КОЛЛЕКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО 223 ФЗ

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Как работает закупочная комиссия

Цель работы комиссии ― определить победителя, с которым заказчик подпишет договор. Для реализации поставленной задачи выполняются следующие действия:

Заказчик может наделить членов дополнительными правами:

Создавать комиссию целесообразно до размещения извещения о закупки. Права и обязанности необходимо прописать в нормативно-правовых актах: приказах, распоряжениях, инструкциях и в иных организационных документах.

Договор простого товарищества

Договор простого товарищества предусматривает, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои собственные вклады и действовать вместе (при этом не образовывая юрлицо), для приобретения прибыли или прочего намерения, которое не противоречит законодательству. Если в качестве сторон договора предстают ИП или предприятия коммерческого типа, тогда объединение целиком согласуется с критериями ГК РФ и 223-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 1041 ГК РФ, для непосредственного участия в закупках двое или несколько лиц могут заключить договор простого товарищества, объединить вклады (в данном случае не только финансовые, но и подтверждение опыта, квалификации, наличия финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения договора) и действовать совместно для извлечения прибыли, но без образования юридического лица.

Требования к договору о коллективном участии

В документе о коллективном участии должны быть прописаны:

Поставщикам необходимо предварительно подписать договор коллективного участия до отправки заявки. Обязательно наличие юридически оформленного договора простого товарищества при отправке заявки, ведь при отсутствии подтверждения формы объединения мало обычного указания формы в документации и приложения документов участвующих юрлиц.

Нарушения своих же требований к заявкам

223-ФЗ не устанавливает каких-то конкретных критериев — заказчик должен разработать их сам и закрепить в Положении о закупке. Если потом заказчик начнет предъявлять иные требования к участникам, к договору или же начнет применять не указанные в Положении критерии, то тем самым он нарушит закупочное законодательство.

Тем не менее заказчики умудряются нарушать собственные правила. Не так давно ФАС России вынесла постановление в отношении одного заказчика, который поступил именно так. Согласно его Положения, при закупке услуг по обслуживанию высокотехнологичного оборудования обязательно подтверждается опыт претендента. Это должен быть выполненный договор на сходные услуги с прочими сопоставимыми параметрами, а также отзыв заказчика. Был объявлен запрос предложений на закупку таких услуг и получено 2 заявки. Один участник свой опыт подтвердил, а второй соответствующие документы не приложил. Заказчик должен был такую закупку отклонить, но он не только ее допустил, но и выбрал победителем.

Нарушения, связанные с критериями оценки заявок

Очень распространенное нарушение допускают заказчики, когда не публикуют критерии оценки заявок. В итоге непонятно, по каким параметрам они будут сравниваться, и как будет определяться победитель. Это является нарушением закона о защите конкуренции. Есть решения и ФАС, и судов, подтверждающие, что это неправомерно.

Еще одно типичное нарушение — критерии и их вес установлены, а шкала баллов в документации не приводится. Например, один заказчик при проведении конкурса на проектирование и строительство указал довольно много критериев оценки. Цене договора отводилось 30%, качеству — 25%, по 10% он отвел на выручку исполнителя за последние 3 года, опыт за тот же период и срок ввода объектов в эксплуатацию. Еще нескольким критериям заказчик дал по 5% — это количество и квалификация трудовых ресурсов, степень внедрения системы менеджмента качества и стаж работы руководителя в строительстве на определенных должностях.

Некоторые критерии, например, стаж работы руководителя, сами по себе являются довольно спорными. Но главное, что заказчика не установил в документации порядок оценки и сопоставления заявок. То есть он дал каждому критерию вес, а как он будет присваивать тот или иной балл, не указал.

В итоге ФАС аннулировала закупку, поскольку из документации не было понятно, как заказчик будет определять выгодность каждого неценового критерия.

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Требования к участникам закупки СМП

В рамках ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» для отнесения группы лиц к категории субъекта малого и среднего предпринимательства каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам. Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не распространяются на коллективного участника, в состав которого входят любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ, в том числе СМСП, лидером которого является СМСП.

Все члены коллективного участника должны быть СМСП!

Национальный режим при закупках

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Требования к коллективному участнику

По общему правилу, закрепленному в требованиях 223-ФЗ, устанавливаемые заказчиком требования к участникам должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки без каких-либо исключений, в том числе и к коллективному участнику. С точки зрения законодательства, коллективный участник ничем не отличается от других участников закупки, просто его участие обусловлено коллективной формой.

При этом заказчик имеет право в закупочной документации сослаться на то, что организация может находиться в составе только одного коллективного участника, т.е. не может самостоятельно принимать участие в закупочной процедуре в качестве самостоятельного участника или на стороне другого участника закупки.

Требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать вся группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.

Соответствие коллективного участника требованиям документации

Каждый из членов товарищества должен отвечать базовым требованиям и соответствовать своей правоспособности в составе коллективного участника — это так называемые минимальные требования для участия в закупке. То есть участники коллективного договора не могут быть банкротами, иметь долги или конфликты интересов, состоять в РНП. Вполне логичные требования, учитывая, что у каждого из членов товарищества есть свои обязательства в рамках договора.

Применительно к специальным требованиям допускается принцип «один за всех»: если у одного участника имеются лицензия, опыт или допуск СРО, то автоматически все это есть и у остальных членов коллективного участника.

Нарушения, связанные с извещением и документацией

Очень много нарушений заказчики допускают именно ри составлении и публикации документов. Законодательство содержит ряд требований, которые в обязательном порядке должны быть включены в извещение и закупочную документацию. Если они не соблюдаются, может быть наложен штраф 5-10 тыс. рублей на заказчика и 2-3 тыс. рублей — на должностное лицо.

Например, один заказчик не внес в конкурсную документацию перечень разрешительных документов, которые должны быть в заявке (лицензии, допуски, свидетельства). По идее заказчика, участники должны были приложить их на свое усмотрение. Однако это явное нарушение закона, ведь он требует четко определить перечень документов. Иначе условия для сравнения заявок будут неравными. В данном случае заказчика заставили внести в документы изменения и оштрафовали.

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Бумажная закупка вместо электронной

Закон разрешает наряду с конкурентными закупками в электронном виде проводить реальные процедуры, но это право должно быть прописано в Положении о закупке. Вместе с тем есть два случая, когда процедуру придется провести строго в электронном виде:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Один из недавних примеров: заказчик приобрел оборудование для видеонаблюдения и услуги по его монтажу. Объект закупки входит в постановление № 616, поэтому ее нужно было проводить на электронной площадке. Однако вместо этого заказчик запросил цены у поставщиков напрямую и заключил договор. У ФАС признала сделку недействительной и обязала стороны вернуть друг другу все, что они передали в ее рамках. Помимо этого, на заказчика и должностных лиц наложили штрафы.

В другой закупке заказчик допускал аналогичное правонарушение неоднократно. На протяжении определенного времени закупались услуги по уборке помещения, также входящие в постановление № 616. При этом заказчик в закупочной документации прямо прописал, что участники должны подавать заявки в прошитом виде, что подразумевает проведение бумажной закупки. Поскольку нарушение было совершено несколько раз, штрафы оказались довольно существенными.

Оценка коллективной заявки

Алгоритм проверки соответствия требованиями коллективной заявки можно представить следующим образом:

Ответственность коллективного участника

Товарищи по всем общим обязательствам, вне зависимости от причин их появления, отвечают солидарно в случае, если договор товарищества связан с выполнением его участниками предпринимательской деятельности. То есть, при победе в закупке лица, объединившегося со своим партнёром, все партнеры несут ответственность за исполнение контракта. Если действует солидарная обязанность должников, то кредитор имеет право требовать выполнения договора от всех должников совместно, а также от каждого из них в частности, в том числе как в полном объёме, так и в части долга. Если кредитор не получает полного удовлетворения от одного из солидарных должников, то он может потребовать остаток от других солидарных должников.

При полном выполнении солидарной обязанности одного из должников, другие должники освобождаются от исполнения кредитору.

В соответствии со ст. 4 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», чтобы отнести группу лиц к категории субъекта малого и среднего предпринимательства, члены этой группы обязаны соответствовать требованиям к подобным субъектам. В итоге положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не действуют на коллективного участника, частью которого является любое лицо, указанное в ч. 5 ст. 3 223-ФЗ, в частности СМСП, лидером которого является СМСП.

Иметь статус СМСП обязаны все члены коллективного участника.

Сложности, которые могут возникнуть

Поставщик, выигравший совместную закупку, уклоняется от контракта с одним из заказчиков. Заключаются ли при этом остальные контракты?

В этом случае остальные подписанные контракты будут считаться действующими. Поставщик получит обратно обеспечение своей заявки не полностью: часть суммы будет переведена заказчику, с которым он не заключил контракт. Также при этом поставщик может быть включен по решению ФАС в РНП.

Кто из заказчиков должен обосновывать НМЦК при совместной закупке по 44-ФЗ?

При проведении совместного конкурса или аукциона обосновывать НМЦК должен каждый из заказчиков. Цена и ее обоснование включаются в соглашение, которое заключают заказчики.

Если проводится электронный аукцион для СМП, может ли цена лота превышать 20 млн рублей? Цена каждого контракта при этом меньше указанной суммы.

Правоприменительной практики по этому вопросу пока не сложилось, поэтому специалисты рекомендуют избегать совместных закупок для СМП. Но если все-таки такая процедура будет проводиться, безопаснее не устанавливает цену лота более 20 млн рублей.

Допустим, совместная закупка по 44-ФЗ не состоялась. Могут ли заказчики заключить контракт с единственным поставщиком?

Пункт 9 Правил, утвержденных упомянутым выше постановлением № 1088, гласит, что каждый заказчик должен решать этот вопрос сам, руководствуясь нормами закона 44-ФЗ.

Совместная закупка по закону 223-ФЗ

Чаще всего субъекты, которые обязаны вести закупки по 223-ФЗ, прибегают к совместным закупкам по инициативе головной компании. То есть часто такой вид торгов проводится корпорациями для своих зависимых обществ. Суть в том же, что и при проведении совместной закупки по 44-ФЗ — сэкономить за счет получения предмета закупки по оптовой цене. Нередко корпорации, холдинги и прочие заказчики, которые проводят для своих зависимых обществ совместные закупки по 223-ФЗ, руководствуются правилами, установленными законом 44-ФЗ.

Несвязанные между собой заказчики редко прибегают к такой форме торгов, но все-таки иногда это происходит. В таком случае организовывать всю процедуру берется основной заказчик, который испытывает наибольшую потребность в закупаемом товаре. А все прочие, чьи потребности скромнее, присоединяются к нему.

Закон 223-ФЗ не регламентирует проведение совместной закупки, поэтому практически все правила устанавливаются заказчиком самостоятельно.

Объединение в один лот несвязанных товаров

Иногда заказчики для упрощения пытаются поместить в одну закупку товары, не связанные между собой ни технологический, ни функционально. Однако это нарушает закон 135-ФЗ о защите конкуренции. Ведь далеко не любой поставщик может одновременно предложить по выгодным ценам, скажем, канцелярские товары и музыкальные инструменты. Это пример из реальных торгов, которые проводились для обустройства нового дома отдыха. Заказчик поместил в одну закупку все, что было ему необходимо — от оборудования для пищеблока до предметов интерьера. В УФАС посчитали, что тем самым он ограничил количество потенциальных участников и заставили заказчика внести изменения в документацию.

Договор простого товарищества предусматривает, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели. В случае когда сторонами договора выступают ИП или коммерческие организации, такое объединение полностью соответствует требованиям ГК РФ и 223-ФЗ.

Договор о коллективном участии должен содержать:

Важно! Договор коллективного участия должен быть подписан участниками до подачи заявки! Без подтверждения формы объединения недостаточно будет просто в документах указать в заявке, что вы товарищество, и приложить документы ваших нескольких юридических лиц, — обязателен юридически оформленный договор простого товарищества в заявке.

Согласно положениям 223-ФЗ, требования заказчика обязаны применяться ко всем участникам закупки в одинаковой степени, к коллективному участнику в том числе. Законодательно коллективный участник — это обычный участник закупки, просто его участие обуславливается коллективной формой.

Также заказчик может указать в документах к закупке то, что организация обязана находиться в составе одного коллективного участника, таким образом она не может подавать заявку на участие в закупочной процедуре в качестве самостоятельного участника или на стороне другого участника закупки.

Группа лиц в составе коллективного участника целиком должна соответствовать требованиям, перечисленными в закупочных документах, а не только отдельное юридическое лицо, которое выступает в составе группы лиц.

Соответствие коллективного участника критериям документации

Должны выполняться минимальные требования для участия в закупке: то есть все члены товарищества обязаны соответствовать стандартным требованиям и своей правоспособности в составе коллективного участника. Таким образом не могут стать участниками коллективного договора банкроты, лица, имеющие долги или конфликты интересов, а также состоящие в РНП. Эти требования оправданы, так как все члены товарищества имеют собственные обязательства касательно договора.

Применительно к специальным требованиям допускается принцип «один за всех»: если у одного участника имеются лицензия, опыт или допуск СРО, то автоматически все это есть и у остальных членов коллективного участника.

Кто может являться участником закупки и какие требования к нему предъявляются

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все требования заказчик может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки, как конкурентные, так и неконкурентные.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме в обязательном порядке проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Если говорить о неконкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в положении о закупках. Как правило, заказчики берут за базу случаи из ч.1 статьи 44-ФЗ и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Неопубликование информации об изменении договора

Закон 223-ФЗ позволяет вносить изменения в договор, который заключается в результате закупки. И на практике это не является редкостью, например, продлеваются сроки. Однако важно соблюсти требования пункта 5 статьи 4 закона и разместить информацию об изменении договора с указанием новых условиях. Сделать это нужно в течение 10 дней после внесения таких изменений. Если заказчик не выполнит это требование, его оштрафуют.

Типичный пример: заказчик заключил договор на ремонт крыши, но исполнителю понадобилось больше времени. Поэтому было подписано дополнительное соглашение об увеличении срока. Заказчик изменил сведения в ЕИС лишь спустя 15 дней после внесения изменений, за что и был оштрафован.

Особенности закупок по 223-ФЗ


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО 223 ФЗ

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.


КОЛЛЕКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО 223 ФЗ

Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке, должен определить, соответственно, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.

Структура положения о закупке

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Подписание договора с коллективным участником

При победе коллективного участника в процедуре закупки, заказчик обязуется вести дела с группой лиц, указанных в протоколе подведения итогов. Следует раскрыть состав участников коллективного участника.

От учреждённых критериев и требований положений о закупке зависят дальнейшие действия:

На практике чаще всего применяется вариант подписания договора с лидером консорциума, в то время как прочие участники находятся на его стороне, упоминаются в договоре и считаются его сторонами.

Если договор товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи по всем общим обязательствам, независимо от оснований их возникновения, отвечают солидарно. Таким образом, если вы объединились со своим партнером и выиграли закупку, то все партнеры несут ответственность за исполнение контракта. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.

Нарушения, связанные с коллективным участником

Закон 223-ФЗ дает право нескольким поставщикам объединить свои усилия и выступить как единый участник. К этому прибегают, если мощностей каждого из них не хватает для исполнения договора. Такой коллективный участник обязан соответствовать требованиям документации, тогда как каждый в отдельности поставщик — не обязан. Если бы каждый из них полностью соответствовал всем требованиям, то это бы означало, что он может выполнить договор самостоятельно. Тогда бы не было никакого смысла объединяться с другими поставщиками. Коллективный участник для того и введен практику закупок, чтобы дать возможность поставщикам сложить свои ресурсы и исполнить крупный договор.

В практике ФАС последних лет есть решения, когда на заказчика накладывали штраф за отклонение коллективного участника по указанной причине, а закупку аннулировали.

Заточка ТЗ под нужного исполнителя

В этом плане заказчики позволяют себе самые разные нарушения. Например, довольно интересным является следующий случай.

Заказчик закупал услуги по текущему ремонту. Среди прочих требований фигурировали нужные ему параметры краски: определенная атмосферостойкость или водостойкость. За сутки до конца срока подачи заявок один внимательный участник заметил, что текст чудесным образом изменился — теперь заказчик требовал, чтобы в заявке были указаны оба параметра: атмосферостойкость и водостойкость. Понятно, что к этому времени заявки уже были поданы, и после поставщики уже вряд ли отслеживали документацию. На это и был сделан расчет заказчиком, который судя по всему планировал отклонить все неугодные заявки по причине их несоответствия требованиям. Однако ФАС предписала изменить документацию и наложила штраф.

Способы закупки по 44-ФЗ

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Зачем проводить совместные закупки

Идея, конечно же, в том, чтобы сэкономить. Закупая существенный объем товара, можно получить хорошие скидки или оптовую цену. Кроме того, сэкономить можно и на затратах на организацию закупки, разделив их с другими заказчиками.

Тем не менее торги, проводимые в интересах нескольких заказчиков, нельзя назвать популярными ни в рамках 44-ФЗ, ни в рамках 223-ФЗ. Но иногда они все-таки проводятся, поэтому заслуживают внимания.

Заказчик не всегда виноват

Система государственных закупок построена таким образом, что контролируются в основном действия заказчика. Но иногда неправ может оказаться и поставщик. В завершение нашего обзора рассмотрим подобный случай, причем он иллюстрирует довольно жесткую позицию ФАС и судов. Речь пойдет об уклонении от заключения договора, хотя, по мнению поставщика, причиной стали технические неполадки.

В ходе торгов поставщик опустил цену более чем на 25% и победил. В соответствии с Положением о закупке заказчика и тендерной документацией, в таком случае нужно представить обоснование снижения цены, чтобы заказчик был уверен в том, что получит нужный ему товар. Экономическая обоснованность цены доказывается представлением сметного или технико-экономического расчета, гарантийным письмом от производителя, в котором указаны цены, либо же подтверждением того, что товар уже есть на складе исполнителя. Все эти документы нужно направить оператору электронной площадки вместе с подписанным договором.

Но поставщик отправил заказчику только договор и документ, подтверждающий внесение обеспечения контракта. Срок подписания истек, обоснование цены так и не поступило, и заказчик посчитал, что поставщик уклонился от подписания договора. Сведения о нем были переданы в ФАС. Антимонопольный орган постановил, что заказчик действовал в соответствии со своим Положением о закупке и все сделал правильно. Победителя признали уклонистом и включили в РНП.

Участника обратился в суд. Он утверждал, что имел намерение направить необходимые документы, но не смог этого сделать из-за технических проблем. По его словам, одна из кнопок интерфейса не функционировала, и у него не было возможности послать несколько документов. Поэтому он направил только наиболее значимый — договор. Поставщик планировал отправить подтверждение позже, когда все заработает, но до конца срока этого не произошло. В суд победитель предоставил подтверждение от технических служб, что в этот момент действительно проходила модернизация сайта. Также он показал, что является активным участником закупок и раньше уже взаимодействовал с этим заказчиком. В общем, поставщик настаивал на том, что у него не было умысла уклониться от подписания договора.

Однако суд не проникся этими доводами. Он указал, что перед проведением закупки участник должен был знать о необходимости предоставления дополнительных документов при сильном снижении цены. И тот факт, что был технический сбой, не снимает с него обязанности представить документы в срок. За 5 дней, которые отводятся на подписание договора, исполнитель должен был использовать какие-то другие возможности. Но он бездействовал и сорвал подписание договора по небрежности, поэтому его следует оставить в РНП.

Как назначают закупочную комиссию

В 223-ФЗ прямых указаний о создании и правилах работы комиссии нет. Однако, при создании и регламентации работы этого органа следует помнить об ограничениях, введённых с 1 июля 2022 года ч.ч. 7.1—7.3 статьи 3 Закона №223-ФЗ с целью недопущения и урегулирования конфликта интересов.

Заказчик самостоятельно разрабатывает регламент создания экспертной команды и требований к её членам. Сюда могут входить образование, опыт, занимаемая должность, а также количество человек.

Законом №223-ФЗ не установлено, должна ли закупочная комиссия создаваться отдельно для каждого способа (процедуры) закупки или заказчик вправе создать единую комиссию, состав которой может либо меняться (дополняться) в случае необходимости при проведении новой закупки, либо оставаться постоянным. Эти вопросы должны быть урегулированы Положением о закупке и локальными актами заказчика (например, состав комиссии может быть утверждён приказом заказчика).

Нарушение сроков публикации данных

Заказчик должен ежемесячно до 10 числа размещать отчеты по своим закупкам за прошлый месяц. И зачастую эти строки нарушаются. Так, один заказчик, в отношении которого УФАС вынесла постановление в конце января, систематически нарушал сроки размещения этого отчета. Иногда он опаздывал на несколько дней, в другие разы — на несколько месяцев. Штраф получила и сама организация, и должностное лицо.

Также часто заказчиков штрафуют за то, что они не вовремя размещают протоколы — они должны быть опубликованы не позднее трех дней с даты подписания.

Весьма жесткие санкции ждут тех, кто и вовсе не разместит в ЕИС необходимую информацию. В этом случае штраф для должностного лица может составить 30-50 тыс. рублей, а для самого заказчика — 100-300 тыс. рублей.

Причем в ФАС могут расценить как неразмещение тот факт, что заказчик не загрузил в ЕИС документы в нужном формате. В одной закупке заказчик не выложил протокол в формате . не представил информацию о сроке исполнения контракта и объеме услуг, а также о порядке оценк заявок и шкале баллов. Контролирующий орган а каком основании выбра. Поэтому результаты закупки были аннулированы, а заказчик и его должностные лица получили штраф

В другой закупке заказчика оштрафовали за то, что он не разместил в ЕИС:

Санкции были наложены несмотря на то что запросы были рассмотрены заказчиком в срок, а участники получили разъяснения.

Рабочая документация для закупочной комиссии

Порядок работы комиссии должен быть зафиксирован в Положении о закупке заказчика. Персональный состав целесообразно оформлять приказом о создании комиссии.

Дополнительно, но не обязательно, можно разработать Положение о порядке работы. Поскольку типовой формы по 223-ФЗ нет, за основу можно взять отдельные пункты Типового положения о контрактной службе по 44-ФЗ. В документах необходимо указать:

Все принимаемые решения оформляются протоколом. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных законом, не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Протоколы должны быть подписаны ЭЦП для торгов, которая должна быть у всех членов. Протоколы хранятся заказчиком на протяжении 3 лет.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

В документах, регламентирующих порядок работы комиссии, не забудьте указать, что член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику о возникновении конфликта интересов. В случае выявления в составе комиссии по осуществлению закупок физических лиц, указанных в части 7.2 статьи 3 Закона №223-ФЗ, заказчик обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, соответствующими установленным законом требованиям.

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

В отличие от 223-ФЗ по Закону о контрактной системе самозанятые не имеют права на какие-либо преференции, в том числе на участие в закупках, проводимых только для СМП/СОНКО.

Договор инвестиционного товарищества

Договор инвестиционного товарищества предусматривает, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются объединить собственные вклады и совместно проводить инвестиционную деятельность, при этом не должно образовываться юрлицо для приобретения прибыли. Сторонами данного договора могут быть коммерческие организации, иногда в ситуациях, которые допускает федеральный закон, разрешается участие некоммерческих предприятий, ведь ведение инвестиционной деятельности — это путь к достижению целей, для чего подобные предприятия создавались. Стороной договора инвестиционного товарищества не может стать физлицо. Количество участников подобного типа договора не может быть свыше 50 человек.

Договор принимает статус подписанного с момента его нотариального удостоверения. Для поддержания индивидуализации договора инвестиционного товарищества в нём следует указать:

Такая форма объединения имеет большую регламентацию, и, хотя такой документ имеет более сложную структуру, чем договор простого товарищества, он наиболее часто используется в практике масштабных инвестиционных проектов, когда необходимо вложить крупный объём ресурсов.

Один или более управляющих товарищей проводят ведение совместных дел от имени всех участников объединения. Выбор лидера происходит согласно решению товарищей, которое определяется числом голосов, учреждённым в договоре инвестиционного товарищества. Эти управляющие играют роль представителей текущей формы объединения: проводят переговоры и осуществляют дела с третьими лицами.

Требования к договору о совместном участии

Если соблюдаются вышеуказанные положения, то возможна идентификация соглашения в качестве гарантии, подтверждающей для третьих лиц возможность участия в закупках участника не как формы единого юридического лица, а как объединения юрлиц в коллективного участника. Подобная юридическая основа совместного участия в общем cпособствует пониманию прав и обязанностей в рамках контракта и сокращению рисков предъявления претензий заказчиком. Заказчик часто закрепляет особенные критерии к форме и содержанию договора, которые являются доказательством законности формы объединения, в форме положения о закупках и документах к закупке. Перед подачей заявки рекомендуется изучить её и оформить отношения с партнёрами согласно представленным критериям.

Порядок проверки согласования коллективной заявки с требованиями имеет следующий вид:

Договор инвестиционного товарищества предусматривает, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Сторонами такого договора выступают коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации, так как осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества. Число участников такого договора не должно превышать 50 человек.

Договор инвестиционного товарищества считается заключенным со дня его нотариального удостоверения. В договоре инвестиционного товарищества в целях его индивидуализации указываются:

Эта форма объединения наиболее регламентирована и, с одной стороны, является более сложной, нежели договор простого товарищества, с другой — чаще встречается в практике крупных инвестиционных проектов, когда вложения требуют больших ресурсов.

Один или несколько управляющих товарищей осуществляют от имени всех членов объединения ведение общих дел. Лидер выбирается в соответствии с решением товарищей, принятому определенным в договоре инвестиционного договора количеством голосов. Такие управляющие в том числе осуществляют переговоры и ведут дела с третьими лицами — они являются представителями данной формы объединения.

Соблюдение перечисленных пунктов позволяет идентифицировать соглашение как гарантию, которая подтверждает для третьих лиц возможность участия в закупках участника не как формы единого юридического лица, а как формы объединения юридических лиц в коллективного участника. В целом такая юридическая основа совместного участия позволит всем понимать свои права и обязанности в рамках контракта и сократить риски предъявления претензий заказчиком. Такие особые требования к форме и содержанию договора, доказывающего легальность формы объединения, заказчик обычно закрепляет в форме положения о закупках и закупочной документации. Перед тем как подать заявку, настоятельно рекомендуем ознакомиться с ней и оформить отношения с партнерами в точном соответствии с требованиями заказчика.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур. Школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *