждения присутствия компании на Кипре. Те компании, которые существуют в офшорной юрисдикции фиктивно, могут в итоге попасть под повышенное налогообложение», – говорит Кирилл Саськов. В последнем случае Роис Потамитис как реальный владелец может получать и дивиденды от прибыли компании, если они распределяются среди акционеров, а не направляются на развитие.

В ВТБ отказались отвечать на вопрос, кому на самом деле принадлежит доля в 8,5% в «Магистрали Северной столицы».

«На текущий момент мы не можем ничего сказать по этой теме», – заявили в Газпромбанке. Отказались комментировать роль Роиса Потамитиса в стратегическом проекте города и в профильным комитете по инвестициям.

Как бы то ни было, но Роиса Потамитиса или реальных владельцев его пакета можно только поздравить. Проект по строительству ЗСД – весьма выгодный.

Согласно схеме, разработанной при губернаторе Валентине Матвиенко, еще до сдачи центрального участка ЗСД «Магистраль Северной столицы» получила право собирать плату за проезд по северному и южному участку. Хотя оба были возведены за счет бюджета и обошлись в 46 и 37 млрд рублей соответственно. Велика доля казны и в строительстве центрального участка: из 120 млрд рублей государство дает 51 млрд. При этом в той части, которую принято называть «инвестиционной», велика доля госбанков: Внешэкономбанк направляет 25 млрд, ВТБ и частично государственный Газпромбанк – 8,5 млрд.

«Магистраль Северной столицы» будет эксплуатировать трассу и взимать плату с горожан до 2042 года. Если годовой доход будет меньше 9,6 млрд, то горбюджет будет выплачивать инвестору субсидию для покрытия понесенных расходов. При этом в концессионном соглашении заранее прогнозируется, что до 2019 года сборы не будут достигать этой планки. Из-за этого каждый год в бюджете будет резервироваться субсидия: в 2016 году «Магистраль Северной столицы» может получить 4,1 млрд, в 2017-м – 4,6 млрд. Хотя итоговая сумма, которую перечислят «МСС», может быть меньше: все зависит от того, какими будут сборы по итогам года.

Всего же в течение четырех лет концессионер с загадочным совладельцем вправе рассчитывать на господдержку в 17 млрд рублей. Ради такого можно пойти на то, чтобы скрыть свое имя за номинальным кипрским финансистом.

В 2014 году чистая прибыль ООО «Магистраль Северной столицы» составила 321 млн рублей, в 2015-м – 446 млн.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

В проекте бюджета Петербурга на 2017 год зарезервированы 4,6 млрд рублей для ООО «Магистраль Северной столицы» – концессионера, достраивающего центральный участок ЗСД и эксплуатирующего существующие. « Фонтанка» с удивлением узнала, кто будет конечным получателем. Совладельцем компании «МСС», собирающей плату за проезд по ЗСД, оказался кипрский финансист. За ним могут скрываться те, кто получает прибыль от проекта, но не желает афишировать свое имя.

Профиль в сервисе Linkedin.com

При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.

Иностранные инвесторы купили крупную долю в проекте ЗСД


КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗСД

ВТБ продал 24,99% доли в петербургском проекте внутригородской платной магистрали «Западный скоростной диаметр» (ЗСД) суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», QIA вошла в долю ООО «Холдинг МСС» через дочернюю компанию F4 Holding LLC.

По данным «Спарка», остальные доли в капитале ООО распределены между ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» (49%), ООО «Дефенсум-Инвест», принадлежащей ЗПИФ «Велум Капитал» (22,09%) и кипрской компании Blognot Limited (3,92%).

О планах ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг» продать QIA 24,99% из пакета ВТБ в капитале «Холдинга МСС» стало известно в начале июня 2021 года. Соответствующий договор купли-продажи был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). « В ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте», — говорили тогда ВТБ. Как позже стало известно, долю в проекте сократила кипрская компания Blognot Limited; до сделки её доля в ООО «Холдинг МСС» составляла 28,91%.

Протяженность ЗСД составляет 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Общий объём инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб., писал РБК. По концессионному соглашению, заключенному в 2012 году, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали длинной 11,7 км, инвестировав 82,86 млрд руб., и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет. Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор.

По итогам 2021 года, согласно отчетности ООО «Магистраль северной столицы» (концессионер проекта ЗСД, им владеет ООО «Холдинг МСС»), трафик составил 105 млн транзакций. Транспортный поток в 2021 году зафиксирован на 17% выше, чем в 2020 году и почти на 10% выше, чем в «доковидном» 2019 году, уточнили в компании.

Судя по отчётности ООО «Магистраль северной столицы», выручка компании с 2017 года не превышала 9,6 млрд руб. По данным «Спарка», в 2020 году выручка составила 8 млрд руб., в 2019 году — около 7 млрд. Компания несет убытки: в 2020 году он составил 332,7 млн руб., в 2019 году — 1,4 млрд руб.

Хороший прогноз на осень от ВТБ с кредитом наличными по ставке от 3,9%!

Сумма кредита от 5000 руб. до 40 млн руб.

Получите решение онлайн за пару минут!

Кредит наличными в ВТБ от 3,9%

Рентабельный проект

Проект Западного скоростного диаметра, несомненно, рентабельный, поэтому ВТБ вошел в него явно без убытка, полагает старший директор рейтингов корпоративных институтов АКРА Максим Худалов. « Если бы не политическая необходимость, вряд ли ЕБРР продал бы этот актив — сейчас сложно найти хорошего заемщика, а с учетом того что концессия старая, кредит явно выдавался под ставки в несколько раз выше нынешних», — поясняет эксперт.

Участники сделки не говорят, кто был ее инициатором. « Из-за положений о конфиденциальности в договоре мы не можем комментировать детали сделки», — сказал РБК представитель ЕБРР.


КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗСД

Заемщик — ООО «Магистраль Северной столицы» (50% принадлежит ВТБ, 41,5% Газпромбанку и еще 8,5% — кипрской Blognot) — в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве с Санкт-Петербургом получил право на эксплуатацию всей магистрали в концессию на 30 лет, до 2042 года. Общая стоимость проекта оценивалась в 212,7 млрд руб. Актив сдан в эксплуатацию с 2016 года, ожидается, что концессионер по данному участку должен собирать в год 9–10 млрд руб. в течение 30 лет, говорит Худалов. « Вишенкой на торте является тот факт, что если вдруг будет недобор средств, то их доплачивает Санкт-Петербург, а его обязательства по концессиям считаются надежными», — поясняет он.

Долговая нагрузка на проект сейчас меньше 150 млрд руб. По мнению Худалова, никто не ожидает потрясений в государстве, и кредит будет своевременно обслуживаться и не вызовет проблем с точки зрения погашения. « На данный момент проект строительства ЗСД — один из «флагманских» и крупнейших российских проектов, поэтому для ВТБ это качественный актив», — соглашается младший директор корпоративных рейтингов «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

Траектория прохождения трассы

Строительство ЗСД у платформы Ленинский проспект (2008 год)

Протяжённость автодороги — 46,6 км, из которых 26,7 км построено на искусственных сооружениях: эстакадах, мостах, путепроводах и тоннелях. Ширина дороги — 4–8 полос (6 км — четырёхполосная, 18 км — шестиполосная, 22 км — восьмиполосная дорога).

Условно ЗСД делится на три участка — Южный, Центральный и Северный. Трасса проходит вдоль западной части Санкт-Петербурга, выходящей на Финский залив, и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до ж/д станции Предпортовая на юге, где соединяется с КАД. К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове и на Приморском проспекте.

Пересечение ЗСД с проспектом Стачек, июль 2014

Схема центрального участка западного скоростного диаметра (показан пунктиром).

Центральный участок ЗСД, мост над устьем Малой Невы (Петровским фарватером)

Контракты на строительство северного участка ЗСД были заключены в 2010 году. Отрезки от Приморского до Богатырского, стоимостью 8,9 млрд, и от КАД до Скандинавии, стоимостью 19 млрд, возводил «Мостоотряд-19», отрезок от Богатырского до КАД, стоимостью 8 млрд, возводил «Пилон». Согласно заключённым договорам, движение по всем трём отрезкам должны были открыть в конце 2012 года, но открытие перенесли сначала на июнь 2013 года, а потом — на конец июля.

Катар станет соинвестором скоростной трассы в Петербурге

Общий объем инвестиций в строительство дороги составляет 212 млрд руб.

Структура суверенного фонда Катара получит почти 25% в «Западном скоростном диаметре». Пока вся прибыль от проекта уходит на обслуживание кредитов — на получение дополнительных доходов он должен выйти в конце 2022 года


КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗСД

О том, что суверенный фонд Катара (Qatar Investment Authority, QIA) договорился о приобретении доли в проекте «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), РБК сообщили участники сделки. Планируется, что сделка (покупателем выступает 100% дочерняя компания QIA — F4 Holding LLC) будет закрыта во втором полугодии 2021-го «после выполнения ряда условий», в том числе получения одобрения Федеральной антимонопольной службой.

ЗСД — внутригородская платная магистраль в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,6 км (с учетом съездов и развязок — более 70 км). Движение осуществляется по четырем–восьми полосам, максимальная разрешенная скорость движения — 110 км/ч.

Кто сейчас владеет дорогой

ЗСД строится на основе ГЧП с 2011 года: интересы города представляет АО «Западный скоростной диаметр», а частного партнера — ООО «Магистраль Северной столицы». Это ООО учредили ВТБ и Газпромбанк. Они же выступали кредиторами проекта вместе с ВЭБ. РФ, Евразийским банком развития и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Но часть инвесторов и кредиторов из проекта вышли: официально об этом заявляли ВЭБ. РФ, Газпромбанк и ЕБРР.

Сейчас, по данным СПАРК, 100% ООО «Магистраль Северной столицы» контролируется ООО «Холдинг МСС» — это холдинговая компания проекта ЗСД, в которой получают долю катарские инвесторы. На текущий момент сделка согласована на следующих условиях: структура QIA покупает 24,99% долей в уставном капитале и акционерном кредите ООО. Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

Текущий состав частных партнеров ЗСД (то есть в «Холдинге МСС») выглядит следующим образом:

Как уточнили в ВТБ, «в ходе обсуждаемой сделки будет оформлено решение одного из миноритарных акционеров реализовать свою долю в проекте». Кто именно это будет, а также кто является бенефициарам ООО помимо самого ВТБ — в группе не раскрывают.

«Мы приветствуем решение QIA о вхождении в проект и полагаем внимание знакового финансового института признанием качества проделанной работы и свидетельством перспектив развития проекта», — прокомментировал Олег Панкратов, гендиректор «ВТБ Инфраструктурный холдинг».

Какие еще значительные инвестиции есть у Катара в России

QIA является одним из крупнейших акционеров «Роснефти» — через QH Oil Investments ей принадлежит 18,53% (самая крупная доля после «Роснефтегаза» и британской BP). Другая катарская компания — Qatar Airways в марте 2018 года заявила об интересе купить 25% аэропорта Внуково, но эта сделка до сих пор не завершена. Q IA также является акционером банка ВТБ (2,35% акций).

Как зарабатывают на дороге

Общий объем инвестиций в строительство магистрали составляет 212 млрд руб. Согласно заключенному в 2012 году концессионному соглашению, инвестор отвечает за строительство центрального участка магистрали (11,7 км от набережной реки Екатерингофки до правого берега реки Большая Невка), инвестировав 82,86 млрд руб., и эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет.

Если доходы оператора трассы составляют менее 9,6 млрд руб. в год, он получает соответствующую компенсацию от города. При превышении этой суммы доход делится так: 90% получает город, 10% — инвестор. По итогам 2020-го, согласно отчетности «Западного скоростного диаметра», трафик составил 90,6 млн транзакций (в 2019-м — 96,6 млн), прогноз на 2021-й — 90–95 млн транзакций: «В соответствии с прогнозом выручки от взимания платы за проезд получение сверхдохода ожидается в четвертом квартале 2022 года. Основными факторами роста являются увеличение существующего трафика, в том числе за счет ввода в эксплуатацию транспортных развязок для подключения к автомагистрали новых городских территорий с высоким транспортным спросом и привлечения дополнительных транспортных потоков на ЗСД».

Ввиду прохождения трассы в теле сложившейся плотной селитебной и промышленной застройки, насыщенной коммуникациями, более 20 км магистрали запроектировано на эстакадах, которые решены в едином архитектурно-художественном стиле, отражающем современные технические возможности мостостроения, а также деликатное и бережное отношение к городскому ландшафту. Архитектурно-концептуальная задача при проектировании ЗСД состояла в нахождении единого образа, узнаваемого и отличающегося от многих существующих объектов. Этот отличительный образ современного транспортного сооружения должен прослеживаться на всём протяжении магистрали. Большая часть трассы хорошо просматривается с городских магистралей, из жилой застройки, городских общественных центров и транспортных узлов. В связи с таким расположением автомобильные эстакады оснащены шумозащитными экранами, которые активно участвуют в создании формы и образа сооружения так же, как и светильники, которые размещены на поперечных дугах, композиционно и образно направляющих движение по магистрали.

Одной из отличительных особенностей Южного участка является сложное, оригинальное для России техническое решение, принятое в связи с особенностями строительства — перевод трассы ЗСД в два уровня, что сократило ширину дороги в два раза. Длина пролётов двухъярусных ферм на южном участке 120 и 140 м. В российской практике монтаж двухъярусных ферм подобных габаритов был осуществлён впервые.

Ключевым результатом работы по данному проекту является разработка уникальных конструкций искусственных сооружений Центрального участка ЗСД, в частности моста через Морской канал, уникального по своим размерам, технологии производства и сборки для России и всего мира. Авторским коллективом инженеров-проектировщиков Стройпроекта обеспечено решение задачи прохождения трассы в очень плотной промышленной застройке — на подходе к порту был создан единый инфраструктурный транспортный коридор: на уровне земли проходит железная дорога, а над ней возведена двухъярусная ферма, где каждый из ярусов представляет собой четырёхполосную дорогу одного направления движения. Метод технологии «Надвижка» позволил выполнять работы при значительных пролётах сооружений с меньшей трудоёмкостью.

Генеральное проектирование вёл петербургский институт «Стройпроект», период работ по проекту: 2004—2016 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *