КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ТРАНСПОРТ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ТРАНСПОРТА В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Анализируется роль транспорта в развитии городов, приводятся методологические принципы изучения транспорта как социального института, обосновывается приоритет развития городского общественного транспорта.

SOCIAL TRANSPORT INSTITUTE ROLE WITHIN A CITY SOCIAL SPACE

The role of transport in the development of cities is studied in the article.

The methodological principles of transport research as a social institution are taken, and the priority of development of city public transport is proved.

Transport, city, space, institution, requirement, mobility.

Современный город располагает широкими возможностями предоставления социальных благ населению. Исторически сложилось, что город — одна из эффективных форм социально-пространственной организации жизни людей, которая создает достаточно предпосылок для обеспечения более комфортных условий проживания по сравнению с другими типами поселений. В городе имеется наиболее широкий выбор сфер приложения труда, направлений получения образования, возможностей для проведения досуга. Город создан для человека, для удовлетворения его разнообразных потребностей.

Необходимость концентрации различных областей и видов деятельности, материального и духовного производства на ограниченной территории обусловливает зарождение городов и основы их развития. Наиболее общее понимание урбанизационных процессов проявляется через действие двух взаимосвязанных тенденций. С одной стороны, происходит динамичный рост числа городов и численности городского населения. Э.Дюркгейм отмечал: «Города всегда происходят от потребности,

Динамика численности городского населения в сравнении с численностью населения мира

(с прогнозом на 2030 и 2050 гг.)

В связи с этим, закономерно возникают вопросы реализации возможности перемещения человека в точку «притяжения» или удаления от точки «отталкивания», обеспечение пространственной доступности благ и услуг, которые предоставляет город, чтобы каждый человек мог свободно ими воспользоваться и удовлетворить свои запросы. Жизненно необходимой становится потребность в мобильности.

Это актуализирует значение роли и места транспорта в функционировании городов, в оформлении и структурировании их социокультурного пространства.

Исторически именно транспорт и его инфраструктура сформировали пространственный каркас современных городов и мегаполисов. Сначала его формировали передвижения человека пешком, но с изобретением колеса и возникновением электричества все изменилось. Появилась возможность преодолевать большие расстояния за меньшее количество времени с помощью технических средств, материальных конструктов жизни общества.

С развитием города и оформлением транспортной инфраструктуры -строительством предприятий, учреждений транспорта; формированием технической базы (закупка подвижного состава), привлечением человеческих ресурсов, созданием управляющих инстанций, законодательных основ и норм функционирования — проблема

роли транспорта становится острее и требует социологического обоснования. Сложившаяся ситуация в современных городах — многокилометровые пробки, скопление транспорта в центре городов, загрязнение атмосферы выхлопными газами, неутешительная статистика ДТП и смертей на дорогах — все это требует рефлексивного отражения реальности в обществе, акцентирования внимания на фокусе социологического аспекта затрагиваемой автором проблемы.

Транспорт, тесно вплетаясь в повседневную реальность людей, в ее системы и структуры, становится неотъемлемой частью их жизни.

Значимость транспорта признавалась всеми социологами. Традиции объяснения социальных феноменов в социальном пространстве заложены в трудах М. Вебера, П. Бурдье, Г. Зиммеля, Э. Гидденса, Р. Парка, Х. Хойта, Д. Боден, Х. Молоча.

Таким образом, транспорт — это важнейший социальный институт, который занимает ключевое место в городах. Если город — форма организации социальной жизни, без которой невозможно современное общество, тогда транспорт — это инструмент организации этой социальной жизни.

П. Бурдье определил, что структура пространственного распределения власти (или присвоенные свойства и агенты), которые наделены неравными возможностями доступа к благам или их присвоению, представляет собой объективированную форму состояния социальной борьбы за пространственные прибыли. Эта борьба может принимать индивидуальную форму, реализовываться как пространственная мобильность.

Распределение «агентов и благ» определяют «дифференцированную ценность» различных областей реализованного социального пространства. Наиболее дефицитные блага концентрируются в определенных местах физического пространства. Ценность пространства заключается во власти над этим пространством, в возможности получить желаемую мобильность.

Транспорт — своеобразная форма капитала, ресурс, позволяющий держать на расстоянии нежелательных людей и предметы и в то же время сближаться с желательными людьми и предметами, минимизируя, таким образом, затраты (особенно временные), необходимые для их присвоения. Транспорт определяет пространственную прибыль, а значит, и мобильность. Отсутствие капитала приковывает к месту. Отсутствие транспорта — тоже.

Социальные отношения соотносятся с пространственными отношениями, а физические расстояния часто являются или кажутся показателями социальных дистанций.

Таким образом, транспорт — необходимый и объективно существующий социальный институт. Он функционирует в городском пространстве с целью обеспечения присвоения пространства и пространственной доступности благ и услуг, сервисов города, регулируя жизнедеятельность городского социума, создавая основы качества жизни, интеграции и стабильности городского общества.

Транспорт — это социальная детерминанта как развития города, так и мобильности его жителей, гарант их права на достойное существование и комфортное проживание.

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии /

Э. Дюркгейм. М.: Наука, 1991. 572 с.

3. Парк Э. Роберт. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок / Роберт Э. Парк // Социологическое обозрение. 2006. Т. 5. № 1. http://sociologica.hse.ru/s12/12tra2.pdf.

4. Ахиезер А. С. Социальное пространство и человеческий фактор в свете теории урбанизации / А. С. Ахиезер // Проблемные ситуации в развитии города. М.: Институт социологии, 1988. С. 32-41.

5. Ахиезер А. С. Воплощение свободы или сосредоточение зла? / А. С. Ахиезер. http://www.libertarium.ru/l_lib_ahies1.

6. Вебер М. Город / М. Вебер; пер. с нем. А. Филлипова // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 1994. С. 509-528.

7. Зеленов Л. А. Социология города / Л. А. Зеленов. М.: Владос, 2000. 310 с.

8. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. М.: Академический проект, 2003. 528 с.

9. Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье; пер. с фр. Н.А. Шматко; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 260 с.

10. Гусев А. Н. Категория социальной дистанции в творчестве Г. Зиммеля / А. Н. Гусев // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 123-128.

11. Simmel G. The sociological significance of the stranger / G. Simmel // Introduction to the science of sociology / Ed. by R. Park, E. Burgess. Chicago: The University of Chicago Press, 1972. Р. 51-63.

12. Boden D. The Compulsion of Proximity / D. Boden, H. Molotch / Ed. R. Friedland, D. Boden. Now Here: Space, Time and Modernity. Berkeley, 1994. Р.258-264.

13. Матяш С. В. Человек в городе: социол. очерки / С. В. Матяш. Киев: Политиздат Украины, 1990. 223 с.

Бочарова Оксана Викторовна — Bocharova Oksana Viktorovna —

аспирант, ассистент кафедры Post-graduate, Junior Teaching

«Менеджмент туристического бизнеса» staff Member of the Department

Саратовского государственного of «Tourist Business Management»

технического университета of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 20.12.09, принята к опубликованию 25.03.10

4. Лаппо Г. Городские агломерации СССР-России. Особенности динамики в ХХ в // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4-5

.

http://lenta.ru/news/2010/11/16/territory/ (дата обращения 01.12.2010).

8. Пространственная организации социально-трудовых систем. Генезис и проблемы развития / Отв. ред. Козлова О. А., Шаймарданов Н. З., Шеломенцев А. Г., Бедрина Е. Б. и др. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010.

9. Ярославова С. Собянин смеется последним // Вечерняя Тюмень. 2004. №19.

ключевые слова: агломерация, административное деление, инфраструктура, города-центры, города-спутники, эффективность, социально-экономическое развитие

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА1

Л. В. Рощин, Ю. Н. Гольская

В статье рассматриваются отраслевой и социально-экономический подходы к формированию и развитию транспортного комплекса. Представлены особенности социально-экономического подхода, позволяющие выявить социальные параметры транспортного комплекса и факторы, определяющие влияние транспорта на социально-экономическое развитие региона. Указанные факторы характеризуются показателями. На основе анализа показателей влияния транспортного комплекса на социально-экономическое развитие региона определяется роль транспорта в экономике территории.

Одной из важнейших составляющих экономики любого региона является инфраструктура, в которой особую роль играет транспортный комплекс. Он оказывает активное воздействие на формирование территориальных пропорций социально-экономического развития региона. Такие показатели, как грузооборот и пассажи-рооборот транспорта и плотность путей сооб-

1 Публикация выполнена в рамках Целевой программы УрО РАН поддержки междисциплинарных проектов, выполняемых в содружестве с учеными СО и ДВО РАН. Интеграционный проект № 09-С-6-1004 «Региональная социально-экономическая политика как инструмент устойчивого экономического роста в условиях экономической интеграции»

щения, являются одними из основных в оценке общего социально-экономического положения различных регионов.

В настоящее время можно выделить два основных подхода к формированию и развитию транспортного комплекса:

— социально-экономический подход, при котором создание и развитие транспортной сети рассматриваются как важные составляющие обеспечения устойчивого развития регионов и страны в целом.

Авторы статьи подходят к исследованию роли влияния транспорта на развитие региона с точки зрения социально-экономического подхода. Это позволяет диагностировать и прогнозировать развитие транспортных коммуни-

каций регионов и их социальных подсистем, учитывая влияние на них последствий формирования транспорта.

Особенности социально-экономического подхода заключаются в следующем:

— в максимальном качественно-количественном учете социальных последствий формирования и развития транспортного комплекса, определяемых социально-экономической категорией «качество жизни»;

— социально-экономический аспект создания транспортной сети включает необходимость системного рассмотрения трех взаимосвязанных элементов: возможностей использования трудовых ресурсов, обеспечения нормальных условий труда и создания нормальных социально-бытовых условий жизни за счет развития инфраструктуры.

Выявленные социальные параметры транспортного комплекса основываются на приоритетности качества жизни людей, а не производственной специализации. К ним относятся:

— устойчивое и доступное для большинства населения пассажирское сообщение;

— создание условий для развития системы расселения;

— создание дополнительных рабочих мест;

— доступность для населения транспортных услуг.

В ходе исследования выделены факторы, влияющие на уровень социально-экономического развития регионов.

Факторы, определяющие влияние транспорта на социально-экономическое развитие регионов (предпринимательский, инвестиционный, институциональный, финансовый, экономический, социально-трудовой). Эти факторы позволяют обеспечить повышение качества жизни населения, увеличение уровня национальной безопасности, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего развития, что отражается на основных параметрах жизнедеятельности региона, включая экономический рост, доходы населения, правопорядок и общественную безопасность, здоровье населения, образование, культуру, физическую культуру и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, государственное и муниципальное управление.

Социально-экономическое развитие регионов характеризуется степенью достижения стратегических целей государственной политики и

Социально-трудовой фактор характеризуется уровнем развития социально-трудового потенциала территории, включая систему подготовки кадров транспортных предприятий, а также экономической активностью населения.

Данный фактор характеризуется следующими показателями:

— уровень экономической активности населения;

— численность работников, занятых на железнодорожных предприятиях;

— уровень среднемесячной заработной платы работников железнодорожного транспорта;

— уровень затрат на подготовку и переподготовку кадров на железнодорожных предприятиях;

— уровень квалификации работников на железнодорожных предприятиях.

Экономический фактор определяется уровнем конкурентоспособности транспортных предприятий, а также уровнем доходности их деятельности.

— доля добавленной стоимости железнодорожных предприятий в общем объеме добавленной стоимости в регионе;

— объемы грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

180,00 160,00 140,00 % 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

Рис. 1. Доля среднемесячной заработной платы работников железнодорожных предприятий по субъектам РФ Сибирского федерального округа к региональному уровню в 2008 г.

За 2008 г. высокий уровень заработной платы выявлен в республике Бурятия, наименьший уровень среднемесячной заработной платы по сравнению с региональной заработной платой — в Томской области (рис. 1).

Сибирский федеральный округ обладает достаточно высоким трудовым потенциалом. На территории округа проживает 10,2% экономически активного населения России. Уровень экономической активности в округе выше, чем в среднем по Российской Федерации. В 2008 г. наибольшая среднегодовая численность занятых на предприятиях транспорта наблюдается

в Забайкальском крае, что составляет 58292 человека, или 11,81% от экономически активного населения в регионе. Наименьший удельный вес работающих на предприятиях транспорта к региональному объему отмечен в Алтайском крае (рис. 2). В Алтайском крае в транспортной отрасли занято 67127 человек, что составляет 6,09% от экономически активного населения региона.

Транспортная система полностью обеспечивает спрос экономики и населения на железнодорожные перевозки. Пассажирский железнодорожный транспорт стратегически значим ввиду относительно низкой стоимости гаревого Республика Бурятия С Республика Хакасия

Рис. 2. Доля работников занятых на железнодорожных предприятиях к объему работающих в регионе

И Республика Бурятия Г~1 Республика Хакасия ^ Алтайский край В Забайкальский край Красноярский край ш Иркутская область ЁЗ Кемеровская область Новосибирская область Омская область ЁП Томская область

Рис. 3. Доля отправления пассажиров по субъектам РФ Сибирского федерального округа к общему объему по РФ

зок. Железные дороги являются единственным доступным способом перемещения большинства населения по стране.

Показатели, характеризующие экономический и социально-трудовой факторы представлены в динамике за период с 2007 по 2009 гг., что позволяет выделить положительные и отрицательные тенденции в уровне социально-экономического развития регионов. Информация анализируется в целом по десяти субъектам Федерации, входящим в Сибирский федеральный округ и имеющим развитию железнодорожную сеть (табл.).

Доля численности занятых на транспортных предприятиях региона снизилась в республике Бурятия, Иркутской области. Данное снижение связано с высвобождением работников хозяйственной части на железнодорожных предприятиях. В тоже время во многих субъектах РФ Сибирского федерального округа в 2007-2009 гг. наблюдается снижение объемов отправления пассажиров железнодорожным транспортом.

По всем регионам СФО заработная плата работников железнодорожного транспорта выше,

чем в среднем по региону, так как индексация заработной платы на железной дороге происходит ежеквартально. Уровень заработной платы на железнодорожных предприятиях по отношению к региональной в 2009 г. возрос.

Транспорт как элемент экономической системы обладает свойством мощного катализатора. Он непосредственно или косвенно повышает уровень производственной и коммерческой активности во всех сферах практической деятельности, дает возможность повысить масштабы производства, освоить новые территории и включить в оборот новые ресурсы, позволяет связать производственные структуры и товарные рынки. Более того, деловая активность людей в огромной степени зависит от личных контактов, которые им необходимо поддержи-

Показатели влияния транспортного комплекса на социально-экономическое развитие субъектов Сибирского федерального округа в 2007-2009 гг., %

Регион Социально-трудовой фактор Экономический фактор

Уровень среднемесячной заработной платы работников железнодорожного транспорта к региональному уровню Доля работников занятых на транспортных предприятиях к региональному уровню Доля объемов отправления пассажиров железнодорожным транспортом в регионе к общему объему по РФ

вать для ведения бизнеса, культурного и научного общения.

Обладая свойством катализатора, транспорт как многоэлементная система оказывает положительный синергетический эффект. Развитие его дает импульс интенсивному развитию экономики региона на основе активного вовлечения в хозяйственный оборот различных природных ресурсов, делает их экономически доступными, повышает мобильность трудовых ресурсов.

Большую роль транспорт играет в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и предприятий городов и регионов: в энергетике, коммунальном хозяйстве, в сфере обеспечения общественной безопасности. В этом заключается социальное значение транспорта.

2. Леонтьев Р. Г. Формирование единой региональной транспортной системы. Программно-целевой подход. М.: Наука, 1987. 151 с.

3. Механизмы оценки влияния социальной ответственного бизнеса на устойчивое развитие регионов России / Под ред. д.э.н. Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 243 с.

4. Оценка качества экономического роста региона с учетом противоречий воспроизводства человеческого потенциала / Шеломенцев А. Г., Кузьмин А. И., Андреева Е. Л., Козлова О. А., Нифантова Р. В., Полкова Т. В., Косьмин И. Ф. и др. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010. 179 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010 : стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.

ключевые слова: социальная сфера, социально-экономическое развитие, транспортный комплекс, железнодорожный транспорт, уровень жизни населения

Роль и значение транспорта

Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции го­сударства.

Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.

Транспорт — важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.

Социальное значение транспорта заключается в обеспечении тру­довых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов мате­риалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохра­нению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздорови­тельными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям территориальную доступность курортов с их це­лебными источниками, а также специальных медицинских центров в сто­лицах и крупных городах.

Культурное значение транспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить междуна­родный обмен.

Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поезд­ки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.

Оборонное значение транспорта — это один из важнейших факто­ров обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.

Основная задача транспорта — полное удовлетворение по­требностей промышленности, сельского хозяйства и населения в пе­ревозках, как по объему, так и по качеству.

Качество перевозок проявляется:

• в обеспечении безопасности движения;

• сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

• соблюдении регулярности перевозок;

• повышении уровня комфорта;

• обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

• достижении более высокой экономичности перевозок.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеоб­щее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транс­порт осуществляет связи, порождаемые технологическим разде­лением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводствен­ный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обра­щения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производ­ства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования — желез­нодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей со­общения). Эти виды транспорта вместе с системой складов яв­ляются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструкту­ры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая ус­луги населению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих являет­ся трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, дос­тигая по некоторым грузам 45—50%.

Темпы развития транспорта должны соответствовать эконо­мическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопро­вождается пропорциональным увеличением стоимости основ­ных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития эко­номики страны транспортная отрасль должна изменяться в соот­ветствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Сущест­вует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздейст­вие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструк­туру не гарантируют роста экономики. Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в целом.

Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

Рисунок 1.1 – Структура экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ (отлатинского «transporto» — перемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)

— Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.

Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства

Во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду — его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.

1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.

2. Социально — политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.

3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций.

В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.

В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта

Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, железные дороги — 7%, трубопроводы — 4% судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища — 3%.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4%.

Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.

В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.

Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны (в 2006 году — 27 процентов), существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте (в 2007 году — 8 процентов), в инвестициях на развитие отраслей экономики (в 2006 году — 10,4 процента) и в численности занятых работников (в 2007 году — 6,3 процента), а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объемные характеристики транспортного обслуживания напрямую влияют на полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также на возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров — в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от нее зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны и специальных служб и таким образом определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *